Что относится к природным факторам макросреды предприятия
3.2 Основные факторы макросреды
Макросреда – это совокупность факторов, на которые руководство предприятия повлиять не может и должно учитывать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества.
Предприятие и его микросреда функционируют в окружении более обширной макросреды, которая либо открывает новые возможности, либо грозит новыми опасностями. Макросреда включает следующие основные элементы: 1) демографическая среда; 2) экономическая среда; 3) природная среда; 4) научно-техническая среда; 5) политическая среда; 6) культурная среда.
Демографическая среда
Основные ее характеристики – численность и плотность размещения населения. Для маркетологов демографическая среда представляет интерес, поскольку рынки состоят из людей.
Экономическая среда
Это общая покупательная способность населения, которая связана с уровнем текущих доходов, цен, сбережений и доступностью кредита, уровнем безработицы.
Природная среда
Изменения в окружающей среде сказываются и на товарах, которые предприятия производят и предлагают рынку. Деятельность предприятия зависит от условий, которые предъявляет природная среда, а именно:
Дефицит некоторых видов ресурсов и сырья. Вода и воздух могут показаться неисчерпаемыми видами природных ресурсов, но существует серьезная угроза их загрязнения. Снабжение продовольствием может стать крупной проблемой, поскольку размеры сельскохозяйственных угодий ограничены. Использование возобновляемых ресурсов, таких, как лес и продовольствие, требует внимания. Острые проблемы возникают в связи с истощением невозобновляемых ресурсов, например, месторождений металлических руд (платины, цинка, меди, свинца, серебра).
Рост загрязнения природной среды. Промышленная деятельность почти всегда наносит вред состоянию природной среды. Существуют проблемы опасного уровня содержания химических загрязнителей в почве и продуктах питания, радиоактивного заражения, загрязнения упаковочными материалами, не поддающимися биохимическому разложению. В качестве альтернативы негативным тенденциям развития создается рынок средств по борьбе с загрязнением окружающей среды.
Вмешательство государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Предпринимательская деятельность находится под контролем как со стороны государственных органов, так и со стороны влиятельных групп общественности. Бизнес должен участвовать в поиске решения проблем обеспечения экономики материальными ресурсами и предотвращения загрязнения окружающей среды.
Научно-техническая среда
Развитие науки и техники является главным фактором экономического роста. Новая техника заменяет старую, от которой она отличается сокращением удельных затрат труда, материалов и энергии, а также капитала. К основным тенденциям развития научно-технической среды относятся: ускорение научно-технического прогресса, рост ассигнований на исследования и разработки, распространение стратегии мелких улучшений, ужесточение государственного контроля.
Ускорение научно-технического прогресса. Современная техника – это комплексы автоматических машин под управлением компьютеров. Ей на смену приходят роботы и робототехнические комплексы с искусственным интеллектом.
Рост ассигнований на исследования и разработки. В настоящее время в наиболее развитых странах их величина составляет не менее 2-2,5% ВВП. Предприятия, действующие в наукоемких отраслях хозяйства, тратят на исследования и разработки в среднем до 15-25% выручки от реализации товаров и услуг.
Распространение стратегии мелких улучшений. Это внедрение небольших усовершенствований в уже выпускаемые товары. Вместо того чтобы рисковать, предлагая крупные новшества, многие предприятия занимаются мелкими усовершенствованиями производимых товаров. Они также покупают лицензии и практически копируют товары конкурентов.
Ужесточение государственного контроля качества и безопасности товаров. Государственные органы надзора изучают товары и запрещают те из них, которые могут оказаться потенциально опасными. Ведется контроль качества пищевых продуктов, медикаментов, ужесточаются требования к безопасности товаров в автомобильной промышленности, в производстве одежды, электробытовых приборов, в строительстве.
Политическая среда
Это законы, нормативные документы государственных учреждений, требования групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий. В России быстро растет число законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Их основой является Конституция РФ и Гражданский кодекс. Важная причина государственного регулирования – необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики. Руководители предприятий должны хорошо знать федеральные и местные законы, под действие которых подпадает маркетинговая деятельность в том или ином регионе.
Культурная среда
Это основные взгляды, культурные ценности и нормы поведения, определяющие взаимоотношения людей друг с другом. На принятии решений о покупке могут сказаться особенности культурного уклада стран – приверженность населения основным культурным ценностям.
Основные факторы макросреды
Макросреда — это комплекс факторов как внешних, так и внутренних, действующих на компанию. К сожалению, руководство компании, как правило, не может на них влиять, но обязано их учитывать. Не стоит забывать, что основные силы макросреды, оказывают влияние как на саму фирму, так и на ее конкурентов, а также на элементы микросреды. На макросреду обычно, влиять труднее, чем на микросреду, но это не значит, что фирмы должны оставаться пассивными; невозможность контроля не подразумевает неспособности влиять.
Шесть факторов макросреды:
Несомненно, все эти факторы макросреды влияют на деятельность организаций. Рассмотрим подробнее каждый из них:
Демографические факторы макросреды
Население земли растет огромными темпами, что вызывает негодование в различных странах по следующим причинам:
— ресурсов планеты может не хватить для поддержания жизни растущего количества людей;
— численность населения растет в тех странах, которые меньше всего себе могут этого позволить;
— если растет численность, растут и нужды людей в тех или иных товарах и услугах, которые бизнесу необходимо удовлетворить. А это означает рост рынков при наличии достаточной покупательской способности.
Падение рождаемости это угроза для определенных сфер рынка и успех для других. Фирмы будут вынуждены перепрофилировать своё производство, направлять свои усилия для обслуживания пожилых людей. Например, рост группы населения от 65 лет и старше породит спрос на интернаты, дома для престарелых и т.д.
В условиях рынка народ, так, скажем, стал легким на подъем. Люди стремятся в города, ведь там большие доходы, более широкий выбор товаров и услуг. На долю крупных городов выпадает большая масса продаж. Но не все люди обосновываются в городах. Тогда возникает следующая ситуация, города оказываются в окружение пригородов, а те в свою очередь в окружение дачных поселков.
Число образованных людей растет, тем самым повышается спрос на высококачественные товары, книги, журналы и туристические поездки. Растет доля служащих и уменьшается доля рабочих, в общем количестве работающего населения.
Экономические факторы макросреды
Природные факторы макросреды
Важная проблема развития экономики связана с нефтью – одним из невозобновляемых природных ресурсов. Например, экономика ведущих индустриальных стран находится в сильной зависимости от цены на нефть.
Научно-технические факторы макросреды
На сегодняшний день научно-техническая среда, является, возможно, самым главным фактором нашего существования. Новые технологии создают различные возможности, способствуют появлению новых рынков и т.д.
Политико-правовые факторы макросреды
Не нужно забывать, что хорошо продуманное законодательство создает благоприятные условия для развития рынка товаров и услуг.
Социально-культурные факторы макросреды
Основные выводы: фирмы должны как можно лучше анализировать каждый из факторов макросреды, выявлять его особенности и учитывать его влияние на свою деятельность, только тогда можно будет добиться устойчивого положения на рынке и значительных конкурентных преимуществ.
Автор: Лопухова А.
Позвоните нам по телефону +7 (495) 768-83-56 и вы получите развернутую бесплатную консультацию по услугам анализа факторов макросреды компании, а также сможете задать нам свои вопросы!
Основные услуги компании Future Sales:
Макросреда предприятия
Анализ факторов макросреды
Макросреда — это факторы и системы, не подконтрольные предприятию, оказывающие косвенное влияние на его текущее состояние, дальнейшее развитие.
Важными факторами, элементами макросреды являются следующие среды:
Анализ факторов макросреды необходим для определения тенденций развития, составления стратегических планов, поддержания конкурентоспособности компании.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Все элементы связаны между собой. Изменение характеристик одного из них влечет изменения свойств другого. Поэтому анализ необходимо проводить в комплексе, с учетом установленных взаимосвязей.
Демографическая среда
Основными характеристиками, учитываемыми при маркетинговом анализе демографической среды, являются плотность размещения и численность народонаселения. Здесь принято отслеживать:
При анализе демографической среды необходимо учитывать и такую характеристику, как повышение образовательного уровня населения. Она традиционно влияет на спрос, структуру рынка.
Экономическая среда
Экономическая среда — это покупательная способность населения, связанная с уровнем цен, показателями среднего дохода и безработицы, доступностью кредита.
Необходимость экономить обуславливает осторожность в совершении покупок, выбор в пользу менее дорогого продукта. В отдельных случаях наблюдается откладывание приобретения товаров длительного пользования. В других, наоборот, прослеживается стремление сделать покупку быстрее — до повышения цены.
Все это, а также возможность перераспределения затрат, необходимо учитывать при проведении комплексного анализа, изучении экономической среды.
Перераспределение затрат выражается в сокращении расходов на одни товарные позиции и увеличении трат на другие. К примеру, когда люди начинают меньше тратить на приобретение бытовой техники, а сэкономленные средства перенаправляют на покупку одежды, продуктов.
Природная среда
Нарастающее беспокойство по поводу загрязнения планеты, истощения природных ресурсов становится поводом для введения ограничивающих законодательных инициатив. Как правило, они касаются:
Все это не может не влиять на рынок, а также на выбор направления деятельности его новыми участниками.
Предпринимательство находится под контролем инициативной общественности, уполномоченных государственных органов. Поэтому бизнесу приходится находить такие варианты решения, которые удовлетворяют требованиям закона и делают возможным дальнейшее развитие предприятия.
Научно-техническая среда
Любое весомое достижение науки и техники становится причиной изменения экономической сферы. При анализе научно-технической среды рекомендуют учитывать:
Также необходимо быть в курсе запланированных изменений в законах. Ужесточение контроля нередко ведет к запрету продукта, его составляющих.
В первую очередь государственные санкции касаются медикаментов, продуктов питания, одежды, строительных материалов.
Политическая среда
Политическая среда — это совокупность законов, нормативных документов и требований общественности, оказывающих влияние на организации и ограничивающих свободу их действий.
В РФ основой политической среды выступают Гражданский кодекс и Конституция. Прописанные в них законодательные акты регулируют предпринимательскую деятельность, призваны защищать потребителей от недобросовестной деловой практики.
Руководство предприятия должно не только хорошо знать особенности местного и федерального законодательства, но и планомерно отслеживать вносимые изменения.
Культурная среда
Под культурной средой понимаются нормы поведения, культурные ценности, основные взгляды, определяющие человеческие взаимоотношения.
На деятельности организации, ее развитии могут сказываться:
От этих факторов зависят характеристики покупательского поведения, емкость рынка и его реакция на разнообразные социальные и политические явления.
Факторы макросреды: основные и дополнительные
Все описанные выше факторы макросреды влияют не только на определенную организацию, но и на:
К основным факторам относятся:
В маркетинге их объединяют в единую группу ПЭСТ и по отношению к ней проводят подробный комплексный анализ.
Остальные факторы считаются дополнительными, оказывающими меньшее влияние на текущую деятельность предприятия.
Цель изучения факторов макросреды
Конечными целями изучения факторов макросреды являются:
В планы может входить техническое переоснащение предприятия, внедрение инновационных технологий, изменение деятельности в соответствии с новыми законодательными актами, реализация иных подходов в рекламе и продвижении товара.
Место и роль макросреды в составе общей среды маркетинга
Общая среда маркетинга — это совокупность факторов, сил, условий, субъектов, функционирующих внутри фирмы и за ее пределами.
В состав общей среды входят внутренняя и внешняя среда. Внутренняя отражает потенциал участника рынка, включает в себя его финансовые, управленческие возможности. Внешняя представлена окружением, находящимся за пределами компании, и не поддается ее влияниям.
Внешняя среда, в свою очередь, подразделяется на:
Роль макросреды состоит в формировании общих условий для реализации предпринимательской деятельности. Но, несмотря на это, первоочередное внимание маркетинговых структур должно быть направлено на микросреду.
Общая характеристика макросреды маркетинга
Макросреду маркетинга характеризует обобщенность структуры, способность влиять и на саму компанию, и на ее микроокружение:
При этом никто из представителей этих категорий не может избегать воздействия макросреды, каким-либо образом видоизменять его.
Теоретико-методологические основы анализа макросреды маркетинга
На практике анализ макросреды маркетинга сводится к ПЭСТ-анализу, или к его расширенной разновидности, включающей изучение природной и правовой среды.
Оба вида анализа основаны на матричном методе. Результаты представляются в виде таблицы из 4 или 6 квадрантов. Каждый квадрант отображает один из факторов макросреды.
Значимость факторов, характер их влияния на деятельность учреждения, фирмы, отображают в таблицах, выстроенных по типу SNW-анализа. Такой подход позволяет составить представление о слабых, сильных и нейтральных факторах, выстроить правильную стратегию.
Понятие SNW-анализа актуально для процесса изучения внутренней среды компании. Для отображения его результатов используются таблицы, состоящие из одного столбца с названиями рассматриваемых элементов и трех оценочных столбцов. В качестве оценок выступают качественные критерии элементов: S — сильный, N — нейтральный, W — слабый.
Ответы на тесты по теме Менеджмент
В соответствии с результатами функционирования, на какие виды подразделяются оперирующие системы?
Из каких составляющих состоит внутренняя среда предприятия? (выберите несколько ответов)
Персонал; Активы; Организационная структура; Системы правил, процедур и норм; Культура (корпоративная мотивация)
Органы государственной статистики входят в элемент внутренней среды как:
—> Анализ внутренней среды предприятия включает:
нет верного ответа
Определите организации, которые не относятся к контактным аудиториям:
Что относится к технологическим факторам макросреды предприятия? (выберите несколько ответов)
уровень и темпы научно-технического прогресса, уровень государственной поддержки и финансирования науки и научных исследований, наукоёмкость продукции и технологических процессов различных отраслей
вертикальные связи административного подчинения, хозяйственных и финансовых взаимоотношений между подразделениями различных иерархических уровней предприятия
Что является результатом деятельности оперирующих систем?
Какие основные элементы микросреды предприятия? (выберите несколько ответов)
Потребители; Поставщики; Контактные аудитории; Конкуренты; Посредники
Из каких частей состоит внешняя среда предприятия?
макросреды и микросреды
Что включает в себя культура предприятия?
Набор ценностей, Нормы поведения, Традиции
На что ориентируется система управления предприятия при производстве инновационных товаров?
Время выхода на рынок
Что относится к политическим факторам макросреды предприятия? (выберите несколько ответов)
внутренняя и внешняя экономическая политика государства, законодательство по хозяйственной деятельности фирм, политическая стабильность и расстановка политических сил и общественных движений
—>
Что относится к природным факторам макросреды предприятия
степень государственной регламентации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, состояние и перспективы использования природных ресурсов, экологические нормативы и уровень развития системы экологического мониторинга
Внутренняя среда предприятия включает следующий элемент:
ПЭСТ-анализ не рассматривает:
Внешняя макросреда предприятия включает:
степень внедрения инновационных технологий
Что относится к социальным факторам макросреды предприятия? (выберите несколько ответов)
1)численность, плотность размещения и половозрастная структура населения 2)миграция и изменение соотношения городского и сельского населения 3)социальные классы и их характеристики
Совокупность горизонтальных предметно-технологических отношений между подразделениями отражается в
На что ориентируется система управления предприятия при производстве кастомизированных товаров