Что относится к принципам социального партнерства
Социальное партнерство: основные принципы, формы
Принципы соц. партнерства – это базовые начала, исходные положения, которым следуют субъекты социального партнерства в процессе своей практической деятельности.
Ключевые положения социального партнерства
Государство в обязательном порядке, при осуществлении нормативного регулирования трудовых и прочих отношений, которые имеют непосредственную связь с упомянутыми, должно руководствоваться именно принципами социального партнерства.
Статья 24 трудового кодекса содержит официальный перечень ключевых принципов. К ним относятся:
Приведенные выше положения объединяет принципы взаимодействия сторон социального партнерства. Кроме того к последней группе положений стоит также относить принципы содействия государства в упрочнении и становлении партнерства социального значения основанного на основании демократических принципов, взаимного учета интересов и уважения участников.
Стоит помнить, что, в сущности, принципы соблюдения участниками и их представителями правоустанавливающих положений и прочих регулирующих актов, которые так или иначе относятся к нормам трудового права, неизменности соблюдения коллективных договоров, соглашений, контроля за соблюдением норм установленных коллективных договоров, соглашений и ответственности участников за несоблюдение по их вине коллективных договоров, соглашений, имеют общеправовое значение и не могут рассматриваться как специфические, конкретно для отношений социального партнерства, а также в качестве самостоятельных элементов характеристики социального партнерства.
Кроме того в отношениях трудового коллектива его участники неизменно обязаны следовать установленному регламенту не только относительно нормативных правовых актов регулирующих отношения конкретной области, но и прочие требования законодательства.
Требования заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях, и реальности обязательств, которые принимает на себя участник отношений, являются некими отдельными принципами и имеют больше моральное и экономическое значение, нежели правовое. Это связано со сложностью, используя исключительно средства права, доказать следование данным положениям.
К слову, поскольку участниками конкретных правоотношений социального партнерства выступают не стороны этого партнерства непосредственно, а лица, выступающие посредниками, то и обсуждение степени заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях, довольно затруднительно, а по отношению к работодателю не имеет смысла в принципе. Кроме того, остается непонятным будет ли соблюдаться данное положение в случае, если работники отрицательно настроены на ведение диалога с руководящим составом того или иного предприятия, а лица, представляющие организацию имеют заинтересованность в заключении соглашения с работодателем, даже если руководитель дискредитировал себя.
Вышеописанное указывает на необходимость определения комбинации подобных положений социального партнерства, которые могли бы способствовать описанию данного института в роли самодостаточного в рамках системы трудового права.
Процесс формирования принципов социального партнерства
Впервые сформулировать перечень принципов социального партнерства попыталась М. В. Лушникова. Однако ее классификация ориентировалась преимущественно на международно-правовые принципы социального партнерства. Лушникова занесла в список такие принципы как:
Для установления базовых основ партнерского сотрудничества регулирование труда на международном уровне имеет большое значение. Кроме того в основе самого формирования МОТ заложено основное значение партнерских отношений, поскольку сама МОТ базируется на представительстве правительств, предпринимателей и трудящихся тех или иных государств.
В любом случае принципы формирования социального диалога могут иметь существенные различия, учитывая структуру занятости, организацию промышленности и сферы услуг, территориальное деление, исторические особенности и прочие факторы.
В современном мире к принципам социального партнерства принято относить те из них, которые имеют системообразующий характер для всей системы социального партнерства, а именно:
Чтобы более глубоко понимать структуру каждого из принципов, следует разобрать каждый из них более подробно.
Принцип свободы объединения
Данный принцип выражается в нормах Всеобщей декларации прав человека и Конвенциях МОТ № «О свободе ассоциации и защите права на организацию» и № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров». Соблюдение данного положения, по сути, неотъемлемо для продуктивного взаимодействия участников.
Только те из организаций работников и работодателей, которые прошли свободный путь создания и развития, способны полноценно осуществлять представительство интересов.
Принцип можно отнести к одним из основополагающих принципов регулирования трудовых отношений согласно Декларации МОТ от 18 июня 1998 года «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда»
Конвенция МОТ № 87 устанавливает право трудящихся и работодателей, не разделяя их, на формирование организации по своему выбору без предшествующего разрешения. Кроме того она регулирует право вступления в подобные организации при условии соблюдения внутреннего устава организации. Те или иные объединения (организации) могут разрабатывать собственные уставы и административные регламенты, а также выбирать желаемых представителей учитывая собственные предпочтения, организовывать управленческий аппарат, регулировать деятельность, формулировать программу действий. При это государство не имеет право вмешиваться в данные процессы, если действия могут каким-либо образом ограничить права организации или препятствовать законному осуществлению процессов, также в рамках процедуры приобретения организациями прав юридического лица.
Объединения рабочих и работодателей не могут быть упразднены или временно ограничены в правах в административном порядке.
В целом Конвенция МОТ № 87 ориентирована на организацию условий независимого существования организаций трудящихся и работодателей от влияния со стороны государственных органов.
На основании положений данной Конвенции трудящиеся пользуются необходимой защитой от любых дискредитирующих действий, которые так или иначе направлены на ограничение свободы объединения в сфере труда. Данные объединения также пользуются защитой против несанкционированного вмешательства среди таких же объединений или их представителей. Организации находятся под защитой относительно нюансов формирования, развития и управления.
В качестве вмешательства можно рассматривать какие-либо действия, которые способны учредить организацию работников под господством работодателя или объединения работодателей, а также поддерживать объединения трудящихся через материальную помощь или иным способом, дабы иметь возможность контролировать такие объединения.
Как можно заметить в содержание права на объединение также входит и обеспечение независимости этих объединений не только от иных участников отношений, но и от государства в частности, что отражено в законодательстве РФ. Так ст. 30 КРФ устанавливает право на объединение, включая право формировать профсоюзы, с целью зажиты собственных трудовых интересов. Гарантируется кроме того и свобода ведения деятельности общественных объединений, при этом вступление и пребывание в организации подобного рода исключительно добровольное.
Также положения об обеспечении независимости представителей работников находят отражение и в Законе о профсоюзах. Он в свою очередь устанавливает запрет на вмешательство любых государственных структур, органов местного самоуправления и их представителей, в случает если подобное вмешательство может спровоцировать ограничение прав профсоюзных организаций, или же вызвать затруднения в процессе осуществления законной деятельности.
Согласно статье 36 ТК РФ ведение коллективных переговоров, а также заключение договоров от имени работников организации, лицами, которые представляют интересы работодателя, не допускается. Сюда же можно отнести и заключение договоров организациями или структурами, сформированными или имеющими финансирование от работодателя, органов исполнительной власти, местного самоуправления, политическими партиями. Исключениями могут являться случаи, описанные и установленные в рамках Трудового Кодекса РФ.
Подобное положение вещей можно наблюдать и относительно объединений работодателей, что отражено в статье № 6 Федерального закона «Об объединениях работодателей».
Принцип многоуровневого сотрудничества
Данный принцип можно считать произрастающим из многогранности видов экономической деятельности и территориальной специфики труда. Таким образом, особенности трудовых отношений могут быть различными, учитывая экономическую отрасль, исторические, климатические и прочие факторы, которые присущи той или иной территории.
Конвенция МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» 1981 года, установила, что распространение сферы влияния коллективных переговоров на все отрасли экономики просто необходимо. В исключение попали только вооруженные силы и полиция, где допустимость ведения коллективных переговоров регулируется законодательством на национальном уровне.
Также в рекомендации МОТ содержится и примерный перечень уровней, на который предпочтительно проведение коллективных переговоров. К ним относятся следующие уровни:
О степени необходимости проведения переговоров на том или ином уровне следует делать выводы на основании национальных условий определенного государства. Если в той или иной стране переговоры проводятся на нескольких уровнях, участники должны обеспечивать координацию между этими уровнями.
В свою очередь ТК РФ предусмотрено существование уровней социального партнерства, а именно:
При этом существующие уровни могут формировать взаимодействие, из которого образуются подуровни. Так в состав отраслевого уровня входят подуровни, которые зависят от территории, на которой осуществляется взаимодействие:
Особенности существования и числа подуровней имеет прямую связь с конкретными отраслями экономики.
Описывая локальный уровень нельзя не отметить возможность охвата нескольких муниципалитетов, субъектов РФ, все страны и даже выхода за ее пределы. Это возможно за счет наличия у организации филиалов, представительств и других обособленных структур.
Стоит помнить, что наличествующий на данный момент перечень уровней социального партнерства не является полностью исчерпывающим и точным.
Подобное положение вещей сформировалось за счет того, что в условиях глобализации экономики, прироста количества работников, которые относятся к транснациональным компаниям, а также стремления сформировать наднациональные рынки труда фактически образовался новый уровень социального партнерства, а именно – международный. Ему свойственны особые формы социального диалога, а в его рамках образуются новые виды актов социального партнерства.
Законодательство РФ предусматривает отраслевой уровень ведения коллективных переговоров. Он сформирован на основании разделения организаций по сферам деятельности. Однако, в ноябре 2001 года вышло постановление, которое упраздняет действие ОКОНХ с начала 2003 года. С этого же момента в действие вступает Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Он существенно изменил группировку хозяйствующих субъектов, что, в свою очередь, создает ряд определенных трудностей на пути реализации положения ст. №48 трудового кодекса о распространении действия отраслевых соглашений на работодателей, которые не принимали участия в их заключении.
Стоит заметить, что решение данной проблемы требует более глубокого понимания и только лишь отменой или сменой конфигурации одного из уровней социального партнерства она не урегулируется.
Сохранение принятой терминологии обусловлено тем, что сформированные на данный момент профсоюзы и объединения работодателей были созданы в период существования отраслевого разделения народного хозяйства. Нередко такие объединения не могут ограничиться только лишь сменой названия, либо внесенным в устав изменениям, а должны осуществить слияние с несколькими организациями. Подобная процедура требует достаточно много времени, а также решения сложных организационных моментов. В сущности, подобная трансформация может занять боле года.
Принцип равноправия представителей субъектов социального партнерства
Данный принцип обеспечивается гарантиями независимости объединений трудящихся и работодателей. Кроме того, равноправие становится возможным благодаря особой роли органов государственной власти по отношению к партнерству социального уровня, где они выступают в качестве равноправных партнеров, а не просто носителей функции публичной власти, основная роль которых заключается в высказывании предпочтений по поводу определенной линии поведения участников партнерских взаимоотношений.
Кроме того в коллективных отношениях трудового характера происходит определенного рода трансформация взаимоотношений между работником и работодателем. Так, если традиционно в отношениях работник подчинен работодателю, или его представителю, а между ними возникают отношения власти, то отношения социального партнерства совокупный работник в лице своих представителей и работодатель имеют равные права с юридической стороны. Собственно, данный факт делает возможным участие представителей работников в управлении трудом.
Если данный принцип в полной мере реализовывается, он позволяет исключить заключение ложных соглашений, которые могут быть навязаны одной стороной по отношении к другой.
Принцип полномочности представителей субъектов социального партнерства
В условиях современности данный принцип приобретает довольно существенную практическую роль, ведь невозможно признать юридически значимым договорной акт, который был заключен представитель, не обладающим при этом должными полномочиями.
На первый взгляд может показаться. Что данное положение не требует никаких доказательств, однако история знает период когда коллективные соглашения заключались субъектами, решения которых не являлись обязательными для участников самих объединений. Подобное положение вещей сделало необходимым формулировку отдельного принципа.
Содержание этого принципа являет собой следующее: лица, представляющие субъекты социального партнерства должны обладать полномочиями, принимать обязательства, которые имеют юридическую силу лично для себя, а также для тех лиц, которые они представляют.
Войтинский И. С. считал, что стороны, договаривающиеся между собой, предпочитают, чтобы последствия тарифного договора в полном объеме распространялись на каждого рабочего и работодателя данной категории.
Определение полномочности представителей субъектов происходит посредством какого-либо законодательного акта, или через проведение определенных переговоров, где лицо наделяется полномочиями.
Принцип добровольности принятия обязательств
Данный принцип произрастает из независимости субъектов социального партнерства. В него входит также право свободы выбора и обсуждения тем, являющихся составными содержания коллективных договоров и соглашений.
Содержанием данного принципа является установление неправомерности манипуляции представителями субъектов социального партнерства. Здесь имеется в виду то, что третьи лица не могут диктовать решения, которые принимаются партнерами, а также обязывать представителей проводить переговоры по каким-либо определенным вопросам. Кроме того, подобное означает, что и органы государственной власти не имеют права обязывать участников принимать на себя какие-либо обязательства.
Выражается принцип в нормах ст. 47 трудового кодекса, согласно которому участникам коллективных отношений предоставляется свобода выбора вопросов регулирования социально-трудовых отношений. А также нормах статей 41 и 46 где определено, что содержание и структура коллективного договора или соглашения определяется участниками. Прочие установленные статьями виды являются не обязательными, но предпочтительными к соблюдению.
Принцип примирительного разрешения разногласий
Данный принцип указывает на то, что в случае конфликта, если таковой возник в процессе взаимодействия участников, может быть разрешен, руководствуясь базовыми принципами и процедурами, которые сложились в отношениях социальных партнеров.
Общие правила регулируют процесс разрешения возникающих спорных ситуаций при участии только лишь самих субъектов социального партнерства. Органы государственной власти, в данном случае, не учувствуют в вынесении решения, которое будет являться обязательным для конфликтующих. Их участие ограничивается лишь посредническими функциями.
Описанная выше позиция находит свое выражение в сути самих конфликтов. Ведь в своей сути они не являются конфликтами права, а в большинстве относятся к конфликтам интересов, которые обусловлены установлением или изменением коллективных условий труда.
Социальное партнерство в сфере труда
Понятие и формы социального партнерства
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
В частности, согласно ч. 3 ст. 45 ТК соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления являются стороной соглашения, предусматривающего полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов.
Самого пристального внимания заслуживают принципы социального партнерства, под которыми необходимо понимать основные начала, исходные положения, которым в своей практической деятельности должны следовать участники социального партнерства.
О значении, которое придается этим принципам, свидетельствует тот факт, что они получили закрепление в ст. 24 ТК и нашли свое воплощение во многих нормах ТК, прежде всего в нормах части второй ТК.
К основным принципам социального партнерства, ст. 24 ТК относит: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов; полномочность представителей сторон; свободу выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Под формами социального партнерства следует понимать способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия субъектов социального партнерства в целях согласованного регулирования социально-трудовых отношений.
Ст. 27 ТК выделяет четыре формы социального партнерства: 1) коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров, соглашений; 2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; 3) участие работников, их представителей в управлении организацией; 4) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Стороны социального партнерства вступают в социально-партнерские отношения через своих представителей, действующих на основе законодательства о представителях работников и работодателей, в частности, на основании ст. 29-34 ТК.
ТК закрепляет за профсоюзами положение и права основного представителя работников и упоминает об иных представителях работников лишь тогда, когда на локальном уровне нет профсоюза либо профсоюзная организация объединяет менее половины работников и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне.
Интересы работников на всех других уровнях социального партнерства представляют соответствующие профсоюзы, а интересы работодателей представляют объединения работодателей.
Представители работников и работодателей участвуют в социальном партнерстве через органы социального партнерства.
Это комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Они создаются на паритетной основе для регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, контроля за их исполнением.
Органы социального партнерства подразделяются на следующие виды:
1. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с ФЗ от 1.05.1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
Членами этой комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ не более 30 человек от каждой из сторон.
2. В субъектах РФ образуются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые действуют в соответствии с законами субъектов РФ.
В Тверской области комиссия действует на основании закона от 9.01.2004 г. «О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Тверской области».
Количество членов комиссии от каждой из сторон не может превышать 10 человек.
3. Трехсторонние комиссии образуются также на отраслевом (межотраслевом) уровне.
Эти комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
4. На территориальном уровне могут образовываться и действовать на основании законов субъектов РФ и положений, утверждаемых представительными органами местного самоуправления, трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в муниципальном образовании.
Трехсторонние комиссии не находятся в отношениях соподчинения, каждая из них решает свои задачи.
На локальном уровне образуется комиссия из представителей работников и работодателя для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
Особенности применения норм о социальном партнерстве к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами (ст. 28 ТК).
Коллективные переговоры
Таким образом, согласно конвенции МОТ коллективные переговоры охватывают все стороны взаимоотношений между работниками и работодателями, т.е. не существует таких вопросов по поводу применения наемного труда, которые не могли бы явиться предметом коллективных переговоров.
Следовательно, коллективные переговоры это универсальное средство согласования интересов субъектов социального партнерства, подготовки правовых актов социального партнерства.
Они могут проводиться на всех уровнях социального партнерства, начиная с локального уровня и заканчивая федеральным уровнем.
Законодательство РФ, в частности глава 6 ТК, определяют лишь общую схему проведения коллективных переговоров при заключении коллективного договора или соглашения.
Эта общая схема конкретизируется сторонами самостоятельно в ходе переговоров.
При ведении коллективных переговоров по другим вопросам порядок ведения переговоров устанавливается сторонами.
Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.
Предложить ведение коллективных переговоров на локальном уровне от имени работников вправе: 1) первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя.
Если у работодателя нет такой организации, то: 2) единый представительный орган, созданный на пропорциональной основе двумя или более первичными профсоюзными организациями, объединяющими в совокупности более половины работников данного работодателя, или; 3) первичная профсоюзная организация, объединяющая менее половины работников, уполномоченная общим собранием (конференцией) работников при согласии ее выборного органа направить работодателю предложение о начале коллективных переговоров, в случае если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, или; 4) иной представительный орган, избранный на общем собрании (конференции) тайным голосованием, если не определена первичная профсоюзная организация, объединяющая менее половины работников или работники у данного работодателя не объединены в какие-либо профсоюзные организации (ст. 37 ТК).
Предложение о начале коллективных переговоров направляется в письменной форме, в котором целесообразно указать предполагаемую дату начала переговоров, состав представителей в работе комиссии по ведению коллективных переговоров со своей стороны и их полномочия.
Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей со своей стороны для участия в комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочия.
Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.
Для ведения коллективных переговоров по подготовке проекта коллективного договора из представителей работников и работодателей образуется комиссия, которая оформляется приказом работодателя.
ТК напрямую не устанавливает срок ведения переговоров, но из анализа правовых норм можно сделать вывод, что он не может превышать 3-х месяцев.
Следовательно, коллективный договор должен быть заключен не позднее 3 месяцев после начала переговоров.
Участникам переговоров предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора.
Представители сторон в ходе переговоров должны: предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения переговоров; с пониманием относиться к доводам друг друга, внимательно выслушивать их, совместно искать возможные решения, позволяющие максимально удовлетворить интересы сторон; в ходе переговоров вправе прерывать заседания, проводить консультации, экспертизы, запрашивать необходимые сведения; не разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой).
Разработанный проект договора комиссия передает на рассмотрение представителей работников и работодателя.
Представители работников передают проект для обсуждения на собраниях в структурных подразделениях работодателя.
Работодатель обязан обеспечить это обсуждение.
Все предложения и замечания по проекту договора передаются в комиссию, которая дорабатывает проект и передает его сторонам.
Стороны выносят проект договора на рассмотрение общего собрания (конференции) работников.
После одобрения проекта собранием (конференцией) он подписывается сторонами и в семидневный срок направляется работодателем для уведомительной регистрации в соответствующий орган по труду.
При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК о порядке разрешения коллективных трудовых споров.
Коллективные переговоры по подготовке и заключению соглашений ведут комиссии, образованные на соответствующих уровнях социального партнерства.
В случае если соглашением предусматривается финансирование из бюджета любого уровня третьей стороной соглашения, обязательно являются представители органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.
Порядок ведения переговоров определяется сторонами соглашения.
Коллективные договоры и соглашения
Договоренности, достигнутые между сторонами социального партнерства, оформляются в форме правовых актов социального партнерства.
В российском законодательстве выделяются два вида правовых актов социального партнерства: коллективные договоры и соглашения.
Правовые акты социального партнерства в российском законодательстве подразделяются на два вида в зависимости от сферы их действия.
Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.
Трудовое законодательство не предусматривает обязательное заключение коллективного договора.
Содержание и структура коллективного договора определяется сторонами.
Закон (ст. 41 ТК) дает лишь общие рекомендации по содержанию и структуре коллективного договора.
Под содержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения у данного работодателя.
С правовой точки зрения положения, включенные в коллективный договор, принято подразделять на: нормативные (содержащие локальные нормы, регулирующие социально-трудовые отношения у работодателя); обязательственные (содержащие конкретные обязательства сторон с указанием сроков их выполнения и исполнителей, ответственных за их выполнение); информационные (информирующие работников об основных нормах трудового законодательства, об условиях отраслевых соглашений и др.).
Коллективный договор не может содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством.
Если такие условия включены в коллективный договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК).
В настоящее время государство регламентирует меру труда и потребления практически только в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также в целом по народному хозяйству устанавливает минимальный размер оплаты труда, правила по охране труда, гарантии и компенсации связанные с работой в тяжелых и вредных условиях труда.
В Трудовом кодексе содержится много статей где конкретные вопросы не урегулированы и указывается что они подлежат урегулированию в коллективном договоре.
Это такие вопросы как: 1) принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников (ст. 8); 2) установление дополнительных форм участия работников в управлении организацией (ст. 52, 53); 3) установление иного порядка обязательного участия профкома в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя, чем установленный ч. 1-3 ст. 82 ТК (ч. 4 ст. 82); 4) установление ежедневной работы (смены) для работников кинематографии и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации, профессиональных спортсменов (ч. 3 ст. 94); 5) установление списка работ, на которых продолжительность работы в ночное время уравнивается с дневной (ч. 3-4 ст. 96 ТК); 6) установление перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101); 7) установление графиков сменности (ч. 3 ст. 103); 8) установление второго выходного дня при пятидневной рабочей неделе (ч. 3 ст. 111); 9) установление порядка и условий предоставления дополнительных отпусков (ст. 116); 10) установление порядка индексации заработной платы (ст. 134); 11) установление системы заработной платы, размеров тарифных ставок, окладов, различного рода выплат (ст. 135); 12) установление порядка выплаты заработной платы (ст. 136); 13) установление иных периодов, чем предусмотрены ст. 139, для расчета средней зарплаты (ч. 6 ст. 139); 14) установление тарифной системы оплаты труда для работников небюджетных организаций (ст. 143); 15) установление конкретных размеров повышенной заработной платы работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (ст. 147); 16) установление конкретных размеров оплаты за сверхурочную работу (ст. 152); 17) установление конкретных размеров повышенной заработной платы за работу в ночное время (ст. 154); 18) установление порядка и размеров возмещения расходов, связанных со служебными командировками (ст. 168); 19) установление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации (ст. 173, 174, 175); 20) установление иных случаев выплаты выходного пособия, нежели предусмотренные законодательством (ст. 178); 21) установление дополнительных категорий работников, пользующихся преимущественным правом оставления на работе при сокращении численности или штата работников (ст. 179); 22) установление дополнительных отпусков работникам, осуществляющим уход за детьми (без сохранения заработной платы) (ст. 263); 23) установление особенностей трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет (ст. 272 ТК); 24) установление для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 36 часовой недели (ст. 320); 25) установление для работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплаты стоимости проезда в пределах территории РФ для медицинских консультаций или лечения (ст. 323) и другие.
Отсюда, в первую очередь, следует, что цель ведения коллективных переговоров для работников заключается не в том, чтобы повторить в коллективном договоре правовые нормы, а в том чтобы получить определенные материальные и социальные блага сверх тех, которые они получат и не заключая коллективный договор, а также конкретизировать положения правовых норм, которые изложены в общем виде.
Согласно ст. 43 ТК коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.
Стороны имеют право продлить его действие на срок не более трех лет.
Действие коллективного договора распространяется на всех работников данного работодателя, филиалов, представительств.
В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Как и в коллективный договор, в соглашение не могут включаться условия, ограничивающие права или снижающие гарантии, установленные трудовым законодательством.
Если же такие условия будут включены в соглашение, то они не могут применяться.
Соглашения могут быть как двусторонними, так и трехсторонними.
То есть, стороной соглашения помимо представителей работников и работодателей являются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.
Соглашения, предусматривающее полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов всегда бывают трехсторонними.
Порядок разработки проекта соглашения и его заключения предусмотрен в ст. 47 ТК.
Проект разрабатывается в ходе коллективных переговоров в рамках соответствующей комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок и сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяет сама комиссия.
Соглашение подписывается представителями сторон и это означает его заключение.
При этом содержание и структура любого соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включение в соглашение.
В ст. 45 ТК даются краткие рекомендации по содержанию соглашений.
В них могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда; условий и охраны труда; режима труда и отдыха, развития социального партнерства, иные вопросы, определенные сторонами.
Изменения и дополнения соглашения должны производиться в том же порядке, что и его принятие.
Срок действия соглашения в пределах трех лет определяется сторонами.
Они же вправе продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Распространение действия соглашения на работодателей зависит от их членства в объединении работодателей, заключивших это соглашение.
Действие соглашения распространяется на всех работодателей, являющихся членами такого объединения.
Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением (ст. 48 ТК).
Нормы ТК (ст. 49) предусматривают процедуру уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения, которая осуществляется в соответствующих органах по труду.
Обязанность направить в 7-дневный срок подписанный сторонами коллективный договор, соглашение возлагается на работодателя.
Однако с этим не связывается вступление названных актов в юридическую силу.
Такое значение имеет не уведомительная регистрация, а подписание коллективного договора, соглашения его сторонами.
При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.
Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
Ответственность сторон социального партнерства
Данная ответственность конкретизируется ст.ст. 5.28-5.31 КоАП.
Ответственность за уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо за нарушение установленного срока их заключения предусмотрена ст. 5.28 КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Субъектом правонарушения по этой статье является работодатель или лицо его представляющее.
Ответственность за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществление контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения предусмотрена ст. 5.29 КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его представляющее.
Ответственность за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения предусмотрена ст. 5.30 КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его представляющее.
Ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению предусмотрена ст. 5.31 и влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его представляющее.
Кроме того, поскольку ни работодатель, ни лицо его представляющее, не являются непосредственными участниками коллективных переговоров о заключении соглашений, они не могут быть субъектами ответственности за отказ их заключить.
Таким образом, объективная сторона данного проступка не охватывает посягательств на порядок заключения соглашений.