Что относится к принципам оптимального руководства

Лекция «Принципы и методы управления.»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Управление осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента, которыми руководствуются управляющие органы. Принцип (от лат. principium) — это: 1) основное исходное положение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

Соблюдение принципов менеджмента можно рассматривать как залог успеха управления. Принципы менеджмента представляют собой руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления.

К основным принципам управления относятся следующие:

Сущность менеджмента проявляется в его функциях. Менеджмент предполагает выполнение ряда функций, осуществляя которые менеджеры обеспечивают и условия для эффективного труда занятых в организации работников, и получение результатов, соответствующих целям.

Функции менеджмента представляют собой обособленные, относительно однородные направления управленческой деятельности, составляющие процесс менеджмента. В настоящее время используется классификация функций менеджмента, в целом повторяющая классификацию А. Файоля, хотя и несколько трансформированную. Принято говорить о таких функциях менеджмента, как:

Осуществление менеджмента через его функции показано на рис. 1.2.

Что относится к принципам оптимального руководства

Рис. 1.2. Функции менеджмента

5. Контроль представляет собой управленческую деятельность, задачами которой являются количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Главные инструменты выполнения данной функции — это наблюдение, проверка, учет и анализ. Контроль является процессом обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей.

Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.

Под методом (от греч. methodos — буквально путь к чему-либо) понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели.

Методом управления называется совокупность приемов, способов осуществления целенаправленного воздействия на производственный коллектив и пути решения управленческих задач.

Методы управления классифицируются по различным признакам. Так, нередко выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании первых (приказ, стимул) предполагается непосредственный результат воздействия; вторые направлены на создание условий для достижения высоких результатов (качество трудовой жизни).

Можно также выделить методы формального и неформального воздействия. Соотношение их в практике управления отражает характерные черты стиля управления. Методы неформального воздействия включают воспитательную работу руководителя, психологическую атмосферу его взаимодействия с подчиненными, поведение в коллективе и т.д.

Методы управления используются в комплексе, так как неразрывны и органичны отношения, на которых они базируются. Успешное использование методов управления в значительной степени зависит от глубины познания объективных законов развития производства и управления (онтогенетических и филогенетических закономерностей развития и функционирования управляемой системы). В методах управления находит свое выражение практическое использование этих законов.

Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных закономерностей, присущих производству как объекту управления, и на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку выделяют методы:

Социально-психологические методы позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать верные управленческие решения. Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии. Такие методы требуют, чтобы во главе коллектива стояли люди, умеющие использовать разнообразные инструменты менеджмента и обладающие способностями к системному видению проблемы.

Социально-психологические методы включают:

В практике управления зачастую одновременно применяют различные методы и их комбинации. В зависимости от ситуации руководитель должен уметь правильно и творчески выбирать и применять различные методы управления.

Источник

2.3. Основные принципы руководства

Успешное функционирование любой организации зависит от того, как менеджеры используют принципы руководства.

Основные принципы руководства приведены на схеме:

Основные принципы руководства

Что относится к принципам оптимального руководства

1. Разделение труда. Этот принцип основан на распределении процесса труда на отдельные виды работ или операции. На основе разделения труда организуется процесс управления, разрабатываются организационная структура предприятия, положения о подразделениях и должностные инструкции для каждого работника. Так конкретизируются исполнители работ с предоставленными им полномочиями и ответственностью.

Принципы разделения труда является самым главным общим принципом административного руководства.

2. Ответственность. Менеджер несет всю ответственность за результаты работы организации перед высшим органом управления (собранием акционеров, участников общества, владельцем). В своей деятельности он должен выполнять действующее законодательство и нормативные акты Украины, отвечает за их нарушение. Особое несет ответственность за выполнение соглашений, контрактов и договоров. Менеджер обладает властью над подчиненными работниками, но наличие власти предусматривает ответственность как за свои действия, так и за действия работников. Ответственность является необходимой принадлежностью власти.

К объективным внутренних условий организации относятся следующие факторы: перспективы развития организации, в том числе производственные, технические и организационные изменения, наличие материально-технических, финансовых и трудовых ресурсов, действующая система организации управления и система связей между структурными подразделениями.

Субъективные внутренние условия определяются профессиональными качествами менеджеров, опытом их работы, интеллектуальными и организаторскими способностями, возможностями и др. Эти факторы влияют на выбор цели и формирование намерений, выбор вариантов действий, их осуществление и контроль за деятельностью и ее результатами.

Вышеприведенные условия взаимодействуют между собой и определяют эффективность менеджерской деятельности.

Вместе с тем менеджеры влияют на конкретные условия, решают проблемы для достижения экономического роста и обеспечивают конкурентоспособность предприятия.

Эффективная стратегия и тактика действий менеджера предполагает точную оценку структуры условий деятельности и разработку мероприятий по совершенствованию всей системы управления.

3. Дисциплина. Это самая важная сила любого человека или коллектива. Это показатель уровня соблюдения установленных норм и правил поведения в организации.

Дисциплина труда включает в себя трудовую, технологической и производственной дисциплины.

Принцип дисциплины труда предусматривает добросовестное выполнение сотрудниками своих обязанностей по использованию оборудования, инструментов, рабочего времени, выполнение требований технологии производственного процесса, правил охраны и безопасности труда. Чем лучше дисциплина, тем ответственнее каждый сотрудник подходит к выполнению своих обязанностей. При хорошо организованной работе даже слабо дисциплинированный человек не сможет нарушать установленный порядок и, наоборот, наличие недостатков в организации труда снижает дисциплину.

4. Единство властных полномочий. При выполнении любой работы работник должен получать распоряжений больше как от одного руководителя. Если два руководителя осуществляют власть одинакового содержания над одним и тем же подразделением, то сразу же появляются недоразумения, которые могут приводить к конфликту. А чтобы не допустить этого, нужно: или ликвидировать двойственность, или устранить одного из руководителей. Люди не выдерживают двойной власти. Обязательно прихиляються к одной из них. О этот принцип в народе говорят: «Вдвоем нянек дитя без глаза». И это верно.

5. Централизация и делегирование. Централизация предусматривает сосредоточение власти в одном центре. Таким центром в организации является руководитель или коллективный орган (правление, президиум и др.) Вопрос централизации и децентрализации является вопросом меры, уровня сосредоточение властных полномочий. Для успешного руководства надо использовать систему делегирования властных полномочий от высшего до низшего уровня управления, от менеджера до подчиненных. Этот принцип повышает самостоятельность выполнения работ и, главное, ответственность за их результаты.

Чрезмерная централизация, как и чрезмерное делегирования властных полномочий не всегда дают положительные результаты. О этот принцип можно сказать так: » Один руководитель и единый план действий для совокупности операций, которые имеют общую цель». Это необходимое условие единства работы, согласованности действий и объединения усилий.

Единство руководства предусматривает объединение усилий каждого работника для эффективного выполнения работы и достижения поставленной цели.

6. Объективность и научность решений. Успешное руководство возможно только с учетом объективных условий развития общества, отраслевых закономерностей и производственных условий конкретной организации; руководство несовместимо с суб’єктивізмом, который только вредит делу.

Каждый руководитель на любой ступени иерархии должен принимать решение только с учетом объективных обстоятельств и научного предвидения будущего.

7. Единство интересов работников и предприятия. Этот принцип утверждает, что экономические интересы предприятия и работников должны совпадать. Каждый работник должен получать справедливую долю прибыли от общего результата. Нарушение этого принципа приводит к незаинтересованности работников в высокопроизводительной труда.

8. Принцип эффективности и оптимальности предусматривает достижение наибольшей эффективности в результате труда коллектива при наибольшей экономии ресурсов. Это возможно только на основе внедрения новейших технологий, совершенствования организации труда и управления, использования компьютерной техники.

10. Инициатива. Инициатива это внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость. Это руководящая роль в каких-либо действиях, возможность нечто задумать и осуществить.

Инициатива является мощнейшим стимулом человеческой деятельности.

Чтобы развивать инициативу, надо предоставить работнику самостоятельность в выполнении служебных обязанностей, ограничиваясь наблюдением и направлением его работы, поощрять заслуги, даже ценой некоторых жертв со стороны собственного самолюбия.

Источник

Методы и принципы управления

Принципы управления представляют собой правила, которыми определяются функционирование и настроение всей системы. В данном случае речь может идти и об обеспечении общей эффективности руководства.

Принципы управления определяют некоторые требования к общей системе управления. Однако современный менеджмент не содержит общепризнанный и единый набор принципов. Многими экономистами достаточно внимания уделялось именно этой тематике исследований.

Классификация общих принципов

Общие принципы управления:Что относится к принципам оптимального руководства

Использование последних двух принципов позволяет упорядочить некоторым образом процесс работы предприятия, что сделает его планомерным, надежным, рациональным и предсказуемым.

Частные принципы управления

В рамках данной классификации необходимо отметить следующие:

Что относится к принципам оптимального руководства

Специальные принципы управления организацией

Усовершенствование подходов к управлению

Основные принципы управления на протяжении времени постоянно развиваются, конкретизируются и совершенствуются. Такая эволюция объясняется определенными изменениями в самой концепции управления, принятыми в обществе в конкретный промежуток времени.

Кадровая политика на предприятии

Принципы управления персоналом должны отражать основные требования действующих закономерностей и экономических законов. Именно с этой точки зрения они и являются наиболее объективными.

Что относится к принципам оптимального руководстваВ сфере координации работы персонала в основе находятся главные принципы и методы управления:

Основные направления руководства кадрами

Принимая во внимание опыт зарубежных управленцев, необходимо рассмотреть основные принципы управления кадрами:

Что относится к принципам оптимального руководства

Государственное управление

Принципы государственного управления должны указывать на его основные черты и характеристики. Они позволяют определить содержание, основание и значение государственного управления с позиции юридических характеристик этого вида деятельности.Что относится к принципам оптимального руководства

Принципы государственного управления классифицируются, исходя из положений с общесоциальным характером, реализуются, исходя из статуса субъекта государственной и управленческой деятельности. К числу таких подходов могут быть отнесены:

Организационные принципы общего типа

Во-первых, отраслевой принцип, который выступает как ведущий в создании служб и аппаратов, ответственных за осуществление исполнительной власти. Благодаря ему формируется система органов для реализации некоторого вида управленческой деятельности государственного значения (здравоохранение или культура).Что относится к принципам оптимального руководства

Во-вторых, территориальный принцип, в основе которого лежит формирование аппарата государственной исполнительной власти в соответствии с административно-территориальным делением.

В-третьих, линейный принцип, при осуществлении которого руководитель любого уровня (в пределах своей компетенции) обладает определенными функциями управления и правами в отношении своих подчиненных.

В-четвертых, межотраслевой принцип, в рамках которого субъект управления имеет право на осуществление нормативного и методического руководства в пределах определенной функции. В данном случае может идти речь и о контроле, и об административном принуждении.

Внутриорганизационные принципы

Данная классификация может быть представлена следующими подходами:

Вывод

Таким образом, тема данной статьи может быть рассмотрена как в широком, так и узком понимании. Так, принципы управления предприятием рассматриваются на уровне конкретной хозяйственной единицы. Государственное управление – понятие более широкого спектра, к его характерным чертам можно отнести непосредственную связь с государством, исполнительность, распорядительность и общегосударственность, а также подзаконность, оперативность и непрерывность.

Источник

Принципы управления. Наиболее оптимальной представляется классификация принципов управления посредством их деления на три группы

Что относится к принципам оптимального руководства Что относится к принципам оптимального руководства Что относится к принципам оптимального руководства Что относится к принципам оптимального руководства

Что относится к принципам оптимального руководства

Что относится к принципам оптимального руководства

Наиболее оптимальной представляется классификация принципов управления посредством их деления на три группы.

В системе общих принципов управления на современном этапе основное место занимают принцип научной обоснованности управления, принцип системного подхода к решению управленческих задач, а также принципы оптимальности, гибкости, демократизации, регламентации и формализации управления.

Основным в системе общих принципов управления по праву можно считать принцип научной обоснованности управления.Научный подход к менеджменту требует сплошного, комплексного изучения всей совокупности факторов, влияющих на эффективность функционирования организации, с последующим применением полученных знаний в практике управления.

Вторым, не менее важным принципом менеджмента является принцип системного подхода к решению управленческих задач. Системный подход требует, чтобы руководители рассматривали организацию как совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих друг с другом элементов, таких как: люди, структура; задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей.

Принцип оптимальности управления устанавливает требование достижения целей управления с минимальными затратами времени и средств.

С вышеназванным принципом неразрывно связан принцип гибкости управления, практическая реализация которого позволяет обеспечить своевременную адаптацию организации к изменяющимся условиям внешней среды или ее быструю перестройку в соответствии новым целям функционирования.

С возрастанием роли социальных факторов в менеджменте на первый план вышел принцип демократизацииуправления, который содержит требование об удовлетворении интересов собственников, руководителей, трудового коллектива и отдельных работников организации на справедливой основе.

Согласно принципу регламентации все процессы, происходящие в системе управления, должны быть жестко регламентированы. Иными словами в любой организации должна быть разработана развернутая система правил и норм, определяющих порядок функционирования как организации в целом, так и ее отдельных структурных подразделений.

Принцип формализации предусматривает формальное закрепление норм и правил функционирования организации в виде приказав, указаний и распоряжений руководителя, а также в виде положений о конкретных структурных подразделениях и должностных инструкций.

Применение принципов регламентации и формализации позволяет упорядочить процесс функционирования организации, сделать его более планомерным и рациональным.

История менеджмента:

Основой рассмотрения эволюции менеджмента принята временная шкала, т.е. хронологический подход. Рассматривая развитие теории и практики управления, Кабушкин Н.И. [8] выделяет несколько исторических периодов:

I период – древний период;

II период – индустриальный период (1776–1890 гг.);

III период – период систематизации (1856–1960 гг.).

К этому следует добавить

IV период – период информационного бума (с 1960 г. по настоящее время).

Кроме того, в большинстве литературных источников по менеджменту принято рассматривать развитие науки об управлении, начиная с конца XIX в., в виде последовательно-параллельного доминирования различных школ.

Школа управления – совокупность концепций относительно понимания сущности, принципов, функций и методов менеджмента как организации управления и как процесса принятия управленческих решений на основе цели, программы, действий, информации и пр.

Выделяют следующиешколы управления:

1. Школа научного управления (1885–1920 гг.).

2. Административная (классическая) школа (1920–1950 гг.).

3. Школа человеческих отношений (1930–1950 гг.).

4. Школа поведенческих наук (с 1950 г. по настоящее время).

5. Школа науки управления (с 1950 г. по настоящее время).

Источник

Характеристика основных принципов и методов управления.

К основным принципам управления относятся следующие:

1) принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации, т.е. оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений,

3) принцип научной обоснованности, т.е. управленческие действия должны осуществляться на базе научных методов и подходов,

5) принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности. Каждый сотрудник в организации наделяется конкретными обязанностями и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач,

6) принцип мотивации, т.е. чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, тем эффективнее работа организации,

Основные инструменты управления.

За всю свою историю человечество выработало 3 принципиально различных инструмента управления, то есть, воздействия на людей:

В реально существующих экономических организациях все эти 3 инструмента всегда сосуществуют, и облик организации зависит от того, к какому из этих инструментов отдается приоритет.

Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управленческий объект для достижения целей, поставленных организацией.

Существует множество различных методов управления, но все их можно разделить на 3 большие группы:

2) Экономические, которые в последнее время выходят на 1 план и предполагают реализацию экономических интересов сотрудников и их материальное стимулирование (премии, доплаты и кредитование)

3) Социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах (индивидуальный подход, убеждения, критика и самокритика). Социологические исследования свидетельствуют, что успех деятельности менеджера на 15 % зависит от его профессиональных знаний и на 85%-от умения работать с людьми.

ЗАДАНИЕ 2. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ.

Всякая наука характеризуется присущими только ей законами и закономерностями. В науке управления также имеются свои законы и закономерности.

Закономерности менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые в свою очередь отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации.

К числу важнейших закономерностей менеджмента следует отнести:

1) развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации экономики;

2) определяющее влияние состояния внешней среды в выборе и формировании системы управления организацией;

3) соответствие социального содержания управления формам собственности на имущество организации;

4) соотносительность управляющей и управляемой подсистем (субъекта (органа) и объекта управления);

5) использование преимущественно сознательного (планомерного) управления;

6) концентрация и динамичное изменение функций управления в организации;

7) оптимизация (рационализация) уровней управления организацией;

8) рациональное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.

Основными задачами науки управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработке планов, создании экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение этими закономерностями является необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства страны.

Принципы управления производством, обществом и личностью опираются на диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления. Изменения политической и экономической ситуации в стране, переход на новый уровень знаний наполняют новым содержанием теорию и практику, нельзя пользоваться принятой системой категорий вечно. Время меняет и язык науки, терминологию, и неудивительно, если какой-либо принцип управления при неизменности его сути называется в разных странах, в различных национальных школах менеджмента по-своему.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

2) системность и комплексность;

3) единоначалие и коллегиальность;

4) демократический централизм;

5) сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении.

Принцип научности

Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку

Внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития. Одно из противоречий принципа научности — противоречие теории и практики. Оно требует использования агрессивных научных идей (итогов научного познания — от явления к сущности, от сущности первого рода,- менее глубокой, к сущности второго рода, более глубокой, и т. д., бесконечно). Однако необходимость организации процесса управления в конкретных условиях, для решения конкретных задач требует ограничения во времени процесса познания. Это противоречие разрешается путем активного исследования научных проблем управления многоцелевыми, комплексными коллективами, максимального использования средств вычислительной техники. Другое важное противоречие принципа научности— единство и противоречие объективного и субъективного.

Это противоречие имеет универсальный характер и относится также ко всем другим принципам управления. объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремления человека.

Таким образом, реализованный принцип неизбежно субъективирован. Отклонение процесса познания от объективной логики (субъективизм) возникает и проявляется в тем большей степени, чем больше сознание руководителей отходит от объективной логики развития природы, общества и мышления. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше возможностей проявления субъективизма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *