Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ

Педагогика «Особенности формирования детского коллектива».

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Студентки группы Н-16(2) Чижовой Н.Е.

Задание 1. Основные предпосылки успешного формирования детского коллектива у школьников.

А.С. Макаренко разработал следующие пути формирования детского коллектива.

1.Организация совместной деятельности.

Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: учение, общественно-полезная работа, производительный труд, деятельность по художественному творчеству, общение.

2.Традиции коллектива. Традиция – хороший обычай, положительный опыт, который передаётся из поколения в поколение.

3.Система перспективных линий. Перспектива – это увлекательная цель.

близкая перспектива завтрашний день в развитии коллектива.

средняя перспектива проект коллективного события, несколько отодвинутого во времени.

дальняя перспектива цель, отодвинутая во времени, далёкое будущее в жизни коллектива.

4.Принцип параллельного действия .

В основе данного принципа лежит требование воздействовать на обучающегося опосредовано через первичный коллектив (для этого используются опосредованные требования: педагог – требование – коллектив – требование – воспитанник).

5.Формирование ученического актива, органов самоуправления .

6.Формирование общественного мнения.

Общественное мнение – это суждения коллектива, группы, выражающее оценку отношения к кому-либо или к чему-либо.

7.Отношения в коллективе. В коллективе должны быть гуманистические, демократические взаимоотношения, взаимоотношения сотрудничества, взаимопомощи, поддержки.

1)В основе какого принципа используются опосредованные требования: педагог – требование – коллектив – требование – воспитанник?

А) формирование общественного мнения

Б) принцип параллельного действия

В) формирование ученического актива

2) Перспектива предполагающая собой отодвинутую цель на долгое будущее?

А) близкая Б) дальняя В) средняя

Технология критического мышления.

Технология развития критического мышления требует строить урок по трёхфазной модели: стадия вызова – стадия осмысления содержания – стадия рефлексии. На стадии вызова осуществляется одна из самых важных функций технологии: учащиеся сами формулируют значимые для себя цели изучения нового материала. Возврат к обозначенным целям происходит на стадии рефлексии. Это позволяет дать оценку тому, что сделано. Решить, на какие вопросы даны ответы, а на какие – нет. Подумать над тем, как изменились представления об изучаемой теме, какие способы получения знаний были наиболее эффективными. Важно, чтобы новая информация накладывалась на уже имеющиеся знания. Тогда в процессе её изучения будут задействованы не только ресурсы памяти. Информация будет анализироваться по мере её поступления, систематизироваться, осознаваться. Основная задача стадии вызова в том и заключается, чтобы «вытащить на свет» уже имеющиеся знания.

Это составление списка информации по теме, которая на данный момент известна учащимся. Инвентаризация может осуществляться в форме «Корзины идей».

В течение определённого времени учащиеся записывают всё, что они знают по теме урока.

Затем происходит обмен информацией в паре или небольшой группе.

Затем группы по очереди «закидывают в корзину» свои идеи. Можно поставить предварительное условие: не должно быть повторов.

ЗХУ – это первые буквы названий трёх граф таблицы: знаю, хочу узнать, узнал (-а). На стадии вызова заполняются две первые графы. Работа осуществляется в два или три этапа. Вначале ребята работают индивидуально – каждый в своей тетради. Затем обсуждают то, что получилось, в парах или группах. И для всего класса озвучивают вопросы, на которые хотели бы получить ответы. Третья графа заполняется при подведении итогов работы. Таблицу можно дополнить и ещё одним элементом, озаглавив его буквой «Е»: ещё хочу узнать. Процесс познания бесконечен. Чем больше мы узнаём, тем лучше понимаем, сколько ещё неопознанного вокруг.

Этот метод более всего подходит для стадии осмысления. Но работу над его составлением можно начать и на стадии вызова. Кластер – графический приём систематизации информации, когда выделяются основные смысловые единицы текста и оформляются в определённом порядке в виде грозди. Например, что надо знать об именах существительных, чтобы правильно их употреблять, грамотно писать. Вид, род, тип склонения. Непостоянные признаки: падеж, число. Ключевые слова

Этот приём можно использовать для придания атмосферы некоторой таинственности и пробуждения азарта разведчика.

Этот приём – предсказание будущих действий – можно использовать и в процессе изучения материала. После ознакомления с одной его частью предложить сделать предположение о том, что будет в следующей. И, конечно, обязательно сравнить предположение и реальность.

Источник

Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Смотреть фото Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Смотреть картинку Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Картинка про Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Фото Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ

Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Смотреть фото Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Смотреть картинку Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Картинка про Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Фото Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ

Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Смотреть фото Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Смотреть картинку Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Картинка про Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Фото Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ

Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Смотреть фото Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Смотреть картинку Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Картинка про Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Фото Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ

Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Смотреть фото Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Смотреть картинку Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Картинка про Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Фото Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ

Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Смотреть фото Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Смотреть картинку Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Картинка про Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Фото Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ

Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Смотреть фото Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Смотреть картинку Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Картинка про Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Фото Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ

Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Смотреть фото Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Смотреть картинку Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Картинка про Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ. Фото Что относится к принципам формирования детского коллектива ответ

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника.

Основными принципами коллектива, по мнению великого педагога, являются зависимость и гласность, а также перспектива. Немаловажную роль при этом играют и параллельные действия всех его членов.

Так, А.С. Макаренко выявил следующие этапы развития коллектива:

Кроме этапов развития коллектива, социально-педагогической наукой выделены виды и структура коллективов. Среди них по количеству, составу членов – первичный и вторичный коллективы. Первичный коллектив – это группа детей, находящихся в непосредственном общении, в деловом, бытовом, эмоциональном контакте. Обычно это класс, кружок и тому подобное. Во вторичный коллектив входят малые, первичные коллективы, непосредственный контакт в больших коллективах бывает не всегда, вторичные коллективы могут объединять разнообразные по составу, направлению работы малые группы.

В социально-педагогической деятельности используются такие пути формирования детского школьного коллектива, как:

Организация совместной деятельности.

Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: учение, общественно-полезная работа, производительный труд, деятельность по художественному творчеству, общение.

Традиция – хороший обычай, положительный опыт, который передаётся из поколения в поколение.

Система перспективных линий.

Перспектива – это увлекательная цель.

близкая перспектива завтрашний день в развитии коллектива;

средняя перспектива проект коллективного события, несколько отодвинутого во времени;

дальняя перспектива цель, отодвинутая во времени, далёкое будущее в жизни коллектива.

4. Принцип параллельного действия.

В основе данного принципа лежит требование воздействовать на обучающегося не непосредственно, а опосредовано через первичный коллектив (для этого используются опосредованные требования: педагог – требование – коллектив – требование – воспитанник).

5. Формирование ученического актива, органов самоуправления.

По А.С. Макаренко, актив – это сплачивающее ядро коллектива.

6. Формирование общественного мнения.

Общественное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива, социальной общности к различным событиям и явлениям окружающей действительности, затрагивающим общие интересы.

7. Отношения в коллективе.

В коллективе должны быть гуманистические, демократические взаимоотношения, взаимоотношения сотрудничества, взаимопомощи, поддержки [4].

Кроме выше перечисленных путей формирования детского коллектива, выделяют технологии совместно-разделенной деятельности, разработанная и широко внедряемая в методике коллективной творческой деятельности. Первый и главный признак этой методики – коллективность на всех этапах деятельности детей и взрослых: обсуждение идей и замыслов, планирование, подготовка, организация проведения, анализ результатов, причем, важны такие моменты, как: поручение на основе индивидуальных желаний, интересов и склонностей детей; обеспечение активности и самостоятельности каждого участника; оптимизм и мажор; позитивная педагогическая оценка на протяжении всех этапов деятельности, игровая инструментовка всех дел и участия каждого, творческий характер организуемой педагогами деятельности [1].

Для формирования детского школьного коллектива социальным педагогом применяются различные методы и формы работы.

При изучении и констатации коллективных взаимоотношений применяются такие методы, как: педагогическое наблюдение, методы опроса, специальные диагностические методики, социометрический метод, методика «Наши отношения» (Л.М. Фридман), анкета «Изучение дружеского отношения школьника» (Л.А. Попова), карта-схема изучения организованности коллектива (Л.И. Уманский). Кроме этих методик применяются индивидуальные (беседа) и групповые (игры, соревнования) формы работы социального педагога. [4]

Таким образом, формирование детского школьного коллектива является одним из направлений социально педагогической деятельности.

Литература:

Источник

Статья «Формирование детского коллектива»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Коллектив от латинского kollektivus, что значит собирательный.

С. Макаренко выделяет следующие признаки коллектива:

— общественно ценные цели;

— совместная деятельность по их достижению;

— отношения взаимной ответственности;

— организация органов самоуправления;

— направленность деятельности на общую пользу.

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность людей, направленная на достижение общих целей. Существует ряд условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.

1. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.

2. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы его членов и опираться на эти интересы.

3. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый сотрудник становится активным участником.

4. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.

Виды детских коллективов

Первым коллективом для ребёнка становится: группа детского сада, затем школьный класс, внешкольные коллективы, учебная группа колледжа, учебная группа ВУЗа, производственный коллектив.

Существуют такие виды детских коллективов как:

-класс (как самая устойчивая группа)..

В рамках реальной жизни существуют разные виды коллектива:

— учебные, производственные, студенческие, спортивные, творческие, первичные, зрелые,

Общешкольный коллектив — единая организация всего учебно-воспитательного учреждения, имеющая общие органы управления жизнью школы.

Первичные коллективы формируются по возрастному и разновозрастному признакам и действуют в виде учебной группы, бригады, отряда, кружка. Первичный коллектив также имеет органы самоуправления, актив, своих представителей в общешкольных органах. Они являются органической частью, живой клеткой общего коллектива школы. Если в общешкольном масштабе слабо ведется работа по организации воспитательного коллектива, то и первичные коллективы не становятся полноценной воспитательной силой. У них не образуются необходимые связи с другими первичными коллективами и общественными организациями, они замыкаются в групповых интересах.

Такое структурное построение детского воспитательного коллектива дает возможность учесть возрастные особенности и интересы детей, наладить содержательные взаимоотношения между первичными коллективами старших и младших школьников, а также разновозрастными отрядами и группами. Взаимодействие активизируется в результате шефской работы, совместной деятельности ребят в общешкольных органах и кружках, сводных отрядах или бригадах в процессе общественно полезного труда, во время посадки зеленых насаждений, работы на пришкольном участке, по оказанию помощи подшефным организациям, колхозам, совхозам. После выполнения общественно полезных дел временные сводные коллективы расформировываются, но общешкольные связи между старшими и младшими школьниками обогащаются и расширяются.

Стадии развития коллектива

Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А. С. Макаренко. Он выделил 3 стадии:

Вторая стадия развития коллектива наступает тогда, когда в классе созданы органы коллектива и коллектив переходит к самоуправлению. Принципиальная особенность этой стадии развития коллектива заключается в том, что вместе с учителем организаторские функции в коллективе выполняют постоянные органы коллектива. Для младших классов эта стадия развития не характеризуется полной самостоятельностью в выполнении организаторских функций. Органы коллектива осуществляют руководство при непосредственном контроле и помощи со стороны учителя. Но уже младшие школьники могут организовать и выполнить самостоятельно. Самая активная часть коллектива поддерживает указания и требования учителя, предъявляет эти требования к своим товарищам. На второй стадии школьники учатся разнообразным способам самоуправления. Учитель проводит учебу актива, которая связана с реальными делами, воспитывает у активистов интерес к предстоящей деятельности. Коллектив на этой стадии развития укрепляется за счет совершенствования деятельности органов самоуправления. На этом этапе формирования коллектива усложняется его деятельность. Ценность этого этапа состоит в том, что все лучшие начинания, творческие и трудовые дела не только осуществляются, при поддержке актива, но поддерживаются самой активной частью коллектива. Между учащимися устанавливаются коллективистические отношения, а у основной части школьников формируются устойчивые интересы к коллективной деятельности. Учитель направляет деятельность актива, помогает ему установить дружеские контакты со всеми учащимися класса, учит тактично предъявлять требования товарищам. На второй стадии развития коллектива учитель при поддержке актива совершенствует систему складывающихся отношений, корректирует отношения между формальной и неформальной структурами коллектива.

Третью стадию формирования и развития коллектива принято в педагогике называть периодом расцвета коллектива. На этой стадии развития коллектива все его члены добровольно участвуют во всех видах деятельности, все являются активистами. В коллективе учащихся возникают общие оценки, имеется общественное мнение, которое отражает взгляды и требования большинства членов коллектива. Благодаря общественному мнению коллектив, ориентируясь на моральные требования нашего общества, предъявляет требования к отдельным личностям. Такой коллектив знает каждого школьника, его интересы и стремления. На третьей стадии развития коллектива изменяются и мотивы деятельности. На этом создаются условия для подлинного развития каждой индивидуальности, каждого ребенка. Позиция воспитателя на данной стадии развития коллектива заключается в инструментовке отношений в коллективе, в изучении жизненной позиции каждого школьника.

Воздействие педагогов на коллектив и на отдельных учащихся всегда тесно связано с воспитательной деятельностью самого коллектива. Педагогические требования к учащимся предъявляются ими через актив, или через весь коллектив. А. С. Макаренко такое педагогическое воздействие назвал, «педагогикой параллельного действия». Такое параллельное воздействие на первой стадии развития коллектива использовать еще трудно. На второй стадии развития коллектива «педагогика параллельного действия» осуществляется через актив. На третьей стадии развития коллектива педагог воздействует на учащихся через коллектив. Процесс развития коллектива очень сложен, и в реальной жизни чаще всего нельзя увидеть резких границ между стадиями его развития.

Педагогическое руководство коллективом

Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.

Управлять ученическим коллективом – это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективней, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом как два взаимных и взаимообусловленных процесса:

сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьников,

организацией адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика.

Оптимизация управления ученическим коллективом:

-использование комплекса педагогических воздействий на коллектив;

-постоянная и многосторонняя забота членов коллектива друг о друге в повседневной жизни;

-создание таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному воздействию на отдельных членов;

-расширение функций ученического самоуправления;

-объединение усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.

В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила:

-Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности.

-Не подавлять, а умело направлять активность ребят, сотрудничать с ними.

-Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников.

-Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята. Выбирать посильные цели, видимые и понятные каждому члену коллектива.

Высокой эффективности коллективного воспитания классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, держит постоянную и тесную связь с семьей. Организация и координация воспитательных влияний – важнейшая обязанность классного руководителя.

Воспитатель должен так организовать коллективные взаимодействия, при котором персональные, партнерские, мотивационные отношения между членами коллектива сливаются в процесс дружеского единения, общения, сотрудничества. Добиться этого очень не просто: избирательное отношение членов коллектива друг к другу будет существовать всегда. Мудрый воспитатель будет учить, терпеливо относится к недостаткам других, прощать не разумные действия, нанесённые обиды.

Положение ученика в коллективе зависит также от норм и стандартов, принятых в коллективе отношений, коллективных ценностных ориентаций.

На положение школьника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе. Вдумчивый классный руководитель постоянно заботиться об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.

1. Подласый Иван Павлович. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студентов высш.учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центра ВЛАДОС, 2001. – Кн.2:Процесс воспитания.-256 с.:ил.

Источник

Принципы формирования временного детского коллектива.

— Принцип возраста

Детский коллектив может быть одновозрастным или разновозрастным.

Для одновозрастного детского коллектива обычным считается деление детей на отряды по таким возрастным группам: 7–8, 9–10, 11–12, 13–14, 15–16 лет. Дети одного возраста обладают примерно одинаковыми интересами, потребностями, им проще подружиться и найти общий язык. Но на практике часто оказывается, что отряд разделился на неконтактирующие половины – женскую и мужскую – из-за неравномерного психического (а часто и физического) созревания мальчиков и девочек. Полностью избежать “детского неравноправия невозможно”, но в детском одновозрастном отряде эта разница всегда проявляется наиболее ярко и может явиться серьезным препятствием для совместного творчества детей.

Разновозрастная группа – форма, проверенная временем, и в разных педагогических системах получившая одобрение. Более всего себя оправдывает разновозрастность в рамках основных возрастных групп. Например, дошкольники – 4–7 лет, младшая школа – 7–10, средняя – 11–14, старшая – 15–17 лет, хотя возможен и больший “разброс” возрастов. В таких группах у детей устанавливаются межличностные связи не только по “горизонтали” (то есть среди сверстников), но и по “вертикали” (со старшими ребятами). В детском временном коллективе имитируется модель семейных и общественных отношений, т.к. многие дети, не имея возможности “быть братом (сестрой)”, получают опыт “преемственности поколений” – происходит естественный обмен знаниями, умениями, традициями, младшие обучаются тому, что могут старшие. Опыт показывает, что организатор летнего отдыха, создающий детский коллектив на основе какого-либо общего дела, неизбежно придет к необходимости организации разновозрастного детского коллектива.

Хобби, или увлечение.

В летних оздоровительных лагерях существуют профильные смены и профильные отряды, в которые собираются дети по принципу общего дела – увлечения. В этой ситуации очень важно разнообразить структуру смены, сделать так, чтобы “профиль” отряда успешно дополнялся другими делами и увлечениями, не связанными с его специализацией. Необходимо чередовать разные виды деятельности, чтобы не произошло “зацикливание” и детей и руководителей на одном – “профильном” виде деятельности.

— Уровень мастерства, степень овладения делом.

Чаще это лагеря с туристической, спортивной направленность. Самое простое деление – на “новичков” и “бывалых”. Это бывает оправдано, когда от того, насколько ребенок подготовлен, зависят его безопасность и успех коллектива в ответственном деле. Но и это деление должно быть разумным и оправданным, не становясь способом дискриминации ребенка, сохраняющим за ним возможность перехода из одной группы в другую – “более опытную”.

Следует отметить, что чем меньший срок продолжается смена, тем сложнее идут в группе (детском коллективе) процессы объединения, и можно для более коротких смен, выездов рекомендовать более однородный состав групп (по возрасту, увлечениям, социальному статусу).

Социально-психологические процессы ВДК

Отряд детского лагеря обладает двойственной природой. Во-первых, он является объектом целенаправленных воздействий вожатого и других взрослых. Во-вторых, отряд – это в значительной мере самостоятельно развивающееся образование, функционирование которого подчинено особым социально-психологическим закономерностям.

Социально-психологические процессы, протекающие в первично организованной группе, подразделяются на адаптацию, коммуникацию, идентификацию и интеграцию.

Адаптация— процесс включения человека в новые группы (коллективы), приспособления к изменяющимся условиям социальной среды, деятельности, внутригрупповых и межличностных отношений, сопровождающийся усвоением действующих в них норм, принципов, правил.

В рассматриваемых нами ситуациях адаптация выражается в формировании у детей соответствующих представлений друг о друге, в необходимости занять определенную позицию, обрести желаемый общественный статус в группе сверстников.Чем больше ребята узнают друг друга, тем легче и интенсивнее идет процесс адаптации.

Коммуникация процесс, посредством которого осуществляется информационный обмен между людьми с целью определения проблем, поиска необходимых решений, регуляции их противоречивых взаимодействий и согласования интересов.

Коммуникативный процесс играет существенную роль в развитии межличностных отношений детей. Эти отношения возникают в ходе свободного общения, коллективных, творческих дел, игр, бесед, дискуссий, в свою очередь способствуют развитию процесса идентификации.

Идентификация— уподобление детей друг другу, определение ребенком через внутренние переживания степени своей тождественности по отношению к товарищу, члену отряда, на основе эмоциональной связи с ним (эмоциональная идентификация). Идентификация оказывает значительное влияние на развитие сплоченности коллектива, создание теплых, дружеских отношений, формирование здорового психологического климата в отряде в целом.

Для обеспечения процесса интеграции вожатому очень важно знать три механизма воспроизводства личностью чувств, мыслей, действий, адекватно отражающих какой-либо источник восприятия. С их помощью осуществляется управление процессом межличностного общения детей.

1 стадия. Ориентация — это стадия знакомства в самом широком смысле слова: с территорией лагеря, с людьми, которые работают и живут в лагере. Самое главное — знакомство с теми, кто будет жить, и отдыхать в одном отряде. В это время формируется чувство принадлежности к отряду, желание устанавливать отношения с другими детьми, что ведет к возникновению мелких групп, чаще – пар.Формирование отношений к друг другу часто происходит на основе прошлого опыта, внешней привлекательности и ассоциировании человека с собой или другими людьми, мнение о которых к этому моменту у ребенка сложилось. Так как первое мнение о человеке может быть ошибочным, вожатому важно создать условия, в которых ребята как можно больше бы узнали друг о друге, чтобы они стали друг другу интересны, не боялись открыться.

Поведение детей зависимое – и от мнения большинства, и от взрослых. Иногда в отряде сразу возникает антилидер, который, как правило, противостоит взрослым. В этот период в отряде формируется система правил и традиций (часто негласных), происходит распределение симпатий и антипатий. Основной инициатор в это время – вожатый и воспитатель. Дети могут задумывать и осуществлять небольшие по объему дела, но с постоянной «оглядкой» на взрослого и большинство.

Для того, чтобы помочь детям в решении внутригрупповых конфликтов, вожатый посредством игр и ряда заданий обеспечивает процесс взаимодействия ребят друг с другом, чтобы таким образом они определили свои роли в данной группе людей. Очень важно, чтобы на этом этапе у ребят появились коллективные ценности, которые помогут направить развитие коллектива в нужное русло. Но не вожатый выбирает среди ребят лидера, а они это делают сами. Вожатый создает для этого условия: определяет ценности (хорошо/плохо); помогает ребятам осмыслить ситуацию и найти конструктивный выход из конфликтов; вырабатывает стиль совместной деятельности; не допускает появления «отверженных» в коллективе.

3 стадия. Доверие. Это стадия характеризуется появление привязанности, сплоченности, устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом. На первый план выходит партнерство, взаимопонимание, взаимоподдержка. Важен баланс между детьми, которые с готовностью жертвуют своими установками, объединяя свои интересы с интересами других, и теми, кто испытывает сложности при сближении и очень осторожно соотносит свои и чужие установки.

На этом этапе вожатый продолжает выступать в роли руководителя, носителя норм, но атмосферу в коллективе уже создают сами дети.Вожатый в этот период старается предложить ребятам как можно больше различных форм, чтобы каждый смог самоутвердиться в своей роли. На этой стадии очень успешны многие коллективные дела, потому что эмоциональный фон отряда можно охарактеризовать как теплый и приподнятый.Именно на этом этапе детский коллектив проводит большую часть смены. Он особенно благоприятен для их развития.

Вожатому необходимо на данной стадии обеспечить поле деятельности своему отряду, показать уникальность и неповторимость других людей и других отрядов.

5 стадия. Расставание. Каждый коллектив рано или поздно распадается. Очень важно, чтоб этот распад был продиктован временем, а нежеланием ребят. Нельзя допустить, чтобы распад произошел на более ранней стадии. Этот период характеризуется повышенной напряженностью, ребятам предстоит разлука со своими друзьями, они чувствуют это и переживают.

Грамотно провести распад группы могут далеко не все, и этому нужно уделить очень много внимания. Должны быть подведены итоги смены, сделаны акценты на достижениях и положительных результатах, необходимо поддерживать детей, создавать оптимистичный настрой (разлука – это повод для новой встречи), показывать перспективы их личностного развития, вообще, работать на последействие.

Детский коллектив рассматривается как система динамическая, развитие которой обусловлено изменениями во внутреннем мире воспитанников и в жизни общества в целом, в непосредственно окружающей коллектив среде, в характеристике педагогического руководства деятельностью коллектива.

Движет процесс развития коллектива борьба противоречий, возникающих между перспективами достигнутыми и планируемыми, между интересами коллектива и отдельных членов, между потребностями детей и возможностями их удовлетворения в коллективе.

Учет закономерностей эмоционального развития дает возможность сознательно конструировать эмоциональный ритм жизни коллектива, что позволяет исключить как эмоциональное перенасыщение детей, так и эмоциональный голод.

При составлении планов работы на день, учитывается «чувствительность» детей к определенным видам деятельности в разное время дня. Так, в утренние часы целесообразней организовывать спокойную, в эмоциональном плане, работу: дела познавательной направленности, прогулки на природу, реализацию образовательных программ, деятельность по самообслуживанию. На вторую половину дня приходится пик эмоциональной активности, следовательно, в этот период целесообразней проводить спортивные дела, развлекательные массовые программы, организовывать деятельность по интересам и различные по содержанию и направленности эмоционально насыщенные дела. Вечером можно организовывать либо общелагерные праздники и конкурсные программы, либо дела, требующие доверительности, откровенности, интимности, для которых целесообразней отвести отрядное время. Важно продумать начало и завершение дня в отряде.

Развитие временного детского коллектива идет по трем этапам:

— организационный период (1 этап); 3—4 дня

— основной период (2 этап), 16—18 дней

— итоговый период (заключительный, 3 этап), 2—3 дня

Психолого-педагогические условия развития временного детского коллектива:

• Установление положительных отношений между взрослыми и детьми, формирование нравственного климата во временном коллективе;

• Продуманная и спланированная организация жизнедеятельности детей и педагогическое управление временным детским коллективом;

• Единые педагогические требования;

• Разнообразная деятельность (спортивная, интеллектуальная, художественно-прикладная, трудовая, творческая);

• Создание ситуации значимости и успеха для каждого члена временного детского коллектива.

• Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизни отряда, лагеря.

Приемы создания детского коллектива:

1. Знакомство. Игры на знакомство, снятие напряжения и раскрепощение.

2. Формальное создание группы. Название отряда, эмблема, девиз, выбор командира и пр.

3. Осознание принадлежности к группе (отряду). Место отряда (уголок), атрибутика, традиции, сигнал сбора, тайный знак, пароль, песня, правила.

4. Сплочение и развитие коллектива. Игры на сплочение, доверие; совместная трудовая деятельность (дежурство, уборка территории); участие в КТД (коллективное творческое дело); Соревнование с другими отрядами; обсуждение жизни отряда (огоньки, сборы)

— лидерство в ВДК; понятие, деловое и эмоциональное лидерство; развитие лидерства в ВДК, работа вожатого с лидерами; сплоченность малой группы;

Зрелый лидер – человек с адекватной самооценкой, осознающий мотивы своих поступков, способный таким образом выстроить взаимоотношения в команде, чтобы каждый готов был принять на себя ответственность за всю команду, способный вести их за собой к конкретной цели и добиваться необходимого результата, создать командный дух и помочь каждому члену команды воспитать в себе лидера.

Роли детей в отряде:

— «звезда» (персонаж, который любит привлекать к себе внимание)

Задача вожатого для вывода из низкостатусного положения: создание ситуаций успеха, поручений сначала несложных, выполнимых заданий.Ребенок не принятый коллективом – самая сложная ситуация, которая может сложиться. Она потребует от Вас всей деликатности и всего профессионализма. Почаще проводите игры на сплочение, случайной жеребьевкой включайте этого ребенка в различные пары.

Роли в коллективе (команде):

7. Контролер на выходе

ФОРМАЛЬНЫЙ лидер – это человек, которому помогли стать Лидером извне, то есть первый шаг отделения от всего коллектива и подъема на ступеньку выше он проделал не сам, а с чьей-то помощью, его позиция лидера официально утверждена общим сбором Коллектива. Формальный лидер, в связи с этим, пользуется поддержкой более вышестоящих структур, его деятельность санкционирована свыше и все это знают. Это помогает ему более успешно добиваться своих целей.

НЕФОРМАЛЬНЫЙ лидер– это тот человек, который стал лидером сам, без избрания на какой-либо пост, только с помощью собственных достижений. В связи с этим отношение к его действиям в коллективе будет более спокойное, потому что все знают, что он может полагаться только на свои собственные силы.

Негативный лидер. Его задачи не совпадают с реальными задачами отряда. (Антилидер) Здесь нужно избрать такую тактику, чтобы свести антилидера на нет. Это может быть подбор для него другой деятельности, такого интереса, чтобы он совпадал с интересами группы. Обычно он собирает вокруг себя команду недовольных. (Как правило, это молодые лидеры, стремящиеся выйти на оперативный простор и вследствие этого осознавшие, что прошлый лидер или глуп, или не прав, или не решает задачи, и т. д., истинность данного утверждения не имеет значения.)

Методы борьбы с позицией антилидера:

•Главное, помнить, что это не человек, а позиция!

•Подставить под успех и ввести в деятельность

•Подставить под неуспех, задав деятельность, в которой он не разбирается, а вы разбираетесь хорошо.

Авторитарный лидер. Его задачи совпадают с реальными задачами отряда. Он точно знает, что нужно для достижения результата. Такого лидера нужно активно выдвигать на различные отрядные и лагерные должности, чтобы он совершенствовал свои способности, при этом не давая увлечься авторитарностью, а наоборот, обучая больше советоваться с отрядом.

Демократический лидер (интересующийся мнением группы). Почти аналогичен предыдущему случаю – во всяком случае по деятельности вожатого по отношению к этому лидеру. Единственное отличие состоит в том, что он очень зависим от мнения группы и не примет решения, которое будет расходиться с решением группы. Нужно не допускать ситуации, когда отряд, другой лидер или антилидер давит на него.

Ситуативные лидеры – временные лидеры. То есть лидирует тот, кто на данный момент может лучше решить стоящие перед группой задачи. Соперничества при этом обычно не происходит.

НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА, ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

1.Совещание заместителей руководителей ОУ, начальников летних лагерей

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 № 103-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 21.12.2004 № 170-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от 30.06.2007 № 120-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 28.04.2009 № 71-ФЗ, от 03.06.2009 № 118-ФЗ, от 17.12.2009 № 326-ФЗ) _______________________________________________________________ Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года

2.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1994 г.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В ОРГАНИЗАЦИИ УСЛУГ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В 1996 г. в состав президентской программы «Дети России» вошла целевая программа «Организация летнего отдыха». За два года своего существования (1996-1997 гг.) эта программа придала мощный импульс совершенствованию нормативно-правовой базы и развитию методической базы сферы летнего отдыха детей.

Значительное внимание в защитных мерах законодатель уделил налоговым льготам сферы отдыха и оздоровления. Были приняты законодательные акты, действующие до введения Налогового кодекса Российской Федерации.

Законодатель в 90-е годы предпринял ряд инициатив, предоставляющих льготы определенным категориям населения (родителям и детям) для использования права на каникулярный отдых и оздоровление детей.

Была снижена облагаемая база при исчислении налога с физических лиц за вычетом сумм, направленных на приобретение путевок в детские лагеря (Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц»). Освобождены от курортного сбора дети в возрасте до 16 лет (Закон РФ «О курортном сборе»).

Для детей из Чернобыльской зоны определяющим стал Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 18.06.92 с последующими изменениями и дополнениями.

Дети-инвалиды получили льготы на отдых в соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95.

Важным событием стало принятие Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в 1998 г. Он определил задачи организации отдыха детей как приоритетные для всех органов исполнительной власти, поставил во главу угла гарантии прав на отдых и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Значительное место в этом акте отведено необходимости разработки минимальных социальных стандартов, включающих услуги отдыха и оздоровления детей.

Принятая президентская программа «Молодежь России» (продленная до 2003 г.) определила приоритетные задачи сохранения уникальных всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан», способствовала развитию содержания оздоровительных лагерей благодаря включению в программу ежегодного конкурса вариативных программ деятельности оздоровительных учреждений.

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 № 103-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 21.12.2004 № 170- ФЗ)

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Закон определяет ответственность педагогических, медицинских, социальных работников, психологов и других специалистов за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка. Законом предусмотрены возможности указанных представителей по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка. Закон устанавливает государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, в т. ч. и в образовании.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА (должностные инструкции)

Педагог-организатор должен знать:

— Конституцию Российской Федерации;

— законы Российской Федерации, решения Правительства РФ и региональных органов управления образованием по вопросам образования;

— конвенцию о правах ребенка;

— возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену;

— содержание, методику и организацию одного из видов творческой деятельности (научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой, отдыха и развлечений);

— программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений;

тор подчиняется непосредственно руководителю учреждения или иному должностному лицу.

На время отсутствия педагога-организатора (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

2.1. Содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся (воспитанников, детей).

2.2. Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности обучающихся (воспитанников, детей) в учреждениях и по месту жительства, создает условия для их реализации в различных видах творческой деятельности.

2.3. Организует работу детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразную индивидуальную и совместную деятельность обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых.

2.4. Руководит работой по одному из направлений деятельности учреждения: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и др.

2.5. Способствует реализации прав ребенка на создание детских ассоциаций, объединений.

2.6. Организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы обучающихся (воспитанников, детей) в сфере их свободного времени, досуга и развлечений.

2.7. Привлекает к работе с обучающимися (воспитанниками, детьми) работников учреждений культуры и спорта, родителей, общественность.

2.8. Оказывает поддержку детским кооперативам, иным формам организации труда обучающихся (воспитанников, детей).

2.9. Организует каникулярный отдых обучающихся (воспитанников, детей), несет ответственность за их жизнь и здоровье в период образовательного процесса.

2.10. Способствует пониманию развития и функционирования общества в целом и отдельных составляющих его социальных систем.

2.11. Совершенствует свою профессиональную квалификацию.

Педагог-организатор имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности отдельных работников учреждения; предлагать варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

3.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

Педагог-организатор несет ответственность:

«Организация и проведение в организации отдыха и оздоровления детей массовых мероприятий различного уровня»

Современный подход к реализации программ дополнительного образования детей и досуговых программ в условиях детского оздоровительного лагеря (центра, базы и т.д.).

Ведущая роль игры в организации воспитательной и оздоровительной работы в организации отдыха и оздоровления детей. Технология развивающей кооперации. Оздоровительные игровые технологии. Принципы разработки техноигр. Игротека в лагере. Игра – дело серьезное: психологические, коммуникативные, развивающие, деловые, организационно-деятельностные, ролевые, сюжетно-ролевые, спортивные, интеллектуальные, философские игры.

Методика организации и режиссура массовых мероприятий. Актерское мастерство вожатого. Принципы разработки сценария и проведения массовых мероприятий с детьми в условиях детского лагеря. Режиссура массовых мероприятий. Советы и правила по организации и проведению детских праздников, шоу, конкурсов, фестивалей, концертов и т.д. Нетрадиционные праздники в организации отдыха и оздоровления детей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *