Что относится к принципам дистанционного обучения

Специфические принципы дистанционного обучения

В условиях открытого информационного общества проблема совершенствования профессиональной подготовки специалистов становится особенно актуальной. Сегодня нужны передовые информационные и мультимедийные технологии в сочетании с лучшими традициями классического образования. Дистанционное обучение обладает этими свойствами, при этом освобождая учащегося от жесткого регламента учебного процесса. Слушатель курсов самостоятельно планирует ежедневную занятость, что крайне удобно для работающих и семейных людей.

Специфические принципы дистанционного обучения

Использование интерактивных и мультимедийных технологий. Современные телекоммуникации делает учебный процесс простым для усвоения. Поскольку максимум самой важной профессиональной информации преподносится в компактном виде разного формата (аудио- и видеозаписи, тексты, презентационные мультимедийные проекты, компьютерные программы учебного назначения). Технологии нашего века предоставляют новые средства также для решения языкового барьера, путем развития способов перевода учебного материала с одного языка на другой.

Открытость. Дистанционное обучение становится важным направлением в сфере образования и переходом на качественно иной уровень взаимодействия с информацией. Инновационная деятельность вузов это подтверждает. Сегодня они находятся в процессе разработки единого подхода к образованию – системе открытого обучения. Организационные новшества стали осуществимы как раз благодаря внедрению новых технологий переработки, хранения и передачи информации.

Гибкость. Ключевой характеристикой учебного процесса в дистанционном образовании является гибкость. Это значит, что материал хорошо организован и структурирован, и развит.

Ежегодно происходят изменения в законодательстве, вносятся поправки и разрабатываются новые профессиональные стандарты. Информационные технологии, применяемые в дистанционном образовании, позволяют оперативно обновлять учебные программы. Открытия в конкретной отрасли, корректировки в законодательстве – все это отражается в материалах курсов.

Также помимо свободы в выборе времени и темпов обучения важно планирование, т.е. возможность составлять гибкое индивидуальное дистанционное обучение.

Модульность. Этот принцип позволяет объединять часть дисциплин для создания целостного представление об определенной предметной области. Это отражается и на практической направленности курсов. Информация программ дистанционного обучения максимально применима на практике. Их содержательность и компактность отражает методы и способы решения задач, с которыми специалист постоянно сталкивается в своей повседневной работе.

Упор на самодисциплину и сознательность учащегося. Слушатели курсов способны к самоконтролю, они осознают смысл усваиваемых знаний, отдают отчет в целях и значимости своего обучения. Ведь какое образование можно получить дистанционно зависит только от их усердия и самоорганизации.

Интерактивность. Эффективность дистанционного обучения зависит от интерактивности, что позволяет осуществлять синхронное взаимодействие через средства конференц-связи. Благодаря чему становится возможным общение между преподавателем и слушателем курса.

Источник

Статья Принципы дистанционного обучения

В принципах обучения заключается исторический и педагогический опыт, общественный смысл, они выражают картину состояния процесса обучения. Принципы обучения выражают подготовку специалистов через дидактическую систему, в которой они выступают как единое целое, отражая некоторую концепцию.

Просмотр содержимого документа
«Статья Принципы дистанционного обучения»

Принципы дистанционного обучения.

Преподаватель высшей категории

и иммунологии Ломакина М.И.

Принципами обучения (дидактическими принципами) принято называть положения, выражающие зависимость между целями подготовки специалистов с высшим образованием и закономерностями, направляющими практику обучения в вузе.

Дидактические принципы выступают в качестве ориентировочной основы преподавания.

Дидактика опирается главным образом на следующие принципы обучения:

Связи теории с практикой;

Единства конкретного и абстрактного;

Соединения индивидуального и коллективного.

Все эти принципы взаимосвязаны и взаимозависимы, дополняют друг друга. В практике обучения они находят применение в виде правил, методов и форм организации и проведения учебной работы.

В принципах обучения заключен исторический и педагогический опыт, общественный смысл, они выражают картину состояния процесса обучения». Принципы обучения определяют подготовку специалистов через дидактическую систему, в которой они выступают как единое целое, отражая некоторую концепцию. Естественно поэтому, что каждый ученый в области дидактики высшей школы считает нужным изложить свою систему принципов обучения, пытаясь найти ответы на вопросы: для чего, как и чему учить.

соответствия содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);

ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;

рационального применения современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;

оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;

соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечения их конкурентоспособности.

Эти общие стратегические принципы полностью применимы к системе дистанционного обучения (СДО), но требуют дополнения и детализации, исходя из специфики ДО.

Анализ процессов в системе дистанционного обучения (СДО) показывает, что этих хорошо структурированных и вполне обоснованных принципов недостаточно для СДО. Эмпирический опыт отечественного и зарубежного ДО и проведенные исследования по изучению структуры деятельности ОУДО и содержания обучения, позволили сформулировать специфичные принципы, присущие дидактической системе дистанционного обучения. Они составляют концептуальный фундамент ДО.

В основе ДО лежат два принципа:

свободный доступ, т.е. право каждого, без вступительных испытаний, начинать учиться и получить среднее или высшее образование;

дистанционность обучения, т.е. обучение при минимальном контакте с преподавателем, с упором на самостоятельную работу».

Из общих принципов применительно к ДО наиболее значимым и объемным становится принцип гуманизации ДО. Это следует даже из перечисления потенциальных потребителей ДО в числе которых присутствуют инвалиды и раненые в результате боевых действий в горячих точках, офицеры, увольняемые в запас и стремящиеся получить гражданское образование и др. Сам процесс обучения гуманистичен к личности т.к., например, учеба не ограничивается жесткими рамками времени, слушатель разрабатывает свою траекторию обучения, опираясь на потенциал различных вузов, выбирая различные дисциплины для изучения. Он может совмещать учебу с производственной деятельностью. Кроме того сама процедура приема в систему ДО является «открытой» со свободным доступом.

Рассмотрим теперь специфические принципы ДО. Эти принципы не претендуют на абсолютную законченность, напротив, они предполагают дальнейшее развитие методологии ДО.

Принцип стартовых знаний

Для того, чтобы эффективно обучаться в СДО, необходимы некоторые стартовые знания (начальный уровень подготовки потенциальных потребителей образовательных ус-луг при ДО) и аппаратно-техническое обеспечение. Например, при обучении по сетевой модели необходимо не только иметь компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться необходима предварительная подготовка.

Особенность этого принципа в СДО состоит в том, что он отражает закономерность не только контактов, студентов с преподавателями, опосредованных средствами НИТ, но и студентов между собой. Опыт показывает, что в процессе ДО интенсивности обмена информацией между студентами больше, чем между студентом и преподавателем. Поэтому для реализации в практике ДО этого принципа, например, при проведении компьютерных телеконференций надо обязательно сообщать электронные адреса всем участникам учебного процесса.

Заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, т.к. при ДО пре-доставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств. Например, идентифицировать личность, сдающего экзамен, можно с помощью видеоконференцсвязи.

Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе в СДО проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, доподготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в СДО. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.

Принцип регламентности обучения

Часто встречается мнение, что, так как время обучения в СДО жестко не регламентировано, то для студента нецелесообразно вводить график самостоятельной работы. Однако, опыт практического ДО показывает, что, наоборот, должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для студентов младших курсов.

Принцип педагогической целесообразности применения средств новых

Принцип открытости и гибкости ДО

Принцип открытости выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д. Опыт зарубежных образовательных учреждений (ОУ), а также отечественных, говорит о том, что этот факт не снижает качество обучения, но требует дополнительных усилий со стороны ОУ ДО при последующем индивидуальном обучении принятого студента. Важным «показателем гибкости» является некритичность образовательного процесса ДО к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению. В идеале последнее требование заключается в необходимости создания информационных удаленных распределенных сетей знаний для ДО, позволяющих обучающемуся достаточно просто корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в вузе, где он учится. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода из вуза в вуз на обучение по родственным или другим направлениям, а также сближение содержания образовательно-профессиональных программ военных гражданских вузов.

Информационно-предметная среда базового дистанционного обучения обычно включает в себя:

курсы дистанционного обучения, электронные учебники, размещаемые на отечественных образовательных сайтах;

базы данных образовательных ресурсов;

веб-квесты, предназначенные для целей обучения;

Источник

Основные принципы организации дистанционного обучения

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что относится к принципам дистанционного обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Основные принципы организации дистанционного обучения

1. Терминология
2. Характерные черты дистанционного образования
3. Цели дистанционного образования
4. Составляющие дистанционного образования
5. Эффективность дистанционного образования
6. Технологии дистанционного образования
4. Средства обеспечения дистанционного обучения
5. Преимущества дистанционного обучения
7. Средства дистанционного образования
8. Недостатки дистанционного обучения
9. Дистанционное обучение в УИПА

Описание слайда:
Описание слайда:

Современные технологии дистанционного обучения

Описание слайда:

Характерные черты дистанционного образования
Мобильность: возможность обучаться в аудиториях, дома, на рабочем месте, в пути.
Гибкость: обучаемые системы дистанционного образования (СДО) в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе
Модульность: в основу программ дистанционного обучения кладется модульный принцип.
Экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное обучение обходится на 50% дешевле традиционных форм образования.

Описание слайда:

Цели дистанционного образования

Профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
Повышение квалификации кадров по определенным специальностям;
Подготовка учащихся по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
Подготовка учащихся к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
Углубленное изучение темы, раздела из учебной программы;
Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся по определенным пред­метам;
Базовый курс учебной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать учебное заведение вообще или в течение какого-то отрезка времени;
Дополнительное образование по интересам.

Описание слайда:

Составляющие Дистанционного Образования
Учебные материалы
Учебный план, программы, методические рекомендации. Учебники, пособия, практикумы, задачники, тесты
Среда обучения
Календарь обучения, обмен заданиями, консультирование, эл. библиотека, система тестирования, карточка студента
Коммуникации
Очное обучение, почта (обычная и/или электронная), форумы, чаты
Сотрудники
Преподаватель, тьютор, организатор
Студент
(Обучаемый)

Описание слайда:

Эффективность дистанционного образования

снижение затрат на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
обучение большого количества человек;
повышение качества обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
создание единой образовательной среды (особенно актуально для корпоративного обучения).

Описание слайда:

Технологии Дистанционного Образования
Кейс-технология
TV- технология
Multimedia-технологии
Сетевые технологии

Описание слайда:

Технологии Дистанционного Образования
CASE-технологии
Содержание: учебные пособия, методические указания, пакеты проверочных заданий и контрольных работ
Носитель информации: печатные издания
Способ доступа: рассылка по почте или передача при личной встрече
Дополнительные требования: нет
Телевизионные технологии
Содержание: чтение лекций и проведение занятий в прямом эфире, демонстрация видеозаписей лекций, лабораторных работ, экскурсий
Носитель информации: телевизионный сигнал
Способ доступа: подключение к образовательным телевизионным сетям
Дополнительные требования: телевизор

Описание слайда:

Технологии Дистанционного Образования
Multimedia-технологии
Содержание: электронные учебники, обучающие программы, программы для тестирования, аудио- и видеозаписи лекций, лабораторных работ, экскурсий
Носитель информации: аудио- и видеозаписи, компакт-диски, флэш-носители
Способ доступа: рассылка по почте или передача при личной встрече
Дополнительные требования: персональный мультимедийный компьютер

Описание слайда:

ТЕМПЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ В МИРЕ
Чтобы привлечь к себе 50 млн. пользователей потребовалось:
Радио – 38 лет
Телевидению – 13 лет
Интернет – 4 года
В 1994 году насчитывалось 4 млн. пользователей
В 1998 году – 148 млн.
В 2002 году – свыше 350 млн.
В 2012 году – каждый 3-й житель Земли

Описание слайда:

Технологии Интернет для ДО
Технологии World Wide Web
Технологии обмена материалами
Технологии коммуникаций
Технологии визуальных контактов

Описание слайда:

Средства и способы взаимодействия между преподавателем и обучающимися

Средства обратной связи
Электронная почта
Телефон
Интерактивное телевидение
Телеконференция
Почта

Описание слайда:

Технологии коммуникаций
реализуемые в письменной форме
Электронная почта – самый распространенный, общедоступный и простой способ обмена информацией между двумя или несколькими людьми.
Списки рассылки, или как их еще называют «дискуссионные группы», дают возможность организовать общение многих со многими. Одно письмо, направляемое на один электронный адрес дублируется сервером и рассылается всем пользователям, «подписавшимся» на этот список.
Форум – позволяет задавать вопросы и получать ответы, высказывать свое мнение по определенным темам.

Описание слайда:

Технология визуальных контактов
Видеоконференции
Видеосюжеты и видеофильмы
Технологии передачи файлов
Файлы имеющие большой объем можно передавать по каналам FTP
Технологии World Wide Web
Web страницы
Web учебники
Электронные энциклопедии и т.д.

Описание слайда:

Средства дистанционного обучения
В рамках интернет ресурса можно организовать живую видеоконференцию собеседников, находящихся в разных частях света. Это особенно эффективно при дистанционном обучении.

Интернет ресурс: http://www.freetraining.ru/ Бесплатные семинары, тренинги, выставки, конференции…

Описание слайда:

Средства обеспечения технологии ДО
Технические
Сервер,
компьютер,
доступ в Интернет и т.д.
Программные
Средства создания электронных курсов
Средства управления учебными курсами
Средства управления процессом обучения

Описание слайда:
Описание слайда:

Функции преподавателя
Планирование учебной работы
Организация учебной работы
Координирование познавательного процесса обучаемых с применением ИКТ
Корректировка преподаваемой дисциплины с применением средств разработки сетевых курсов и мультимедийных технологий
Консультирование обучаемых в режиме реального и отложенного времени
Методы оценки знаний обучающих
Для проверки уровня усвоения учебного материала применяется, как оперативный, так и отсроченный контроль знаний (тестовый контроль, курсовая работа, реферат, письменные экзамены). Контроль и аттестация обучающих осуществляется с использованием электронных средств или традиционными способами в основном для итоговой аттестации

Описание слайда:

Требования к преподавателю
Способность быстро овладевать и работать с сетевыми образовательными и коммуникативными технологиями, средствами разработки сетевых курсов;
Психологическая устойчивость и умение работать с виртуальными студентами;
Готовность к активному обмену информацией со студентами;
Умение стимулировать и поощрять работу студентов посредством сетевых технологий и т.д.

Описание слайда:

Недостатки ДО
Сужение потенциальной аудитории учащихся, которое объясняется отсутствием технической возможности включения в учебный процесс (компьютер, Интернет-связь);
Обязательность компьютерной подготовки как необходимого условия вхождения в систему дистанционного образования;
Неадаптированность учебно-методических комплексов к учебным курсам дистанционного образования (в частности электронных учебных пособий).
Недостаточная разработанность систем администрирования и контроля учебного процесса и, как результат, снижение качества дистанционного образования в сравнении с очным обучением.

Описание слайда:

СЕТЕВОЙ КУРС
Курс ДО Электронный учебник.
Общие сведения о курсе
Информационно-справочные материалы
Практические, лабораторные работы
Задания (индивидуальные, групповые)
Контрольные задания, тесты
Личные дела студентов
Документация учебного процесса
Телеконференции
Текущие объявления
Форумы,
Чаты
Веб-квесты, веб-сайты
Совместная деятельность учащихся

Описание слайда:

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА
(ВИРТУАЛЬНАЯ КАФЕДРА)
Учебный процесс
Информационно-методическое
обеспечение учебного процесса
Курсы,
электронный учебник
Медиатека
Виртуальные библиотеки
(по предметам)
Лабораторные работы, практикумы
Телеконференции (on-line, off-line)
Проекты
Образовательные Веб-квесты
Электронная база данных ресурсов Интернет
Тесты
Форум
Чат

Описание слайда:

Дистанционное обучение в УИПА
Для дистанционного образования в Украинской инженерно-педагогической академии применяется обучение с применением сетевых компьютерных технологий.
Элементом дистанционного обучения является дистанционный курс – полный аналог учебного предмета.
Организации процесса обучения осуществляется с использованием специальной программной оболочки – системы учебного менеджмента moodle. Доступ к системе возможен по адресу http://cdo.uipa.edu.ua

Описание слайда:

Работа с системой учебного менеджмента moodle
Регистрация производится сотрудниками центра дистанционного обучения. При этом пользователю выдаются его имя в системе (логин) и пароль.
Адрес сайта дистанционного образования УИПА
Авторизация пользователя
Moodle – это программный продукт, позволяющий создавать курсы и web‑сайты, базирующиеся в internet. Это постоянно развивающийся проект, основанный на теории социального конструктивизма. С помощью системы Moodle можно организовывать дистанционные курсы для обучения студентов.

Описание слайда:

Общий вид дистанционного курса

Описание слайда:
Описание слайда:

Обязательным элементом дистанционного обучения являются Тесты. Как правило, тест имеет ограничение по количеству попыток (одна или две). Тест имеет ограничение по времени прохождения (в минутах)
Момент прохождения теста
Тестовый контроль в системе moodle

Описание слайда:

Для напоминания о сроках выполнения учебных элементов служит Календарь, он отображается справа. Отдельные даты календаря выделены фоном. Расшифровка цвета фона также приведена. При наведении мышью на такие даты пользователю выводится информация о наступающих в это день событиях. Общие события задаются администратором сайта. События курса выделяют учебные элементы, срок сдачи которых наступает. Групповые события выделяют общие для учебной группы даты. События пользователя ‑ персональный ежедневник, есть личным и другие пользователи его не видят, события в него добавляются пользователем самостоятельно. Если щелкнуть мышью на имени месяца то выведется подробная информация о событиях месяца.
Учет работы в системе moodle

Описание слайда:

Общий вид начальной Веб-страницы дистанционного курса ТСО

Источник

Дистанционные образовательные технологии

Содержимое публикации

Поддубная Инна Анатольевна,

учитель начальных классов

г. Оленегорска Мурманской области

Содержание

1. Понятие дистанционного образования5

2. Принципы дистанционного обучения8

3. Формы дистанционного обучения10

4. Методы дистанционного обучения12

5. Тестирование как особый вид дистанционного обучения14

Список использованных источников18

Введение

На современном этапе развития представить себе общество без интернет-технологий просто уже нереально. Прогресс дошел до того, что обучаться можно посредством дистанционного обучения.

Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем[4].

Вообще возможности применения и использования в России системы дистанционного образования вызвали большой и в тоже время парадоксальный интерес. Связано это, прежде всего, с тем, что сама форма обучения, при которой учащийся и преподаватель не контактируют непосредственно в течение учебного года в стране, признана называться «Заочной формой обучения». Такой способ обучения вызывает сомнения в эффективности и имеет много недостатков и нареканий. Поэтому становится актуальной проблема применения и развития дистанционного обучения.

Целью данного реферата является изучение методов дистанционного образования в современном мире. Задачи реферата: привести понятие дистанционного обучения, разобрать преимущества и недостатки, аргументировать основные принципы и формы дистанционного обучения, рассмотреть основные методы в зависимости от способа коммуникации преподавателей и обучаемых.

Для подготовки реферата были использованы отечественные источники информации, педагогический энциклопедический словарь терминов и интернет-источники.

1. Понятие дистанционного образования

Предпосылками появления дистанционного образования являлись уроки, отправленные по почте. Например, в 1728 году Калеб Филипспредлагал запись на курсы бухгалтерии и быстрого письма. Данные уроки должны были высылаться один раз в неделю по почте. Также метод дистанционного образования по почте в 1840 году применял в ИссакПитман, обучая студентов Великобритании. Поэтому многие современники спорят о дате появления дистанционных методов обучения.

В России методы дистанционного обученияшироко стали применяться после революции, и это была заочная форма обучения, основанная на консультациях. По мере появления информационных технологий дистанционное обучение стало более конкретным понятием. Так в 1997 году был опубликован приказ Минобразования РФ о возможности проведения в экспериментальном режиме образования методами дистанционного обучения.

Дистанционное обучение (ДО) — технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра[3].

Применение дистанционных методов может обеспечиваться такими способами как:

обмен лекционных, практических, учебных, периодических других материалов через электронную почту или непосредственно на самом электронном ресурсе образовательного учреждения;

обмен информацией через организацию форумов и чатов;

проверка знаний в форме тестирования, различных заданий (контрольные, лабораторные и т.д.), вебинаров и др.

Дистанционные технологии предусматривают два способа получения информации:

Системы в реальном времени on-line, по-другому синхронные системыпостоянной готовности. Они предполагают одновременное участие обучаемых и преподавательского состава в процессе обучения

У дистанционного обучения можно выделить ряд преимуществ и недостатков.

К преимуществам дистанционногообразования можно отнести:

самостоятельный выбор времени, места и последовательности обучения;

открытый доступ к обучающим материалам из любой точки страны;

гибкие сроки обучения;

выполнение обучающих заданий в любое время, не совпадающее с рабочим временем.

более низкая стоимость обучения, при этом не нужны транспортные расходы;

большой охват аудитории учащихся.

К недостаткам дистанционного образованияможно отнести следующее:

наличие быстроскоростногоинтернета, чаще всего это трудность для удаленных от центров населенных пунктов нашей страны.

невозможность определения личности, которая выполняет учебные задания. Хотя сейчас во многих вузах вводятся меры защиты по определению выполнения заданий третьими лицами.

применение самодисциплины и самоконтроля обучения;

наличие ошибок при разработке курсов и большая их трудоемкость.

2. Принципы дистанционного обучения

Основными специфическими принципами дистанционного обучения можно считать следующие:

Принцип интерактивности. Это сотрудничество при взаимодействии между участниками учебного процесса

Принцип открытости. Получение доступа ко всей имеющейся информации по возможности получения дистанционного образования и во время обучения.

Принцип гибкости. Возможность получения образования в удобное для обучающегося время и выбор последовательности обучения.

Принцип адаптивности. Использование современных технологий, которые могут позволить приспособиться к индивидуальным особенностям учащихся (например, для плохого зрения есть выбор щрифтанаобучающемся сайте).

Принцип передаваемости. Возможность обмена образовательными материалами, оценочными материалами и др. информацией.

Ориентация на потребителя. Возможность доступа к получению дистанционного обучения большого количества людей, которые не могут позволить обучаться очно, сюда входит и финансовая сторона.

Принцип базовых знаний.Применение различных способов оценивания вступительных испытаний, показывающих уровень освоения начальных знаний.

Принцип индивидуализации.Применение индивидуального темпа и и индивидуальной образовательной траектории

Принцип регламентности обучения.Применение сроков начала, окончания сессии, тестирования, заданий или академической задолженности.

Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Применяемые в процессе дистанционного обучения средства информационных и коммуникационных технологий должны соответствовать целям обучения, способствовать наиболее эффективному их достижению[6].

3. Формы дистанционного обучения

Любое дистанционное обучение имеет несколько форм. К ним относятся:

Лекции могут быть как печатном виде, так и в мультимедийном виде. Например, видео или аудио лекции.

Это более углубленные, требующие самостоятельного изучения, занятия. Практические занятия способствуют осмыслению изученного материала и применения сформированных умений на практике. Занятия могут быть ввиде решения задач, различных практикумов, ответов на кейсы, кроссворды и др.

Проводятся с целью обсуждения различных тем данной дисциплины. Проводиться семинарские занятия могут с помощью веб-занятий (вебинар) – вид дистанционного взаимодействияс использованием возможностей интернета или традиционно в аудитории вуза.

Проводятся с целью устранения недопонимания какой-либо образовательной программы, поддержки со стороны преподавателя. Проводиться консультации могут с помощью чат-занятий и телеконференций. Чат-консультации проводятся одновременно для всех обучающихся. Также имеется личный чат с педагогом.Телеконференция – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты.

Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях(при наличии).

4. Методы дистанционного обучения

Методы дистанционного обучения можно классифицировать в зависимости от способа коммуникации обучающихся и педагогов.

Метод самообучения. Этот метод предусматривает минимальное участие преподавательского состава. Для осуществления этого метода преподавателями, репетиторами создаются и подбираются различные образовательные ресурсы: печатные, аудио- и видеоматериалы, а также учебные пособия, доставляемые по телекоммуникационным сетям (интерактивные базы данных, электронные издания и компьютерные обучающие системы).

Метод обучения «один к одному». Предусматривается взаимодействие обучаемого с преподавателем один на один посредством консультаций. Этот метод может реализоваться в дистанционном обучении в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, факс, электронная почта, система Скайп.

Метод обучения «один к многим». Данный метод используется при изложении материала для всей группы обучающихся посредством информационных технологий. Может быть осуществлен в виде консультаций в чате или аудио и видео-конференциями, вебинарами, где взаимодействие происходит между преподавателем и группой студентов. Дискуссия в этом случае является интересной и познавательной.

Методобучение «многие к многим». Этот метод ориентирован на групповую работу студентов и представляет наибольший интерес для дистанционного обучения. Он предусматривает широкое использование исследовательских и проблемных способов обучения. Роль преподавателя при таком обучении сводится к тому, что он задает тему для студентов, школьников либо для соискателей научных степеней (ставит учебную задачу), а далее он должен создать и поддерживать такую благоприятную среду общения и психологический климат, при которых обучаемые могли бы работать в сотрудничестве. Преподаватель несет ответственность за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем.

Также можно выделить следующие методы:

Метод проектовпредполагает комплексный процесс обучения, позволяющий обучаемому проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов обучаемых, умений самостоятельно формировать свои знания.[5]

Метод проблемного обученияоснован на рассмотрении сложных познавательных задач, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В процессе проблемного обучения внимание учащихся фокусируется на важных проблемах, они стимулируют познавательную активность, способствуют развитию умений и навыков по решению этих проблем. Роль преподавателя сводится к наблюдению и поддержке, но не более.[5]

Исследовательский метод обученияхарактерен наличием четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, широкого использования арсенала методов исследования, использования научных методов обработки и оформления результатов. [5]

5. Тестирование как особый вид дистанционного обучения

Итоговое тестирование – это особый вид дистанционного обучения, так как его результаты могут быть применены для принятия различного рода решений, таких как итоговая оценка курса, аттестация, перевод на более высшую ступень обучения. Поэтому разработка теста должна быть комплексной. Вопросы тестирования должны быть тщательно подготовлены, обоснованы и достоверны. Сбои в системе электронного тестирования не должны допускаться, а если такой случай имеет место, то своевременно должно быть все исправлено.

Тестовые задания могут быть открытой формой, закрытой формой, на соответствие и установление последовательности.

• Задание открытой формы –это такие задания, при которых обучающийся самостоятельно вводит ответ свободной формы. Это может быть подобранное слово, фраза и полноценный письменный ответ.

• Задание закрытой формы –это такие задания, при которых ответом на вопрос служит несколько предложенных вариантов ответов, из которых нужно выбрать верный. Существует одиночный правильный ответ и многовариантный, при котором правильных ответов может быть несколько.

• Задание на соответствие –это такие задания, при которых нужно соединить правильные элементы двух групп.

• Задание на установление верной последовательности –это такие задания, при которых нужно установить правильную единственно верную последовательность элементов группы.

Тестирование имеет ряд преимуществ:

проводится для любых дисциплин;

проводится без участия экзаменатора;

обучающийся самостоятельно выбирает время и место в рамках указанного диапазона времени;

расходуется меньше времени и психологически проще;

результаты представляются в виде структурированных отчетов по студенту, по всем группам, отдельно по специальности и по всем курсам;

определятся вопросы из всего объема учебного материала, что дает объективную оценку знаний.

Таким образом, тестирование имеет много преимуществ, но и как любое средство контроля в нем присутствуют и недостатки. Одним из главных недостатков является фальсификация результатов, передача своих личных данных третьим лицам. Также недостатком является то, что неграмотно составленный тест не дает объективной оценки и испытуемый неправильно трактует свои знания и умения. Если же тест имеет свойство прохождения неограниченное количество раз с одними и теми же вопросами, то обучаемый может находить ответы простым перебором всевозможных комбинаций ответов и получить в итоге поверхностные знания предмета.

Заключение

Под дистанционным обучением понимается особый вид образования, при котором происходит интерактивное взаимодействие обучающихся со специализированной образовательной системой. При этом происходит самостоятельное изучение материалов, при незначительном участии преподавателя или вообще без него.

Дистанционное обучение основывается как на общепедагогических принципах, так и на специфических принципах: интерактивности, открытости, гибкости, адаптивности, передаваемости,базовых знаний, идентификации, индивидуализации, регламентности обучения, педагогической целесообразности.

При дистанционном обучении реализуется личностно-ориентированный подход к обучению, происходит максимальная индивидуализация обучения. [2] Развитие современных информационных технологий позволяет максимально упростить обучение посредством таких форм обучения как чат-занятия, телеконференции, аудио и видео-лекции, вебинары, электронная почта и другие.

Методы взаимодействия могут осуществляться посредством самообучения, обучение «один к одному»,обучение «один к многим»,обучение «многие к многим», также есть методы проектов, проблемного обученияи исследовательский метод обучения.

Одним из главных элементов контроля знаний является тестирование. У этого метода есть как преимущества, так и недостатки. Одним из преимуществ считается, что тестирование дает объективную оценку, но в то же время недостатком является возможность сфальсифицировать результаты. Поэтому применение и использование дистанционного обучения вызывает много разногласий и является актуальной дискуссией экспертов.

Список использованных источников

Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное
обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб.заведений / М.: Издат. центр
«Академия», 2009. 192 с.

Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред.Е. С. Полат. – М.: Академия, 2006.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *