Что относится к прикладным направлениям исследования в биомеханике тест
Ответы на 30 вопросов тестирования по дисциплине «Биомеханика спорта»
Страницы работы
Содержание работы
Тестирование по Биомеханике спорта:
1. Может ли «тело отсчета» двигаться
2. На сколько частей делит пространство прямоугольная «Декартова» система координат
В) Делит на четыре части
3. Можно ли рассматривать человека как материальную точку
В) Можно, когда линейное перемещение много больше, чем его размеры
4. С увеличением кривизны траектории ее радиус…
5. Какие характеристики относятся к кинематическим
В) Все характеристики движения можно отнести к кинематическим
6. Какие существуют способы задания положения точки в пространстве
Д) Способы, связанные с построением прямоугольной (декартовой) системы координат
7. Что такое амплитуда движения
Д) Максимальное отклонение от среднего положения
8. Спортсмен получает ускорение, если
Г) Увеличивается темп бега
Б) При более высоком прыжке
10.Скорость возрастает, если
Г) Возрастает темп движения
11.В каком случае верно указаны динамические характеристики движения
А) Скорость линейная, скорость угловая
12.Как зависит момент силы от времени
13.Что такое инертность
В) Свойство тела сохранять свое состояние
14.Какие силы относятся к «дистантным»
А) Силы всемирного тяготения
Г) Расстояние от оси вращения до линии действия силы
16.Как зависит момент инерции от времени
17.Что такое ритм движения
А) Мера соотношения частей движения
18.Что такое темп движения
В) Количество движений в единицу времени
19.Укажите неверное обозначение единицы времени
20.Укажите наименьший по длительности отрезок времени
21.Какой вид движения является основным в плавании
22.Какой вид движения является основным в боксе
23.Какие виды движения есть в легкой атлетике
24.В каком равновесии вы сейчас находитесь
25.Укажите виды спорта, в которых нет перемещающих движений
26.Главная задача биомеханики
А) Оценка эффективности приложения сил для достижения поставленной цели
27.Частные задачи биомеханики
Г) Изучение конкретных движений
28.Направление развития биомеханики
В) Механическое, функционально-анатомическое, Физиологическое, системно-структурный подход
29.Что такое система
В) Единое целое, составленное из частей взаимодействующих по определенным законам
Правильные ответы
Тестирующие задания для самоконтроля знаний
Промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
Выберите наилучший ответ на каждый из следующих вопросов или дополните предложения. Правильные варианты ответов приведены в конце раздела.
1. Что является основным предметом биомеханики?
a. изучение структуры движения
b. изучение техники движения
c. изучение временных и силовых характеристик движения
d. изучение эффективности движения
2. Прикладная биомеханика изучает:
a. взаимодействие тела с окружающей средой
b. связь кинематических и динамических характеристик движения
c. роль сил в движении человека
d. движения человека в особых условиях
3. Биомеханика физических упражнений изучает:
a. линейные движения
b. вращательные движения
c. статику движения
d. динамику движения
e. статику и динамику движения
4. Что нового привнес Н.А. Бернштейн в развитие биомеханики?
a. маятниковую теорию
b. теорию управления движением
c. теорию мышечного сокращения
d. теорию акцептора действия
5. Кто из ученых доказал, что спинной мозг не только способен генерировать локомоторные движения, но и обладает свойством тренируе-мости?
6. Что вносит лимбическая система в управление движением?
7. Что является двигательной программой?
а. невральная сеть, которая может генерировать соответствующую поведению схему выходного сигнала в отсутствии внешних стимулов
b. копия центральной команды, подаваемая из двигательной зоны коры головного мозга назад в супрасегментные центры
c. группа мышц, которая вынуждена действовать в качестве одной единицы
d. стереотипная последовательность команд, подаваемая из спинного мозга в мышцы, чтобы вызвать конкретное поведение
8. Какая часть сенсорно-двигательной зоны коры головного мозга активна во время осуществления воображаемых движений?
a. преддвигательная зона
b. основная соматосенсорная зона
c. дополнительная двигательная зона
d. задняя теменная зона
9. Важнейшая сенсорная информация в управлении вертикальным положением тела:
d. все вышеперечисленные
10. Что такое мышечный тонус?
a. реакция мотонейронов на растягивание мышцы
b. сопротивление растягиванию, оказываемое релаксационной мышцей
c. уровень активности мышцы в состоянии покоя согласно ЭМГ
d. отношение объема мышцы к количеству сократительных белков
11. Что является основным элементом в двигательной системе?
a. твердая основа (кости)
b. подвижные соединения (суставы, сращения, сухожилия, связки)
d. мотонейроны и чувствительные нервные окончания
e. все перечисленное выше
12. При какой нагрузке большебериовая кость меньше деформируется во время бега?
13. Ремоделирование кости лучше всего осуществляется в результате:
a. систематических нагрузок
b. нагрузок большой мощности
c. статических нагрузок
d. отсутствия нагрузок
14. Чем объяснить понижение прочности костей космонавтов после пребывания в космосе?
a. снижением пьезоэлектрических потенциалов
b. уменьшением фактора безопасности
c. развитием остеопороза
d. повышенной деминерализацией
15. Сухожилия и связки состоят главным образом из:
16. Какое свойство сухожилий и связок влияет на их зависимое от скорости сопротивление растяжению?
17. Как называется процесс смазки, при котором смазывающее вещество разделяет соприкасающиеся суставные поверхности?
b. граничное смазывание
c. жидкостное гидродинамическое смазывание
d. вязкое смазывание
18. Что из приведенного ниже не является свойством мышцы?
d. сократительная способность
19. Чему в среднем равна константа мышечного (удельного) натяжения?
20. Мышечное усилие складывается из:
a. суммы потоков эфферентной импульсации
b. разности мембранных потенциалов
d. отношения удельного натяжения к площади поперечного сечения мышцы
21. Какой компонент не относится к одному из трех классов нейронов?
d. чувствительное нервное окончание
22.0 чем сигнализируют сухожильные органы?
a. об изменении длины мышцы
c. о локальном давлении на кожу
d. о смещении сустава
23. Сколько имеет степеней свободы движения, совершенно свободное тело?
24. Какой компонент движения не характерен для бедренного сустава?
d. внутренне-внешнее вращение
25. Какой тип двигательных единиц образует наибольшую величину силы?
26. Многосуставные мышцы в открытых кинематических цепях, действуя совместно:
a. всегда вызывают сопутствующие движения
b. не могут вызвать сопутствующих движений
c. могут вызвать сопутствующие движения
27. Что из нижеперечисленного не отражает существа общего центра тяжести тела?
a. точка, к которой приложена равнодействующая всех сил тяжести частей тела
b. точка, во все стороны от которой силы тяжести взаимно уравновешиваются
c. точка, во все стороны от которой силы тяжести не одинаковые
d. точка, вокруг которой равномерно распределены все части тела
28. Какое физическое явление лежит в основе метода измерения силы?
b. электромагнитная индукция
29. Что из перечисленного ниже не описывает кинематики движения?
30. Когда скорость имеет максимум, каким будет ускорение?
31. Что не является единицей измерения ускорения?
32. К динамическим характеристикам не относится:
d. сила тяжести тела
33. Мерой вращательного действия силы на тело является:
a. центростремительная сила
b. момент количества движения
34. Что не влияет на силу лобового сопротивления среды?
a. Миделево сечение
c. коэффициенты ламинарного и турбулентного потоков среды
e. скорость среды относительно объекта
35. Что произойдет с работой силы трения при уменьшении нормального давления?
c. останется без изменения
36. 3а счет чего происходит накапливание потенциальной энергии?
c. перемещения ОЦТ ближе к горизонтальной плоскости
d. поддержания равновесия тела
37. Эффективность приложения сил рассчитывается из:
a. произведения полезной и затраченной работы
b. разности между затраченной и полезной работой
c. отношения полезной ко всей затраченной работе
d. отношения всей затраченной работы к полезной
38. Какой самый лучшим синонимом термина «результирующее усилие мышц»?
a. результирующий вращающий момент мышц
b. результирующее действие мышц
c. равнодействующее усилие мышц
d. общее усилие мышц
39. Что является наилучшим определением устойчивости тела?
a. механическое равновесие
b. восстановление равновесия после возмущения
c. максимальное опорное основание
d. неподвижная система, которая не перемещается
40. Какие переменные влияют на способность мышцы использовать накапливаемую упругую энергию?
a. имеющаяся химическая энергия
b. время между эксцентрическим и концентрическим сокращениями
c. скорость растяжения
d. величина растяжения
41. Стартовые действия направлены на:
a. развитие максимальной силы отталкивания
b. быстрейший переход от покоя к наибольшей скорости движения
c. развитие момента силы тяжести
d. достижение уравновешенности горизонтальной и вертикальной составляющих
42. Вращающий момент создается за счет силы тяжести тела и реакции опоры, когда:
a. вертикальная составляющая опорной реакции не проходит через ОЦТ
b. вертикальная составляющая опорной реакции проходит через ОЦТ
c. нет правильного ответа
43. Начальное вращение тела может быть создано и вне опоры, за счет:
c. смещения ОЦТ тела
d. изменения момента инерции
44. При каких локомоциях возникает безопорное положение тела?
d. бег в легкой атлетике
45. Какой оптимальный угол отталкивания в прыжках в длину?
46. Какую положительную роль играет уменьшение горизонтальной составляющей реакции опоры в прыжках в высоту с разбега?
a. ускоряет продвижение тела вперед
b. тормозит продвижение тела вперед
c. увеличивает силу инерции
d. уменьшает силу инерции
47. Что обусловливает ускорение тела при спортивном плавании?
c. инерционные силы
d. разность сил движущих и тормозящих
48. Что является основной мерой ударного взаимодействия?
b. момент импульса сила
49. Чем существенно отличается бросок и толчок?
a. целью изменения количества движения снаряда
b. проксимально-дистальнои последовательностью активности сегментов тела
c. жесткостью конечности
d. длительностью контакта
50. Какое воздействие не обеспечивается в результате повышения температуры тела, обусловливаемого разминкой?
a. увеличение тиксотропности
b. увеличение растяжимости соединительной ткани
c. увеличение мышечного кровотока
d. снижение мышечной вязкости
51. Разминка показала повышение мышечной температуры и, следовательно, увеличение образования энергии. Почему?
b. упражнения на растягивание повышают гибкость
c. увеличивается время пол у релаксации
d. уменьшается время сокращения
52. Какие из упражнений на развитие гибкости более предпочтительны в реабилитационных целях?
c. сочетающие растяжение с возбуждением мышц
d. фиксационно-релаксационные растяжения
53. Почему быстродействующая мышца может обеспечить образование большего количества энергии в отличие от медленнодействующей?
a. медленнодействующая мышца создает меньшее усилие
b. быстродействующая мышца характеризуется более высокой оптимальной скоростью укорочения
c. быстродействующая мышца быстрее утомляется
d. медленнодействующая мышца имеет меньшую площадь поперечного сечения
54. Какие мышцы наиболее подвержены деформации (травме)?
c. двусуставные мышцы
56. Какая сила сокращения мышцы от максимума не вызывает адаптивной (тренирующей) реакции?
57. Какие стимулы в большей мере влияют на количество и качество мышечной ткани?
58. Какое явление лучше всего характеризует физиологическую основу плиометрических упражнений?
a. взаимосвязь работа-энергия
b. рефлекс растяжения
c. взаимосвязь импульс-количество движения
d. последовательность эксцентрических и концентрических сокращений
59. Почему мышечная масса и сила с возрастом уменьшаются?
a. заболевания ведет к мышечной атрофии
b. мышца подвергается недостаточной нагрузке, чтобы поддерживать высокие уровни синтеза белков
c. двигательные нейроны отмирают и лишают мышечные волокна нервной иннервации
60. Какие факторы способствуют возрастному снижению способности контролировать позу?
a. пониженная функциональная способность мышечной системы
b. нарушенная способность координировать активность мышц-синергистов
c. короткий период времени латентных реакций
d. аномальный выбор сенсорной информации
1.а | 11.е | 21.d | 31. а | 41. b | 51. a |
2. d | 12. b | 22. а | 32. b | 42. a | 52. d |
3. е | 13. а | 23. с | 33. d | 43. с | 53. b |
4. b | 14. d | 24. а | 34. b | 44. d | 54. с |
5. d | 15. с | 25. b | 35. а | 45. с | 55. b |
6. а | 16. b | 26. с | 36. b | 46. a | 56. a |
7. d | 17. а | 27. с | 37. с | 47. d | 57. d |
8. с | 18. b | 28. d | 38. d | 48. a | 58. a |
9. d | 19. d | 29. а | 39. а | 49. с | 59. с |
10. с | 20. с | 30. с | 40. b | 50. d | 60. d |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Биомеханика физических упражнений ( PDFDrive ) — копия. 1. предмет и методы биомеханики
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ БИОМЕХАНИКИ
Основы учебной дисциплины наиболее полно раскрываются в пред мете и методе соответствующей науки.
Любая наука имеет свой предмет исследования. Предметнауки рас крывает:
∙ Что именно изучается (объект познания).
∙ Какую сторону действительности наука изучает (область позна ния).
∙ С какой целью изучается.
1.1. Общая характеристика биомеханики
как учебной и научной дисциплины
Метод науки показывает основной способ исследования, путь познания закономерностей исследуемых явлений, получения новых знаний. Биомеханика – наука о законах механического движения в живых системах.
В биомеханике, как науке, можно выделить следующие прикладные направления исследования:
1. Биомеханика физических упражнений.
2. Инженерная биомеханика.
3. Медицинская биомеханика.
Биомеханика физических упражнений ориентирована на поиск рациональной техники физических и соревновательных упражнений, на совершенствование их кинематической и динамической структуры, на научное обоснование эффективной методики обучения двигательным действиям.
Инженерная биомеханика смыкается с бионикой, инженерной психологией («человек и машина»), связана с разработкой роботов, манипуляторов и других технических устройств, умножающих возможности человека в трудовых двигательных операциях.
Медицинская биомеханика дает обоснование методам протезирования, протезостроения, травматологии, ортопедии, лечебной физической культуры.
Объект познания биомеханики
Объект познания биомеханики – двигательные действия как системы взаимно связанных активных движений и положений тела человека. Как наука биомеханика изучает не только движения человека, но и движения животных. Однако двигательные действия человека существенно отличаются от движений животных:
− осознанная целенаправленность движений человека;
− возможность контролировать движения и планомерно совершенствовать двигательные действия.
Учебный курс биомеханики направлен на изучение движений только человека, которые совершаются на высшем уровне управления ими. Именно эти особенности движений человека не имеют объяснения ни со стороны классической механики, ни со стороны биологических наук.
Как отмечает основоположник отечественной школы биомеханики Н.А.Бернштейн (1966): «В норме человек производит не просто движения, а всегда действия». Действия человека всегда имеют цель, определенный смысл. Из действий человека, как из кирпичиков движений, складывается его двигательная деятельность. Двигательные действия, составляющие двигательную деятельность, осуществляются посредством целенаправленных активных движений. Именно активные движения человека (а также сохранение положений тела) является объектом изучения биомеханики.
И здесь следует отметить, что активные движения изучаются как системы движений в двигательных действиях человека.
Область изучения биомеханики
Область изучения биомеханики – механические и биологические причины возникновения движений и особенности построения и выполнения движений в различных условиях.
Причины возникновения движений человека и причины их изменения необходимо рассматривать как с позиций механики, так и с точки зрения биологии, учитывая роль человеческого сознания в управлении движения ми.
Механическое движение в живых системах, в частности, в движениях человека проявляется:
− в передвижении биосистемы относительно внешней среды; − в деформации самой биосистемы – перемещение одних ее частей относительно других.
Движения абсолютно твердых тел, которые не деформируются, опи сываются основными законами Ньютона. В живых же системах работа внешних сил (тяжести, трения, сопротивления внешней среды и др.), а так же внутренних сил (тяги мышц) расходуется и на деформацию опорно двигательного аппарата.
Действие внутренних сил обусловлено управлением со стороны цен тральной нервной системы. Поэтому, для корректного описания законо мерностей движений человека, недостаточно ограничиться изучением непосредственно механики движения, но и необходимо рассматривать биологическую сущность организации действия внутренних сил в иссле дуемом двигательном действии. Именно управление движениями с помо щью внутренних сил обеспечивает высокую эффективность двигательных действий в различных условиях исполнения.
Закономерности функционирования мышечного аппарата тела чело века определяются рядом особенностей (зависимость «сила – скорость», зависимость «сила – суставной угол», инерционность процесса мышечного напряжения, позно-тонические рефлексы и т.п.), которые необходимо учи тывать при построении движений. Все это не является предметом исследо ваний в классической механике и поэтому содержание биомеханики суще ственным образом отличается от классической механики.
Целевая направленность биомеханики
Цель изучения биомеханических закономерностей двигательных дей ствий человека заключается:
− оценка эффективности действия приложенных сил для более со вершенного решения двигательной задачи;
− выявление возможностей и путей совершенствования техники со ревновательных упражнений;
− научное обосновании рациональной методики обучения двигатель ным действиям на основе биомеханического анализа техники реально ис полняемых и синтезированных на ПЭВМ упражнений.
Цель изучения учебного курса биомеханики на факультете физиче ского воспитания:
− ознакомить студентов с общими основами биомеханики как науки о движениях человека;
− дать необходимые сведения по биомеханическому обоснованию использования физических упражнений в физическом воспитании; − вооружить знаниями, необходимыми для эффективного применения физических упражнений в качестве средства физического воспитания, по вышения технического мастерства спортсменов и уровня спортивных до стижений.
Системно-структурный подход исследования в биомеханике
Биомеханика, как наука о движениях человека, основывается на си стемно-структурном подходе изучения и понимания двигательных дей ствий. Системно-структурный подход исследования позволяет:
1. Рассматривать тело человека как движущуюся систему. 2. Рассматривать процесс движения как развивающуюся систему. В теории структурности движений заложены следующие основные принципы:
1) принцип структурности построения систем движений – все дви жения в системе взаимосвязаны, что определяет целостность и совершен ство действия;
2) принцип целостности действия – все движения в двигательном действии образуют единое целое. Изменения в одном движении, так или, иначе, влияют на всю систему;
3) принцип иерархичности – отдельные структуры являются состав ными частями более крупных структур;
4) принцип сознательной целенаправленности систем движений – человек сознательно ставит цель двигательного действия, применяет целе-
сообразные движения и управляет ими для эффективного достижения по ставленной цели.
1.2. Формы движения материи.
Естественные и целенаправленные движения
Рассматривая биомеханику как науку, изучающую закономерности механического движения живых систем, целесообразно рассмотреть ос новные понятия о движении вообще и особенности движений человека, в частности.
Движение – одна из форм существования материи и оно так же мно гообразно, как многообразен мир.
Как известно, Ф. Энгельс различал:
1) простые формы движения материи;
2) сложные, высшие формы движения материи.
Простые формы движения материи
Простые формы движения материи включают в себя следующие: − механическое движение;
Рассматриваемые формы движения материи проявляются как в живой, так и в неживой природе.
Механическое движение проявляется в перемещении объектов в про странстве и во времени. Физическое движение – изменение физических свойств материи. Например, изменение температуры, электрического со противления, объема, плотности, состояния и т.п. Химическое движение обусловлено происходящими в материи химическими реакциями.
Сложные формы движения материи
К сложным, высшим формам движения материи относятся: − биологическая;
Биологическая форма движения материи характеризует развитие жи вых систем в онтогенезе и в филогенезе, в частности, человека и животно го мира. Социальная форма движения материи (общественные отношения, мышление) присуща только человеку.
Каждая сложная форма движения материи всегда включает в себя бо лее простые формы. Простейшая форма движения материи – механиче ская, – существует везде. Чем выше форма, тем менее значима механиче ская форма движения материи.
Чем выше форма движения материи, тем труднее выполнить прогноз ее эволюции. Можно заранее рассчитать траекторию движения спутника, предсказать его поведение на орбите, но задача несоизмеримо усложняется при прогнозе «предсказания событий» в социальной форме движения ма
терии, в сфере общественных отношений.
Естественные и целенаправленные движения
Классификация механической формы движения материи на есте ственные и целенаправленные была предложена отечественным ученым В.Г.Кореневым в 1974 г. С позиций биомеханики, предложенная класси фикация корректна и обоснована. Сущность проявления «естественности» и «целенаправленности» в движениях объекта проявляется в следующем.
Если со стороны движущегося объекта вырабатываются управляю щие силы для изменения траектории движения и достижения цели, то такое движение трактуется как целенаправленное.
Движения человека, как самоуправляемой биомеханической системы, относятся к подклассу целенаправленных движений. Для достижения цели движения человек вырабатывает управляющие воздействия (сила тяги мышц), изменяя и формируя тем самым траекторию движения.
В понятии о целенаправленных движениях присутствует философская категория: цель движения. Цель движения можно сформулировать различ ным образом:
− в содержательно-смысловой форме;
− в математической форме.
Содержательно-смысловая постановка цели движения и двигательной задачи
Содержательно-смысловая формулировка цели движения предполага ет описание того движения, которое необходимо выполнить и его конеч ный результат. Например: сделать выпад правой вправо, выполнить пры жок в длину с места толчком двумя, выполнить прыжок вверх толчком ле вой и т.п.
Иначе говоря, конечный результат двигательного действия содержит в себе цель движения. Цель движения характеризует качество выполне ния двигательного задания. Например:
1. Выполнить прыжок в длину с места толчком двумя как можно дальше.
2. Выполнить прыжок вверх с места толчком двумя как можно выше. 3. Пробежать 100 метров как можно быстрее.
4. Проплыть 100 метров за минимально возможное время. В этих примерах качественная картина движений описывается терми нами: дальше, выше, быстрее и т.п. В математической теории оптимизации динамических систем качество исследуемого процесса представлено функ ционалом, заданным в виде математической конструкции определенного вида. Поэтому, можно сказать, что если цель движения задана в математи ческих терминах, то цель движения есть функционал двигательного дей ствия.
Двигательная задача, в отличие от цели движения, может ставиться для отдельных фаз упражнения и для всего упражнения в целом и указы вать или математически описывать те явления, которые должны произойти или не произойти в процессе выполнения двигательного действия. Напри мер, при выполнении большого оборота назад на перекладине формулиру ется цель движения: в момент прохождения общим центром масс (ОЦМ) тела спортсмена вертикального положения над опорой достичь макси мальной линейной скорости ОЦМ. Двигательная задача для рассматрива емого гимнастического упражнения ставится следующим образом:
1. До момента прохождения ОЦМ исполнителя вертикального поло жения под опорой звенья тела спортсмена должны быть расположены на одной прямой.
2. После прохождения ОЦМ исполнителя вертикального положения под опорой выполнить сгибательные движения в суставах таким образом, чтобы:
− сгибание начиналось с дистальных суставов;
− амплитуда сгибательных движений в плечевых суставах не превы шала 30 0 ;
− амплитуда сгибательных движений в тазобедренных суставах не превышала 45 0 ;
− в вертикальном положении над опорой звенья тела спортсмена должны быть расположены на одной прямой.
Таким образом, двигательная задача, представленная в рассматривае мом примере пунктами 1–2, регламентирует технику большого оборота назад на перекладине и указывает на то, что должно произойти или не произойти в процессе выполнения упражнения. По сути дела здесь накла дываются определенные ограничения на кинематику движения.
Математическое представление цели движения
и двигательной задачи (формализация)
Содержательно-смысловую формулировку цели движения и двига тельной задачи всегда можно формализовать (дать математическое пред ставление), в частности, представив их в виде биомеханических характери-
стик в математической форме. Например, выразить биомеханические ха рактеристики движения математическими символами:
Формализовать качество решения двигательной задачи можно с по мощью экстремальных параметров биомеханических характеристик: ми нимум (min), максимум (max) функции. Например, для вышерассмотрен ных примеров формализованная запись качества (F) решения двигательной
− Максимальная длина прыжка – F = S (max).
− Максимальная высота прыжка – F = H (max).
− Максимальная скорость бега – F = V (max).
− Минимальное время бега – F = T (min).
Возможность формализации цели движения и качества решения дви гательной задачи позволяет использовать средства компьютерной техники для построения оптимальной (самой наилучшей) техники соревнователь ных упражнений в вычислительном эксперименте на ПЭВМ.
1.3. Общая задача и частные задачи биомеханики
В биомеханике выделяют две группы задач, решение которых опреде ляет ее содержание – теорию и метод:
− общая задача биомеханики;
− частные задачи биомеханики.
Общая задача охватывает всю область теории биомеханики в целом; частные же задачи важны при изучении конкретных вопросов исследуе мых явлений.
Общая задача биомеханики
Общая задача изучения движений человека состоит в оценке эффек тивности действия внешних и внутренних сил для более совершенного до-
стижения цели движения. Технология решения общей задачи биомехани ки включает в себя три этапа:
1. Определить все силы, действующие на тело спортсмена в процессе выполнения двигательного действия.
− которые оказывают положительное воздействие на достижение це ли движения и эффективное решение двигательной задачи; − которые оказывают отрицательное воздействие на достижение це ли движения и эффективное решение двигательной задачи. 3. Сконструировать такую технику изучаемого упражнения, при кото рой действие сил, оказывающих положительное воздействие на формиро вание рациональной структуры движения, будет максимальным, а дей ствие тех сил, которые оказывают отрицательное воздействие – мини мальным.
Рассмотрим следующий пример. Допустим, спортсмен выполняет большой оборот назад на перекладине (рис.1.1). Ставится цель движения: в момент прохождения вертикального положения над опорой приобрести максимально возможную скорость звеньев тела.
Рис. 1.1. Большой оборот назад на перекладине
В первой половине оборота (I), на тело спортсмена оказывают дей ствие силы: сила тяжести (Р), момент силы трения кистей рук гимнаста о гриф перекладины, сопротивление внешней среды. Во второй половине
Во второй половине оборота эта же сила оказывает отрицательное воздействие: сила тяжести тормозит (-) звенья тела спортсмена. Совокуп ное тормозящее действие моментов силы тяжести и силы трения кистей рук гимнаста о гриф перекладины приведут к тому, что гимнаст, не доходя примерно 30 0 до вертикального положения над опорой (угол Q), остано вится, что не позволит ему успешно решить двигательную задачу.
Анализ решения общей задачи биомеханики в исследуемом упражне нии показывает, что для увеличения положительного действия момента силы тяжести в первой половине оборота необходимо выполнять движе ние выпрямленным телом (руки, туловище, ноги располагаются на одной прямой) для того, чтобы положительная работа момента силы тяжести на всей траектории оборота была наибольшей.
Для уменьшения отрицательного воздействия момента силы тяже сти, во второй половине оборота, гимнасту необходимо выполнить сгиба тельные движения рук в плечевых и ног в тазобедренных суставах, что позволит приблизить общий центр масс звеньев тела спортсмена к опорной вертикали и поддержать набранную скорость.