Что относится к приемам ознакомления с цифрой
Консультация для родителей на тему: «Ознакомление детей с цифрами»
«Ознакомление детей с цифрами»
Уважаемые родители!
Овладевая числом и счетом, дети постепенно подготавливаются к основной деятельности — вычислительной. Главными образовательными задачами при этом являют:
§ усвоение взаимно-обратных отношений между смежными числами;
§ ознакомление с цифрами;
§ усвоение состава числа из единиц и двух меньших чисел;
§ деление целого множества на части (подмножества, а затем деление числа, составление его из двух меньших чисел.
Усвоение взаимно-обратных отношений между смежными числами осуществляется в группах пятого и шестого годов жизни, а в последующем эти знания будут использоваться как прием вычислительной деятельности. Воспитатель говорит детям: «Решая задачу, арифметический пример, когда надо будет прибавить (вычесть) единицу (число 1, не надо пересчитывать множества, т. к. мы знаем, что, добавив единицу, получим число, следующее за ним, а вычитая из числа единицу, получим число, которое предшествует ему».
Дети упражняются в этом на протяжении пятого-шестого годов жизни, а в старшей группе при решении арифметических задач и примеров они свои знания обобщают и применяют в другой — вычислительной — деятельности.
Вычислительная деятельность, в отличие от счетной, имеет дело не с конкретными множествами, а с числами и их изображениями на письме — цифрами. Поэтому значительным фактором подготовки к вычислительной деятельности является ознакомление с цифрами. Желательно начинать эту работу в группе пятого года жизни со второго квартала. К этому времени у детей уже сформированы знания о первых числах и счете в пределах трех. Педагог постепенно подводит их к пониманию необходимости изображать числа на письме особыми знаками — цифрами. Каждое число записывается по-своему. Дети называют разные числа, а воспитатель показывает им цифры, которыми они записываются.
На пятом году жизни методика ознакомления с цифрами простая и конкретная: демонстрация цифры и анализ ее начертания, последующее ее узнавание, обведение указательным пальцем по контуру, выкладывание из палочек (полосок бумаги, лепка из пластилина, разучивание стихов о каждой цифре и др.
В старшей группе дети продолжают знакомиться с цифрами 6—9 и 0. Причем ознакомление с цифрой осуществляется одновременно с формированием знаний об образовании числа и счетом в пределах заданного числа. Методика работы становится более разнообразной и детальной, поскольку сравниваются множества, числа и цифры между собой. Значительное внимание уделяется именно изображению (начертанию) цифры. Например, детям предлагается заштриховать контурное изображение цифры на листе бумаги (ширина цифры приблизительно равна 0,5 см). Дети выполняют задания, а воспитатель помогает им.
Дошкольников знакомят с каждой отдельной цифрой, соотнося ее с числом через действия с предметными множествами. Для этого воспитатель демонстрирует цифру, предлагая детям рассмотреть ее начертания; дети создают соответствующее множество, откладывая определенное количество предметов; обводят указательным пальцем правой руки по контуру цифры, усваивая ее начертания. Для закрепления приобретенных знаний используются разные дидактические игры типа «Поручение», «Магазин», а также упражнения: обозначить число, которое больше (меньше) на один, чем названное (следует показать цифру, и др.
При ознакомлении с цифрами широко используются специально сделанные карточки. Карточка поделена на две неравные части: левая — меньшая, правая — большая. Внизу карточки по всей ее длине приклеена полоска бумаги так, чтобы получился кармашек. В левую часть вкладывается карточка с цифрой, а в правую — чистый лист бумаги, на котором ребенок должен нарисовать столько предметов, сколько показывает цифра.
В детском саду не обучают писать цифры, но очень важно, чтобы дети усвоили правильное направление движения руки при написании разных цифр. Эффективным для этого является обведение контура цифры: дети указательным пальцем обводят цифру, сохраняя направление движения, тренируются в написании цифр в воздухе, выкладывают ее из счетных палочек, лепят из пластилина. Во время прогулки можно предложить детям написать цифру палочкой на песке, земле, снегу, выложить ее из природного материала и т. п.
Дошкольники легко и с интересом усваивают цифры. Однако нередко у них даже в старшем дошкольном возрасте возникают трудности в различении цифр, похожих по начертанию: 1, 4 и 7; 2 и 5; 6 и 9. Например, при ознакомлении с цифрой 7 нужно, рассмотрев ее начертание, предложить детям вспомнить, на какие знакомые им цифры она похожа, сравнить их по начертанию, выделить общее и то, чем они отличаются. Так же сравниваются цифры 3 и 8; 6 и 9.
Например, при сравнении цифр 2 и 5 детям предлагают посчитать сначала одну группу предметов на столе у воспитателя и поднять соответствующую цифру, потом посчитать вторую группу и также соотнести количество игрушек с определенной цифрой. Начертания этих цифр анализируют и сравнивают между собой. Обращают внимание детей на то, что в цифре 2 неполный круг вверху, а в цифре 5 — он внизу; короткая линия слева — направо в цифре 2 внизу, а в цифре 5 — вверху и т. д.
В качестве приемов на закрепление начертания цифр можно использовать лепку из пластилина, вырезание, заштриховку и др.
Желаем удачи!
Консультация для родителей «Ознакомление детей с ПДД» Уважаемые родители! У Вас в руках газета «Любимый ребенок». Этот номер посвящен вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения.
Консультация для родителей на тему «Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста» Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального.
Консультация для родителей на тему: «Как организовать игры детей с использованием занимательного математического материала.» Приобщение детей в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач. С этой целью следует.
Консультация для родителей на тему «Подготовка детей к школе» Консультация для родителей на тему: «Подготовка детей к школе». Успешная подготовка детей к школе предполагает усвоение всей программы.
Консультация для родителей на тему «Профилактика гриппа у детей». Консультация для родителей на тему:«Профилактика гриппа у детей». Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому.
Консультация для родителей на тему: «Психологический комфорт детей» «Все в твоих руках» (Притча).“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку,.
Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей» Движения пальцев рук исторически в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных.
Консультация для родителей на тему «Роль семьи в развитии речи детей 3–4 лет» Конспект «Родительского часа» и с использованием ИКТ Тема: Цель: обогащение родительских представлений о речевом развитии детей младшего.
Консультация для родителей «Ознакомление со звуковым строением слова» Консультация для родителей «Ознакомление со звуковым строением слова» Одной из важнейших задач подготовки к грамоте является ознакомление.
Консультация для родителей по ПДД на тему: «Безопасное поведение детей на дороге» Консультация для родителей ДОУ по ПДД. Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растет число дорожно-транспортных.
Методика ознакомления детей с цифрами.
Детей следует учить считать как можно раньше. Математика способствует физическому развитию мозга, интеллекта.
Просмотр содержимого документа
«Методика ознакомления детей с цифрами.»
Знакомим детей с цифрами.
Дошкольное детство является самым важным периодом для развития математических представлений детей. От того, как они заложены в значительной мере зависит весь дальнейший путь математического развития ребенка.
Вторая причина гораздо важнее. Детей следует учить считать, как можно раньше, поскольку это будет способствовать физическому развитию мозга, интеллекта.
Формирование понятия натурального числа у детей дошкольного возраста происходит на основе оперирования совокупностями предметов: набором палочек, геометрических фигур (кругов, квадратов, кубов), предметами быта (два стула), игры (три куклы), питания (две морковки). Еще до школы дети приобретают знания о количестве и количественных отношениях из разных источнике, среди которых особое значение имеют слово и действия взрослых, которым малыши активно подражают. Ребенка окружают предметы, различающиеся размерами, формой, цветом, количеством. С помощью взрослого малыш учится называть и различать их, пользоваться ими. По мере развития ребенка изменяются его взаимоотношения с окружающим миром, у него формируются новые понятия.
Задача ознакомления детей с цифрами ставится по «Программе воспитания и обучения в детском саду» по программе «Детство» (авт. Логинова В.И. и коллектив) со средней группы.
Необходимо придерживаться принципа: одно занятие — одна цифра.
Дошкольников знакомят с каждой отдельной цифрой, соотнося ее с числом через действия с предметными множествами. Для этого воспитатель демонстрирует цифру, предлагая детям рассмотреть ее начертания; дети создают соответствующее множество, откладывая определенное количество предметов; обводят указательным пальцем правой руки по контуру цифры, усваивая ее начертания. Для закрепления приобретенных знаний используются разные дидактические игры типа «Поручение», «Магазин», а также упражнения: обозначить число, которое больше (меньше) на один, чем названное (следует показать цифру), и др.
При ознакомлении с цифрами широко используются специально сделанные карточки. Карточка поделена на две неравные части: левая — меньшая, правая — большая. Внизу карточки по всей ее длине приклеена полоска бумаги так, чтобы получился кармашек. В левую часть вкладывается карточка с цифрой, а в правую — чистый лист бумаги, на котором ребенок должен нарисовать столько предметов, сколько показывает цифра.
Для закрепления понятия цифры и соответствующего ей множества можно использовать упражнения. Дошкольник тренируется в подборе цифр к нужному количеству фигур. И наоборот, подбирает нужное их количество около соответствующей цифры.
К заданному множеству предметов подобрать нужную цифру (4 котенка, каждому дали по рыбке. Всего 4 рыбки. Показать цифрой, сколько рыбок взято. Проверить, посчитать вместе хором, прикрепить цифру 4).
К цифре подобрать предметное множество, например, Винни- Пух показывает цифру 3, просит показать столько же шариков, картинок или других предметов. Дети показывают картинки с тремя шариками).
Используем игру «Найди нужные картинки». Дети получают коробочки с набором картинок (5-6 картинок) и цифру. К цифре они должны подобрать все картинки с соответствующим числом предметов.
Игра «Каждой картинке цифру». Дети получают набор картинок, на которых изображено различное количество предметов (1, 2, 3, 4 и т.д.) и цифры. К каждой картинке ребенок должен подобрать нужную цифру.
В детском саду не обучают писать цифры, но очень важно, чтобы дети усвоили правильное направление движения руки при написании разных цифр.
Для закрепления записи цифр используются различные обследовательские действия:
написание цифр пальцем в воздухе,
выкладывание из счетных палочек, деталей конструктора, из ниток на бархатной бумаге,
Ознакомление с цифрами в процессе формирования счетной деятельности, детей среднего дошкольного возраста
Наталья Клевина
Ознакомление с цифрами в процессе формирования счетной деятельности, детей среднего дошкольного возраста
Тема самообразования: «Ознакомление с цифрами в процессе формирования счетной деятельности, детей среднего дошкольного возраста».
Счет – это деятельность с конечными множествами.
Счет включает в себя структурные компоненты:
• цель (выразить количество предметов числом,
• средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий,
• отражающих степень освоения деятельности,
• результат (итоговое число)
Для наиболее успешного формирования понятия числа у детей дошкольного возраста в современном дошкольном образовательном учреждении необходимо создать определенные педагогические условия:
• специально организованное обучение детей;
• использование разнообразных дидактических средств (дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, моделирование и др.);
• организация разнообразных форм взаимодействия: “педагог – дети”, “дети – педагог”, “дети – дети”;
• специально организованная совместная и самостоятельная деятельность детей в предметно-развивающей среде;
• создание ситуации успеха;
• фиксация успеха, достигнутого ребенком;
• создание положительного фона для проведения обучения, способствующего возникновению познавательного интереса и активности.
Цифра – это символ, знак числа. Цифры понятие вторичное, на формирование процесса счета умение различать цифры не влияет: считают предметы, а не цифры.
Основные цели при знакомстве детей с цифрами:
• научить детей узнавать образ цифры в различных изображениях (печатная цифра, письменная цифра, стилизованная цифра и т. д.);
• научить детей соотносить слово – числительное и цифру.
Диагностика детей в группе проводилась в мае 2013 года.
Нами были определены уровни (высокий, средний и низкий, представленные в программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство». В соответствии с программой определены цифры (от 1 до 5, которые дети должны не только узнать и назвать подряд и вразбивку, но и иметь представления о соотношении цифры и числа, количества и цифры. Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком.
Анализ результатов диагностики показал, что дети хорошо ознакомлены с цифрами 1, 2. Хуже результаты знаний о цифрах 3, 4, 5. Недостаточно хорошо соотносят цифру и количество предметов, сосчитывают предметы до 5, устанавливают закономерность увеличения (уменьшения). В целом у детей группы определен средний уровень сформированности представлений о цифрах в процессе формирования счетной деятельности.
Необходима дополнительная работа со всеми детьми группы по ознакомления детей с цифрами в процессе формирования счетной деятельности. Есть дети с низким уровнем, которым следует уделить особое внимание. Провести углубленную работу по ознакомлению и закреплению цифр 3, 4, 5, сосчитыванию предметов до 5, на соотнесение цифры и количества
Анализ предметно-развивающей среды в группе:
— в группе не достаточно материала по математическому развитию в целом и в частности пособий по ознакомлению детей с цифрами.
— в группе имеются дидактические и развивающие игры и пособия для самостоятельной деятельности детей. Часть пособий, используемых в образовательной деятельности, предлагается детям для игр, а именно: разрезные цифры «Собери цифру», игра «Цифры» на соотношение цифры и количества предметов;
— в группе недостаточно игр, картинок, предметов, наглядного материала на ознакомление и закрепление представлений детей о цифрах в самостоятельной деятельности.
Предметно-развивающая среда недостаточно оснащена различными дидактическими и развивающими играми и наглядными пособиями для ознакомления детей с цифрами. Мало раздаточного материала.
С сентября месяца проводились по календарному плану математические занятия (образовательная деятельность).
Цели занятий (НОД): закрепление цифр (1, 2, 3, 4, 5, и знакомство с новыми цифрами (6, 7, 8, 9, учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; познакомить с цифрой как знаком числа; учить обводить цифру, используя образец; находить заданную цифру среди множества других цифр; учить соотносить цифру с количеством предметов; упражнять в сравнении группы предметов на основе счета, устанавливать неравенства групп; закрепить образ цифры, через выкладывание из различных материалов; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Занятия проводились с учетом интеграции образовательных областей. Во время образовательной деятельности дети проявляли интерес к различного вида занятиям, а именно: обведи цифру по точкам; сложи цифру из палочек (мозаики, шнурка, пуговиц и т. д.); сосчитай по звуку; соедини линией цифру с карточкой, соответствующее количество предметов; нащупай пальчиками сколько предметов в конверте или мешочке; определи, какой цифры не хватает.
Для улучшения освоения детьми представлений о цифрах были предложены различные задания, которые проводились как индивидуально, так и в совместной деятельности. При выполнении заданий дети называли, обводили, показывали нужную цифру.
В группу были внесены книги со стихами С. Маршака, Г. Виеру, И. Токмаковой. Детям читались математические сказки, загадывались загадки, отгадки которых были цифры.
Чтение книг проходило во второй половине дня, после дневного сна. Произведения написаны специально для развития элементарных математических представлений, поэтому вопросы, которые предлагались детям, касались только математических представлений. Ребята с удовольствием слушали аудиозаписи, веселые песенки и потешки про цифры, которые легко напевать, сопровождая жестами и простыми движениями.
Предлагались детям игры на сопоставление и анализ цифры написанной разным шрифтом «Найди пару», на соотношение числа и цифры «Число и цифра», на внимание и порядковый счет «Какая цифра убежала?», на соотношение цифры и количества «Верно ли это?»
Игры детям очень понравились и они с удовольствием играли в начале в совместной деятельности с воспитателем, а потом самостоятельно. Оборудование для игр было доступно детям.
Также детям была предложена сюжетно-дидактическая игра «Магазин». Основным заданием является сосчитывание предметов и соотношение количества с цифрой.
Также были привлечены родители в создании выставки поделок (цифры из картона, пряжи, рожков, пенопласта, фантиков, соленого теста и т. д.) в совместном выполнении творческих заданий вместе с детьми.
Предметно развивающая среда в группе была пополнена. Появилось многоматериала по математике, в частности с ознакомлением с цифрами, которые используются в образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми. Были сделаны из картона и из бархатной бумаги большие цифры образцы. В вечернее время дети охотно упражнялись с разрезными цифрами. Приобрели много разноцветных счетных палочек и раздаточного материала, чтобы хватало на каждого ребенка. Также в группу внесен конструктор «Тико» (арифметика, набор предназначен для обучения детей счету в игровой форме. В групповой комнате поместили игрушки, предметы и картинки на определение составных чисел и цифр. Были внесены в группу для индивидуальных занятий карточки, раскраски с заданиями по данной теме.
Выставка поделок (цифры из картона, пряжи, рожков, пенопласта, фантиков, соленого теста и т. д.) выполненная совместно родителями и детьми.
Таким образом, нами были апробированы как традиционные, так и современные формы, и методы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с цифрами в процессе формирования счетной деятельности.
Анализ повторной диагностики в мае 2014 года показал, что результаты стали намного лучше. Высокий уровень ознакомления с цифрами детей в процессе формирования счетной деятельности повысился. Сократились результаты с низким уровнем, что очень порадовали. Детям очень понравились индивидуальные задания, что в итоге дало хороший результат. Показатели улучшились благодаря внесенным изменениям в предметно-развивающую среду.
Задача, стоящая перед воспитателями в процессе обучения детей счету, весьма серьезна. Важно не просто научить ребенка правильно пересчитывать предметы и узнавать цифры, а дать ему понимание того, что такое число, для чего оно нужно, какая сторона вещей за ним «спрятались». Обучение счету в средней группе детского сада необходимо вести на наглядной основе.
Очень важно основное внимание при обучении счету уделяется упражнениям в сравнении численностей двух множеств (групп, путем поэлементного сопоставления двух предметных множеств помогает подготовить детей к познанию отношений между числами.
Обучение счету должно помочь детям понять цель (только сосчитав предметы, можно точно ответить на вопрос сколько) и овладеть ее средствами: называнием численных по порядку и соотнесением их к каждому элементу группы. Четырехлетним детям трудно одновременно усвоить обе стороны этой деятельности. Поэтому в средней группе обучение счету осуществляется в два этапа.
На первом этапе на основе сравнения численностей двух групп предметов детям раскрывают цель данной деятельности (найти итоговое число). Их учат различать группы предметов в 1 и 2, 2 и 3 элемента и называть итоговое число на основе счета воспитателя.
На втором этапе дети овладевают счетными операциями. После того, как дети научатся различать группы (множества, содержащие 1 и 2, 2 и 3 предмета, и поймут, что точно ответить на вопрос сколько, можно лишь сосчитав эти предметы, их учат вести счет в пределах 3, а затем 4 и 5.
Использование как традиционных, так и современных подходов ознакомления с цифрами при формировании счетной деятельности позволили качественно улучшить представления детей, заинтересовать их и привлечь родителей к изучаемому вопросу.
Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности Объект: познавательная активность детей младшего дошкольного возраста Предмет: игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Формирование исследовательских умений в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. Жизнь и техника ускоряются, и в условиях поступления со всех сторон огромного.
Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.
Образовательная программа «Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста навыков этикета» Краткосрочная образовательная практика Название: «Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста навыков этикета.
Игровые приемы как средство формирования представлений детей среднего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге «Игровые приемы как средство формирования представлений детей среднего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге». Чешегорова.
Основы формирования графических умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования В системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста важное значение имеют занятия изобразительным творчеством. В комплексе с другими.
Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности Тема «Развитие любознательности…» актуальна, потому что в свете ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация программы в форме.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции продуктивной и познавательной деятельности Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Ребёнок отражает в своём творчестве окружающий мир, природу, свои.
Сборник дидактических направленных на формирование счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Составитель: Старцева О. С. Аннотация: В сборнике дано описание игр с математическим содержанием, способствовавшим развитию счетной деятельности.
Создание условий для формирования познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством опыта Конспект опыта-эксперимента в средней группе группе Свойства магнита Программное содержание: 1. Знакомство с магнитом и его свойствами.
Методика ознакомления с цифрами как знаками числа дошкольников
Наталья Мартынова
Методика ознакомления с цифрами как знаками числа дошкольников
Методика ознакомления с цифрами как знаками числа.
Формирование понятия числа.
Одна из основных задач математического развития детей состоит в формировании у них умения считать и на этой основе развитии представления о числе.
В разные годы педагогов интересовала проблема обучения детей счетной деятельности, знакомства с цифрами.
Современным психологом Н. И. Чуприковой проводились эксперименты, в которых дети, не умеющие считать, наблюдали за тем, как это делает кукла, находили ошибки, допущенные ею. По мнению автора исследования,освоению счета предшествуют: стабильность, неизменность, устойчивость порядка числительных; соотнесение объекта только с одним числительным; определение общего количества последним произнесенным числительным; сосчитывание предметов в любом порядке.
Интерес детей 2—3-х лет к называнию количества числом был выявлен в исследовании В. В. Даниловой.
Исследование А. М. Леушиной позволило выделить этапы формирования количественных представлений в дошкольном возрасте.
1. Дочисловая деятельность.
2. Овладение счетной деятельностью.
3. Овладение вычислительной деятельностью.
1. Дочисловая деятельность
Для правильного восприятия числа, для успешного формирования счетной деятельности, необходимо, прежде всего, научить детей работать с множествами. :
-видеть и называть существенные признаки предметов;
-видеть множество целиком;
-выделять элементы множества;
-называть множество (обобщающее слово) и перечислять его элементы;
-составлять множества из отдельных элементов и из подмножеств;
-делить множество на классы;
-упорядочивать элементы множества;
-сравнивать множества по количеству путем соотнесения один к одному;
-создавать равночисленные множества;
-объединять и разъединять множества (целое и части).
2. Счетная деятельность
Владение счетом включает в себя:
-знание слов-числительных и называние их по порядку;
-умение соотносить числительные элементам множества «один к одному» (устанавливать взаимно-однозначное соответствие);
-выделение итогового числа.
Владение понятием числа включает в себя:
-понимание независимости результата количественного счета от его направления, расположения элементов множества и их качественных признаков (размера, формы, цвета и др. ;
-понимание количественного и порядкового значения числа.
Представления о натуральном ряде чисел и его свойствах включает в себя:
-знание последовательности чисел (счет в прямом и обратном порядке, называние предыдущего и последующего числа);
-знание образования соседних чисел друг из друга (путем прибавления и вычитания единицы);
-знание связей между соседними числами (больше, меньше).
3. Вычислительная деятельность
Вычислительнаядеятельность включает в себя:
-знание связей между соседними числами («больше-меньше» на 1);
-знание образования соседних чисел;
-знание состава чисел из единиц;
-знание состава чисел из двух меньших чисел;
-умение составлять и решать арифметические задачи.
Для подготовки к усвоению десятичной системы счисления необходимо:
-владение устной и письменной нумерацией;
-владение арифметическими действиями сложения и вычитания;
-владение счетом группами.
Эти программы реализуются через деятельностные личностно-ориентированные развивающие технологии и исключают «дискретное» обучение, т. е. раздельное формирование знаний и умений с последующим закреплением. Обучение детей строится на основе включения активных форм и методов и реализуется как на специально организованных занятиях (через развивающие и игровые ситуации, так и в самостоятельной и совместной деятельности со взрослыми (в играх, экспериментировании, игровых тренингах, упражнениях в рабочих тетрадях, учебно-игровых книгах и т. д.). Это технологии поисково-исследовательской деятельности и экспериментирования, познания и оценки ребенком величин, множеств, пространства и времени на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей. В силу этого современные технологии определяются как проблемно-игровые. Важнейшее условие развития, прежде всего, заключается в организации обогащенной предметно-игровой среды (эффективные развивающие игры, учебно-игровые пособия и материалы) и положительном взаимодействии между взрослыми и воспитанниками.
Рассмотрим задачи обучения числу на примере программы «От рождения до школы»
Возрастная группа Задачи
2 группа раннего возраста Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один – много).
Младшая группа Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».
Средняя группа Учить называть числительные по порядку; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам,например: «Один, два, три – всего три кружка».
Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета («Здесь один, два зайчика, а здесь один, два, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».
Учить уравнивать неравные группы двумя способами…
Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5.
Старшая группа Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств…
Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел.
Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).
Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).
Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале.
Подготовительная группа Знакомить с числами второго десятка.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1, умение увеличивать и уменьшать число на 1 (в пределах 10).
Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Знакомить с составом чисел в пределах 10.
Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Пример знакомства с числом 6 (методичка)
4. В процессе обучения у детей формируется совокупность последовательных представлений о числе:
1. Первоначально дети понимают число как равномощность множеств и его независимость от качественных и пространственных признаков элементов множеств. Это достигается, когда ребенок сравнивает различные множества по количеству и приходит к выводу, что предметы разные, но их поровну, например, по 5.
2. Затем, на основе обучения детьми усваивается количественное значение понятия числа, то есть его отношение к единице. Это происходит с детьми в старшем дошкольном возрасте, когда изучается количественный состав числа из единиц.
3. В старшем же дошкольном возрасте дети усваивают и порядковое значение числа, что происходит при обучении их порядковому счету. Дети учатся находить место предмета по порядку и именовать его порядковым числительным.
4. Далее, в старшем дошкольном возрасте, дети усваивают представление о числе как показателе кратного отношения одной величины к другой, принятой за единицу измерения. Представления о числе, достигнутые на основе сравнения множеств в предыдущее время, дополняются, уточняются, углубляются в процессе измерения. Дается новая характеристика числа – результат измерения.
5. Особенностью усвоения натурального ряда детьми дошкольного возраста является то,что этот процесс идет по этапам:
1. «хаотический счет»
2. усвоение отрезков натурального ряда
3. усвоение натурального ряда как понятия.
«Хаотический счет». Дети еще в раннем возрасте слышат от взрослых различные слова – числительные, запоминают их, а затем и воспроизводят. Обычно это номера домов, телефонов, слова-числительные из потешек, детских стихов, песенок и т. п. Называние числительных носит случайный, нестабильный характер.
Усвоение отрезков натурального ряда. Постепенно ребенок упорядочивает знакомые ему слова-числительные. Усваивает этот порядок лишь на некоторых отрезках натурального ряда (неизменные, устоявшиеся словосочетания). Обычно это происходит на отрезке до 5. Дальше следуют случайные слова-числительные. Как было на первом этапе. Например, 1, 2, 3, 4, 5, 8, 12, 5, 40…
Образ ряда пока отсутствует. Место числительного среди других не осознается. Дети на этом этапе, овладевая счетом, не могут начать называние чисел с любого числа, а только с самого начала.
Усвоение натурального ряда как понятия. Началом усвоения натурального ряда как понятия можно считать тот момент, когда ребенок усваивает, что все числа натурального ряда идут в возрастающем порядке, то есть ребенок может называть числа с промежутками, но всегда в возрастающем порядке. Например, 1,2,3,4,5,8,15, 40,100… То есть идет усвоение того, что каждое последующее число больше предыдущего. К концу этапа ребенок последовательно называет числа, начиная с любого числа, называет числа в обратном порядке, называет предшествующее и последующее числа.
Примеры игр на обучение счету:
Слово «цифра» без уточнения обычно означает один из следующих десяти («алфавит») знаков: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 (т. н. «арабские цифры»). Сочетания этих цифр порождают дву-(и более) значные коды и числа.
Знакомство детей с цифрами не представляет сложной методической проблемы,поскольку дети 3-4-летнего возраста легко запоминают символические изображения: буквы, цифры, знаки
Помните, что цифры – понятие вторичное, на формирование процесса счета умение различать цифры не влияет: считают предметы, а не цифры!
2. Основные задачи работы при знакомстве с цифрами.
Научить детей узнавать образ цифры в различных изображениях (печатная цифра, письменная цифра, стилизованная цифра типа цифры на почтовом индексе и т. п.);
Научить детей соотносить слово-числительное и цифру. Полезно учить детей запоминать контур цифры не только визуально (глазами, но и двигательно – осязательно (кинестезически).
Для этого используют изображения цифр, вырез из мелкой наждачной бумаги, которую дети обводят пальцем по ходу письма цифры (последнее наиб важно, поскольку не только готовит руку к письму цифр, но и формирует правильный мыслеобраз ее контура, помогающий освоить ее написание).
4. Особенности наглядного материала.
Любые множества, числовые и цифровые карточки. В качестве приемов на закрепление начертания цифр можно использовать вырезание, заштриховку и др.
5. Методика обучения
Необходимо научить детей различать понятия
Количество (свойство конкретного множества, отражающее сколько в нем элементов).
Число (абстрактное математическое понятие, характеризующее общее свойство конечных равномощных множеств).
Цифра (знак для записи чисел).
Учить детей обозначать это число цифрой как печатной, так и прописной необходимо после знакомства с образованием числа.
• Воспитатель в различных ситуациях знакомит детей с именем и внешним видом цифры (в процессе прогулки обращает внимание на номера домов, машин; на номера страниц).
• Воспитатель читает стишки, в которых описывается внешний вид цифр. (С. Маршак «Веселый счет», Г. Виеру «Считалочка»).
Как только дети научились считать в соответствующих пределах, их необходимо познакомить с сущностью каждой цифры последовательно. Предлагается обозначить в группе количество предметов разными способами: соответствующим количеством счетных палочек, соответствующей числовой карточкой, и, наконец, с помощью цифр.
Для ознакомления с цифрами можно выполнить следующие действия. На стол положите одну фигуру, напомните, что это»один», а рядом положите цифру один, изображенную на карточке или из магнитного набора. И объясните детям, что для краткости и удобства число один обозначают цифрой «1». Также происходит знакомство и с другими цифрами. На одном занятии детей не знакомят с несколькими цифрами. Цифры размещают под соответствующим множеством предметов, под картинкой с изображением предметов или рядом как общепринятый знак числа, свидетельствующий о том, что предметов определенное количество.
Надо понимать, что число изображается не только с помощью цифры. Можно познакомить детей с римской нумерацией – изображением числа с помощью рисунков. Или предложить цветные числа – палочки Кьюизенера.
6. Схема работы с каждой цифрой. Дети считают конкретные множества, обозначают их числом, а воспитатель показывает им цифры, которыми они записываются. «Сколько игрушек на столе? Чтобы записать, сколько игрушек мы видим, я ставлю цифру. Вот она».
1. Повторение предыдущей цифры.
2. Рассматривание множества с нужным количеством элементов.
3. Демонстрация цифры. Рассматривание цифры.
4. Анализ ее начертания Обсуждение, на что похожа цифра.
5. Рисование цифры пальцем в воздухе, выкладывание из палочек (полосок бумаги, лепка из пластилина, разучивание стихов о каждой цифре и др.
6. Поиск карточки с нужной цифрой
7. Использование цифровых карточек для ответов на вопросы.
8. Возможна запись цифр.
Пример знакомства с цифрой 6 (методичка)
7. Для закрепления записи цифр
используются различные обследовательские действия:
• написание цифр пальцем в воздухе,
• «песчаные цифры,
• выкладывание из счетных палочек, деталей конструктора, из ниток на бархатной бумаге,
• лепка цифр из пластилина,
• написание цифр пальцем на крупе,
• штриховка контурных цифр,
• чтение известных литературных произведений.
Дети легко и с интересом усваивают цифры. Однако нередко у них возникают трудности в различении цифр,похожих по начертанию: 1 и 4; 2 и 5; 6 и 9. Поэтому при изучении цифры ее внимательно рассматривают, выделяют ее элементы, подыскивают предметы, с которыми можно сравнить цифру. Это нужно для того, чтобы дети лучше запомнили образ цифры, не смешивали ее с другими образами цифр.
8. Знакомство с цифрой 0.
После ознакомления детей с несколькими цифрами необходимо познакомить их с цифрой 0 (ноль). Наличие предметов показывается соответствующей цифрой, отсутствие их — тоже цифрой 0. Запись числа 10 состоит из двух цифр: 1 и 0 (единицы и нуля).
А затем поясняем, что отсутствие предметов также обозначаем цифрой, это – цифра «0».
9. Варианты заданий
Для закрепления понятия цифры и соответствующего ей множества можно использовать упражнения. Дошкольник тренируется в подборе цифр к нужному количеству фигур. И наоборот, подбирает нужное их количество около соответствующей цифры.
Покажите цифрой, сколько предметов на столе.
Покажите цифру, которая обозначает число 7.
Отсчитайте столько предметов: 5.
Покажите цифрой на сколько четыре меньше пяти.
Я назову число, а вы отсчитайте на столько (показывает 1) кругов больше. Семь.
Присядьте столько раз: 1.
К демонстрационным материалам, использующим зрительную активность дошкольника,относятся:
— наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д. ;
Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.
Альбом для ознакомления младших дошкольников с геометрической фигурой «Круг» Хочу представить Вашему вниманию альбом, который мы изготовили с дочерью для моего племянника в детский сад в рамках проекта «Формируем.
Ознакомление дошкольников с цифрами в учебно-игровых ситуациях Нам придется постараться, Чтобы в цифрах разобраться Будем цифры изучать, А потом начнем считать. Десять цифр основных, Они важнее.
Конспект урока математики в 6 классе на тему «Нахождение дроби от числа и числа по значению его дроби» Конспект урока математики в 6 классе МОУ СОШ с. Телегино Колышлейского района Пензенской области на тему «Нахождение дроби от числа и числа.
Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.
Фотоотчет о работе по созданию средств обучения для ознакомления дошкольников с электричеством (продолжение) Сегодня хотелось бы продолжить тему ознакомления старших дошкольников с электричеством. Представляю Вашему вниманию средства обучения по.
Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.