Что относится к приемам и методам формирования коммуникативных ууд
Статья МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД, ПРИМЕНЕНИЕ
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД, ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ.
Э. С. Валиуллина, учитель английского языка МОБУ СОШ с. Белое озеро
Т. А. Лебедева, учитель химии и биологии высшей категории МОБУ СОШ с. Белое озеро
С точки зрения А. Г. Асмолова [2, с. 37], коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В соответствии с этим подходом можно выделить следующие коммуникативные УУД:
1. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией;
2. Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы);
5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.
Среди учителей, обучающих 5, 7, 10 классов нами было проведено анкетирование с целью выявления уровня сформированности коммуникативных УУД. Анкета содержала следующие вопросы:
Моржет ли ученик в доступной форме выразить свою точку зрения?
Умеет ли учащийся самостоятельно искать информацию в традиционных источниках (в сети интернет, социуме)
Насколько правильно учащийся может оценить ответ, поступок другого человека?
Умеет ли учащийся правильно формулировать вопросы?
Сформировано ли у учащегося умение слушать собеседника?
Любит ли учащийся общаться?
Умеет ли учащийся осуществлять взаимоконтроль и оказывать взаимопомощь.
Насколько развито у учащегося чувство коллективизма?
Умеет ли учащийся воспринимать и использовать невербальные средства общения?
Насколько развиты лидерские качества(способен ли брать на себя инициативу в организации совместного действия)
Насколько развита способность разрешать конфликтные ситуации (выявление проблемы, поиск способов решения)
Насколько адекватно ученик реагирует на нужды других и готов ли оказывать эмоциональную поддержку?
Проявляет ли уважительное отношение и внимание к личности другого.
Проанализировав результаты мы получили следующие данные:
В течение полугода нами активно применялись методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Формирование коммуникативных УУД реализуется через следующие упражнения:
— поиск ошибок в письмах и текстах;
— составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;
— упражнение на логическое заполнение пропусков;
— составление текстов из предложенного набора предложений;
— выстраивание логических смысловых цепочек;
— подготовка творческих мини-проектов;
Ниже приводится фрагмент урока английского языка в 5 классе.
1. Составьте кластер на тему « Holidays »
2. Talk about your last summer holidays. Say :
where did you spend your summer holidays
what did you like most of all
3. Разыграй диалог со своим одноклассником.
You classmate spent his/her holidays in a camp. You met your classmate after holidays. Ask him/her:
his/her new friends
what did he/she liked to do
Answer his/her questions.
(You begin the conversation )
You spent your holidays in a camp and your classmate spent his/her summer in a country. Answer your classmate’s questions. Then ask him/her:
his/her new friends
what did he/she liked to do
4. C оставь рассказ о том как твой одноклассник провел свои каникулы.
5. Рефлексия: Составьте синквейн на тему «Мои летние каникулы».
Фрагмент урока биологии по теме «витамины» [4, с. 40]
Учителем предлагается вспомнить роль витаминов в организме человека, какие продукты содержат какие витвмины. 2 минуты даетсяна подготовку, затем идет работа в паре. После этого каждый учащийся дает ответ.
Работа в группах по 4 человека. У всех в группе одинаковые тексты. Учащиеся по очереди выступают в роли учителя, которая требует от них выполнения определенных задач. Когда все члены группы прочитали абзац «учитель» делает следующее:
суммирует содержание абзаца;
придумывает вопрос по тексту и просит других учащихся на него ответить;
растолковывает то, что для других осталось непонятным;
дает задание на чтение следующего абзаца.
Перед началом работы необходимо продемонстрировать каждой группе как им следует действовать.
Предлагается заполнить приведенную ниже схему: вписать названия и пропущенные слова. После того как учащиеся заполняют схему, идет обсуждение.
Статья «Методы и приёмы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы»
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
В настоящее время перед школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в высокоразвитой информационной среде, готовой к постоянному саморазвитию.
Особое внимание в программе развития УУД уделяется коммуникативным универсальным учебным действиям.
Коммуникативные учебные действия — это владение теоретическими и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и дальнейшей профессиональной деятельности.
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Эффективны методы, ориентированные на устную и письменную коммуникацию.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
· Все виды пересказа
· Все формы учебного диалога
· Доклады и сообщения
· Ролевые и деловые игры
· Обсуждение, дискуссия, диспут
· Выступления в качестве ведущих на мероприятиях
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
· Сочинения и изложения
Для формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка
применяются следующие типы уроков:
Для формирования коммуникативных УУД успешно применяются
1) проблемный вопрос;
2) проблемная ситуация;
3) ассоциативный ряд;
5) «текст с пометками»;
6) групповая дискуссия;
7) чтение с остановками;
10) «толстые» и «тонкие» вопросы;
11) «продвинутая лекция»;
14) «лингвистические почемучки»;
15) дидактическая игра;
16) лингвистическая визитка;
17) исследование текста;
Очень важны такие формы работы, как групповая и парная. Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Работа в паре позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знанием. Постоянно обращаю внимание детей на правила работы в группе.
— Мы уже с вами определили, что в повести Н.С.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” показана русская драма, созревшая на почве купеческого быта.
— Катерина Львовна Измайлова прошла свой путь нравственного падения.
нарушен высший нравственный закон, заповедь Божия — «не убий», ибо высшая ценность на земле — это жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины.
— Наказана ли наша героиня? Произошел ли суд над героиней?(да)
— Каким бывает суд? (Суд земной и суд Божий.)
Задания для групп. Обязательно подтвердить цитатами
1. Свершился ли земной суд над Катериной?
2. Свершился ли Божий суд над Катериной?
— В судебное заседание явилась подсудимая Катерина Львовна Измайлова, представитель государственного обвинения и представитель защиты – прокурор и адвокат.
1. Попробуйте составить обвинение для героини.
2. Попробуйте составить речь адвоката.
— Давайте подведем итог. В чем же загадка женской души?
( Основа женской души – любовь, жертвенность, сумасшедшие поступки. )
Катерина как любая женщина хочет любить и быть любимой, но в своем стремлении она нарушает все законы морали и божьи законы. Не видя преград, она идет напролом, буквально по трупам к своей цели – любви и вниманию недостойного мужчины.
Прием «Текст с пометками» даёт возможность учителю наряду с коммуникативными задачами решить и личностные. Став соавтором образца написания сочинения по картине, обучающийся чувствует свою значимость.
Задание. Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты.
Они, _________, неостановимо бегут наперегонки, __________.
Вот они, _________, переливаются под лучами солнца, а вот, _________,
сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию,
которая, _________, веками удивляет человечество.
Справка (1 уровень): устремляясь вперёд и вперёд, шипя и пенясь,
взлетая, дробясь, сливаясь, покоряя своим величием.
Справка (2 уровень): устремляться вперёд и вперёд, шипеть и
пениться, взлетать, дробиться, сливаться, покоряет своим величием.
3 уровень: самостоятельно подбирают деепричастия.
— Изменился ли текст? Какую роль сыграли деепричастия в вашем описании?
Таким образом, мы с вами должны постоянно стремиться к положительным результатам в формировании коммуникативных универсальных учебных действий:
· обучающиеся систематически получают навыки общения,
сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе;
· работа в микрогруппах и парах постепенно раскрепощает ребят,
создаёт условия психологического комфорта;
· развивается умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
· повышается качество владения монологической и диалогической
· приобретаются навыки правильного поведения во время
разрешения споров, конфликтов (умение доказывать собственные выводы,
слушать других, уважать чужую точку зрения).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Методы и приемы УУД
Приёмы педагогических техник, обеспечивающие формирование
коммуникативных универсальных учебных действий
Коммуникативные УУД обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:
· общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
· работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
— обращаться за помощью;
— формулировать свои затруднения;
— предлагать помощь и сотрудничество;
— проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества:
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
— определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
— договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
— формулировать собственное мнение и позицию;
— формулировать и задавать вопросы;
— строить понятные для партнёра высказывания;
— строить монологичное высказывание;
— вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
— правильно выражать свои мысли;
— слушать и понимать речь других.
— определять общую цель и пути ее достижения;
— осуществлять взаимный контроль;
— адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
— оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
— аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
— прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
— уметь договариваться и разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
— координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Авторские педагогические техники, обеспечивающие формирование коммуникативных универсальных учебных действий
1. Приём педагогической техники «Аукцион»
При организации групповой работы учащихся группы по очереди называют характеристики (признаки, особенности строения, роль в природе, использование человеком и др.) определённого объекта – «лота» Выигрывает та группа, чей игрок последним дал характеристику. За каждую характеристику начисляется балл, набранное количество баллов причисляется группе, которая «приобрела» лот.
Используется на повторительно-обобщающих уроках при организации групповой работы соревновательного характера.
Формируемые коммуникативные УУД : уметь договариваться
2. Приём педагогической техники «Не пропусти ответ»
При организации групповой работы учащихся каждому члену группы даётся карточка с текстом – ответом на один из вопросов (всем группам – одинаковые наборы). Учитель по очереди зачитывает группам вопросы. Член группы, у которого написанное на карточке является ответом на вопрос, зачитывает ответ. Если группа на вопрос, предназначенный для неё, дала неверный ответ, то право ответа переходит к другой группе.
Используется на повторительно-обобщающих уроках при организации групповой работы соревновательного характера.
Формируемые коммуникативные УУД : слушать и понимать речь других, осуществлять взаимный контроль, уметь договариваться.
3. Приём педагогической техники «От общего к частному»
Учащимся задаётся вопрос: «О каком объекте (веществе, процессе и др.) идёт речь?». Первым зачитывается признак общего характера, которым обладают другие объекты этого класса. Если даётся правильный ответ с обоснование, то он оценивается максимальным количеством баллов (например, 5). Ели ответ неверный, учитель зачитывает следующий признак, которым обладает меньшее количество объектов. Правильный ответ с обоснованием при предъявлении второго признака оценивается на балл ниже. Далее – третий признак по описанному принципу. Последним зачитывается очевидный признак, характерный только для данного объекта. Правильный ответ оценивается минимальным количеством баллов.
Используется при организации групповой работы соревновательного характера.
Формируемые коммуникативные УУД : слушать и понимать речь других, осуществлять взаимный контроль, уметь договариваться.
4. Приём педагогической техники «Объединение понятий текстом»
Учащимся предлагается, используя перечень основных понятий, составить письменно или устно текст на определённую тему.
Используется при закреплении учебного материала.
Формируемые коммуникативные УУД : строить монологические высказывания на определённую тему
5. Приём педагогической техники «Что? Где? Почему? Зачем? …»
Учащимся предлагается по тексту, описывающему события, явления, процессы и др., составить вопросы, используя вопросительные местоимения.
Используется при изучении нового материала
Формируемые коммуникативные УУД : формулировать и задавать вопросы
6. Приём педагогической техники «Рассказ – прогноз»
Перед учащимися ставится вопрос: Что произойдёт (с чем-то, с кем-то, где-то), если ….(что-то исчезнет, изменится и др.). Каждый учащийся в тетради записывает по одному предложению – прогнозу, затем зачитываются неповторяющиеся «прогнозы» и записываются в тетрадь всеми учащимися. Результат совместной работы: «рассказ – прогноз», показывающий значение чего-либо или кого-либо в чём-то (например, насекомых в жизни человека)
Используется при обобщении и систематизации учебного материала о значении разных объектов, процессов.
Формируемые коммуникативные УУД : слушать и понимать речь других, строить понятные для партнёра высказывания, осуществлять взаимный контроль.
7. Приём педагогической техники «Рекорды»
Учащимся при изучении темы о группе сходных объектов предлагается поработать с дополнительными информационными источниками и составить вопросы, начинающиеся словом «самый» и его формами (длинная, большая, короткая, глубокая, теплая, холодная и др.).
Используется при проведении нестандартных типов уроков.
Формируемые коммуникативные УУД : формулировать и задавать вопросы
8. Приём педагогической техники «Взаимооценка работы в группе»
Используется на повторительно-обобщающих уроках при организации групповой работы соревновательного характера.
Формируемые коммуникативные УУД : проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, строить монологичное высказывание, правильно выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, уметь договариваться и разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников.
9. Приём педагогической техники «Описание прилагательными»
Учащиеся получают задание описать объект или его свойства только прилагательными.
Используется при закреплении учебного материала, повторении и обобщении знаний.
Формируемые коммуникативные УУД : правильно выражать свои мысли
10. Приём педагогической техники «Преобразование»
После уроков с использованием видео или DVD фильма по его содержанию с учётом возрастных особенностей можно давать школьникам творческие домашние задания такого характера: продолжить сюжетную линию фильма или изменить сюжет, предложив свой; сделать иллюстрации к просмотренному фильму; написать отзыв на фильм, отрецензировать его;
Такого рода домашние задания развивают творческие способности, активизируют познавательную самостоятельность учащихся.
Формируемые коммуникативные УУД : строить монологичное высказывание; правильно выражать свои мысли; слушать и понимать речь других.
Учащимся предлагается индивидуально или в парах сформулировать вопрос по изученной на уроке теме. Вопрос записывается на листочке с клейким краем и прикрепляется на доску (при неоднократном использовании данной педагогической техники можно с указанием Ф.И. того, кто его составил). Затем организуется работа по ответам на вопросы: учащиеся по желанию выбирают вопрос, зачитывают (например, вопрос Ивановой Маши …..), отвечают. Совместно учителем и учащимися рассматривается правильность составления вопроса и оценивается верность ответа. В зависимости от содержания учебного материала и времени на уроке учащимся предлагается составить вопросы с однозначным ответом или вопросы с развёрнутым ответом.
В случае изучения темы, которая делится на отдельные относительно самостоятельные части или блоки, учебное содержание задания дифференцируется по рядам, при этом вопросы записываются на листочках разного цвета. Учащиеся 1-го ряда отвечают на вопросы учащихся 2-го ряда; 2-го ряда – 3-го; 3-го ряда – 1-го.
Используется при первичном повторении и закреплении изученного на уроке учебного материала; на уроках систематизации и обобщения знаний и умений по теме.
Формируемые коммуникативные УУД : задавать вопросы, строить монологичное высказывание; правильно выражать свои мысли; слушать и понимать речь других.
12. Приём педагогической техники «Демонстрационный опыт»
Для выполнения демонстрационного опыта приглашаются 2 ученика: один читает инструкцию по выполнению, второй выполняет опыт в соответствии с инструкцией. Задание классу: наблюдать за протеканием опыта, в том числе, правильным выполнением инструкции и соблюдением техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием.
Демонстрационные опыты предусмотрены учебной программой при изучении естественнонаучных предметов. Их проведение по описанной педагогической технике целесообразно проводить при изучении нового материала, например, для постановки проблемного вопроса или создания проблемной ситуации, для формирования у учащихся умений делать выводы и умозаключения на основании наблюдения, работать по инструкции. Данная педагогическая техника ориентирована на организацию урока с учётом психофизиологических особенностей учащихся: ведущих каналов восприятия информации и асимметрии головного мозга (лево – правополушарные дети). Практика показала, что такой подход к проведению демонстрационных опытов повышает мотивацию учащихся к учебной работе, позволяет включать произвольное внимание детей, подключает к восприятию информации в равной степени все каналы.
Формируемые коммуникативные УУД : проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
Исходя из описанных приёмов педагогических техник, обеспечивающих формирование коммуникативных УУД и их классификации, приведённой выше, для диагностики уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий можно использовать как в индивидуальной работе с учеником, так и при проведении общего контроля следующие виды заданий:
– составить задание однокласснику;
– подготовить отзыв на работу одноклассника;
— оценить ответ одноклассника, оценку аргументировать (обосновать)
– групповая работа по составлению кроссворда;
– диалоговое слушание (сформулировать вопросов для обратной связи);
– «подготовь рассказ. », «опиши устно. », «объясни. » и т. д.
Для определения уровня сформированности коммуникативных УУД, в т. ч. у обучающихся основной школы, возможно использование данных ниже приведённой таблицы (Источник: Кошелева Т.В., Михайлова Т.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на современном этапе )
Таблица . Компонентный состав коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
I уровень – высокий
Ученик показывает сознательный интерес к общению как к межличностному взаимодействию на основе понимания его необходимости в жизни, умеет договариваться, убеждать в процессе совместной деятельности; критически оценивает результаты совместного с партнёрами общения, находит выход из трудных ситуаций.
II уровень – выше среднего
Ученик проявляет понимание важности общения в жизни, но не постоянен в своём интересе к нему как к процессу межличностного взаимодействия; проявляет самостоятельность в общении, но в большинстве случаев не инициативен; недостаточно критически оценивает результаты общения с партнёрами, часто испытывает затруднения в поиске выхода из сложных ситуаций в общении.
III уровень – средний (адаптивный) :
Ученик не всегда проявляет понимание необходимости общения в жизни, не показывает устойчивого интереса к нему как к процессу межличностного взаимодействия, не стремится договориться с партнёром; самостоятельно не способен оценить результаты общения, почти никогда не справляется с трудными ситуациями.
IV уровень – низкий (близко к репродуктивному)
Ученик за редким исключением не проявляет понимания важности общения в жизни, показывает отсутствие осознанного интереса к нему как к процессу межличностного взаимодействия; не самостоятелен в общении, не умеет договариваться и убеждать в процессе совместной деятельности; почти никогда не проявляет ответственности в общении, не оценивает результаты общения даже по требованию взрослых, не проявляет попыток поиска выхода из трудных ситуаций.