Что относится к прибыли

Прибыль, какая она бывает?

В общепринятом понимании прибыль бывает только двух видов: недостаточной и низкой. Но в финансовом и бухгалтерском мире прибыль имеет несколько градаций, уровней и аспектов.

Для начала обозначим, что такое есть прибыль в принципе. Википедия говорит, что это сумма, на которую доход превышает затраты. С точки зрения определения сути прибыли предприятия она бывает бухгалтерской и экономической.

Бухгалтерская прибыль — это разница между расходами и поступлениями в компанию согласно бухгалтерским правилам. То есть разница между затратами и расходами, которые отражаются в периодической отчетности согласно РСБУ (российские стандарты учета) или МСФО (международные стандарты). Иногда затраты здесь называют явными издержками. Например: сырье для производства, аренда помещений, автомобили, процентные платежи по кредиту, заработная плата и т.д. Это все явные затраты, за которые предприятие заплатило или заплатит конкретные деньги.

Экономическая прибыль несколько более сложное понятие, которым оперирует финансовый анализ предприятий. Можно сказать, что, получая прибыль бухгалтерскую, можно не иметь прибыли экономической.

Экономическая прибыль — это разница между доходами и всеми совокупными издержками. Под совокупными издержками понимаются как явные, так и неявные. Последние, как правило, упираются в оценку рисков деятельности того или иного бизнеса и в недополученную прибыль.

Возьмем Газпром и Лукойл. Компании имеют много общего: оперируют в нефтегазовом секторе, работают на смежных или на одних и тех же рынках, имеют равный доступ к финансовым рынкам и т.д. То есть можно сказать, что в среднем риски обоих бизнесов близки.

Однако рентабельность инвестиций (ROIC) и активов Лукойла составляет 13,7% и 11,4%. Аналогичные показатели у Газпрома всего 7,56% и 6,49% соответственно. То есть при одинаковых рисках компания зарабатывает меньше. Налицо высокие неявные издержки. В итоге можно говорить, что экономическая прибыль Газпрома ниже бухгалтерской.

Или другой хороший пример — Русгидро. Из-за низких тарифов и высокой стоимости строительства новых объектов на Дальнем Востоке компании ежегодно приходится проводить списания части прибыли из-за экономического обесценения. То есть при таких параметрах денежного потока построенный объект не стоит тех денег, которые были на него затрачены. Соответственно он должен быть переоценен, а разница вычитается из фактической бухгалтерской прибыли.

Определение экономической прибыли нетривиальная задача. Она требует большого погружения в специфику бизнеса компании для определения рисков инвестиционной и операционной деятельности с тем, чтобы сравнить денежные потоки с альтернативными издержками капитала.

Бухгалтерская прибыль в свою очередь имеет несколько классификаций и градаций. Логично, что для определения прибыли на разных уровнях, мы будем говорить о различных затратах.

Источники формирования прибыли

Современное предприятие работает одновременно в трех плоскостях (или на трех различных рынках). Соответственно и полученную прибыль можно классифицировать по источнику ее формирования.

Прибыль от операционной деятельности

На рынке товаров и услуг компания закупает сырье или оборудование для своего производства, нанимает трудовые ресурсы и выплачивает зарплаты, премии и т.д. Все это является затратами. Там же компания реализует свою готовую продукцию или услуги и получает выручку. Получившийся доход мы называем прибылью от основной (операционной) деятельности. Часто этот показатель отображается в отчете о прибылях и убытках. Для примера возьмем отчетность МСФО Новатэка.

Этот показатель также можно посмотреть в отчете о движении денежных средств. При этом нужно понимать, что чистые денежные средства, полученные от операционной деятельности, не являются строго прибылью за определенный период, хотя цифры зачастую довольно похожи.


Прибыль от инвестиционной деятельности

Любая развивающаяся компания осуществляет инвестиционную деятельность, будь то покупка нового компьютера или разработка нового месторождения. В результате инвестиционной деятельности, как правило, возникает отток средств из компании, который возвращается в будущем через увеличение продаж товаров или услуг.

Однако бывает и приток средств от инвестиционной деятельности. Фирма может инвестировать в совместное предприятие, купить часть другой компании и получать дивиденды или просто разместить имеющиеся у нее свободные средства в государственных облигациях. Все это также инвестиционная деятельность. Совокупность расходов и доходов от этих операций и будет денежным потоком от инвестиционной деятельности.

Прибыль от финансовой деятельности

Современная компания также участвует и на финансовом рынке, где привлекает акционерный или заемный капитал путем размещения акций, облигаций или путем открытия кредитных линий в банках. Когда эмитент выплачивает дивиденды или проводит программу обратного выкупа акций считается, что это также операции на финансовом рынке. Соответственно по финансовой деятельности также может сформироваться прибыль или убыток. Любой убыток можно назвать отрицательной прибылью.

В случае с отчетностью Новатэк по МСФО за 2018 г. сальдо денежных средств, использованных в финансовой деятельности, оказалось отрицательным. Убыток составил в основном за счет погашения долга и выплат дивидендов акционерам.

Классификация прибыли по составу

Валовая прибыль

Как правило, отчет о прибылях и убытках включает в себя валовую прибыль. В общем определении это выручка от операционной (основной) деятельности компании за вычетом себестоимости проданного товара или услуги.

К примеру, для ритейлера Магнит себестоимостью будет закупочная цена товара у поставщиков сети. Вычитая из валовой прибыли операционные и коммерческие издержки (аренда, зарплаты, реклама и пр.), мы получаем операционную прибыль. В российских стандартах отчетности она называется прибылью от продаж. В финансовом анализе часто фигурирует аббревиатура EBIT (Earnings Before Interest and Taxes) — чистая прибыль до уплаты процентов и налогов или иными словами чистая прибыль + проценты + налог на прибыль.

Операционная прибыль

Но единого стандарта, что же конкретно называть себестоимостью или валовой прибылью нет. Для Новатэка, например, в себестоимость будут входить транспортные затраты, расходы на геологоразведку, бурение, налоги (за исключением налога на прибыль), общехозяйственные расходы и т.д. То есть вычитая из выручки эти затраты, а также отчисления на амортизацию и списания, мы сразу получаем операционную прибыль, то есть прибыль от основной деятельности компании.

В финансовом анализе часто используется понятие EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) для оценки денежных поступлений в компанию с учетом неденежных расходов. Под такими расходами понимаются отчисления от валовой прибыли, но деньги при этом компанию не покидают и могут служить как источником для инвестиционной деятельности, так и быть распределены среди инвесторов.

Иными словами, показатель EBITDA можно представить, как операционная прибыль + амортизация.

Доналоговая прибыль

Далее вычитая из операционной прибыли расходы по финансовой деятельности, мы получаем прибыль до уплаты налогов. В большинстве случаев можно было бы переходить сразу к следующему конечному определению прибыли, однако стоит отметить, что есть и необлагаемая налогом прибыль. К примеру, это вырученные от размещения акций средства, которые пойдут на формирование уставного капитала. Также могут не облагаться налогом авансы и предоплаты. Но в большинстве случаев основу доналоговой прибыли все же составляет доход от основной деятельности облагаемый стандартным налогом с базовой ставкой 20%.

Чистая прибыль

Вычитая все обязательные платежи из операционной прибыли, получаем прибыль чистую или в переводе на акцию EPS (Earnings per Share). Этот показатель очень часто фигурирует в дивидендной политике, поэтому он важен для инвесторов. Но вместе с тем, он не всегда определяет рентабельность или перспективу бизнеса, так как ранее мы выяснили, что кроме чистой прибыли в компании остается амортизация и другие разовые неденежные списания.

Таким образом чистая прибыль компании равна выручке — себестоимость — операционные затраты — амортизация и списания — налог на прибыль.

Как правило, прибыль компании формируется на регулярной основе. Однако бывает так, что продажа какого-либо актива, крупный аванс или иные поступления могут принести единоразовую прибыль. К примеру, после судебного решения о выплате АФК Система компенсации Башнефти, нефтяная компания получила на баланс единоразовую прибыль 100 млрд руб. (до вычета налогов). Важно различать такого рода прибыль, потому как она может повысить дивидендные выплаты лишь временно.

Также инвесторы могут столкнуться с единовременным ростом дивидендов в связи решением о выплате средств из нераспределенной прибыли компании. Эта та часть прибыли, которая ранее не была направлена на выплаты акционерам по правилам дивидендной политики или другим соображениям.

БКС Брокер

Последние новости

Рекомендованные новости

Акции и ОФЗ дорожают в основную сессию

Дивидендный гэп в Магните. Как быстро может быть закрыт

Исследование. Как менялась доля голубых фишек на рынке

ВТБ раскрыл прибыль от сделки с акциями Магнита

SoFi Technologies. Есть ли перспективы у популярного финтеха

Конференция РБК и БКС Мир инвестиций: главное

IT-сектор США. Во что стоит инвестировать на 5 лет

Российские акции для Баффетта: эти три фишки ему бы понравились

Что относится к прибыли

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Источник

Виды прибыли в бизнесе

Как оценить их рентабельность

Прибыль — важнейший показатель, определяющий успешность бизнеса и то, насколько он рентабелен. Есть несколько видов прибыли, основных — четыре. Это маржинальная, операционная, валовая и чистая прибыль. Зная показатели этих видов прибыли, можно оценить эффективность управления расходами и рентабельность бизнеса.

1. Маржинальная прибыль

Маржинальной прибылью называют выручку за вычетом переменных расходов (закупка сырья, расходных материалов), которые напрямую зависят от того, каковы объёмы продаж в компании. Объёмы продаж меняются от месяца к месяцу, вместе с ними меняется и маржинальная прибыль.

Считается по простой формуле:

Маржинальная прибыль = Выручка – Переменные расходы

Зная маржинальную прибыль, можно посчитать рентабельность по этому показателю. Рассчитывается по формуле:

Рентабельность = Маржинальная прибыль : Выручку

Если маржинальная прибыль за август 2020 года в компании составила 500 тысяч ₽, а выручка — 1 млн ₽, то рентабельность по этому показателю:

500 000 : 1 000 000 = 0,5, или 50%

Если сравнивать этот показатель за несколько месяцев, то можно увидеть динамику. Рост рентабельности — предприниматель правильно работает с переменными расходами; снижение (на каждый рубль выручки приходится больше переменных расходов) — нужно что-то менять.

Что относится к прибыли

Что относится к прибыли

Что относится к прибыли

Плата за подключение к Пакету услуг «Первый шаг» — 0 руб. Открытие и обслуживание первого счета в рублях РФ — 0 руб. Внутрибанковские переводы на счета юридических лиц и ИП — 0 руб. 3 (Три) платежа в другие банки на счета юридических лиц и ИП — 0 руб. К Пакету услуг «Первый шаг» могут быть подключены только новые клиенты, не имеющие открытых расчетных счетов в Банке «Открытие». Обязательными условиями подключения и обслуживания в рамках Пакета услуг являются выпуск корпоративной карты и подключение к системе ДБО Банка. Обслуживание корпоративных карт «Бизнес карта»: первые 6 мес. — бесплатно, с момента совершения первой транзакции по карте, далее 149 руб. — ежемесячно. Категория карт может быть изменена. Услуги, не включенные в Пакет услуг, предоставляются в соответствии с условиями Сборника тарифов. Полные условия обслуживания, оформления и использования карт указаны в сборнике тарифов.

2. Операционная прибыль, или прибыль от реализации

Это — результаты основной деятельности компании. Определяется как выручка за вычетом постоянных (аренда помещения, заработная плата) и переменных расходов.

Операционную прибыль можно рассчитать по формулам:

Операционная прибыль = Выручка – Себестоимость продаж – Постоянные расходы

Операционная прибыль = Маржинальная прибыль – Постоянные расходы

Если маржинальная прибыль компании 2 млн ₽, а постоянные расходы — 1,5 млн ₽, то операционная прибыль определяется:

2 000 000 – 1 500 000 = 500 000 ₽

Рентабельность операционной прибыли определяем по формуле:

Рентабельность операционной прибыли = Операционная прибыль : Выручку

Если выручка составила 2 млн ₽, то получаем:

500 000 : 2 000 000 = 0,25, или 25%.

Если динамика рентабельности операционной прибыли отрицательная, значит, и в целом эффективность бизнеса падает.

3. Валовая прибыль

Валовая прибыль показывает сумму, оставшуюся у компании после вычета из выручки прямых затрат на производство товара (закупку сырья, зарплату работникам конвейера, амортизацию оборудования) или его себестоимости.

Формула расчета валовой прибыли:

Валовая прибыль = Выручка от продажи товара – Себестоимость

При себестоимости письменного стола в 2 000 ₽ и цене его продажи 6 000 ₽ валовая прибыль от одной единицы товара составляет 4 000 ₽:

6 000 – 2 000 = 4 000

В случае с валовой прибылью нет необходимости считать её рентабельность — это относительная величина, а для оценки перспективности товара/услуги/направления удобнее оперировать абсолютными цифрами.

Оценка динамики валовой прибыли помогает бизнесу оценить эффективность выпуска каждого товара или развития каждого направления. Выгоднее развивать те направления и выпускать те товары, которые приносят больше валовой прибыли.

4. Чистая прибыль

Чистой прибылью называется финальный результат работы. Это выручка компании за какой-то отрезок времени за вычетом всех видом расходов — постоянных, переменных, а также налоговых выплат, затрат на погашение банковских кредитов, амортизацию оборудования. Именно из чистой прибыли финансируется развитие бизнеса, создается резервный фонд, выплачиваются премии коллективу.

Простая формула расчёта:

Чистая прибыль = Выручка компании – Все виды расходов

Считаем чистую прибыль:

3 000 000 – (1 000 000 + 600 000 + 100 000 + 50 000 + 50 000) = 1 200 000 ₽.

Рентабельность чистой прибыли считаем по формуле:

Рентабельность = Чистая прибыль : Выручку

1 200 000: 3 000 000 = 0,4, или 40%

Руководителю бизнеса важно знать все эти показатели для того, чтобы принимать эффективные управленческие решения; для этого за показателями прибыли и её рентабельности рекомендуется следить ежемесячно.

Источник

Тема 3. Доходы организации

Цель:

ознакомить студентов с видами доходов, их классификацией, ролью доходов в хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, показать механизм влияния основных факторов на размер выручки и обучить студентов методам планирования выручки от продаж.

Задачи:

Оглавление

3.1. Классификация доходов организации

Итогом хозяйственной деятельности предприятия выступает его доход. Доход — определенная денежная сумма, получаемая предприятием в результате производства и реализации благ или услуг за определенный период времени. В категории дохода отражается экономическая результативность деятельности предприятия, его хозяйственной политики, выбора стратегических и тактических решений. Динамика дохода, его величина свидетельствует о степени эффективности деятельности предприятия, общественном признании производимой им продукции, наконец, о месте и роли предприятия на соответствующем рынке.

Доходы предприятия являются его финансовой базой, обеспечивающей решение трех важнейших задач:

Как правило, валовой доход предприятия состоит из выручки от реализации продукции и внереализационных доходов. Выручка от реализации продукции — это денежные средства, которые поступили на счет предприятия от реализации продукции. Внереализационные доходы — это денежные средства, получение которых не связано с непосредственной деятельностью фирмы: проценты по вкладам, дивиденды, полученные штрафы, пени, доходы от валютных операций и операции с ценными бумагами и т. д.

От величины дохода в значительной степени зависит и прибыль предприятия.

В соответствии с ПБУ 9/99 доходами организации признается «увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».

Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

Понятие доходов в налоговом законодательстве определяется в ст. 41 «Принципы определения доходов». В НК РФ под доходом понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 25 НК РФ. Таким образом, НК РФ понимает под доходами экономическую выгоду. Однако в отличие от ПБУ в НК РФ нет увязки экономических выгод с увеличением капитала организации. Это вполне понятно, т. к. увязывание получения доходов с приростом капитала потребовало бы законодательного объяснения термина «капитал».

При заключении договоров и сделок необходимо обратить внимание на поступления, которые не будут относиться к доходам по правилам бухгалтерского учета, но являются доходами, учитываемыми при исчислении налога на прибыль, в соответствии с НК РФ. При данных поступлениях следует предусмотреть такие способы их получения, которые не приведут к увеличению облагаемой базы по налогу на прибыль.

С целью учета доходы предприятия в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности подразделяются:

а) доходы от обычных видов деятельности;

б) прочие поступления.

К прочим поступлениям относятся: операционные доходы; внереализационные доходы; чрезвычайные доходы.

Что относится к прибыли

Рис. 3.1. Классификация доходов на основе ПБУ 9/99

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продаж продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее — выручка).

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций, доходами от обычных видов деятельности (выручкой) считаются поступления, получение которых связано с перечисленными видами деятельности.

Операционными доходами являются:

Внереализационными доходами являются:

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п.

Порядок определения доходов предприятия и их классификация в целях налогообложения прибыли отражены в ст. 248 Налогового кодекса РФ, в соответствии с чем доходы подразделяются на:

Состав доходов от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, внереализационных доходов – согласно ст. 250 НК РФ.

В зависимости от направлений деятельности предприятия доход подразделяют на основной, инвестиционный и финансовый.

Иная классификация доходов отражена на схеме (рис. 2).

Что относится к прибыли

Рис. 3.2. Классификация доходов (общая)

* Роялти — одна из форм лицензионного вознаграждения, осуществляемого как периодические процентные отчисления.

К реализационным систематическим доходам относят такие, которые возникают в результате основной деятельности. Это доходы от:

Реализационные несистематические доходы (прочие операционные) — это доходы, полученные от реализации прочего имущества: ценных бумаг, валютных ценностей, дебиторской задолженности, основных средств, нематериальных активов и другого имущества, использование которого в дальнейшей деятельности нецелесообразно.

3.2. Выручка от продаж и факторы, влияющие на ее размер

Главным источником формирования валового дохода предприятия является выручка от реализации продукции (работ, услуг).

Реализация продукции — завершающая стадия кругооборота средств предприятия, имеющая первостепенное значение для нормального его функционирования. Реализованной продукцией считается готовая продукция, отпущенная потребителям или вывезенная ими со складов предприятия-изготовителя, в оплату которой полностью поступили средства на счет поставщика.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является важнейшей финансовой категорией. Она представляет собой сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию и оказанные услуги. Косвенные налоги не входят в состав выручки от реализации продукции и учитываются отдельно.

Выручка от реализации продукции означает завершение производственного цикла предприятий, определенную стадию кругооборота денежных средств, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка оборотных средств. Она характеризует воспроизводственный процесс предприятия в количественном и качественном отношении. С количественной стороны дается представление об объемах производства в натуральном и денежном выражении. Качественная сторона проявляется в потребительских свойствах продукции и услуг, т. к. они находят своих потребителей.

Существуют разные точки зрения о понятии реализованной продукции. Экономическая теория исходит из того, что в основу определения сущности реализации продукции (работ, услуг) должны быть положены, во-первых, смена форм стоимости, во-вторых, смена субъектов собственности. После оплаты покупателем товара товарная форма сменяется денежной. До оплаты товара субъектом собственности является его производитель, а после оплаты — покупатель. Совокупность этих двух процессов (смены форм стоимости и субъектов собственности) является экономической сущностью понятия реализованной продукции.

К сожалению, на практике не всегда исходят из научно-теоретических понятий. Сейчас, например, имеют распространение бартерные операции, которые, по существу, не могут быть квалифицированы реализацией продукции. Совершение таких сделок наносит вред денежному обращению, искажает многие экономические и финансовые показатели предприятия, позволяет уходить от налогообложения.

Своевременное поступление выручки 150 важный момент в хозяйственной деятельности предприятия. Во-первых, выручка от реализации продукции является основным регулярным источником для предприятия среди всех возможных поступлений средств. Во-вторых, процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, что означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления кругооборота.

Отождествляя понятия «продажи» и «реализация», следует тем не менее определить, насколько используемое в бухгалтерском учете понятие «продажи» соотносится с термином «реализация», которым оперирует налоговое законодательство.

Определение термина «продажи» инструкцией по применению Плана счетов заключается в установлении перечня хозяйственных операций организаций, квалифицируемых как продажи для целей бухгалтерского учета. Таким образом, под продажами для целей бухгалтерского учета понимаются являющиеся обычным предметом деятельности организации и направленные на получение доходов хозяйственные операции, предполагающие куплю-продажу (обмен) организацией товаров, выполнение ею работ, оказание организацией услуг, а также предоставление или эксплуатацию прав.

В налоговом законодательстве определение понятия «реализация» дается в п. 1 ст. 39 НК РФ, согласно которому реализацией товаров, работ или услуг организацией признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг, а в случаях, специально предусмотренных Налоговым кодексом РФ, передача права собственности, результатов выполненных работ, оказание услуг — на безвозмездной основе. Приведенное определение позволяет выделить два существенных различия между бухгалтерским понятием «продажи» и налоговым — «реализация».

Во-первых, если под продажами понимается только хозяйственные операции, связанные с обычными видами деятельности организации, то для квалификации конкретной сделки как реализации товаров и услуг для целей налогового законодательства достаточно самого факта ее совершения, и при этом не обязательно, чтобы данная сделка была характерной для деятельности организации. Так, например, для того, чтобы сдача в аренду имущества организации отражалась в бухгалтерском учете как продажа, т. е. чтобы сумма арендной платы фиксировалась по кредиту счета 90 «Продажи», необходимо чтобы аренда являлась одним из направлений деятельности организации. В случае если заключение организацией договора аренды представляет собой единичную сделку, не характерную для ее основной деятельности, доходы в виде получаемой арендной платы будут фиксироваться по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Для целей же налогового законодательства сам факт оказания услуг аренды на возмездной основе (за определенную договором арендную плату) будет квалифицироваться как реализация услуг аренды.

Во-вторых, в бухгалтерском учете продажи — это хозяйственные операции, направленные на получение доходов, т. е. обязательно предполагающие возмездность. Для целей налогообложения возмездность — как характеристика операций, позволяющая признать их реализацией товаров (работ, услуг), указывается лишь в общем определении данного понятия. Как уже отмечалось, согласно п. 1 ст. 39 НК РФ, в случаях, специально предусмотренных Налоговым кодексом РФ, реализацией могут быть также сделки, совершенные на безвозмездной основе.

Факторы, влияющие на размер выручки от реализации продукции

На размер выручки от реализации продукции влияют многие факторы, как зависящие, так и не зависящие от деятельности предприятия. Непосредственно зависящими от предприятия являются: ассортимент, качество и конкурентоспособность производимой продукции, уровень цен, объем.

Выпуск продукции в основном определяет объем реализации продукции: с увеличением ее выпуска растет объем реализации, и наоборот. Кроме того, на размер выручки оказывают влияние такие факторы, как: ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчетных документов, сроки документооборота, соблюдение условий договора, оптимальные формы расчетов, уровень цен, спрос на продукцию.

Работа по графику содействует равномерной отгрузке продукции и своевременному поступлению выручки. Выпуск продукции, пользующейся спросом, обеспечивает ее полную реализацию. Применение наиболее прогрессивных форм расчетов за продукцию, своевременность выписки платежных документов и передача их в банк — важный фактор в планировании выручки. Ассортимент продукции существенно влияет на размер выручки, поскольку продукция реализуется не по одинаковым ценам. Выполнение планирования по ассортименту – непременное условие выполнения планирования по выручке от реализации продукции. Величина выручки предприятия от реализации продукции зависит также от уровня цен: если оптовые цены на продукцию снижаются, то выручка от ее реализации уменьшается, и наоборот.

К факторам, не зависящим от предприятия, относятся:

Размер выручки от реализации продукции зависит от количества, ассортимента, качества реализуемой продукции, цены и расчетно-платежной дисциплины. Количество реализованной продукции зависит от объема производства (товарной продукции) и переходящих остатков нереализованной продукции на начало и конец периода реализации (месяца, квартала, года).

Выручка от реализации продукции за какой-либо период определяется по формуле:

ВР = Он + ГП — Ок, (1)

где Он — остатки готовой продукции на начало периода;

Ок – остатки готовой продукции на конец периода;

ГП – выпуск готовой продукции, предназначенной к реализации.

Понятие выручки от реализации и методы определения момента реализации имеют существенное значение для расчета финансовых показателей деятельности предприятия. В настоящее время применяются два метода определения момента реализации:

Между этими методами имеется существенная разница.

В первом случае (метод начислений) моментом реализации и, следовательно, образования выручки считается дата отгрузки. В основе этого метода лежит юридический принцип перехода прав собственности на товар. Но в случае несвоевременной оплаты поставленной продукции предприятие может иметь серьезные финансовые проблемы. В условиях неплатежеспособности покупателей у предприятия может оказаться недостаточно собственных оборотных средств на следующий производственный цикл, не будет денежных средств для расчета по налогам с выручки и прибыли. Но при своевременности платежей этот метод обеспечивает большую достоверность в подсчете производственного результата. Метод начислений широко применяется в развитых рыночных странах, где товаропроизводители надежно застрахованы от неплатежей, работают в условиях минимального финансового риска.

В российской практике наибольшее распространение получил второй метод — определение выручки по фактическому поступлению средств на счет предприятия. В настоящее время применяется в основном кассовый метод, т. к. уровень платежеспособности предприятий сейчас низкий. Оплата признается при безналичных расчетах, когда деньги поступили на расчетный счет предприятия; при расчетах наличными деньгами — при поступлении денег в кассу предприятия; а также при зачете взаимных требований. При ритмичной отгрузке может быть плохая оплата и не будет реальных денег.

Моментом образования выручки для целей налогообложения считается дата поступления средств на счет предприятия. Предприятие может для целей налогообложения самостоятельно выбирать метод учета выручки, однако бухгалтерский учет обязано вести методом начислений.

Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализованной на сторону продукции исходя из действующих цен предприятия без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых наценок.

Налог на добавленную стоимость и акцизы хотя и включаются в цену товара, но не принадлежат предприятию и, как косвенные налоги, сразу поступают в бюджет. Торговые и сбытовые наценки не являются доходом предприятия-производителя, они поступают посредническим организациям, реализующим его продукцию. Экспортные тарифы, уплачиваемые предприятиями-экспортерами, направляются в бюджет и не учитываются при определении выручки от реализации продукции.

При получении предприятием выручки от реализации продукции в иностранной валюте эти доходы пересчитываются в рубли по текущему курсу рубля, публикуемому ЦБ РФ, на момент поступления средств на валютный счет предприятия.

При осуществлении операций по прямому обмену продукцией выручка считается на момент времени поступления обмениваемой продукции на предприятие или на момент взаимозачета.

Для целей обложения некоторыми налогами, в частности НДС, имеет существенное значение, какой метод признания выручки от реализации закреплен в учетной политике: по факту отгрузки или по факту оплаты. Если организация признает для целей налогообложения выручку от реализации по оплате, то при исчислении налога на прибыль, НДС и некоторых других налогов сумма дохода корректируется исходя из фактической оплаты реализованной продукции, товаров, работ, услуг.

3.3. Планирование выручки от продаж, методы планирования

В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия планируют выручку от продаж на предстоящие год, квартал и оперативно.

От того, насколько достоверно будет спланирована выручка, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Расчет плановой выручки должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками.

Изменения в объеме выручки от реализации оказывают большое влияние на финансовые результаты деятельности и на финансовую устойчивость предприятия, поэтому финансовый отдел предприятия организует ежедневный оперативный контроль за отгрузкой и реализацией продукции. Следовательно, правильное планирование выручки на предприятии имеет ключевое значение.

Годовое и квартальное планирование выручки возможно и необходимо для определения прибыли. Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации, в условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подвержено труднопрогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц налоговой, кредитной и финансовой сфер постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия.

Оперативное планирование выручки используется для обеспечения своевременности поступления фактической выручки

Объемы производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Применяют два метода определения плановой выручки: прямого счета и расчетный.

Метод прямого расчета выручки заключается в том, что по каждому изделию в отдельности по приведенной формуле (2) рассчитывается объем реализации в отпускных ценах и суммируются результаты:

Что относится к прибыли(2)

где Что относится к прибыли— выручка от продаж в планируемом периоде;

Метод предполагает, что весь объем производственной продукции приходится на предварительный оформленный пакет заказов, спрос на который гарантирован. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известен необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены.

Пример расчета выручки от продаж

Объект общественного питания определил спрос на свою продукцию. Результаты расчета выручки представлены в табл. 3.1.

Расчет выручки за день

Название блюда

Цена, руб.

Потребление, порция (шт.)

Сумма продаж по блюду, руб.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *