Что относится к предметам психологической коррекции педагога
Что относится к предметам психологической коррекции педагога
Вы будете перенаправлены на Автор24
Психологическая коррекция – это направленное психологическое воздействие на соответствующие психологические структуры. Она используется для того, чтобы обеспечить полноценное развитие и функционирование индивида.
Понятие и особенности психокоррекции
Слово «коррекция» (лат. correctio) в переводе с латинского языка означает изменение, устранение, поправку, частичное исправление. Сегодня этот термин переходит из сферы аномального развития в сферу нормального психического развития индивида. В последнем есть разнообразные затруднения и проблемы, которые делятся на типичные и индивидуальные.
Психологическая коррекция представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или человеческого поведения при использовании специальных инструментов психологического воздействия. Она применяется в том случае, если недостатки не обладают органической основой и не представляют устойчивые качества, сформированные относительно рано и практически не изменяющиеся впоследствии.
Психологической коррекцией считают деятельность психолога, направленную на повышение возможности клиента в разнообразных жизненных сферах (например, в процессе обучения, в поведении, в отношении с другими лицами), в раскрытии потенциальных творческих резервов и др.
С помощью средств психологической коррекции психолог обоснованно воздействует на дискретные характеристики внутреннего мира, имея дело с отдельными проявлениями желаний, познавательных процессов, переживаний и действий людей.
Предмет детской психологической коррекции
Коррекционная работа с детьми представляет собой сложный вид деятельности. Ее успех чаще всего зависит от сотрудничества и взаимодействия взрослых людей, поэтому программы коррекции и развития в большинстве случаев состоят из психологической и педагогической части. Первую часть планирует и осуществляет психолог, вторую часть совместно проводит психолог и учитель, воспитатель, родители и другие взрослые.
Необходимость психокоррекционного воздействия проявляется при существовании трудностей и проблем психологического развития и поведения. Психолого-педагогическая коррекция концентрируется на выявлении и устранении затруднений, решении проблем, которые возникают, в первую очередь, у детей, подростков, юношей и взрослых, взаимодействующих с ними.
Готовые работы на аналогичную тему
Психокоррекционные мероприятия проводят в рамках психокоррекционной ситуации. Здесь участвуют клиент или их группа, а также психолог. В процессе используется определенная теория с целью объяснения проблем клиента, а также процедуры (техники и методы) для решения проблем клиента. Между клиентом и психологом предусмотрены специальные социальные отношения, позволяющие клиенту с оптимизмом относиться к решению своих проблем.
Главное место в психокоррекции занимают эмоциональные процессы и переживания, в процессе которых происходит переворот в сознании, распределяются и перестраиваются элементы сознания и самосознания, достраивается осознание.
В состав предмета психологической коррекции включен творческий процесс в виде изменения в сознании и самосознании участников, достигаемого в процессе проводимых сеансов. Достижение новых взглядов, открытие новых идей для решения проблемных ситуаций является основой творческого подхода к личностному росту.
Чаще всего коррекционная работа бывает эффективна, когда вместе с психологом в ней участвуют члены семьи клиента, педагоги, медицинские и социальные работники, а также другие специалисты.
Объектами коррекционного воздействия выступают личность, семья или группа.
Классификация коррекционных мероприятий по различным критериям
Все виды психокоррекционных мероприятий классифицируют на основании определенных критериев. В соответствии с характером направленности коррекция может быть:
В зависимости от характера направленности содержания коррекция может осуществляться в познавательной сфере, личностной сфере. Может быть выделена отдельно коррекция аффективно-волевой сферы, межличностных отношений и поведения.
По форме работы с клиентами коррекция бывает:
По наличию программ психокоррекция может быть программированной и импровизированной. В соответствии с характером управления корригирующими воздействиями коррекция может быть директивная и недирективная.
Общая коррекция предполагает мероприятия, которые способны нормализовать специальную микросреду клиентов и регулировать психофизические, эмоциональные нагрузки в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей. Все это способствует гармонизации личности в процессе последующего развития.
Частная психокоррекция представляет собой набор психолого-педагогических воздействий, адаптированных под детский и подростковый возраст, а также приемов и методик, используемых в работе со взрослыми людьми. Этот тип коррекции способен вооружить психолога арсеналом инструментов психологического воздействия. Их он использует для групповой или индивидуальной работы.
Специальная коррекция включает комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом (группой клиентов) одного возраста и имеющих сходные проблемы. Она предназначена для исправления негативных сторон и последствий определенного типа воспитания, которое нарушило гармоничное развитие или социализацию человека.
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Психологическая коррекция – важное и ответственное направление практической деятельности психолога. Оно предполагает обоснованное воздействие на дискретные характеристики внутреннего мира человека. Психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний познавательных процессов и действий человека. Это работа по устранению отклонений в психическом развитии учащегося, развитию его способностей и личности. Под психологической коррекцией Р.В. Овчаровой понимается деятельность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих оптимальной модели.
Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется школьным психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем, воспитателем, родителями и выполняется педагогами и родителями с помощью школьного психолога.
В работе психолога образования коррекция характеризуется как совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных либо на исправление, либо на профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. Тем самым постулируется взаимосвязь двух форм коррекционной работы с детьми: симптоматическая, направленная на отдельные отклонения в развитии, и этиологическая, направленная на источники и причины этих отклонений. Следует дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая – патопсихологом, дефектологом, психиатром и психоневрологом. Психолог осуществляет коррекцию нормального развития в случаях его временной задержки, социально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологическими и педагогическими причинами.
Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное. Чтобы ответить на эти вопросы, психолог должен определить норму психического развития. Выделяют три уровня анализа этой категории: нейропсихологиче-ский, общепсихологический и возрастно-психологический. На нейропси-хологическом уровне анализа психолог делает заключение о мозговой организации исследуемого явления. Такой вывод ему помогут сделать знания о функциональной организации мозга, об основных принципах локализации психических функций и локальных поражений мозга. Общепсихологический анализ содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования психики. Возрастно-психологический уровень анализа позволяет конкретизировать полученные данные применительно к возрасту и индивидуализировать их в применении к конкретной личности.
Когда определены нормы анализируемого явления, психолог может решать вопросы коррекции. Например, ребенок имеет плохую память. Как ее улучшить? Можно это сделать, ориентируясь на норму (тогда коррекция будет опираться на общие психологические закономерности и универсальные техники) или выбрать путь, ориентированный на индивидуальные возможности ребенка, используя индивидуализированные программы коррекции.
В зарубежной психологии подходы к проблеме коррекции психического развития ребенка можно условно разделить на две большие группы: психодинамический и поведенческий. Критерием для такого деления является ориентация на ту или иную парадигму определения предмета психологии – сознание или поведение. Специфика определения предмета психологии влияет на формулирование целей, определение стратегии, тактики и методов коррекционной работы.
В рамках психодинамического подхода выделяются игротерапия, арттерапия, а также детский психоанализ.
Поведенческий подход связан с формированием у ребенка оптимальных моделей адаптивного поведения и поведенческих навыков путем научения (жетонная программа), развития исполнительской компетентности (тренинг поведения), модификации поведения через изменение образа мыслей (когнитивная терапия), развитие саморегуляции (скилл-терапия).
В отечественной психологической школе сформировался деятельностный подход, в рамках которого коррекция рассматривается как организация специального обучения деятельности, когда ребенок овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней и внешней активности. Психологическим механизмом психокоррекции является интериоризация (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин). В рамках этого направления была разработана методика планомерного формирования деятельности, игровая коррекция поведения и психогимнастика для детей.
Выбор целей и направленности коррекции, т.е. стратегия ее осуществления, определяется тремя основными принципами: принципом нормативности развития, принципом «сверху вниз» и принципом системности развития психической деятельности. Тактика коррекционной работы, т.е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, вытекает из так называемого деятельностного принципа коррекции.
Принцип нормативности развития учета основных закономерностей психического развития, значения последовательных стадий развития для формирования личности ребенка. Этот принцип постулирует существование некоторой «возрастной нормы» развития, своеобразного эталона возраста.
Принцип «сверху вниз» требует поставить в центр внимания психолога «завтрашний день развития» ребенка, а в качестве основного содержания коррекционной работы считать создание зоны ближайшего развития личности. Исходя из этого, коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста; носить опережающий предвосхищающий характер.
Принцип системности развития психики обусловливает необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе.
Деятельностный принцип коррекции задает направление коррекци-онной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка и формирование обобщенных способов его ориентировки в различных отношениях. Такое формирование должно осуществляться путем организации деятельности ребенка, предполагающей, в свою очередь, целенаправленное изменение социальной ситуации его развития.
Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.
Выбор методов психокоррекционной работы обусловлен состоянием объекта коррекции, а также состоянием предмета коррекции. Объектами коррекционных воздействий педагога-психолога являются отдельные сферы личности, подвергающиеся изменениям, а предмет коррекции – это та психическая реальность, на которую направлено психокоррекционное воздействие. Например, объектом коррекции являются нарушения поведения ребенка, а предметы могут быть разнообразны, в зависимости от жалобы: образ «Я», отношение к учителю, мотивация учения и др.
Основными направлениями психолого-педагогической коррекции можно считать: 1) психокоррекция отдельных психических функций и компонентов психики; 2) директивная или недирективная стратегия пси-коррекционных воздействий; 3) коррекция, направленная на индивида или сконцентрированная на семье; 4) психокоррекция в виде индивидуальных или групповых занятий.
Определяют типы психологической коррекции и методы воздействия в зависимости от проблематики ребенка:
– работа с педагогически запущенными детьми;
– работа с детьми, имеющими отклонения в поведении (асоциальное поведение, трудновоспитуемость, школьная дезадаптация; пониженная обучаемость и т.д.);
– работа с детьми, имеющими нарушения аффективно-волевой сферы личности (аффективная возбудимость, страхи, психическая неустойчивость, застенчивость, расторможенные влечения и т.д.);
– работа с детьми с задержкой психического развития.
Кроме традиционной классификации, предполагающей выделение четырех видов работы психолога в образовательном учреждении, Изотова Е.И. предлагает формы деятельности психолога. Рассмотрим две формы психологической работы в условиях образовательного учреждения: психолого-педагогический консилиум и педагогический совет.
Эти формы работы психолога предусматривают профессиональное взаимодействие с педагогами и администрацией образовательного учреждения и осуществляются с целью опосредованного психолого-педагогического воздействия на детей, а также с целью презентации содержания и результатов психологической деятельности.
Психолого-педагогический консилиум – это совместная форма работы психолога с педагогами и администрацией образовательного учреждения, определяющая стратегию и способы решения психолого-педагогических проблем как отдельного ребенка, возрастной группы (класса), так и образовательного учреждения в целом.
В отличие от педсовета психолого-педагогический консилиум предусматривает участие ограниченного круга лиц, имеющих непосредственное отношение к решению данной проблемы.
Содержание, т.е. проблематика, психолого-педагогического консилиума всегда отражается в его теме. Наиболее распространена в практике образовательных учреждений следующая проблематика:
– возрастные и индивидуальные особенности и проблемы детей, в школе дополнительно – вопросы успеваемости, поведения, внеклассной деятельности;
– эффективность обучающих и развивающих методов;
– индивидуальный подход и стили взаимоотношений педагогов с детьми;
– психолого-педагогическое содержание и формы работы с родителями.
Консилиум в образовательном учреждении предусматривает несколько этапов: планирование, подготовку, проведение, отслеживание эффективности.
Планирование как организационный этап предполагает формулирование темы или проблемы, определение состава участников будущего консилиума, а также предваряющих мероприятий.
Подготовка состоит в проведении предваряющих мероприятий (психолого-педагогическая диагностика, посещение занятий/уроков, проведение коррекционно-развивающих занятий или тематических семинаров), в анализе их результатов и формулировании выступлений, изготовлении демонстрационных или рекомендательных материалов и пр.
Проведение означает осуществление мероприятия и принятие определенного решения о содержании и методах психолого-педагогической работы по проблеме, вынесенной на обсуждение.
Отслеживание эффективности предполагает обратную связь, которая может быть получена в различной форме (беседа, анализ открытых мероприятий, анкета, собеседование) в течение 1,5 – 2 месяцев после проведения.
В процессе подготовки и проведения консилиума, а также отслеживания эффективности его решений психолог принимает активное участие независимо от темы. Основным условием эффективности этой формы психологической работы являются равноправные позиции всех ее участников.
Педагогический совет – это совместная форма работы всего педагогического коллектива (психолог, воспитатели и специалисты, педагоги, администрация) образовательного учреждения, отражающая планирование, текущее осуществление и результаты педагогического процесса в течение учебного года.
Педсовет как высший орган образовательного учреждения имеет свою специфику, отличающую его от других форм совместной работы. Участие психолога в педсоветах может быть направлено на решение следующих задач:
– психологическое обоснование заявленной проблемы как годовой задачи ОУ, взгляд на актуальность и пути ее решения с точки зрения психологической науки;
– презентация результатов психологических мероприятий, констатирующих заданную проблему или эффективность способов ее решения;
– определение профессиональной позиции в совместном решении заданной проблемы.
Выступление психолога на педагогическом совете может быть построено на обзоре психологической литературы по заданной теме, анализе результатов психологической диагностики и носить характер сообщения, групповой консультации, дискуссии в рамках «круглого стола» или деловой игры.
Важным условием эффективности выступления психолога является доступность уровню аудитории, ее психологической эрудированности и мотивированности. Сформулируем принципы адаптации психологической информации и построения выступлений, адресованных непсихологической аудитории:
– отсутствие или минимальное использование психологических терминов, параллельное их объяснение в процессе выступления;
– краткость и точность формулировок, структурированность и логичность текста выступления;
– констатация и дублирование основной идеи каждой части выступления;
– абстрагирование (уход от конкретности) в случае обращения к психологическим проблемам конкретных лиц;
– образная манера выступления, желательно с применением различных наглядных средств;
– обращение к профессиональному и личному опыту в процессе выступления (примеры из жизни и практики);
– представление альтернативных вариантов решения проблемы, провоцирующих сомнение, интерес у слушателей;
– психоэмоциональная окрашенность выступления (экспрессивная, интонационная, динамическая).
Именно таким образом реализуется психолого-педагогическое взаимодействие – в процессе обмена и обсуждения психолого-педагогической информации, а также в процессе совместных действий по планированию и осуществлению психолого-педагогических мероприятий.
Посещение и анализ специально организованной деятельности детей – это еще одна важная форма работы психолога.
Цели посещений могут быть различными: определение развивающего эффекта занятия (урока), эмоционального состояния детей, стиля педагогического взаимодействия с ними, способов индивидуального подхода к детям, их организации и мотивации, а также конкретных проблем и трудностей детей, связанных с учебной или игровой деятельностью.
Присутствуя на занятиях, психолог ведет протокол, где фиксирует их ход, содержание и структуру, поведение детей, проявления их познавательной активности и саморегуляции, результаты деятельности, методические приемы, вербальное взаимодействие педагога с детьми.
Способы анализа занятий зависят от целей посещения. Так, одной из основных целей психологической работы в образовательном учреждении является оптимизация взаимодействия педагогов с детьми на занятиях и в свободном общении. Английский исследователь Э. Стоуне в контексте междисциплинарного подхода к учебному процессу, обозначенного им как «психопедагогика», анализировал речевое общение учителей с детьми. Он определил, что на занятиях речь педагога занимает большую часть времени – 2/3 от общего объема вербальных высказываний, т. е. педагог говорит существенно больше, чем дети. Следовательно, целью посещения занятий может быть анализ речевых высказываний педагогов с точки зрения стимулирования вербальной активности детей, их познавательных способностей, саморегуляции.
Наиболее эффективной в данном случае является система анализа речевого общения педагогов с детьми на учебных занятиях, которая разработана Н. Фландерсом. Она используется для анализа школьных уроков, но может применяться и в дошкольных учреждениях.
В системе Фландерса вербальное общение на занятии делится на категории взаимодействия педагога с детьми – это реакции воспитателя на действия детей, собственная инициатива воспитателя, разговор детей. Качественный анализ таких категорий позволяет сделать вывод о стиле педагогического общения учителя, воспитателя с детьми на занятиях – авторитарном, демократическом, либерально-попустительском.
Применение системы Фландерса при анализе специально организованной деятельности детей в образовательном учреждении показало эффективность этого метода для повышения педагогического мастерства воспитателей и педагогов.
Профессионально-этической необходимостью является предварительная договоренность психолога с педагогом (воспитателем), проводящим урок (занятие). Психолог должен ознакомить педагога с целью своего посещения, в некоторых случаях и с критериями анализа. Особенно это важно для педагогического сотрудничества, т.е. стимулирования определенных учебных действий детей, моделирования ситуаций типичного их поведения на занятиях, апробирования новой педагогической технологии или программы. После занятия необходимо обсудить его результаты с педагогом на основе профессиональной рефлексии и объективного психологического анализа.
Что относится к предметам психологической коррекции педагога — Концепция педагогической коррекции и ее формы
В современном мире, который является сложным, многослойным и запутанным, молодому поколению не так-то просто. За последние десятилетия общество сильно изменилось. Эти изменения нельзя назвать ни положительными, ни отрицательными. Можно только сделать вывод, что слово «нестабильная ситуация» вошло в общий язык. Везде, где мы слышим о сложных экономических, политических и экологических ситуациях. Конечно, эти сложности идут рука об руку с идеологическими. В мире, где больше информации, чем человек может усвоить, где новые тенденции сменяют друг друга в одно мгновение, где за несколько десятилетий произошел беспрецедентный научный и технологический скачок, духовное состояние человека может быть поставлено на второй план.
Следуя каждому новому шагу человечества, обращая внимание на разнообразие черт характера детей, педагог должен строить свою работу с детьми по-новому, постоянно адаптируя и меняя методы, подход к различным проблемам. В частности, речь идет о разработке методов работы с детьми, нуждающимися в педагогической коррекции. Общество всегда уделяло особое внимание проблеме поведения людей, не соответствующих общепринятым или официально установленным нормам. Наука, литература, искусство с разных сторон рассматривают и ценят это явление.
Проблема отклонений в поведении ребенка является одной из актуальных педагогических проблем. Успешная работа в этом направлении во многом зависит от профессиональных качеств учителя. Рожденный здоровый человек априори наделен всеми качествами, которые ассоциируются в нашем сознании с идеальной личностью. Но это «данное» существует только в проекции, и оно может стать реальным, когда человек полностью развивается в благоприятных условиях.
Концепция педагогической коррекции и ее формы
Термин «исправление» определяется как производное от латинского слова «correctio» — исправление.
Термин «коррекция развития» как специфическая форма психолого-педагогической деятельности впервые появляется в дефектологии по отношению к вариантам аномального развития детей. В этой области под этим термином понимается совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка.
Позднее, при развитии прикладной возрастной психологии, произошло своеобразное распространение понятия «коррекция» на область нормального развития. Такое расширение сферы деятельности было вызвано новыми социальными задачами «значительного повышения морального и интеллектуального творческого потенциала и формирования разносторонних творческих способностей у всех детей».
Таким образом, произошло фундаментальное изменение задач и адресата корректирующих воздействий — от исправления дефектов, находящихся за порогом нормального развития, до создания оптимальных возможностей и условий для умственного развития в рамках нормы. Фактическое повышение потенциала учеников раннего подросткового возраста (5-7 классы), преодоление некоторых трудностей, связанных с индивидуальными, а также возрастными особенностями, приводящими к поведенческим отклонениям, является основной задачей моего исследования.
Д.Б. Эльконин предложил различать две формы коррекции в зависимости от типа диагноза и направления коррекции:
Сравнивая эти формы коррекции, автор отмечает безусловное примат причинной формы коррекции над симптоматической. Недостаточность симптоматической коррекции обусловлена тем, что одни и те же симптомы отклонений в развитии могут иметь различную природу, причины и психологическую структуру нарушений в развитии ребенка.
И, следовательно, потребуются различные пути преодоления и предотвращения негативной симптоматики у ребенка. Поэтому для успешной коррекции необходимо начинать с психологического строения расстройств и анализа их генезиса. Таким образом, усилия по исправлению должны быть сосредоточены не столько на внешних проявлениях нарушений развития и их симптоматике, сколько на реальных причинах, которые приводят к этим нарушениям и их происхождении.
Однако необходимо различать коррекцию нормального развития и коррекцию аномального развития, отягощенного биологическим этногенезом отклонений. Каждый отдельный случай аномального развития имеет свои специфические цели, задачи и методы коррекции, которые не решаются в моей работе из-за отсутствия опыта работы с детьми, нуждающимися в таких методах коррекции воспитания.
Для организации дифференцированного индивидуального подхода необходимо глубокое изучение психофизических характеристик ребенка. Это исследование должно быть всеобъемлющим и проводиться совместно различными специалистами в области образования и медицины. Каждый ребенок, независимо от того, нормальный он или с признаками аномального развития, должен быть осмотрен специалистами внутри и вне учебного заведения.
В учебном заведении такими специалистами являются медицинский работник, педагог-психолог, социальный работник, а также преподавательский состав, в том числе классный руководитель.
В частности, преподаватель-предметник должен быть заинтересован в профилактике и коррекции девиантного поведения. Только комплексное наблюдение может помочь не только качественно провести коррекцию, но и предотвратить ее, своевременно выявив проблемы в поведении учащегося, выяснив их причины и проведя необходимую профилактику.
Школа не должна быть учреждением, которое учит студентов только знаниям предметов, которые они изучают. Школа вместе с родителями, участвующими в воспитании и развитии ребенка вне школы, должна всесторонне и непрерывно воспитывать личность учащегося.
Таким образом, психолого-педагогическая коррекция — это форма совместной профессиональной деятельности педагогов, медицинских специалистов и родителей, основанная на системе психологических воздействий, направленная на коррекцию поведения ребенка с помощью знания возрастных, социокультурных и личностных норм развития.
Воспитательная работа также направлена на создание условий для полноценного психического развития каждого ребенка в учебном заведении и в семье. При постановке корректирующих целей педагог руководствуется знаниями о закономерностях развития ребенка как активного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым, представлениями о структуре и динамике возраста, теорией деятельности в формировании возрастных новообразований, психологической информацией о социокультурной ситуации развития конкретного ребенка.
Подробно рассматриваются уровни общей научной и специфической научной методологии в связи с философскими и общепсихологическими знаниями. Рассмотрим более подробно принципы научно-практической методологии психолого-педагогической лечебной работы, которые достаточно подробно объясняются в психологической литературе.
В следующей главе я более подробно расскажу о формах образовательной коррекции нормальных детей раннего подросткового возраста, проявляющих некоторые формы девиантного поведения. Для качественной подготовки учителя к проведению корректирующих мероприятий по отношению к вышеупомянутым учащимся необходимо в первую очередь раскрыть понятие девиантного поведения подростков и его формы.
Понятие девиантного поведения и его виды
Девиантное поведение — это поведение, которое не соответствует нормам, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.
Девиантное поведение — это поведение, которое упорно отклоняется от социальных норм.
Отправной точкой для понимания девиантного поведения является понятие социальной нормы, которое понимается как предел, мера того, что допустимо (допустимо или обязательно) в поведении или деятельности людей и обеспечивает сохранение социальной системы. Отступления от социальных норм могут быть:
— позитивный, направленный на преодоление устаревших норм или стандартов и связанный с социальным творчеством, способствующий качественным изменениям в социальной системе;
Положительное отклонение — это такое девиантное поведение, которое, хотя многие воспринимают как необычное, странное или, возможно, даже «ненормальное», в то же время не вызывает всеобщего неодобрения. Ранний подростковый возраст часто характеризуется героическими поступками, самопожертвованием, чрезмерной привязанностью к чему-то или кому-то, чрезмерным усердием, повышенным чувством жалости и сочувствия и так далее. Такое девиантное поведение может быть не самым
приятные последствия. Более детальное описание негативных последствий положительной девиации у молодых студентов приведено на примерах в практической части данного исследования.
-отрицательно. Под негативным отклонением в поведении детей и подростков мы имеем в виду такие особенности и их проявления, которые не только привлекают наше внимание, но и вызывают тревогу у родителей, учителей и общественности. Эти особенности поведения не только демонстрируют отклонения от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих правонарушений, нарушения моральных, социальных, правовых норм, требований законодательства, представляют потенциальную угрозу для субъекта поведения, развития его личности, окружающих людей и общества в целом.
Проявления девиации в поведении подростков, их моральном и социальном развитии могут быть самыми разными, в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности.
Психологическая коррекция является целенаправленным психологическим воздействием на соответствующие психологические структуры. Он используется для обеспечения полноценного развития и функционирования личности.
Концепция и особенности психологической коррекции
Слово «исправление» (латинская коррекция) в переводе с латинского означает изменение, устранение, исправление, частичное исправление. Сегодня этот термин переходит из сферы аномального развития в сферу нормального умственного развития индивида. Последние имеют множество трудностей и проблем, которые делятся на типичные и индивидуальные.
Психологическая коррекция — это система мер, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных инструментов психологического воздействия. Применяется в тех случаях, когда недостатки не имеют органической основы и не являются стабильными характеристиками, формируются относительно рано и практически не изменяются в дальнейшем.
Психологическая коррекция рассматривается как деятельность психолога, направленная на повышение способностей клиента в различных сферах жизни (например, в процессе обучения, в поведении, во взаимоотношениях с другими людьми), выявление потенциальных творческих резервов и др.
С помощью психологической коррекции психолог целенаправленно воздействует на дискретные особенности внутреннего мира, имея дело с индивидуальными проявлениями желаний, познавательных процессов, переживаний и действий.
Предмет психологической коррекции для детей
Исправительная работа с детьми — это сложная деятельность. Его успех во многом зависит от сотрудничества и взаимодействия взрослых, поэтому в большинстве случаев программы коррекции и развития состоят из психолого-педагогической части. Первую часть планирует и проводит психолог, вторую часть — психолог совместно с учителем, тренером, родителями и другими взрослыми.
Потребность в психолого-педагогическом лечении возникает в случае трудностей и проблем в психологическом развитии и поведении. Психолого-педагогическая коррекция направлена на выявление и устранение трудностей и проблем, которые в первую очередь затрагивают взаимодействующих с ними детей, подростков, молодых людей и взрослых.
Психолого-коррекционная деятельность осуществляется в контексте психокоррекционной ситуации. В нем участвуют как клиент или его группа, так и психолог. Речь идет об использовании определенных теорий для объяснения проблем клиента и процедур (техник и методов) для решения его проблем. Между клиентом и психологом существуют особые социальные отношения, которые позволяют клиенту быть оптимистичным в решении своих проблем.
Основное место в психологической коррекции занимают эмоциональные процессы и переживания, в ходе которых происходит революция сознания, распределяются и перестраиваются элементы сознания и самоощущения, совершенствуется сознание.
Тема психологической коррекции включает в себя творческий процесс в виде изменений в сознании и самоощущении участников, которые достигаются в ходе занятий. Достижение новых взглядов, поиск новых идей для решения проблемных ситуаций является основой творческого подхода к личностному росту.
Исправительная работа наиболее эффективна, когда в ней наряду с психологом принимают участие члены семьи клиента, педагоги, медицинские и социальные работники и другие специалисты.
Объектом корректирующего воздействия является человек, семья или группа.
Классификация корректирующих действий по различным критериям
Все виды психокоррекционных мероприятий классифицируются по определенным критериям. В зависимости от типа ориентации возможна корректировка:
В зависимости от типа предметной ориентации, коррекция может происходить в когнитивной сфере, в личной сфере. Коррекцию аффективно-волевой сферы и межличностных отношений и поведения можно выделить отдельно.
Коррекция может быть в виде работы с клиентами:
Психологическая коррекция может быть как запрограммирована, так и импровизирована с точки зрения доступности программы. В зависимости от типа управления корректирующими воздействиями, коррекция может быть как директивной, так и не директивной.
Общая коррекция подразумевает деятельность, способную нормализовать специфическое микроокружение клиентов и регулировать психофизические и эмоциональные стрессы в зависимости от возраста и индивидуальных способностей. Все это способствует гармонизации личности в процессе ее дальнейшего развития.
Частная психологическая коррекция — это совокупность психологических и воспитательных воздействий, адаптированных к детскому и подростковому возрасту, а также методов и приемов, применяемых в работе со взрослыми. Данный вид коррекции способен вооружить психолога арсеналом средств психологического воздействия. Он использует их для групповой или индивидуальной работы.
Специализированная коррекция включает в себя комплекс приемов, методов и организационных форм работы с клиентами (группой клиентов) одного возраста и со схожими проблемами. Его целью является исправление негативных аспектов и последствий определенного вида воспитания, нарушившего гармоничное развитие или социализацию человека.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института