Что относится к правовым актам управления
Правовые акты управления
Понятие и юридическое значение актов управления
Издание правовых актов – специфическая и основная форма для деятельности субъектов исполнительной власти. Такая их роль определяется тем, что с их помощью реализуются непосредственно задачи, функции и полномочия этих субъектов, т.е. их компетенция.
Что в наибольшей степени характерно для этих правовых актов?
Прежде всего следует отметить, что они представляют собой, юридический вариант управленческих решений. Это означает, что, принимая такой акт, соответствующий исполнительный орган (должностное лицо) решает общий или индивидуальный вопрос, возникающий в сфере государственного управления и относящийся к его компетенции.
По своему правовому содержанию акт управления представляет собой не что иное, как одностороннее юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, в котором, во-первых, находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности и, во-вторых, с помощью которого практически реализуются задачи и функции исполнительной власти.
Правовой акт управления императивен, что означает юридическую обязательность содержащихся в нем предписаний для адресата.
Их исполнение обеспечивается, в частности, угрозой юридической ответственности за уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение этих предписаний.
Для юридического содержания правовых актов управления характерно то, что они могут устанавливать правила должного поведения в сфере государственного управления (административно-правовые нормы) либо выступать в роли юридического факта, порождающего конкретные административно-правовые отношения.
Так, приказ министра или руководителя федерального органа исполнительной власти может установить правила, обязательные для всех органов, должностных лиц, предприятий и учреждений, действующих в порученной данному органу сфере деятельности. Его же приказ о назначении лица на должность в аппарате министерства порождает конкретное государственно-служебное правовое отношение.
Правовые акты управления в любой своей разновидности подзаконны, т.е. могут издаваться полномочными исполнительными органами (должностными лицами) в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами и в интересах обеспечения их исполнения.
Для правовых актов управления характерно то, что издаются они в качестве письменного документа. Допустим и устный их вариант (например, он распространен в системе военного управления, а также в служебных отношениях между руководителями и непосредственно подчиненными им работниками).
В процессе деятельности исполнительных органов используются различного рода служебные документы (докладные записки, отчетные материалы, акты ревизий и проверок, протоколы, справки и т.д.). Такие документы содержат в себе определенные данные, имеющие и юридическое значение. Так, акт ревизии фиксирует то, что было обнаружено, содержит рекомендации по устранению вскрытых недостатков и по наказанию виновных. Но правовым актом такой служебный документ не является. Дело в том, что, во-первых, сама ревизия проводилась на основе соответствующего приказа, т.е. правового акта; во-вторых, ее результаты могут быть реализованы также только приказом руководителя. Это значит, что правовой акт, будучи юридическим видом служебных документов, составляет основу всей служебной документации исполнительных органов.
Таким образом, под правовым актом управления понимается основанное на законе одностороннее юридически властное воле изъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно- правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.
Особенностью правовых актов управления является то, что их действие не ограничивается собственно сферой государственной управления. В ряде случаев ими регламентируются отдельные стороны общественных отношений, составляющих предмет других отраслей права (например, финансовых, земельных, экологических). Они служат юридическим фактом для возникновения трудовых, налоговых, предпринимательских, частично и гражданских правоотношений.
Правовые акты управления решают многие вопросы, связанные с детализацией и конкретизацией законодательных актов. Например, реализация Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» потребовала издания около двадцати президентских указов и правительственных постановлений.
Изданные в нарушение принципа подзаконности правовые акты управления могут быть приостановлены либо отменены в установленном порядке. В последнем случае полномочия по отмене противоправных управленческих актов все в большей степени принадлежат органам судебной власти. Исполнительные органы (должностные лица) не могут изменять или отменять судебные акты. Но они нередко играют роль доказательств по жилищным, трудовым, административным делам, рассматриваемым в судебном процессе.
Виды правовых актов управления
По своим юридическим свойствам виды правовых актов управления уже были обозначены. Это нормативные и индивидуальные акты. Такое их подразделение является основным.
Нормативными считаются акты, содержащие административно-правовые нормы, с помощью которых регулятивная функция административного права получает непосредственное выражение. Такие акты регулируют однотипные управленческие отношения путем установления определенных правил должного поведения в сфере государственного управления. Их действие рассчитано на длительное применение и исполнение всеми или большими группами участников регулируемых общественных отношений. Правила, устанавливаемые такого рода правовыми актами управления, действуют во многих конкретных областях жизни. Например, правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологические правила, правила в области стандартизации, ведения лесного и охотничьего хозяйства и др.
Нормативные акты являются, соответственно, правоустановительными. Практически ими обеспечиваются государственная дисциплина в сфере государственного управления, административно-правовой механизм реализации правового статуса граждан и общественных объединений; устанавливаются необходимые ограничения и запреты, определяется статус органов исполнительной власти (должностных лиц); регулируются взаимоотношения различных звеньев системы органов исполнительной власти и т.д.
Нормативными правовыми актами, по существу, решаются наиболее важные текущие и перспективные проблемы государственно-управленческой деятельности.
Полномочия органов исполнительной власти (должностных лиц) по изданию нормативных актов определяются их компетенцией. В настоящее время значительные масштабы приобрело нормотворчество на уровне субъектов Федерации.
Нормативные акты издаются как органами общей компетенции (например, правительствами, администрацией областей и т.п.), так и отраслевыми и межотраслевыми исполнительными органами. При этом во многих случаях федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам предоставлены полномочия по изданию нормативных актов, обязательных для органов, предприятий и учреждений, действующих в иных сферах деятельности. Так, Министерство труда и социального развития РФ вправе принимать постановления, обязательные для исполнения всеми министерствами, иными органами исполнительной власти, предприятиями и учреждениями независимо от их ведомственной подчиненности.
Среди нормативных правовых актов можно выделить устанавливающие общеобязательные правила, охраняемые мерами административной ответственности. Такие правила предусматриваются КоАП. В качестве примера можно назвать утвержденные Правительством РФ 17 июля 1995 г. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Индивидуальные правовые акты управления – акты правоприменения.
Одновременно они являются распорядительными актами, выражающими конкретные и прямые юридически властные волеизъявления соответствующих субъектов исполнительной власти. С их помощью решаются индивидуальные административные дела (например, регистрационные, лицензионные, кадровые и др.). Они всегда персонифицированы, т.е. имеют точно определенный адресат. Приказ о назначении на ту или иную должность государственной службы непременно касается конкретного лица.
Индивидуальные акты являются юридическими фактами, вызывающими возникновение административно-правовых отношений. Они являются важнейшим юридическим средством оперативного решения текущих вопросов, возникающих в практике государственно-управленческой деятельности.
Соотношение индивидуальных актов с нормативными заключается в следующем: нормативные акты служат правовой основой для издания индивидуальных актов; индивидуальные акты являются актами применения нормативных актов.
Правовые акты управления можно классифицировать и по другим основаниям. Например, по масштабу действия различают общефедеральные, республиканские, краевые, областные и т.д. В зависимости от того, какими правовыми средствами защищаются содержащиеся в них предписания, выделяются акты, нарушение которых влечет за собой дисциплинарную ответственность, и акты с административной санкцией. В первом случае имеются в виду акты, в которых реализуется дисциплинарная власть соответствующего руководителя, а во втором – административное принуждение в отношении неподчиненных лиц.
Определенное значение имеет вопрос об установленных наименованиях правовых актов управления. В настоящее время действуют следующие правила, установленные Правительством РФ относительно издания правовых актов:
а) постановления и распоряжения Правительства;
б) постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции (положения) федеральных органов исполнительной власти;
в) постановления и распоряжения правительств республик;
г) постановления и распоряжения глав администраций других субъектов РФ.
При этом нормативными считаются постановления, приказы, инструкции, правила, положения. Не допускается издание нормативных актов в виде писем и телеграмм.
Требования к правовым актам управления
Важнейшим условием действия правовых актов управления является их соответствие установленным требованиям, предъявляемым к их юридическому содержанию и к порядку их издания. В основе всех таких требований – строгая подзаконность этого вида правовых актов.
Конкретно данные требования заключаются в следующем.
а) не должен противоречить Конституции РФ, законодательству РФ, нормативным указам Президента РФ. Аналогичное требование адресуется правовым актам органов исполнительной власти субъектов РФ с добавлением того, что они не должны противоречить конституциям и уставам этих субъектов, а также их законодательству;
б) должен учитывать разграничение предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти РФ и ее субъектов;
в) должен учитывать правовые акты вышестоящих органов исполнительной власти;
г) должен быть издан полномочным органом (должностным лицом) в рамках закрепленной за ним компетенции;
д) должен быть юридически обоснован, в нем должны быть четко определены цели его издания, основания и желаемые юридические последствия;
е) не должен ограничивать или нарушать компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы государственного управления;
ж) не должен ограничивать или нарушать установленные действующим законодательством права и законные интересы граждан и негосударственных формирований в сфере государственного управления;
з) должен быть издан с соблюдением установленных для этого правил (процедур).
Действие правовых актов управления
Правовые акты управления вызывают соответствующие юридические последствия тогда, когда они действуют. Что дает основания для признания данного акта действующим?
Юридическая сила, т.е. такое правовое свойство акта, которого позволяет ему практически выступать в качестве административно-правовой формы реализации задач и функций исполнительной власти. Фактически данное условие считается соблюденным во всех случаях издания правовых актов управления, так как на ни распространяется презумпция их действительности или правильности. Означает же она то, что любой правовой акт действует до его официального изменения или до его отмены. В силу этого ой приобретает законную силу с момента его издания либо опубликования. Иногда специально оговаривается определенный срок вступления акта в юридическую силу.
Так, нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Другие акты вступают в силу со дня их подписания. Вступление в силу постановлений Правительства РФ, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления и распоряжения вступают в силу со дня их подписания.
Датой официального опубликования считается дата первой публикации текста акта в одном из официальных изданий РФ. Как правило, эти акты публикуются не позднее пятнадцати дней со дня их принятия либо при необходимости их широкого обнародования – безотлагательно.
Публикуются правовые акты управления в Собрании законодательства Российской Федерации и в «Российской газете». Не опубликованные акты, кроме содержащих сведения, составляющие государственную тайну, по общему правилу не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.
Несоблюдение установленных требований к юридическому содержанию правовых актов управления, а также к порядку их издания и опубликования дает основание для признания их недействительными. В этом смысле известны два основных способа достижения подобной цели, а именно опротестование и обжалование. Они имеют и общее обобщающее наименование – оспаривание.
При этом необходимо учитывать, что правовой акт не во всех случаях может быть признан недействительным только по основаниям его дефектности, т.е. неправомерности. Нередко акт утрачивает свою силу в нормальных условиях. Например, истечение срока его действия, если таковой был предусмотрен; утрата актом силы ввиду принятиянового акта по тому же вопросу и т.п.
В негативных же случаях (отступление от требований законности) акт признается оспоримым, что предполагает соответствующую официальную оценкуего правомерности и того или иного решения вопроса о его дальнейшей судьбе, т.е. о его юридической силе.
Обжалование правовых актов управления возможно в административном либо в судебном порядке. Как правило, в роли жалобщиков выступают граждане, считающие, что данным актом нарушены их субъективные права или законные интересы. Жалобы могут поступать от общественных объединений и иных негосударственных формирований, а также от государственных предприятий и учреждений.
Опротестование правовых актов управления – это, как правило, функция прокурорского надзора. В протесте мотивируется вывод о неправомерности опротестованного акта.
В случае признания акта изданным с нарушением требований законности возможна отмена его действия. По существу, акт признается недействительным, что лишает его юридической силы. Естественно, что отсутствие фактов, свидетельствующих о неправомерности акта, не влечет таких последствий. Это имеет место при признании жалобы необоснованной и при отклонении протеста прокурора ввиду его юридической неубедительности.
Наиболее известны следующие варианты отмены правовых актов управления и, соответственно, лишения их юридической силы:
а) Президент РФ отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ;
б) ПравительствоРФ отменяет противоречащие законодательству акты федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ (кроме актов органов республик);
в) руководители органов исполнительной власти отменяют неправомерные акты, принимаемые на нижестоящем уровне порученных им сфер деятельности (например, акты своих территориальных органов);
г) Конституционный Суд РФ вправе признать правовой акт неконституционным, что влечет за собой утрату им юридической силы, т.е. отмену;
д) суды общей юрисдикции и арбитражные суды также могут признавать акты управления недействительными (только индивидуальные).
Кроме отмены возможно приостановление действия или исполнения правового акта управления. Оно не влечет утрату актом юридической силы. Временно, т.е. до определенных выводов по мотивам, вызвавшим приостановление акта, прекращается его действие. Если выясняется, что акт противоправен, он будет отменен в установленном порядке. Если акт не отменен, а его дефекты устранены, то, приостановленный ранее, он продолжает действовать. Если же приостанавливается исполнение акта (например, постановления о наложении административного взыскания), то после соответствующей проверки акт либо отменяется, что влечет за собой и отменувсех действий, совершенных во исполнение его (например, отмену наложенного административного взыскания), либо его исполнение продолжается.
В настоящее время в КоАП предусмотрено, что подача жалобы в течение десяти дней со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания приостанавливает его исполнение до разрешения жалобы; принесение протеста прокурора на такое постановление также приостанавливает его исполнение до рассмотрения протеста.
Установлено также, что Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ до решения о их судьбе судом; Правительство РФ может приостанавливать исполнение актов республиканских правительств; законодательные органы субъектов РФ могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действие правовых актов федеральных министерств и ведомств, противоречащих законодательству.
Если Правительство РФ подтверждает правомерность таких актов, они вступают в силу. Органы субъектов РФ могут в таких случаях обжаловать решение Правительства РФ в Верховный Суд РФ.
Что такое нормативный правовой акт
Что такое нормативный правовой акт
Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.
Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.
В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:
Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
2. Международные договоры
Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)
По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.
Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.
ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.
Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.
Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.
4. Федеральные подзаконные правовые акты:
5. Конституции (уставы) субъектов Федерации
Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.
6. Законы субъектов Федерации
Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.
7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации
Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.
На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.
Правовые акты управления
Понятие и основные черты правовых актов управления
Издание правовых актов управления является основной правовой формой государственно-управленческой деятельности.
Выделяются признаки (основные черты) правового акта управления, а именно, правовой акт управления:
С учетом перечисленных признаков правового акта управления можно сформулировать его определение. Правовой акт управления – это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственного управления.
Правовые акты управления могут регламентировать не только административно-правовые отношения, но и финансовые, земельные, некоторые трудовые и т. д. Правовые акты управления следует отличать от актов судебных органов. Акты судебных органов носят юрисдикционный характер (уполномочены решать правовые споры или дела о правонарушениях). Для правовых актов управления юрисдикционность не характерна. Кроме того, акты судебных органов могут изменять или отменять правовые акты управления.
Виды правовых актов управления
Правовые акты управления можно классифицировать на виды по различным признакам
По наименованию: на указы, распоряжения Президента; постановления Правительства; приказы, инструкции, постановления федеральных органов исполнительной власти; постановления руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ; а в ряде случаев – акты органов местного самоуправления (в случае делегирования им соответствующих государственно-властных полномочий).
По способу охраны: на акты, охраняемые мерами дисциплинарной либо административной ответственности. Дисциплинарная ответственность возможна только в порядке подчиненности по службе. Административная ответственность на-ступает за нарушение общеобязательных для всех граждан, организаций правил поведения в сфере государственного управления (правовые акты управления с административной санкцией).
По масштабности (кругу лиц, на которых они распространяются): на акты общего значения; межведомственные; ведомственные; внутриведомственные.
По способу принятия: на принимаемые коллегиально (простым либо квалифицированным большинством) и единоначальные.
По субъектам, их принявшим: на акты органов исполнительной власти; акты субъектов власти, не находящихся в аппарате управления (некоторые акты судей, прокуроров и т. д.); акты общественных объединений, которым делегированы государственно-властные полномочия.
По форме выражения: на письменные, устные и выраженные в форме конклюдентных действий.
Конечно, правовые акты управления можно классифицировать и еще по большому количеству признаков, но наиболее значимая их классификация производится по юридическим свойствам. По этому признаку правовые акты управления делятся на нормативные и индивидуальные.
Правовые акты управления нормативного характера – это акты, которые регулируют однотипные общественные отношения путем установления определенных правил должного поведения в сфере государственного управления, рассчитанных на длительное неоднократное применение (исполнение) и не имеющих конкретного адресата. Нормативные акты могут быть общефедеральные, республиканского, краевого, областного значения, межведомственной, ведомственной, внутриведомственной компетенции.
Индивидуальные акты всегда являются актами применения административно-правовых норм – это решения субъектов управления по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам для их однократного применения. Индивидуальные правовые акты управления порождают, изменяют либо прекращают правоотношения. Они могут быть трех основных видов: правонаделительные (назначение временно исполняющего обязанности); оперативно-распорядительные (о переносе выходного дня); правоохранительные (о применении мер государственного принуждения).
К правовым актам управления предъявляются общие основные требования. Они должны быть:
В ряде случаев к правовым актам управления могут предъявляться и специальные требования: