Что относится к понятию законодательный процесс
Законотворческий процесс и законодательный процесс: разграничение и соотношение полномочий
Существенное значение в обеспечении качества и объективности законотворческого процесса имеет определение самого понятия законотворческого процесса, выявление его содержания и основных этапов. В этой связи требует своего определения соотношение понятий «законотворческий процесс» и «законодательный процесс». В теории права активно дискутируется вопрос о том, следует ли законотворческий процесс ограничивать исключительно деятельностью законодательных органов государственной власти или же его необходимо трактовать шире, включая в него подготовительную работу по подготовке законопроекта. Законодательный процесс трактуется как совокупность действий и отношений, которые реализуются в деятельности высшего представительного органа, обладающего исключительным правом осуществлять законодательную власть.
Законотворчество определяют как деятельность высшего законодательного органа государственной власти в лице народных представителей или непосредственно самого народа (референдум) по установлению, изменению или отмене правовых норм, внешне закрепляемых в форме закона, осуществляемую в особом процедурном порядке в соответствии с правом на законотворчество, закрепленным в Конституции. Однако многие включают в законотворческий процесс работу по подготовке законопроекта. Целью данного процесса является принятие закона, начиная от законодательной концепции до ее воплощения в конкретном законе или серии законов. Этот процесс весьма сложен, и в современных условиях едва можно всю его регламентацию связывать только с формами деятельности высших органов власти.
Существует позиция, согласно которой под законодательным процессом понимается процесс разработки, принятия, издания и вступления в силу законов. Соответственно, к стадиям законодательного процесса относят разработку, принятие, издание и вступление в силу законов.
Содержание законодательного процесса определяется как регламентированная деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по разработке, внесению и рассмотрению законопроектов, а также принятию, одобрению, подписанию, обнародованию (официальному опубликованию) и реализации законов.
В научной литературе встречается понимание законодательного процесса и в узком значении, в частности как конституционно установленного ряда последовательно сменяющих друг друга этапов.
Законодательный процесс понимается также как определенный законодательством порядок осуществления законодательной деятельности, постоянно и последовательно повторяющийся во взаимной связи его элементов.
В юридической науке, наряду с понятиями «законодательный процесс» и «законотворческий процесс», встречается также понятие «законопроектный процесс».
Если принять за основу определения наименования всех отношений, составляющих содержание деятельности всех участников законопроизводящего процесса, предмет их усилий, каким является проект закона до тех пор, пока он наконец не получит статус собственно закона, то есть приобретет юридическую силу и начнет действовать, то единственно правильным наименованием можно признать только термин «законопроектный процесс».
При этом понятия «законодательный процесс» и «законопроектный процесс» не являются тождественными. Главным критерием который позволяет отличить и разграничить эти правовые явления, является предмет того и другого процесса. Предметом законопроектного процесса является не закон в его строго юридическом понимании, а только проект закона, в то время как о законодательном процессе можно говорить лишь в том случае, если мы осуществляем какие-либо действия с собственно законом как непосредственно действующим правовым актом.
Таким образом, в науке еще не выработаны общепринятые понятия законотворческого процесса и законодательного процесса. Они довольно часто подменяются одно другим. В результате одним термином обозначаются разные правовые явления и в то же время, наоборот, одно и то же правовое явление обозначается разными терминами.
Законотворческий процесс охватывает всю работу, предваряющую принятие закона, начиная с правового мониторинга, анализа существующего состояния регулирования общественных отношений и выявления проблем, подлежащих разрешению законодательными средствами, и заканчивая тем же правовым мониторингом. Соответственно, законотворческий процесс не заканчивается с принятием либо вступлением в силу закона. Что касается законодательного процесса, то он представляется как нормативно урегулированная деятельность по реализации права законодательной инициативы, рассмотрению, принятию и вступлению в силу закона.
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие законодательного процесса по своему объему уже понятия законотворческого процесса и должно соотноситься с ним как часть и целое.
Законодательный процесс: понятие и стадии
Понятие законодательного процесса
Законодательный процесс, его понятие и стадии включают порядок, в соответствии с которым разрабатываются, обсуждаются проекты законов в форме нормативных правовых актов, осуществляется принятие их высшим органом власти в государстве, что регулируется нормами права.
Рассматриваемый процесс в любой стране должен быть подчинен соответствующим нормам, правилам и даже иногда традициям, отходить от которых нельзя. Каждая страна обладает собственной спецификой законодательного процесса, но общим для всех государств является регулирование создания законов с помощью конституции и законодательства; осуществление высшим органом власти в стране; законодательный процесс в виде процедуры, включающей последовательные, меняющие друг друга обязательные этапы. Проще всего будет рассмотреть этот процесс на примере России.
Особенности законодательного процесса
Основной момент в создании закона представлен законодательной инициативой, то есть правом внесения законопроектов в законодательный орган, которое закрепляется за уполномоченными органами государства. Ст. 104 Конституции РФ гласит, что право законодательной инициативы закреплено за Президентом РФ и Советом Федерации (СФ), им пользуются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы (ГД), Правительство РФ.
Также оно предусмотрено для законодательных (представительных) органов субъектов нашей страны, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в вопросах их ведения. Проект закона должен быть внесен в госдуму. Право законодательной инициативы предусматривает полное соответствие Регламенту ГД.
Теория правотворчества признает процесс создания законодательных актов в качестве процесса, который носит не одномоментный характер, а «растягивается» во времени. Первоначально происходит выявление в обществе определенной потребности в регулировании правовыми нормами социальной проблемы. Оно происходит спонтанно, при этом роль играет только мера остроты проблемы (вопроса), включая ее актуальность и значимость. Оценку потребности в правовом регулировании может осуществлять общество посредством своих институтов (лидеры, средства массовой информации, наука), так и определенный правотворческий орган или само государство. О назревании потребности в правовом регулировании говорят тогда, когда закон представляет собой максимально эффективное средство, преимущественную форму регулирования, если сравнивать его с прочими социальными средствами влияния.
Демократические реформы в нашей стране требовали правового закрепления свободы совести и религиозных убеждений. В этом процесс был издан ФЗ № 125 «О свободе совести и религиозных объединениях», в статье 3 которого была дана гарантия свободе совести и вероисповедания, включая право исповедания индивидуально или вместе с другими любой религии или не исповедовать никакую. В этом случае правовая форма в виде федерального закона представляет собой приоритетный способ государственного регулирования личных и политических свобод.
Право принимать законотворческое решение по судьбе законопроекта имеет законодательный орган. В Российской Федерации это Государственная Дума, которая и занимается осуществлением собственно «творчества права». Именно дума формирует, меняет или исключает правовые нормы, осуществляет интеллектуальную работу над текстами законопроектов. Правотворческая работа длительного характера (от нескольких месяцев до 1-2 и более лет), поэтому работа над каждым проектом может разбиваться на несколько этапов, которые логично и последовательно меняют один на другой.
Стадии законодательного процесса
На первой стадии происходит внесение законопроекта в ГД правовым субъектом с помощью законодательной инициативы на рассмотрение законопроекта для первого чтения. Здесь Совет ГД и ее соответствующий комитет начинают работу в области подготовки проекта закона для рассмотрения на заседании.
Заседание Государственной Думы предусматривает в первом чтении обсуждение концепции проекта, его оценку на соответствие основных положений законопроекта Конституции РФ, исследование его актуальности и практической значимости.
В результате обсуждений законопроекта в первом чтении ГД принимает законопроект в первом чтении, продолжая работать над ним, учитывая предложения и замечания в форме поправок. Также на этом этапе ГД вправе отклонить законопроект.
Для того, чтобы принять проект федерального закона в первом чтении, необходимо получение от 226 голосов депутатов, а для принятия проекта федерального конституционного закона от 300 голосов депутатов.
На втором этапе проект дорабатывается и рассматривается во втором чтении, целью чего является анализ его содержания с разных точек зрения и предложение более совершенных средств правового воздействия. Здесь же обсуждаются поступившие от субъектов права законодательной инициативы, которые указаны в ст. 104 Конституции РФ, поправки к тексту проекта закона, проводят голосование по принятию рассмотренных поправок и по принятию доработанного проекта закона во втором чтении. Если на втором этапе происходит отклонение законопроекта, то это приводит к отказу от дальнейшего его рассмотрения.
В некоторых зарубежных государствах устанавливаются сроки для прохождения законопроекта до времени его принятия. В Великобритании, например, для частного законопроекта сроки между этапами составляют 4 дня (между первым и вторым чтением), между этапом доклада и третьим чтением — 3 дня. В РФ до настоящего времени четко не регламентированы сроки рассмотрения законопроекта. Это дает возможность определенным политическим силам затруднить прохождение закона.
На третьем этапе (третье чтение) законопроект проходит окончательное согласование текста, здесь устраняются вероятные внутренние противоречия, происходит установление правильной взаимосвязи статей и изменений, которые внесены в текст в ходе рассмотрения во втором чтении.
Рассматривая законопроект на заседании ГД в третьем чтении, нельзя вносить поправки и возвращать к обсуждению его в целом, как и отдельных глав, статей.
Если ГД законопроект не принимает на этом этапе, то он не должен в дальнейшем рассматриваться. В случае положительного исхода голосования одобренный закон необходимо направить на рассмотрение СФ.
На четвертом этапе происходит рассмотрение закона СФ, на что для высшей палаты Федерального Собрания отведено 2 недели. При отклонении федерального закона СФ палаты вправе сформировать согласительную комиссию для того, чтобы преодолеть возникшие разногласия. После этого федеральный закон подлежит повторному рассмотрению ГД и СФ.
Закон можно считать одобренным, если за него отдали свои голоса не менее 89 членов СФ (для федерального конституционного закона от 118). Если СФ не смог рассмотреть закон в установленный срок, то его считают одобренным и направляют Президенту РФ с целью подписания и обнародования.
Исключением являются федеральные конституционные законы, приобретающие статус закона только после одобрения ГД и СФ.
Помимо этого, на обязательное рассмотрение в СФ направляются ФЗ, которые приняты ГД по вопросам, исчерпывающий перечень которых рассматривает 106 статья Конституции РФ.
На пятом этапе происходит рассмотрение федеральных законов Президентом РФ, при этом принятый федеральный закон в течение 5 дней должен быть направлен на подписание и для обнародования Президенту РФ (ст. 107 Конституции РФ). Он должен в течение 2 недель осуществить подписание федерального закона, обнародовав его. Если Президент РФ в течение этого срока отклоняет закон, то ГД и СФ в соответствующем порядке снова проводят рассмотрение данного закона. Если же и при повторном рассмотрении он будет одобрен в редакции, которая была ранее принята, большинством (от 2/3 голосов от общего числа членов СФ и от 2/3 депутатов ГД), то он должен быть подписан и обнародован Президентом РФ.
На последнем этапе происходит обнародование и вступление законодательного акта в силу. Тексты любого закона нашей страны должны быть официально опубликованы в «Собрании законодательства РФ», «Российской газете» и «Парламентской газете». Это происходит в течение семи дней после момента их подписания Президентом РФ. Вступление закона в силу наступает, как правило, после истечения 10 дней после дня, когда они были официально опубликованы. В результате он вступает в действие на всей территории РФ и может быть применен к отношениям в обществе, которые возникают после введения его в действие.