Что относится к понятию структура деятельности

Что собой представляет структура деятельности

Что такое деятельность

Деятельность — это активное взаимодействие человека с окружающим миром, выражающееся в познании и стремлении преобразовать мир, себя, жизненные условия согласно своим целям. В отличие от других представителей животного мира, человеческая деятельность носит творческий характер.

Человеческая активность служит толчком для создания предметов культуры, чего-то нового, что формируется только под влиянием активности человека. В разные периоды философы рассматривали это понятие с различных точек зрения.

Аристотель выделял такие виды деятельной жизненной активности:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Карл Маркс под деятельностью понимал такие взаимоотношения человека с миром, в процессе которого он выступает деятельным субъектом, а природные явления — объектом его активности.

Философ Бенедетто Кроче изучал деятельность с позиции её духовной формы. Как основной структурный компонент выделялась воля. Внутреннее строение деятельных процессов, по мнению итальянского ученого, зависит от нравственности целей, которые она преследует. Теоретическая активность ищет истину и красоту, практическая — пользу и справедливость.

Классификация по Кроче имеет такой вид:

Структура

Структурными элементами деятельности выступают:

Потребность поясняет причину деятельной активности. Американский психолог-бихевиорист Абрахам Маслоу создал классификацию базовых потребностей человека:

Мотив деятельности

Мотив деятельности — внутренний импульс, который побуждает достигать цели.

Мотивы формируются под влиянием:

Цель деятельности

Цель — гипотетическое представление желаемого конечного результата процесса деятельности.

Целеполагание свойственно лишь человеку. Достижение цели может осуществляться многоэтапно. Промежуточные результаты такой активности называются задачами.

Для достижения цели используют средства. Существует два обязательных требования при выборе средств, приводящих к цели:

Действие, как элемент деятельности

Действие — целенаправленный элемент деятельности, смысл которого может не осознаваться.

Различают несколько видов действий:

Социолог М. Вебер создал свою классификацию действий:

Психологи выделяют следующие типы действий:

Педагогика придерживается своей классификации:

Этапы деятельности

Любая деятельность состоит из нескольких этапов. Их последовательность:

Итогом деятельности выступает результат — удовлетворение потребности. В случае, если потребность не была удовлетворена, следует пересмотреть последоввательность этапов деятельной активности, возможно, в одном из них кроется ошибка.

Примеры из жизни

Среди основных видов деятельности в жизни человека выделяют:

1. Игра. Такая активность имеет свою характеристику — её процесс не видит целью получение практических результатов. Цель игры заключается в самой деятельности. Ребенок получает удовольствие от игровой активности.

2. Учение. Этот вид преследует цель — накопление опыта, перенимание знаний, правил поведения. Учебный процесс невозможен без целенаправленных действий.

3. Труд. Данная активность способствует созданию идейной или материальной продукции, которая необходима обществу. Сущность трудовои деятельность является одной из главных составляющих развития человека как вида.

4. Творческая.

5. Коммуникативная (процесс общения).

Источник

Деятельность человека

Что относится к понятию структура деятельности. Смотреть фото Что относится к понятию структура деятельности. Смотреть картинку Что относится к понятию структура деятельности. Картинка про Что относится к понятию структура деятельности. Фото Что относится к понятию структура деятельности

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Структура деятельности

Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:

Что относится к понятию структура деятельности. Смотреть фото Что относится к понятию структура деятельности. Смотреть картинку Что относится к понятию структура деятельности. Картинка про Что относится к понятию структура деятельности. Фото Что относится к понятию структура деятельности

Разберем компоненты этой схемы по порядку.

Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.

Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.

Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.

Цель деятельности — образ желаемого результата.

Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.

Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.

Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.

Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.

Субъект деятельности

Объект деятельности

Статус на рынке труда

Цель

Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату

Мотивы

Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме

Средства

Сайты поиска вакансий

Действия

Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях

Результат деятельности

Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость

Деятельность человека и активность животного

Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.

Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.

Деятельность человека

Активность животного

Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя

Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)

Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации

Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту

Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности

Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело

Деятельность человека носит созидательный характер

Активность животного носит потребительский характер

Отличительные признаки деятельности

Для деятельности характерны такие отличительные черты:

Сознательность, то есть сознательная постановка целей.

Продуктивность, то есть направленность на получение результата.

Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.

Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.

Виды (формы) деятельности

В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.

Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.

Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.

Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.

Мотивы деятельности

Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.

Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.

Социальные установки — ориентация человека на что-либо.

Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности

Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.

Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.

Классификация деятельности

В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.

В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;

ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;

прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

Творческая деятельность

Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.

Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.

Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:

комбинировать уже существующие знаний;

создавать новые образы в сознании (воображение);

создавать яркие, сильные представления (фантазия);

получать знания неосознанно (интуиция).

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Вопросы для самопроверки

Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.

Кто может быть субъектом деятельности?

Ученики 5А класса средней школы №151.

В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?

В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?

Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?

Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.

Источник

Понятие о деятельности. Структура деятельности.

ПОНЯТИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЁ СТРУКТУРА

1. Игра – форма человеческой деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий.

Выделяют несколько типов игр – индивидуальные, групповые, предметные, сюжетные, ролевые, игры с правилами.

Учение складывается из следующих компонентов – знаний (усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений, овладения приемами и операциями, из которых складываются основные виды деятельности); навыки (овладения способами использования информации для правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умения).

3. Труд – это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. Трудится – значит проявлять себя в деятельности. Без знаний и навыков невозможен никакой труд.

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы, цель и результат.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.

Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, возникающих в ходе деятельности.

Цели могут быть близкими и далекими, личными и общественными в зависимости от того, какую значимость им придает человек и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.

Сложное внешнее действие для своей реализации может потребовать целого ряда актов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты, или звенья, на которые распадается действие, являются операциями.

Всякая деятельность состоит из внутренних и внешних действий.

По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае подготавливается и протекает на основе выполнения умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией.

Основные характеристики действия:

— включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели;

— действие – одновременно акт проведения, но внешние движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием;

— через понятие действия утверждается принцип активности, противопоставляемый принципу активности;

— понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир.

Различают предметные (практические) (направленные на изменения состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (выполняемые во внутреннем плане сознаниня) действия.

В каждом действии можно выделить ориентировочную, исполнительную и контрольную части.

3. Педагогические технологии. Принципы построения, функции, классификация педагогических технологий.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ

Что относится к понятию структура деятельности. Смотреть фото Что относится к понятию структура деятельности. Смотреть картинку Что относится к понятию структура деятельности. Картинка про Что относится к понятию структура деятельности. Фото Что относится к понятию структура деятельности

Педагогическая технология – это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

Структура педагогической технологии

Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:

3. Процессуальная часть технологического процесса представлена системной совокупностью следующих элементов:

1) организация учебного процесса;

2) методы и формы учебной деятельности учащихся;

3) методы и формы работы преподавателя;

4) деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;

5) диагностика учебного процесса.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

— Концептуалъностъ. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

— Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

— Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

— Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

— Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

1. По уровню применения выделяются общепедагогические, частно-методические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

2. По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

3. По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

4. По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.

6. По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частно-предметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

Принципы педагогических технологий:

1. Принцип научности

Этот принцип указывает на то, что всякая учебная дисциплина, учебный материал должен базироваться на современных достижениях науки. Прежде всего, этот принцип реализуется при разработке учебных программ, учебных пособий, учебников. В соответствии с принципом научности требуется ежегодное совершенствование рабочих учебных программ курсов и учебного материала, проведение проблемных занятий. Форма научности и язык науки являются существенными показателями характера изучаемых дисциплин. Значительные внимание следует уделять строгости и корректности выражения научной информации, её системы изложения и связей.

2. Принцип проектируемости

Этот принцип характеризует одну из важнейших особенностей педагогической технологии. Принцип проектируемости означает предварительное создание документов по организации предстоящего учебного процесса – график учебного процесса; рабочий учебный план; рабочая учебная программа дисциплины; категории учебных целей дисциплины, разделов, базовых понятий; технология процесса обучения, оценки приобретенных знаний и навыков. На основе разработанных документов осуществляется учебный процесс. Соблюдение всех положений этих документов является гарантией достижения запланированных результатов. Принцип проектируемости является базовым в производственно-технической сфере: проектирование зданий и сооружений, производственных процессов изготовления изделий, и др. Значимость данного принципа можно оценить тем, что на его базе можно сформулировать определение педагогической технологии.

Педагогическая технология – это проект определенного учебного процесса разработанных с учетом соответствующих принципов, эффективно реализуемая на практике.

3. Принцип системности

Все элементы учебного процесса проектируются как одна система на основе их взаимной связи и обусловленности. При этом структура, организация и функционирование всех элементов учебного процесса стимулирует обучение студентов.

4. Принцип целенаправленности

Учебный процесс должен быть целенаправленным. Цель как закон должен определять характер и способ действий человека. Для этого устанавливаемая цель должна быть конкретной и измеряемой.

5. Принцип управляемости

Педагогическая технология гарантирует достижения запланированных результатов обучения. Достигнуть этого возможно только тогда, когда процесс обучения управляемый. В этом заключается значимость принципа управляемости. Управление способствует осуществить в запланированном режиме процесс, реализацию программы достижения целей обучения. Данный принцип предполагает возможность многоэтапной диагностической проверки текущих результатов обучения. Управление процессом обучения в основном осуществляется использованием диагностических тестов в период всего процесса обучения. Использование диагностических тестов обеспечивает обратную связь в процессе обучения. Анализ результатов обратной связи представляет возможность управлять процессом обучения на основе варьирования средствами, методами с целью достижения запланированных результатов. Принцип управляемости позволяет систематически корректировать процесс и тем самим результаты обучения.

Качественное управление процессом обучения качественно спроектированного учебного процесса гарантия достижения запланированных результатов.

6. Принцип воспроизводимости

Означает возможность многократного повторения педагогической технологии на основе использования педагогико-технологических карт.

Таким образом, принцип воспроизводимости характеризует суть педагогической технологии, возможность её использования многократно, многими преподавателями, в различных группах, при гарантии запланированного результата обучения.

7. Принцип эффективности

Педагогическая технология гарантирует достижения запланированных результатов с оптимальными затратами. Эффективность учебного процесса достигается реализацией принципов педагогической технологии: научности, проектируемости, системности, целенаправленности, деятельностного подхода, управляемости, воспроизводимости.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 35 ; Нарушение авторских прав

Источник

Понятие деятельности. Структура деятельности.

Содержание:

↑ Понятие «деятельность»

Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

Приспособление к природе посредством ее преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека.
Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизниПриспособление к условиям среды: перестройка собственного организма (мутационные изменения, закрепляемые средой)Сознательная постановка целей, которая связана со способностью анализировать ситуацию (видеть причинно-следственные зависимости, предвосхищать результаты, продумывать эффективные способы их достижения)Подчинение инстинктам, действия изначально запрограммированыВоздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человекаВоздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средствПродуктивный, творческий, созидательный характерПотребительский характер: не создаёт ничего нового по сравнению с тем, что дано природой

↑ Структура деятельности

тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, все общество в целом)Объектто, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)Мотивсовокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (потребности; убеждения; интересы; эмоции и др.)Цельэто осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.Действияактивность, направленная на достижение целейСредствавсё, что используется для достижения цели (материальные и духовные)Результатреализованная на практике цель. Результат может быть материальным (предметы, здания) и идеальным (знания, произведения искусства)

Любая деятельность включает такие компоненты, как субъект и объект, мотив, цель, методы и средства, результат и сам процесс деятельности.

Прежде чем начать действовать, субъект определяет цель деятельности — это идеальное, мысленное предвосхищение результата, ради которого предпринимаются те или иные действия. Затем, когда цель определена, субъект решает, какие методы и средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Цель и средства — понятия соотносительные: средства призваны способствовать достижению цели, а сама цель определяется в соответствии с имеющимися у субъекта средствами.

В основе любой деятельности лежит мотив.

Другими словами, это то, что подталкивает человека к деятельности. В качестве мотива может выступать желание удовлетворить какую-либо потребность или какой-либо предмет, который нам хочется получить.

Мотивами могут выступать:

Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Деятельность людей развёртывается в различных сферах жизни общества, её направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *