Что относится к понятию шоковая терапия вошедшему в обиход в 1992 г
Шоковая терапия
Содержание
Что такое «Шоковая терапия»?
Шоковая Терапия в России и в мире
Методы рыночных преобразований в разных странах имели разные последствия, хоть и проходили по одинаковому сценарию.
В странах Латинской Америки (Аргентина, Боливия, Венесуэла, Перу) реформы сопровождались гиперинфляцией. Это происходило в 1980-х годах ХХ века.
В России макроэкономическая стабилизация происходила в начале 1990-х годов ХХ века. Тогда массовая приватизация государственной собственности стала причиной того, что место отсутствующих хозяйствующих субъектов заняли криминальные элементы. Кроме того, вопросы сбережений и инвестиций оказались на втором плане, что негативно отобразилось на состоянии экономики.
Только в Польше и Германии применение «Шоковой Терапии» вывело страну из кризиса, оздоровило национальную экономику, и наладился рост производства.
Российский сценарий проведения «шоковой терапии»
В 1991 году правительство предполагало, что комплекс радикальных мер, направленных на оздоровление экономики, займет несколько недель, не более. Однако на практике процесс растянулся до 1993 года.
Социально-экономический эффект от «шоковой терапии»
В итоге реформы в России обернулись следующими последствиями:
1) Ликвидация ограничений на заработную плату привела к её быстрому повышению во всех секторах экономики.
2) Искусственный прирост денежной массы (деньги «печатались» без обеспечения).
3) Рост потребительской активности привел к стремительному росту цен. В итоге денежная масса стала обесцениваться.
4) Вместо преодоления экономического кризиса, «Шоковая терапия» была направлена на решение политических задач: утверждения нового режима и окончательной ликвидации aдминиcтративно-командной системы народного хозяйства.
5) Ограничение инвестиционного спроса.
6) Уменьшение налоговых поступлений на 40-50% от ожидаемых.
7) Банки занялись спекулятивными операциями и биржевой скупкой валюты.
8) Эмиссия ваучеров – ценных бумаг как заменителей денег.
9) Урезание бюджетных расходов.
10) Падение объемов производства и как следствие, товарный дефицит.
11) Чтобы устранить дефицит бюджетного дохода, был введен слишком высокий косвенный налог на добавленную стоимость – 28%, что имело отрицательное действие и на цены и на отечественных производителей.
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ
Условное наименование радикальной экономической реформы в России в 1992-1993 гг.
2 января 1992 г. реформа началась с либерализации цен на товары широкого потребления. Рубль на территории России стал свободно обмениваться на иностранную валюту. 8 января Центральный банк РФ установил курс доллара США: 110 руб. за 1 долл. 9 января состоялось учредительное собрание акционерного общества “Московская Межбанковская Валютная биржа” (ММВБ). Однако валютные торги привели к быстрому обесцениванию рубля. 3 марта курс доллара поднялся до 140,1 руб. 28 июля Центробанк РФ разрешил продажу иностранной валюты гражданам за рубли без предъявления заграничного паспорта и выездной визы. Теперь в торговлю валютой было вовлечено все население России. В условиях быстрой инфляции именно доллар стал твердой валютой, в которой происходило накопление. Рост спроса на валюту в свою очередь приводило к дальнейшему падению рубля. 13 октября курс доллара достиг отметки уже в 334 руб.
Стремительное падение рубля позволяло создавать капиталы «из ничего» благодаря контактам между предпринимателями и чиновничеством. Государственная кредитная ставка составляла в январе-марте 20%, в мае — 50%, а с 23 мая — 80%. Доллар рос гораздо быстрее. Получив государственный кредит в рублях и превратив его в доллары, затем можно было вернуть ту же сумму в рублях, уже обесценившуюся за это время. Таким образом, бюрократия создавала огромные капиталы за государственный счет, обескровив бюджет.
В условиях быстрой инфляции именно доллар стал твердой валютой, в которой стали накапливаться средства. Началась гиперинфляция, чему способствовала и монополистическая структура промышленности в бывшем СССР. Предприятия монополисты, пользуясь отсутствием сильной конкуренции со стороны негосударственного сектора, стали «взвинчивать» цены. Подорожала промышленная продукция, техника (в том числе сельскохозяйственная), энергоносители. Так, 18 мая цены на энергоносители были увеличены в 5–6 раз. Это вызвало быстрое повышение цен на все товары.
Особенно болезненно на положении населения сказался рост цен на продовольственные товары, за которые прежде платили считанные рубли и даже копейки. Правительству срочно пришлось вводить в действие новые деньги, еще с советской символикой (возможностей для замены всей денежной массы еще не было). 12 марта в оборот были введены банковские билеты достоинством в 1000 рублей. 3 августа в обращение поступили новые монеты достоинством 1-100 руб. Копейки исчезли из оборота — за них уже ничего нельзя было купить. Цены выросли за 1992 более чем в 25 раз, а за весь период реформ – более чем в десять тысяч раз. Обесценились накопления людей, которые многим стоили многих лет тяжелого труда. Социальные выплаты не поспевали за ростом цен, и миллионы пожилых людей быстро оказались за гранью нищеты.
29 января президент подписал указ “О свободе торговли”. Предприимчивые люди попытались развернуть свой бизнес. Но это оказалось нелегко. Налоги поглощали более трети прибыли, но иногда превышали ее. В условиях гиперинфляции трудно было получить прибыль в рублях.
Обладатели капиталов не спешили вкладывать их в производство, сосредоточились на финансовых спекуляциях и торговле российским сырьем и иностранными товарами широкого потребления. Но поскольку производство энергоносителей падало, меньше сырья стало поступать на отечественные промышленные предприятия. Несмотря на сокращение промышленного производства на 31%, экспорт в 1992-1994 гг. вырос с 42,4 до 53,2 млрд. руб. Прилавки наполнились товарами, но покупательная способность населения резко снизилась. В итоге «шок» не привел к «терапии». Падение производства продолжилось до 1999 г.
14 августа 1992 г. был принят указ президента о порядке приватизации, которая стала проводиться под руководством А. Чубайса. Каждый гражданин России получил приватизационный чек (или как его называли по западным образцам – ваучер). Организаторы реформы утверждали, что стоимость ваучера соответствует цене автомобиля. Но на деле простые граждане как правило не знали, куда вложить ваучер. Часть акций передавалась держателям пакетов ваучеров, которые скупались у людей, не знавших, что с ними делать. Криминальный и иностранный капиталы могли легко накопить большое количество ваучеров и занять сильные позиции в экономике.
В условиях отсутствия валютных запасов у государства даже для выплаты процентов по долгам из-за расхищения государственных средств и резкого роста курса доллара к рублю, Россия вступила в переговоры с Международным валютным фондом. Чтобы получить его кредит, российское правительство согласилось проводить политику строжайшей государственной экономии, что выразилось в значительном сокращении социальных выплат.
Реформы привели к возникновению олигархического капитализма, зависимого от транснационального капитала, сильнейшему социальному расслоению, обострению политической борьбы во время Конституционного кризиса 1992-1993 гг.
Исторические источники:
Гайдар Е.Т. Дни поражений и побед. М., 2014;
Современная Россия (1985-2010): Хрестоматия по истории. М., 2014.
Шоковая терапия (экономика России)
Либерализа́ция цен или отпуск цен — элемент экономической политики российского правительства в начале 1990-х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования.
Содержание
История
В прежние годы в экономике России (а ранее — СССР) применялись регулируемые государственные цены на абсолютное большинство производимых товаров (работ, услуг). В конце 1991 г. политический кризис привёл к утрате контроля за ростом денежной массы в экономике, а продолжающийся производственный спад — к сокращению объёма товарного предложения. Примерно трёхкратное отношение этих величин (в условиях фиксированных цен) свидетельствовало об угрожающем экономическом неравновесии. Это стало проявляться в нарастающем товарном дефиците, в особенности продовольствия в крупных городах. Для большинства специалистов стало очевидным, что необходим переход экономики страны на рыночные рельсы, который потребует отказа от государственного регулирования в области ценообразования. Предполагалось передать функции ценообразования непосредственно субъектам предпринимательской деятельности, устанавливающим цену под влиянием конкуренции, исходя из существующего спроса и предложения.
Радикальная либерализация потребительских цен была осуществлена 2 января 1992 г., в результате чего 90 % розничных цен и 80 % оптовых цен были освобождены от государственного регулирования. При этом контроль за уровнем цен на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг (хлеб, молоко, общественный транспорт) был оставлен за государством (и на некоторые из них сохраняется до сих пор). Поначалу наценки на такие товары были лимитированы, однако в марте 1992 г. стало возможно отменять эти ограничения, чем воспользовалось большинство регионов. Помимо либерализации цен, начиная с января 1992 г. был осуществлён ряд других важных экономических реформ, в частности, либерализация зарплат, введена свобода розничной торговли и др.
Критика
До начала реформ представителями Правительства России утверждалось, что либерализация цен приведёт к их умеренному росту — корректировке между спросом и предложением. Согласно общепринятой точке зрения, фиксированные цены на потребительские товары были в СССР занижены, что вызывало повышенный спрос, а это, в свою очередь, — нехватку товаров. Предполагалось, что в результате коррекции товарное предложение, выраженное в новых рыночных ценах, будет выше старого примерно в три раза, что обеспечит экономическое равновесие.
Объясняя причины высокой инфляции, реформаторы указывали, что они не связаны с собственно либерализацией цен. В качестве таких причин приводились политическое давление, прежде всего со стороны Верховного Совета, которе вынуждало проводить эмиссию денег, а также приток рублей, напечатанных в соседних республиках.
На эту критику реформаторы отвечали, что они исходили из конкретных условий России конца 1991 г. Несмотря на то, что формально государство сохраняло значительный контроль над экономикой и обществом, фактически государственные органы не обладали реальной властью, а политический курс исполнительной власти вызывал сопротивление со стороны представительной власти — Верховного Совета. В таких условиях, с точки зрения реформаторов, ни проведение глубокой законодательной реформы, ни «китайский путь» были невозможны.
Другим предметом критики либерализации цен является лежащая в её основе концепция неолиберализма и неоклассической модели экономики, в особенности, роль цен в передаче информации на рынке.
Тест по истории Российская экономика на пути к рынку 9 класс
Тест по истории Российская экономика на пути к рынку 9 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 7 заданий.
Вариант 1
А1. Какое понятие характеризует постсоветский период развития нашей страны?
1) однопартийная система
2) индустриализация
3) монополизация
4) ваучеризация
А2. Что относится к понятию «шоковая терапия», вошедшему в обиход в 1992 г.?
1) либерализация цен
2) национализация собственности
3) коллективизация сельского хозяйства
4) поддержка государственных предприятий
А3. Экономическое развитие в 1990-х гг. характеризовалось
1) высокими темпами промышленного развития
2) развитием рыночных элементов
3) повышением жизненного уровня населения
4) значительным сокращением внешнего долга
А4. Какое событие произошло в 1998 г.?
1) Президентом РСФСР избрали Б. Ельцина
2) распался СССР
3) началась антиалкогольная кампания
4) Правительство РФ объявило о государственном банкротстве
А5. Причина падения промышленного и сельскохозяйственного производства в 1990-х гг.
1) неконкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке
2) авария на Чернобыльской АЭС
3) стабилизация финансовой системы
4) переход к централизованному управлению и планированию
А6. В 1990-е гг. в экономике страны увеличился удельный вес
1) военно-промышленного комплекса
2) социальной сферы
3) сферы услуг
4) предприятий по производству роботов и ЭВМ
В1. Установите соответствие между элементами первого и второго столбиков. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
ПОНЯТИЕ
1. Приватизация
2. Модернизация
3. Либерализация цен
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
А. Переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства как безвозмездно, так и на основе выкупа
Б. Отказ от государственного регулирования цен
В. Усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами
Г. Передача государственного или муниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность частных лиц или организаций
Запишите выбранные буквы под соответствующими цифрами.
Вариант 2
А1. Какое понятие характеризует постсоветский период развития нашей страны?
1) тоталитаризм
2) приватизация
3) эвакуация
4) милитаризация
А2. Какое название получила экономическая реформа правительства Е. Гайдара?
1) новое мышление
2) экономический стресс
3) шоковая терапия
4) перестройка
А3. Экономическое развитие в 1990-х гг. характеризовалось
1) развитием ВПК
2) снижением жизненного уровня населения
3) ростом производительности труда в сельском хозяйстве
4) укреплением государственного сектора в промышленности
А4. Какое событие произошло в 1992 г.?
1) в СССР началась перестройка
2) произошла авария на Чернобыльской АС
3) в России начались рыночные преобразования
4) произошел финансовый кризис, и Правительство РФ объявило о государственном банкротстве
А5. Бесплатная выдача гражданам России ваучеров, начатая в 1990-х гг. привела к
1) формированию многочисленного среднего класса
2) развитию промышленного производства
3) усилению государственного регулирования
4) появлению финансово-промышленных групп олигархов
А6. Главные экспортные товары России в 1990-е гг.
1) золото и меха
2) автомобили
3) станки и приборы
4) нефть и газ
В1. Установите соответствие между элементами первого и второго столбиков. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
ПОНЯТИЕ
1. Либерализация цен
2. Конвертация валюты
3. Инвестиция денег
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
А. Долгосрочные вложения капиталов в экономику
Б. Отказ от государственного регулирования цен
В. Снижение официального курса валюты
Г. Перевод суммы денег из одной валюты в другую
Запишите выбранные буквы под соответствующими цифрами.
Ответы на тест по истории Российская экономика на пути к рынку 9 класс
Вариант 1
А1-4
А2-1
А3-2
А4-4
А5-1
А6-3
В1. 1Г 2В 3Б
Вариант 2
А1-2
А2-3
А3-2
А4-3
А5-4
А6-4
В1. 1Б 2Г 3А
Тест по Истории России на тему «Российская экономика на пути к рынку» ( 9 класс)
Тест. Российская экономика на пути к рынку. Ист. Рос. 9 кл.
1) однопартийная система
2) индустриализация
1) либерализация цен
2) национализация собственности
3) коллективизация сельского хозяйства
4) поддержка государственных предприятий
1) высокими темпами промышленного развития
2) развитием рыночных элементов
3) повышением жизненного уровня населения
4) значительным сокращением внешнего долга
3) началась антиалкогольная кампания
4) Правительство РФ объявило о государственном банкротстве
1) неконкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке
2) авария на Чернобыльской АЭС
3) стабилизация финансовой системы
4) переход к централизованному управлению и планированию
2) социальной сферы
3) сферы услуг
4) предприятий по производству роботов и ЭВМ
его в соответствие с новыми требованиями и нормами
ниципального имущества за плату
или безвозмездно в собственность
частных лиц или организаций
Тест. Российская экономика на пути к рынку. Ист. Рос. 9 кл.
Аl. Какое понятие характеризует постсоветский период развития нашей страны?
А2. Какое название получила экономическая реформа правительства Е. Гайдара?
2) экономический стресс
АЗ. Экономическое развитие в 1990-х п. характеризовалось:
2) снижением жизненного уровня населения
3) ростом производительности труда в сельском хозяйстве
4) укреплением государственного сектора в промышленности
А4. Какое событие произошло в 1992 г.?
1) в СССР началась перестройка
2) произошла авария на Чернобыльской АС
3) в России начались рыночные преобразования
4) произошел финансовый кризис, и Правительство РФ объявило о государственном банкротстве
А5. Бесплатная выдача гражданам России ваучеров, начатая в 1990-х гг. привела к:
1) формированию многочисленного среднего класса
2) развитию промышленного производства
3) усилению государственного регулирования
4) появлению Финансово-промышленных групп олигархов
А6. Главные экспортные товары России в 1990-е гг.:
3) станки и приборы
В 1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Б. Отказ от государственного регулирования цен валюты
В. Снижение официального курса
Г. Перевод суммы денег из одной
Ключ к тесту Российская экономика на пути к рынку. Ист. Рос. 9 кл.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-540352
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.