Что относится к понятию секретные работы
Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 10 июня 1998 года N 33.
«О введении в действие положения о работе с секретными материалами, документами, делами».
1. Утвердить и ввести в действие Положение о работе с секретными материалами, документами, делами.
2. Начальникам управлений, отделов организовать изучение Положения оперативными и техническими работниками, допущенными к секретным сведениям, и обеспечить соблюдение его требований.
3. Контроль за выполнением Положения возложить на Первый отдел Генеральной прокуратуры РФ.
Генеральный прокурор
Российской Федерации,
Действительный
государственный
советник юстиции
Ю.И. СКУРАТОВ
Утверждено
Приказом
Генерального прокурора РФ
от 10 июня 1998 года №33
Положение о работе с секретными материалами, документами, делами
1. Настоящее Положение определяет порядок работы со сведениями, составляющими государственную тайну, а также основные требования к обеспечению режима секретности в Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
Положение подготовлено в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне», другими нормативными актами, регулирующими отношения, связанные с защитой государственной тайны. Его положения обязательны для всех должностных лиц прокуратуры, выполняющих секретные и совершенно секретные работы.
Сотрудники прокуратуры, которым предстоит постоянная работа с секретными материалами, могут быть назначены на должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. С ними заключается договор (контракт), в котором они принимают на себя обязательства по неразглашению доверенных им сведений. На основании Постановления Правительства РФ от 14.10.94 №1161 работающие на постоянной основе с секретными документами имеют право на получение процентной надбавки к должностному окладу. Надбавка устанавливается по решению специально созданной в центральном аппарате комиссии по представлению руководителя подразделения.
За подбор лиц, допускаемых к секретным сведениям, организацию работы с секретной информацией в управлениях (отделах) отвечает их руководитель. Секретное делопроизводство в подразделениях ведется уполномоченными Первого отдела.
Контроль за организацией секретного делопроизводства, обеспечением режима секретности, сохранностью секретных документов осуществляет Первый отдел.
2. Лица, допущенные к секретным работам и документам, знакомятся только с теми документами и выполняют только те работы, к которым они имеют отношение по роду служебной деятельности.
Исполнители секретных работ и документов должны знать, в части, их касающейся, правила учета, хранения, порядок пользования документами.
3. Лица, работающие с секретными материалами, обязаны:
а) строго хранить в тайне секретные сведения, ставшие им известными по службе; пресекать действия лиц, которые могут привести к их разглашению;
б) при составлении секретных документов ограничиваться минимальными, действительно необходимыми секретными сведениями; определять количество экземпляров в строгом соответствии со служебной необходимостью; пользоваться только специальными рабочими тетрадями, учтенными в Первом отделе;
в) все полученные для исполнения секретные документы вносить во внутреннюю опись (форма 55); хранить только в рабочей папке, в личном сейфе (металлическом шкафу), который по окончании работы опечатывать личной печатью.
Не допускать совместного хранения в рабочей папке секретных и несекретных документов;
г) при получении документа – проверить, имеется ли на нем учетный номер (входящий или машбюро), гриф секретности, пересчитать количество листов и экземпляров, сличить эти данные с записями в карточке или журнале. Только после этого расписаться (с указанием даты) за получение документа;
д) своевременно возвращать полученные секретные документы. На исполненном документе делать отметку: «В дело (наряд)». Все резолюции, указания и записи об исполнении, как правило, пишутся на самих секретных документах.
На документы, предназначенные для массовой рассылки, исполнитель составляет расчет рассылки;
е) об утрате или недостаче секретных документов (отдельных листов), ключей от режимных помещений, сейфов, личных печатей немедленно сообщать в Первый отдел;
ж) при увольнении, уходе в отпуск, отъезде в командировку сдать или отчитаться перед уполномоченным за все числящиеся секретные документы.
4. По требованию работников Первого отдела прокуроры, следователи, специалисты обязаны предъявлять для проверки все числящиеся за ними и имеющиеся секретные документы. При проведении служебных проверок в случаях нарушений правил выполнения секретных работ, разглашения секретных сведений, утраты документов представлять письменные объяснения на имя руководства Генеральной прокуратуры.
5. Запрещается использовать секретные сведения в несекретной служебной переписке; вести переговоры по секретным вопросам по незащищенным линиям связи; снимать копии с секретных документов без письменного разрешения Первого отдела; выполнять секретные работы на дому; печатать документы закрытого характера на незащищенном компьютере; перевозить секретные документы, материалы и дела в общественном транспорте.
6. При подготовке документа, содержащего секретные сведения, исполнитель должен правильно определить степень его секретности.
При определении степени секретности необходимо руководствоваться Перечнем сведений, отнесенных к гостайне (Указ Президента РФ от 30.11.95 №1203), Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию в органах прокуратуры РФ (Приказ Генерального прокурора РФ от 05.03.97 №1с), а также аналогичными перечнями министерств и ведомств.
Установлены три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
Степень секретности определяется исполнителем и лицом, подписывающим документ. Гриф секретности проставляется на первом (титульном) листе в правом верхнем углу.
Гриф секретности сопроводительного письма должен соответствовать наивысшей степени секретности сведений, содержащихся как в самом письме, так и в приложении к нему.
7. В делах, содержащих различные по степени секретности сведения, а также несекретные сведения, материал может быть сгруппирован в отдельные части (тома).
Все законченные производством дела должны быть правильно оформлены: листы дел сброшюрованы и пронумерованы, составлена внутренняя опись секретных документов, в конце дела (тома) сделана заверительная надпись. Каждый том дела должен содержать не более 250 листов.
Изъятие из дела (тома) каких-либо подшитых документов и перемещение их из одного дела в другое разрешается в исключительных случаях и только с ведома Первого отдела.
Наряды (дела) выдаются уполномоченными под расписку только тем исполнителям, которым предоставлено право пользоваться ими. Выданное для работы дело подлежит возврату в тот же день.
8. Совещания по секретным вопросам проводятся с разрешения начальника управления (отдела).
Руководитель управления назначает лиц, ответственных за проведение совещания.
На совещание допускаются лица, которые имеют непосредственное отношение к обсуждаемым на них секретным вопросам и соответствующую форму допуска.
Звукозапись и видеозапись воспроизводятся при соблюдении правил, исключающих их прослушивание или просмотр посторонними лицами.
9. Доступ сотрудников Генеральной прокуратуры РФ к секретным сведениям в организациях, куда они командируются по служебным делам, осуществляется после предъявления ими удостоверения личности (с отметкой о допуске) или справки о допуске и предписания на выполнение задания.
Указанная справка выдается Первым отделом командированному лицу под расписку на срок выполнения задания, но не более чем на год, после чего она возвращается в Первый отдел с отметкой об ознакомлении с секретными сведениями.
Предписание (форма 16) подписывается руководителем управления, регистрируется, заверяется печатью Первого отдела.
В нем кратко указывается основание командирования и сведения, с которыми необходимо ознакомиться. Предписание передается принимающему должностному лицу учреждения и хранится в его подразделении по защите гостайны не менее 5 лет.
В пути следования нельзя иметь при себе секретные документы, они должны быть заранее отправлены по адресу учреждения, в которое направляется командированное лицо.
Секретные записи производятся только в специальных рабочих тетрадях, по окончании командировки все секретные материалы сдаются в подразделение по защите гостайны, которое при необходимости пересылает их в Первый отдел Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Командированные лица должны выполнять все требования режима секретности, установленные в учреждении по месту их командировки.
10. Прием, учет и хранение шифротелеграмм, а также ознакомление с ними лиц, которым они адресованы, и исполнителей осуществляют работники Первого отдела.
К ознакомлению с шифротелеграммами исполнители допускаются только по письменному указанию начальника управления. Лица, ознакомившиеся с шифротелеграммами, разборчиво расписываются на них с указанием даты ознакомления, а в необходимых случаях и времени, делают отметку об исполнении.
Резолюции пишутся на шифротелеграммах. Писать резолюции, указания, поручения на отдельных листах бумаги не разрешается.
Передача шифротелеграммы от одних исполнителей другим, а также за пределы прокуратуры производится только через Первый отдел.
По каналам шифрованной связи разрешается передавать важную и срочную информацию по секретным вопросам, а в исключительных случаях и по срочным несекретным вопросам, когда не представляется возможным или целесообразным ее направление другим способом.
Передавать один и тот же текст телеграммы в открытом и зашифрованном виде, вести переговоры о содержании по незащищенным линиям связи, снимать копии, делать какие-либо записи о содержании на неучтенных листах бумаги запрещается.
Шифротелеграммы составляются в единственном экземпляре.
По содержанию входящих и исходящих шифротелеграмм могут составляться краткие справки (выписки), которые учитываются в Первом отделе, хранятся как документы соответствующей степени секретности.
Сведения, содержащиеся в шифротелеграммах, могут включаться в другие секретные документы (справки, письма и т.д.) только в тех случаях, когда степень их секретности не превышает степени секретности документов, в которые они включаются.
Ссылаться в этих документах на шифротелеграммы не разрешается.
11. За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, либо утрату документов, иные нарушения требований по обеспечению режима секретности и сохранению гостайны виновные лица несут уголовную, административную, гражданско – правовую или дисциплинарную ответственность, а также могут быть отстранены от секретных работ и документов.
Требования, предъявляемые к оборудованию помещений, в которых хранятся секретные документы, ведутся секретные работы
Основные понятия конфиденциального делопроизводства. Режим хранения секретных документов, а также принципы обеспечения их защиты. Запросы к помещениям для сохранения и работы с документами, закономерности организации и основные требования к архивам.
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.05.2018 |
Размер файла | 30,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Требования, предъявляемые к оборудованию помещений, в которых хранятся секретные документы, ведутся секретные работы
конфиденциальный делопроизводство архив секретный
Актуальность. Государственные секреты и охота за ними возникли на заре человеческого общества, когда появились первые государства. Задачи обеспечения безопасности государства предопределяют необходимость защиты его информационных ресурсов от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации. Этим определяется существование института государственной тайны (ГТ), создающего возможность для государства проводить независимую информационную политику, защищать свои национальные интересы.
Во многих государственных структурах существует ведение секретного делопроизводства. Это особый способ сопровождения дел, порядок управления им также является тайной. Все, кто имеет отношение к «секретке», дают обязательство о неразглашении сведений и системы такого документооборота. Секретное делопроизводство существует в органах МВД, военкоматах, и других госструктурах. Оно ведется по специальным инструкциям и требует строгой регистрации и высокого уровня ответственности исполнителей.
Целью настоящего исследования является изучение правовых режимов секретности, секретного делопроизводства.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
— дать понятие режима секретности, определить его значение и рассмотреть правовое регулирование;
— изучить особенности обеспечения режима секретности отдельных видов информации;
— исследовать порядок допуска лиц к отдельным видам секретной информации;
— определить основные правила защиты секретного делопроизводства.
1. Организация секретного делопроизводства
1.1 Основные понятия секретного делопроизводства
На сегодняшний день основным законодательным актом, регулирующим вопросы по работе с государственной тайной, является Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5485-I «О государственной тайне». В данном законе перечисляются сведения, составляющие государственную тайну, рассматриваются принцип засекречивания и рассекречивания сведений, относящихся к государственной тайне, порядок защиты и финансирования мероприятий по защите государственной тайны, а также раскрывается суть понятия «государственная тайна» и дана классификация степеней секретности сведений и грифов секретности носителей этих сведений.
Согласно ФЗ «О государственной тайне» устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно», и «секретно».
Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
В соответствии со ст. 7 Закона о государственной тайне предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию:
1. о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях:
2. о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
3. о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
4. о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
5. о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
6. о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
7. о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Режим секретности при работе с документами может быть обеспечен при соблюдении следующих требований: исполнители обязаны разрабатывать секретные документы только в рабочих тетрадях, спецблокнотах или на учтенных листах бумаги, выданных им в режимно-секретном подразделении организации; работники режимно-секретного подразделения обязаны учитывать количество разработанных экземпляров секретных документов; секретные документы необходимо подшивать в дела с секретными документами (т.е. хранить отдельно от несекретных) и вносить во внутреннюю опись дела; не оставлять документы с грифами без присмотра, а хранить в специальных опечатываемых сейфах. Также соблюдаются определенные правила при отправке (пересылке): документы пересылаются только фельдсвязью по реестру в специальной упаковке, исключающей возможность ознакомления с находящимся в пакетах документами или изъятия их без повреждения оттисков печатей и упаковки; секретная корреспонденция и изделия доставляются адресатам фельдъегерями фельдсвязи и передаются по реестрам.
Еще одним важным аспектом в работе с секретными документами является уничтожение документов, утративших практическое, научное и историческое значение. Для этого приказом руководителя организации назначается экспертная комиссия из квалифицированных специалистов, имеющих соответствующую форму допуска. Далее отобранные комиссией на уничтожение секретные документы вносятся в акт и после проверки их номеров, наименования и количества листов с записями в акте, с книгами и журналами, по которым они были учтены, уничтожаются через шредер, с дальнейшим сожжением бумажной стружки.
1.2 Режим хранения секретных документов
Для обеспечения физической сохранности секретных документов, дел и носителей, а также для предотвращения утечки содержащейся в них информации должен быть установлен специальный режим их хранения. Помещения подразделения секретного делопроизводства, предназначенные для круглосуточного хранения секретных документов, в целях обеспечения дополнительных гарантий от постороннего проникновения в них должны, как правило, находиться не на первом и последнем этажах.
Кроме того, они должны соответствовать нормам, установленным для хранения документов: удалены от помещений с пищевыми продуктами и химическими веществами, не иметь с ними вентиляционных каналов, отвечать требованиям пожарной безопасности, санитарным нормам, а также быть гарантированы от затопления. Вход в такие помещения необходимо строго регламентировать. Кроме руководителя предприятия и сотрудников, имеющих прямое отношение к обработке и хранению секретных документов, в помещения могут допускаться лица, обеспечивающие их обслуживание. Уборка помещений, ремонт находящихся в них оборудования и технических средств, выполнение других работ, связанных с привлечением лиц, не имеющих доступа к хранящимся в помещениях документам, должны производиться только в присутствии сотрудников подразделения секретного делопроизводства. Окна помещений должны иметь надежные средства защиты, исключающие возможность проникновения в помещения посторонних лиц. Кроме того, на них должны быть защитная сетка или жалюзи, предотвращающие возможность выпадения документов, а также визуального просмотра документов и экранов видеомониторов с улицы. Если помещения расположены на первом или последнем этаже или рядом с ними находятся пожарные лестницы, балконы, водосточные трубы, другие какие-либо пристройки, с помощью которых можно проникнуть в помещения, то для предотвращения проникновения окна дополнительно защищаются распашной металлической решеткой с замком. Входные двери помещений должны быть обиты металлом и оборудованы замками, гарантирующими их надежное закрытие. По окончании рабочего дня двери необходимо не только запирать, но и опечатывать печатью подразделения (или сотрудника подразделения) секретного делопроизводства. Печать проставляется на тонкий слой пластилина или специальной мастики таким образом, чтобы оттиск невозможно было снять и восстановить. Перед отпиранием двери проверяется сохранность оттиска печати и целостность запоров. При обнаружении попыток проникновения в помещения нужно немедленно поставить в известность службу охраны и доложить руководителю предприятия. До принятия решения руководителем предприятия помещения не открываются и обеспечиваются физической охраной. Для предотвращения несанкционированного входа в помещения в течение рабочего дня на дверях могут устанавливаться электромеханические или электронные замки. Секретные документы в помещениях должны храниться в сейфах, металлических шкафах или металлических стеллажах, которые по окончании рабочего дня запираются и опечатываются сотрудниками, ответственными за учет и хранение документов. Хранение открытых документов вместе с секретными допускается только в случаях, когда они являются приложениями к секретным документам. Входные двери, окна помещений, а также сейфы, шкафы и стеллажи следует оснастить охранной сигнализацией, связанной со службой охраны предприятия или службой вневедомственной охраны. Помещения, в которых для фиксации, обработки, хранения, воспроизведения и передачи секретной документной информации используются электронно-вычислительные машины, электронные множительные аппараты, средства аудио-, видеозаписывающей и воспроизводящей техники и другие технические средства, создающие электромагнитные излучения, необходимо оборудовать дополнительными средствами защиты, предотвращающими перехват соперником электромагнитных сигналов, несущих секретную информацию. В этих же целях целесообразно приобретать сертифицированные технические средства обработки информации, отвечающие требованиям по защите секретной информации от ее утечки, а средства иностранного производства предварительно подвергать спецпроверкам на предмет выявления возможных специальных электронных и программных закладок. Замки дверей помещений, распашных металлических решеток на окнах, сейфов, шкафов или стеллажей должны иметь рабочие и запасные экземпляры ключей. Запасные экземпляры ключей могут храниться в опечатанных их владельцами пеналах или конвертах либо у руководителя предприятия, либо в службе охраны, либо (ключи от сейфов, шкафов, стеллажей, металлических решеток) в сейфе (шкафу) сотрудника подразделения секретного делопроизводства, ответственного за хранение документов. Рабочие экземпляры ключей от сейфов, шкафов, стеллажей, решеток в нерабочее время могут храниться в опечатанном пенале (конверте) либо в службе охраны, либо в сейфе (шкафу) сотрудника подразделения секретного делопроизводства, ответственного за хранение документов. В последнем случае по окончании рабочего дня ключ от этого сейфа вместе с рабочим экземпляром ключа от входной двери помещения передается в пенале, опечатанном печатью сотрудника подразделения секретного делопроизводства, в службу охраны с внесением соответствующих данных в графы 1-6 журнала передачи-приема под охрану помещений и пеналов с ключами.
1.3 Система защиты секретной информации при ее обработке на средствах вычислительной техники
Основными направлениями защиты секретной информации при ее обработке на средствах вычислительной техники являются:
* предотвращение несанкционированного доступа к обрабатываемой на СВТ информации;
* предотвращение утечки обрабатываемой информации за счет побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН), создаваемых функционирующими техническими средствами, а также электроакустических преобразований;
* предотвращение перехвата информации, передаваемой по каналам связи, с помощью специальных технических средств;
* выявление внедренных на объекты и в технические средства электронных устройств и программ перехвата информации (закладных устройств).
2. Запросы к помещениям для сохранения и работы с документами
2.1 Железные шкафы, сейфы, хранилища
Весьма надежными и широко применяемыми средствами защиты документов, продукции и других ценностей являются металлические шкафы, сейфы и хранилища.
Металлические шкафы предназначены для хранения документов с невысоким грифом конфиденциальности, ценных вещей, небольшой суммы денег. Надежность шкафов определяется только прочностью металла и секретностью замка. Для хранения особо ценных документов, вещей, больших сумм денег применяются сейфы и хранилища. К сейфам относятся двустенные металлические шкафы с тяжелыми наполнителями пространства между стенками, в качестве которых используются армированные бетонные составы, композиты, многослойные заполнители из различных материалов.
Хранилище представляет собой сооружение с площадью основания внутреннего пространства более 2 мІ. Защищенное от взлома и устойчивое к воздействию высокой температуры при пожаре.
По конструктивному исполнению хранилища могут быть:
Различают взлом с полным доступом, когда открывается дверь сейфа или хранилища, и частичным доступом. Взлом с частичным доступом предполагает создание в сейфе отверстия, достаточного для просовывания в него руки. Сейфы имеют меньшую взломоустойчивость, чем хранилища.
При выборе сейфов рекомендуется учитывать:
объем и тип вложения (деньги, документы, машинные носители материальные ценности);
вид воздействия (взлом, огонь, вода);
количество и типы замков сейфа;
масса-габаритные характеристики, влияющие на способ установки сейфа (на полу без крепления, с креплением к полу, в стене);
максимальная сумма страхового покрытия в случае взлома сейфа, которая изменяется в значительных пределах в зависимости от класса сейфа.
2.2 Требования к помещениям и хранилищам, где хранятся секретные документы
Организация внутриобъектового и пропускного режимов имеет целью исключение проникновения посторонних лиц в режимные помещения предприятия, а также несанкционированного посещения таких помещений сотрудниками предприятия и командированными лицами, не имеющими прямого отношения к проводимым в них работам. К помещениям, предназначенным для ведения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, или для хранения их носителей, предъявляется ряд требований. На практике данные требования, как правило, распространяются на служебные помещения и хранилища предприятия, в которых используются в работе или хранятся не только названные сведения, но и другие виды конфиденциальной информации (или ее носители). Это позволяет обеспечить сохранение конфиденциальности проводимых в указанных помещениях работ, а также надежную сохранность носителей конфиденциальной информации.
Размещение и оборудование указанных режимных помещений должны исключать возможность бесконтрольного проникновения в них посторонних лиц и гарантировать сохранность находящихся в них носителей конфиденциальной информации. Поэтому к данным помещениям предъявляются особые требования режима секретности.
Входные двери этих помещений оборудуются замками, гарантирующими надежное закрытие помещений в нерабочее время, в них также могут устанавливаться кодовые и электронные замки и автоматические турникеты.
Режимные помещения, в которых в нерабочее время хранятся носители конфиденциальной информации, оснащаются охранной сигнализацией, связанной с караульным помещением, пультом централизованного наблюдения за сигнализацией службы охраны или с дежурным по предприятию.
Режимные помещения, в которых имеются технические средства, разрабатываются, испытываются или эксплуатируются специальные изделия, имеющие охраняемые характеристики, оборудуются в соответствии с требованиями по противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации.
Перед началом эксплуатации режимные помещения обследуются комиссией, назначаемой руководителем предприятия, и аттестуются на соответствие требованиям, предъявляемым к помещениям для проведения работ с конкретным видом конфиденциальной информации. Результаты работы комиссии оформляются актом пригодности помещения для проведения конкретных видов работ, утверждаемым руководителем предприятия. Обследование и аттестация режимных помещений проводится не реже одного раза в 5 лет, а также после их ремонта или реконструкции.
В эти помещения допускается строго ограниченный круг сотрудников предприятия, имеющих прямое отношение к ведущимся в них работам. Кроме того, в них допускаются руководитель предприятия, его заместитель, руководитель службы безопасности, руководитель режимно-секретного подразделения и их заместители. Доступ других сотрудников предприятия в эти помещения в случае крайней служебной необходимости может быть разрешен заместителем руководителя предприятия, руководителем режимно-секретного подразделения или его заместителем. Для осуществления приема и выдачи носителей конфиденциальной информации режимные помещения соответствующих структурных подразделений (режимно-секретного подразделения или службы безопасности) оборудуются специальными окнами, не выходящими в общий коридор, или выделяется часть рабочей комнаты, изолированная барьером.
Размер режимных помещений определяется исходя из функций этих помещений. Для ознакомления и работы с носителями конфиденциальной информации в помещениях службы безопасности (режимно-секретного подразделения) выделяются специальные комнаты (кабины).
В режимных помещениях службы безопасности (режимно-секретного подразделения) запрещается работать с документами, не имеющими непосредственного отношения к основной деятельности данной службы (подразделения), а также хранить посторонние предметы.
Для хранения носителей конфиденциальной информации помещения обеспечиваются необходимым количеством хранилищ, замки которых оборудуются приспособлениями для опечатывания. Хранилища и ключи от хранилищ учитываются в службе безопасности (режимно-секретном подразделении). Хранилища, а также входные двери помещений, в которых они находятся, оборудуются надежными замками с двумя экземплярами ключей от них, один из которых в опечатанном пенале (пакете) хранится у руководителя службы безопасности (режимно-секретного подразделения). Второй экземпляр ключей в опечатанном виде хранится у руководителя предприятия или у его заместителя.
В нерабочее время ключи от хранилищ и от входных дверей режимных помещений, в отдельных пеналах, опечатанных дежурным по службе безопасности (режимно-секретному подразделению), передаются на хранение службе охраны или дежурному по предприятию.
По окончании рабочего дня все хранилища и режимные помещения закрываются и опечатываются. Хранилища и входные двери помещений, в которых они находятся, опечатываются разными печатями. При опечатывании мастика (пластилин) или сургуч накладываются таким образом, чтобы исключить их снятие без повреждения оттиска печати.
Режимные помещения, в которых хранятся носители конфиденциальной информации, с опечатанными входными дверями и пеналы с ключами от них сдаются под охрану службе охраны или дежурному по предприятию с указанием времени приема-сдачи и проставлением соответствующих отметок о включении и выключении охранной сигнализации. Порядок приема-сдачи под охрану режимных помещений определяется инструкцией, специально разрабатываемой службой безопасности (режимно-секретным подразделением) и утверждаемой руководителем предприятия. Сдачу под охрану и вскрытие помещений производят ответственные за эти помещения сотрудники предприятия на основании утвержденных руководителем предприятия списков этих сотрудников с образцами их подписей. Списки находятся в службе охраны или у дежурного по предприятию. Сотрудники предприятия, которым предоставлено право вскрытия, сдачи под охрану и опечатывания помещений, отвечают за соблюдение в этих помещениях установленных требований режима секретности. При отсутствии сотрудников предприятия, ответственных за помещения, в которых хранятся носители конфиденциальной информации, данные помещения могут быть вскрыты комиссией, создаваемой по указанию руководителя предприятия (его заместителя) с составлением акта. Перед вскрытием помещений сотрудники, ответственные за них, проверяют целостность печатей и исправность замков. При обнаружении нарушения целостности оттисков печатей, повреждения замков, а также других признаков, указывающих на возможное проникновение в эти помещения или хранилища посторонних лиц, вскрытие не производят, о случившемся составляют акт и немедленно ставят в известность руководителя предприятия, руководителя службы безопасности (режимно-секретного подразделения) и орган безопасности. Одновременно принимаются меры по охране места происшествия, до прибытия сотрудников органа безопасности в эти режимные помещения никто не допускается. В случае утраты ключа от хранилища или от входной двери помещения режимно-секретного подразделения (службы безопасности) немедленно ставят в известность руководителя этого подразделения. В установленном порядке осуществляют замену замка или его секрета. Хранение носителей конфиденциальной информации в хранилищах, от которых утрачены ключи, до замены замка или изменения его секрета запрещается. Уборка и другие необходимые хозяйственные работы в помещениях проводятся в присутствии сотрудников, отвечающих за находящиеся в этих помещениях носители конфиденциальной информации. Во время уборки и хозяйственных работ все носители информации должны быть убраны в соответствующие сейфы (хранилища) и опечатаны. Порядок вскрытия режимных помещений, эвакуации и дальнейшего хранения носителей конфиденциальной информации в случае пожара, аварии, стихийного бедствия и при возникновении других чрезвычайных ситуаций определяется инструкцией, утверждаемой руководителем предприятия. Инструкция хранится у дежурного по предприятию и в службе охраны. Для обеспечения эвакуации носителей конфиденциальной информации, каждое режимное помещение или хранилище, где они постоянно хранятся, обеспечивается необходимым оборудованием или специальной тарой (упаковкой) в количестве, необходимом для эвакуации всех находящихся в помещении носителей конфиденциальной информации. Места нахождения оборудования и специальной тары (упаковки) должны быть известны и доступны лицам, осуществляющим эвакуацию носителей конфиденциальной информации. При возникновении чрезвычайной ситуации дежурный по предприятию и сотрудники службы охраны немедленно вызывают пожарную охрану или иную аварийную службу, сообщают о происшедшем руководителю предприятия, руководителю службы безопасности (режимно-секретного подразделения), в орган безопасности и принимают меры по ликвидации последствий чрезвычайного происшествия.
2.3 Архивное сохранение документов
Деятельность государственных структур, включая муниципальные образования, силовые ведомства и объекты стратегического назначения, строго регламентируется положениями законодательства РФ:
Закона РФ №5485-1 от 21.07.1993 г. «О государственной тайне».
Постановления Правительства РФ от 04 сентября 1995 года №870 «Об утверждении правил отнесения сведений составляющих государственную тайну».
Постановления Правительства РФ №№3-1 от 05 января 2004 года «Инструкция по обеспечению режима секретности в Российской Федерации».
При организации архивного хранения документов используются положения Федерального закона №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» от 01 октября 2004 году (опубликован 27 октября 2004 г.) в части раздела о документах повышенной значимости.
Передача документов на архивное хранение:
На основании проведения экспертизы ценности на предмет культурного, научного, экономического, политического значения устанавливается важность материального информационного носителя, представленного в виде текстового, графического изображения или фото. Определяется период архивного хранения документа, с указанием крайних сроков или отметкой о его постоянном хранении. Также присваивается степень секретности. После проведения комплектации дел, путем надлежащего формирования идентичных материалов и внутреннего оформления, составляется подробная опись каждого тома.
Передача документов на архивное хранение с грифом «совершенно секретно» происходит в присутствии уполномоченных на это лиц при условии обеспечения военизированной охраны при проведении транспортировки. Хранение документов данного типа осуществляется в специализированных помещениях 3 категории безопасности, расположенных в отдельных подразделениях Архивного Фонда.
На основании ст. 25 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» устанавливаются ограничения доступа к документам, представляющим государственную тайну РФ. Отмена данного вето или рассекречивание происходит только в случае принятия соответствующего положения (закона) правительством Российской Федерации.
В повседневной деятельности министерств и ведомств Российской Федерации образуется огромное количество документов. Вполне закономерно, что любая управленческая деятельность невозможна без документооборота. Характерной особенностью состояния управления является разнообразие документальных материалов. На основании Закона РФ от 21 июля 1993 г. №5485-I «О государственной тайне» немалую долю в этом документообороте составляют документы с грифом «Секретно».
Всем документам, содержащим государственную тайну и подлежащим охране в соответствии с существующим законодательством или по распоряжению органов государственного управления, в зависимости от степени их секретности устанавливаются следующие грифы: «Особой важности», «Совершенно секретно», «Секретно».
Степень секретности документов определяется на основании Перечня сведений, подлежащих засекречиванию. В них содержатся сведения, классифицированные по направлениям деятельности.
Доступ к данному комплексу документов осуществляется в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами в этой области.
Весь комплекс мероприятий по засекречиванию носителя сведения содержащего государственную тайну возложен на эксперта. От его квалификации и знаний нормативных актов зависит правильность выполнения мероприятий по обеспечению сохранности тайны.
Гриф секретности документам, а также выпискам из них устанавливается исполнителем и контролируется должностным лицом, подписавшим эти документы. Указанное должностное лицо совместно с исполнителем несет ответственность за правильность присвоения документу грифа секретности. Если в документ включены сведения различной степени секретности, то ему присваивается гриф по высшей степени секретности сведений.
Работа по снижению грифа секретности или рассекречиванию изделий осуществляется специальными комиссиями из компетентных лиц, назначенными соответствующими руководителями. Комиссии составляют акты, в которых подробно излагают мотивы рассекречивания или снижения грифа секретности.
Руководители имеют право изменять гриф секретности, засекречивать или рассекречивать документы, составленные или разработанные в данной организации.
Уничтожение секретных документов производится в строгом соответствии нормативно-правовых актов секретного делопроизводства, а также перечня документов со сроками их хранения.
Оборудование помещений, в которых хранятся секретные документы должны находиться в контролируемой зоне, иметь прочные входные двери, на которые устанавливаются автоматические замки. Двери и окна оборудуются охранной сигнализацией. Окна на первых и последних этажах зданий, а также рядом с балконами, пожарными лестницами оборудуются внутренними металлическими решетками.
Таким образом, секретное делопроизводство таит в себе немало рисков, которые связаны с незнанием особенностей работы с секретными документами и нарушением основных принципов определения степени секретности. Защита документов от копирования и редактирования всегда накладывает ограничения на использование. Важно сохранить баланс между удобством, защищенностью и стоимостью.
1. Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5485-I «О государственной тайне»
2. Инструкция по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 №3-1
4. Приказ Агентства по защите госсекретов от 29.01.2001 №2 «Об утверждении инструкции по обеспечению режима секретности при обработке сведений, составляющих государственные секреты, с применением средств вычислительной техники»
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению, порядок обращения с конфиденциальными документами. Способы сохранения конфиденциального делопроизводства. Секретные архивы. Обеспечение безопасность конфиденциального делопроизводства.
курсовая работа [95,1 K], добавлен 15.01.2017
Источники, особенности оформления реквизитов, их значение и состав. Сущность и порядок составления и оформления справочно-информационных протоколов. Этапы работы исполнителя с документацией и основные требования, предъявляемые к обработке документов.
контрольная работа [1,2 M], добавлен 07.04.2009
Законодательное и нормативное регулирование делопроизводства. Порядок составления документов и требования к их оформлению. Организационно-распорядительные документы и система документации по личному составу. Организация работы и хранение документов.
методичка [1,9 M], добавлен 26.01.2009
Конфиденциальное делопроизводство: сущность и содержание, основные закономерности и принципы реализации, нормативно-правовое обоснование и значение. Методика и нормы автоматизации процессов документационного обеспечения управления на предприятии.
контрольная работа [27,8 K], добавлен 06.04.2014
Особенности составления и оформления документов по организации. Описание организационных форм делопроизводства. Характеристика средств техники для работы с текстовыми документами. Методика и пример написания и оформления протокола общего собрания.
контрольная работа [19,5 K], добавлен 30.12.2011