Что относится к понятию особых случаев в полете

Основные требования. 8.2.1.1. К особым случаям в полете относятся:

8.2.1.1. К особым случаям в полете относятся:

· попадание воздушного судна в опасное метеорологическое яв­ление;

· отказ двигателя (двигателей);

· отказы систем воздушного судна, приводящие к необходимости изменения плана или профиля полета, в том числе к вынужденной посадке;

· пожар на воздушном судне;

· потеря устойчивости, управляемости, нарушение прочности;

· потеря радиосвязи (отказ бортовых или наземных систем радио­связи);

· нападение на экипаж (пассажиров);

· ранение или внезапное ухудшение здоровья членов экипажа (пас­сажиров);

· вынужденная посадка вне аэродрома;

· отказ радиолокационных средств УВД и РТО на аэродроме по­садки;

8.2.1.2. О возникновении особых случаев в полете командир (эки­паж) воздушного судна обязан немедленно сообщить органу УВД. При затруднении ведения связи по основному каналу необходимо перейти на аварийную частоту 121,5 МГц.

Сигнал бедствия включается в случаях:

· отказа двигателя (двигателей);

· пожара на воздушном судне;

· потери устойчивости, управляемости, нарушения прочности;

· нападения на экипаж (пассажиров);

· вынужденной посадки вне аэродрома;

8.2.1.3. Пилотирование и управление системами воздушного суд­на при возникновении особых случаев в полете должно соответство­вать требованиям РЛЭ. Члены экипажа при выполнении операций в соответствии с РЛЭ в особых случаях полета обязаны докладывать о своих действиях ко­мандиру воздушного судна.

8.2.1.4. В случаях, когда продолжение полета не обеспечивает безопасности экипажа и пассажиров, командир воздушного судна имеет право принять решение на выполнение вынужденной посадки вне аэродрома.

8.2.2. Попадание воздушного судна в опасные метеоро­логические явления.

8.2.2.1. К опасным для полетов метеоявлениям относятся:

8.2.2.2. При встрече с опасными метеоявлениями по маршруту полета командир воздушного судна обязан принять меры для их об­хода. При невозможности их обхода путем изменения маршрута или высоты полета экипаж (пилот) обязан возвратиться на аэродром вы­лета или произвести посадку на ближайшем запасном аэродроме. Командиру вертолета в этом случае разрешается произвести по­садку на площадку, выбранную с воздуха.

Дата добавления: 2016-07-09 ; просмотров: 1256 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Законодательная база Российской Федерации

Что относится к понятию особых случаев в полете

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

Что относится к понятию особых случаев в полете

Что относится к понятию особых случаев в полете

XIV. Особые случаи в полете

14.1. К особым случаям в полете относятся:

попадание воздушного судна в опасное метеорологическое явление;

отказ двигателя (двигателей);

отказ системы (систем) воздушного судна, приводящий к необходимости изменения плана полета, в том числе к вынужденной посадке;

пожар на воздушном судне;

потеря устойчивости, управляемости, нарушение прочности;

нападение на экипаж воздушного судна (пассажиров);

ранение или внезапное ухудшение здоровья члена экипажа воздушного судна (пассажиров);

вынужденная посадка вне аэродрома;

отказ радиолокационных средств ОВД и РТО на аэродроме посадки;

применение парашютов в аварийных случаях.

14.1.1. О возникновении особого случая в полете командир (экипаж) воздушного судна сообщает в контролируемом воздушном пространстве органу ОВД.

При затруднении ведения связи по основному каналу необходимо перейти на аварийную частоту.

14.1.2. Особенности пилотирования и выполнение операций членами экипажа воздушного судна при возникновении особых случаев в полете должны соответствовать требованиям РЛЭ или эквивалентного ему документа.

Члены экипажа при выполнении операций в особых случаях полета обязаны докладывать о своих действиях командиру воздушного судна.

14.1.3. В случаях, когда продолжение полета не обеспечивает безопасности экипажа воздушного судна и пассажиров, командир воздушного судна имеет право, в том числе принять решение на выполнение вынужденной посадки вне аэродрома или покидание воздушного судна в воздухе, если экипаж воздушного судна и пассажиры обеспечены парашютами.

Летный экипаж по возможности информирует о принятом решении орган ОВД.

14.1.4. Сигнал бедствия подается в случаях:

отказа двигателя (двигателей);

пожара на воздушном судне;

потери устойчивости, управляемости, нарушения прочности;

нападение на экипаж (пассажиров);

вынужденной посадки вне аэродрома;

вынужденного покидания воздушного судна;

во всех аварийных случаях, угрожающих безопасности полета, летный экипаж подает сигнал бедствия в соответствии с приложением N 16 к настоящим Правилам;

сигналы бедствия передаются на рабочей частоте канала ОВД, а также на международных аварийных частотах 121,5 мгц в радиотелефонном режиме, а при запросе помощи у морских служб на частотах 2182 кгц или 4125 кгц в радиотелефонном режиме;

на воздушных судах, оснащенных бортовыми ответчиками и/или специальной аппаратурой, в том числе позволяющей передавать сигнал бедствия (режим «Авария» и т.п.), командиром воздушного судна включается (при бедствии в вышеуказанных случаях) соответствующий режим.

14.1.5. Органами ОВД в целях своевременного оказания помощи экипажам и пассажирам воздушных судов, терпящих бедствие, организуется круглосуточное прослушивание частоты 121,5 мгц.

14.1.6. Командир воздушного судна, на котором произошел особый случай в полете, в случае изменения ранее принятого им решения немедленно сообщает об этом органу ОВД.

14.1.7. При вынужденной посадке летный экипаж по возможности вплоть до приземления (приводнения) ведет радиообмен с наземными (корабельными) радиостанциями (информирует о ситуации).

Средства автоматической передачи сигналов пеленгования, если они имеются, и аварийный радиомаяк должны быть постоянно включенными.

14.1.8. В случае бедствия воздушного судна и необходимости его покидания командир воздушного судна покидает воздушное судно последним.

14.2. К опасным для полетов метеорологическим явлениям относятся: гроза, град, сильная болтанка, сильное обледенение, смерч, сильная пыльная буря.

Кроме того, на аэродроме вылета и посадки (при взлете и посадке) вышеуказанный перечень дополняется следующими опасными метеорологическими явлениями: сильный сдвиг ветра, гололед, ураган, сильный ливневый дождь при видимости менее 600 м при взлете и менее 1000 м при посадке.

14.2.1. При встрече с опасными метеорологическими явлениями на маршруте полета командир воздушного судна принимает все необходимые меры для их обхода.

14.2.2. При невозможности обхода зоны с опасными метеорологическими явлениями командир воздушного судна обязан принять решение о возврате на аэродром вылета или производстве посадки на ближайшем запасном аэродроме.

Командиру вертолета в этом случае разрешается произвести посадку на площадку, подобранную с воздуха.

14.3. При отказе двигателя (двигателей) на воздушном судне командир воздушного судна действует в соответствии с требованиями РЛЭ или эквивалентного ему документа.

14.3.1. Командиру воздушного судна рекомендуется при отказе двигателя на воздушном судне с одним двигателем на высотах до 100 м, в том числе на взлете, произвести вынужденную посадку перед собой, по возможности избегая столкновения с препятствиями.

14.3.2. При отказе двигателя (двигателей) на воздушном судне с несколькими двигателями командир воздушного судна в зависимости от ситуации должен:

произвести посадку вне аэродрома;

слить часть топлива или сбросить груз для обеспечения возможности продолжения (улучшения условий) полета;

использовать любой режим работающих двигателей;

продолжить полет до ближайшего аэродрома независимо от его ведомственной принадлежности и произвести на нем посадку.

14.3.3. В случае отказа одного двигателя на воздушных судах с тремя и более двигателями, кроме пожара, летный экипаж при возможности продолжает полет до аэродрома назначения.

14.3.4. В случае возникновения реальной угрозы безопасности полета и если продолжение полета с работающими двигателями (двигателем) не представляется возможным, командир воздушного судна дополнительно:

передает (включает) сигнал бедствия и при наличии ответчика вторичной локации устанавливает на нем код 7700;

учитывает, что в конкретно сложившейся обстановке обоснованная более благополучным исходом посадка возможна и правомерна на любом аэродроме или вне аэродрома.

14.4. При отказе системы (систем) воздушного судна в полете экипаж воздушного судна действует в соответствии с требованиями РЛЭ или эквивалентного ему документа.

14.4.1. При обесточивании воздушного судна при отсутствии бортовых резервных источников электропитания или невозможности их использования летный экипаж:

при полете над облаками, когда нет уверенности в безопасности перехода на визуальный полет, но имеется техническая возможность продолжения полета, следует в район, где возможен переход на визуальный полет, или выполняет полет по схеме «ипподром» с левым (правым) маршрутом на своем эшелоне (высоте) полета, при этом орган ОВД:

принимает меры по исключению возможности сближения воздушного судна, терпящего бедствие, с другими воздушными судами;

использует возможность организации лидирования воздушного судна, потерявшего радиосвязь, для оказания необходимой помощи в целях обеспечения более безопасных условий посадки.

14.4.2. При разгерметизации кабины, требующей выполнения экстренного снижения, летный экипаж:

применяет кислородные маски (переходит на режим питания кислородом);

приступает к экстренному снижению до высоты менее 4000 м, но во всех случаях не ниже нижнего безопасного эшелона в районе полета, действуя в соответствии с требованиями РЛЭ или эквивалентного ему документа;

может в сложной обстановке (по оценке командира воздушного судна) передать (включать) сигнал бедствия и при наличии ответчика вторичной локации установить на нем код 7700;

после выполнения экстренного снижения проверяет состояние здоровья пассажиров и при необходимости оказывает им помощь;

принимает решение о следовании на аэродром назначения или на ближайший пригодный для посадки аэродром.

14.5. При возникновении пожара на воздушном судне летный экипаж:

приступает к экстренному снижению и одновременно применяет все доступные средства для ликвидации пожара;

передает (включает) сигнал бедствия и при наличии ответчика вторичной локации устанавливает на нем код 7700.

14.5.1. В зависимости от сложившейся обстановки по решению командира воздушного судна летный экипаж продолжает полет до ближайшего аэродрома либо производит посадку вне аэродрома.

14.5.2. При возникновении пожара на воздушном судне на этапе взлета (набора высоты после взлета) и невозможности его ликвидировать командир воздушного судна по своему усмотрению может:

выполнить заход по кратчайшему маршруту для посадки на аэродроме взлета, в том числе при метеоусловиях ниже установленного эксплуатационного минимума;

произвести экстренную посадку на площадку, предусмотренную инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (аэронавигационным паспортом аэродрома);

произвести посадку на площадку, выбранную с воздуха.

Источник

Особые случаи в полёте

К особым случаям в полёте относятся:

Попадание ВС в опасное метеорологическое явление: отказ двигателя (двигателей);

отказ системы (систем) ВС, приводящий к необходимости изменения плана полёта, в том числе к вынужденной посадке; пожар на воздушном судне;

потеря устойчивости, управляемости, нарушение прочности;

нападение на экипаж ВС (пассажиров);

ранение или внезапное ухудшение здоровья члена экипажа ВС (пассажиров); отказ радиолокационных средств ОВД и РТО на аэродроме посадки; применение парашютов в аварийных случаях.

О возникновении особого случая в полёте командир (экипаж) ВС сообщает в контролируемом воздушном пространстве органу ОВД.

Особенности пилотирования и выполнение операций членами экипажа ВС при

возникновении особых случаев в полёте должны соответствовать требованиям РЛЭ или эквивалентному ему документу

Члены экипажа при выполнении операций в особых случаях полёта обязаны докладывать о своих действиях командиру ВС.

В случаях, когда продолжение полёта не обеспечивает безопасности экипажа ВС и пассажиров, командир воздушного судна имеет право, в том числе принять решение на выполнение вынужденной посадки вне аэродрома или покидание ВС в воздухе, если экипаж ВС и пассажиры обеспечены парашютами.

Летный экипаж по возможности информирует о принятом решении орган ОВД.

Сигнал бедствия подаётся в случаях: отказ двигателя (двигателей); пожар на воздушном судне;

потеря устойчивости, управляемости, нарушение прочности;

нападение на экипаж (пассажиров);

вынужденной посадки вне аэродрома;

вынужденного покидания ВС;

во всех аварийных случаях, угрожающих безопасность полёта, летный экипаж подаёт сигнал бедствия, сигналы бедствия передаются на рабочей частоте канала ОВД, а также на международных аварийных частотах 121,5 мгц в радиотелефонном режиме, а при запросе помощи у морских служб на частотах 2182 кгц или 4125 кгц в радиотелефонном режиме. Органами ОВД в целях своевременного оказания помощи экипажем и пассажирами ВС, терпящих бедствие, организуется круглосуточное прослушивание частоты 121,5мгц.

При вынужденной посадке лётный экипаж по возможности вплоть до приземления (приводнения) ведёт радиообмен с наземными (корабельными) радиостанциями (информирует о ситуации).

Средство автоматической передачи сигналов пеленгования, если они имеются, и аварийный радиомаяк должны быть постоянно включенными.

Источник

5.23. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПОЛЕТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ

5.23. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ В ПОЛЕТЕ

5.23. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ В ПОЛЕТЕ Что относится к понятию особых случаев в полете

5.23.1. К особым случаям в полете относятся:

— отказ авиационной техники;

— попадание в метеоусловия, к полетам в которых экипаж не подготовлен;

— потеря пространственной ориентировки;

— внезапное ухудшение состояния здоровья или ранение членов экипажа;

— потеря устойчивости, управляемости, нарушение прочности воздушного судна;

— вынужденное покидание воздушного судна;

— вынужденная посадка вне аэродрома;

5.23.2. Командир воздушного судна (экипаж) должен твердо знать порядок действий при возникновении особых случаев в полете, а старший руководитель полетов должен быть готов оказать немедленную помощь экипажу.

При возникновении особых случаев в полете командир воздушного судна (экипаж) и старший руководитель полетов должны действовать инициативно, хладнокровно и решительно, заботясь, в первую очередь, о сохранении жизни членов экипажа и участников испытаний в полете.

Сообщение о бедствии передается на частотах управления полетами, на общих каналах связи и пеленгации, а также на аварийных частотах. Сигнал бедствия передается также по системе опознавания.

5.23.4. При возникновении особого случая в полете командир воздушного судна обязан немедленно доложить старшему руководителю полетов или органу ОВД, под управлением которого находится воздушное судно, о случившемся на борту воздушного судна, принимаемых мерах, своем решении и включить сигнал «Бедствие».

5.23.5. Экипажи воздушных судов, принявших сигнал бедствия, должны сообщить об этом старшему руководителю полетов или органу ОВД, с которым имеют радиосвязь, ограничить радиообмен и оказать возможную помощь терпящему бедствие воздушному судну.

5.23.6. Действия экипажа в особых случаях в полете должны соответствовать требованиям настоящих Правил, руководству по летной эксплуатации воздушного судна и инструкции по производству полетов в районе аэродрома (при аэродромных полетах).

5.23.7. При потере пространственной ориентировки (потере экипажем представления о фактическом положении воздушного судна в пространстве) экипаж должен принять все меры для ее восстановления, включая использование системы приведения к горизонту автопилота.

5.23.8. В случаях, когда продолжение полета не обеспечивает безопасности экипажа, командир воздушного судна обязан принять решение о вынужденном покидании ВС, предварительно подав команду экипажу на покидание воздушного судна.

5.23.9. Вынужденная посадка вне аэродрома производится в случаях, когда нет возможности продолжать полет до ближайшего аэродрома или продолжение полета опасно для жизни экипажа, а покидание воздушного судна невозможно.

Приняв решение на выполнение вынужденной посадки, командир воздушного судна обязан сообщить (по возможности) органу ОВД (управления полетами) о месте и времени предполагаемой посадки и включить сигнал бедствия.

В лунную ночь, когда невозможно определить состояние водной поверхности, скорость и направление ветра, посадку необходимо производить по лунной дорожке.

5.23.11. После вынужденной посадки вне аэродрома командир воздушного судна обязан:

— организовать помощь пострадавшим;

— определить состояние воздушного судна и принять меры к его сохранению;

— организовать охрану воздушного судна;

— доложить, используя все возможные средства связи, о случившемся в свою организацию, на ближайший аэродром и органам местного самоуправления о времени, месте и причине вынужденной посадки, состоянии эхсипажа и участников испытаний в полете, состоянии воздушного судна, необходимой помощи и возможности приема поисково-спасательного воздушного судна.

5.23.12. После вынужденной посадки вдали от населенных пунктов и путей сообщения командир экипажа обязан:

— организовать лагерь для лиц, находившихся на борту воздушного судна, при необходимости взять на учет все продукты и воду, обеспечить их сохранность, установить суточный рацион, принять меры к пополнению продуктов питания;

— организовать охрану лагеря, особенно в ночное время;

— подготовить и использовать для связи и привода поисково-спасательных воздушных судов аварийные, связные и приводные радиостанции воздушного судна;

— обозначить лагерь видимыми с воздуха знаками;

— при возможности подготовить площадку для посадки и взлета поисково-спасательного воздушного судна.

— Покидать лагерь разрешается только поисковой группе, если физическое состояние членов группы позволяет преодолеть расстояние до ближайшего населенного пункта. Путь движения группы отмечается на местности.

5.23.13. Взлет с места вынужденной посадки без разрешения руководителя организации, которому принадлежит воздушное судно, запрещается, кроме взлета выполнивших вынужденную посадку в открытом море гидросамолетов и вертолетов по причинам, не связанным с отказами авиационной техники, и не имеющих повреждений.

5.23.14. Вынужденное покидание воздушного судна выполняется в случаях, определенных руководством по летной эксплуатации воздушного судна и мерами безопасности, разработанными для конкретного полета на испытания. Решение на покидание воздушного судна принимает командир воздушного судна или старший руководитель полетов.

5.23.15. Для покидания воздушного судна командир воздушного судна подает предварительную команду (сигнал) «приготовиться к покиданию» и исполнительную команду «прыгай». На неуправляемом воздушном судне подается только исполнительная команда.

5.23.16. Перед покиданием воздушного судна командир экипажа должен доложить (по возможности) старшему руководителю полетов или органу ОВД, под управлением которого находится воздушное судно, о своем решении, местонахождении, развернуть воздушное судно в направлении малонаселенного района, ликвидировать систему опознавания и выключить двигатели.

5.23.17. При потере радиосвязи командир воздушного судна обязан включить сигнал «Бедствие» и (используя все имеющиеся средства) принять меры к восстановлению связи с органом ОВД (управления полетами) непосредственно или через другие воздушные суда. В таких случаях при необходимости может использоваться аварийная частота 121,5 МГц.

Радиосвязь считается потерянной, если в течение 5 мин. при использовании всех имеющихся каналов радиосвязи (на неоднократные вызовы по каждому из них) экипаж или орган ОВД (управления полетами) не отвечает.

Сигналы (команды), подаваемые экипажам воздушных судов при отсутствии радиосвязи, приведены в приложении N 11 к настоящим Правилам.

Источник

Статья 59. Действия экипажа пилотируемого воздушного судна в случае бедствия

СТ 59 ВЗК РФ

Если пилотируемое воздушное судно терпит или потерпело бедствие, командир пилотируемого воздушного судна и другие члены экипажа пилотируемого воздушного судна обязаны принять все возможные меры по сохранению жизни и здоровья находящихся на борту пилотируемого воздушного судна людей, а также по обеспечению сохранности пилотируемого воздушного судна и находящегося на нем имущества.

Комментарий к Статье 59 Воздушного кодекса России

В соответствии с Федеральными авиационными правилами поиска и спасания в государственной авиации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 65 ) под воздушным судном, потерпевшим бедствие, понимается воздушное судно, получившее при рулении, взлете, полете, посадке или в результате падения серьезное повреждение либо полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 6. Ст. 527.

Воздушным судном, терпящим бедствие, считается воздушное судно, попавшее в ситуацию, когда такому судну и (или) находящимся на его борту лицам угрожает опасность, которая не может быть устранена в результате действий экипажа, либо воздушное судно с которым потеряна связь и местонахождение которого неизвестно. Сигналы бедствия передаются только по команде командира воздушного судна всеми имеющимися на борту средствами связи и оповещения. Командир воздушного судна, принявший сигнал бедствия от другого воздушного или морского судна внутреннего плавания или обнаруживший терпящее или потерпевшее бедствие судно либо находящихся в опасности людей, обязан оказать им помощь постольку, поскольку он может это сделать без опасности для вверенного ему судна, пассажиров и экипажа, отметить на карте место бедствия и сообщить о бедствии органу УВД.

Для приема сообщений о бедствии на территории Российской Федерации организуется дежурство радиоспециалистов, осуществляемое:

в соответствии с заявкой на обеспечение полетов или перелетов воздушных судов;

после получения сообщения о бедствии воздушного судна.

На пунктах приема информации международной спутниковой системы «КОСПАС-САРСАТ» организуется круглосуточное дежурство на частотах 121,5 и 406,025 МГц.

К особым случаям в полете относятся:

— попадание воздушного судна в опасное метеорологическое явление;

— отказ двигателя (двигателей);

— отказы систем воздушного судна, приводящие к необходимости изменения плана или профиля полета, в том числе к вынужденной посадке;

— пожар на воздушном судне;

— потеря устойчивости, управляемости, нарушение прочности;

— потеря радиосвязи (отказ бортовых или наземных систем радиосвязи);

— нападение на экипаж (пассажиров);

— ранение или внезапное ухудшение здоровья членов экипажа (пассажиров);

— вынужденная посадка вне аэродрома;

— отказ радиолокационных средств УВД и РТО на аэродроме посадки;

— применение парашютов в аварийных случаях.

При затруднении ведения связи по основному каналу используется аварийная частота 121,5 МГц.

Сигнал бедствия включается в случаях:

— отказа двигателя (двигателей);

— пожара на воздушном судне;

— потери устойчивости, управляемости, нарушения прочности;

— нападения на экипаж (пассажиров);

— вынужденной посадки вне аэродрома;

— применения парашютов в аварийных случаях.

Пилотирование и управление системами воздушного судна при возникновении особых случаев в полете должно соответствовать требованиям РЛЭ. Члены экипажа при выполнении операций в соответствии с РЛЭ в особых случаях полета обязаны докладывать о своих действиях командиру воздушного судна. В случаях, когда продолжение полета не обеспечивает безопасности экипажа и пассажиров, командир воздушного судна имеет право принять решение на выполнение вынужденной посадки вне аэродрома или покидание воздушного судна, если экипаж и пассажиры обеспечены парашютами. К опасным для полетов метеоявлениям относятся:

При встрече с опасными метеоявлениями по маршруту полета командир воздушного судна обязан принять меры для их обхода. При невозможности их обхода путем изменения маршрута или высоты полета экипаж (пилот) обязан возвратиться на аэродром вылета или произвести посадку на ближайшем запасном аэродроме. Командиру вертолета в этом случае разрешается произвести посадку на площадку, выбранную с воздуха. При отказе двигателя на воздушном судне с одним двигателем на высотах до 100 м (в том числе на взлете) командир воздушного судна обязан немедленно произвести вынужденную посадку перед собой, избегая столкновения с препятствиями. Если отказ двигателя произошел на высотах более 100 м, командиру воздушного судна разрешается выбрать площадку, более пригодную для вынужденной посадки.

При отказе двигателя (двигателей) на воздушном судне с несколькими двигателями командир имеет право:

— произвести посадку вне аэродрома вылета;

— слить часть топлива или сбросить груз для улучшения условий полета;

— использовать любой режим работающих двигателей;

— в маршрутном полете продолжить полет до ближайшего аэродрома (независимо от его ведомственной принадлежности) и произвести на нем посадку.

На воздушных судах с тремя или более двигателями в случае выключения в полете экипажем одного двигателя по признакам отказа (кроме пожара) командиру воздушного судна предоставляется право продолжить полет до аэродрома назначения. Если продолжение полета на работающих двигателях (двигателе) не представляется возможным и возникла реальная угроза безопасности полета, командир воздушного судна обязан:

— выполнить необходимые действия в соответствии с требованиями РЛЭ;

— включить сигнал бедствия;

— произвести посадку на любом аэродроме, в том числе на аэродроме вылета или вне аэродрома, если в конкретно сложившейся обстановке такая посадка представляет меньшую угрозу безопасности, чем полет до ближайшего аэродрома. Отказы систем воздушного судна, приводящие к необходимости изменения плана или профиля полета, в том числе к вынужденной посадке.

При обесточивании воздушного судна в полете экипаж обязан действовать в соответствии с требованиями РЛЭ. При отсутствии или невозможности использовать резервные источники электропитания командир воздушного судна обязан:

— при полете по ПВП или по ОПВП произвести посадку на ближайшем аэродроме или вне аэродрома;

— при полете по ППП принять меры к переходу на визуальный полет;

— при полете над облаками, когда нет уверенности в безопасности перехода на визуальный полет, но имеется техническая возможность продолжения полета, следовать в район, где возможен переход на визуальный полет, или выполнять полет с левым (правым) прямоугольным маршрутом на своем эшелоне (высоте) полета. Диспетчер службы движения, установив, что связь с воздушным судном прекратилась, и определив с помощью радиолокационных средств его прямоугольный маршрут, обязан:

— обеспечить УВД таким образом, чтобы исключить возможность сближения воздушного судна, терпящего бедствие, с другими воздушными судами;

— использовать возможность организации лидирования воздушного судна, потерявшего радиосвязь, для оказания помощи в заходе на посадку.

При разгерметизации кабины, требующей выполнения экстренного снижения, экипаж обязан:

— применить кислородные маски;

— приступить к экстренному снижению до высоты 4200 м или менее, но во всех случаях не ниже высоты нижнего безопасного эшелона в районе полета, действуя в соответствии с требованиями РЛЭ;

— включить сигнал бедствия;

— проверить состояние здоровья пассажиров и при необходимости оказать им помощь;

— принять решение о следовании на аэродром назначения или на ближайший пригодный для посадки аэродром.

При возникновении пожара на воздушном судне экипаж обязан:

— приступить к экстренному снижению и одновременно применить все доступные средства для ликвидации пожара;

— включить сигнал бедствия;

— в зависимости от сложившейся обстановки продолжить полет до ближайшего аэродрома либо произвести посадку вне аэродрома. При возникновении пожара на воздушном судне на этапе взлета (набора высоты после взлета) и невозможности его ликвидировать командир имеет право:

— выполнить заход по кратчайшему маршруту для посадки на аэродроме взлета, в том числе при погоде ниже минимума;

— произвести экстренную посадку на площадку, предусмотренную инструкцией по производству полетов в районе аэродрома;

— произвести посадку на площадку, выбранную с воздуха.

При потере устойчивости, управляемости, нарушении прочности командир воздушного судна обязан включить сигнал бедствия.

Радиосвязь считается потерянной, если в течение 5 минут при использовании имеющихся каналов радиосвязи на неоднократные вызовы по каждому из них экипаж (диспетчер) не отвечает.

При потере радиосвязи командир воздушного судна обязан:

— включить сигнал бедствия;

— принять меры к восстановлению связи с диспетчером через другие воздушные суда либо другие пункты службы движения;

— использовать аварийную частоту 121,5 МГц;

— передавать по сигналу срочности информацию о принятом решении, местонахождении, высоте полета, не ожидая подтверждения о приеме ее диспетчером;

— прослушивать по каналам связи указания и информацию диспетчера.

При потере радиосвязи после взлета командир воздушного судна должен выполнить полет по аэродромному кругу и произвести посадку на аэродроме вылета. В этом случае он имеет право произвести посадку при метеоусловиях ниже минимума. Если по метеоусловиям или другим причинам произвести посадку на аэродроме вылета невозможно, то после ухода на второй круг командир воздушного судна имеет право:

— следовать на аэродром назначения с набором по схеме выхода заданной диспетчером высоты (эшелона);

— следовать на запасной аэродром (выбранный при принятии решения на вылет) на нижнем безопасном эшелоне или на специально установленной для полета без связи высоте (4200, 4500 или 7200, 7500 м).

В случае потери радиосвязи при полете по ППП командир воздушного судна обязан:

— оценить возможность перехода на полет с ПВП;

— принять решение о следовании на аэродром назначения, запасной аэродром (выбранный при принятии решения на вылет) или о возвращении на аэродром вылета.

Полет на запасной аэродром необходимо выполнять на заданном при вылете эшелоне или установленной для полета без связи высоте (4200, 4500 или 7200, 7500 м). Если принято решение возвращаться на аэродром вылета или на запасной аэродром, расположенный в направлении, обратном пути следования, полет необходимо выполнять на ближайшем к заданному попутном нижнем эшелоне, высота которого должна быть не ниже безопасной высоты полета, или высоте для полетов без связи (4200, 4500 или 7200, 7500 м). Если по метеоусловиям или другим причинам произвести посадку на аэродроме назначения оказалось невозможным, после ухода на второй круг командир воздушного судна должен следовать на запасной аэродром с набором по схеме выхода нижнего безопасного эшелона или специально установленной высоты (4200, 4500 или 7200, 7500 м). Снижение для захода на посадку на запасном аэродроме разрешается начинать после пролета по схеме внеочередного захода на посадку. Если к моменту прибытия воздушного судна, потерявшего связь, погода на аэродроме посадки стала ниже минимума, командиру воздушного судна предоставляется право произвести посадку в этих условиях. В случае потери радиосвязи при полете по ПВП и ОПВП командир воздушного судна обязан:

— следовать на аэродром назначения по ПВП (ОПВП) на заданной высоте (эшелоне);

— если невозможно продолжать полет по ПВП или ОПВП на аэродром назначения, следовать на запасной аэродром, где погода позволяет произвести посадку по ПВП (ОПВП).

При потере радиосвязи с экипажем воздушного судна диспетчер службы движения обязан:

— задействовать все имеющиеся РТС;

— известить смежные диспетчерские пункты, органы ПВО, а также органы УВД аэродрома назначения и запасных аэродромов о потере радиосвязи с воздушным судном;

— управлять движением других воздушных судов таким образом, чтобы исключить возможность их сближения с воздушным судном, потерявшим связь;

— используя все имеющиеся каналы связи, в том числе специальные частоты, передавать информацию об условиях полета и погоде на аэродроме назначения и запасных аэродромах;

— определить характер потери связи путем подачи команд об изменении курса или включения (выключения) сигнала бедствия;

— к расчетному времени прибытия воздушного судна на аэродром назначения освободить в районе аэродрома воздушное пространство от высоты круга до заданного эшелона.

— включить сигнал бедствия;

— доложить органу УВД о потере ориентировки, остатке топлива и условиях полета;

— с разрешения органа УВД занять наивыгоднейший эшелон или высоту полета для обнаружения воздушного судна радиотехническими средствами;

— применить наиболее рациональные в данных условиях способы восстановления ориентировки;

— если невозможно восстановить ориентировку, то заблаговременно, до полной выработки топлива или до наступления темноты, произвести посадку на любом аэродроме или выбранной с воздуха площадке.

При потере ориентировки в районе государственной границы экипаж обязан немедленно взять курс в глубь территории. Производить маневры для восстановления ориентировки вблизи государственной границы запрещается. При нападении или угрозе нападения на экипаж (пассажиров) командир воздушного судна и члены экипажа обязаны по возможности передать сигналы бедствия, сообщить о нападении, свой позывной, местонахождение (координаты), высоту, курс полета и действовать в соответствии со специальной инструкцией.

В случае ранения или внезапного ухудшения состояния здоровья члена экипажа или пассажира командир воздушного судна обязан организовать оказание ему возможной медицинской помощи, принять решение в зависимости от обстановки о продолжении или прекращении полета и доложить об этом органу УВД, осуществляющему непосредственное управление воздушным движением. Обязанности выбывшего члена экипажа по указанию командира воздушного судна выполняет другой член экипажа.

После посадки вне аэродрома командир воздушного судна и другие члены экипажа обязаны оказать необходимую помощь пассажирам и, пользуясь средствами связи, сообщить на ближайший аэродром или местным органам власти о времени, месте вынужденной посадки, состоянии экипажа, пассажиров, воздушного судна и о необходимой помощи. Вылет с места вынужденной посадки разрешается командиром предприятия ГА после устранения неисправностей на воздушном судне. При отсутствии связи с ближайшим аэропортом и в случаях, не терпящих отлагательства, командиру воздушного судна предоставляется право самостоятельно принимать решение на вылет. Перед вылетом с места вынужденной посадки командир воздушного судна обязан лично осмотреть местность (акваторию) и определить ее пригодность для безопасного взлета. В случае необходимости принимаются меры для устранения препятствий, снимается загрузка или сливается часть топлива.

При получении сообщения диспетчера об отказе радиолокационных средств в зоне УВД командир воздушного судна, выполняющий полет в данной зоне, обязан:

— продолжить полет, соблюдая заданные эшелон и скорость;

— потребовать от членов экипажа соблюдать максимальную осмотрительность (радиоосмотрительность).

Диспетчер в этих случаях обязан:

— при необходимости ввести режим радиомолчания;

— применять интервалы эшелонирования, предусмотренные правилами полетов при отсутствии радиолокационного контроля;

— сообщить экипажам воздушных судов, находящихся в зоне УВД, воздушную обстановку;

— сообщить всем смежным диспетчерским пунктам об отказе радиолокационных средств.

При отказе РТО на аэродроме посадки и невозможности по метеорологическим условиям произвести визуальную посадку на данном аэродроме командир воздушного судна обязан уйти на второй круг и следовать на запасной аэродром. Если уход на запасной аэродром невозможен (недостаток топлива, неисправность авиационной техники), командиру воздушного судна предоставляется право произвести посадку при погоде ниже минимума.

При выполнении полетов на десантирование парашютистов, сброс грузов на парашютах, а также, если это предусмотрено соответствующей инструкцией для учебных полетов, все члены экипажа и другие лица, участвующие в полете, должны иметь парашюты с установленными страхующими приборами. Подвесные системы парашютов должны быть надеты в течение всего полета. Снимать в полете парашют разрешается только в тех случаях, когда выполнять работу с надетым парашютом невозможно. Порядок обеспечения и использования парашютов при проведении испытательных и исследовательских полетов определяется руководством по производству испытательных полетов в гражданской авиации (РПИП ГА) и программами испытаний.

Перед тем как покинуть воздушное судно на парашютах, экипаж по возможности должен проинформировать об этом диспетчера, сообщить свое местонахождение и передать сигнал бедствия. Покидая воздушное судно, необходимо (когда это возможно) включить автопилот, установить курс в направлении малонаселенного района со снижением по пологой глиссаде, уничтожить кодовое устройство аппаратуры опознавания. Члены экипажа и другие лица, находящиеся на борту, покидают воздушное судно на парашютах по приказанию командира воздушного судна. Командир покидает воздушное судно последним. В случае покидания воздушного судна в полете экипаж оставляет включенными бортовые средства автоматической передачи сигнала бедствия и по возможности берет с собой средства спасения и жизнеобеспечения, а также аварийно-спасательные радиотехнические средства.

После совершения вынужденной посадки вне аэродрома экипаж готовит к работе аварийно-спасательные радиотехнические средства. При наличии у экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, автоматического радиомаяка работа его передатчика сразу же после приземления экипажа с парашютом проверяется прослушиванием тональных посылок. В этом режиме передатчик работает в течение 3 часов, затем работает в режиме приема. После приземления в начале каждого часа первых суток производится 3-кратная передача сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на 3 минуты в режим приема, остальное время радиостанция должна находиться в режиме приема. В последующие сутки в начале каждого часа производится 3-кратная передача сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на 3 минуты в режим приема, на остальное время радиостанция выключается. Порядок передачи сообщения о бедствии после приземления экипажа является аналогичным передаваемому в воздухе.

Диспетчер органа УВД, получивший сигнал бедствия или другую информацию о бедствии воздушного судна, обязан немедленно сообщить об этом руководителю полетов (старшему диспетчеру), объявить тревогу воздушным и наземным поисково-спасательным расчетам, определить местонахождение воздушного судна, терпящего бедствие, находящимися в его распоряжении средствами и оказать экипажу воздушного судна помощь в соответствии со сложившейся обстановкой. Для выполнения поисково-спасательных полетов назначаются экипажи воздушных судов, прошедшие специальную наземную и летную подготовку и имеющие допуск к этим полетам. В ходе выполнения полетов на поиск экипажи воздушных судов обязаны:

— выполнять поисковый полет в установленном районе;

— иметь по возможности непрерывную связь с соответствующими органами УВД и другими поисковыми экипажами;

— соблюдать установленные правила безопасности полетов;

— использовать, сообразуясь с конкретной обстановкой, различные методы поиска и бортовые РТС.

Экипаж любого воздушного судна, услышав сигналы бедствия, должен сообщить об этом органу УВД и продолжать следить за передачей информации на этой частоте. Передача сообщений с других воздушных судов на этой же частоте, не вызываемых крайней необходимостью, до особого указания диспетчера может быть временно запрещена. При вынужденной посадке экипаж вплоть до приземления (приводнения) ведет радиообмен с наземными (корабельными) радиостанциями, а в перерывах держит передатчики во включенном состоянии (с нажатой кнопкой). Средства автоматической передачи сигналов пеленгования, если они имеются, должны быть постоянно включенными.

В случае бедствия командир покидает воздушное судно последним. Экипаж воздушного судна, совершившего вынужденную посадку вне аэродрома, обязан:

— немедленно эвакуировать пассажиров из воздушного судна в безопасное место;

— организовать оказание медицинской помощи пострадавшим;

— определить или уточнить свое местонахождение;

— принять меры по установлению связи с ближайшим аэродромом, наземной или самолетной радиостанцией.

При возникновении пожара на воздушном судне после вынужденной посадки экипаж обязан:

— немедленно эвакуировать пассажиров из воздушного судна и отвести их на безопасное расстояние не менее 100 м;

— по возможности извлечь аварийную радиостанцию, медикаменты, продукты и принять меры по тушению пожара.

Экипаж должен знать, что для его спасения принимаются все необходимые меры, и своими действиями должен способствовать облегчению своего поиска и обнаружения. Решение оставаться на месте или уходить из района вынужденной посадки принимает командир воздушного судна. Оставаться на месте вынужденной посадки рекомендуется в следующих случаях:

— сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы экипажем с воздуха либо после приземления (независимо от того, получено или не получено подтверждение о приеме сигнала или сообщения);

— местонахождение точно не определено, местность незнакома и труднопроходима (горы, лес, глубокий снег, болота и др.), направление на ближайший населенный пункт и его удаление неизвестно;

— часть пассажиров и членов экипажа из-за полученных ранений самостоятельно передвигаться не могут, а здоровых людей для их транспортирования недостаточно;

— местность открытая, и потерпевшие бедствие могут быть легко обнаружены с воздуха.

Приняв решение оставаться на месте, командир воздушного судна обязан:

— подготовить к немедленному использованию все имеющиеся средства связи и сигнализации;

— установить круглосуточное наблюдение за воздухом и окружающей местностью для обеспечения своевременной подачи сигналов поисковым экипажам и наземным группам;

— произвести разведку близлежащей местности для изыскания площадки, пригодной для посадки поискового воздушного судна;

— организовать уход за ранеными и больными;

— взять на учет имеющееся имущество, снаряжение, запас продуктов и воды и установить норму их расходования;

— организовать сооружение убежищ для людей;

— организовать добычу пищи и воды, используя местные возможности (охота, рыбная ловля, сбор растений, ягод, грибов и др.);

— провести профилактические мероприятия, предупреждающие заболевания и отравления.

Уходить с места вынужденной посадки рекомендуется в следующих случаях:

— местонахождение известно и имеется возможность свободно дойти до ближайшего населенного пункта;

— люди способны идти и транспортировать раненых;

— воздушное судно и находящиеся на нем люди не могут быть обнаружены из-за густой растительности, а средства сигнализации отсутствуют;

— имеется непосредственная угроза здоровью пассажиров и экипажа в результате стихийного бедствия (пожара, наводнения).

Приняв решение об уходе с места вынужденной посадки, командир воздушного судна обязан:

— определить маршрут движения, нанести его на карту, рассчитать время по этапам перехода;

— отобрать и подготовить имущество и снаряжение, необходимые для обеспечения автономного существования в условиях безлюдной местности;

— подготовить раненых к транспортировке или самостоятельному передвижению;

— распределить продукты и воду, установив суточную норму питания и потребления воды из расчета на максимальное количество дней перехода;

— оставить на месте происшествия сведения о маршруте движения и состоянии здоровья людей. На месте происшествия обозначить направление движения (выложить стрелку).

В случае вынужденной посадки на воду покидать воздушное судно можно только после его остановки по команде командира воздушного судна. При покидании воздушного судна на воде необходимо:

— членам экипажа и пассажирам надеть спасательные жилеты и при выходе из воздушного судна включить систему газонаполнения;

— опустить на воду групповые спасательные плавсредства;

— переправить всех из воздушного судна на плоты; раненые и дети переправляются в первую очередь;

— загрузить на плавсредства имеющиеся запасы продуктов, воды и снаряжения;

— отплыть от воздушного судна на безопасное расстояние (не менее 100 м), пока оно не начало погружаться в воду;

После перехода на плавсредства командир воздушного судна обязан:

— проверить наличие членов экипажа и пассажиров и, если окажутся отсутствующие, организовать их поиск;

— определить свое местонахождение и отметить на карте место погружения воздушного судна;

— подготовить к работе аварийные радиосредства и средства сигнализации;

— организовать оказание медицинской помощи пострадавшим;

— учесть запасы воды, продуктов и установить суточную норму их расходования;

— установить круглосуточное дежурство на плоту для наблюдения за водным и воздушным пространством и за состоянием плота (плотов).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *