Что относится к понятию медиаграмотность
Медиаграмотность
В основе медиаграмотности — модель, которая поощряет людей задавать вопросы о том, что они смотрят, видят, читают. Медиаграмотность позволяет потребителям анализировать медиасообщения с тем, чтобы видеть там пропаганду, цензуру, или однобокость в новостях и общественных программах (и причины таких действий тоже), а также понимать структурные элементы — такие как владелец медиа, их модель финансирования, — влияющие на информацию.
Медиаграмотность имеет целью сделать людей опытными создателями и продюсерами медиа сообщений, облегчить, а также понимать преимущества и ограничения каждого вида медиа, а также создавать независимые медиа.
Задача медиаграмотности — в трансформации медиапотребления в активный и критический процесс, помогая людям лучше осознать потенциальную манипуляцию (особенно в рекламе и PR), а также помочь людям понять роль СМИ и гражданских, совместных медиа в построении взглядов на реальность.
Медиаграмотность / медиакомпетентность является результатом медиаобразования.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Массовая коммуникация (англ. mass communication) — процесс производства и воспроизводства массового сознания средствами массовой коммуникации (СМК) — сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации.
Список американских академических научно-исследовательских центров специализирующихся на русистике, славистике, исследованиях Восточной Европы и Евразии.
29 декабря 2020 12:51 Что такое медиаграмотность, и почему ей следует научиться
Свобода слова и современных медиа при всех своих плюсах связана и с серьезной проблемой – достоверностью информации. Зачастую, на разных ресурсах потребитель может найти противоречащие друг другу сведения, и возникает сложность в определении истины. Поэтому вся медиаинформация нуждается в грамотном анализе и осознанном потреблении.
Что понимают под медиаграмотностью
Эксперты уверены, что медиаграмотными должны быть не только журналисты, но и обычные люди, потребители медиаконтента, который подчас несет искаженную информацию. По сути, медиаграмотность – это умение потреблять и создавать медиапродукты, а также критически относиться к получаемым сведениям. В условиях новой информационной культуры это качество человека становится особенно важным.
Понятие «медиа» в современных условиях существенно расширилось. Сегодня это не только СМИ, но и вся цифровая среда, которая особенно активно используется молодежью. Поэтому медиаграмотность эксперты называют важной частью бытовой грамотности. Очень важно, чтобы с ранних лет дети понимали, как правильно ориентироваться в огромных потоках информации, ведь вся их жизнь сегодня происходит в медиасреде.
Зачем учиться медиаграмотности
С информацией различного толка современный потребитель сталкивается ежедневно. При этом ее объем в десятки раз выше, чем, к примеру, в начале прошлого века. Получить новости о США, происшествиях в мире и родной стране медиапользователь может в любой момент, просто воспользовавшись любым из доступных медиа. Эта информация формирует представление человека обо всем, что его окружает, а также оказывает существенное влияние на его мировоззрение, а в целом – и на экономическую стабильность, политическую ситуацию.
Как формировать медиаграмотность
Общие рекомендации по правильному потреблению медиаинформации, в целом, просты. Прежде всего, необходимо всегда надежно защищать свои персональные данные. Надежные пароли, использование проверенных защищенных ресурсов – первый шаг на пути грамотного медиапотребления. Изучая информацию о том или ином событии, следует брать сведения из разных источников. Это поможет сформировать целостную картину ситуации. При этом следует внимательно подходить к выбору этих источников информации, доверять тем, которые подкрепляют данные фактами, доказательствами.
В целом же все сведения нужно воспринимать критически, вне зависимости от того, где они получены. Ведь каждое событие всегда освещения с точки зрения авторов, и не всегда позволяет сформировать беспристрастное мнение.
Медиаграмотность
Медиаведение |
Понятия |
Медиаданные • Медиасообщение • Медиатекст Массмедиа • Медиапространство Медиакомпетентность • Прозрачность медиа • Медиазависимость • Теория Холла Новые медиа • Альтернативные медиа • Социальные медиа • Медиамагнат |
Исследователи |
Маршалл Маклюэн • Гарольд Иннис • Лоренц Энгель Николас Негропонте • Ноам Чомски • Валерий Савчук • Александр Фёдоров |
Направления использования |
Медиаграмотность • Медиаобразование· Трансмедиация Мониторинг СМИ • Медиаискусство Право масс-медиа • Рамочный анализ • Медиабрендинг |
Учреждения |
Всемирная газетная ассоциация • Институт информационного, телекоммуникационного и медиа права |
Медиаграмотность — совокупность навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах.
В основе медиаграмотности — модель, которая поощряет людей задавать вопросы о том, что они смотрят, видят, читают. Медиаграмотность позволяет потребителям анализировать медиасообщения с тем, чтобы видеть там пропаганду, цензуру, или однобокость в новостях и общественных программах (и причины таких действий тоже), а также понимать структурные элементы — такие как владелец медиа, их модель финансирования, — влияющие на информацию.
Медиаграмотность имеет целью сделать людей опытными создателями и продюсерами медиа сообщений, облегчить, а также понимать преимущества и ограничения каждого вида медиа, а также создавать независимые медиа.
Задача медиаграмотности — в трансформации медиапотребления в активный и критический процесс, помогая людям лучше осознать потенциальную манипуляцию (особенно в рекламе и PR), а также помочь людям понять роль СМИ и гражданских, совместных медиа в построении взглядов на реальность.
Содержание
История
Медиаобразование появилось как инструмент защиты от вредных эффектов и трендов медиа. Первой страной, которая использовала эту парадигму, была Великобритания в 1930-х годах. В 1960-х с отрицания медиа переключились на возражения и критику различных видов медиа и популярной культуры. В 1980-е пришло понимание, что идеологическая сила медиа пришла с натурализацией изображения; конструируемые сообщения исчезли, так как подпали под категорию натуральных. Интерес в медиаграмотности связан с потреблением изображений и картинок, — так. наз. изобразительная парадигма.
В Великобритании и Австралии медиаграмотность — отдельный курс в комплексе гуманитарных предметов.
В других странах Европы медиаобразование принимало различные формы. В Финляндии оно вошло в перечень предметов средней школы в 1970 году, а в вузы — в 1977 году. Но только в начале 1990-х этот курс трансформировался в медиаобразование в современном понимании. В Швеции он является обязательным с 1980 года. Во всех скандинавских странах к началу 1990-х медиаобразование отошло от морализаторства к исследовательскому подходу и поставило в центре личность ученика.
История медиаобразования в России восходит к 1920 годам. Первые попытки преподавать медиаобразование, с энергичным акцентом на коммунистической идеологии, появились в 1920-х годах, но были остановлены Сталиным. Конец 1950-х — начало 1960-х годов был временем возрождения медиаобразования в средних школах, университетах, внешкольных детских центрах (Москва, Ленинград, Воронеж, Самара, Курган, Тверь, Ростов-на-Дону, Таганрог, Новосибирск, Екатеринбург и др.), проводились семинары и конференции для учителей. В то время, когда в Западном полушарии происходило интенсивное переосмысление подходов образования к СМИ, в России 1970-1980-х годах медиаобразование все ещё развивается в рамках эстетической концепции. Среди важных достижений 1970-х — 1990-х годов: первые официальные программы по кино- и медиаобразованию, опубликованные Министерством образования, экспериментальная теоретическая и практическая работа по медиаобразованию Баранова, Олега Александровича (Тверь), Пензина, Сталя Никаноровича (Воронеж), Поличко,Геннадия Александровича, Рабиновича, Юлия Михйловича (Курган), Усова, Юрия Николаевича (Москва), Федорова, Александра Викторовича (Таганрог), Шарикова, Александра Вячеславовича (Москва) и других. Важными событиями также стали регистрация новой специализации (с 2002) для педагогических вузов — «Медиаобразование» (№ 03.13.30), а также запуск нового издания — «Медиаобразование» (январь 2005), частично при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве. Кроме того, были созданы интернет-сайты Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (русская и английская версии). Принимая во внимание тот факт, что ЮНЕСКО определяет медиаобразование как приоритетное направление культурно-образовательного развития в XXI веке, повышение медиаграмотности / медиакомпетнетности населения имеет хорошие перспективы в России.
Понятие «медиаграмотность»
Сейчас по вопросу определения сущности понятия «медиаграмотность» в науке не существует единой точки зрения. Одновременно с этим понятием существуют такие как «информационная грамотность», «информационная культура», «информационная компетентность», «медиакультура» и этот список можно продолжить.
В основном в исследованиях медиаграмотность определяется, как умение анализировать и синтезировать медийную реальность, сюда же относятся возможности принимать информацию, создавать и оценивать собственные медиатексты, а также способности к пониманию актуального контекста деятельности медиа.
Информационная грамотность при этом рассматривается, как умение получать, анализировать и синтезировать информацию, способность использовать компьютерную и медиатехнику. Человек информационно грамотный знает основы информатики и информационных технологий.
Тем не менее, часто эти понятия используются как синонимы или вообще интегрируются. Так, например, в Московской декларации о медиа- и информационной грамотности используется термин «медиа- и информационная грамотность», который рассматривается как «совокупность знаний, установок, умений и навыков, позволяющих получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека. Медиа- и информационно грамотный человек может использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности» [12].
Министерство связи и массовых коммуникаций в РФ рассматривает медиаграмотность несколько уже: она «включает в себя умение пользоваться поисковыми системами и находить нужную и полезную информацию, способность отличить добросовестные и вызывающие доверие источники информации от недобросовестных, знание о системах родительского контроля и умение ими пользоваться. Также пользователи должны понимать, что в интернете не стоит выкладывать лишнюю информацию о себе и своих персональных данных, чтобы не стать жертвой мошенников и злоумышленников» [11].
Близким по смыслу представляется понятие «информационная грамотность». Сами по себе словосочетания «работа с информацией», «информационная подготовка человека» понятны, ясны на интуитивном уровне, но четко сформулировать определение достаточно сложно. Дело в том, что существует огромное количество видов информации (текстовая, визуальная, аудиальная и другие), источников информации и разнообразных средств передачи информации (письмо или электронные носители, Интернет, средства массовой информации).
Менялась техника и технологии, а с ними и информационная подготовка людей: в различные исторические периоды для обозначения этих явлений использовались разные техники. Н. И. Гендина условно выделяет два основных направления терминов и понятий, связанных с различными аспектами информационной подготовки человека [4]:
– информационная подготовка, которая включает в себя грамотность в библиотечно-библиографической сфере, общую культуру чтения, информационную грамотность и культуру, способности и возможности использования специализированной техники в жизни, осведомленность в области информационно-коммуникативных технологий;
– собственно само медиаобразование.
Так, в науке не сложилось чёткого понимания, что шире – информационная грамотность или медиаграмотность. Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой, медиаграмотность рассматривается как общее понятие включающее в себя информационную грамотность.
Ещё одним близким понятием является «информационная культура», которая рассматривается Н. И. Гендиной как совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий [5]. Здесь информационная культура выступает как часть общей культуры человека.
В научном обороте широко используются и другие дефиниции, связанные со сферой медиаграмотности. Так, в словарях зафиксированы следующие понятия: видеокультура, аудиовизуальная (визуальная) грамотность, визуальная культура, культура медиазнаковая, культура фотографическая, культура экранная (киновидеокультура), медиакультура и другие. В контексте данной исследовательстко работы работы следует рассматривать эти дефиниции как часть общего понятия «медиаграмотность».
В этом же словаре под редакцией А. В. Фёдорова, выделяется пять различных определений самого понятия «медиаграмотность». Рассмотрим их особенности. Медиаграмотность это:
– результат медиаобразования, изучения медиа; способности экспериментирования, интерпретации/анализа и создания медиатекстов;
– «владение развитой способностью к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа» [16, с. 42];
– результат процесса медиаобразования;
– знания, умения, навыки по использованию, анализу, оценке медиатекстов, способности передавать информацию;
– способность использовать свои навыки и умения в жизни при анализе медийной реальности.
Как можно заметить при сравнительном анализе, происходит смешивание понятий «медиаобразование» и «медиаграмотность», но при этом в большинстве случаев автор говорит о способностях и умениях человека в области владения, обработки и передачи информации.
Наиболее оптимальным определением в контексте данной исследовательской работы представляется мнение Н. В. Чичериной, которая определяет медиаграмотность как «способность адекватно взаимодействовать с потоками медиаинформации в глобальном информационном пространстве» [24, с. 15]. Сюда исследователь включает умения человека осуществлять поиск, анализировать, критически оценивать и создавать медиатексты. Получается, что медиаграмотность основывается на результатах изучения медиа и медиаобразования.
Таким образом, мы можем составить идеальный портрет медиаграмотного человека. Он должен понимать каким образом медиа воздействует на отдельных личностей и группы людей в целом, как происходит процесс массовой коммуникации. Помимо этого, он должен обладать способностями к анализу и обсуждению медиатекстов, то есть сам понимать контекст информационных сообщений медиаисточников. Также этот человек должен обладать умениями и навыками по самостоятельному созданию медиатекстов.
Исследователи выделяют четыре структурно-содержательных компонента медиаграмотности: мотивационный, когнитивный, поведенческий и ценностно-смысловой. Рассмотрим их содержание.
Мотивационный компонент заключается в осознании обучающимися значения и задач средств массовой информации и коммуникации в жизни общества и каждого отдельного человека в нём. Также здесь стоит говорить о формировании целостных представлений о себе в контексте современной медиакультуры, то есть самопознании и самовосприятии. Помимо этого, в мотивационный компонент входит осмысление собственных информационных и коммуникативных потребностей, а также росте интеллектуальных возможностей в процессе взаимодействия с медиатекстами.
Когнитивный компонент подразумевает владение знаниями, необходимыми для изучения медиаинформации. Н. В. Чичерина в рамках этого компонента содержания медиаграмотности выделяет 4 концепта (процесс, контекст, медиатекст и медиапрезентации):
– концепт «процесс» предполагает наличие знаний о роли и функциях СМИ в современном мире; об отличительных характеристиках различных СМИ и их коммуникативных стратегиях; о вопросах собственности и экономических интересов в медиаиндустрии; о процессе создания медиатекста и эффектах масс-медиа;
– концепт «контекст» предполагает овладение знаниями об исторический и культурный составляющей создания и функционирования СМИ;
– в концепте «медиатекст» рассматриваются знания о типах и жанрах текстов, тема и предмете медиатекста; авторах и аудиториях медиатекста; структуре повествования; вербальных, аудитивных, визуальных, графических, мультимедийных средствах и способах передачи значения и смысла; наличии или отсутствие стереотипных репрезентаций;
– концепт «медиарепрезентации» предполагает овладение знаниями по вопросам отношения медиатекста к реальному миру; определения авторской позиции; стереотипизации в текстах массовой информации.
Поведенческий компонент включает в себя систему умений и навыков для адекватной обработки медиатекстов в самых разных ситуациях. Сюда входят умения осуществлять поиск необходимой информации в различных источниках: важно уметь найти её и выбирать из различных типов медиатекстов, получить доступ; сохранить медиаинформацию и осуществить анализ (определить тему, предмет, тип, жанр, целевую аудиторию медиатекста, основные функции, вычленять главное в содержании, определять структурную организацию текста, исследовать контексты различных сфер жизни общества при создании и восприятии медиатекста).
Помимо этого важно критически оценивать содержание медиатекста: интерпретировать его через призму личностного опыта, на основе собственных ценностей, отношений, мировоззрения, приобретенных знаний; уметь выстроить предположения о последствиях различных ситуаций.
В поведенческий компонент также входит умение творчески информацию преподносить: создавать новый медиатекст, использовать вербальные, аудитивные, визуальные, графические, мультимедийные средства и способы передачи информации эффективно, привлечь и удержать внимание получателей сообщения.
Ценностно-смысловой компонент формируется на основе осознания себя по отношению к медиареальности. Здесь скрыт философский подтекст, ведь медиасреда равно как создается человеком, так и форирует его. При этом получатели медиатекстов независимо от мнения авторов конструируют их значение и смысл.
В программах ЮНЕСКО структура медиаграмотности рассматривается с другой стороны. В основном акцент ставится на реальное использование навыков работы с информацией и медиапотоком в реальной жизни, для развития демократического общества. Так, в критериях медиаграмотности программы ЮНЕСКО выделяют понимание человеком значения и функций медиа, условий, при которых средства массовой коммуникации могут в полном объёме выполнять свои функции; умение давать объективную оценку содержанию медиа; способность взаимодействовать с медиа, что даёт также даёт платформу для самовыражения и участия в демократических процессах; помимо всего прочего необходимо обладать навыками, которые необходимы для создания собственных медиаматериалов, и эти навыки должны соответствовать современным требованиями и технологиям.
Е. А. Бондаренко рассматривает проблему воспитания медиаграмотности в российских школах. Она отмечает 5 областей, где нужно осуществлять работу по формированию медиаграмотности [2]:
– сохранение безопасности личного информационного пространства (способность ориентироваться в пространстве медиаинформации, грамотно осуществлять поиск, защищаться от вирусов и другие способности связанные с обеспечением безопасности);
– способности обучающихся к грамотной навигации в медиасреде (умение составлять поисковые запросы, выбирать факты, сохранять и преобразовывать информацию по заданным параметрам, а также осознание необходимости в новой информации);
– область критического осмысления медиатекстов, способности к их интерпретации (способность к пониманию информации, поиска скрытого смысла и понимание контекста, умение выстраивать собственное отношение к полученной информации);
– направление медиатворчества (создание медиатекстов, реализация самостоятельных медиапроектов);
– этика поведения в медиапространстве (знание правил общения, умение понимать направленность медиатизированного диалога; степень активности в реализации собственных идей в медиапространстве, как на локальном (например, школьном) уровне, так и на всемирном пространстве сети Интернет.
Таким образом, нами дана характеристика понятия «медиаграмотность», которое следует понимать, как умение индивида эффективно взаимодействовать с информацией в глобализирующемся мире, то есть осуществлять поиск, анализ, критическую оценку и обработку, а также создавать медиасообщения во всем многообразии их форм. Также приведены содержательные части явления: мотивационный (осознание роли медиа в современном обществе), когнитивный (знания о СМИ, источниках информации, способах презентации медиасообщений и так далее), поведенческий (поиск, анализ, обработка и создание медиатекстов) и ценностно-смысловой компоненты.
Медиаграмотности
Обучение медиаграмотности предназначено для повышения осведомленности о влиянии СМИ и формирования активной позиции как в отношении потребления, так и создания медиа. [2] Обучение медиаграмотности является частью учебной программы в Соединенных Штатах и некоторых странах Европейского Союза, и междисциплинарное глобальное сообщество медиаторов и преподавателей участвует в обмене знаниями через научные и профессиональные журналы и национальные членские ассоциации. [3]
Теоретические подходы к обучению медиаграмотности
Различные ученые предложили теоретические основы медиаграмотности. Рене Хоббс выделяет три фрейма для ознакомления учащихся с медиаграмотностью: авторы и аудитория (AA), сообщения и значения (MM) и репрезентация и реальность (RR). Синтезируя литературу, основанную на медиаграмотности, информационной грамотности, визуальной грамотности и новой грамотности, она определяет эти ключевые идеи, которые формируют теоретический контекст медиаграмотности. [17]
Обучение медиаграмотности активно сосредоточено на методах обучения и педагогике медиаграмотности, объединяя теоретические и критические основы, вытекающие из конструктивистской теории обучения, исследований СМИ и культурологии. Эта работа возникла в результате наследия использования средств массовой информации и технологий в образовании на протяжении 20-го века и появления междисциплинарной работы на стыке медиа-исследований и образования. Голос медиаграмотности, проект Центра медиаграмотности, спонсируемый Тессой Джоллс, включал интервью от первого лица с 20 пионерами медиаграмотности, действовавшими до 1990-х годов в англоязычных странах. Проект предоставил исторический контекст для повышения медиаграмотности людей, оказавших влияние на эту сферу. [21]
В 2001 году ЮНЕСКО провела исследование медиаобразования, в котором было исследовано, в каких странах изучение медиа включается в учебные программы различных школ, а также в целях разработки новых инициатив в области медиаобразования. Анкета была разослана 72 экспертам по медиаобразованию в 52 странах мира. Анкета касалась трех ключевых областей:
Результаты опроса показали, что медиаобразование продвигается очень неравномерно. В странах, где медиаобразование вообще существует, оно предлагается как факультатив, и многие страны считают, что медиаобразование не должно быть отдельной частью учебной программы, а должно быть интегрировано в существующие предметные области. Однако все респонденты, не знающие границ, осознавали важность медиаобразования, а также необходимость официального признания со стороны своего правительства и политиков. [22]
Северная Америка
Обучение медиаграмотности начало появляться в государственных программах обучения английскому языку к началу 1990-х годов в результате возросшего осознания центральной роли СМИ в контексте современной культуры. Почти во всех 50 штатах в государственных учебных программах есть язык, поддерживающий медиаграмотность. [27] Кроме того, все большее количество школьных округов начали разрабатывать общешкольные программы, факультативные курсы и другие внешкольные возможности для анализа и производства средств массовой информации. Однако национальных данных об охвате программ медиаграмотности в США нет. [28]
Европа
Во Франции преподавали кино с момента создания этого средства массовой информации, но только недавно были организованы конференции и курсы по средствам массовой информации для учителей с включением средств массовой информации.
В Германии были опубликованы теоретические публикации о медиаграмотности в 1970-х и 1980-х годах, а в 80-х и 90-х годах интерес к медиаобразованию внутри и за пределами образовательной системы рос.
В Нидерландах медиаграмотность была включена в повестку дня голландского правительства в 2006 году как важный вопрос для голландского общества. В апреле 2008 года правительство Нидерландов создало официальный центр (mediawijsheid expertcentrum = центр медицинской грамотности). Этот центр представляет собой сетевую организацию, состоящую из различных заинтересованных сторон, обладающих опытом в данной области.
Черногория стала одной из немногих стран в мире, которые включили медиаобразование в свои учебные программы, когда в 2009 году «медиаграмотность» была введена в качестве факультативного предмета для 16-17-летних учащихся гимназий. [38]
В Украине медиаобразование находится на втором этапе (2017–2020 гг.) Развития и стандартизации. Основные центры медиаобразования: Львовский университет имени Ивана Франко (руководитель Борис Потятинник), Институт высшего образования Национальной академии педагогических наук Украины (Анна Онкович), Институт социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук. Украины (Любовь Найдёнова). [39]
Обучение медиаграмотности еще не так широко и не так широко в Азии, как в США или странах Запада. Начиная с 1990-х годов в Восточной Азии произошел сдвиг в сторону медиаграмотности. В последние годы образование в области медиаграмотности в Азии растет, и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона действует несколько программ.
В Индии программа Cybermohalla началась в 2001 году с целью предоставить доступ к технологиям молодежи. [41]
Во Вьетнаме Группа молодых журналистов (YOJO) была создана в 1998 году в сотрудничестве с ЮНИСЕФ и Вьетнамским национальным радио для борьбы с фальшивыми сообщениями средств массовой информации. [41]
В Сингапуре Управление по развитию СМИ (MDA) определяет медиаграмотность и признает ее важным инструментом 21 века, но только с точки зрения чтения. [43]
Начиная с 2017 учебного года, дети на Тайване изучают новую учебную программу, предназначенную для обучения критическому чтению пропаганды и оценке источников. Курс, получивший название «медиаграмотность», предусматривает обучение журналистике в новом информационном обществе. [44]