Что относится к политическим факторам
Примеры политических факторов
· Выборы всех уровней
· Вступление государства в различные надгосударственные структуры
· Государственное регулирование в отрасли
· Государственное регулирование конкуренции
Примеры экономических факторов
· Динамика курса рубля
· Динамика ставки рефинансирования центробанка.
· Рынок и торговые циклы
· Затраты Вашего предприятия
· Затраты на энергетику предприятия
· Затраты на сырье предприятия
· Затраты на коммуникации
· Повышение цен поставщиков
· Снижение покупательной способности потребителей
Примеры социальных факторов
· Изменения в базовых ценностях
· Изменения в стиле и уровне жизни
· Отношение к труду и отдыху
Примеры технологических факторов
Факторы политической системы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Проблематика политической стабильности режима является одной из основных в политической науке. С. Хантингтон, который внес весомый вклад при разработке данной проблемы, написал в одной из более известных из собственных книг: «Самая существенная политическая характеристика разных обществ связывается не формой их управления, но со степенями управляемости». Больше, чем через двадцать лет он практически неизменно повторил данную мысль на страницах следующей своей работы: «Отличие меж порядком и анархией обладает наиболее фундаментальным характером, чем отличие меж демократией и диктатурой».
Факторы политической системы
Один из главнейших факторов, на который традиционно обращают внимание – социальное экономическое развитие. Императив развитости выступает на одной из ступеней общественной эволюции условием самостоятельного сохранения властности. Если же власть, режим по каким-либо причинам не могут отдавать себе в этом отчета, являются тормозом в проведении назревающих социальных экономических преобразований, то итогом данного упрямства часто становится их удаление с политической сцены. Удаление, соединенное с наиболее болезненными для общества последствиями. Императив развития поэтому и является абсолютным и неустранимым. Перспективной может быть только власть, в полной мере учитывающая данный императив в собственной деятельности. Отталкиваясь из данного понимания, стабильным мог бы считаться режим, который способен обеспечивать интеграцию общества на ее путях эффективного социального экономического развития.
Готовые работы на аналогичную тему
Легитимность власти
Проблематика легитимности власти политики, оставленная далеко не в двадцатом веке, но и в особенности установлениями акцентов работами М. Вебера, вызывает немалое количество споров среди философов, социологов и политологов. Нас в данных спорах интересует только единственный аспект: является ли легитимность необходимостью и достаточным условием поддержки стабильности политики. В основном исследователи схожи во мнении, что легитимность, если она есть, в любом случае, будет способствовать стабилизации.
Потому как легитимность представляется Вебером в образе внутреннего основания и смысла господства политики, то на ее основании, считал ученый, могут выделяться три основных типажа господства политики.
Эффективность власти
Эффективность власти является параметром, нередко рассматривающийся политологами в образе дополняющего или взаимно заменяющего легитимность, имеющий способность стабилизации системы даже в условии ее недостающей легитимности.
Понятие эффективности введено С. Липсетом в 1960 году труде «Политический человек. Социальные основания политики». По мнению Липсета, властная стабильность определена не одним, а несколькими параметрами:
Он считал, что сама властная легитимность может быть достижима следующими путями:
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата написания статьи: 26 03 2018
Политические факторы
2.5 Политические факторы
К политическим факторам, влияющим на бизнес, следует относить все законодательные акты, указы президента, распоряжения правительства, регламентирующие предпринимательскую деятельность, а также аналогичные распоряжения местных властей.
Трудно переоценить влияние на нее таких правовых норм, принятых в Российской Федерации, как новый Гражданский кодекс, Таможенный кодекс, Налоговый кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве)», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле» и другие законодательные документы.
В Российской Федерации приняты и действуют правовые нормы, непосредственно касающиеся маркетинговой деятельности, например, Федеральный закон «О рекламе»» (ред. от 21.03.2002), закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров. (ред. от 24.12 2002).
Правовая база маркетинга постоянно совершенствуется. Для успешной работы на рынке сотрудникам организации необходимо постоянно учитывать детализацию политических и правовых факторов, воздействующих на организацию.
2.6 Факторы культуры
Факторы культуры формируют в обществе стиль жизни, работы, потребления и оказывают значительное воздействие практически на все стороны жизни.
Для основных культурных взглядов и ценностей человека в условиях определенного общества характерна высокая степень устойчивости. Например, в любой экономически развитой стране большинство людей считают обязательным для себя трудиться, быть честным, платить налоги и т.п. Эти внутренние установки находят конкретные проявления в повседневной жизни. Религия, обычаи и ритуалы, морально-этические нормы и ценности, образование и уровень грамотности, политическое обустройство общества и его эстетическая аура (фольклор, музыка искусство, литература, язык – вот далеко не полный перечень факторов культуры, которые оказывают влияние на действия людей на рынке и которые необходимо принимать во внимание при обосновании маркетинговых решений. Ф. Котлер подразделяет факторы культуры на первичные и вторичные. К первичным он относит те, которые трудно (почти невозможно) изменить. Они передаются от родителей детям в процессе воспитания, прививаются школой, церковью. Их можно назвать базовыми, изначальными. Вторичные факторы, в структуру которых Котлер включает отношение людей к самим себе, к другим людям, к общественным институтам, к обществу изменить можно, хотя для этого требуется много времени и ресурсов.
Учет факторов культуры, преобладающих в обществе, особенно среди потребителей товаров или услуг данной организации, позволяет ей осуществлять эффективные маркетинговые действия.
Знание и умение учитывать иерархию ценностей, присущих определенным группам лиц, помогает выбирать наиболее эффективные методы освоения соответствующих рыночных ниш.
Достижения в области культуры и перспективы развития в этой сфере в значительной мере связаны с высоким уровнем образования в России, наличием во многих семьях домашних библиотек. Поэтому, несмотря на известные трудности, рынок печатных изданий развивается наиболее динамично. Быстрыми темпами растет рынок программного обеспечения, CD-ROM, мультимедиа, особенно прикладных программных средств для целей образования и профессионального обучения.
Пока ееще недостаточно широко внедряются маркетинговые принципы в такую огромную сферу человеческой деятельности, каковой является спорт в России.
Субкультуры в России стали формироваться относительно недавно, хотя на сегодня можно выделить несколько: тусовочно-рейверскую, элитарную, байкерскую, поклонников современных музыкальных направлений, сексуальных меньшинств и т.д. Субкультурный характер носят объединения поклонников различных религий, профессиональные объединения медицинских работников, журналистов, шахтеров, геологов, военных. Правда, проявления этих субкультур в России пока еще значительно не влияют на экономическую жизнь, хотя маркетологи к некоторым из них проявляют определенный интерес, особенно в сфере различных музыкальных направлений в шоу-бизнесе.
Глубокое и всестороннее знание макросреды функционирования фирмы позволяет формировать ее стратегические цели и выбиpaть наиболее эффективные критерии для сегментирования рынка. Но это знание дается с трудом ввиду острой нехватки данных социологических исследований и отсутствия развитой инфраструктуры маркетинга в стране.
ГЛАВА 3. Влияние макросреды на принятие решений в маркетинге
Любая управленческая деятельность, в том числе в сфере маркетинга тесно связана с принятием соответствующих решений.
В специальной литературе достаточно часто употребляются следующие основные термины: «маркетинговые решения», «решения в сфере маркетинга», «предпринимательские решения».
Термин «маркетинговые решения» является более широким. Его появление связано с расширением понимания маркетинга как концепции управления, ориентированной на потребителя. В этом случае маркетинговые решения можно рассматривать как неотъемлемый элемент управленческих решений, т.к. они охватывают все сферы деятельности фирмы. При этом решения в сфере маркетинга или логистики будут частью предпринимательских решений. На рисунке 4 представлена типология предпринимательских решений.
Предпринимательские решения чаще носят неформальный характер, их принятие в большей степени связано с интуицией менеджера, предпринимателя. Предпринимательские решения являются гибкими и в высокой степени адаптивными и чувствительными. В своей основе они имеют стратегическую направленность, хотя зачастую являются и краткосрочным.
Маркетинговые решения более взвешены, продуманы. Она базируются на всестороннем, доскональном изучении существующей проблемы. Вследствие этого маркетинговые решения являются более последовательными и системно ориентированными, и дисциплинированными и структурированными.
Рисунок 4. Типология предпринимательских решений
Принятие маркетинговых решений в сфере предпринимательства является достаточно сложным процессом, который состоит из нескольких этапов (таблица 1)
Таблица 1. Характеристика основных этапов принятия маркетинговых решений в предпринимательстве
Принятие управленческих решений в сложных ситуациях начинается с тщательного анализа всех факторов внутренней и внешней среды фирмы.
Общие результаты деятельности фирмы определяются взаимодействием факторов внешней среды. Это взаимодействие может выглядеть так:
Мониторинг и анализ факторов макросреды необходим для того, чтобы предприятие могло вовремя принять решения и подстроится под действия макросреды, снизить его негативное влияние и вовремя использовать предоставляемые ею возможности.
Например, отдельно взятая фирма обычно не в состоянии ничего поделать с демографическими показателями среды в том регионе, в котором она работает, но она может перейти в другой регион.
Для анализа маркетинговой среды компании применяются различные методики, большинство из которых базируются на исследованиях методом экспертных оценок,
В качестве экспертов привлекаются специалисты разных подразделений предприятия, представители среднего и высшего менеджмента, представители посредников, партнеров, потребителей, независимые консультанты. При необходимости для разных экспертов устанавливаются определенные рейтинговые коэффициенты.
Метод Дельфи отличается от вышеуказанного метода наличием еще одного этапа, следующего за этапом получения независимых экспертных оценок и их обобщения. На этом этапе эксперты анализируют полученные данные, обсуждают и критикуют оценки друг друга и полученный обобщенный результат с целью его уточнения.
1. Маркетинговая среда – это совокупность действующих за пределами организации и внутри нее субъектов и факторов, которые влияют на взаимоотношения с физическими и юридическими лицами, заинтересованными в видах деятельности составляющих корпоративную миссию организации.
2. Маркетинговая среда имеет сложную структуру. Она состоит из внутренней и внешней среды. Внешняя среда в свою очередь делится на микросреду и макросреду.
3. К факторам макросреды относятся демографический, экономический, природный, технологический, политический и культурный факторы. Они оказывают значительное влияние на принятие решений в маркетинге. Их мониторинг и анализ необходим для того, чтобы предприятие могло вовремя принять решения и подстроится под действия макросреды, снизить его негативное влияние и вовремя использовать предоставляемые ею возможности.
1. Аренков И.А., Багиев Е.Г. Бенчмаркинг и маркетинговые решения. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.
2. Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник, 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики – М.: КНОРУС, 2005.
4. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
5. Григорьев М.Н. Маркетинг: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2006.
6. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер с англ. –М.: «Росинтер», 1996.
Классификация внешних факторов, влияющих на политику
Государственная политика формируется из внешней и внутренней политики государства. Внешняя политика представляет собой деятельность государства и других политических институтов общества по реализации национальных интересов страны в системе международных отношений.
Внешняя политика государства является одной из главных составляющих при формировании государственной политики. Она достаточно важна для развития военных, экономических, дипломатических и межгосударственных отношений, а также способствует международному обмену в сфере науки, образования, культуры и других важных сферах. Немаловажно это при процессе глобализации, который наблюдается последние 10 лет.
Факторы, влияющими на выстраивание внешней политики государства, делятся на:
— объективные факторы (внешние и внутренние)
К внешним объективным факторам относятся:
— состояние международных отношений;
— стабильность или нестабильность связей государства с другими государствами (особенно с теми, которые имеют наибольшее влияние на международной арене);
— общее положение страны на международной арене (ее постоянство, авторитет, точность в выполнении обязанностей по подписанным международно-правовым документам, предсказуемость внешней политики).
Среди внутренних объективных факторов, влияющих на формирование внешней политики, выделяют:
— экономическую составляющую (экономический потенциал страны, уровень ВВП, самообеспеченность основными материальными ресурсами, быстрая адаптация к изменяющейся экономической ситуации);
— уровень технологического и инновационного развития
— состояние социально-политических и национальных отношений в стране;
— состояние науки, культуры, образования, здравоохранения и других сфер.
Субъективными факторами принято считать деятельность политических институтов, которые разрабатывают основные направления внешней политики государства на международной арене.
Российский политолог Елена Пономарева в своей статье «Внутренние и внешние факторы развития российской государственности» трактует понятие фактора как аналитической единицы, под которым понимаются материальные и нематериальные структуры, институты и процессы, обуславливающие формирование государственности.[10] Достаточно интересно посмотреть на внешние факторы, которые выделяет политолог:
— внешняя долговая зависимость (краткосрочная задолженность, текущая стоимость внешнего долга и др.);
— доля иностранных инвестиций и внешней помощи;
— режим привязки национальной валюты;
— наличие на территории страны иностранных военных контингентов;
— признание и включенность страны в наднациональные структуры;
— наличие (региональных) территориальных проблем;
Далее предложена оценка вышеперечисленных факторов от 1 до 4, где 4 подразумевает полное отсутствие зависимости и говорит о достаточно стабильной ситуации по определенному фактору, а 1 отражает большую зависимость страны от внешних факторов и межгосударственных связей, а также показывает внутреннюю стагнацию.
Акцентирую внимание, что Пономарева исследовала с практической стороны сложившуюся ситуацию в Российской Федерации, подчеркивая в самом начале статьи, что универсального деления факторов, влияющих на государственную политику, не существует и ссылаться можно только на точки зрения различных политологов, как зарубежных, так и российских. Но она также считает выделенные ею факторы базовыми для анализа развития государственности. При формировании факторов влияния на внешнюю политику политолог использовала «воронку причинности», которая применяется в политологии для исследования поведения избирателей и электоральных исследованиях.
Воронка причинности была разработана американскими политологами в середине 20-го века и описана в 1960 году в книге «Американский избиратель». Первостепенно данный метод использовался для моделирования исходов голосования, в зависимости от различных факторов, которые были достаточно разномасштабными, и анализа причин стратегических исходов. Факторы, которые применялись для прогнозирования, ранжировались по своей «влиятельности» вдоль темпоральной оси. Американские политологи, разрабатывавшие модель воронки причинности, совершили неожиданное для них самих открытие, совместив внутри одновременное и последовательное действие разномасштабных и разнородных причин.
Воронка причинности, показанная ниже на рисунке 1, дала развитие и вариацию другим воронкам, которые составлялись политологами для каждого государства и являются уникальными. Единственным сходством, которым обладают все воронки, является отсутствие ранжирования факторов по масштабности и глубине воздействия (отдаленности или близости) либо прослеживаются вскользь или косвенно.
В современное время воронка причинности продолжает применяться как в мировой, так и в российской науке, но уже в других масштабах, не сопоставимых с началом её формирования и развития как метода и основы для создания более сложных политических инструментов.
Рисунок 1 – Модель воронки причинности[12]
Мгалоблишвили в статье «Объективные и субъективные факторы внешней политики в условиях биполярного мира» классифицирует внешние факторы, влияющие на политику государства исходя из его (государства) местонахождения относительно главного актора международных отношений. Классификация, приведенная ниже в таблице 1, была сформирована исходя из изучения политологических школ, изучающих поведение государства на международной арене – неомарксизма, неореализма и конструктивизма, которые рассмотрены после таблицы.
Факторы внешней политики, влияющие на государственную политику[13]
Неомарксисты уделяли большое внимание экономическим характеристикам внешней среды, а не политической составляющей, как внешнего фактора, оказывающего существенное влияние на государство. Иными словами, главным показателем для них являлось экономическое неравенство между государствами. На основе неомарксизма, истоки которого можно проследить в работах Маркса, была разработана мир-системная теория, основателями которой являются Иммануил Валлерстайн и Андре Франк и теория зависимости, которая является по своей сущности противоположной мир-системной.
Представители школы неореализма пытаются понять, почему государства имеют схожие характеристики, но при этом ведут себя по-разному на международной арене. Кандидат политологических наук и ведущий сотрудник НИУ ВШЭ Татьяна Романова в статье «О неоклассическом реализме и современной России» выделяет три составные части, которые считаются базовыми в неоклассическом реализме:
— «Независимая переменная» (внешняя среда, система).
— «Вмешивающаяся переменная» (весь комплекс внутри государства – институты, взаимоотношения власти и общества, восприятие и идеология).
— «Зависимая переменная» (внешняя политика).[14]
При этом она отмечает, что интересует неореалистов процесс перехода от вмешивающейся переменной к зависимой и как последняя приобретает данный статус.
Далее Романова объясняет наличие взаимосвязи между вмешивающейся переменной и зависимой переменной двумя факторами.
«Во-первых, лица, принимающие решения, не всегда действуют рационально, хотя большинство реалистичных парадигм исходит именно из этого предположения. Никто никогда не обладает всей полнотой информации, следовательно, действует, основываясь на доступных данных и домысливании остального. При этом представления о правильном и реальном, о связи известного и секретного, да и о мире вообще, обусловлены личным опытом политиков и чиновников, знаниями, парадигмами, в которых они сформировались и существуют. И это делает конструктивизм важным для неоклассического реализма.
Во-вторых, неоклассический реализм отталкивается от идей Макса Вебера и его последователей о том, что государство – не единый и априори слаженный механизм. Здесь прежде всего мы говорим о наличии систем институтов (главным образом в лице исполнительной власти) и (гражданского) общества. Силу государства в мире, уровень доверия к его заявлениям и действиям определяют ладно функционирующие институты и тесное взаимодействие государства и общества».[15]
Конструктивисты рассматривают поведение государства исходя из его характеристик. Они убеждены, что государства уникальны по своей сущности и имеют определенный набор переменных, которые определяют их социальные, экономические, культурные и другие характеристики, оказывающие влияние на построение внешней политики. Также государства индивидуальны и это отражается в их поведении на международной арене.
Александр Вендт, политолог и последователь конструктивизма, создал социальную теорию международной политики, в которой исследовал проблему «агент-структура», доказав, что международные структуры формируются благодаря гуманитарным факторам, которые глубже и длиннее (во временном отрезке) влияют на их формирование, в отличии от материальных факторов. В его теории основной упор был на социальную природу каждого игрока, которая формировала стиль его политического поведения. По мнению Вендта, «при осмыслении исторического опыта важно понять внутренние мотивы поведения игроков, соотношение между внешними интересами и их идентичностью».[16]
Изучив теоретические подходы к рассмотрению политических институтов и труды ученых, изучающих данную тематику, а также политологические школы, на базе которых были выделены факторы, влияющие на внешнюю политику государства, можно выделить собственные факторы, которые оказывают существенное влияние на разработку внешней политики и развития государства на международной арене. Основой служит социологический и исторический подходы.
— Экономический аспект (объём внешнего долга страны; кредитная политика государства; надежность национальной валюты; уровень экономической независимости от других стран; объем добычи природных ресурсов (нефть, газ, уголь и др.); соотношение экспорта и импорта; объем иностранных инвестиций; наличие экономических соглашений с другими государствами; темпы экономического роста);
— Миграционный аспект (уровень миграционной безопасности; коэффициент эффективности миграции; коэффициент интенсивности миграционных потоков; миграционный оборот);
— Международно-правовой аспект (статус государства в международных организациях и сообществах (член или наблюдатель); наличие посольств и консульств в иностранных государствах; заключение двусторонних и многосторонних международных договоров и других документов; участие в международных конференциях, съездах, переговорах с другими лидерами глав-государств (G7, G20); участие в развитии системы международных отношений);
— Военный аспект (уровень развития военной промышленности; объём проведенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР); военно-политическая обстановка в стране; геополитический потенциал);
— Экологический аспект (мировая экологическая обстановка; уровень экологической безопасности; взаимодействие с государствами в области по вопросам охраны окружающей природной среды).
Выделенные аспекты имеют как прямое (экономический, военный), так и косвенное (миграционный, экологический) влияние на формирование внешней политики государства. Международно-правовой аспект является особенным фактором влияния в связи с его масштабностью и значимостью. Главной целью международно-правового аспекта является установление отношений между субъектами мирового сообщества в экономической, военной, научно-технической, дипломатической и других сферах взаимодействия.
Подводя итог, важно отметить, что многообразие теоретических подходов к изучению политических институтов даёт большой пласт для развития: во-первых, новых теорий в результате совмещения различных теоретических подходов; во-вторых, дает возможность для развития новых политических институтов или новой интерпретации устаревшей информации о уже действующих институтах. Внешние факторы, которые оказывают влияние на построение и развитие внешней политики и, в частности, политических институтов, дают возможность определять: грамотность построения политического вектора на международной арене; насколько сильно внешние факторы влияют на политические институты и если давление с их стороны достаточно сильное, то как изменяется тот или иной политический институт или внутренняя политика государства в целом.
В современном мире существует большое многообразие сценариев развития политических, экономических, демографических и других ситуаций, которые затрагивают большинство государств на международной арене. Однако, при разработке сценариев невозможно учесть все факторы, которые будут влиять в ситуации как на внешнюю политику каждого государства, так и на мировое сообщество в целом. Исходя из этого, анализ факторов носит основополагающий характер для выстраивания внешнеполитической стратегии государства.