Что относится к подготовительному этапу проекта
Поисковый (подготовительный) этап творческого проекта
Содержимое разработки
Поисковый этап творческого проекта
Выполнила: Максимова Ксения Сергеевна
Цель: ознакомить учащихся с последовательностью выполнения основных этапов творческого проекта – от замысла до реализации.
сформировать навыки по содержанию, оформлению и выполнению проекта, определиться с выбором моделей;
содействовать воспитанию аккуратности, эстетического вкуса;
прививать навыки по планированию своей работы.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: технология.
Требования к изделию
Теперь вы должны определить, какими качествами должно обладать изделие:
На этом этапе вы должны разработать несколько вариантов формы и конструкции изделия, проанализировать их и выбрать наиболее подходящий по критериям. Для начала поищите вокруг уже готовые подобные изделия, посмотрите, как они устроены, из каких материалов изготовлены, какую форму имеют и подумайте, как можно изменить изделие, чтобы оно подходило под ваши критерии.
Основные этапы любого успешного проекта: от начальной идеи до завершения
Независимо от размера проекта движение по этапам одинаково. Он инициируется или начинается с устава, который определяет управляющего и описывает важность всей предстоящей деятельности.
Что же происходит на самом деле при разработке любого бизнес-проекта? Разберемся подробнее.
Основные этапы
Как только проект был инициирован, переходят к этапу планирования. Здесь основные и рабочие группы определяют необходимую работу, которая должна быть выполнена для достижения масштаба деятельности, и разрабатывают сметы и оценки времени, затрат, ресурсов и рисков.
После фазы планирования работа начинается и происходит в определенном порядке, необходимом для перехода от предшествующей деятельности к последующей. Зависимости проекта играют важную роль на этом этапе.
В то время как выполнение продолжается, менеджер и члены команды следят, отчитываются и контролируют весь проект с акцентом на критических действиях пути. Эта работа продолжается до тех пор, пока не будет завершена фаза выполнения и проект не будет доставлен заказчику.
Заключительный этап, закрытие проекта, включает в себя завершение работы, оценку извлеченных уроков и перерыв команды, чтобы участники могли перейти к своей следующей инициативе.
Для гибких или итеративных проектов планирование и выполнение осуществляются в короткие периоды времени или с ускорением, причем этапы повторяются до тех пор, пока проект не будет завершен, а клиент удовлетворен.
Инициирование проекта
Надежная инициация проекта не только подготовит его к успеху, но и заложит основу для всех будущих этапов. Во время инициации вы получите назначение членов проектной команды, ознакомите их с общими целями проекта и зададите клиенту или владельцу как можно больше вопросов, чтобы вы могли эффективно планировать дальнейшую деятельность. Это также прекрасное время для создания командного энтузиазма по поводу проекта и сбора любых последних подробностей, которые могут повлиять на планирование. Дополнительные шаги включают в себя:
Планирование
Начав проект и собрав всю необходимую информацию, вы приступите к планированию. Этот этап зависит от размера вашего проекта, объема информации, которую вы должны организовать, и размера вашей команды. Результатом планирования должен быть четкий план или график, из которого каждый будет следовать своим назначенным задачам. Использование специальной программы, такой как Microsoft Project или Basecamp, чрезвычайно полезно. Если у вас нет доступа к одной из этих программ, выполните общий поиск в Интернете бесплатного программного обеспечения.
Хотя это не всегда необходимо. Использование Excel и Word для создания плана и передачи его команде одинаково эффективно.
Конкретные задачи на этапе планирования включают в себя:
Выполнение проекта
Теперь, когда у вас есть четкий план проекта, команда может приступить к выполнению в соответствии со своими задачами. Это этап, когда все начинают делать свою работу. Вы захотите официально начать этап исполнения с личных встреч, чтобы у каждого было то, что ему нужно, чтобы начать выполнять свою часть проекта. Начало работы команды в правильном направлении является неотъемлемой частью успеха, поэтому четко сформулируйте график и план коммуникаций.
Мониторинг и контроль
Пока проект находится в стадии выполнения, вы начнете контролировать его, чтобы обеспечить его движение в соответствии с планом. Существует множество способов мониторинга и управления проектом. Эффективны случайные проверки с руководителями групп, организованные ежедневные собрания или более официальные еженедельные статусные совещания. Информация, которая поступает с этих встреч или каналов связи, расскажет об обратной связи и в конечном итоге о любом перепланировании и корректировках, которые необходимы для проекта.
Дополнительные важные действия на этом этапе включают в себя:
Закрытие проекта
После того как все детали и задачи вашего проекта будут завершены и утверждены клиентом или владельцем, вы можете, наконец, закрыть свой проект. Это так же важно, как и инициация, планирование и выполнение. Вы захотите документировать всю информацию из проекта и аккуратно организовать ее, чтобы вы могли вернуться к ней при необходимости. Это также хорошее время для проведения анализа, чтобы все члены команды могли подумать о том, что было сделано правильно или неправильно.
Этапы выполнения творческого проекта
. Организационно-подготовительный этап
Поисково – исследовательский этап (проектировочный)
1. Выбор и обоснование темы проекта (актуальность, проблема, цель, задачи).
2. Описание внешнего вида.
3. Выбор материалов.
4. Выбор инструментов.
5. Составление технологической последовательности изготовления изделия.
II. Технологический этап (этап реализации проекта)
1. Выполнение изделия (в соответствии с технологической последовательностью).
2. Соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.
3. Оформление пояснительной записки.
III. Заключительный этап (презентация и практическое использование изделия)
1. Выполнение самооценки творческого проекта.
2. Экологическая оценка творческого проекта.
3. Экономический расчет изделия.
4. Рекламный проспект изделия.
5. Защита творческого проекта.
Выполнение проекта осуществляется в три этапа:
Поисково – исследовательский этап
Технологический этап
Заключительный этап – защита проекта
К защите творческого проекта учащиеся должны представить:
1. Изделие, в соответствии с темой проекта.
2. Документацию (пояснительную записку в полном объеме, оформленную в соответствии с требованиями).
3. Самооценку проделанной работы.
4. Рекламный проспект изделия.
План выступления
v Выбор и обоснование темы проекта;
v краткая историческая справка;
v название изделия, выбор от трех до пяти вариантов изделия;
v выбор материалов, из которых оно изготавливается;
v выбор оборудования, инструментов, приспособлений, для выполнения проекта;
v техника выполнения изделия;
v самооценка по выполнению работы;
v экологическая оценка изделия;
v себестоимость изделия;
v список литературы;
v рекламный проспект изделия.
Защита проекта
На защите творческого проекта необходимо:
v Представиться, объявить название темы проекта, показать или продемонстрировать выполненное изделие;
v указать актуальность (важность), проблему выбора темы творческого проекта, его цель и задачи;
v рассказать кратко историю появления данного вида изделия или технике его выполнения;
v обосновать выбор модели;
v обосновать выбор материала с учетом его свойств, соответствия его названию, форме модели, цветовой гамме, технике его выполнения или с учетом индивидуальных особенностей личности (цвет волос, глаз, лица, телосложения и т.д.);
v назвать оборудование и средства, используемые при изготовлении проекта;
v указать на положительные и отрицательные стороны изделия (выявить недостатки и достоинства выполненной модели, которые могли присутствовать при выборе: оборудования, материалов, отделки, конструирования, моделирования, способах обработки изделия и т.д.);
v указать, что можно изменить из вышеперечисленного в случае повторного выполнения проекта, с целью улучшения функциональных возможностей и эстетического восприятия;
v рассказать о новых знаниях, умениях, полученных при выполнении проекта, об использовании прогрессивных (передовых) методов обработки изделия, если они имели место;
v рассказать об экологической оценке;
v объявить себестоимость изделия и сделать вывод о целесообразности его выполнения и правильного выбора;
v самостоятельно объективно оценить выполненную проектную работу, ответить на вопросы, выслушать мнения аудитории.
«ЗВЕЗДОЧКА ОБДУМЫВАНИЯ» В ПРОЕКТИРОВАНИИ
Работа над проектом включает в себя решение ряда вопросов, причем сначала это делается мысленно, а потом практически – в материале. На этапе представлений можно воспользоваться специальным приемом, называемым «звездочкой обдумывания». В центре чистого листа бумаги записывается подлежащий решению основной вопрос. Затем вокруг него указываются возможные решения других вопросов, без которых невозможно выполнение главного.
В выполнении творческого проекта первым и главным решением является определение того, что предполагается изготовить, т.е. название изделия (идея). Оно записывается в центре листа, рядом указываются расходящиеся лучи, около которых указываются:
1. Какие материалы понадобятся при выполнении работы.
2. Какие необходимые инструменты и оборудование.
3. Какова форма и размеры изделия.
4. В каком стиле оно изготовлено.
5. Будет ли оформление изделия сочетаться с окружением из других предметов.
6. Основные этапы конструирования изделия.
7. Основные этапы технологии его изготовления.
8. Основные затраты на изготовление изделия.
9. Экологическая оценка.
По форме эта «звездочка обдумывания» выглядит следующим образом
Такая запись решения взаимосвязанных вопросов позволяет хорошо их обдумать, т.к. все они сразу находятся перед глазами. Этот прием может быть применен и для решения отдельных частных вопросов. Например, возникает сложный вопрос с выбором материала изделия. Тогда он и становится центром звездочки, в расходящихся лучах которой указываются различные возможные для применения конструкционные материалы и их свойства. Рассматривая их поочередно и сравнивая с требованиями к материалу конструкции данного изделия, можно подобрать более подходящий материал.
Технология –от греческого слова texnos – искусство, мастерство, и logos – слово, понятие изучение – совокупность процессов, правил, навыков, что используются при изготовлении определенного вида продукции в любом виде (отрасли) промышленности.
На уроках технологии знакомятся с принципами изготовления различных изделий. И перед тем как начать выполнять ту или иную работу, мы разбиваем её на составные части и последовательность их выполнения.
Программой по технологии предусмотрено ознакомление с разными видамитехнологической документации(то есть той документации, в которой указывается последовательность выполнения действий по изготовлению изделия, инструмент, время, оборудование и др.)
Технологическая документация –это графические и текстовые документы, которые определяют технологические процессы изготовления продукции.
К техническим документам относят:
Операционные чертежии другие документы, которые используются в промышленности; конструкторская документация; ведомости заказов; нормы расхода материалов, полуфабрикатов, инструментов, приспособлений и др.
Технологический процесс –последовательность направленных на создание заданного объекта действий (технологических операций), при условии, что каждая основана на каком-нибудь природном процессе и человеческой деятельности.
Технологическая карта –форма технологической документации, в которой воспроизведено процесс обработки изделия, указанные операции и их составные части, материалы, что используются; производственное оборудование, и технологические режимы; необходимое для изготовления изделия время; квалификация работников.
Операционная карта –форма технической документации, что используется при распределении работы. Это часть технологической карты, рассчитано на одно рабочее место и отвечает таким требованиям:
Инструкционная карта –это форма технологической документации, что отображает только последовательность выполнения действий согласно технологического процесса и разрешает объединение нескольких операций.
Рекламный проспект изделия
Реклама– это информация, которую предлагает фирма или предприятие для покупателей, потребителей её товаров и услуг об их качестве, достоинствах, преимуществе, а также о деятельности самой фирмы или предприятия.
Цель рекламызаключается в привлечении внимания потребителей к товаром или услугам и повышении спроса на них.
Реклама должна отвечать следующим требованиям:
— не вызывать у людей отрицательных эмоций;
— сообщить потребителю то, что он желает услышать или увидеть;
— вызывать интерес у покупателя.
Рекламный проспект изделия – это необходимая часть проекта. От его исполнения зависит, сможет ли изготовитель продавать продукцию или нет. Реклама – это «двигатель» торговли.
Рекламный проспект изделия может включать в себя:
1. Товарный знак фирмы (производителя).
2. Наименование изделия, его назначение.
3. Несколько рекламных фраз.
Товарный знак (товарная марка, или лейбл) чаще всего представляет собой эмблему, состоящую из букв, слов или рисунков. Иногда бывает комбинация этих знаков. Буквы могут быть начальными буквами фамилии или имени. Рисунок может определять характер деятельности фирмы, а слово – наименование продукции. Чаще всего рисунки всего бывают простыми, геометрическими, ничего не значащими фигурами, но по ним всегда можно узнать фирму – производителя товара.
Описание названия изделия, его назначения, области применения должны быть краткими и содержать только необходимую информацию, примерно 20 – 50 слов.
Рекламные фразы должны привлекать внимание и содержать основное назначение изделия. Рекламный проспект должен быть красочным, интересным и хорошо смотреться.
Вести с курсов. Подготовительный этап учебного проекта
Технология учебно-исследовательской деятельности – технология высокого уровня развивающего обучения. Проектный метод является средством формирования самостоятельного мышления учащихся, компетенций. Она базируется на творческих потребностях, познавательных интересах личности.
Внедрение технологии проекта в учебный процесс способствует повышению качества образования, осуществлению индивидуального подхода, профильной и предпрофильной подготовки.
В процессе работы над проектом ученики приобретают новые знания, навыки исследования, у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления
В методике учебного исследования важным содержательным ядром выступает технологическая карта [2]
Она включает в себя:
Создание благоприятных отношений партнерства учитель – ученик
Развитие интереса к предмету и навыков самообразования;
Приобщение к творческой и проектной деятельности;
Обучение приемам самостоятельной работы, а также исследовательских навыков;
Организация учебно-исследовательской деятельности.
При хорошо продуманной организации учебно-исследовательской деятельности решаются поставленные педагогические задачи. Каждый этап проектной деятельности координируется учителем.
Можно выделить пять этапов разработки учебного исследовательского проекта: инициирующий, основополагающий, прагматический, заключительный и итоговый.
Начальным звеном цепочки, первым этапом разработки учебно-исследовательского проекта является инициирующий или подготовительный. На этом этапе происходит определение проблемы. Проблема может быть исследовательская, информационная, практическая.
Дидактическими условиями формирования активизации познавательной деятельности учащихся на этом этапе являются: разработка тем проектирования, формулирование темы в виде проблемы, выявление актуальности задач.
Первый этап осуществления проекта — самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от проектной технологии. На этом этапе учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, формулирует проблему проекта. Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде, выделяется ряд подпроблем, ее уточняющих (проблематизация). В результате проблематизации, определяют цель и задачи проекта, поиск способа или способов решения проблемы проекта. [2]
Тема проекта должна быть интересна ученикам. К формулированию темы проекта учитель может подвести учеников, используя разнообразные педагогические средства, например, через знакомство с интересными научными фактами, работой с энциклопедиями, статистическими отчётами по охране окружающей среды, выполнение творческого задания и даже просмотра видеофрагмента.
Так, посмотрев на уроке видеофрагмент о технике прививки (вегетативного способа размножения растений), у учащихся, может возникнуть вопрос об использовании этого метода для комнатных растений и желание апробировать данный метод на практике. В результате получается интересный проект по вегетативному размножению, например, кактусов.
При выборе темы, можно порекомендовать проанализировать потребности общества в определенной области или посмотреть список проектов, которые уже были когда-либо защищены.
Необходимо помнить о том, что тема проекта должна находиться в зоне ближайшего развития ученика, соответствовать уровню его развития, владению компетенциями.
На этапе погружения в проект или инициирующем этапе, формулируется проблема проекта. Нужно отметить, что эта деятельность предполагает владение навыками проблематизации как учителя, так и учеников.
Проблематизация — это аналитический процесс работы в проблемном поле с целью выделения проблемы, а также подпроблем для последующего их рассмотрения, решения.
Проблемное поле представляет собой область знания с неразрешенными задачами, вопросами. Первоначально рассматривается общая проблема, например, проблема загрязнения окружающей среды. Затем проблемное поле сужается и выводится более конкретная формулировка проблемы, т.е. происходит разбивка на подпроблемы. Для этого проблема рассматривается в различных ракурсах.
Например, проблема загрязнения окружающей среды – общая проблема, а в суженном поле проблематизации можно рассматривать загрязнение, например, какого-либо водоёма, территории.
Формулирование проблемы сопряжено с вопросом: почему? И данный вопрос, является ядром формулирования проблемы. Например, учащиеся заметили, что одно и тоже комнатное растение, размещенное в разных местах рекреации школы, имеет внешние отличия. Возникает проблема: почему? Решение этой проблемы приводит к проектному исследованию. Возникающие и решаемые проблемы учебного исследования не направлены на решение научных вопросов, на которые нет ответа в науке. Ученики исследуют то, что известно в науке, отрабатывая на практике исследовательские умения. Например, в науке уже известны абиотические факторы, влияющие на рост и развитие организмов. А вот какие из известных факторов непосредственно повлияли на развитие конкретных объектов – эту задачу и предстоит решить ученикам в процессе работы над проектом.
На этапе выдвижения проблемы эффективна учебная дискуссия.
Следующим шагом инициирующего этапа является постановка целей. Цель проекта представляет утверждение, результат, который хотят достичь. Цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой.
Рекомендуется в формулирование цели включать существительные «исследование, изучение, выявление и т.д.». Например, целью проекта может быть изучение влияния автомобильного транспорта на окружающую среду или выявление антропогенного влияния на состояние популяции.
Если проект выполняется по изучению орнитофауны, например, «Видовой состав орнитофауны села Ивановка в весенний период года», то цель проекта может быть сформулирована так: изучить видовой состав орнитофауны села Ивановка в весенний период года.
На этом же инициирующем этапе происходит выдвижение гипотезы. Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.
В результате работы над проектом гипотеза может либо быть доказана, либо опровергнута.
Если исследовательский проект групповой, то следует разбить учащихся на группы для работы над подпроблемами проекта.
Итак, можно выделить следующие организационно-методические условия проектирования на подготовительном этапе работы над проектом. [1]
1. Установочное занятие: цели и задачи проектной деятельности, проектная тематика и жанры будущих проектов, мотивирование учащихся на проектную деятельность.
2. Стендовая информация о проектной работе.
3. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, график консультаций и пр.).
4. Проведение консультаций по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации. Формулирование основных идей и замыслов.
5. Результат: обоснование необходимости проектирования, создание условий информационно- материального ресурсного обеспечения. [1]
1. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
Что относится к подготовительному этапу проекта
Основные этапы работы над проектом
В методике проектного обучения принято выделять 7 основных этапов работы над проектом:
Необходимо выделить педагогически целесообразные темы курса или разделы, которые будут «вынесены на проектирование». Далее нужно сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых примерных тем на класс, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого творческого опыта.
Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к выбору тех или иных тем проектов при участии преподавателя. При этом задача преподавателя – повлиять на выбор учащихся так, чтобы тема проекта соответствовала возможностям и наклонностям учеников. При формировании рабочей группы важно, чтобы ребята дополняли друг друга по своим способностям.
Если в группе окажется лидер способный организовать (с помощью педагога) коллективную работу, то это значительно облегчит работу преподавателя. Но преподаватель должен проследить, чтобы в группе сохранялись демократические принципы коллективной работы и не подавлялась инициативы любого члена группы.
По мнению ряда исследователей, метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность чувствовать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Основными условиями успешности проектной деятельности группы являются:
Особенностью системы выполнения школьных проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося. В целом при работе над проектом учитель помогает ученикам в поиске источников информации; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет участников; поддерживает обратную связь, чтобы помогать ученикам, продвигаться в работе.
2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта.
Прежде чем, начнется работа над проектом, преподаватель должен обсудить с исполнителями проекта следующие вопросы:
Ответы на эти вопросы помогут ребятам уяснить и сформулировать идею и цель проекта.
Затем следует обсудить задачи, которые необходимо будет решить в ходе выполнения проекта. Типичными и наиболее важными задачами при выполнении большинства проектов являются:
Например, выбран образовательный проект: «Проблема глобального потепления и его последствий». Целью такого проекта может быть подготовка факультативного курса для школьников.
В результате поиска и анализа научной информации исполнители должны ответить на следующие вопросы:
Для поиска информации по проблеме необходим доступ в Internet. В число задач исполнителей проекта может войти также издание факультативного курса. В этом случае придется искать источник (источники) финансирования проекта.
Целью проекта «Электромагнитная обработка муравейника» может стать изучение влияния электромагнитного поля на жизнедеятельность муравьёв. В связи с этим основными задачами проекта будут:
3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся.
После того как сформулированы идея, цель, задачи проекта следует обсудить следующие вопросы:
Главное помнить, что одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым способом деятельности. Но процесс этот нужно организовывать, моделировать так, чтобы учащиеся научились:
4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов.
Для успешного выполнения проекта очень важно четко определить структуру проекта. Например, в случае проекта: «Проблема глобального потепления и его последствий», структуру планируемого к разработке факультативного курса можно представить в следующем виде:
За каждым разделом курса необходимо (по желанию после предварительного обсуждения) закрепить одного или нескольких учащихся. Они должны подготовить примерный план изложения своего раздела. Затем следует обсудить эти планы и согласовать их между собой.
Структура проекта: «Электромагнитная обработка муравейника» может быть представлена в следующем виде:
Следует детально обсудить процедуры отбора и заселения муравьев в искусственные муравейники, а также обеспечение их всем необходимым для нормальной жизнедеятельности; составить детальную схему-эскиз муравейника; обосновать частоты и интенсивности электромагнитных полей; определить длительность периода наблюдения за муравьями.
6. Подведение итогов, оформление результатов.
7. Презентация проекта.
Презентация проекта – это публичная защита проекта, которая может происходить в форме доклада на конференции или в форме защиты на специальном заседании. Преподаватель должен заранее выяснить регламент выступления по проекту и доступные технические средства сопровождения выступления. В соответствии с этим презентация готовится или в электронном виде, или в виде обычного доклада с плакатами и фотографиями.
По возможности желательно продемонстрировать апробацию результатов работы. Если в результате выполнения проекта изготовлено какое-либо устройство, то необходим показ этого устройства в действии или съемки устройства в действии.
В презентации проекта необходимо в той или иной форме задействовать всех исполнителей проекта, особенно их участие в ответах на вопросы и в дискуссии по проекту.
В качестве конкретного примера приведем опыт организации метода проектов учителей начальных классов МОУ СОШ № 5 г. Мурманска.
Цель: формирование ключевых компетенций учащихся
Задачи:
Актуальность:
«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев
Этапы работы: