Что относится к подъемно транспортному оборудованию
Как выбрать подъемно-транспортное оборудование?
Подъемно-транспортное оборудование (грузоподъемное оборудование)- это совокупность приспособлений, механизмов и машин, предназначенных для разгрузки транспортных средств и перемещения грузов. Применение даже простейших видов подъемно-транспортного оборудования способствует:
— облегчению трудоемких и тяжелых работ по перемещению грузов;
— повышению производительности и культуры труда;
— ускорению погрузочно-разгрузочных работ и сокращению длительности простоя транспорта.
Замена тяжелого ручного труда механизмами и машинами обеспечивает сохранность грузов и тары, а также правильное и более полное использование подсобных помещений. В розничной торговле наиболее экономичным решением проблемы погрузочно-разгрузочных работ является использование тары-оборудования, т. е. перемещение товаров в подготовленном к продаже виде в специальных торговых контейнерах и продажа товаров непосредственно из них в торговом зале.
Товары, подготовленные к продаже на оптовом торговом предприятии или предприятии-производителе, загружают в специальный контейнер (тару-оборудование) и доставляют в торговый зал магазина. Внедрение тары-оборудования позволяет повысить производительность труда работников в 7. 10 раз, сократить длительность простоя транспорта под разгрузкой с 80 до 30 %.
Классификация подъемно-транспортного оборудования
Подъемно-транспортное оборудование в основном подразделяется на вспомогательные (малая механизация) и основные средства механизации — оборудование большой производительности.
К средствам малой механизации относятся разнообразные ручные тележки, ручные тали, подъемники и т. п. На многих складах (особенно на мелких складах, а также на недогруженных участках крупных складов), где содержание высокопроизводительного механизма может оказаться экономически нецелесообразным, средства малой механизации достаточно эффективны. Основными средствами механизации складов являются электро- и автопогрузчики, электрокары, конвейеры, консольные краны, лебедки, мостовые и козловые краны и др.
СПРАВКА «ТО»
Подъемно-транспортное оборудование предназначено для механизации работ на складе и в розничной торговле. При его применении повышается производительность и облегчается труд работников, ускоряется выполнение складских операций, увеличивается пропускная способность, сокращаются простои транспортных средств под погрузкой и выгрузкой, улучшается использование складских площадей за счет увеличения высоты укладки товаров, уменьшаются себестоимость работ и издержки, связанные с передвижением товаров, повышается безопасность производимых работ. Оборудование, применяемое на складах и в магазинах, должно строго соответствовать своему назначению, обладать необходимой прочностью, устойчивостью и подвижностью, обеспечивать удобство и безопасность труда, занимать небольшие маневровые площади и обслуживаться малым числом работников, быть однотипным, экономичным и максимально соответствующим по производительности объему работ, подлежащему выполнению.
Механизация складских помещений
К средствам малой механизации относятся ручные тележки, ручные тали, платформенные тележки, ручные штабелеры, домкраты, малые крановые системы, различные грузозахватные приспособления и т. д.
Потребитель зачастую сталкивается с необходимостью правильного выбора конкретной модели среди огромного разнообразия талей, кранов и другого оборудования, предлагаемого на отечественном рынке. Правильнее всего в такой ситуации обратиться за советом к специалистам. Основным параметром, определяющим правильность выбора, безусловно, является грузооборот — чем он больше, тем более совершенным и универсальным должно быть оборудование. Для небольшого склада (ангара) или маленькой производственной организации вполне достаточно обычной кран балки грузоподъемностью не более 1000 кг.
Сегодня на российском рынке широко представлено оборудование хорошо зарекомендовавших себя зарубежных марок. В условиях острой конкуренции одним из важнейших факторов успешной деятельности является способность предприятия представить на рынок качественную и высокопроизводительную строительную технику. Это в полной мере касается и грузоподъемных машин.
Строительные компании, заботящиеся о своей репутации, понимают, что надежная и современная грузоподъемная техника – залог успеха строительства. Именно такую технику поставляет компания «КранШталь», официальный представитель официальный представитель STAHL CraneSystems в России.
В ценовых категориях техника делится на технику премиум-класса, средней стоимости и, скажем так, бюджетные решения.
Для настоящей работы необходимо качественное оборудование.
Такое, как немецкие краны, крановые системы, а также тали, тельферы (Германия) от STAHL CraneSystems.
Если Вам требуется:
литейный мостовой кран или металлургический кран;
Позвоните по телефону +7 495 225 37 88 и сообщите необходимые минимальные данные по требуемому Вам оборудованию, мы подготовим подробное развёрнутое коммерческое предложение на грузоподъемное оборудование. Или воспользуйтесь формой обратной связи:
При заполнении письма обязательно укажите Ваш город, название фирмы, телефон или факс
Подъемно-транспортное оборудование
Вы здесь
Подъемно транспортное оборудование
Подъемно-транспортное оборудование предназначено для транспортировки грузов до места их эксплуатации или хранения, а также для механизации этих процессов.
Подъемно-транспортное оборудование: применение
Применение в промышленности даже простейших видов подъемно-транспортного оборудования способствует облегчению тяжелых и трудоемких работ по перемещению грузов, повышению производительности труда. Развитие промышленного предприятия может иметь место только при условии повышения эффективности труда сотрудников, которой во многом способствует его механизация.
Виды подъемно-транспортного оборудования
К подъёмно-транспортному оборудованию относятся:
Классификация подъемно-транспортного оборудования
Подъемно-транспортное оборудование классифицируют по ряду признаков: функциональному назначению (грузоподъемное, транспортирующее, погрузочно-разгрузочное оборудование); направлению перемещения груза (горизонтальное, вертикальное, под углом); рабочему циклу (периодического действия, непрерывного действия); виду привода (ручное, электромеханическое); типам конструкций (стационарные, передвижные); а также по различным техническим параметрам.
Подъемно-транспортное оборудование должно соответствовать своему назначению, обладать необходимой подвижностью, прочностью и устойчивостью, обеспечивать безопасность и удобство труда, занимать небольшие площади для маневрирования и обслуживаться малым числом работников.
Основные категории подъемно-транспортного оборудования
С тех пор, как человек осознал себя в роли социального существа и начал заниматься такими видами деятельности как строительство и торговля, перед ним регулярно вставала необходимость транспортировать различные грузы на большие высоты и дальние расстояния.
Иногда грузы были тяжелыми и неудобными (к примеру, в жидком или сыпучем состоянии). Чтобы облегчить работу, люди придумывали те или иные вспомогательные грузоподъемные приспособления. И теперь существует огромное количество разновидностей подъемно-транспортной техники, направленной на выполнение разных задач и сильно отличающихся друг от друга, как по устройству, так и по грузоподъемным способностям. В соответствии с этими различиями, грузоподъемное оборудование классифицируют на несколько типов.
Определяют три основные степени тяжести грузов. Согласно данному делению больших классов подъемно-транспортного оборудования (ПТО) рассматривают также три. Грузам высокой степени тяжести соответствуют самые большие и сложные машины, средней тяжести — промежуточная категория машин, а низкой — самые простые и компактные приспособления.
Причем параллельно существуют и другие принципы разделения. Так, например, способ приведения механизмов в движение разграничивает машины электрические (то есть содержащие в своей конструкции электрический двигатель и управляемые дистанционно либо из кабины) и механические (запускающиеся вручную, с помощью физических усилий оператора).
Другой метод классификации рассматривает отдельно стационарное оборудование и передвижное. Для последнего характерно умение не только поднимать и опускать грузы, но и дополнительно передвигать объекты в горизонтальном направлении.
Классификация подъемно-транспортной техники
Рассмотрим три большие категории подъемно-транспортной техники, соответствующие трем степеням тяжести грузов. В число самых сложных машин, работающих с объектами повышенной тяжести, входят разнообразные краны (мостовые, башенные, консольные) и перегружатели (портальные, контейнеры).
Во вторую категорию, предназначенную для транспортировки среднетяжелых грузов, можно занести тележки (гидравлические, самоходные), погрузчики, электрокары, штабелеры (обычные и электрические).
Наконец, последний класс механизмов — самых простых и малогабаритных, рассчитанных на небольшие работы и наиболее легкие грузы — также представляет собой широкий спектр приспособлений: тельферы механические (ручные тали) и электрические (электротельферы), «кошки», домкраты, лебедки и обыкновенные полиспасты.
Помимо уже названных прежде особенностей, свойственных устройствам этой группы, их отличает интересное свойство: такие механизмы могут быть использованы в роли составного элемента в более сложных агрегатах, относящихся к предыдущим классам, обычно непосредственно для захвата и перемещения груза, как, например, в случае с талями, встраиваемыми в краны. Разумеется, это не противоречит тому факту, что все эти устройства широко эксплуатируются и отдельно, в самостоятельном режиме работы.
Области использования ПТО также напрямую связаны с тем, к какой категории оно относится и какую максимальную тяжесть способно поднимать и передвигать. Соответственно, первый класс устройств — самых масштабных и мощных — применяется в железнодорожных и портовых работах для погрузки и разгрузки, а также на стройках.
Машины, относящиеся к средней категории, широко распространены на складах, в промышленном производстве, в крупных торговых точках, магазинах и универмагах, одним словом, там, где часто требуется осуществлять передвижение объектов промежуточной тяжести по горизонтали, а не только вверх-вниз.
И, наконец, наиболее простые агрегаты применяют в менее обширных работах, для разовых задач и небольших грузов, например, в складской и автосервисной деятельности. В последнем случае часто бывает нужно произвести точные и аккуратные действия (скажем, в процессе стыковки автомобильного двигателя или кузова с основным корпусом машины) — здесь удачным решением оказывается применение ручных устройств, тех же талей. Если подытожить все сказанное выше, то получается, что все три подкатегории предназначены для своих целей и не случайно имеют различное строение и разные грузоподъемные характеристики.
Видео:Складская логистика. Подъемно-транспортное оборудование склада. Часть 1.
Подъемно-транспортное оборудование – классификация и сфера применения
Практически все отрасли производства, промышленности, логистики и торговли нуждаются в подъеме и перемещении грузов различного назначения. Ручной труд все больше заменяется механизированным, который трудно представить без специального подъемно-транспортного оборудования. Ассортимент техники этого типа постоянно пополняется, позволяя выбрать оптимальное устройство для конкретных задач.
Основная классификация
Следуя потребительскому спросу, современные производители предлагают впечатляющий ассортимент подъемно-транспортного оборудования. Огромное многообразие машин, механизмов и устройств классифицируют по функциональному назначению на следующие виды:
К грузоподъемным устройствам относятся тали, тельферы, лебедки и домкраты, краны различного назначения, лифты и подъемники. Погрузочно-разгрузочная техника включает различные погрузчики, электрокары, платформенные и гидравлические тележки. К транспортирующим относятся различные конвейеры, гравитационные спуски, пневматические устройства.
Разновидности грузоподъемной техники
Простейшими грузоподъемными устройствами являются домкраты, позволяющие приподнять груз на небольшую высоту. По конструктивным признакам разделяются на винтовые, гидравлические и реечные. Некоторые модели способны незначительно переместить груз в горизонтальном направлении. Наряду с клипсами и монтажными блоками домкраты широко используются в ремонтных и монтажных работах.
Лебедки и тали – большая группа механизмов, используемых для подъема, перемещения грузов в вертикальном и горизонтальном направлении. Компактные, малогабаритные и недорогие устройства могут использоваться самостоятельно или быть частью более сложных грузоподъемных машин (кранов, тележек). Постоянная сфера применения – строительство, сфера обслуживания, ремонтные мастерские, склады.
Грузоподъемные краны – обширный класс оборудования различного назначения. Представляют собой универсальные машины, в которых подъем, опускание, перемещение груза осуществляется посредством различных грузозахватных механизмов. В зависимости от вида груза используются крюки, траверсы, клещи, петли, грейферы, электромагниты, вакуумные захваты.
Краны отличаются по конструкции, функциональности, техническим и эксплуатационным параметрам, сфере применения. Наиболее востребованы мостовые, козловые, консольные краны и электротельферы. Также в складских условиях с ярусным расположением товаров незаменимы краны-штабелеры, позволяющие быстро разместить грузы на различной высоте.
Преимущества техники от производителя
Растущий спрос подъемно-транспортного оборудования определяет постоянное появление на рынке продукции сомнительного производства. Использование некачественных устройств представляет опасность для рабочего персонала и технологического процесса. Во избежание финансовых потерь рекомендуется приобретать подъемно-транспортное оборудование от производителя, обладающее бесспорными преимуществами:
Приобретая оборудование у проверенных поставщиков и производителей, не приходится сомневаться в том, что грузоподъемные работы будут выполнены с высокой скоростью и эффективностью. Тем самым, удается оптимизировать производственный процесс и снизить трудозатратность.
Подъемно-транспортное оборудование
Повышение эффективности труда на предприятиях общественного питания находится в прямой зависимости от степени механизации тяжелых и трудоемких межоперационных работ при выполнении технологических процессов. Наиболее трудоемкими являются погрузочно-разгрузочные работы, занимающие существенный объем в производственной деятельности предприятий.
Немаловажное значение в перспективном развитии предприятий массового питания имеет использование оборудования для выполнения так называемых вспомогательных операций производства. К нему относятся весоизмерительные и контрольно-кассовые машины. Кроме того, современный уровень организации производства и управления предприятием общественного питания требует применения электронной техники.
Подъемно-транспортное оборудование, применяемое на предприятиях общественного питания, классифицируют по функциональному назначению и принципу действия. Правильный выбор подъемно-транспортного оборудования, строгое соблюдение технической дисциплины при его эксплуатации являются залогом стабильной работы и эффективности производства.
По функциональному назначению оборудование подразделяют на грузоподъемное, транспортирующее и погрузочно-разгрузочное.
В группу грузоподъемного оборудования включают оборудование для подъема и опускания грузов. Это оборудование используют на предприятиях для межэтажного перемещения грузов, а также при ремонте и монтаже оборудования.
К грузоподъемному оборудованию относят: лебедки с ручным электрическим приводом; тали и тельферы, применяемые для вертикального и горизонтального перемещения грузов; лифты и различные подъемники.
К транспортирующим машинам относят: транспортеры; гравитационные спуски; оборудование пневматического и гидравлического транспорта.
Погрузочно-разгрузочное оборудование предназначено для перемещения и подъема груза внутри производственных и складских помещений. К этому виду оборудования относят: подъемники-загрузчики; грузовые тележки с подъемом; электрокары; уравнительные площадки.
Принцип действия подъемно-транспортного оборудования характеризуется структурой рабочего цикла. Различают непрерывный и периодический циклы действия. Транспортирующее оборудование может быть непрерывного и периодического действия. Грузоподъемные машины, как правило, имеют конструкцию периодического действия. Автоматизации легче поддается оборудование непрерывного цикла.
Лебедки предназначены для подъема грузов тяговыми органами с ручным и электрическим приводами.
При вращении рукоятки движение через зубчатые пары передается барабану. Трос, наматываясь на барабаны, поднимает груз на требуемую высоту. Храповой останов фиксирует положение груза.
Лебедки с электрическим приводом состоят из реверсивного электродвигателя, электромагнитного двухколодочного тормоза, редуктора и барабана. Принцип действия их аналогичен принципу действия ручных лебедок.
На рис. представлена таль с ручным приводом.
Таль подвешивают к опоре за крюк. Привод тали осуществляют при помощи бесконечной сварной цепи, соединенной с приводным цепным колесом. В качестве гибкого органа в таких талях используют пластинчатую шарнирную цепь. Поднятый груз удерживают в неподвижном состоянии дисковым тормозом, который замыкается массой транспортируемого груза. В этом случае ступица цепного колеса зажимает храповое колесо тормоза. Собачку тормоза укрепляют на корпусе тали.
При необходимости перемещения груза таль подвешивают к тележке, перемещающейся по подвесным однорельсовым путям, выполненным из проката двутаврового сечения.
Механизм подъема электротали (рис.) состоит из электродвигателя, статор которого запрессован в нарезной барабан.
Через двухпарный соосный редуктор крутящий момент ротора двигателя передается на барабан. Электроталь оборудована двумя тормозами и автоматическим спускным дисковым тормозом, который замыкается массой транспортируемого груза. Тормозной шкив стопорного тормоза, снабженный лопастями, укреплен на консоли быстроходного вала редуктора и выполняет роль вентилятора, охлаждающего таль.
Для улучшения охлаждения корпус редуктора снабжен охлаждающими ребрами. Контроль уровня масла в редукторе производится с помощью контрольных пробок. Для слива масла предусмотрена специальная пробка. Соединение барабана с втулкой, на которой имеется прямозубое зубчатое колесо, осуществлено с помощью зубчатой муфты. Смазка подшипников вала ротора и барабана производится с помощью шприц-масленок. В шкафу электроаппаратуры расположены пускатели механизма передвижения и подъема, кольцевой токоподвод и конечные выключатели подъема и спуска, ограничивающие крайние верхнее и нижнее положения крюка. Кабель управления вводится в шкаф электроаппаратуры через отверстие. Крепление каната на барабане осуществлено с помощью ковша с заливкой. Редуктор и шкаф электроаппаратуры соединены между собой сварным корпусом.
Электротельфер, так же как и таль, применяют для вертикального и горизонтального перемещения грузов. Конструктивными элементами его являются: реверсивный электродвигатель с дисковым тормозом, барабан с канатом и грузозахватное устройство. Для отключения электродвигателя при подъеме груза в крайнее верхнее положение предусмотрен концевой выключатель. Грузоподъемный механизм смонтирован на тележке с электроприводом, которая передвигается по монорельсу, подвешенному под потолком помещения. Управление электротельфером осуществляют кнопочной станцией, подвешенной на гибком кабеле.
На предприятиях общественного питания используют малые грузовые и выжимные тротуарные лифты, шахты которых расположены под тротуаром у наружной стены предприятия.
Концевые выключатели устанавливают на 100 мм выше и ниже крайних положений кабины лифта в шахте. При срабатывании этих контактов привод лифта отключается.
Дверные контакты смонтированы на дверях кабины и шахты. Они предотвращают включение привода с открытой дверью. На рис. приведена конструктивная схема автоматического замка дверей шахты лифта.
Дверные затворы смонтированы на дверях шахты и позволяют открыть дверь только тогда, когда около нее находится кабина лифта.
Ловители представляют собой зажимные устройства, которые при обрыве троса заклиниваются между направляющими и роликами кабины, тем самым предупреждают ее падение. Ловители также срабатывают при превышении номинальной скорости движения кабины лифта вниз на 15%. На рис. показана схема ловителей лифта при разрыве каната.
Грузовые площадки изготовлены в виде шарнирно соединенных платформ. Тяговыми органами являются четыре синхронно двигающиеся пластинчатые цепи, образующие замкнутые контуры, траектория движения которых определяется восемнадцатью направляющими звездочками. Крайние планки грузовых площадок крепятся к тяговым цепям. В верхнем и нижнем положениях благодаря шарнирному соединению платформы огибают направляющие звездочки и продолжают дальнейшее движение в неизменном положении.
Транспортер приводится в движение от электродвигателя подъемника цепной передачей, что обеспечивает синхронность работы при поступлении груза с платформ на транспортер и обратно. Транспортируемый груз устанавливают на рольганговый стол, и в момент огибания платформой крайних нижних направляющих звездочек он сталкивается на нее. При достижении платформой с грузом крайнего верхнего положения она начинает огибать верхние направляющие звездочки. В этот момент груз сталкивают на транспортер. Платформа после огибания верхних звездочек двигается вниз в вертикальном положении и после достижения крайнего нижнего положения вновь, изгибаясь, принимает горизонтальное положение. В этот момент ее опять наполняют грузом. При опускании грузов подъемник работает в обратном направлении.
Загрузку сырьем волчков, фаршемешалок и другого технологического оборудования осуществляют подъемником-загрузчиком К6-ФПЗ-1 (рис.).
Подъемник представляет собой сварную станину, на которой крепятся все сварочные детали и механизмы. По вертикальным направляющим (швеллерам) станины с помощью цепи на четырех парах роликов перемещается каретка сварной конструкции из толсто-листовой стали. Она обеспечивает вертикально-прямолинейное движение захвата или платформы с тележкой. На плите станины находится электропривод для подъема каретки.
Тележка ковшовая напольная И1-ФТН-250 с сырьем захватывается на платформу (или захват) подъемника. После проверки надежности ее фиксации нажимают кнопку управления «Вверх». При этом замыкается цепь питания электродвигателя, который через редуктор приводит в движение грузовую цепь с кареткой и платформой (захватом). При достижении заданной высоты загрузки (от 1 до 2 м) ролик поворотного фланца заходит между направляющими упора опрокидывателя и тележка опрокидывается. В конце опрокидывания срабатывает конечный выключатель и электродвигатель автоматически отключается.
После полного освобождения от сырья тележка при нажатии кнопки «Вниз» опускается. Цепь питания электродвигателя замыкается, и через редуктор он приводит в движение грузовую цепь с кареткой, но в другую сторону. После полного опускания тележки конечным выключателем электродвигатель автоматически отключается. При нажатии на педаль ногой происходит расфикация тележки, и она вручную выкатывается из зоны платформы (захвата).
Нории используют для одновременного подъема и опускания грузов с этажа на этаж. По конструкции они могут быть ковшовыми и люлечными с жестким или шарнирным креплением люлек. В качестве тягового органа в нориях применяют хлопчатобумажную прорезиненную ленту и втулочно-роликовые цепи. На рис. показаны различные,типы норий.
Ковшовая нория состоит из башмака, труб, верхней головки и ленты с ковшами.
В башмаке и верхней головке размещают валы с надетыми на них шкивами, на которые натянута лента. Для равномерной подачи продукта в количестве, не превышающем его пропускной способности, в башмаке имеется крыльчатый питатель, приводимый в движение от вала башмака нории. Продукт может также подаваться шнековым конвейером, примыкающим к нории через специальное отверстие. В верхней головке нории имеется клапан, отбрасывающий ту часть продукта, которая ссыпается обратно в трубу нории. Натяжение ленты в процессе эксплуатации осуществляют перемещением вниз подшипников винтовым устройством. Вместо ленты можно применять цепные тяговые элементы с 1-2 цепями.
Цепная люлечная нория с жестким креплением захватов изображена на рис. б. Конфигурация и конструкция захвата зависят от вида перемещаемых грузов. Разгрузка такого типа нории осуществляется на приводных звездочках.
Цепная нория с шарнирным креплением люлек (см. рис., в) обеспечивает перемещение грузов, которые вместе с люлькой находятся в пространстве в одном и том же положении. Такие нории позволяют производить загрузку и выгрузку продукта в любом месте по высоте.
Переход полок с рабочих направляющих на холостые и обратно осуществляется тремя средними роликами. Грузовые полки при переходе через столы не переворачиваются и на всем пути сохраняют горизонтальное положение. Нория имеет ограждение по всей высоте конструкции.
Переход полок с рабочих направляющих на холостые и обратно осуществляется тремя средними роликами. Грузовые полки при переходе через столы не переворачиваются и на всем пути сохраняют горизонтальное положение. Нория имеет ограждение по всей высоте конструкции.
Транспортирующее оборудование предназначено для непрерывного горизонтального или наклонного перемещения грузов. Распространенным видом этого оборудования являются транспортеры. Различают транспортеры (конвейеры) с гибким тяговым органом или без него.
К транспортерам с гибким тяговым органом относят ленточные, пластинчатые и скребковые транспортеры.
К транспортерам без гибкого тягового органа относят спуски, роликовые транспортеры (рольганги), винтовые транспортеры (шнеки).
Транспортеры с гибким тяговым органом состоят из трех основных узлов: приводной и натяжной станций и тягового органа.
На рис. показаны схемы основных конструктивных узлов ленточного транспортера.
Движение грузонесущему настилу (ленте) передается от привода, расположенного в приводной станции, состоящей из электродвигателя и редуктора. Лента приводится в движение силой трения, возникающей при вращении приводного барабана. Натяжение движущегося настила осуществляется специальными винтовыми (рис. б) или грузовыми (рис. в) устройствами, расположенными в натяжной станции. Для исключения прогибания ленты в промежутке между приводным и натяжным барабанами под ней по всей длине устанавливают поддерживающие ролики (рис. г) с шагом 1,0. 1,5 м. На рис. приведен общий вид ленточного транспортера.
Для транспортирования штучных грузов используют наклонный передвижной складывающийся конвейер КНЛПС, пластинчатый конвейер типа КП, а также конвейер с изгибающимися платформами.
В поточно-механизированной линии по выпуску очищенного сульфитированного картофеля используют скребковый транспортер (рис.).
К транспортерам без гибкого тягового органа относят винтовые транспортеры (шнеки), роликовые транспортеры (рольганги) и спуски (рис.).
Рабочей камерой винтового транспортера (рис. а) служит пустотелый цилиндр, внутри которого установлен винт (шнек). Приводное устройство шнека состоит из двигателя и ременной передачи. Вращающийся шнек перемещает мелкозернистые или мелкокусковые грузы вдоль пустотелого цилиндра от загрузочного устройства к разгрузочному. Опорами вала винта являются концевые подшипники. Для предупреждения прогиба вала устанавливают подвесные подшипники.
На предприятиях общественного питания, вырабатывающих продукцию, сырьем которой являются картофель, свекла, морковь, помидоры, яблоки, используют гидравлический транспорт. Он основан на использовании потока воды в перемещении корне- и клубнеплодов во взвешенном состоянии. Скорость гидросмеси сообщается благодаря разности давлений в начале и в конце трубопровода. Напор может быть естественным, возникающим при разности высотных отметок начальной и конечной точек транспортирования, или искусственным, создаваемым насосами. В практике применяются комбинированные системы принудительного и естественного перемещения гидросмеси.
Процесс транспортирования продукта в гидравлических транспортерах сопровождается его мойкой. При этом от него отделяют ся камни, песок и другие примеси, удельная масса которых больше или меньше единицы. По ходу движения гидросмеси устанавливают камне- и соломоловушки. Надежность работы гидротранспорта во многом определяется уклоном его лотка, формой желоба и степенью шероховатости его стенок.
Для транспортирования в значительных количествах сыпучего груза (муки, сахара и т. п.) используют пневматический транспорт, принцип действия которого основан на перемещении груза по трубам в смеси с воздухом или под давлением воздуха.
По характеру работы пневматические установки бывают:
всасывающими, в материалопроводах которых создается вакуум;
нагнетательными, в материалопроводах которых создается давление;
смешанными, представляющими собой комбинацию первых двух типов;
Всасывающие установки транспортируют продукт благодаря образованию в материалопроводе разрежения и всасывания в него атмосферного воздуха (рис. а).
Нагнетающие установки работают за счет нагнетания сжатого воздуха в материалопровод (рис. б).
Смешанные установки позволяют собирать продукт нескольких пунктов погрузки и подавать его в разные пункты разгрузки.
Вне зависимости от принципа работы пневматическая установка состоит из воздуходувной машины (вентилятор, компрессор, вакуум-насос и т. п.), питателя, разгрузителя, шлюзового затвора, фильтра, материалопроводов и переключателей направления потоков.
По величине развиваемого давления воздуходувные машины делят:
на вентиляторы, создающие давление или разрежение воздуха до 1,5 МПа;
компрессоры, устанавливающие давление от 30,0 МПа и выше.
Воздуходувные машины, создающие глубокое разрежение, называют вакуум-насосами.
Питатели (загрузочные устройства) служат для подачи продукта в струю движущегося с определенной скоростью воздуха. Питатели обеспечивают смеси продукта и воздуха установленную концентрацию.
В качестве разгрузителей применяют циклоны и бункера, снабженные шлюзовыми затворами, а в установках аэрозольтранспорта, когда имеется повышенная концентрация продукта в воздухе, продукт вместе с воздухом подается в емкость (бункер) с выпуском воздуха через фильтр.
Пневматический транспортирующий желоб представляет собой слегка наклонный лоток, состоящий из отдельных секций (рис.).
Отдельные секции имеют фланцы и соединены между собой болтами. По высоте желоб разделен пористой перегородкой, образующей днище верхнего желоба.
Пористая перегородка состоит из нескольких слоев технической ткани (брезент, бельтинг и т. п.) или керамической пористой плитки. Воздух должен вводиться в продукт в виде тончайших струек по всей длине желоба. Воздух в желобе нагнетается вентилятором, проходя через регулирующее устройство (дроссель) и гибкий шланг. Продукт в аэрожелоб поступает из бункера через самотек. Воздух, проходя через поры перегородки, аэрирует его. Аэрированный продукт течет по наклонному желобу до места разгрузки. Воздух, прошедший через продукт, очищается при помощи фильтров и удаляется в атмосферу. На предприятиях, где имеется центральная обеспыливающая установка, целесообразно пневматический желоб включать для обеспыливания в общую систему.
Поскольку в пневматические установки входят воздуходувные машины и аппараты, работающие при давлении выше 7 МПа, при их эксплуатации необходимо соблюдать правила обслуживания сосудов и аппаратов, работающих при избыточном давлении.
Для перемещения грузов внутри производственных и складских помещений применяют различного вида погрузочно-разгрузочное оборудование. На предприятиях общественного питания для перевозки грузов в таре и упаковке применяют ручные тележки с плоской платформой. Для перевозки насыпных грузов используют тележки, имеющие платформу с бортами. Тележки с вилами предназначены для транспортировки грузов на поддонах.
На рис. показана схема грузовой тележки с гидравлическим подъемом марки ТГВ-500М для погрузки, выгрузки и транспортировки грузов, уложенных на стандартные поддоны.
Тележка состоит из поворотной опоры с подъемными вилами, на которой закреплены ручной плунжерный гидравлический насос и ручное буксирное устройство. Поворотная опора объединена с поршневым гидроцилиндром и масляным баком и установлена на два колеса с резиновыми шинами.
Подъемные вилы представляют собой П-образную ходовую раму. На концах вил на каждой стороне установлены четыре колеса. Колеса закреплены на коромыслах, которые через жесткие вилки шарнирно соединены с тягами вил. Подъем вил осуществляется с помощью системы тяг и рычагов, на которые воздействует шток гидроцилиндра.
При перевозке, подъеме и опускании различных грузов, в том числе наплитных котлов, применяют тележку с подъемной платформой ТПП (рис.).
Тележка состоит из сварной рамы, подъемной платформы и ручного привода. Рама тележки установлена на четырех обрезиненных колесах. Два задних колеса являются поворотными. Грузовая платформа на роликах перемещается по вертикальным направляющим рамы. Ручной привод, с помощью которого перемещают платформу, состоит из одноступенчатого зубчатого редуктора с храповым остановом и цепной передачи. При вращении рукоятки привода по часовой стрелке движение от зубчатого редуктора передается на цепную передачу, которая поднимает платформу вместе с грузом по направляющим. При вращении рукоятки против часовой стрелки платформа под действием собственной массы опускается.
На рис. показана конструктивная схема механизма передвижного подъемного МПП для установки сеток-вкладышей в пищеварочные котлы и их снятия, а также для транспортировки их в производственных цехах.
Подвеска выполнена с четырьмя перпендикулярными вылетами, на концах которых надето по три кольца для крепления крючками сеток-вкладышей, установка которых осуществляется на специальный поворотный поддон. На каркасе предусмотрены ручки-поручни для передвижения механизма.
При вращении рукоятки лебедки трос поднимает подвешенную за крюки сетку-вкладыш, после чего поворачивают поддон и устанавливают сетку-вкладыш на него.
Грузоподъемный механизм с телескопической рамой и кареткой для крепления рабочих приспособлений шарнирно укреплен на раме между передними колесами. Рама грузоподъемника может отключаться с помощью двух гидравлических цилиндров. Каретка грузоподъемника подвешена на двух пластинчатых цепях, переброшенных через гладкие ролики, установленные на головке штока цилиндра подъема. На каретку грузоподъемника можно устанавливать сменные рабочие приспособления: вилки; сталкиватель груза; стрелу; грейфер. Продольная устойчивость погрузчика обеспечивается противовесом. Погрузчик снабжен колодочными тормозами, воздействующими на ведущие колеса, с двумя независимыми приводами: гидравлическим, действующим от ножной педали, и механическим, действующим от рычага.
Для работ в небольших помещениях цехов, складов и хранилищ используют электрокары, обладающие хорошей маневренностью и имеющие сравнительно небольшие размеры. Наибольшее распространение получили электрокары типов ЭК-2, ЭК-2А, ЭТ-2040.
Для удобства и обеспечения безопасности работ при выполнении погрузочно-разгрузочных работ используют уравнительные площадки, обеспечивающие настил между рампой складских помещений и платформой транспортного средства.
Площадка состоит из металлической рамы, подвижной платформы, противовеса и рычага. Платформа имеет с внешней стороны козырек, который укладывают на пол платформы транспортного средства. Площадка устанавливается стационарно в специальное гнездо рампы.
На предприятиях, где отсутствуют погрузочно-разгрузочные рампы, для механизированной погрузки и выгрузки грузов используют подъемный стол ПС-500.
Конструкция стола включает неподвижное основание, подъемную платформу с рычагами и гидравлический привод. Основание стола выполнено в виде сварной рамы, на которой шарнирно закреплены нижние опоры рычагов, смонтированы узлы электрического гидропривода, а также установлены нижние и верхние концевые выключатели.
Снизу у подъемной платформы шарнирно закреплены верхние опоры рычагов. Верхняя плоскость имеет ограждения. При включении электродвигателя гидропривода его цилиндр, перемещаясь, воздействует на рычаги подъемной платформы. Платформа поднимается до уровня пола автомобиля или другого транспортного средства. Спуск платформы осуществляется под действием собственной массы и массы груза.
Для предупреждения аварий и травм во время эксплуатации подъемно-транспортного оборудования его оснащают предохранительными и блокировочными устройствами.
ограничители грузоподъемности, автоматически отключающие двигатели механизма подъема при перегрузке его более чем на 10%;
концевые выключатели для автоматического выключения электродвигателя при подходе крюка, грейфера или другого захватного устройства к крайнему верхнему положению на расстояние 200 мм от упора;
концевые упоры для предотвращения перехода тельферов, двигающихся с рабочим грузом, за пределы рельсового пути;
сигнальные приборы (звонок, гудок, сирена);
тормоза, применяемые для механизма подъема и передвижения;
ограждения для зубчатых колес, валов, барабанов и т.д.
На всех подъемно-транспортных устройствах должны быть указаны предельная рабочая нагрузка и номер, за которым данное устройство зарегистрировано, очередная дата освидетельствования.