Что относится к пластическим видам искусства перечислить
Искусства пластические
Полезное
Смотреть что такое «Искусства пластические» в других словарях:
Искусства пластические — также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Произведения искусств пластических имеют предметный характер, выполняются… … Художественная энциклопедия
Пластические искусства — см. Искусства пластические … Большая советская энциклопедия
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА — виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Называют также пространственными искусствами. Пластические искусства делятся на изобразительные искусства (живопись … Большой Энциклопедический словарь
Пластические искусства — ☼ виды искусства, произведение которых осуществляют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Пластические искусства делятся на изобразительные искусства (живопись, графика, скульптура), воспроизводящие… … Энциклопедия культурологии
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА — ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА, виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Делятся на изобразительные (живопись, скульптура, графика и др.) и неизобразительные… … Современная энциклопедия
Пластические искусства — ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА, виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Делятся на изобразительные (живопись, скульптура, графика и др.) и неизобразительные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
пластические искусства — виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Называются также пространственными искусствами. Пластические искусства делятся на изобразительные искусства… … Энциклопедический словарь
Пластические искусства — скульптура, архитектура, живопись, отчасти театральное искусство и танец, поскольку там есть пластика движений лица и тела … Популярный политический словарь
Пространственные искусства — то же, что пластические искусства. См. Искусства пластические … Большая советская энциклопедия
Искусства пластические
Границы между изобразительными и неизобразительными искусствами не абсолютны. В декоративно-прикладном искусстве широко используются более или менее условные изобразительные мотивы, а нередко и законченные изображения, родственные изобразительному творчеству (например, сосуды в виде фигур людей и животных). В зодчестве иногда воспроизводятся органические и растительные формы (Индия, Древний Египет); в архитектурном декоре употребляются растительные, зооморфные, антропоморфные мотивы. Изобразительные искусства иногда прибегают к отвлеченным образам и сюжетам (например, книжная графика, плакат, монументальная живопись и скульптура). Такая область искусств пластических, как орнамент, включает как изобразительные, так и неизобразительные формы.
От других родов художественной деятельности произведения искусств пластических отличаются также и тем, что они воспринимаются зрением, а иногда с участием осязания (скульптура и декоративно-прикладное искусство). Для полноценного эстетического осмысления архитектурного образа, а в известных случаях и монументальной живописи и скульптуры необходимо также двигательно-моторное восприятие, процесс которого требует определенной длительности.
Искусства пластические включаются как один из художественных элементов в состав многих синтетических искусств (театр, кино). Существуют также попытки объединения средств живописи с музыкой (так называемая цветомузыка, впервые осуществлённая русским композитором А. Н. Скрябиным). В структуру образа искусств пластических может входить материал языка (слово, буква, надпись). Литературный текст, неотъемлемый элемент в плакате и карикатуре, в отдельных случаях является одним из средств создания художественного образа (каллиграфия в средневековом искусстве Китая и Японии). Но в основном образная структура произведений искусств пластических строится зрительно- пластическими средствами (пространство, объём, цвет, ритм и т. д.).
Сама обработка материалов природы, придание им формы, отвечающей социальным потребностям, создание в реальной практике «изменения мира» предметов, которых природа не знает и которые противостоят ей именно как результат человеческого творчества, развивали духовные способности человека, в том числе и «…чувствующий красоту формы глаз…» (К. Маркс, см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 593). В согласной работе глаз, головы и руки возникает чувство правильности, порядка, пластической координации. Тем самым вещь, созданная человеком, воспринимается как мир «очеловеченный», как овеществлённое творчество, совершенствующее природу и вносящее в хаос действительности разумное начало. Так в ходе практики зарождается эстетическое чувство, на почве которого складываются постепенно разные виды искусств пластических.
В раннем средневековье как в Европе, так и в Азии вновь наблюдается более тесное срастание искусств пластических с ремеслом и материальным производством. К этому присоединяется господство религиозной идеологии, ограничивающее в известном смысле непосредственное эстетическое освоение мира. Вместе с тем средневековая эпоха отмечена крупными завоеваниями в эстетическом освоении новых сторон действительности и в первую очередь внутреннего мира человека. В средние века сохраняется монолитность художественного стиля (см. Романский стиль, Готика): живопись и пластика живут в органическом единстве с архитектурой, декоративно-прикладным искусством, со всей материальной культурой времени. Например, византийская мозаика эстетически созвучна архитектурным формам интерьера и его убранства и, в свою очередь, сама является важным элементом формирования архитектурного образа.
Эпоха Возрождения с её сильно развитым разделением труда принесла с собой важнейший перелом в судьбах искусств пластических в Европе: они окончательно превращаются в собственно художественную деятельность. В сознании современников живопись, скульптура, зодчество становятся «свободными художествами», наряду с поэзией и музыкой, а религиозные образы наполняются светским содержанием.
Исторически изменяются взаимоотношения структурных элементов произведения. В древности и средние века открыто выявляются конструктивно-композиционное построение и эмоциональная выразительность формы. Чёткая пластическая ритмика греческих статуй, линейная мелодичность и цветовая экспрессия средневековой иконописи легко схватываются глазом. Изобразительное начало находится здесь либо в гармоническом равновесии с пластической экспрессией формы, как в древнегреческом искусстве, либо уступает последней главенствующее место в выявлении внутреннего содержания образа, как, например, искусстве раннего средневековья.
В искусстве Возрождения целостность и свобода воспроизведения реального мира во всей его жизненности органически сочетаются с ясностью пластической конструкции и выразительностью форм. У мастеров XVII в. сохраняется тот же принцип. Усиливающееся стремление к достижению «эффекта присутствия» приводит в искусстве XIX в. к тому, что на первый план выдвигается изобразительное начало, а конструктивно-композиционная логика и выразительность формы существуют как бы в скрытом виде. Но от этого роль последних в произведении отнюдь не исчезает. В реалистических полотнах XIX в. нетрудно обнаружить прочную линейную и пространственнную конструкцию. Цвет в картинах крупных мастеров реализма имеет не только изобразительную, но и эмоциональную функции.
В конце XIX в. вновь усиливается стремление к возрождению стилистического единства искусств пластических. Стиль «модерн» в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве представляет собой первую попытку вернуться к синтетическому пониманию пластической культуры, к единому «большому» стилю, в который органически входят и монументальная живопись, и архитектонически продуманная скульптура, и вся область художественной обработки материальной среды. Многие крупные мастера обращаются к работе в области декоративно-прикладного искусства. Эти поиски сопровождаются оживлением принципа открытого конструирования и преобладания выразительной функции формы.
В XX в. вся система искусств пластических претерпевает глубокие изменения. В них отражается сложность общественной жизни эпохи кризиса империализма, грандиозных революционных потрясений, утверждения нового, социалистического строя. Никогда прежде художественный процесс не поляризировался так резко. Кризис буржуазной культуры обусловливает всё более углубляющийся распад пластического мышления, уводящий либо в чисто формальное экспериментирование (в котором односторонне и гипертрофированно могут заостряться отдельные стороны и грани художественной выразительности формы), либо в крайний эстетический субъективизм, в конечном счёте приводящий к окончательному разрыву связи искусства с действительностью и разрушению целостности художественного сознания (см. Авангардизм, Модернизм).
Но в искусствах пластических в XX в. возникают и утверждаются также многие плодотворные тенденции. Опираясь на гигантский размах технического прогресса, архитектура развивает новые тектонически-конструктивные и эстетические принципы, реализующиеся как в отдельных сооружениях, так и в больших градостроительных комплексах. Возникают новые виды и формы искусств пластических (фотомонтаж и пр.). Значительно расширяется сфера применения труда художника. Искусства пластические вновь раздвигают свои границы: складывается новая массовая художественная культура, проявляющаяся в художественном конструировании, оформительском искусстве, полиграфии и т.д. Она вытесняет из повседневной практики масс традиционные художественные ремёсла, дожившие до нашего времени в ряде стран главным образом в форме народного творчества и народных художественных промыслов. Контакты искусств пластических с общественной жизнью в передовом искусстве XX в. становятся всё более непосредственными; об этом, в частности, свидетельствует интенсивное развитие собственно политических жанров (плакат, карикатура, газетно-журнальная графика).
Стремление к возрождению целостности и органичности пластического мышления ведёт к сближению зодчества, изобразительных искусств и художественной обработки предметной среды. Возникает тяготение к синтетичности художественного творчества. Намечаются связи искусств пластических с другими родами художественной деятельности; большое влияние на зрительно-пластическую культуру современности оказывают кино и телевидение. С другой стороны, роль искусств пластических в образной структуре современного театрального и киноискусства решительно возрастает, рождаются «гибридные» формы (например, мультипликационные фильмы). Таким образом, вместе с возникновением новых форм искусств пластических вырастает значение последних в художественной культуре человечества.
Литература: Н. Дмитриева, Изображение и слово, М., 1962; Г. Земпер, Практическая эстетика, (пер. с нем.), М., 1970; Б. Р. Виппер, Статьи об искусстве, М., 1970.
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА
Смотреть что такое «ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА» в других словарях:
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА — виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Называют также пространственными искусствами. Пластические искусства делятся на изобразительные искусства (живопись … Большой Энциклопедический словарь
Пластические искусства — ☼ виды искусства, произведение которых осуществляют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Пластические искусства делятся на изобразительные искусства (живопись, графика, скульптура), воспроизводящие… … Энциклопедия культурологии
Пластические искусства — ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА, виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Делятся на изобразительные (живопись, скульптура, графика и др.) и неизобразительные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
пластические искусства — виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Называются также пространственными искусствами. Пластические искусства делятся на изобразительные искусства… … Энциклопедический словарь
Пластические искусства — см. Искусства пластические … Большая советская энциклопедия
Пластические искусства — скульптура, архитектура, живопись, отчасти театральное искусство и танец, поскольку там есть пластика движений лица и тела … Популярный политический словарь
Искусства пластические — также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Произведения искусств пластических имеют предметный характер, выполняются… … Художественная энциклопедия
Искусства пластические — также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства (См. Искусство), произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Произведения И. п. имеют предметный … Большая советская энциклопедия
Пространственные искусства — то же, что пластические искусства. См. Искусства пластические … Большая советская энциклопедия
Систематизация искусств
Произведение и воспроизведение
Произведение: подлинник и оригинал
Произведение это продукт, результат труда, творчества.
Воспроизведение – это повторное произведение продукта.
Копия (в переводе с латинского множество) это точное воспроизведение, повторение чего-либо. (См. СЭС)
Всякое изображение, которое можно увидеть на страницах книг, журналов, на майках, на этикетках и т. д., является повторением, или воспроизведением того, что первоначально было кем-то придумано.
Того, кто придумал какое-либо произведение, называют автором. (Автор в переводе с латинского создатель).
Художник является автором произведения, если создаёт его с натуры, на основе натуры или по воображению, т. е. придумывает.
Натура в изобразительном искусстве – это любые явления, живые существа и предметы, которые художник изображает, наблюдая непосредственно во время работы.
Модель в изобразительном искусстве – это отдельный предмет, изображаемый с натуры, а также натурщик или натурщица, позирующие художнику.
Выполняя произведение с натуры, художник проявляется как автор, выбирая натуру и придумывая, как её изобразить. Фотограф (художник-фотограф), снимающий натуру, также является авто-ром, если он сам выбирает натуру и сам решает, как её снять.
Подлинник
это произведение, выполненное руками автора.
Подлинники стоят дорого. Некоторые из них, особенно подлинники старых мастеров, практически не имеют цены. Установить их истинную (продажную) цену можно только на мировом аукционе, но так как их редко выставляют на продажу, то и цена их неизвестна.
Подлинники великих мастеров считаются достоянием народа, обычно являются собственностью государства и хранятся в музеях. Отдельные произведения могут храниться в частных коллекциях, при этом их местонахождение, имя владельца, как правило, известны, а их сохранность является не только личной заботой, но и гражданским долгом владельца.
Оригинал
(в переводе с латинского первоначальный) это произведение, с которого делают копию или воспроизведение).
В качестве оригинала обычно используют подлинник, но не всегда.
Копия
(в переводе с латинского множество) – это произведение, повторяющее другое произведение и выполненное самим автором или другим художником. Копия может отличаться от оригинала размерами, но должна точно воспроизводить манеру и композицию оригинала. (См. ПХЭ).
Как бы ни был талантлив копиист – художник, делающий копию – он всё равно не может создать второе произведение, абсолютно такое же, как первое. Даже сам автор не может скопировать своё произведение абсолютно точно, т. е. абсолютно точно повторить каждый мазок или каждый штрих. Поэтому копия обычно ценится значительно ниже оригинала.
… Даже если она выполнена самим автором. Делая копию, автор редко испытывает такой же творческий подъём, как в первый раз, и копия обычно получается хуже.
Копия же выполненная другим художником, всегда ценится ниже, за исключением тех редких случаев, когда оригинал утерян, а копия выполнена мастером, столь же великим, как и сам автор. В таких случаях копия может цениться почти также высоко, как подлинное произведение автора из числа сохранившихся).
Авторская копия, т. е. повторение автором собственного произведения (копия, выполненная рукой автора), также считается подлинником (но не оригиналом).
Реплика
это «авторское повторение художественного произведения, незначительно отличающееся от оригинала» (СЭС). (Также считается подлинником).
Подделка
в искусстве – это произведение, выполненное в стиле, в манере какого-либо мастера, или копия, которую выдают за подлинник с целью сбыта.
Плагиат
(в переводе с латинского похищение) – это негласное и умышленное использование в своём произведении чужого замысла, отдельных элементов чужого произведения, а также попытка выдать чужое произведение или его копию за своё.
Плагиат – кража – самое позорное явление в искусстве!
Воспроизведение с применением технических средств
Фотографию, т. е. методы получения видимого изображения предметов на светочувствительных материалах, впервые разработали более 160 лет назад французы Жозеф Ньепс (1765-1833) и Луи Дагер (1787-1851).
Ньепс «первым нашёл способ закрепления изображения, получаемого в камере-обскуре, используя в качестве светочувствительного вещества асфальтовый лак. С 1829 года сотрудничал с Дагером». (СЭС).
Дагер, используя опыты Ньепса, в 1839 году разработал «первый практически пригодный способ фотографии – дагеротипию, в которой светочувствительные веществом служил иодид серебра». (СЭС).
Цветное фотоизображение впервые получил француз Л. Дюко в 1868 году.
Не следует путать фотокопию художественного произведения с фотографией. Фотография может быть сделана слева, справа… темнее, светлее… Фотокопия же должна быть максимально точным повторением художественного произведения.
Фотография может быть сделана с натуры. В этом случае каждая фотография (художественная фотография), если она сделана (задумана и обработана) самим автором или под его руководством, является подлинником.
Ксерокопия
это копия, сделанная на ксероксе.
Ксерография (от греч. ксеро… сухой и …графия) – это разновидность электрофотографии, в которой используется сухой порошок.
На пути к шедевру: подготовительные произведения в изобрази-тельном искусстве
«Шедевр (франц.), 1) образцовое изделие, которое во многих средневековых цехах требовалось от ремесленника, стремящегося стать самостоятельным мастером, для доказательства его профессионального мастерства. 2) Образцовое произведение – высшее достижение искусства, мастерства». (СЭС).
Академический рисунок (живопись, скульптура)
это произведение искусства, выполненное с соблюдением правил и традиций, которые сложились в художественных академиях 1619 веков.
Главным достоинством академической работы является сходство изображения с натурой (что достигается соблюдением законов перспективы, изучением анатомии и т. п.), а не проявление индивидуальности и самовыражение.
Академический рисунок (живопись, скульптура) выполняется, как правило, с учебной целью, но может быть и самостоятельным, законченным произведением искусства (в рамках т. н. «Академического направления»)
Этюд
(в переводе с французского изучение) – это произведение, выполненное художником с натуры с целью её изучения.
Эскиз
это изображение, фиксирующее (в переводе с латинского закрепляющее) замысел будущего произведения искусства (сооружения, механизма).
Картон
– это подсобный рисунок, выполненный в размере будущего произведения (ковра, фрески и т. д.)
Этюд, эскиз и картон используются во всех видах изобразительного и неизобразительного искусства как вспомогательный, подготовительный материал и, в зависимости от техники исполнения, могут быть отнесены к тому или иному виду искусства.
Временные (аудио) искусства
это виды искусств, произведения которых развиваются во времени и воспринимаются на слух, или могут восприниматься на слух. К ним относятся музыка и литература.
Пространственные (пластические, визуальные) искусства
это виды искусств, произведения которых существуют в пространстве, не развиваются во времени и воспринимаются зрением. К ним относятся: живопись, скульптура, архитектура и др.
Пространственно-временные искусства
это виды искусств, произведения которых сочетают в себе признаки тех и других. К ним относятся: кино, хореография, театральные искусства, цирк и др.
Изобразительные искусства
это искусства, которые отражают действительность, события, отношение художника к действительности, и в которых узнаются формы самой действительности. Изобразительные искусства (графика, живопись, скульптура) отличаются одно от другого выразительными средствами, техниками, назначением.
Неизобразительные искусства
это искусства, которые служат для создания предметного мира, для быта и жизни человека.
Выразительные средства
Локальный (предметный) цвет
это собственный цвет предмета (преобладающий в смеси отраженных от предмета).
Условный цвет
это цвет, произвольно присвоенный какому-либо предмету (об использовании которого как бы ус-ловились, т. е. договорились).
Обусловленный цвет
это цвет предметов, измененный освещением (прямым или отраженным от других предметов), т. е. цвет предмета, находящегося в определенных условиях…
Мазок
это слой краски, положенный движением кисти.
Фактура
это качество поверхности художественного произведения.
Рисунок в живописи
это 1) линейный рисунок, который делается до начала работы краской; 2) граница между темным и светлым или между разными цветовыми оттенками, которая создает (обрисовывает) форму изображаемых предметов.
Скульптура круглая и рельеф
Круглая скульптура
это скульптура, которая осматривается со всех сторон.
Рельеф
это вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона.
Барельеф
это низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема.
Горельеф
это высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на полови-ну своего объема.
Техники
в изобразительном искусстве это способы создания изображения.
Гравюра
это графическая техника, в которой изображение вырезают (гравируют) на доске, а затем отпечатывают на бумаге.
Выпуклая гравюра
это гравюрная техника, в которой изображение отпечатывается с возвышенных, выступающих (выпуклых) мест печатной доски (формы). В качестве печатной доски применяется дерево или линолеум.
Ксилография
это техника выпуклой гравюры, в которой в качестве печатной доски используется дерево, которое распиливалось вдоль (обрезная ксилография) или поперек (торцовая ксилография).
Линогравюра
это техника выпуклой гравюры, в которой в качестве печатной доски используется линолеум.
Углубленная гравюра
это гравюрная техника, в которой изображение отпечатывается из углубленных мест печатной доски (формы). В качестве печатной доски применяется металл (медь, цинк и пр.).
Резцовая гравюра
это техника углубленной гравюры, в которой углубления наносят резцом непосредственно на металле.
Лавис
это техника углубленной гравюры, в которой углубления на печатной доске получают рисуя кисло-той прямо на доске специальной кисточкой.
Плоская печать
это графическая техника, в которой изображение наносят на плоскую (гладкую) поверхность доски, а затем отпечатывают на бумаге. В качестве печатной доски применяется камень (известняк) дерево, стекло, металл и пр.
Литография
это техника плоской печати с использованием в качестве печатной доски камня (известняка).
Монотипия
это техника плоской печати, в которой изображение наносят красками на печатную доску и сразу печатают, получая лишь один неповторимый отпечаток.
Жанр
это исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. В каждом виде искусства система жанров слагается по-своему. В изобразительном искусстве она слагается на основе предмета изображения, а иногда и характера изображения.
Анималистический жанр
это изображение животных в графике живописи, скульптуре.
Пейзаж
это изображение какой-либо местности сельский, городской, марина (от итальянского морской) и т. д.
Натюрморт
это изображение неодушевленных предметов.
Интерьер
это внутреннее пространство здания или помещения в здании. Изображение интерьера жанр изобразительного искусства.
Бытовой жанр
это изображение повседневной жизни.
Исторический жанр
это изображение исторических событий прошлого и современности.
Карикатура
(в переводе с итальянского нагружать, преувеличивать) это «изображение, в котором комический эффект создается соединением реального и фантастического, преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями…» (СЭС).
Шарж
это «юмористическое изображение (обычно портрет), в котором с соблюдением сходства карикатурно изменены и подчеркнуты характерные черты человека» (СЭС).
Во многих современных произведениях искусства можно наблюдать синтез (соединение) двух и более жанров, при этом, один из них обычно преобладает.
Композиция
это взаимное расположение частей целого.
Сюжет
это последовательное развитие событий.
События развиваются во времени.
Во временных и пространственно-временных в видах искусства последовательное развитие событий во времени наблюдается, а в пространственных развитие событий подразумевается.
Т. о.,
сюжетная композиция в пространственных видах искусства
это взаимное расположение людей, предметов, в котором подразумевается развитие событий (и конфликт художественный конфликт, который позволяет художники одновременно утвердить свою жизненную позицию и привлечь внимание зрителей).