Что относится к плановой учетной и внеучетной информации
Вопрос 10 Информационные источники экономического анализа
Информационные источники экономического анализа
Все источники информации для проведения экономического анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные.
К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, технологические карты и т. д.), а также нормативные материалы, сметы, прейскурант цен и др.
Источники информации учетного характера это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Информация, поставляемая оперативным учетом, характеризует результаты непосредственного наблюдения за производственными и хозяйственными процессами во время их совершения. Она используется для контроля за ритмичностью производства, своевременного выявления нарушений и управления предприятием.
К внеучетным источникам относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность: законы государства, указы президента, постановления правительства и местных органов власти, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей хозяйства, договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, решения совета трудового коллектива, техническая и технологическая документация, материалы специальных исследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометражи, фотографии и т. п.).
Особое значение для всех пользователей имеет внутренняя система информации – отчетность предприятия, которая характеризует производственную, экономическую, социальную и финансовую деятельность организации. Особую значимость имеет оперативная информация, отраженная в первичной бухгалтерской отчетности.
Анализируемая экономическая информация должна быть:
• актуальной и соответствовать потребностям организации;
• объективной, т. е. данные не должны зависеть от личных интересов аналитика;
• единой независимо от источника ее поступления;
• оперативной в обработке;
• полезной для дальнейшего многократного использования.
Подготовка информации к обработке включает проверку данных, обеспечение их сопоставимости, упрощение числовой информации.
Данные проверяются на доброкачественность с двух сторон. Во-первых, насколько данные являются полными, правильно ли они оформлены. Обязательно проверяются правильность арифметических подсчетов, соответствие показателей, которые содержатся в плановой документации, утвержденным плановым заданием. Обращается внимание на соответствие показателей, приведенных в разных таблицах и источниках информации. Такая проверка носит технический характер.
Во-вторых, проводится проверка всех привлеченных к анализу данных по существу. В процессе ее определяют, насколько тот или иной показатель соответствует действительности.
Числовую информацию после проверки ее на доброкачественность приводят в сопоставимый вид.
Основными способами приведения показателей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и т. д.
Способы приведения показателей в сопоставимый вид
При условии несоответствия объемного фактора плановые стоимостные показатели необходимо пересчитать на фактический объем производства продукции, а затем сопоставить с фактическими данными.
Пример: анализ суммы производственных затрат.
1. Определяют фактическую сумму затрат на производство:
где К объем; С себестоимость; i конкретный вид продукции.
2. Плановую сумму затрат корректируют на фактический объем производства по каждому виду продукции:
3. От фактической суммы затрат вычитают откорректированную плановую сумму издержек производства:
где Ц – цена реализации.
Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще всего объем полученной продукции приводят к стандартному качеству (например, базисная жирность молока). В тех случаях, когда отсутствует базисный показатель качества, а продукция распределяется по сортам, проблема нейтрализации качественных отличий может быть решена как нейтрализация структурного фактора.
Нейтрализация структурного фактора. При расчете используют цены реализации одного периода (обычно плановые или базисные).
1. Рассчитывают плановую структуру производства (общий объем производства берется за 100 %).
2. Фактический объем производства пересчитывают на плановую структуру.
3. Фактический объем по плановой структуре сопоставляют с плановым объемом производства:
Особое внимание должно быть уделено тождественности методики расчета показателей. Например, фондоотдача может быть исчислена по всей сумме основных средств, по производственным основным средствам или только по активной их части. При методическом несоответствии показателей будут получены различные результаты, приводящие к неверной аналитической оценке.
После сопоставимости показателей проводят упрощение числовой информации путем сокращения десятичных знаков чисел, в дальнейшем начинается аналитическая обработка данных, т. е. расчет и анализ результатов расчетов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Литература и другие информационные источники
Литература и другие информационные источники 1. Банковское дело. Англо-русский толковый словарь. М.: Олма-пресс, 2005.2. Лузанов А. Н. Американская география денег. // Национальный банковский журнал. 2007. № 8.3. Лузанов А. Н. Географические аспекты банковских кризисов в России и
71. Источники информации для анализа баланса
71. Источники информации для анализа баланса При проведении анализа баланса необходимо использовать как саму информацию бухгалтерского баланса и приложения к нему, так и дополнительную информацию о состоянии экономики и отрасли, к которой относится анализируемое
9.2. Задачи анализа и источники информации
9.2. Задачи анализа и источники информации Основные задачи анализа финансовых результатов:• оценка выполнения плана по прибыли в целом по организации и по ее внутренним структурным подразделениям;• определение плановых и фактических темпов роста показателей прибыли
2.3 Методы экономического анализа
2.3 Методы экономического анализа Методы изучения хозяйственной жизни могут быть разделены на общенаучные и частные. Общенаучные методы – это диалектико-материалистические принципы, основанные древнегреческими философами и развитые последующими поколениями ученых.
1.1.2. Методы экономического анализа
1.1.2. Методы экономического анализа Экономическая теория, будучи симбиозом политэкономии и экономикса, применяет методы исследования, присущие обоим направлениям экономической науки.Метод – это совокупность способов и приемов познания экономических явлений и
18. Основы экономического анализа
18. Основы экономического анализа Ученые обоснованно связывают возникновение анализа со становлением бухгалтеpского учета – основного «источника» экономической информации о хозяйственной деятельности предприятий. Именно бухгалтеры первыми начали анализировать
19. Принципы экономического анализа
19. Принципы экономического анализа Принципы экономического анализа составляют основу аналитической работы на предприятиях, эффективность которой обеспечивается комплексностью их использования на любом уровне управления.К основным принципам экономического анализа
20. Задачи экономического анализа
20. Задачи экономического анализа Задачи экономического анализа связаны с его содержанием и предметом, а также с социально-экономической тактикой и стратегией предприятия на ближайшую и длительную перспективы. К числу важнейших из них относятся:• проверка реальности и
56. Методы экономического анализа
Вопрос 1 Предмет, объект и содержание экономического анализа
Вопрос 1 Предмет, объект и содержание экономического анализа Термин «анализ» происходит от греческого слова analysis «разложение, расчленение».Экономический анализ представляет собой способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого
Вопрос 2 Принципы экономического анализа
Вопрос 2 Принципы экономического анализа Экономический анализ, как и любая наука, имеет принципы, или требования, которым она должна
Вопрос 3 Цель и задачи экономического анализа
Вопрос 3 Цель и задачи экономического анализа Цель экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций заключается в поиске и измерении резервов повышения эффективности производства, роста конкурентоспособности и финансовой устойчивости. Задачи
Вопрос 4 Классификация видов экономического анализа
Вопрос 4 Классификация видов экономического анализа Виды экономического анализа классифицируют:• по содержанию и полноте изучаемых объектов (комплексный анализ всей хозяйственной деятельности, локальный анализ отдельных подразделений, тематический анализ отдельных
Вопрос 5 Метод экономического анализа, его характерные особенности и классификация
Вопрос 5 Метод экономического анализа, его характерные особенности и классификация Метод экономического анализа представляет системное комплексное изучение, выявление, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности организации путем обработки
Вопрос 7 Методика проведения комплексного экономического анализа
Вопрос 7 Методика проведения комплексного экономического анализа В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Методика
Вопрос 13 История развития экономического анализа
Вопрос 13 История развития экономического анализа Экономический анализ, как и любая другая наука, имеет свою историю развития. Она неразрывно связана с состоянием экономики той или иной формации. Все происходящие изменения являлись следствием совершенствования
Тема 1. Сущность, содержание, принципы и значение управленческого учета
Цель
Цель изучения темы – сформировать у студентов представление о сущности управленческого учета, его месте в единой системе бухгалтерского учета, значении в современной предпринимательской деятельности.
Основные задачи:
Оглавление
1.1. Сущность и назначение управленческого учета
К середине ХХ века бухгалтерский учет перестает быть только формой счетоводства и хранения документации. С появлением вычислительной техники, персональных компьютеров возможности бухгалтерской службы расширяются, она занимается ни только собственно учетом, но и участвует в планировании деятельности организации, принятии управленческих решений и контроле за их выполнением.
Внешними пользователями с прямым финансовым интересом являются:
При этом инвесторов интересует информация о рискованности и доходности предполагаемых инвестиций, о способности организации выплачивать дивиденды. Заимодавцы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации займы и выплачены соответствующие проценты. Поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы.
К внешним пользователям с косвенным финансовым интересом относятся:
При этом органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций по распределению ресурсов, регулированию ресурсов, регулированию народного хозяйства, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического наблюдения. Работники и их представители – профсоюзы заинтересованы в информации о стабильности и прибыльности работодателей, способности организаций гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест. Покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации. Общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.
Внутренними пользователями бухгалтерской отчетности являются:
Его представляют руководители, менеджеры, специалисты, они относятся к числу основных пользователей бухгалтерской информации. Для каждого из этих пользователей состав полезной информации определяется в зависимости от выполняемых ими функций и занимаемой должности;
Это учредители и участники, они находятся вне предприятия, но имеют прямые финансовые интересы в нем. Для собственников предприятия наиболее важное значение имеет информация, предоставленная в финансовых отчетах.
Таким образом, названные категории пользователей бухгалтерской информации различаются целями ее получения и использования и предъявляемыми к ней требованиями. Внешним пользователям, не входящим в состав предприятия (инвесторы, кредиторы и др.), необходимы сведения, позволяющие оценить имущественное и финансовое положение предприятия, а следовательно, целесообразность и эффективность потенциально возможных деловых сделок с ним. Внутренним пользователям, входящим в состав предприятия, где производится учет (менеджерам, руководителям и др.), необходимы сведения о фактах, событиях, процессах, совершаемых в структурных подразделениях предприятия и формирующих имущественное и финансовое состояние предприятия в целом, позволяющие принять решения, направленные на его улучшение.
Необходимость получения информации, удовлетворяющей требованиям, предъявляемым к ней различными заинтересованными пользователями, требует определения и затем соблюдения соответствующих правил ее формирования.
В международной практике целям формирования информации для внешних и внутренних пользователей служат две объективно сформировавшиеся в рамках единой системы бухгалтерского учета подсистемы – финансовый и управленческий учет.
Подсистема финансового учета строится в соответствии с принятыми в различных странах стандартами и позволяет обеспечить информацией внешних пользователей. Управленческий учет строится по внутренним правилам отдельных компаний и обеспечивает информацией внутренних пользователей.
В отечественной практике деление единой системы бухгалтерского учета на две независимые подсистемы (финансовый учет и управленческий учет) в настоящее время отсутствует. Однако условия функционирования, необходимость выживания предприятий при наличии жесткой конкуренции требуют выделения управленческого учета в отдельную подсистему. Она объективно обусловлена задачами, поставленными и последовательно решаемыми в ходе реформирования системы бухгалтерского учета в РФ, его приближения к международным стандартам.
В ряде случаев управленческий учет отождествляют с производственным учетом, который является одним из разделов бухгалтерского учета в организации. Основная задача производственного учета состоит в получении информации о производственных затратах. Задачи управленческого учета шире и вытекают из его определения.
Управленческий учет – это часть системы бухгалтерского учета на предприятии, ориентированная на получение внутренней информации, необходимой внутренним пользователям для управления производством и принятия решений как на ближайшую, так и отдаленную перспективу.
Управленческий учет – это вид деятельности в рамках одной организации, который обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.
1.2. Виды информации в управленческом учете и требования, предъявляемые к ней
Информация, формируемая в рамках управленческого учета, отличается от информации, формируемой финансовым учетом, тем, что, полученная из бухгалтерских документов, она должна стать до такой степени детализированной и (или) обобщенной, чтобы быть полезной для руководителей предприятия.
Информация, которая накапливается в рамках управленческого учета, может быть количественной и неколичественной, учетной и не учетной, фактической и прогнозной.
Для того чтобы предоставляемая системой управленческого учета информация могла эффективно использоваться для целей управления, планирования и контроля, она должна удовлетворять следующим требованиям:
Как правило, информация управленческого учета носит конфиденциальный характер, следовательно, требует защиты от несанкционированного доступа.
Источники информации в управленческом учете подразделяют на учетные и внеучетные.
Учетные источники информации включают:
В бухгалтерском учете и отчетности находят наиболее полное отражение и обобщение имущество, капитал и обязательства организации. Методами сплошного и непрерывного наблюдения, методами строгого документирования, систематизации на счетах, группировки в балансе достигается объективная количественная характеристика многообразных хозяйственных операций, характеристика всей совокупности средств организации по составу и размещению, по источникам образования и целевому назначению.
Статистический учет и отчетность, отражающие массовые явления и процессы, характеризуют их с количественной стороны (увязывая с качественной стороной), выявляют определенные экономические закономерности в отдельных отраслях, регионах, народном хозяйстве в целом. Применяя специфические для нее методы наблюдения, статистика во многом опирается на данные бухгалтерского учета.
Оперативный учет и отчетность, применяемые на отдельных участках хозяйственной деятельности предприятий, обеспечивают более быстрое по сравнению со статистикой и бухгалтерским учетом получение соответствующей информации. Для текущего управления такая информация неоценима. Так, невозможно обойтись, например, при управлении сбытом без оперативных данных о ежедневной (а в некоторых случаях и ежесменной) выручке за проданные товары. Руководители предприятий, руководители внутренних подразделений довольно часто в своих записных книжках ведут оперативную регистрацию важнейших хозяйственных процессов и операций, делают примерные расчеты и оценки, намечают неотложные мероприятия. Такая «карманная бухгалтерия» также используется как источник информации, если оперативный анализ производят сами руководящие работники.
Внеучетные источники содержат:
1.3. Сравнительная характеристика управленческого учета и финансового учета
Финансовый и управленческий учет, являясь составляющими единой системы бухгалтерского учета, тесно взаимосвязаны, у них много общего, но имеют и определенные различия.
Взаимосвязь и сходство управленческого и финансового учета состоит в следующем:
Для характеристики различий между финансовым и управленческим учетом их сравнивают по ряду признаков. Ниже описаны отличия управленческого учета от финансового по основным 14 сравнительным признакам (критериям сравнения).
Обязательность ведения учета. Финансовый учет обязателен для всех предприятий по законодательству РФ; управленческий учет – это внутренняя учетная система, и вопрос о ее создании решает администрация предприятия.
Цель ведения учета. Финансовый учет представляет собой составление финансовых документов и отчетов для пользователей вне организации; управленческий учет – это получение информации, необходимой для управления, планирования и контроля на данном предприятии.
Пользователи информации. Финансовый учет – традиционно ориентирован на пользователей, находящихся вне предприятия; управленческий учет подготавливает информацию для внутренних пользователей.
Базисная структура. Финансовый учет строится на основополагающем балансовом уравнении; управленческий учет не имеет ничего подобного.
Методы ведения учета. В финансовом учете основные методы включают использование счетов, двойной записи, инвентаризации, документации, оценки и т. д. В управленческом учете кроме названных широко используются методы экономического анализа, математические методы и др.
Основные правила. В финансовом учете следует руководствоваться установленными нормами и правилами бухгалтерского учета; управленческий учет может следовать любым правилам, которые определены самим предприятием. Основной критерий при ведении управленческого учета – это полезность для внутреннего пользователя.
Привязка ко времени. Финансовый учет отражает финансовую историю предприятия, т. к. отражение хозяйственных операций в учете осуществляется после их завершения. Управленческий учет наряду с информацией «исторического характера» достаточно часто содержит различные прогнозы и планы.
Тип информации. В финансовом учете конечный продукт – это финансовые документы, в которых информация представлена в денежном выражении; в управленческом учете информация накапливается как в финансовых документах, так и в других учетных и не учетных источниках. Она может быть как в денежном, так и в натуральном выражении.
Степень точности информации. Управленческий учет часто использует приблизительные, примерные оценки (из-за необходимости получить оперативную информацию); финансовый учет также не абсолютно точен, но приближения и примерные оценки используются в финансовом учете гораздо реже.
Периодичность отчетности. В финансовом учете устанавливается законом, который предусматривает полный финансовый отчет 1 раз в год и промежуточные – за 3, 6, 9 месяцев. В управленческом учете периодичность составления отчетности определяется самим предприятием и зависит от ее целей. Отчеты могут составляться 1 раз в месяц, 1 раз в неделю, каждый день и т. п.
Сроки представления отчетности. В финансовом учете в соответствии с законом промежуточные отчеты представляются в течение 30 дней, годовая отчетность – в течение 90 дней. В управленческом учете сроки представления определяются руководителем предприятия в зависимости от целей.
Объект отчетности. В финансовом учете финансовые отчеты содержат описание организации как единого целого; в управленческом учете, как правило, основное внимание обращается на отдельные структурные подразделения, на отдельные виды деятельности.
Открытость. Финансовый учет открыт для публикации, финансовые отчеты – это не коммерческая тайна. В управленческом учете отчеты, как правило, являются коммерческой тайной.
Ответственность за правильность ведения учета. В финансовом учете ответственность определена законодательством; в управленческом учете руководитель сам устанавливает меру ответственности за неправильное ведение учета.
Указанные отличия финансового управленческого учета не означают, что эти подсистемы бухгалтерского учета существуют независимо друг от друга. Они тесно взаимосвязаны. С одной стороны, управленческий учет использует данные, предъявляемые в финансовой отчетности, а с другой – управленческий учет позволяет исчислить такие важные показатели финансового учета, как себестоимость реализованной продукции, результат продажи продукции и др.
1.4. Предмет, методы и объекты управленческого учета
Предметом управленческого учета является производственная деятельность организации в целом как субъекта рыночных отношений и ее отдельных структурных подразделений. Хозяйственные операции, носящие исключительно финансовый характер, не рассматриваются в управленческом учете.
Управленческий учет использует общепринятые методы оперативного, бухгалтерского, статистического учета, методы экономического анализа, контроля, стратегического и оперативного управления, экономики предприятия, экономико-математические методы и др.
Объектами управленческого учета являются:
Для правильной организации управленческого учета затрат, результатов деятельности, бюджетирования и составления внутренней отчетности по местам возникновения затрат, центрам ответственности, носителям затрат необходимо знать, что является таковыми.
Место возникновения затрат – это структурное подразделение предприятия, по которому организуются планирование, нормирование, учет, контроль и анализ затрат производственных ресурсов. Местами возникновения затрат могут являться рабочие места, участки, бригады, цехи, отделы предприятия (например, инструментальная мастерская, отдел рекламы, плановый, финансовый отделы и т. п.). Каждому из них присваивается свой регистрационный номер, который фиксируется в номенклатуре мест возникновения затрат на предприятии. Администрация решает в какой мере следует детализировать места возникновения затрат.
Центры ответственности – это сегменты, структурные подразделения предприятия, за результаты деятельности которых отвечают их руководители. Центрами ответственности могут быть цех, участок, бригада, отдел и т. д. Независимо от размеров структурного подразделения в управленческом учете выделяют четыре типа центров ответственности:
Цель учета состоит в накоплении данных о затратах и доходах по каждому центру ответственности таким образом, чтобы отклонения от сметы, плана, утвержденного администрацией для центра ответственности, могли быть отнесены на ответственное лицо. Фактические данные по центрам ответственности отражаются в отчетах об исполнении сметы. Из этих отчетов руководители центров ответственности получают информацию об отклонении от сметы и определяют «узкие места» в работе своих центров, а администрация имеет возможность оценить работу каждого руководителя.
Носители затрат – это виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для реализации. В разрезе носителей затрат производится калькуляция себестоимости. В зависимости от технологии и характера продукции носителями затрат могут быть изделия или полуфабрикаты, группы однородных изделий, серии одноименных изделий или индивидуально вырабатываемые изделия (заказы), строительные объекты, законченные этапы строительства, виды работ и услуг (транспортные, монтажные и т. п.).
Основные правила формирования информации о важнейшем объекте управленческого учета – затратах – установлены законодательными и нормативными документами, составляющими единую систему регулирования бухгалтерского учета в РФ. Существующую в настоящее время в РФ систему регулирования бухгалтерского учета принято подразделять на четыре уровня:
Документы каждого из уровней системы регулирования бухгалтерского учета имеют непосредственное отношение как к финансовому, так и управленческому учету. При этом с точки зрения наиболее эффективного достижения целей управленческого учета наиболее значимыми для него являются документы по бухгалтерскому учету, создаваемые самим предприятием, в частности его учетная политика. Именно в учетной политике предприятия определяют порядок учета затрат по местам их возникновения, центрам ответственности, видам продукции, метод калькулирования себестоимости, определения финансовых результатов по местам возникновения затрат, центрам ответственности и т. д.
Управленческий учет требует специальной его организации, наличия специалиста, владеющего всеми элементами метода управленческого учета и наделенного управленческими функциями. Таких специалистов принято называть бухгалтерами-аналитиками или бухгалтерами-менеджерами. Обычно выделяют следующие функции бухгалтера-аналитика, которые он выполняет в сфере управления:
Таким образом, бухгалтер-аналитик, во-первых, несет ответственность перед руководством за реальность бухгалтерских отчетов подразделений, во-вторых, оказывает помощь менеджерам в планировании и подведении итогов их работы. Поэтому он должен сочетать независимость и объективность с искренним желанием помочь менеджерам в управлении предприятием.
Поскольку эффективная организация и ведение управленческого учета требует сочетания всех управленческих функций, в настоящее время более правильно говорить о специалисте по управленческому учету, его функциях и правах. К функциям специалиста по управленческому учету относятся:
Эти функции показывают, какую важную роль играет специалист по управленческому учету в принятии управленческих решений.
Ответственная роль предполагает наделение специалиста по управленческому учету определенными специфическими правами, например:
Поскольку специалист по управленческому учету имеет широкий спектр обязанностей и специальные права, при назначении на данную должность предъявляются достаточно высокие требования к теоретической подготовке и практическим навыкам в области управленческого учета.
Выводы
Управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа доходов, расходов и результатов хозяйственной деятельности в необходимых аналитических разрезах, оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе.