Что относится к письменным памятникам истории

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации для 5 класса по истории

Промежуточная аттестация по истории за курс 5 класса 1 вариант

1. В какой части света появился и жил древний человек?

а) Европа б) Азия в) Африка г) Америка

2. К письменным памятникам истории относятся

а) древние книги б) монеты в)оружие г)посуда

3. « история» в переводе с древнегреческого означает

а) рассказ б) описание в) миф г) басня

А) Нил б) Тигр в) Евфрат г) Инд

5. Жителей Междуречья называли

А) шумеры б) египтяне в) евреи г) китайцы

1) Солон а) Поэма «Илиада»

2) Фидий б) Скульптура Афины

3) Александр Македонский в) Отмена долгового рабства

4) Гомер г) Поход в Индию

7. Установите соответствие между понятием и его определением: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

1) торговая площадь, место народных собраний в греческих городах

4) город – государство в Древней Греции

А) поселение древних греков в других странах

Б) свободная территория

9. Народы какого государства создали Библию

А) Египта б) Палестины в) Ассирии г) Индии

10. Автор поэм « Илиада», «Одиссея»

А) Агамемнон б) Гомер в) Геродот г) Ахиллес

Промежуточная аттестация по истории за курс 5 класса 2 вариант

1.Из какого занятия произошло земледелие?

А) ремесло Б) охота В) собирательство Г) скотоводство

2. Первым прирученным домашним животным было?

А) корова Б) кабан В) лошадь Г) собака

3. Вавилонский царь, при котором были записаны первые законы:

А) Хаммурапи Б) Соломон В) Гильгамеш Г) Тутмос

4.Как называется одна из поэм Гомера?

А) Илиада Б) Антигона В) Персы Г) Дискобол

5. Владыка Египта – это…

А) фараон Б) жрец В) вельможа Г) архонт

1) Индия А) олимпийские игры

3) Финикия В) алфавит

4) Греция Г) шахматы

7 . Установите соответствие между понятием и его определением: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

1) поселение греков в других странах

2) верхний город, находившийся на холме

4) город – государство в Древней Греции

8. Главная река Китая:

А) Тибр Б) Хуанхэ В) Нил Г) Евфрат

9. Какими морями омывается Аппенинский полуостров?:

А) Адриатическим и Средиземным Б) Ионическим и Эгейским

В) Красным и Желтым Г) Балтийским и Черным

10. Афиняне называли свое управление в полисе:

А) диктатура Б) демократия В) республика Г) деспотия

Ключ к контрольной работе

Что относится к письменным памятникам истории

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что относится к письменным памятникам истории

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Что относится к письменным памятникам истории

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что относится к письменным памятникам истории

Номер материала: ДБ-1440539

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что относится к письменным памятникам истории

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к письменным памятникам истории

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что относится к письменным памятникам истории

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

Что относится к письменным памятникам истории

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

Что относится к письменным памятникам истории

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что относится к письменным памятникам истории

В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 2 минуты

Что относится к письменным памятникам истории

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

К письменным памятникам истории относятся?

К письменным памятникам истории относятся.

Что относится к письменным памятникам истории

Например нпдпими на камнях.

И писменные издания и т.

Что относится к письменным памятникам истории

Вопрос : какие памятники истории ты знаешь?

Вопрос : какие памятники истории ты знаешь?

Что относится к письменным памятникам истории

История памятника любого сфинкса?

История памятника любого сфинкса.

Что относится к письменным памятникам истории

Какие вещественные и письменные памятники рассказывают о жизни простых людей Египта?

Какие вещественные и письменные памятники рассказывают о жизни простых людей Египта?

Что относится к письменным памятникам истории

Какие памятники письменной литературы вы знаете?

Какие памятники письменной литературы вы знаете.

Что относится к письменным памятникам истории

Что относится к эпиграфическим памятникам?

Что относится к эпиграфическим памятникам?

Что относится к письменным памятникам истории

Подготовь сообщение о выдающемся памятнике истории и культуры?

Подготовь сообщение о выдающемся памятнике истории и культуры.

Что относится к письменным памятникам истории

Где хранятся письменные памятники прошлого?

Где хранятся письменные памятники прошлого?

Что относится к письменным памятникам истории

Составьте план на тему «Письменные памятники Киевской Руси»?

Составьте план на тему «Письменные памятники Киевской Руси».

Что относится к письменным памятникам истории

Считается что памятник Счастливая семья относится к культуре?

Считается что памятник Счастливая семья относится к культуре?

Что относится к письменным памятникам истории

Что относится к историческим источникам изучения истории Средних веков?

Что относится к историческим источникам изучения истории Средних веков?

Что относится к письменным памятникам истории

Герцин и Чернишевский.

Что относится к письменным памятникам истории

Что относится к письменным памятникам истории

Источник

Исторические источники: свидетели минувших дней, помогающие установить истину

«Исторические источники – это письменные или вещественные памятники, в которых отразилась угасшая жизнь отдельных лиц или целых обществ» В.О. Ключевский

По природе своей профессии историки имеют дело с делами давно минувших дней и не имеют возможности лицезреть объект своего изучения. Чтобы объективно, без предвзятости, восстанавливать и описывать события прошлого, специалистам приходиться обращаться к широкому спектру исторических источников.

Каждый памятник прошлого несет в себе частицу истории, в которой отражается процесс становления и развития человеческого общества. Таким образом, исторический источник – это объект, отражающий исторический процесс и дающий возможность исследовать прошлое.

Число исторических источников неисчерпаемо, однако, в зависимости от рассматриваемого временного периода, количество их разниться. Чем ближе событие к настоящему времени, тем больше сохранившейся до наших дней информации о нем.

Что относится к письменным памятникам истории

Вещественные исторические источники (артефакты)

Существуют различные классификации исторических источников, но основными, в любом случае, выступают вещественные и письменные.

К вещественным источникам относятся любые археологические находки, сохранившиеся до нашего времени в слое грунта или в воде:

Наиболее часто к вещественным историческим источникам прибегают археологи. Именно на таких находках они выстраивают и реконструируют социально-экономическую модель той или иной эпохи. Вещественные источники служат основным ресурсом информации о событиях, произошедших до появления письменности.

Что относится к письменным памятникам истории

Письменные исторические источники

В качестве письменных исторических источников специалисты рассматривают:

Письменные источники отвечают на основные вопросы, касающиеся того или иного исторического эпизода. Например, из берестяных грамот, найденных в Нижнем Новгороде, Пскове, Смоленске и ряде других городов, можно судить о социальной, экономической и частной жизни людей той эпохи. Среди подобных артефактов множество распоряжений от феодалов, записок ростовщиков, ученических записей, судебных постановлений, личных писем.

Что относится к письменным памятникам истории

Главным источником знаний о Древней Руси служат летописи, в частности «Повесть временных лет» авторства черноризца Печерского монастыря Нестора. Не менее ценными являются и Московские летописи, в составлении которых принимал личное участие царь Иван Грозный и видный государственный деятель тех времен Алексей Федорович Адашев.

Основу истории Государства Российского составили труды многих ученых, которые стали свидетелями ярких государственных переворотов, сражений и войн. Современные историки трактуют их труды, критически осмысливая каждое слово, стараясь восстановить истину.

Многие специалисты, изучая определенную историческую эпоху, опираются на записки иностранцев, живших в России и увековечивших свой взгляд на происходящее в стране на пергаменте или бумаге. Ключевский, например, при написании своей кандидатской диссертации «Сказания иностранцев о Московском государстве», датированной 1865 годом, использовал именно такие документы.

Что относится к письменным памятникам истории

Кроме перечисленных в распоряжении историков есть международные договоры, судебно-следственные материалы, законодательные акты, различные постановления и указы правительства. Особое внимание уделяется частной переписке, стенографиям заседаний и данным статистики. Специалисты не обходят стороной и печатные издания, хотя сами по себе они не могут дать точное представление о событиях и, зачастую, написаны предвзято. Только комплексное использование этих видов исторических материалов позволяет хоть и приближенно, воссоздать картину исторических событий.

Антропологические источники

Обогатить исторические знания помогает и такая наука, как антропология. Изучение человеческих останков позволяет воссоздать облик древних людей и многих исторических личностей. Автором метода восстановления внешнего облика человека по скелетным остаткам является выдающийся советский антрополог и скульптор Михаил Михайлович Герасимов. Именно благодаря его многолетним трудам мы можем представить, как выглядел неандерталец или синантроп. По сохранившимся останкам он смог воссоздать образы таких великих людей, как:

Что относится к письменным памятникам истории

Этнографические источники

Этнографическими источниками являются элементы традиционной духовной и материальной культуры того или иного народа. К ним можно отнести различные инструменты и орудия труда, предметы быта, жилище и его убранство, национальные костюмы, изделия традиционных народных промыслов.

Фольклорные (устные) и поведенческие источники также можно отнести к группе этнографических. Обряды, традиции и верования народа, сохраняющиеся из поколения в поколение – неотъемлемая часть истории изучаемой нации. Устное народное творчество (мифы, легенды, предания, сказания, песни, сказки, былины) неизменно хранит крупицу подлинных исторических событий и жизнеописания героев древности. Так, прообразом известного былинного богатыря Добрыни Никитича был ни кто иной, как дядя князя Владимира, крестившего Русь. У Ильи Муромца также был реальный прототип.

Изобразительные источники

В данную группу источников входят любые произведения изобразительного искусства, начиная с петроглифов и наскальных рисунков. Пристального внимания историков заслуживают собрания живописи и графики, скульптуры и другие виды декоративно-прикладного искусства.

Что относится к письменным памятникам истории

Фоно-, фото- и кинодокументы

В результате технического прогресса в арсенале ученых-историков появились новые источники информации. Благодаря научным открытиям и техническим изобретениям стало возможно сохранять историческую информацию в формате звуковых, фото- и видеозаписей. На старых снимках, пленках и кинохронике запечатлены подлинные лица и голоса исторических личностей. Это особенность характеризует эти источники, как наиболее точные и не подлежащие сомнению. Наиболее распространенными носителями исторической информации нового времени являются:

В наши дни появилась возможность оцифровки и хранения важных архивных документов в электронном виде, что значительно облегчает труд историка. Интересно, что сейчас гораздо проще найти информацию о событиях вековой давности, нежели, тех, что произошли 10-20 лет назад. На многих архивных документах до сих пор стоит гриф «Секретно», что делает их недоступными для изучения.

Что относится к письменным памятникам истории

Источниковедение

В XIX веке наука об исторических источниках оформилась в особую научную дисциплину, называемую источниковедением. Данная отрасль исторической науки разрабатывает методику, теорию и технику изучения исторических источников. Одной из животрепещущих тем этой науки является достоверность изучаемых объектов или документов.

Многие древние историки не видели собственными глазами того, что описывали в своих трудах. Зачастую они излагали слухи и домыслы, передаваемые из уст в уста, и от этого искаженные и приукрашенные. Такие человеческие факторы, как неправильный перевод слова или фразы, опечатка в дате и другие подобные ошибки, нередко только добавляли вопросов историкам. Имела место и фальсификация событий и научных открытий.

Чтобы избежать неверного толкования истории, ученые стараются использовать в своей работе как можно больший объем источников информации. Только комплексный подход позволяет реконструировать прошлое с максимальной объективностью и воссоздать целостную и достоверную картину исторического процесса.

Источник

ГДЗ история древнего мира 5 класс Никишин, Стрелков Русское Слово 2020 Задание: § 1 Что изучает история

Стр. 4. Ключевые вопросы

№ 1. Для чего нужно знание истории?

История помогает понять, как изменялась жизнь людей с течением времени и почему она стала такой, как сейчас. Знать историю важно всем людям, чем бы они ни занимались. Без неё мы бы не знали о том, что было создано предыдущими поколениями, как и когда возникла наша Родина, и не понимали бы, что происходит в мире вокруг нас. Без интереса к истории нельзя быть настоящими гражданами своей страны.

№ 2. Как историки узнают о жизни людей в далеком прошлом?

Благодаря сохранившимся останкам людей мы знаем, как выглядели предки. Изучать и восстанавливать облик древних людей помогает наука антропология (от греческого антропос — человек). Ещё важнее письменные источники — надписи на камне, глине, металле, дереве и, конечно, древние книги. Правда, письменные источники рассказывают не обо всей истории человечества, потому что люди изобрели письменность не сразу, а около 5 тысяч лет назад.

Таким образом, историки узнают о прошлом человечества, исследуя письменные и вещественные источники, стараясь точно установить время и ход исторических событий, понять, почему именно так, а не иначе развивалась история разных народов и стран. Если данных источников недостаточно для определённых выводов, историки выдвигают научные предположения — гипотезы.

Стр. 7. Итоговые вопросы

№ 1. Объясните, какие значения имеет слово «история»

Слово «история» греческого происхождения. В переводе оно означает «рассказ о событиях», «описание», «исследование». Историей называют прошлое всего человече­ства. Но история — это еще и наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом.

№ 2. Выскажите мнение, для чего современному человеку нужно знание истории. Приведите примеры ситуаций, когда оно важно для вас.

Изучая историю, современный человек может понять, как изменялась жизнь людей и почему она стала такой, как сейчас. Без неё люди бы не знали о том, что было создано предыдущими поколениями и не понимали бы, что происходит в мире. Без интереса к истории нельзя быть настоящими гражданами своей страны. Для каждого человека особенно важна история своего Отечества. История каждого государства, в том числе и России, является частью мировой истории. Каждый образованный и культурный человек должен знать не только о своей Родине, но и о жизни других народов, чтобы лучше понимать их, жить с ними в мире и согласии.

Благодаря знанию истории я могу узнавать о происхождении праздников (9 мая, Новый год), развитии города, в котором я живу, о том, как жили бабушки и дедушки и очевидцами каких исторических событий они были.

№ 3. Какие разделы выделяются в истории Древнего мира? Покажите на карте, расположенной на форзаце учебника, территории государств, существовавших в древние времена на Востоке и в Европе.

История Древнего мира — самая ранняя часть истории человечества. Самый первый и наиболее длительный ее период — первобытная эпоха (от появления на Земле людей до возникновения первых государств).

Второй раздел истории Древнего мира называется исто­рией Древнего Востока. Около 5 тысяч лет назад в долинах крупных рек возникли древнейшие государства. Это огромный район, протянувшийся от Египта в Африке до Китая в Азии. На этой территории тысячи лет назад возникали, развивались и исчезали древние государства. Некоторые из них были обширными державами, на территории которых проживало множество разных народов.

Третий и четвёртый разделы истории Древнего мира носят названия история Древней Греции и история Древнего Рима. Это история первых государств Европы. Историческое развитие древних греков и римлян, или, как ещё говорят, народов Античности (от латинского антиквус — древний), отличалось от развития народов Древнего Востока и заложило основу современной цивилизации. Первые греческие государства возникли около трёх с половиной тысяч лет назад, а закончилась история Древнего мира падением Западной Римской империи в 476 году.

Что относится к письменным памятникам истории

Древняя Греция, Македония (2)

Хеттское царство (3)

Палестина, Финикия (5)

Месопотамия: Шумер, Аккад, Вавилон (6)

Персидское государство (8)

№ 4. Представьте в таблице информацию об источниках, из которых историки узнают о прошлом.

№ 5. Составьте словарик названий наук, которыми пользуются историки при изучении прошлого. Укажите, что изучает каждая наука.

Изучать прошлое историкам помогают следующие науки:

Антропология – наука, изучающая облик древних людей

Археология — наука, изучающая прошлое по вещественным источникам: остаткам строений, обломкам посуды, оружию, монетам, украшениям, костям людей и домашних животных.

Картография – наука, изучающая исторические карты, по которым можно узнать о военных походах и местах сражений, о расположении городов, о торговых маршрутах, о границах государств

Нумизматика – наука об истории монетной чеканки и денежного обращения

Хронология – наука, изучающая историю счета времени и древние календари

Этнография – наука, изучающая образ жизни, быт, хозяйство, обычаи и традиции различных народов

№ 6. На основе текста и иллюстрации на с. 6 объясните, как работают археологи. Какие знания и умения необходимы в их работе?

Археологам необходимы знания по истории, этнографии, антропологии, нумизматике и другим наукам. Археолог должен уметь рисовать, чертить, фотографировать, быть в хорошей физической форме.

Археологи изучают карты, узнают, где примерно мог находиться древний город. Они определяют его примерные границы и проводят раскопки, используя как лопаты, так и кисточки для очистки найденных вещественных источников.

Источник

Источники, периодизация и историография истории Древней Церкви

Изучение прошлого в жизни Церкви основано на сведениях, которые содержатся в исторических источниках. Все источники принято делить на две группы – монументальные и письменные памятники.

Монументальные памятники

Монументальные памятники, или памятники материальной кулыуры, делятся на следующие классы:

К археологическим памятникам относятся христианские погребения, остатки христианских храмов, богослужебные предметы. География христианских погребений может дать представление о распространении христианства; обряд погребения, характер трупоположения и предметы, найденные в могиле, могут свидетельствовать о процессе и степени христианизации той или иной территории. Например, христианские погребения, относящиеся к периоду христианизации того или иного народа, нередко отражают сочетание языческих и христианских традиций.

Памятники христианского искусства

К памятникам христианского искусства относятся сохранившиеся до наших дней произведения христианской живописи, скульптуры и архитектуры.

Эпиграфика занимается прочтением и истолкованием надписей, сделанных на прочном материале. Христианские надписи встречаются в погребениях, раннехристианских зданиях, богослужебных местах. Памятников такого рода сравнительно немного, но они имеют особое значение, поскольку менее всего были случайными. Эти надписи могут помочь исследованию темпов и масштабов распространения христианства, а также помочь реконструировать представления древних христиан. Существует ряд изданий, в которых представлены собрания древних христианских надписей.

Данные нумизматики и сфрагистики

Нумизматические источники играют второстепенную роль для изучения раннего христианства и христианизации Римской империи. Штемпеля на древних монетах менялись очень часто. Монеты позволяют уточнить датировку отдельных событий, в то же время, они могут свидетельствовать о религиозной политике римских императоров. Особо интересен процесс проникновения христианской символики в римские монеты. Так символика многих монет Константина содержит как языческие, так и христианские элементы. Наряду с монетами, сохранилось много древних печатей. Печати, среди которых есть епископские, свидетельствуют о лицах и должностях.

Письменные памятники

Письменные памятники имеют особое значение и ценность, поскольку дают наибольший объем информации о древних событиях. Их классифицируют или по языку, на котором они написаны (латинский, греческий, арамейский, коптский, сирийский, армянский и т. д.), или по религиозной принадлежности их авторов (христианские и языческие).

1. Христианские письменные памятники

Состав книг Нового Завета был определен на Лаодикийском соборе 363 года из 26 книг, а в окончательном виде – из 27 книг – утвержден только в 419 году на Карфагенском соборе.

Большинство апокрифов («апокриф» в переводе с греческого – «тайный, секретный») до нас не дошло; некоторые сохранились в переводах на другие языки или в отрывках у более поздних авторов.

Деяния древних церковных соборов

В группу соборных деяний входят материалы поместных и Вселенских церковных соборов. На русском языке материалы древних соборов можно видеть в издании «Деяния Вселенских соборов», осуществленном в Казанской духовной академии, а также в «Книге Правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец». Основной объем этой группы источников доступен на иностранных языках.

К литургическим источникам относятся богослужебные памятники, тексты, имеющие отношение к древнему христианскому богослужению.

К агиографическим источникам относят описания христианских мученичеств. Такие описания делят на три группы: Акты, или Деяния (описания языческих судов), Пассионы, или Мученичества (описания жизни и смерти мученика, сделанные непосредственными свидетелями или современниками) и Жития (биографии) святых (позднейшие легендарные описания). Древнейшее описание мученичества конкретного лица относится ко II веку. Это рассказ о мученичестве святого Поликарпа Смирнского, находящийся в Послании Смирнской церкви к Филомелийской церкви.

Агиографическая литература очень обширна: издание, осуществленное фламандскими иезуитами с 1643 до 1794 год насчитывало 53 тома. А в XIX веке бельгийские иезуиты довели общее количество томов in-folio до 70-ти. Иезуиты хорошо использовали в этом деле свое влияние и свои обширные связи.

В основе большинства агиографических произведений лежат подлинные исторические события и факты, но, вместе с тем, некоторые жития являются не столько историческими, сколько литературными памятниками.

Творения отцов и учителей Церкви (христианских писателей)

Обширные издания произведений церковных писателей начали осуществляться после Реформации, когда оживился интерес к памятникам древней церковной литературы, которые начали использоваться в полемике. В Римской Церкви этому способствовало движение контрреформации. Одним из первых серьезных изданий стала «Bibliotheka sanctorum patrum». В этом издании, состоявшем из 8 томов и опубликованном в Париже в 1575–1579 годах, были напечатаны латинские отцы и греческие отцы в латинском переводе. Расширением парижского издания была Лионская библиотека святых отцов, изданная в 1677 году и включавшая 27 фолиантов. Впервые греческие отцы были напечатаны в подлиннике в венецианском издании Андреа Галланди «Bibliotheca veterum patrum» 1765–1781 года.

Однако самым знаменитым изданием оригинального текста сочинений древних церковных писателей является издание французского аббата Жана Поля Миня «Patrologiae cursus completus seu Bibliotheca universalis omnium ss. Patrum, doctorum scriptorumque ecclessiasticorum». Ж. П. Минь успел выпустить две серии – латинскую (P. L.), включавшую 221 том (1844–1855), в том числе 4 тома указателей, и греческую (P. G.), включавшую 161 том (1857–1866). Ж. П. Минь намеревался осуществить издание творений на восточных языках, но не успел сделать это. Большая часть греческой серии погибла при пожаре на складе в 1868 году.

Издание это делалось за счет личных средств Ж. П. Миня, которому ради этого даже пришлось заняться коммерцией, поэтому печаталось на плохой бумаге. Тома имели очень удобный компактный размер, отличались практичностью. Вместе с тем научная ценность издания была невелика. Часто Ж. П. Минь просто перепечатывал ранее изданное. He учитывались разночтения. Цитаты из Священного Писания выправлялись по Вульгате или Секстинскому изданию греческой Библии, что было характерно и для предшествующих изданий. Ж. П. Минь не печатал анонимных трудов, в том числе деяний соборов, хотя в его планах было напечатать около 80 томов подобных текстов. Вместе с тем, это издание и сегодня пользуется большой популярностью. Связано это с тем, что по объему собранных вместе произведений древних христианских авторов это издание не превзойдено до сих пор.

В XIX веке изданием творений святых занимался Жан Батист Питра, который использовал для этого древние рукописи.

В 1947 году в Париже было начато издание серии «Христианские источники». Эта серия продолжается до сих пор и отличается высоким научным уровнем. В настоящее время издано около 400 томов. Каждый том включает текст оригинала и французский перевод, вступительную статью и научные комментарии, в том числе текстологического характера.

В Русской Православной Церкви попытки издания сочинений церковных писателей на языке оригинала не предпринимались. Однако, до 1917 года силами четырех Духовных академий (Санкт-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской) осуществлялся перевод произведений древних церковных авторов на русский язык.

Первые церковно-исторические сочинения появились на греческом языке. Отцом церковной истории принято считать Евсевия Кесарийского (260/270 – около 340), который имел прозвище Памфил. Евсевий отличался образованностью, почитал Оригена, находился в дружеских отношениях с влиятельными епископами арианского направления. Евсевий является автором панегирического сочинения «Жизнь блаженного царя Константина», а также сочинения «Сказание о мучениках палестинских», в котором описал гонение начала IV века. Более всего Евсевий знаменит своим произведением «Церковная история». В 10 книгах «Церковной истории» он описал жизнь Христианской Церкви на протяжении первых трех столетий.

В V веке свою «Церковную историю» написал арианский историк Филосторгий. Его сочинение включало 12 книг, каждая из которых начиналась с одной из букв его имени. Сохранилось оно в выписках патриарха Фотия.

Продолжателями Евсевия принято считать Сократа Схоластика, Эрмия Созомена и Феодорита Кирского, произведения которых также носят название «Церковная история». Сочинение Сократа охватывает период с 305 по 439 год, Созомена – с 324 по 439 год, Феодорита – с 323 по 428 год.

В VI веке «Церковную историю» написал Евагрий Схоластик, осветивший события с 431 по 594 годы. После Евагрия в греческой историографии произошел длительный перерыв, охвативший несколько столетий.

Латинская церковная историография в древний период находилась под сильным влиянием греческой. Сочинение Евсевия было переведено на латинский язык пресвитером Руфином в 410 году, который также продолжил рассказ о жизни Церкви до 395 года. «Истории» продолжателей Евсевия перевел по желанию сенатора Кассиодора в VI веке схоластик Эпифаний.

Собственно же отцом латинской историографии является Лактанций, автор сочинения «О смертях преследователей».

2. Нехристианские письменные памятники

Сочинения античных авторов, в том числе критиков христианства

К данной группе относятся сочинения упоминавших о христианах античных авторов. Некоторые из этих авторов критиковали Христианство как с позиции «здравого смысла», с философских, культурологических позиций, в которых не просматривается апологии определенной религии, так и с религиозной точки зрения.

К данному направлению можно отнести Лукиана, Цельса, Цецилия, Порфирия, Гиерокла, Фемистия, Юлиана, Ливания, Симмаха, а также античных историков Тацита, Светония, Аммиана Марцеллина, Евтропия, Секста Аврелия Виктора, Евнапия, Зосимы.

Свидетельство о Христе имеется уже в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия (книга 18, глава 3:3). Однако о подлинности данного фрагмента ведутся споры. Поскольку Христианство уже в I веке отделилось от иудейства, чему способствовала непримиримая позиция самих иудеев, иудейские авторы либо не писали о Христианстве, либо подвергали Христианство нападкам и критике.

3. Юридические источники

Основную часть этой группы источников составляют акты императорской власти. Ввиду обилия накопленного юридического материала предпринимались первые попытки кодификации римского права, которые сначала осуществлялись частными лицами. В V веке кодификация становится государственным мероприятием. По приказу восточного императора Феодосия II (408–450) комиссией из 16 юристов был составлен первый официальный сборник императорских конституций, который был опубликован в 438 году в 16-ти книгах. Этот сборник известен как Кодекс Феодосия.

Очередная значительная кодификация римского права произошла при императоре Юстиниане в 529–534 годах. «Corpus juris civilis», составленный при Юстиниане, включал Институции (учебник для начинающих юристов), Дигесты (сборник из трудов древних юристов), Кодекс Юстиниана (императорские конституции Юстиниана и предшествующих императоров) и Новеллы (168 законов, добавленных в последнюю очередь).

К юридическим источникам относят также

– произведения римских императоров – речи и письма;

– постановления чиновников императорской администрации, в основном префектов и наместников провинций, по религиозным (церковным) вопросам.

Периодизация истории Древней Церкви

Историками по-разному определяется начало истории Христианской Церкви. Некоторые историки не включают в историю Церкви апостольский век, события которого отражены в Священном Писании Нового Завета. Так поступали А. П. Лебедев, В. В. Болотов, А. Бриллиантов. Митрополит Филарет Дроздов также относил апостольский период к библейской истории. С другой стороны, М. Э. Поснов считал необходимым изучать в курсе Истории Церкви апостольский век.

История Древней Церкви может быть разделена на два периода: доникейский период и период Вселенских соборов. Доникейский период имеет своей крайней границей 313 год, год издания Миланского эдикта, провозгласившего религиозную свободу и прекратившего почти трехсотлетнюю эпоху преследования христиан.

Период Вселенских соборов традиционно ограничивается 1054 годом, когда произошел разрыв между Восточной и Западной Церковью. Этот год является очень условной границей, поскольку окончательно отношения между Восточными Церквами и Римской Церковью прекратились вследствие разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 году. В этом периоде выделяют несколько этапов. Первый этап – от 313 года до Халкидонского собора 451 года. Халкидонский собор положил начало великому восточному церковному разделению, когда от Церкви отделились монофизиты, составлявшие большинство населения Египта, Сиро-Палестины и Армении. После 451 года можно говорить о начале византийского периода жизни Церкви.

Второй этап – от 451 до 843 года. Этот этап завершился событием, которое называют Торжеством Православия, когда произошла окончательная победа над иконоборчеством. Третий этап – от середины IX до середины XI века – характеризовался осложнением отношений Римской и Константинопольской Церквами, завершившимся так называемым «разделением Церквей» 1054 года.

С богословской точки зрения историю периода Вселенских соборов можно также разделить на эпоху триадологических споров, споров о Троице, завершившуюся Вторым Вселенским собором 381 года, и эпоху христологических споров, споров о Христе, которая фактически завершилась Седьмым Вселенским собором 787 года и Торжеством Православия 843 года.

Исторический обзор изучения церковной истории в Русской Православной Церкви до 1869 года 6

В русских духовных учебных заведениях изучать церковную историю стали в начале XVIII века. Согласно «Духовному регламенту» архиепископа Феофана Прокоповича, на изучение церковной и гражданской истории отводился год. Знакомство с историей должно было способствовать изучению языков, чтобы невеселое изучение языков растворить «столь веселым познанием мира и мимошедших в мир дел». Позднее Екатерина II в инструкции Священному Синоду отметит, что семинаристы не знают ни церковной, ни гражданской истории.

В 60–70-х годах митрополит Московский Платон открыл в Троицкой семинарии курсы по изучению истории. Однако желающих посещать эти курсы, имевшие необязательный характер, было немного.

В конце XVIII века при императоре Павле краткую церковную историю ввели в курс преподавания. История относилась к числу экстраординарных (необязательных) дисциплин и читалась после обеда. Под историей понимали тогда достопамятные в Церкви случаи. В связи с появлением такой дисциплины встал вопрос об учебниках. Были доступны только протестантские книги на латинском языке. В результате появилось первое церковно-историческое сочинение русского автора, епископа Мефодия Смирнова, которое, впрочем, было написано на латинском языке – «Liber Historicus» (M., 1805). В книге рассматривалась история первых трех веков Христианства. За этот труд автор получил звезду Александра Невского и бриллиантовый крест на клобук. Автор использовал иностранную литературу, часто вступал в полемику с протестантами. Книга отличалась сжатостью, сухостью и сложностью. На русский язык она не переводилась.

B 1814 году был принят Устав семинарий и академий (под редакцией Михаила Сперанского). Согласно уставу, история стала ординарной дисциплиной и преподавалась на 3 и 4 году обучения.

В 1817 году в Петербурге Иннокентий (Смирнов) (ректор Петербургской семинарии, ставший епископом Пензенским) издал двухтомное «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII века». Книга была составлена на основе курса лекций и представляла собой компиляцию из сочинений двух протестантских историков – Шпангейма (конца XVII века) и Вейсмана (начала XVIII века). Учебник был написан на русском языке и имел научный аппарат – примечания и ссылки.

В 1869 году был принят очередной устав. Еще до принятия нового устава историческая кафедра была разделена на четыре кафедры – древней церковной истории; библейской истории; русской церковной истории; новой церковной истории запада.

На период между двумя уставами, с 1814 до 1869 года, пришлась научная деятельность целого ряда историков. Архиепископ Черниговский Филарет Гумилевский (+1866) впервые ввел исторический метод в преподавание догматики, пробуждая у своих слушателей живой интерес к истории. Его учеником был протоиерей Александр Васильевич Горский (+1875). Важное место занимает и личность епископа Порфирия (Успенского) (+1885), путешественника, историка, коллекционера. Изучением истории монашества занимался Петр Симонович Казанский (1819–1878), который написал первый систематический труд на русском языке, посвященный истории восточного монашества – «История православного монашества на Востоке» (M., 1854).

В 1878 году в Петербурге вышел первый том «Истории Христианской Церкви», написанный Иваном Васильевичем Чельцовым (+1878). Книга охватывала историю первых трех веков Христианства и была написана под сильным влиянием протестантского историка Августа Неандера.

Исторический обзор изучения церковной истории в Русской Православной Церкви с 1869 по 1917 год

В 1869 году был принят устав духовных академий (редактор – будущий митрополит Московский Макарий), в котором дисциплины делились на три отделения, в том числе церковно-историческое. В целом, 60-е годы ознаменовались большим общественным интересом к духовной проблематике, к церковной истории. Вследствие этого начали появляться диссертации по церковной истории, множество публикаций. Возникли научные споры.

Еще до принятия устава 1869 года, в 1863 году был утвержден университетский устав, в котором впервые на историко-филологическом факультете была введена кафедра церковной истории. Церковная история, согласно этому уставу, должна была преподаваться лицами, вышедшими из духовных учебных заведений.

В 1884 году была введена степень доктора церковной истории. Ранее за церковно-исторические исследования присуждалась степень доктора богословия. Подобного рода степени не было тогда даже на Западе. В конце XIX – начале XX века русская церковно-историческая наука пережила невиданный подъем и начала выходить на общеевропейский уровень.

В конце XIX – начале XX века возникла целая плеяда русских церковных историков, изучавших Древнюю Церковь. Среди них особое место занимал Алексей Петрович Лебедев (1845–1908), автор большого количества монографий и статей. Среди его книг – «Вселенские соборы IV и V веков», «Вселенские соборы VI, VII и VIII веков», «Константинопольские соборы IX века», «История разделения Церквей», «Духовенство Древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X века», «Церковная историография в главных ее представителях с IV no XX век», «Очерки внутренней истории Византийско-восточной Церкви в IX, X и XI веках», «Исторические очерки состояния Византийско-восточной Церкви от конца XI до середины XV века».

А. П. Лебедев отличался особой плодовитостью. Однако протоиерей Г. Флоровский не очень высоко оценивает его как ученого, считая, что А. П. Лебедев не был глубоким богословом и самостоятельным исследователем. Позднейшие книги его, отмечает Г. Флоровский, были небрежной популяризацией западных исследований, однако писал он легко, живо, с публицистическим задором, так что сумел заинтересовать исторической работой многих людей.

Василий Васильевич Болотов (1853–1900) в настоящее время известен благодаря своим «Лекциям по истории Древней Церкви», которые были изданы после его смерти в обработке А. Бриллиантова. Единственной монографией В. В. Болотова является его магистерская диссертация «Учение Оригена о Святой Троице» (СПб., 1879). Особенно интересовала В. В. Болотова история египетского христианства. В. В. Болотов отличался знанием многих языков. Кроме новых европейских и классических, он знал еврейский, арабский, коптский, абиссинский. Он был серьезным историком и глубоким богословом.

А. В. Болотов был учеником другого историка – Ивана Егоровича Троицкого (+1901), вдумчивого историка с широким богословским кругозором. Самая значительная книга И. Е. Троицкого – «Арсений, патриарх Никейский и Константинопольский, и арсениты» (СПб., 1873).

Видное место среди русских историков занимает Николай Никанорович Глубоковский (1863–1937), который больше известен своими работами в области библеистики. Особое значение имеет двухтомный труд (магистерская диссертация) H. Н. Глубоковского «Блаженный Феодорит» (M., 1890), который получил высокую оценку со стороны знаменитого Адольфа Гарнака, знавшего русский язык. Н. Н. Глубоковскому принадлежала идея создания богословских факультетов при университетах.

Учеником H. Н. Глубоковского был Михаил Эммануилович Поснов (1873–1931), преподававший до революционных событий в Киевском университете. Наиболее известными его работами являются книги «Гностицизм II века и победа Христианской Церкви над ним» (Киев, 1917) и «История Христианской Церкви» (Брюссель, 1964). Нужно учитывать, что в своей «Истории» М. Э. Поснов разделяет западный взгляд на проблему игнатиано-фотианского спора. H. Н. Глубоковский и М. Э. Поснов окончили свою жизнь в эмиграции.

Источники по истории Древней Церкви

I. Монументальные памятники
1. Данные археологии
2. Памятники христианского искусства
3. Данные эпиграфики
4. Данные нумизматики и сфрагистики
II. Письменные памятники
1. Христианские2. Нехристианские3. Юридические
Священное Писание Нового ЗаветаСочинения античных авторов, в том числе критиков христианстваАкты императорской власти
Апокрифические книги
Деяния церковных соборовРечи и письма императоров
Литургические источникиИудейские источники
Агиографические источникиПостановления чиновников по церковным вопросам
Творения церковных писателей
Церковная историография

Этот и следующий разделы составлены на основе изданий: Лебедев, А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV no XX вв. / А. П. Лебедев. СПб., 2000; Флоровский, Г. Пути русского богословия / Г. Флоровский. Вильнюс, 1991.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *