Что относится к первичным средствам пожаротушения на локомотиве

Средства пожаротушения на локомотиве, устройство автоматического пожаротушения

К системам автоматического пожаротушения на локомотивах предъявляются повышенные требования. В их состав должны быть включены системы раннего обнаружения. В основном это аспирационные детекторы дыма. Типичными местами их размещения являются зоны максимального риска: распределительные электрощиты, панели управления, коммутационные шкафы, оборудование, которое встраивается под крышу и подпол локомотива, быстрый доступ к которому затруднен.

Выбор типа огнетушащего вещества, автоматической системы пожаротушения, регламентируется зоной его применения:

Выбор системы пожаротушения

Что относится к первичным средствам пожаротушения на локомотиве

Срабатывание САГПТ «Радуга 5 МГ»:

Исходя из требований, оптимальной системой для пожаротушения на железной дороге является газовая или комбинированная, которая включает в себя два или больше типа огнетушащего вещества. К АУГП на железнодорожном транспорте предъявляют следующие требования:

Состав автоматизированной газовой системы пожаротушения ЭТ «Радуга 5 МГ»

Активация функции пожаротушения на локомотиве может происходить в автоматическом режиме или в ручном из кабины машиниста, где расположен пульт индикации БУИ-1.Что относится к первичным средствам пожаротушения на локомотиве

САП2 ЭТ «Радуга 5МГ» состоит из следующих элементов.

Блок сопряжения БС-2-1 ЭТ

Что относится к первичным средствам пожаротушения на локомотивеЭто устройство является главным управляющим прибором системы. В его функции входит:

Блок управления и индикации – БУИ-1

Что относится к первичным средствам пожаротушения на локомотивеБлок управления монтируется в кабине машинистов, он выполняет функции контроля и управления:

Световые табло

Предназначены для индикации предупреждений о пожаре.Что относится к первичным средствам пожаротушения на локомотиве

Выносной пульт отмены

Выносной пульт отмены [link_webnavoz]автоматического срабатывания пожаротушения[/link_webnavoz] на локомотиве. Устанавливается в контролируемой зоне на участке с повышенной температурой или возможностью задымления. Отменяет активацию тушения при ложном срабатывании двух детекторов.Что относится к первичным средствам пожаротушения на локомотиве

Кроме перечисленных устройств система комплектуется различными исполнительными модулями и средствами пожаротушения на локомотиве:

Действия локомотивной бригады

При срабатывании пожарной сигнализации локомотивная бригада обязана:

Видеоинструкция по применению систем пожаротушения на локомотиве:

Современная система автоматического пожаротушения на транспорте конструктивно довольно сложна, поэтому требует досконального знания и периодической профилактики.

Источник

Средства пожаротушения

Огнетушители являются надежными первичными средствами тушения пожара до прибытия пожарных подразделений.

В пассажирских, багажных, почтовых, почтово-багажных вагонах применяются огнетушители: ручные углекислотные ОУ-3 или ОУ-6; ручные порошковые ОПУ-5 или ОПУ-Ю; ручные воздушно-пенные ОВП-5 или химические воздушно-пенные ОХВП-Ю; водные мелкодисперсные ОВМ-5 или ОВМ-Ю. Огнетушители укрепляются на специальных кронштейнах в установленных местах.

Все пассажирские поезда должны быть обеспечены комплектом исправных средств пожаротушения. Например, пассажирский вагон с электроотоплением должен быть оборудован двумя углекислотными огнетушителями (один в купе проводника, другой со стороны рабочего тамбура) и одним пенным в нерабочем тамбуре.

Пассажирский вагон с водяным отоплением должен иметь один углекислотный огнетушитель в купе проводника и один пенный в нерабочем тамбуре.

Вагоны-рестораны и вагоны с купе-буфетом должны обеспечиваться двумя пенными огнетушителями и одним углекислотным (пенные по одному в нерабочем и рабочем тамбурах, а углекислотный в салоне у электрораспределительного щита). Кроме того, внутри распределительного шкафа каждого вагона устанавливается огнетушитель самосрабатывающий порошковый (ОСП) или установка газового пожаротушения. Каждый состав пассажир ского поезда должен обеспечиваться двумя самоспасательными промышленными изолирующими противогазами СПИ-20.

Пенные огнетушители предназначены для тушения всех видов горючих материалов, жидкостей и конструктивных элементов вагонов, кроме электрооборудования, находящегося под напряжением. Пенный огнетушитель типа ОП-5 состоит из металлического корпуса цилиндрической формы, стеклянного стакана с кислотой, крышки с рукояткой и клапанного предохранительного устройства. Для приведения пенного огнетушителя ОП-5 в действие необходимо снять его с кронштейна, повернуть ручку вверх до отказа на 180° и перевернуть огнетушитель вверх дном, направив струю на очаг пожара. Время действия пенных огнетушителей составляет 60. 70 с, а дальность струи не превышает 6. 8 м.

Периодическая проверка пенных огнетушителей должна производиться один раз в год на качество щелочного и кислотного зарядов. Через каждые три года корпус огнетушителя подвергают гидравлическому испытанию. Огнетушители порошковые унифицированные ОПУ-5 и ОПУ-Ю предназначены для применения на объектах народного хозяйства, в том числе на железнодорожном транспорте, в качестве первичных средств тушения пожаров классов А (твердых веществ), В (жидких веществ), С (газообразных веществ) и электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В (в зависимости от применяемого огнетушительного порошка). Огнетушители предназначены для тушения возгораний щелочных и щелочно-земельных металлов и других материалов, горение которых может проходить без доступа воздуха.

Огнетушитель ОХВП-Ю предназначен для тушения начальных возгораний твердых веществ и легковоспламеняющихся жидкостей, за исключением щелочных металлов и веществ, горение которых происходит без доступа воздуха. Запрещается использовать огнетушитель ОХВП-Ю для тушения электроустановок, находящихся под напряжением.

Принцип действия огнетушителя основан на использовании огнетушащих свойств пены, получаемой при смешении щелочной и кислотной частей заряда. В результате реакции образуется углекислый газ, создающий в баллоне значительное давление, и пена выбрасывается в виде струи.

Для приведения огнетушителя в действие открывают запорное устройство с помощью рукоятки, при повороте которой вверх до отказа клапан отходит от горловины кислотного стакана. После поворота рукоятки огнетушитель переворачивают вверх дном. Для приведения его в действие каких-либо ударов не требуется.

Пена из огнетушителя начинает выходить спустя 1 с после его опрокидывания, так как мембрана прорывается только при наличии некоторого давления в баллоне.

При тушении горящих твердых материалов струю пены нужно направить в место наибольшего горения, сбивая пламя снизу.

При тушении жидкостей, разлитых по поверхности, следует пеной покрывать всю горящую поверхность.

При отрицательной температуре из неотапливаемых пассажирских вагонов пенные огнетушители должны быть убраны.

Персонал, обслуживающий пассажирский вагон, до начала поездки в процессе подготовки к самостоятельной работе должен пройти обучение по соответствующей программе и сдать экзамен по пожарной безопасности, связанной не только с эксплуатацией оборудования пассажирского вагона, но и с работой на объектах железнодорожного транспорта, иметь навык в работе со штатными и подручными средствами пожаротушения, находящимися в вагоне. Кроме того, перед каждым рейсом поездная бригада должна инструктироваться специалистом по пожарной безопасности, о чем делается соответствующая отметка в журнале регистрации инструктажа.

Ответственными лицами за обеспечение пожарной безопасности вагона, а также за наличие и готовность к действию средств пожаротушения является начальник (механик-бригадир) поезда, проводник пассажирского вагона, поездной электромеханик, директор вагона-ресторана по кругу своих обязанностей.

На членов поездной бригады возлагается ответственность за поддержание противопожарного оборудования в постоянной готовности. Проводники вагонов должны знать места расположения средств тушения пожара, порядок своих действий в случае возникновения пожара.

При заступлении на дежурство проводник обязан проверить наличие и исправность противопожарного инвентаря, средств пожаротушения и оборудования. Все эти действия осуществляются под непосредственным контролем, а при необходимости и с участием начальника поезда.

При обнаружении пожара в пассажирском вагоне во время следования по перегону каждый работник (начальник поезда, электромеханик, проводник пассажирского вагона или работник вагона-ресторана) должен немедленно остановить поезд стоп-краном, после чего в случае отсутствия в данном вагоне начальника поезда и поездного электромеханика вызвать их по цепочке через проводников соседних вагонов, выключить устройства электроотопления, организовать эвакуацию пассажиров, их личных вещей и приступить к тушению пожара первичными средствами.

Необходимо помнить, что в случае возникновения пожара запрещается останавливать поезд на железнодорожных мостах, путепроводах, виадуках, эстакадах, в тоннелях, под мостами, путепроводами и других местах, затрудняющих организацию тушения и эвакуацию пассажиров. При остановке поезда на перегоне должны соблюдаться меры безопасности, предусмотренные Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ. Кроме того, начальник поезда должен немедленно поручить локомотивной бригаде доложить о случившемся поездному диспетчеру.

Начальник поезда вместе со всеми работниками, обслуживающими поезд, должен принять меры по тушению пожара, а в необходимых случаях обеспечить ограждение поезда и смежного пути в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах РФ. Наибольшее внимание должно уделяться эвакуации пассажиров.

Дежурный проводник должен вызвать проводника, находящегося на отдыхе в загоревшемся вагоне, разбудить в ночное время и предупредить всех пассажиров об эвакуации из вагона, при этом все двери в купе и тамбурные торцовые должны быть открыты и зафиксированы. При эвакуации пассажиров боковые двери вагона должны быть открыты только со стороны, безопасной для эвакуации. Примерный текст оповещения пассажиров: «Граждане пас сажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери и аварийные выходы открыты».

Эвакуация вещей пассажиров и имущества вагона не должна препятствовать эвакуации пассажиров, при этом в первую очередь следует эвакуировать пассажиров с детьми, престарелых и инвалидов, принять меры для размещения пассажиров в других вагонах и обеспечения их всем необходимым.

Одновременно с эвакуацией пассажиров и после нее проводники вагона, не дожидаясь прибытия начальника и электромеханика поезда, обязаны приступить к тушению пожара противогазе СПИ-20 первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона. После эвакуации пассажиров и во время тушения пожара двери для перехода из вагона в вагон на соседних с горящим вагонах должны быть закрыты. В случае прибытия на место происшествия лиц командного состава для руководства работами по восстановлению движения и тушению пожара поездная бригада должна выполнять их указания.

Если в вагоне загорелись электрические провода или электрооборудование, то следует прежде всего в светлое время суток полностью обесточить электропроводку, вечером и ночью аварийное освещение не отключать до полной эвакуации пассажиров. Тушение горящих электропроводов и аппаратуры, находящихся под напряжением, может производиться только углекислотными огнетушителями.

В случае появления дыма в вагоне и характерных запахов от топки котла или кипятильника проводник обязан немедленно проверить исправность дымовытяжных труб, выяснить причину появления дыма и запаха в вагоне и возможность эксплуатации отопительных и нагревательных приборов до устранения причин их возникновения. При этом необходимо тщательно проверить, нет ли очагов возгорания в чердачном отделении, особенно примыкающем к котельным установкам, и над электрооборудованием в служебном купе. Если же в вагоне появился запах гари (горящей резины, пряжи, ткани и т.д.) и дым, необходимо выяснить причину, для чего также следует осмотреть служебное помещение, все купе вагона, котельное помещение и междувагонное суфле, проверить исправность работы электрооборудования.

В случае невозможности ликвидации пожара первичными средствами начальник поезда обязан поручить локомотивной бригаде доложить об этом дежурному поездному диспетчеру и через него вызвать ближайшее пожарное подразделение и одновременно принять меры к расцепке состава.

Ведущая роль в обеспечении пожарной безопасности пассажирских вагонов принадлежит поездной бригаде; только неуклонное выполнение бригадой поезда, и прежде всего проводником ваго на, всех требований пожарной безопасности обеспечит безаварийную работу подвижного состава, комфортабельный и безопасный проезд пассажиров.

Контрольные вопросы 1. Назовите причины пожара в вагонах.

2. Расскажите о типах систем пожарной сигнализации и их назначении.

3. Каковы действия проводника при срабатывании системы пожарной сигнализации?

4. Какие виды огнетушителей вы знаете? Расскажите от принципах их действия, местах установки, сроках ревизий.

5. Расскажите о действиях проводника при возникновении пожара.

Источник

Нормы оснащения локомотивов первичными средствами пожаротушения.

Наименование объекта защитыКласс пожараИзмерительОгнетушители вместимостью, л
Водные, воздушно- пенныеВоздушно- эмульсионныеПорошковыеУглекислотные
5[1](10)(8)
Электровозы[2]А, ЕСекция
Тепловозы: магистральные, с кузовом вагонного типа; маневровые, с кузовом капотного типаВ,Е В,ЕСекция Тепловоз1 11 11 1

Выписка из инструкции по охране труда для локомотивных бригад моторвагонного подвижного состава ОАО «РЖД»

ИОТ РЖД – 4100612 – ЦДМВ – 10 – 2013

1. Общие требования охраны труда 149

2. Требования охраны труда перед началом работы 154

3. Требования охраны труда во время работы 156

3.1. Требования охраны труда при производстве маневровых работ 156

3.3. Требования охраны труда при управлении МВПС 158

3.4. Требования охраны труда при техническом обслуживании МВПС 160

3.5. Требования охраны труда при осмотре крышевого

оборудования МВПС 161

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях 163

5. Требования охраны труда по окончании работы 165

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с положениями Трудового

Кодекса РФ и других нормативных актов по охране труда и устанавливает основные требования охраны

труда для машиниста, помощника машиниста моторвагонного подвижного состава (далее — МВПС) ОАО «РЖД».

На основе настоящей Инструкции в моторвагонных депо разрабатываются инструкции по охране

труда для локомотивных бригад с учетом типов и серий обслуживаемых ими МВПС, выполняемых видов

работ и специфики местных условий.

1.2. К работе машинистами, помощниками машинистов МВПС допускаются лица,

прошедшие в установленном порядке профессиональный отбор, профессиональное обучение, обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, психофизиологический отбор, а также прошедшие вводный инструктаж по охране труда и

пожарной безопасности, первичный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности на

рабочем месте, обучение по охране труда, стажировку, проверку знаний по охране труда, правил пожарной безопасности, норм и правил работы в электроустановках, прошедшие аттестацию, предусматривающую проверку знаний ПТЭ РФ и дублирование.

Вновь принимаемые на работу машинист, помощник машиниста при вводном инструктаже должны

быть ознакомлены с действиями при возникновении несчастного случая и оказанию первой помощи пострадавшим.

1.3. Машинисты, помощники машинистов впервые принятые на работу или переведенные

Из подразделения в подразделение внутри ОАО «РЖД» с существенным изменением характера

работы и которые впервые в зимних условиях выполняют работы, связанные с движением

приступающих к работе в зимних условиях.

1.4. В процессе работы машинист, помощник машиниста обязаны проходить обязательные

периодические медицинские осмотры, в установленном порядке повторные, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда, обучение по охране труда, пожарной и электробезопасности,

инструктажи о порядке применения СИЗ, обучение по охране труда, пожарной и электробезопасности, очередную и внеочередную проверку знаний требований

охраны труда, пожарной безопасности, норм и правил работы в электроустановках. Не реже

1 раза в год машинист, помощник машиниста должны проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

1.5. При исполнении служебных обязанностей локомотивная бригада должна

иметь при себе служебное удостоверение, удостоверение о присвоении группы по электробезопасности, предупредительный талон по охране труда.

1.6. Во время работы на машиниста, помощника машиниста могут воздейвовать следующие ОПФ и ВПФ:

— движущийся подвижной состав;

— подвижные и вращающиеся части оборудования МВПС;

— повышенный уровень шума на рабочем месте;

— повышенный уровень вибрации;

Что относится к первичным средствам пожаротушения на локомотиве

— повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

— повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны;

— повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

— повышенный уровень инфразвуковых колебаний;

— повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха;

— повышенный уровень статического электричества;

— повышенный уровень электромагнитных излучений;

— отсутствие или недостаток естественной или искусственной освещенности рабочей зоны;

по характеру воздействия и пути проникания в организм человека;

в) нервно-психические перегрузки.

1.7. Машинист, помощник машиниста МВПС должны знать:

— ПТЭ в объеме, необходимом для выполнения своих должностных обязанностей;

— конструкцию МВПС, способы и безопасные приемы эксплуатации и устранения неисправностей оборудования;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— схемы электрических цепей МВПС, расположение электрических проводов, электрических машин, приборов и аппаратов, которые находятся под напряжением;

— действие на человека ОПФ и ВПФ, которые могут возникнуть во время работы, и меры защиты от их воздействия;

— правила нахождения на железнодорожных путях, маршруты служебных проходов по территории станции, структурного подразделения, негабаритные места;

— видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава;

— места хранения на МВПС аптечек для оказания первой помощи пострадавшим, СИЗ, первичных средств пожаротушения, инструмента и сигнальных принадлежностей;

— способы оказания первой помощи пострадавшим;

— требования охраны труда, пожарной и электробезопасности при эксплуатации и ТО МВПС;

— порядок действий в случае пожара на МВПС и правила пользования первичными средствами пожаротушения.

1.8. Машинист, помощник машиниста в процессе работы обязаны:

* соблюдать правила, инструкции и другие нормативные документы по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности, установленные для выполняемой ими работы;

* соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

* руководствоваться требованиями по выполнению режимов труда и отдыха в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

* содержать в чистоте рабочее место;

* использовать и содержать в исправном состоянии спецодежду, спецобувь и другие СИЗ;

* выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности и надписей;

* немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшим на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья;

* соблюдать требования настоящей Инструкции.

1.9. Работники, направляемые в командировку, должны проходить целевой инструктаж по месту постоянной работы, а по прибытию на место командирования – вводный и первичный инструктажи по охране труда с учетом особенностей выполнения работ в месте командирования.

1.10. Локомотивная бригада, эксплуатирующая ВМПС, относится к электротехническому персоналу.

Права оперативно-ремонтного персонала предоставляются помощнику машиниста после прохождения дублирования.

Помощнику машиниста МВПС с III группой по электробезопасности допускается предоставлять права оперативно-ремонтного персонала в объеме:

— осмотра МВПС (без открытия шкафов с электрооборудованием, находящимся под напряжением);

— выполнения переключений на электрооборудовании до 1000В;

— участия в работе по обслуживанию электроустановок и электрооборудования свыше 1000В в качестве второго работника.

До назначения на самостоятельную работу или при переходе на другую работу, а так же при перерыве в работе свыше одного года машинист, помощник машиниста обязаны пройти стажировку под руководством ответственного обучающего работника, имеющего стаж практической работы по данной профессии не менее 2 лет. Продолжительность стажировки должна быть от 2 до 14 рабочих смен. Конкретная продолжительность стажировки устанавливается ответственным за электрохозяйство индивидуально в зависимости от уровня профессионального образования, опыта работы, профессии (должности) обучаемого и оформляется локальным документом.

Допуск работника к стажировке и дублированию оформляется приказом (распоряжением) руководителя структурного подразделения.

Целью дублирования является приобретение достаточных практических навыков при предоставлении впервые электротехническому персоналу прав оперативного или оперативно-ремонтного персонала с правом переключений и единоличного осмотра электроустановок.

Дублирование проводится на рабочем месте под руководством опытного обучающего лица. Продолжительность дублирования должна быть от 2 до 12 рабочих смен. Для конкретного работника она устанавливается решением комиссии по проверке знаний в зависимости от уровня профессиональной подготовки, стажа и опыта работы.

Ответственный за электрохозяйство структурного подразделения вправе увеличить продолжительность дублирования, исходя из уровня знаний работников и их профессиональной подготовки.

В период дублирования работник локомотивной бригады должен принять участие в контрольных противоаварийных и противопожарных тренировках.

Если в период дублирования будет установлена профессиональная непригодность работника, он снимается с подготовки.

1.11. При исполнении служебных обязанностей локомотивная бригада должна быть в форменной одежде, а при проведении осмотра и ТО МВПС для защиты от загрязнений и иных производственных факторов должна надевать спецодежду, спецобувь и в необходимых случаях пользоваться СИЗ.

1.14. В случае получения травмы или ухудшения состояния здоровья одного из работников локомотивной бригады при стоянке МВПС на станции, в депо, ПТО, пункте оборота другой работник обязан оказать первую помощь пострадавшему и сообщить о случившемся дежурному по станции, дежурному по депо (ПТО, пункта оборота).

В случае получения травмы или ухудшения состояния здоровья одного из работников локомотивной бригады при следовании с поездом, другой работник обязан остановить МВПС, сообщить о случившемся поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон и приступить к оказанию первой помощи пострадавшему.

При внезапно возникшем недомогании в пути следования машинист, работающий без помощника машиниста, обязан сообщить о случившемся поездному диспетчеру и дежурному ближайшей по ходу движения станции. При невозможности довести поезд до станции необходимо остановить поезд и по радиосвязи сообщить о случившемся машинистам вслед идущего и встречного поездов, поездному диспетчеру и дежурным по станциям, ограничивающим перегон.

1.15. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, машинист, помощник машиниста имеют право отказаться от выполнения работ до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

1.16. На территории станции, депо (ПТО, пункта оборота), при следовании к месту приемки МВПС локомотивная бригада обязана следить за передвижением подвижного состава, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта. Запрещается находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения.

1.17. При нахождении на ж/д путях машинист, помощник машиниста обязаны соблюдать следующие требования безопасности:

— быть в сигнальном жилете со светоотражающими накладками и надписью с наименованием принадлежности к структурному подразделению;

— обращать внимание на показания светофоров, видимые и звуковые сигналы и предупреждающие знаки;

— проходить к месту работы и обратно по установленным маршрутам служебного прохода, обозначенным указателями «Служебный проход»;

— при проходе вдоль ж/д путей идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от ж/д пути не ближе 2 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава по смежным путям, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть препятствия;

— переходить ж/д пути следует в установленных местах (по пешеходным мостикам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии — под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в том, что в этом месте с обеих сторон нет приближающегося подвижного состава;

— при переходе ж/д пути, занятого железнодорожным подвижным составом, следует пользоваться переходными площадками вагонов. Переходить через переходную площадку вагона во время движения поезда запрещается. Перед подъемом и при спуске с площадки следует предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналах, подаваемых локомотивом перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона на междупутье следует осмотреть место схода – нет ли на междупутье посторонних предметов, о которых можно споткнуться при сходе, а также убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава.

— обходить подвижной состав, стоящий на пути следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

— проходить посередине между расцепленными вагонами, локомотивами разрешается, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м. При этом следует идти посередине разрыва;

— оказавшись на пути следования поезда следует отойти на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 140 км/ч, 5 м — при установленных скоростях движения более 140 км/ч. Запрещается переходить или перебегать ж/д пути перед движущимся подвижным составом, когда расстояние до него менее 400 м;

— при выходе из помещения вблизи ж/д путей в условиях плохой видимости, а также из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а в темное время выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте, а окружающие предметы будут различимы.

1.18. При нахождении на ж/д путях запрещается:

— находиться и передвигаться внутри колеи пути;

— переходить или перебегать ж/д пути перед приближающимся подвижным составом на расстоянии менее 400 м, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи или на край его балластной призмы) на время пропуска проходящего поезда;

— запрыгивать на подножки единиц подвижного состава и сходить (спрыгивать) с них во время движения, а также находиться на подножках, лестницах и других наружных частях подвижного состава при их движении;

— перемещаться под стоящим на ж/д путях подвижным составом, через автосцепки или под ними;

— находиться в междупутье при следовании поездов и других отдельных единиц подвижного состава по смежным путям;

— становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;

— переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, а также становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и концы шпал;

— располагаться в негабаритном месте при пропуске подвижного состава или автотранспорта;

— пользоваться мобильной сотовой связью, аудио и видео-плеерами и другими устройствами, отвлекающими внимание работника от соблюдения необходимых мер безопасности.

1.19. На территории станции, депо, в цехах и помещениях депо машинист, помощник машиниста должны:

— проходить только по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями «Служебный проход»;

— переходить ж/д пути, соблюдая требования п.п. 1.17-1.18 настоящей Инструкции;

— соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов, а также объявлений по громкоговорящей связи и сигналов оповещения;

— переходить смотровые канавы по переходным мостикам.

1.20. Локомотивной бригаде запрещается разбрасывать посторонние предметы, использованный обтирочный материал на путях, экипировочных позициях депо (ПТО, пункта оборота).

1.21. В целях соблюдения требований электробезопасности машинисту, помощнику машиниста при нахождении на путях, территории, в цехах и помещениях станции, депо (ПТО, пункта оборота), станции запрещается:

— наступать на электрические кабели и провода;

— касаться электроприборов, их зажимов, арматуры общего освещения и опор контактной сети;

— приближаться на расстояние менее 2 м к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети и ВЛ;

— заходить за защитные ограждения электрооборудования;

— открывать двери электрошкафов, находящихся под напряжением;

— прикасаться к оборванным проводам контактной сети, воздушной линии электропередачи и находящимся на них посторонним предметам, независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.

Любые провисающие, оборванные и лежащие на деревьях, земле, балластной призме или шпалах провода представляют опасность для жизни человека. Их следует считать находящимися под напряжением. Нельзя приближаться к ним на расстояние менее 8 м. При этом необходимо принять меры к ограждению опасного места и сообщить о случившемся дежурному по депо, поездному диспетчеру, дежурному по станции, энергодиспетчеру и далее действовать по их указанию.

Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода, для предотвращения попадания под шаговое напряжение, следует выходить из опасной зоны небольшими (не более 0,1 м) шагами, передвигая ступни ног по земле и не отрывая их одну от другой.

1.22. При нахождении МВПС под контактной сетью электрифицированных ж/д путей, а также при осмотре крышевого оборудования под контактным проводом машинист, помощник машиниста должны соблюдать меры личной электробезопасности.

При необходимости выхода на крышу МВПС запрещается останавливаться в месте пересечения ж/д пути с ВЛ.

1.23. Локомотивная бригада должна соблюдать следующие требования пожарной безопасности:

— не провозить посторонние предметы и горючие или легковоспламеняющиеся вещества в кабине управления и тамбурах МВПС;

— содержать в чистоте кабины управления МВПС;

— не допускать курения и использование открытого огня при ТО и осмотре МВПС;

— уметь пользоваться первичными средствами и установками пожаротушения, используемыми на МВПС и контролировать их исправное состояние;

— контролировать исправное состояние автоматической пожарной сигнализации.

Запрещается принимать в эксплуатацию электропоезд, не имеющий полного комплекта первичных средств пожаротушения, с неисправными средствами пожаротушения, неисправной пожарной сигнализацией, а также с неисправностями, которые могут привести к пожару.

1.25. Помощник машиниста может отлучаться из кабины МВПС только с разрешения машиниста.

1.26. Машинист МВПС должен осуществлять контроль соблюдения помощником машиниста требований охраны труда, пожарной и электробезопасности.

1.27. Машинисту, помощнику машиниста запрещается находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

1.28. Машинист, помощник машиниста, на выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы локомотивная бригада должна:

— пройти в установленном порядке предрейсовый медицинский осмотр, сообщить медицинскому работнику подробные сведения обо всех изменениях состояния своего здоровья, а также обстоятельствах, влияющих на трудоспособность и готовность к рейсу;

— пройти предрейсовы инструктаж по безопасности движения и охране труда;

— получить у работника, на которого возложена обязанность допуска локомотивной бригады к работе реверсивные рукоятки, ключи от данного МВПС и инвентарь, определенный приказом начальника депо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *