Что относится к перцептивным способностям

Перцептивные способности и действия: что к ним относится в психологии, суть кратко

Что относится к перцептивным способностям

Перцептивность – это отображение ситуаций действительности, при котором многое зависит от индивида. Такое отображение необходимо, чтобы формировать образ предметов. Что касается психологии, подобное явление позволяет понять, как человек видит проблему и какие выводы он делает в результате общения с окружающими людьми.

Основные понятия

Перцептивность – это основной биологический процесс человеческой психики. Приобретается такая функция через органы чувств, которые принимают участие в формировании полноценного образа предметов. Перцепция воздействует на анализаторы за счет ряда ощущений, вызываемых восприятием.

Что относится к перцептивным способностям

Также стоит сказать, что перцептивность – это популярный предмет исследования психологов. Ведь подобное отображение действительности позволяет сформировать в человеческом сознании полноценный образ определенного явления.

Разновидности перцепции

Психологи классифицируют перцепцию в зависимости от задействованного органа восприятия следующим образом:

Также существуют следующие виды перцепции, в которых отражение информации происходит за счет понимания, а не органов чувств. Это перцепция направления и расстояния предметов, которые располагаются на расстоянии, и перцепция времени, то есть последовательность и скорость событий.

Что относится к перцептивным способностям

Суть перцепции времени заключается в том, что у всех людей внутренние часы разные. Нередко они не совпадают с суточными ритмами. Чтобы воспринимать подобные ритмы, человек пользуется дополнительными анализаторами.

Социальная перцепция

Развитие и зарождение взаимодействия людей возможно при условии взаимопонимания. Важно, чтобы люди понимали не только окружающих, но и свою личность. Это возможно за счет процессов коммуникации и отношений, формирующихся между людьми в процессе беседы. Также важно учитывать методы, используемые для реализации совместной деятельности.

Обязательной составляющей общения считается процесс познания. Подобная составляющая является перцептивным аспектом общения. Ученые считают социальную перцепцию важным и серьезным явлением психологии. Впервые подобное определение ввел Д. Брунер (он сформировал другой взгляд на восприятие человеком различных субъектов).

Механизмы перцепции

Социальная перцептивность – это определение чувств собеседника. Механизм прост: человек вступает во взаимодействие с собеседником как личность (именно так его воспринимают собеседники).

Общение – важный механизм. Суть его в том, что собеседники пытаются понять друг друга. Общение опосредуется не только наличием системы понимания информации, но и особенностями восприятия собеседника.

Что относится к перцептивным способностям

Общение подразумевает присутствие межличностного восприятия, то есть выработку первых впечатлений о собеседнике. Поэтому психологи выделяют несколько механизмов перцепции, являющиеся специфическими методами, которые подразумевают оценивание и анализ поведения собеседника. Наиболее распространенными механизмами считаются идентификация, казуальная атрибуция и социальная рефлексия.

Что касается казуальной атрибуции, то ее суть в анализе реакции на поведение собеседника, то есть человек строит предположения, почему его собеседник ведет себя так, а не иначе. При этом человек основывается на схожести поведения собеседника с людьми, с которыми он общался раньше, или использует собственный опыт.

При казуальной атрибуции используется принцип аналогии. Она зависит от того, как человек, оценивающий поведение собеседника, воспринимает сам себя. Суть идентификации заключается в том, что человек пытается понять собеседника, строя предположение о том, каково его душевное состояние, пытаясь поставить себя на место того, с кем он общается.

Идентификация позволяет понять ценности собеседника, его поведение и привычки. Она имеет особый смысл в подростковом возрасте и юношестве, потому что в этот период создаются взаимоотношения между подростком (юношей) и обществом.

Под социальной рефлексией понимается процесс и результат самовосприятия человека. Основной инструмент социальной рефлексии – осмысление человеком своих личностных характеристик. Он пытается понять, как они выражаются в реакции на поведение собеседника, и как их воспринимают окружающие.

Что относится к перцептивным способностям

Суть эмпатии в том, что человек сопереживает собеседнику и пытается понять его внутреннее состояние. Эмпатия основана на понимании переживаний собеседника, а также понимании того, каким образом он оценивает происходящее. Эмпатийность – важная профессиональная черта педагога или психолога.

Проявление первого впечатления

Психологи выделяют следующие факторы, от которых зависит, какое впечатление сложится о человеке:

Развитие перцептивных навыков

По мнению психологов, для дружеского общения и взаимной симпатии достаточно простой улыбки. Чтобы развивать перцептивные навыки, психологи рекомендуют научиться улыбаться. Мимика позволяет получить информацию о чувствах человека, поэтому если научиться ее контролировать, можно улучшить навыки перцепции.

Что относится к перцептивным способностям

Методика Экмана позволит научиться отличать проявления эмоций и совершенствовать навыки восприятия. Суть ее в том, что на лице можно выделить три зоны (лоб и глаза, рот и подбородок, а также нос). Именно в этих зонах отмечается проявление основных эмоций (грусть, радость, страх и так далее).

Несколько слов о ролевых принципах поведения

Отдельно стоит сказать о ролевых принципах поведения. Так, ролевой принцип перцептивности состоит в том, что роль человека должна позитивно восприниматься его собеседниками, а он, в свою очередь, должен позитивно воспринимать их интересы.

Принцип интерактивности заключается в том, что исполнение человеком определенной роли в обществе должно упрощать регуляцию поведения его собеседников за счет воздействия на его цели и мотивы. Так же, как и ролевой принцип перцептивности, он подразумевает, что надо учитывать интересы собеседника.

Перцептивные действия — это… Формирование и развитие перцептивных действий

Изучению феномена восприятия человеком окружающего мира посвятили свои труды многие психологи, физиологи, философы.

Данные этих исследований предлагают тщательно изучать особенности перцепции каждого человека.

От качества перцептивных действий индивидуума зависит способность «врастания» в социум, успешность в любом виде деятельности. Каждое новое открытие в этой области дает поводы для новых гипотез и исследований.

Значение перцепции

Проводниками, посредниками между человеком и внешним миром являются органы чувств.

Именно они (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые) обеспечивают целостное восприятие окружающего, получая на рецепторные поверхности сигналы-раздражители.

В результате человек получает полное представление о предметах и явлениях, их свойствах и качествах, и строит свои «отношения» с ними.

Что относится к перцептивным способностям

Кроме ощущений, восприятие мира обеспечивают мышление, речь, память, поэтому перцептивная деятельность индивидуума — сложный совокупный процесс, зависящий от многих индивидуальных свойств его психики.

Свойства перцепции

Восприятие обеспечивает работу разных психических процессов.

Восприятие предмета как конкретного образа независимо от его расположения обеспечивает такое свойство перцепции как предметность.

Что относится к перцептивным способностям

Одновременно с восприятием образа (натурального или, к примеру, нарисованного) воспроизводятся в сознании и его свойства.

Осмысленность перцепции при нормальном функционировании психики человека прослеживается в том, что наблюдаемый объект соотносится с конкретным классом, категорией (классифицируется).

Природа процесса восприятия

Внешняя среда и отдельные ее предметы, явления воздействуют на органы чувств через анализаторы. Их комплексное взаимодействие обеспечивает поступление информации в мозговые центры и ее обработку.

Что относится к перцептивным способностям

Сложный анализ и синтез внешних данных обеспечивают создание целостного образа: определяются внешние и скрытые, внутренние, свойства и качества объекта. То есть, формируется ряд его характеристик.

Процесс восприятия одного и того же объекта уникален, как и его мысленный образ, поскольку они зависят от индивидуальных психических и физиологических особенностей человека.

Жизненные принципы, воззрения, мотивы, интересы, предпочтения как результаты воспитания и образа жизни непременно определяют оценку свойств и качеств объекта.

Например, одно и то же произведение искусства может эмоционально оцениваться разными созерцателями как «поразительно прекрасное» и… «омерзительное».

Структура перцептивного действия

Любой процесс состоит из отдельных операций — действий. От того, в правильной ли последовательности они выстроены и выполняются ли без ошибок, зависит качество его результата.

Процесс восприятия включает ряд перцептивных действий, это связано с тем, что человеку необходимо:

Далее происходит опознавательный процесс на основе таких действий как сличение и идентификация. Поступивший образ сравнивается с имеющимся в памяти и относится к определенному классу объектов, то есть происходит его категоризация.

Овладение перцептивными действиями — это весьма сложный для человека и длительный процесс, требующий специального обучения.

Когда и как формируются перцептивные навыки

Развитие перцептивных действий гарантирует человеку полноценное познание окружающего мира и максимальное приспособление к нему. Чувственное восприятие предметов, действия с ними, наблюдения расширяют и совершенствуют, пополняют личный опыт индивидуума.

Формирование перцептивных действий начинается у детей в 2-3-летнем возрасте. Старший дошкольный возраст и школьный в этом отношении — особо важные периоды. Развитие перцептивных действий детей происходит в условиях специально организованных систематических и последовательных занятий в детском саду и в школе.

Что относится к перцептивным способностям

Дети под руководством воспитателей и школьных учителей открывают для себя предметный мир, знакомясь с различными объектами и их свойствами, учатся анализировать их, выделять наиболее значимые, которые становятся сенсорными эталонами.

Они дополняются системой двигательных, или моторных, навыков, что обеспечивает ребенку всестороннее «открытие мира».

Моделирование (рисование, ручной труд, игры со строительным материалом) позволяет преобразовывать мысленные образы в реальные.

Родителям на заметку

Формирование системы перцептивных действий у ребенка — забота в первую очередь родителей. Во-первых, им надо пристально следить за здоровьем органов чувств малыша, иначе их недостаточное функционирование затруднит восприятие особенностей объектов познания.

Во-вторых, не следует полагаться только на воспитателей и учителей: развитие перцептивных действий — это одна из целей семейного воспитания на ранних стадиях жизни ребенка.

Для этого надо помогать ему всесторонне обследовать предметы (как звучит, как устроен, из каких частей состоит, каков на ощупь, на вкус и запах), учить действиям с ним, обогащать словарь за счет существительных (что это?), прилагательных (какой?), глаголов (что делает?).

Что относится к перцептивным способностям

Детям следует показывать картинки и приемы рисования, лепки, конструирования, упражнять в сравнивании предметов по разным параметрам.

Основной метод обучения детей младшего и раннего возраста — игровой. Дети любят совместные игры и занятия с родителями. Эмоциональное предметное общение с ними стимулирует у ребенка развитие перцептивных действий.

Перцептивный навык

В психологии природа навыков рассматривается достаточно подробно. Существующая классификация рассматривает множество их видов: сложные, двигательные, интеллектуальные, а также перцептивные.

Исследовано, что движение предусматривает синтез интеллектуальных и перцептивных навыков. Но за что именно отвечает последняя категория и как она применяется в жизни?

Что относится к перцептивным способностям

Рефлексивно-перцептивные способности, умения и навыки

Следует понимать, что навыки формируются через многократное повторение, благодаря которому создаются нейронные связи, отвечающие за бессознательное освоение и отсутствие контроля. К ним можно относить всё то, что человек делает без регуляции: подносит ложку ко рту, чистит зубы, завязывает шнурки.

Перцептивные навыки отражают свойства и характеристики предмета, уже встречаемого человеком в жизни. Благодаря этому возникает ощущение автоматизации.

Что относится к перцептивным способностям

Например, умение различать цвета относится именно к перцептивный навыкам, в то время как знание арифметических приемов – интеллектуальный навык, а письмо – сложный. Увидев красный цвет, человек мгновенно распознает, что это красный. Потрогав шероховатую поверхность, человек осознает, что она не гладкая, следовательно – шероховатая, шершавая, неровная.

Автоматизированные двигательные процессы возможны именно из-за бессознательного распознавания объектов, дополняемые интеллектуальными навыками – закрепившимися нормами решения задачи.

К примеру, если человеку нужно умыть лицо, он распознает раковину, кран, температуру воды (перцептивные знания), вспомнит, как включать напор и регулировать его, как подносить руки к лицу и умывать его (интеллектуальные умения. Из этого синтеза рождается движение – умывание лица по утрам.

Если человек не умеет завязывать шнурки, его действия будут раздельными. Сначала нужно посмотреть на схему, попробовать на практике, потом вновь свериться со схемой. Позже, когда умение окончательно закрепится и перейдет в категорию перцептивных или интеллектуальных, действие будет совершаться гораздо быстрее и без какого-либо контроля.

Что относится к перцептивным способностям

Развитие рефлексивно-перцептивных навыков

Навыки видоизменяются за счет упражнений – многократного повтора тех или иных действий, ведущих к закреплению полученных знаний. Стоит понимать, что новые умения не существуют автономно, а присоединяются к огромной системе, где занимают свою нишу.

Перцептивные навыки наиболее развиваются и укрепляются в первые годы жизни, особенно в период с двух до шести лет. Появляется разделение восприятия на модальное (звуковое, зрительное, осязаемое) и материальное.

Что относится к перцептивным способностям

Поскольку перцепция – базовый фундамент, именно на основе её сформированности педагоги принимают решение о готовности ребенка к обучению. При отсутствии таких знаний человеку сложно применять на себя социальные роли, здорово взаимодействовать в обществе, обогащать систему навыков новыми моделями.

Без перцепции сложно прожить и взрослым людям, поскольку это понятие тесно связано с пространством, временем, воображением и креативностью. Человек, в должной мере владеющий этими подсознательными умениями, справится практически с любой задачей в сфере своей специализации. Поэтому такие люди особенно ценятся руководителями.

Виды перцепции, и ее роль в психологии

Тому, кто увлекается психологией, это понятие должно быть знакомо. Что же такое перцепция? Это чувственное познание предметов окружающей среды. Под перцепцией понимают отражение мира в виде образов, цветов, картинок. Различают перцепцию и апперцепцию. Под вторым понимают весь опыт индивида, влияющий на изучение им вещей.

Что относится к перцептивным способностям

Социальная перцепция: эффекты, феномены и виды

Стоит разобрать более узкую область этого понятия. Социальная перцепция — это процесс познания, который достигается путем создания представления о себе, о других членах общества. Говоря кратко, это способ познания себя индивидом. Понятие социальной перцепции было предложено в 1947 году Дж. Брунером.

Принято различать следующие эффекты социальной перцепции:

Феномены социальной перцепции:

Различают следующие виды социального восприятия:

Чтобы понять сущность социальной перцепции, сначала ознакомимся с ее составными частями. Механизмы социальной перцепции представлены следующим:

Педагогическая социальная перцепция

Перцепция в педагогике — это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это важный аспект познания, потому что в детстве закладываются моральные нормы. В школе ребенок находится в обществе, учится общаться, анализировать поведение сверстников. Одним из аспектов педагогического восприятия являются установки.

Социальная педагогическая установка – это оценка и реакция учителя определенным образом на учеников или учебные ситуации, которые сформировались на основе прошлого опыта. Они могут быть положительными или отрицательными.

Положительные педагогические установки способны благотворно влиять на процесс обучения. Ученики видят, что учитель доверяет им и верит в них. Это стимулирует их учиться лучше, развивать творческие способности и быть дисциплинированными.

В данном случае применим «эффект Пигмалиона». Это древнегреческий скульптор, который создал прекрасную статую девушки. Она была столь красива, что он влюбился в нее. Его любовь была такой сильной, что смогла оживить статую. Так же и учитель может вдохнуть в учеников желание развиваться и становиться лучше.

Общение как социальная перцепция

Перцепция в общении — это обмен информацией во время взаимодействия с другими членами общества. Чаще всего это происходит в форме диалога, целью которого выступает достижение полного взаимопонимания.

Перцептивное общение – это один из способов построения межличностных отношений, основанный на умении понимать внутренний мир собеседника. Перцептивное общение несет в себе следующий набор функций:

Роль восприятия в психологии

Перцепция в психологии — это важная психологическая функция познания. Она позволяет определить, как человек видит и воспринимает различные вещи. С психологическими механизмами социальной перцепции можно ознакомиться выше.

Ее классифицируют в зависимости от работающих органов восприятия:

Суть межличностного восприятия

Межличностная перцепция – это сторона общения, включающая в себя обмен информацией и взаимодействие, на которое влияют такие факторы: активность субъекта, ожидания, намерения, прошлый опыт, ситуация и другое.

Механизмы межличностной перцепции

Восприятие другого человека позволяет личности формировать себя, потому что во время этого происходит соотношение личности с оппонентом. Для достижения цели необходима длительная совместная деятельность между ними.

Развития самосознания через процесс анализа себя через другого осуществляется через механизмы:

Мы устроены так, что процесс изучения окружающего мира не заканчивается никогда. Появляются новые предметы, технологии, которые нужно проанализировать.

Мы встречаем новых людей, складываем о них определенное мнение. Процесс самоанализа и самокопания протекает всю нашу жизнь. Мы меняемся, меняется устройство мира.

Все эти аспекты указывают на важность правильного понимания всего, что нас окружает.

Надеюсь, эта статья будет Вам полезна. Если начальник Вас не возлюбил, то это зависит только от эффекта гипервзыскательности, а не от того, что в Вас нет положительных качеств.

Сенсорно-перцептивный процесс

Сенсорно-перцептивные процессы – это те процессы, которые посредством органов чувств человека обеспечивают связь внутреннего и внешнего мира.

Жизнь человека – это сплошные действия, которые сопровождают его с момента рождения и до конца жизни. Среди них есть такие, которые получили название перцептивные.

Перцепция – это восприятие или способность человека отражать окружающие предметы и ситуации.

Восприятие позволяет познавать окружающую действительность и способствует формированию индивидуального её понимания. Каждый человек окружающую действительность воспринимает по-своему.

Тем не менее, несмотря на разное восприятие, люди в своем развитии проходят определенные стадии, сопровождающиеся конкретными, т.е. перцептивными действиями.

Они являются составными частями структуры процесса восприятия и деятельности.

Восприятие и деятельность неразрывно связаны между собой. Формирование и развитие перцептивных действий осуществляется в процессе обучения и делится на три этапа:

Что относится к перцептивным способностям

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

У ребенка к этому времени система сенсорных эталонов уже сформирована, например, система геометрических фигур. Благодаря эталонам сенсорно-перцептивные действия меняются и их процесс построения образа превращаются в процесс опознания.

Ощущение как сенсорно-перцептивный процесс

Познание окружающего мира у человека начинается с ощущений, которые являются началом этого познания.

Ощущение – это психический познавательный процесс отражения отдельных свойств, качеств предмета в сознании человека.

Ощущения непосредственно оказывают воздействие на органы чувств, с помощью которых в кору головного мозга поступает информация об окружающей человека среде. Благодаря ощущениям происходит отражение основных внешних признаков предмета – величина, форма, цвет, звук, вкус, мышечные ощущения и др.

Ощущения отличаются друг от друга своим качеством, интенсивностью, чувственным тоном. Физиологическую основу ощущений составляют анализаторы и их деятельность. Анализаторы состоят из воспринимающих рецепторов, проводящих рецепторов и центральных корковых отделов анализаторов, обрабатывающих идущие от рецепторов нервные сигналы.

Ощущения имеют определенные свойства – контраст, пороги ощущений, адаптацию, сенсибилизацию, последовательные образы.

Контраст состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность, а сильные уменьшают. Что касается порога ощущений, то чем меньше его величина, тем выше чувствительность данного анализатора. Абсолютный порог ощущений у людей разный, а верхний порог является максимальной величиной раздражителя, выше которой ощущение уже не воспринимается.

Порог различения – это минимальная разница в интенсивности однородных раздражителей, которые возможно ощутить. При длительном воздействии раздражителей чувствительность анализаторов может повышаться или понижаться, что является адаптацией.

При повышении возбудимости коры головного мозга чувствительность анализаторов может повышаться под влияние деятельности других анализаторов. Это явление называется сенсибилизацией. Например, у дегустаторов повышаются обонятельные и вкусовые ощущения.

Продолжение ощущения может наблюдаться при прекращении действия раздражителя, потому что рецепторы ещё некоторое время находятся в состоянии возбуждения – это последовательные образы, например, после морской прогулки, человек ещё некоторое время будет ощущать качку.

Ощущения по характеру действия раздражителя на рецепторы бывают:

К экстерорецептивным ощущениям относятся зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные и температурные ощущения.

Интерорецептивные ощущения – это ощущения боли, равновесия, ускорения, т.е. они, отражают состояние внутренних органов.

Проприоцептивные ощущения или мышечно-двигательные, отражают движение тела человека. С их помощью человек получает информацию о положении тела в пространстве, о сокращении, растяжении, расслаблении мышц. Эти ощущения имеют довольно сложный характер.

Восприятие как сенсорно-перцептивный процесс

Если при ощущении происходит отражение отдельных свойств, качеств предмета, то процесс восприятия является психическим познавательным процессом отражения не отдельных свойств предметов, а в целом.

Рисунок 1. Сенсорное развитие. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Восприятие всегда является совокупностью ощущений, как составных частей восприятия, качественно новой ступенью чувственного познания со своими особенностями.Основная задача восприятия заключается в формировании правильных образов внутренней и окружающей реальности.

Физиологический основой этого сенсорно-перцептивного процесса выступают комплексные раздражители, функционирующие одновременно. Согласованная деятельность нескольких анализаторов в этот период протекает с участием ассоциативных отделов коры головного мозга и речевых центров.

В проявлении свойств восприятий большое значение играют физические характеристики предметов, поэтому их величина и форма, глубина и удаленность, линейная и воздушная перспектива должны органами чувств отражаться правильно.

Восприятия также могут быть неправильными или искаженными – это иллюзии. Зрительных иллюзий известно довольно много, например, переоценка вертикальных линий, неправильное восприятие величины или объема предмета.

Объясняются данные иллюзии законом восприятия, по которому величина предметов оценивается в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы расположены.

В сознании человека отражается объективная длительность, скорость, последовательность явлений действительности – это восприятие времени.

Специального анализатора для этого нет и в основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения.

Сигналом времени становится определенное состояние нервных клеток, что способствует выработке условных рефлексов на время. Промежутки времени наиболее точно дифференцируются кинестетическими и слуховыми ощущениями.

Сущностная характеристика социально-перцептивных способностей будущих специалистов в области управленческой деятельности

Термин «перцепция социальная» для обозначения факта социальной обусловленности восприятия ввел американский психолог Дж. Брунер в 1947 году в рамках создания «Нового Взгляда» на восприятие.

Изначально данный термин понимался как социальный фактор перцептивных процессов.

Позже, социальную перцепцию стали понимать как процесс восприятия социальных объектов, под которыми понимались другие люди, большие социальные общности и группы.

Рубинштейн С.Л., развивая идею Выготского Л.С. о процессах мышления и речи, относит социально-перцептивные способности как свойство личности, имеющие тесную связь с психическими познавательными процессами.

Направления развития социально-перцептивных качеств будущих управленцев
Функции и механизмы социально-перцептивных способностей будущих специалистов в сфере управленческой деятельности
Структура социально-перцептивных способностей будущих специалистов управленческого звена
Методы исследования социально-перцептивных способностей будущих управленцев

Существует несколько определений социальной перцепции. Например, в психологическом словаре-справочнике даётся такое понятие: социальная перцепция – процесс формирования в общественном и индивидуальном сознании образов социальных объектов как результат восприятия, познания, понимания людьми друг друга.

В психологической энциклопедии перцепция понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психологические процессы, благодаря которым это совершается.

В энциклопедическом словаре под редакцией Бодалева А.А. даётся следующее понятие: социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.).

В рамках научной акмеологической школы в дальнейшем будем опираться на последнее определение, так как ключевыми понятиями социальной перцепции являются восприятие и оценка (а потом уже понимание).

К примеру, сначала идет механизм восприятия (психический познавательный процесс, заключающийся в целостном отражении в психике человека непосредственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов, явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств как при ощущении).

В процессе восприятия формируются представления людей друг о друге, но существует проблема в изучении восприятия человека человеком – связь внешности и личностных характеристик.

Современная психология рассматривает данную проблему как социально-психологическую интерпретацию личности по внешности. В ходе экспериментов были обнаружены четыре способа интерпретации:

Под социально-перцептивнои способностью понимается способность, формирующаяся в деятельности общения и обеспечивающая возможность адекватного отражения психических состоянии человека, его своиств и качеств, предвидения хода и результата своего воздеиствия на человека.

Социально-перцептивная способность как сложная система структурируется следующим образом: способность понимать психологические своиства и качества человека; способность к опознанию эмоциональных состоянии другого человека по выражению лица; способность устанавливать связь между вербальными и невербальными компонентами поведения человека и определять на этои основе его психические своиства и состояния; способность к пониманию отношении, сложившихся между людьми; способность человека видеть качества, своиства людеи, имеющих к нему различное отношение.

В частности, способность к адекватному пониманию невербального поведения включает ряд взаимосвязанных способностеи: способность к адекватному восприятию и оценке индивидуального невербального поведения и его элементов, способность к точному пониманию невербальнои интеракции; способность к адекватному определению состоянии, способность к установлению связеи между невербальным поведением и качествами личности, способность к оценке отношении и взаимоотношении партнеров общения; способность к адекватному пониманию различных психологических и социально-психологических характеристик личности и группы; способность адекватно использовать невербальное поведение как средство регуляции отношении в общении. Данная система способностеи обеспечивает успешное решение социально-перцептивных задач в общении.

Социально-перцептивные умения – непосредственное восприятие другого человека через соотнесение с собой, восприятие внешнего облика, восприятие себя через соотнесение себя через другого и т.д.

Социально-перцептивные качества – сложная система, которая характеризуется своеобразием структуры, содержания и характеристик.

«Структура системы социально-перцептивных качеств включает в себя мотивацию, эмпатию, социальный интеллект, эмоциональное реагирование и отклик на переживания другого, чувства и действия, распознавание эмоциональных состояний другого и «перенос» себя в его мысли, умение давать адекватный эмпатический ответ вербального и невербального типа на переживания другого человека, общительность, самооценка, самопонимание, самообладание, самопринятие, самореализация и т.д.».

«Особое значение имеет социально-перцептивная компетентность, которая способна помочь решению различных социально-психологических проблем и обуславливает познание социальных объектов в зависимости от опыта.

Изучение социально-психологических особенностей социальной перцепции (Бодалёв А.А., Петровская Л.А., Барабанщиков Б.А.

) не определило в науке структуру и развитие социально-перцептивной компетентности в зависимости от динамических условий действительности».

Социальная перцепция является одним из сложных понятий в психологии. Оно представляется одним из значительных вкладов социальной психологии в современную психологию человека.

В процессе формирования социально-перцептивных способностей специалиста, работающего в сфере управленческой деятельности нужно учитывать особенности психологического состояния человека, его условия деятельности и служебные обязанности, чтобы успешно развить социально-психологические знания, умения и навыки, которые необходимы для успешной будущей управленческой деятельности.

Восприятие социальных объектов акцентируется оценочными и смысловыми суждениями, каузальной атрибуцией (предположениями о причинах поведения социального объекта), мотивационно-смысловой структурой текущей деятельности воспринимающего субъекта. Межличностная и межгрупповая социальная перцепция характеризуется формированием эталонов и стереотипов, предвзятых оценок и установок (эффекты первичности, новизны, социального ореола и др.).

Также, восприятие человека человеком характеризуется осмысленностью. Например, у каждого человека есть свои сложившиеся понятия и обобщенные знания о людях определенной категории (ученый, учитель, колхозник, банкир и т.д.). В формировании восприятия особо выделяется значение слова. Об этом говорит проведенный эксперимент.

Так, 58 взрослым людям показывали фотографии девушки-старшеклассницы, молодой женщины, молодого человека и пожилого мужчины. В течение пяти секунд, испытуемым необходимо было словесно воссоздать облик человека, которого они только что рассмотрели.

Но, перед каждым показом одной и той же фотографии группам испытуемых давались разные установки. Например, одной группе перед тем как показать фотографию молодой женщины, говорилось: «Сейчас вам будет показана фотография учительницы», а другой: «Сейчас вы увидите портрет артистки».

А перед предъявлением фотографии молодого человека одной группе говорилось, что они увидят портрет героя, а другой группе – портрет преступника и т.п.

В конечном итоге было получено 224 отчета о восприятии испытуемых названных выше лиц. Так, люди разделились на три группы: первая — те, на кого повлияла заданная установка; вторая — те, на кого заданная установка не повлияла; третья — те, у кого возникла борьба между заданной установкой и своим собственным мнением.

Все это говорит о том, что те люди, которые на которых повлияла установка, им характерно относительное преобладание второй сигнальной системы. У испытуемых, которые воссоздали «портреты» с натуры – относительно преобладала первая сигнальная система.

У испытуемых, на которых при восприятии одних лиц установка действовала, а в других и вовсе не влияла – это говорит о том, что относительного преобладания второй или первой сигнальной системы не было.

Данный эксперимент доказал, что благодаря слову значимого человека в образ воспринимаемого человека включается содержание и оно может как характеризовать воспринимаемого, так и может быть вовсе ему не присуще.

Для специалиста, работающего в управленческой деятельности очень важен механизм восприятия, так как этот процесс является активным.

Человек, воспринимая собеседника не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда и вовсе, не только смотрит и слушает, но и всматривается и вслушивается.

Восприятие тесно связано с другими механизмами: с мышлением идет осознание и понимание объекта; с речью; с чувствами проявляется наше отношение к человеку; с волей происходит сам процесс восприятия вплоть до наблюдения.

После процесса восприятия человека человеком (а в нашем случае это восприятие управленца подчиненного), следует механизм оценки. Управленец оценивает поведение, вербальные и невербальные признаки, внешний вид.

В данном процессе важно вынести правильную оценку действий собеседника, чтобы в дальнейшем сформировалось общее представление о нем. Как пишут А. Тессер и Л. Мартин: «Наша оценка вещей влияет на то, как мы думаем о вещах значительно сильнее, чем любой другой фактор».

Благодаря оценке у нас формируется определенное мнение и суждение о человеке на основе полученной информации и процесса сравнения. Оценки могут выражаться в виде:

Затем следует механизм понимания. Если в процессе восприятия и оценки человек «собирал» информацию о собеседнике, то в данном случае идет осознание всей полученной информации и формирование общего мнения.

Имплицитная теория личности включает в себя механизмы восприятия и понимания людьми друг друга. Благодаря данной теории, у человека формируется представление о том, как связаны черты характера, внешний облик и поведение.

Соответственно, на основе внешнего облика у человека складываются возможные черты характера, вероятные поступки и заранее настраивает себя на возможные стратегии поведения по отношению к себе.

Приведем пример: если в структуру имплицитной теории личности входит понятие о том, что смелость как черта личности обычно сочетается с порядочностью, то индивид, обладающий соответствующим знанием, будет автоматически считать порядочными всех смелых людей (причем связь между этими понятиями может быть случайной).

Сюда же относится формирование первого впечатления. В процессе восприятия у нас складывается мимолетное первое впечатление, но данный фактор влияет на правильность понимания и восприятия людьми друг друга.

При первичном контакте с человеком у нас сначала формируется первое впечатление о нем. Данный фактор является не таким простым, как кажется.

Это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты.

Эффект первого впечатления может оставить мощное и достаточно устойчивое влияние на формирование образа собеседника в целом.

Например, если у человека первое впечатление о собеседнике оказалось положительным, то в дальнейшем будет формироваться положительный образ данного человека.

А если первое впечатление оказалось отрицательным – то в сознание будут пропускаться только отрицательная информация о собеседнике. Это называется эффектом ореола, который является неким фильтром, пропускающим в наше сознание информацию, соответствующую первому впечатлению.

После того, как сформировались социально-перцептивные способности (механизмы восприятия, понимания и оценки), следуют эмоциональные переживания. На данном этапе, у человека подключаются определенные чувства и эмоции, благодаря которым формируется более точное отношение к человеку, ведь эмоции помогают нам лучше понимать друг друга и лучше настраиваться на общение и совместную деятельность.

Далее следует формирование межличностных отношений. Межличностные отношения бывают официальные и неофициальные: отношения руководства и подчинения, деловые и личные, рациональные и эмоциональные. Вы нашем случае рассматриваются официальные взаимоотношения руководителя и подчиненного.

Деловые межличностные отношения включают в себя три функции:

Таким образом, социальная перцепция – это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп и социальных общностей). Процесс социальной перцепции зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений человека.

Механизм оценки важен для будущего управленца, так как он оценивает поведение, вербальные и невербальные признаки, внешний вид и т.д. Соответственно, у нас формируется определенное мнение и суждение о человеке на основе полученной информации.

Социально-перцептивными способностями являются индивидуальные свойства индивида, которые возникают в процессе его взаимодействия с другими людьми и которое обеспечивает адекватное отображение их индивидуальных и личностных свойств (способности, состояния, поведение, отношения и т.д.).

Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника.

Социально-перцептивные способности будущих специалистов в управленческой деятельности включают в себя совокупность коммуникативных способностей. Именно коммуникация позволяет субъектам понимать и чувствовать друг друга, устанавливать взаимоотношения и контакты, без которых общение, полноценное и эффективное взаимодействие и выполнение совместной работы невозможно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *