Что относится к персональным данным физического лица в соответствии с законом
Что такое персональные данные
Понятие персональных данных и правовое регулирование
Защите личной информации посвящен закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. В п. 1 ст. 3 закреплено определение термина.
Персональные данные — это любые сведения, которые прямо или косвенно относятся к определенному или определяемому физическому лицу, иначе говоря, субъекту персональных данных.
Однако в законе не конкретизируется, какая именно информация может быть отнесена к личной. Нет ответа и на один из самых распространенных вопросов: являются ли ФИО персональными данными?
Частично конкретизируют расплывчатое определение Методические рекомендации по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения, утвержденные приказом Роскомнадзора от 30.05.2017 № 94.
На основании п. 2.5 указанного документа к личным данным относятся:
При этом Роскомнадзор приводит только примерный перечень, указывая, что любые другие сведения, относящиеся к субъекту, также являются персональными.
Иные персональные данные
Помимо перечисленных в Методических рекомендациях упоминаются еще два вида информации, относящейся к личной, а именно:
Особенности отнесения некоторой информации к личной
Поскольку ни в одном нормативном документе не фигурирует полный перечень персональных сведений о человеке, важно определить критерии, по которым можно понять, является информация персональной или нет.
Основной критерий закреплен в уже упомянутом п. 1 ст. 3 закона № 152-ФЗ. Таковой является информация, если по ней можно сделать вывод, какому физическому лицу она принадлежит.
Кроме того, законом (п. 9 ст. 3 закона № 152-ФЗ) введено такое понятие, как обезличивание личных сведений. Это совершение с личной информацией таких действий, после которых невозможно будет установить, к какому лицу она относится. Соответственно, персональные данные — это любые сведения, которые могут прямо или косвенно указать на человека, которому они принадлежат.
В этой связи рассмотрим подробнее вопрос об отнесении к личным сведениям некоторых видов данных.
Номер телефона
Чтобы понять, является ли номер телефона персональными данными, обратимся к закону «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ. На основании п. 1 ст. 53 этого закона Ф. И. О. и абонентские номера гражданина — это информация ограниченного доступа. Такие сведения охраняются законодательством, в том числе законодательством о персональных данных.
Более того, норма прямо указывает, что предоставление любых сведений, позволяющих идентифицировать пользователя, без согласия самого абонента запрещено.
Таким образом, можно сделать вывод, что номер телефона, принадлежащий физическому лицу, — это косвенная информация о конкретном человеке, соответственно, в силу п. 1 ст. 3 закона № 152 и с учетом положений п. 1 ст. 53 закона № 126 телефонный номер можно отнести к персональным данным в случае, если по номеру можно определить его принадлежность. Разумеется, по набору чисел сделать это нельзя. Соответственно, если нет совокупности данных, например номера телефона и имени, нельзя говорить о том, что номер телефона —это персональные сведения.
Электронная почта
Ответ на вопрос, является ли электронная почта персональными данными, менее очевиден, поскольку на законодательном уровне он не регламентируется. Исходя из общих положений, при отсутствии иных сведений о лице, которому принадлежит e-mail, электронный адрес не относится к персональным данным.
Но необходимо учитывать и сам адрес, который может включать возраст, имя, дату рождения, место рождения и прочие сведения о владельце (например, ivanivanov1986@moskva.ru). В этом случае электронная почта относится к личным данным.
Как правило, личная информация собирается в совокупности. Например, при регистрации на каком-то сайте пользователь вводит не только адрес электронной почты, но и имя. В данном случае совокупность информации позволяет идентифицировать человека, соответственно, собираемые сведения однозначно можно отнести к персональным данным.
ИНН, СНИЛС, паспортные данные
В отношении перечисленных сведений ответ очевиден: они подлежат защите в соответствии с законодательством о персональных данных, поскольку прямо относятся к конкретным лицам. Такой вывод подтверждается и судебной практикой, например апелляционным определением Московского городского суда от 20.10.2014 по делу № 33-35747.
Номера ИНН, СНИЛС и паспортные данные однозначно позволяют идентифицировать конкретного человека.
Итоги
Таким образом, хотя закон и дает определение персональных данных, но не приводит их исчерпывающий перечень, что вызывает много вопросов как у субъектов персональных данных, так и у операторов. Тем не менее законодательство содержит критерий, позволяющий определить, относится ли конкретная информация к личной. Этим критерием является возможность идентифицировать личность лица, к которому такие сведения относятся.
Что относится к персональным данным. Кому их можно передавать, как хранить и уничтожать
В последние годы вопрос о персональных данных стал крайне острым ввиду активной цифровизации, а следовательно, и с ростом рисков по утечке и мошенническом использовании информации. При проведении проверок инспекторы обращают внимание на документы, относящиеся к персональным данным, их наличие, хранение, согласие работников на обработку и т.д.
Что такое персональные данные и что к ним относят
Персональные данные — это любая информация, прямо или косвенно относящаяся к физическому лицу, и позволяющая его определить. Это из статьи 3 ФЗ «О персональных данных», от 27.07.2006 № 152-ФЗ (далее — Закон).
К персональным данным, согласно данному закону, относят:
Но стоит учитывать, что некоторые из этих данных сами по себе, без связки с другими данными, персональными являться не могут. Если номер телефона сам по себе не является персональными данными, то в базе оператора, с указанием ФИО владельца — является. Адрес электронной почты в формате petrov_sergey_1987@mail.ru — тоже относится к персональным данным, как и ФИО, с привязкой к ИНН, номеру телефона или месту регистрации.
Также существует классификация персональных данных. Их подразделяют на:
Такая классификация дана в Постановлении Правительства от 1 ноября 2012 г. № 1119.
Немного подробнее по каждой категории.
Общедоступные — те, на доступ к которым дано согласие субъекта персональных данных, а не те, которые можно найти в общем доступе в интернете.
Специальные — информация о расе, национальности и религии; политических и философских взглядах, здоровье, подробностях личной жизни,
Биометрические — информация о физиологических и биологических особенностях человека. Это отпечатки пальцев, генетическая информация, рисунок радужной оболочки глаз, образцы голоса, фотографии.
Но здесь тоже важна определенная привязка к личности. Например, отпечаток пальца, используемый для идентификации сотрудника для входа в офис. Или скан радужной оболочки глаза.
К иным данным относится все остальное. Это как папка «разное» на большинстве компьютеров. Это электронная почта или геолокация,
информация о принадлежности к определенной социальной группе,
Обработка персональных данных
Любой договор с физлицом, содержащий его личные данные (а он и будет их содержать, если это не публичная оферта), должен в обязательном порядке содержать раздел о персональных данных. Без письменного согласия человека, обработка персональных данных оператором, а также их передача третьим лицам — запрещена.
Вообще, обработка персональных данных — это вообще любые действия, которые с ними делают. Сюда входит:
В свою очередь, обработка может осуществляться тремя путями:
После того, как персональные данные обработаны они отправляются на хранение в архив. Это может быть и отдельное специализированное помещение (если речь о бумажных документах) и электронное хранилище (например, облачное). В любом случае вам впоследствии нужно иметь возможность оперативно найти данные и уничтожить их (по требованию субъекта) или передать (в силу закона).
Что будет, если нарушить законодательство о персональных данных
Следит за соблюдением законодательства в этой сфере организация, которая у многих на слуху — Роскомнадзор. Применяемая статья — 13.11 КоАП.
Если собирать персональные данные о гражданах РФ на серверы, расположенные за пределами РФ — штраф до 6 миллионов.
Что делать, чтобы не попасть под штрафы
Чтобы собирать, хранить и обрабатывать ПД, нужно соблюдать требования Закона № 152-ФЗ. Краткий чек-лист:
Все нужна регистрация в Роскомнадзоре?
Может возникнуть ощущение, что уже давно всем работодателям нужно бежать в Роскомнадзор и регистрироваться как оператору персональных данных. Однако это не так. Вот исключения:
Во всех остальных случаях — регистрация обязательна!
Не забудьте, что в Делис Архив действует акция «Новогодняя» — дарим полезные подарки действующим и будущим клиентам!
Новые правила обработки и распространения персональных данных с 1 марта 2021 года
Изменения в законе о персональных данных с 1 марта 2021 года
Федеральный закон № 519-ФЗ от 30.12.2020 дополнил закон о персональных данных новой статьей 10.1, которая регулирует порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.
Под персональными данными, разрешенными для распространения, понимается любая открытая информация о человеке, в том числе его контактные данные. При этом под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие этих данных неопределенному кругу лиц (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).
Таким образом, говоря о персональных данных, разрешенных для распространения, всегда имеются в виду общедоступные сведения о человеке, получить которые может неограниченный круг лиц. То есть практически любой желающий. Именно порядок обработки таких данных и регулирует новый закон. И хотя неограниченный доступ к такой информации осуществляется с согласия самих граждан, до последнего момента такое согласие могло получаться операторами персданных по умолчанию. Например, давая согласие на обработку персональных данных какому-либо сайту, магазину или банку, гражданин зачастую автоматически соглашался на распространение информации о себе среди неограниченного круга всех прочих лиц. При этом о предоставлении неограниченного доступа к своей личной информации он мог и не догадываться.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. С 1 марта 2021 года изменился порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.
2. Согласие на распространение персональных данных теперь оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных.
3. Получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя. Нужно заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.
4. Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора.
5. Гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц.
6. По новым правилам физлицо в любое время может обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа.
7. Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет штраф для ИП и должностных лиц организаций от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.
Существующий правовой пробел позволял любым третьим лицам осуществлять сбор и последующее бесконтрольное использование общедоступных персональных сведений, в том числе и в социальных сетях. Причем собранные таким образом сведения зачастую используются третьими лицами в целях, отличных от цели их первоначального распространения, – для рассылки рекламы, предложения услуг и т.д.
Новые правила исключают для операторов персданных и третьих лиц подобную возможность и устанавливают четкие правила дачи согласия на распространение и обработку общедоступных личных сведений.
Одновременно вступившие в силу поправки регламентируют процедуру отзыва согласия на распространение общедоступных персональных данных, а также определяют последствия несоблюдения операторами порядка получения согласия на их обработку и распространение.
Все это позволит избежать бесконтрольного использования третьими лицами общедоступных сведений о гражданах вопреки целям их первоначального получения и обработки.
Согласие на обработку данных, разрешенных к распространению
Теперь согласие на распространение персональных данных оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных. То есть получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя.
Для этого необходимо заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.
Получение такого согласия автоматом и по умолчанию также не допускается. В этих целях закон прямо установил правило, согласно которому молчание или бездействие физлица ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку его персональных данных, разрешенных для распространения (ч. 8 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
Согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие во всех случаях должно содержать перечень сведений, разрешенных к распространению среди неограниченного круга лиц. Причем компании, получающие такое согласие, должны обеспечить физлицу возможность самостоятельно определить содержание данного перечня персональных данных. Это значит, что теперь любой магазин, кредитная организация, новостной портал и прочие операторы персданных, запрашивающие согласие на их передачу, обязаны уточнять у гражданина, какие именно сведения о нем можно публиковать и распространять для неограниченного доступа.
Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020).
В согласии гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц. Это значит, что если в согласии будет установлен подобный запрет, то третьи лица будут иметь доступ к личным данным физлица, но не смогут их передавать другим лицам для дальнейшего использования, обработки и распространения.
Право на установление такого запрета является безусловным. Отказ оператора в установлении данного запрета не допускается (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020). Если гражданин установит в согласии запрет на дальнейшую обработку и распространение своих общедоступных сведений, оператор, первоначально получивший согласие, обязан будет публично уведомить о таком запрете всех третьих лиц.
Информацию об условиях обработки и о наличии запретов в отношении общедоступных сведений оператор персональных данных обязан публиковать не позднее 3 рабочих дней с момента получения согласия на обработку и передачу таких данных неограниченным кругом лиц (п. 10 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
Если в полученном оператором согласии отсутствует прямое волеизъявление физлица на возможность использования его личных данных неограниченным кругом лиц, то персональные данные могут обрабатываться только самим оператором без права их публикации в открытом доступе (п. 4 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
При этом само согласие на обработку и передачу общедоступных персональных данных должно передаваться непосредственно компании, запрашивающей такое согласие. С 1 июля подобное согласие можно будет передавать через специальный электронный сервис Роскомнадзора.
Отзыв согласия на обработку и распространение общедоступных персональных данных
Важнейшее нововведение Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020 – это презумпция неправомерности распространения и обработки общедоступных личных сведений третьими лицами. Гражданам, желающим удалить свои персональные данные из общего доступа, больше не придется доказывать неправомерность их обработки третьими лицами.
Теперь обязанность предоставить доказательства законности распространения и обработки общедоступных персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение (п. 2 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
По новым правилам физлица в любое время вправе обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан удалить персональные данные физлица из общего доступа по факту получения соответствующего требования.
При этом требование о прекращении передачи общедоступных данных должно содержать следующие сведения (п. 12 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ):
Причем все вышеуказанные персональные данные могут обрабатываться только оператором, которому было направлено требование. С момента получения оператором персданных указанного требования действие согласия физлица на обработку его общедоступных сведений считается прекращенным.
Получив от физлица требование о прекращении передачи общедоступных сведений, оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа (п. 14 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). В противном случае он понесет административную ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ (нарушение законодательства в области персональных данных).
Новые штрафы за нарушение правил обработки персональных данных
Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет для организаций и ИП штрафы по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Эта норма предусматривает для ИП и должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а для самих организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.
Но уже с 27 марта 2021 года штрафы за совершение вышеуказанных нарушений будут в значительной степени увеличены (Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ). Так, штраф для ИП и должностных лиц организаций составит от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.
Повторное нарушение повлечет взыскание штрафа с должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 50 000 рублей, с ИП – в размере от 50 000 до 100 000 рублей, а с организаций – в размере от 100 000 до 300 000 рублей (новая ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ).
Одновременно будут увеличены штрафы и за саму обработку персональных данных без получения соответствующего согласия в письменной форме (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ). Сейчас обработка персональных данных без согласия гражданина грозит физлицам штрафом в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностным лицам – от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям – от 15 000 до 75 000 рублей. Такие же штрафы назначаются и за обработку персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие.
С 27 марта обработка персональных данных без разрешения повлечет наложение на физлиц штрафа в размере от 6 000 до 10 000 рублей. Должностным лицам организаций и ИП совершение этих нарушений обойдется штрафом в размере от 20 000 до 40 000 рублей, а организациям – от 30 000 до 150 000 рублей.
Что относится к персональным данным физического лица в соответствии с законом
Для физических лиц
История становления института защиты персональных данных Мировая история защиты персональных данных
С начала 60-х годов прогресс в области электронной обработки данных и появление первых ЭВМ позволило государственным органам и крупным предприятиям создавать обширные банки данных для повышения эффективности и увеличения сбора, обработки взаимосвязанных личных данных. Хотя такое развитие событий привнесло значительные преимущества с точки зрения эффективности и производительности, в свою очередь, это породило и явную тенденцию к массовому электронному хранению данных, касающихся частной жизни людей.
Первые шаги в этом направлении были предприняты в начале 70-х годов, когда впервые были установлены Принципы защиты персональных данных в автоматизированных банках данных в частном и государственном секторе. Цель состояла в том, чтобы привести в движение развитие национального законодательства на основе этих резолюций. Однако в ходе подготовки этих документов стало очевидно, что комплексная защита персональных данных будет эффективной только через дальнейшее укрепление таких национальных правил посредством обязательных международных норм. Это же предложение было сделано на Конференции европейских министров юстиции в 1972 году.
Только в 1981 году, после четырех лет переговоров, была заключена Конвенция «О защите физических лиц при автоматизированной обработке данных личного характера», известная как Конвенция 108. Договаривающиеся Стороны настоящей Конвенции должны предпринимать необходимые меры во внутреннем законодательстве для реализации принципов, изложенных в Конвенции 108, в отношении персональных данных каждого гражданина на их территории.
Конвенция 108 была первым юридически обязательным международным документом мирового значения о защите данных, отчасти вдохновленная уже существующей на тот момент европейской конвенцией о Правах человека и основных свободах, которая была открыта для подписания в 1950 году. В частности, ст. 8 гласит, что «каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции».
Основными принципами обработки и защиты персональных данных, предлагаемыми Конвенцией 108, стали добросовестность и законность получения и обработки персональных данных, хранение персональных данных для определенных и законных целей и неиспользование их способом, не совместимым с этими целями. Защита персональных данных должна осуществляться с применением соответствующих мер безопасности, что делает невозможным их случайное или несанкционированное уничтожение или случайную потерю, а также предотвращает несанкционированный доступ, модификацию и распространение персональных данных.
Конвенция предусматривает свободный поток персональных данных между государствами-участниками Конвенции. Этот свободный поток не может быть ограничен по соображениям защиты персональных данных, если только Стороны не отступают от этого условия, что они могут сделать только в двух конкретных случаях: когда защита персональных данных другой Стороны не «эквивалентна» или когда данные передаются в третью страну, которая не является Стороной Конвенции.
Предпосылки к построению системы защиты ПД
В связи со стремительным развитием информационной и телекоммуникационной сферы, с внедрением новых технологий, распространением инновационных, глобализационных и интеграционных процессов, Конвенция 108 стала основой для дальнейшего развития регулирования в сфере защиты персональных данных.
Поскольку ст. 4 предусматривает, что государства должны ввести в действие адекватное законодательство, прежде чем стать участником Конвенции, 38 государств ратифицировали Конвенцию и 13 ратифицировали дополнительный протокол. Другие страны готовятся ратифицировать документы, которые, с прецедентным правом Европейского суда по правам человека, являются частью образованного сообщества. Вместе с тем, эти инструменты не ограничиваются государствами-членами Совета Европы, поскольку ст. 23 для государств, которые не являются членами Совета Европы, предусматривается присоединение к Конвенции.
Уполномоченные органы, как омбудсмены, которые стали неотъемлемой частью системы управления в демократическом обществе, должны интерпретировать принципы Конвенции и применять их при решении новых проблем и вопросов. Вместе с тем, опыт показывает, что ни принципы Конвенции, ни национальные правила по защите данных не могут регулировать точно каждую ситуацию, в которой персональные данные собраны в различных секторах: медицинская помощь и исследования, социальное обеспечение, страхование, банки, полиция, телекоммуникация и прямой маркетинг и т.д. Конечно, в каждой из этих областей данные должны быть собраны и обработаны в соответствии с основными принципами Конвенции, но пути и средства могут быть разными.
Защита персональных данных в Российской Федерации
Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст.2 № 152-ФЗ «О персональных данных»).
Что же такое «персональные данные»?
Согласно базовому закону, персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Персональными данными являются фамилия, имя, отчество субъекта (физического лица), дата рождения, адрес местожительства или регистрации, социальное, имущественное, семейное положение, сведения о доходах, образовании, профессии, данные паспорта и т.п. Однако, здесь существуют нюансы, которые четко прописаны в законодательстве. Например, само по себе имя или даже имя, фамилия, отчество не будут являться персональными данными в том смысле, который мы вкладываем в рамках законодательства. Если на листке бумаги написать «Иванов Иван Иванович», это еще не означает, что в открытом доступе находятся чьи-то персональные данные и его права, как гражданина и субъекта персональных данных, ущемлены. Только если по этим данным возможно прямо или косвенно определить конкретную личность, они будут являться персональными данными.
В законодательстве о персональных данных все мы, физические лица, являемся «субъектами персональных данных», соответственно, имеем право на защиту своих прав, и Роскомнадзор является регулятором в данной области, выступая уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.
Берегите ваши персональные данные!
Многие граждане уже привыкли, что в магазинах, турфирмах, спортивных клубах, на сайтах интернет-магазинов, в учебных заведениях и кредитно-финансовых учреждениях собирается огромное количество ксерокопий паспортов и иных, удостоверяющих личность, документов, теряются медицинские карты, выбрасываются на мусорку мешки с финансовыми документами, содержащими персональные данные. Между тем, принципы обработки персональных данных очень хорошо описаны в ст.5 закона «О персональных данных». В частности, данные должны обрабатываться только в объёме, соответствующем целям обработки, запрещён сбор избыточных данных («на всякий случай»), обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Помните: в соответствии с требованиями российского законодательства субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, соответственно, оператор персональных данных обязан предоставить данную информацию субъекту по запросу.
На Ваши вопросы готовы ответить специалисты Управления.
Обратите внимание, что жалобы и запросы принимаются только в письменной форме. Для этого достаточно отправить письмо по электронному, почтовому адресу или через форму отправки электронного сообщения. Вся необходимая контактная информация размещена в разделе КОНТАКТЫ
Время публикации: 18.04.2014 15:26
Последнее изменение: 22.08.2017 16:17