Что относится к педагогическим источникам

1. Педагогический процесс включает в себя:
+ продукты
+ предмет
+ духовные средства
+ объекты

2. Метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников называется:
тестирование
+ анкетирование
ассессмент
наблюдение

3. Что из нижеперечисленного разрабатывает способы управления системами образования и образовательными учреждениями?
+ педагогический менеджмент
методика преподавания
методология педагогики
общая педагогика

6. Педагогическая теория представляет собой:
+ комплекс обобщенных знаний и идей, истолковывающих и объясняющих образование (воспитание и обучение)
совокупность формирующихся в обществе идей, представлений, знаний об образовании (воспитании, обучении), которые существуют на уровне обыденного и теоретического сознания в рамках различных мировоззренческих, идеологических и научных построений
совокупность обобщенных знаний и идей, истолковывающих и научно объясняющих процессы, происходящие во время обучения
совокупность формирующихся в обществе идей, представлений, знаний об образовании, воспитании, обучении, которые существуют на уровне исключительно теоретического сознания в рамках различных мировоззренческих, идеологических и научных построений

7. Что не включает в себя основной этап педагогического процесса?
постановка и разъяснение целей и задач
+ проектирование
вычленение ошибок
+ целеполагание

8. Что из нижеперечисленных изучает методы и методику педагогических исследований?
коррекционная педагогика
история педагогики
+ методология педагогики
сравнительная педагогика

9. Что из нижеперечисленного разрабатывает проблемы воспитания и обучения людей с отклонениями от нормы?
+ коррекционная педагогика
дидактика
педагогическая компаративистика
общая педагогика

11. Что не включает в себя заключительный этап педагогического процесса?
+ планирование развития процесса
+ создание благоприятных условий
вычленение ошибок
выявление возникших отклонений

12. Что из нижеперечисленного воплощает в себе педагогические ценности и идеалы, традиции образования, знания и представления о его значении, месте и роли в жизни общества и человека, о целях, путях, способах и средствах воспитания и обучения о природе педагогического процесса, его структуре, закономерностях и тенденциях развития?
педагогическая теория
педагогическая деятельность
+ педагогическая культура
педагогическая история

13. Что из перечисленного ниже изучает теорию педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути организации?
педагогическая компаративистика
методология педагогики
история педагогики
+ общая педагогика

14. Совокупность формирующихся в обществе идей, представлений, знаний об образовании, воспитании, обучении, которые существуют на уровне обыденного и теоретического сознания в рамках различных мировоззренческих, идеологических и научных построений называется:
педагогическая практика
педагогическая теория
педагогические принципы
+ педагогическая мысль

15. Что входит в задачи педагогики?
+ обеспечение научно обоснованного целеполагания и планирования развития системы воспитания
+ обеспечение эффективного управления образовательной политикой
+ анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта
+ теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания

16. Что из нижеперечисленного изучает способы работы со слабослышащими и глухими людьми?
олигофренопедагогика
+ тифлопедагогика
логопедия
сурдопедагогика

17. Что относится к педагогическим источникам?
+ устные источники
+ письменные источники
+ статические источники
+ вещественные источники

18. Какой подход признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры и не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату?
функционализм
+ личностный подход
целостный подход
полисубъектный

19. Какие науки изучают образование?
+ экономика
+ социология
+ философия
+ педагогика

Источник

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемДемид Петрунькин

Похожие презентации

Презентация на тему: » Источники педагогических идей План 1. Разнообразие педагогических источников 2. Письменные педагогические источники 3. Научная литература 4. Народная педагогика.» — Транскрипт:

1 Источники педагогических идей План 1. Разнообразие педагогических источников 2. Письменные педагогические источники 3. Научная литература 4. Народная педагогика Для самостоятельной работы студентов 1 Разработал к.п.н., доц. Сидоров С.В.Сидоров С.В.

2 1. Разнообразие педагогических источников Письменные Изустные Педагогические источники Педагогика черпает научные факты и новые идеи из разнообразных источников. Достаточно ли этих оснований? 2

3 Статистические Педагогическая практика Педагогическое новаторство Научные исследования в педагогике Народная педагогика Наглядно-изобразительные Электронные и интернет-источники Вещественные Произведения искусства Материалы смежных наук Педагогические источники Педагогические источники 3

4 2. Письменные педагогические источники Письменные педагогические источники – печатные и рукописные материалы, в которых зафиксированы педагогические факты (научно- теоретические положения, результаты педагогических исследований, конкретные педагогические ситуации и размышления по их поводу). 4

5 1. Учебно-методическая литература: учебники и учебные пособия, методические пособия, рекомендации, указания для педагогов, методические разработки Письменные педагогические источники 5

6 2. Нормативные документы: законодательные акты, приказы Минобрнауки, а также документы регионального, муниципального уровней управления органов, локальные акты образовательных организаций (приказы, уставы, инструкции и т.п.) Письменные педагогические источники 6

7 3. Учебно-программная документация – совокупность нормативных документов, определяющих цели и содержание образования (учебные планы, образовательные программы, приложенные к ним рецензии, перечни средств обучения, планы учебных занятий и т.д.) Письменные педагогические источники 7

8 4. Учетно-отчетная документация образовательных организаций: планы и отчеты работы школы, классных руководителей, методических объединений, протоколы заседаний советов школ, педагогических советов, родительского комитета, отчеты о работе разных подразделений школы, акты инспекторских проверок, служебная переписка, классные журналы и дневники учащихся и др. Письменные педагогические источники 8

9 5. Методические разработки (конспекты уроков, планы праздников, фестивалей, предметных олимпиад, конкурсов, школьных вечеров и т.д.) 6. Материалы периодической печати: газет, журналов, бюллетеней, в которых поднимаются актуальные вопросы образования и педагогической деятельности, социально-педагогические проблемы Письменные педагогические источники 9

10 7. Научная педагогическая литература 8. Художественная педагогическая литература 9. Мемуарные и эпистолярные источники, личные дневники, содержащие материал о воспитании 10. Педагогическая публицистика Письменные педагогические источники 10

11 3. Научная литература Главная особенность научной литературы – объективность, достоверность представляемой информации. Научно-педагогические публикации посвящены актуальным проблемам образования. Их изучение помогает увидеть динамику развития науки, сориентироваться в направлении современных тенденций, использовать в практике научно- методические разработки. 11

12 Научные издания Научно- документальные (источниковедческие) Научно- исследовательские 12

13 Монография – научное или научно-популярное книжное издание, в котором осуществлено полное и всестороннее исследование одной научной проблемы или темы. Виды научно-исследовательских изданий 13

14 Автореферат диссертации – брошюра, содержащая составленный автором реферат диссертации – научного исследования, проведенного и представляемого им на соискание ученой степени. Виды научно-исследовательских изданий 14

15 Сборник научных трудов – научное издание, объединяющее несколько самостоятельных исследовательских материалов, как правило, разных авторов. Виды научно-исследовательских изданий 15

16 Материалы научной конференции – сборник трудов участников научной конференции. Научный журнал – периодическое научное издание, содержащие материалы исследований теоретического или прикладного характера. Виды научно-исследовательских изданий 16

17 Научно-популярное издание – книга или журнал, в которой сведения об исследованиях в области науки, культуры и техники, изложены в форме, доступной широкому кругу читателей, не являющихся специалистами. Виды научно-исследовательских изданий 17

18 Народная педагогика (этнопедагогика) – это совокупность педагогических знаний и опыта воспитания, сохраняющаяся в народных культурных традициях, в народном художественном творчестве, в свойственных каждому народу особых устойчивых формах взаимодействия разных поколений друг с другом. 4. Народная педагогика 18

19 Фольклор – произведения народного поэтического творчества (народные песни, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки и т.д.) Средства народной педагогики 19

20 Народные игрушки (куклы, лошадки, различные фигурки людей и животных используются разными народами, чтобы рассказать детям об окружающем их мире, о взаимодействии человека с другими людьми, с природой) Средства народной педагогики 20

21 Труд – средство, позволяющее не только готовить ребёнка к самостоятельному труду во взрослой жизни, но и укреплять связь поколений, передавая от старших младшим опыт практической деятельности Средства народной педагогики 21

23 Религия выступала одним из важнейших источников нравственного и эстетического воспитания; постоянно обращаясь к Богу, дети ясней представляли себе идеал нравственной жизни, а посещая храм, они любовались красотой убранства и стремились к прекрасному в жизни Средства народной педагогики 23

24 Народные праздники, которые были связаны с важными событиями в семье и в общине (именины, свадьба) либо с религиозными традициями (Троица, Пасха, Рождество) Средства народной педагогики Участвуя в праздниках, дети усваивали обычаи своего народа, религиозно-нравственные ценности, учились общаться с людьми разного возраста, и статуса 24

25 Забота о младших и престарелых членах семьи воспитывала ответственность, милосердие Средства народной педагогики 25

26 Взаимопомощь в крестьянской общине развивала чувство сплоченности, формировала взаимовыручку (помощь погорельцам, сиротам, потерявшим кормильца, пострадавшим от болезни, стихийного бедствия, неурожая) Средства народной педагогики 26

27 Социальный контроль – особое средство, когда каждый член социальной группы, общины несёт ответственность не только за своих, но и за чужих детей (не задумываясь, поможет плачущему малышу, похвалит ребёнка за хороший поступок, сделает замечание шалуну, расскажет его родителям о плохом поведении и т.д.) Средства народной педагогики 27

28 Быт как средство воспитания позволяет увидеть педагогический смысл в любой, даже самой обычной бытовой ситуации (напомнить ребёнку о его обязанности в работе по хозяйству, о том, что надо первым поздороваться со старшими и т.д.) Средства народной педагогики 28

29 29 Средства народной педагогики сегодня с успехом используются в профессиональной педагогической деятельности. Народная педагогика формировалась и совершенствовалась на протяжении многих веков, и поэтому обладает высокой эффективностью и отражает определенный уровень педагогических знаний.

30 Контрольные вопросы и задания по материалу лекции 1. Перечислите основные виды педагогических источников. 2. Перечислите виды письменных педагогических источников. 3. Какие произведения художественной литературы относятся к педагогическим источникам? Приведите примеры. 4. Объясните различие источниковедческих и научно- исследовательских научных изданий. 5. Какие педагогические источники относятся к научной литературе? 6. Чем научное издание отличается от научно-популярного? 7. Что такое народная педагогика? 8. Приведите примеры средств народной педагогики. 9. Почему народная педагогика является важным источником педагогических идей? 30

31 Материалы для подготовки к семинару Все вопросы темы Для самостоятельной работы студентов Контрольные вопросы и задания по теме Список терминов 31

Источник

Что относится к педагогическим источникам

Что относится к педагогическим источникам. Смотреть фото Что относится к педагогическим источникам. Смотреть картинку Что относится к педагогическим источникам. Картинка про Что относится к педагогическим источникам. Фото Что относится к педагогическим источникам

Что относится к педагогическим источникам. Смотреть фото Что относится к педагогическим источникам. Смотреть картинку Что относится к педагогическим источникам. Картинка про Что относится к педагогическим источникам. Фото Что относится к педагогическим источникам

Екатерина Денисова запись закреплена

ПедкампусЧто относится к педагогическим источникам. Смотреть фото Что относится к педагогическим источникам. Смотреть картинку Что относится к педагогическим источникам. Картинка про Что относится к педагогическим источникам. Фото Что относится к педагогическим источникамобщая педагогикаЧто относится к педагогическим источникам. Смотреть фото Что относится к педагогическим источникам. Смотреть картинку Что относится к педагогическим источникам. Картинка про Что относится к педагогическим источникам. Фото Что относится к педагогическим источникам2020Что относится к педагогическим источникам. Смотреть фото Что относится к педагогическим источникам. Смотреть картинку Что относится к педагогическим источникам. Картинка про Что относится к педагогическим источникам. Фото Что относится к педагогическим источникам
1. Педагогический процесс включает в себя:
+ продукты
+ предмет
+ духовные средства
+ объекты

2. Метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников называется:
тестирование
+ анкетирование
ассессмент
наблюдение

3. Что из нижеперечисленного разрабатывает способы управления системами образования и образовательными учреждениями?
+ педагогический менеджмент
методика преподавания
методология педагогики
общая педагогика

6. Педагогическая теория представляет собой:
+ комплекс обобщенных знаний и идей, истолковывающих и объясняющих образование (воспитание и обучение)
совокупность формирующихся в обществе идей, представлений, знаний об образовании (воспитании, обучении), которые существуют на уровне обыденного и теоретического сознания в рамках различных мировоззренческих, идеологических и научных построений
совокупность обобщенных знаний и идей, истолковывающих и научно объясняющих процессы, происходящие во время обучения
совокупность формирующихся в обществе идей, представлений, знаний об образовании, воспитании, обучении, которые существуют на уровне исключительно теоретического сознания в рамках различных мировоззренческих, идеологических и научных построений

7. Что не включает в себя основной этап педагогического процесса?
постановка и разъяснение целей и задач
+ проектирование
вычленение ошибок
+ целеполагание

8. Что из нижеперечисленных изучает методы и методику педагогических исследований?
коррекционная педагогика
история педагогики
+ методология педагогики
сравнительная педагогика

9. Что из нижеперечисленного разрабатывает проблемы воспитания и обучения людей с отклонениями от нормы?
+ коррекционная педагогика
дидактика
педагогическая компаративистика
общая педагогика

11. Что не включает в себя заключительный этап педагогического процесса?
+ планирование развития процесса
+ создание благоприятных условий
вычленение ошибок
выявление возникших отклонений

12. Что из нижеперечисленного воплощает в себе педагогические ценности и идеалы, традиции образования, знания и представления о его значении, месте и роли в жизни общества и человека, о целях, путях, способах и средствах воспитания и обучения о природе педагогического процесса, его структуре, закономерностях и тенденциях развития?
педагогическая теория
педагогическая деятельность
+ педагогическая культура
педагогическая история

13. Что из перечисленного ниже изучает теорию педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути организации?
педагогическая компаративистика
методология педагогики
история педагогики
+ общая педагогика

14. Совокупность формирующихся в обществе идей, представлений, знаний об образовании, воспитании, обучении, которые существуют на уровне обыденного и теоретического сознания в рамках различных мировоззренческих, идеологических и научных построений называется:
педагогическая практика
педагогическая теория
педагогические принципы
+ педагогическая мысль

15. Что входит в задачи педагогики?
+ обеспечение научно обоснованного целеполагания и планирования развития системы воспитания
+ обеспечение эффективного управления образовательной политикой
+ анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта
+ теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания

16. Что из нижеперечисленного изучает способы работы со слабослышащими и глухими людьми?
олигофренопедагогика
+ тифлопедагогика
логопедия
сурдопедагогика

17. Что относится к педагогическим источникам?
+ устные источники
+ письменные источники
+ статические источники
+ вещественные источники

18. Какой подход признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры и не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату?
функционализм
+ личностный подход
целостный подход
полисубъектный

19. Какие науки изучают образование?
+ экономика
+ социология
+ философия
+ педагогика

Источник

Информационный материал. Источники педагогической информации.-URL:http://paidagogos.com/

Что относится к педагогическим источникам. Смотреть фото Что относится к педагогическим источникам. Смотреть картинку Что относится к педагогическим источникам. Картинка про Что относится к педагогическим источникам. Фото Что относится к педагогическим источникам Что относится к педагогическим источникам. Смотреть фото Что относится к педагогическим источникам. Смотреть картинку Что относится к педагогическим источникам. Картинка про Что относится к педагогическим источникам. Фото Что относится к педагогическим источникам Что относится к педагогическим источникам. Смотреть фото Что относится к педагогическим источникам. Смотреть картинку Что относится к педагогическим источникам. Картинка про Что относится к педагогическим источникам. Фото Что относится к педагогическим источникам Что относится к педагогическим источникам. Смотреть фото Что относится к педагогическим источникам. Смотреть картинку Что относится к педагогическим источникам. Картинка про Что относится к педагогическим источникам. Фото Что относится к педагогическим источникам

Что относится к педагогическим источникам. Смотреть фото Что относится к педагогическим источникам. Смотреть картинку Что относится к педагогическим источникам. Картинка про Что относится к педагогическим источникам. Фото Что относится к педагогическим источникам

Что относится к педагогическим источникам. Смотреть фото Что относится к педагогическим источникам. Смотреть картинку Что относится к педагогическим источникам. Картинка про Что относится к педагогическим источникам. Фото Что относится к педагогическим источникам

Источники педагогической информации.-URL:http://paidagogos.com/

Для развития любой науки, в том числе педагогики, необходимы факты. Эти факты где-то имеются, притом в одних случаях как бы на поверхности, в других — в глубине явлений и событий, а в-третьих — их совсем нет, их нужно создавать самому исследователю (т.е. по приблизительной аналогии — сеять и выращивать). Эти всевозможные “хранилища” продуктов воспитательной деятельности человека и общества, т.е. базы фактов педагогического содержания, откуда исследователь черпает сведения и первичную информацию о педагогическом процессе, будем называть педагогическими источниками.

Педагогические источники разнообразны по способу фиксации и опредмеченности, по происхождению и содержанию. Полная их классификация — большая и самостоятельная тема. При классификации их по разным признакам неизбежны объяснимые и оправданные пересечения. Не вдаваясь в подробности вопроса, мы преднамеренно, вместо развернутой классификации, ограничимся их номенклатурой, т.е. перечислением названий и их краткой характеристикой.

Письменные источники — это те, в которых педагогические факты зафиксированы в письменном виде (печатные и рукописные материалы): учебники и учебные пособия, педагогические монографии, методические рекомендации и разработки, труды классиков педагогики; руководящие документы органов образования: приказы, инструкции, уставы, циркуляры, положения; руководящие документы государственных органов и общественных организаций по вопросам образования и воспитания (например, об организации летнего отдыха детей, о базовых предприятиях трудового обучения школьников и т.п.); у четно-отчетная школьная и внешкольная документация: учебные планы, программы, планы и отчеты работы школы, классных руководителей, методических объединений, протоколы заседаний советов школ, педагогических советов, родительского комитета, отчеты о работе разных подразделений школы, акты инспекторских проверок, служебная переписка и др.; материалы педагогических чтений разного уровня; классные журналы, дневники учащихся и учителей; программы праздников, фестивалей, олимпиад, спартакиад, КВН, школьных вечеров и т.д. К письменным источникам следует отнести материалы периодической печати не только педагогической (разумеется, ее — в первую очередь), но и непедагогической: газет, журналов, бюллетеней, плакатов, в которых поднимаются неотложные и острые вопросы учебной и воспитательной работы, художественно-педагогическую литературу, например, произведения А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, Л.Н. Толстого, А.П. Гайдара, А. Лиханова, Ю. Азарова, Г. Белых и Л. Пантелеева, СВ. Михалкова, А. Барто и других писателей, где в художественной форме описываются и отчасти анализируются явления воспитания; мемуарную и эпистолярную литературу, личные дневники, содержащие материал о воспитании. Так, А.С. Макаренко в 20-е – 30-е годы переписывался с A.M. Горьким. Письма тогда не публиковались. Но прошло время и исследователи их творчества опубликовали письма по принципу: письмо — ответ на него. И современный читатель находит в них интереснейший материал педагогического содержания. Другой подобный пример — переписка Н.К. Крупской с детьми. Мемуары-воспоминания — это также живой, непосредственный материал о воспитании и формировании личности. Ценность этого жанра письменных источников в том, что мемуарист чаше всего оказывается в центре описываемых событий и сообщает о них достоверно. В устных же воспоминаниях некоторые факты (даты, имена, последовательность событий) со временем забываются, иногда непреднамеренно искажаются факты, смещаются события. Ценным педагогическим источником являются дневники выдающихся деятелей науки, культуры, педагогики, например, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.

Изустные источники не закреплены ни письменно, ни графически, ни символически. Это все то, что устно воспринимается в данный момент: лекции, доклады, речи, консультации, беседы, инструкции, содержание конференций, совещаний, семинаров, диспутов, “круглых столов”, трансляции фонозаписи по проблемам воспитания. Их особенность в том, что содержание информации воспринимается чаще всего на слух и закрепляется только в памяти. В результате сохраняется не вся полезная и нужная информация, к тому же кое-что воспроизводится искаженно, а повторное обращение к содержанию данного вида источника затруднено или даже невозможно.

Что относится к педагогическим источникам. Смотреть фото Что относится к педагогическим источникам. Смотреть картинку Что относится к педагогическим источникам. Картинка про Что относится к педагогическим источникам. Фото Что относится к педагогическим источникам

Практика как педагогический источник — массовый, постоянно обновляющийся и потому неисчерпаемый источник. А.С. Макаренко образно выразился, имея в виду эту сторону педагогических фактов, что воспитание происходит на каждом квадратном метре земли и ежеминутно. Это вечно живой, непрерывно возобновляемый родник педагогических фактов. Практика, с одной стороны, питает источниковую базу педагогической теории, с другой— является критерием для оценки этой теории. В педагогической практике сочетается утилитарное с теоретическим, конкретное с абстрактным. Одной из особенностей практики в использовании ее исследователем нужно признать то, что для анализа он неизбежно берет только часть, фрагмент живой практики, причем не всегда удачный, а иногда и нетипичный.

Чтобы использовать педагогическую практику и опыт как источник, факты практики необходимо зафиксировать: письменно, графически, с помощью электронно-технических средств и т.п. Затем предстоит их расшифровка для последующего анализа.

Статистические источники содержат интересный материал по количественной характеристике явлений воспитания, развития личности, вопросов образования, например, о числе школ, учащихся, выпускников учебных заведений разных типов, учителей, о бюджете образования, количестве молодых специалистов, количественных показателях успеваемости и т.п.

Статистические источники дают обобщенный материал, помогая выявить в обезличенном виде общую картину и общую тенденцию развития какого-нибудь педагогического явления, например, уменьшения или увеличения числа первоклассников или выпускников школ в районе, области; развитие сети дошкольных учреждений и т.д. Но невозможно утверждать, что эта же количественная картина присуща любому отдельно взятому классу, школе, конкретному району и т.д. Количественные факты и количественный анализ дают основание для последующей качественной интерпретации педагогических явлений.

Наглядно-изобразительные педагогические источники — это фоно-, фото-, кино- и видеоматериалы и документы педагогического содержания. Они дают конкретные, наглядные факты о педагогических явлениях. Их недостаток состоит в том, что они могут быть случайными, многие из них фрагментарны, а для воспроизведения изображения необходима специальная аппаратура.

К этой же группе источников следует отнести схемы, диаграммы, таблицы, чертежи, имеющие материалы педагогического содержания.

Вещественные источники — это предметы и вещи человека, которого изучают; они могут быть изготовлены им самим или просто он ими пользуется; это — учебные принадлежности, вещи школьника, модели, макеты, приборы и другие поделки, рисунки и предметы. Вещественные источники представляют собой дополнительный материал: анализируя его, исследователь может добыть ценные сведения и факты об изучаемом человеке или педагогическом явлении, например, об увлечениях, профессиональной ориентации, художественных способностях школьника.

Народная педагогика является богатым источником. Народные традиции, обычаи, обряды, фольклор взрослых и детей, народные праздники, игры и игрушки, песни, танцы, шутки, прибаутки, считалки, дразнилки, народные приметы, поверья по разному случаю, предания и сказы на разные темы, трудовые и другие отношения в семье и обществе представляют собой кладезь народной педагогической мудрости. Все это передается от поколения к поколению, обогащается новым опытом. Обращение исследователя к народной педагогике дает ему возможность черпать материал из сокровищницы богатого опыта воспитания молодежи настоящего времени и прошлых эпох. Более подробно этот вопрос рассматривается в отдельной теме.

Произведения искусства также следует рассматривать как педагогический источник. Конечно, они в первую очередь представляют собой художественную ценность. Но ведь они, кроме того, имеют содержательную сторону, а содержание можно рассматривать и с позиции педагогики. К примеру, такие художественные полотна, как “Устный счет” Н.П. Богданова-Бельского, “Опять двойка” Ф.П. Решетникова, “Прибыл на каникулы” (его же) и т.п. непосредственно отражают разные случаи из жизни детей и школьников, прямо связанные с их учебной деятельностью. Можно сослаться на аналогичные примеры из других жанров искусства: музыки, театра, балета, художественного кино, в которых отображены события, касающиеся явлений воспитания. И уж совершенно бесспорно, что искусство само является могучим средством эстетического воспитания, воспитания гуманизма, а следовательно, и бесценным педагогическим источником.

Материалы смежных наук вполне можно причислить к педагогическим источникам, поскольку они тоже исследуют проблемы воспитания, хотя и со своих позиций. В частности, невозможно разрабатывать вопросы нравственного воспитания в педагогическом аспекте без знания этики, изучать развитие детей без владения возрастной и педагогической психологией, народную педагогику — не зная этнографии.

Мы уже говорили об антропологических науках, по К.Д. Ушинскому, и смежных с педагогикой науках. Именно о них и идет речь как об источниках педагогики.

Для расширения базы источников педагогика обращается к ряду вспомогательных научных дисциплин: к педагогической библиографий, хронологии, языкознанию, археографии, эмблематике, фалеристике, а также эдиционной технике.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *