Что относится к памятникам материальной культуры
Объекты культурного наследия в РФ и их виды. Справка
Согласно Федеральному закону РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 03.06.2005 N 57-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ), к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с Федеральным законом подразделяются на следующие виды:
Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия
Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия
Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Глава 2 ПАМЯТНИКИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Города. На материковом и островных побережьях встречаются города, покинутые их обитателями в результате природных катастроф (например, Акротири на Фере, Помпеи и Геркуланум в Италии) или преднамеренно разрушенные завоевателями и более не восстанавливавшиеся (Олинф на Халкидике, Акваросса в Этрурии), а то и просто оставленные жителями (островок Моция близ Сицилии).
Пережитые этими городами потрясения и беды сохранили их для истории в качестве наиболее ценных источников. Но чаще всего го
рода существовали на протяжении многих столетий или даже тысячелетий, переживая различные строительные периоды (например, Троя, Афины, Рим, Карфаген, в Северном Причерноморье — Ольвия и Херсонес). В последнем случае они представляют собой в археологическом плане своего рода «слоеный пирог», история «выпечки» которого — задача необычайной сложности. Сам город, будучи археологическим комплексом, интересен как градостроительный памятник, отражающий в своей общей структуре и комбинации отдельных его частей общественные перемены и изменения политической, идеологической и культурной ситуации.
В пространстве города прослеживаются такие элементы, как акрополи, нижний город с расположенными в нем жилыми и общественными зданиями, храмами, торговым и одновременно политическим центром (греческая агора, римский форум), зрелищными сооружениями, мостами, водопроводами, канализацией, в греческих городах — гимнасиями и палестрами, в римских — общественными банями и в императорский период — комплексами терм, арками, вывезенными из Египта обелисками. Города с их беспорядочными строениями или проложенными под прямыми углами улицами дают информацию о градостроительстве в античную эпоху. Уточнение планов многих даже не раскопанных городов стало возможным благодаря
Городские стены Tpouf циклопическая кладка
применению аэрофотосъемки, в том числе и из космоса.
Акрополи, Акрополи греческих городов и аналогичные им по значению укрепленные холмы в городах римских и пунийских (Капитолий в Риме, Бирса в Карфагене), будучи местами, с которых там, где такие холмы были, обычно начиналось заселение, позволяют проследить историю развития города, а для микенского времени служат главным источником изучения внутренней жизни Микен, Тирин- фа, Пилоса, Орхомена. Этот верхний город, место дворца правителя в микенское время, в последующие периоды греческой истории превращается в средоточие культовых сооружений. В Риме, возникшем на Палатинском холме, аналогом греческого акрополя становится не
сразу вошедший в черту города соседний с Палатином Капитолийский холм, на котором сосредоточены главные храмы Рима; следуя примеру столицы, капитолии (как главные культовые центры) возникают и в других римских городах.
Жилые кварталы. В тех случаях, когда города зарождались на холме с ограниченным пространством, по мере увеличения народонаселения и превращения холмов в культовые центры возникал нижний город, иногда, как в Карфагене, занимавший также склоны холма.
В настоящее время хорошо известен план греческого и этрусского одноэтажного или двухэтажного дома. Особняки Помпеи, Геркуланума и Остии с украшавшими их стены фресками, всей внутренней обстановкой дома и даже восстановленными усилиями палеоботаники растениями, заполнявшими пространство внутреннего дворика, дают представление об образе жизни не только людей, обладавших значительными средствами, но и средних слоев населения. На окраинах Помпеи найдены и лачуги бедняков, сходные с жильем малоимущего населения любого древнего государства (если судить по фундаментам, обнаруженным в других городах). Благодаря Остии стал известен вид инсулы, этой многоэтажной, напоминающей остров громады, занимающей квадрат или прямоугольник между пересекающимися улицами (откуда само их название «инсула» по-латыни — остров). В последние десятилетия обнаружены многоэтажные дома и на территории пунического Карфагена.
Дворцы. Дворец — это не просто памятник архитектуры, отражающий вкусы и технические возможности своего времени, это индикатор жизни и идеологии общества. Дворцы крито-микенской эпохи с их обилием парадных помещений и складов для хранения запасов, а в Балканской Греции также и с мощными фортификациями и ведущими к водным источникам тоннелями еще до дешифровки линейного письма дали ясное представление о жизни древнейшего населения Балкан и Эгейского мира, продемонстрировав его близость к восточным державам той же эпохи.
В доэллинистической Греции не было и не могло быть не только дворцов, но и просто домов, которые бы выделялись среди прочих
своим богатством или отделкой.
В Греции дворцы появляются вновь в эллинистический период, вместе с установлением царств, но, известные лишь по упоминаниям античных авторов, до нас они не дошли даже в руинах.
От императорского времени сохранился дом Ливии, жены первого римского императора, часть дворца Калигулы, остатки «золотого дома» Нерона и ряд дворцов более поздних императоров на Палатине.
Центральные площади. Агора греческого и форум римского города — это средоточие всей городской жизни — дают возможность хотя бы приблизительно определять численность гражданского населения города, степень его благосостояния, отражающегося в количестве и качестве построек культового и гражданского характера, а также влияния чужеземных культур, проявляющегося в архитектуре строений. Само сокращение или расширение городских центров позволяет судить о происходивших в государствах переменах. Так, появление наряду со старым республиканским форумом множества форумов императорских с их многочисленными портиками и базиликами, приспособленными для праздного времяпрепровождения, не менее выразительно, чем литературные источники, повествует о составе римского населения в императорскую эпоху.
Зрелищные сооружения. Значительную информацию о жизни древних городов дают также и зрелищные сооружения, издавна тесно связанные с культами (так, снабженные широкими ступенями дворы критских дворцов предназначались для ритуальных игр с быками).
Греческие театры, раскопанные во многих городах Балканской Греции, Сицилии, Южной Италии, греческого побережья Малой Азии и Причерноморья, — источник самых различных сведений.
цию римского теоретика архитектуры Витрувия о таком устройстве ступеней, которое усиливало идущий с нижней площадки голос актеров. Греческие театры были не только зрелищным, но и важнейшим общественным учреждением, в котором порой оглашались принятые советом или народным собранием решения. Именно с этой их ролью связаны официальные тексты, порой наносившиеся на окружавшие их стены (например, в театре эллинистической Спарты, в театре Аф- родисия римского времени).
Особым видом театра, уже не связанным с культовыми церемониями, были одеоны (крытые театры), предназначенные для музыкальных состязаний и впервые появившиеся в Греции в середине V в. до н. э., в Риме — лишь в I в. до н. э., да и то не в столице, а в Помпеях. В наилучшей сохранности до нас дошел построенный во II в. н. э. монументальный одеон Герода Аттика у подножия афинского акрополя.
В отличие от греческих римские театры, мало где сохранившиеся, уже самими своими размерами, не сопоставимыми с величиной амфитеатров, подтверждают второстепенную роль театральных представлений, отмечаемую литературными источниками. И напротив, невероятное обилие амфитеатров не только в Риме и Италии, но и во всех римских провинциях, свидетельствует о том месте, какое занимали в жизни римлян гладиаторские бои. Некоторые из амфитеатров Африки могли бы соперничать вместимостью с римским Колизеем.
Греческие спортивные комплексы. Особый вид архитектурного памятника — палестры, предназначенные для спортивных упражнений детей и подростков, и гимнасии, посещавшиеся взрослым населением и включавшие, наряду с чисто спортивными комплексами, места для отдыха и научных занятий.
Система водоснабжения. По мере роста городов усложнялась проблема водоснабжения. По сохранившимся упоминаниям у отдельных авторов и особенно по специально посвященному водопроводам
трактату римского ученого II в. н. э. Фронтина мы знаем, как она решалась. Но при всей значимости литературных свидетельств главным источником служат сами эти сооружения — от простых колодцев и резервуаров для сбора дождевой воды до сложных строений (восьмисотметровый тоннель, пробитый в толще скалы в VI в. до н. э. на Самосе, водопроводные сооружения того же времени в Merape5знаменитые римские акведуки, рассеянные по всей территории римской державы и особенно хорошо сохранившиеся в Италии, Франции и Испании). Обнаруженные во многих городах античного мира остатки глиняных и свинцовых труб неоспоримо свидетельствуют о гораздо более широком использовании водопроводов, чем можно было бы представить по трудам античных авторов. Вместе с тем применение свинца показывает незнание в древности вредных свойств этого металла.
Центуриация. Разделение между гражданами относящейся к городу сельской территории долгое время было известно только в Херсонесе, где владельцы обозначали границы своих участков камнями, обильно наносимыми каждую весну с гор. В настоящее время благодаря успехам аэрофотосъемки такое размежевание, названное в новое время латинским словом «центуриация», обнаружено и в ряде других греческих городов; особенно четкие его следы видны в Кавлонии и Метапонте (Южная Италия). В ряде мест, в частности на территории Херсонеса, сохранились также остатки усадеб, виноградные прессы, зерна культурных растений, позволяющие реконструировать сельскохозяйственную деятельность горожан.
Греческие усадьбы и римские сельские виллы. Воссоздание картины сельского хозяйства в античном мире невозможно без археологического изучения сельских жилищ и вилл, которое раньше всего началось в Северном Причерноморье, где усилиями российских и украинских ученых реконструирован тип сельской усадьбы, вычислены размеры отдельных усадеб и выяснено конкретное распределение сельскохозяйственных культур.
Удалось также установить тип сельского дома, жилые и хозяйственные помещения которого, как и в городе, располагались вокруг двора. Но в отличие от приспособленного для отдыха озелененного дворика — это большие хозяйственные дворы, вымощенные камнем. В сельской усадьбе намного больше хозяйственных помещений, чем в городском доме. Обычно при раскопках обнаруживают погреба, служившие хранилищами вина, масла и зерна, зерновые ямы, цистерны для воды, площадки, оборудованные для выжимки виноградного сока и масла, рядом с которыми нередки находки давильных прессов.
В тех из греческих колоний, где постоянной была угроза, исходящая от варварского мира, и на тех островах, которые жили в постоянном ожидании пиратских нападений, в усадьбах возводили башни. Такие башни хорошо изучены в Крыму на Гераклейском полуострове и на ряде Кикладских островов.
Культовые сооружения. Храмы, алтари и священные участки, находившиеся как в верхнем, так и в нижнем городе, а также и за его пределами, — это не только памятники искусства, раскрывающие историю греческой, этрусской, римской или карфагенской архитектуры и скульптуры. Культовые сооружения позволяют определить экономический потенциал города, межгосударственные связи и взаимовлияния; они помогают понять принципы, на которых строились отношения людей с их богами, демонстрируя изменения, происходившие на протяжении веков в религиозных культах и пантеонах различных народов.
Особенно значимы общегреческие и общефиникийские культовые центры — такие, как комплексы Олимпии, Дельф, Эпидавра для Греции, храм Мелькарта для финикийско-пунийского населения.
Загородные виллы императоров и римской знати. Из загородных резиденций императоров известен знаменитый комплекс, созданный по распоряжению императора Адриана в Тиволи (близ Рима), и Вилла Армерина императора Максимиана в Сицилии. Самая крупная из раскопанных к нашему времени частных вилл — так называемая «Вилла папирусов» под Геркуланумом стала великолепной иллюстрацией к сохранившимся в литературе характеристикам подобного рода сооружений, возводимых римской знатью во всех приспособленных для отдыха местах.
Дороги. Способствуя сообщению между городами и странами, служа миру и войне, дороги также проделали свой цивилизационный путь — от земляных и скальных к мощеным и снабженным всем необходимым для ориентации и быстрого продвижения. Грекам, пользовавшимся в силу географических условий тропами и короткими скальными дорогами, служившими для перевозки строительных материалов, чудом казалась «царская дорога», соединявшая столицу Персии Сузы с побережьем Эгейского моря. Первоначально не столь длинные римские дороги превзошли все, что было создано в древности в области дорожного строительства. Сеть мощеных римских дорог с их грунтовыми ответвлениями покрыла сначала Италию, а затем и весь круг земель.
Строителей дорог не останавливали ни болота, ни высокие горы, ни дремучие леса, ни пустыни. Проникая туда, куда с трудом добира
лись пешеходы, они распространяли образ жизни, чуждый местному населению, и сводили к общему римскому знаменателю достижения всех предшествующих культур. Высокое техническое совершенство римских дорог сделало их трассами в будущее: позволив перешагнуть границы античной цивилизации, римские дороги сохранялись и в Средние века, и частично используются в наши дни. Но большая часть их стала известна благодаря археологическим исследованиям вместе с теми памятниками, которые обрамляли дороги.
Порты и корабли. Морские дороги оставляли следы лишь на морском дне — обломками затонувших кораблей. Но их исходные и конечные пункты — порты — доступны изучению благодаря археологии, которая дополнила рассказы древних авторов точными техническими деталями. Изменения береговой линии привели к погружению древних портовых сооружений на морское дно или их исчезновению под толщей наносов. Аэрофотосъемка в сочетании с работами водолазов и аквалангистов выявила искусственные молы и портовые сооружения Самоса, Пирея, Александрии. Два порта Карфагена, торговый и военный, соединенные каналом, вместе с верфями для строительства кораблей обнаружены в ходе недавних раскопок в Тунисе.
Сохранившиеся в ряде городов (Херсонес, Тир, Рим, пунийская колония Моция, Карфаген с недавно обнаруженными остатками двух гаваней, военной и торговой) портовые сооружения дают представление об организации судоходства, демонстрируя и уровень инженерного искусства греков, римлян, этрусков и карфагенян, и — что еще более значимо — позволяют судить о масштабах торговли в разные периоды истории этих народов. Количество таких памятников за последние десятилетия возросло благодаря успехам подводной археологии.
Среди памятников, которым мы обязаны подводной археологии, особое место занимают поднимаемые с морского дна корабли, начиная с затонувшего близ берегов Малой Азии у мыса Гелидонии древнейшего корабля крито-микенской поры с грузом медных и оловянных слитков в виде бычьих шкур, служивших древнейшими деньгами, и вплоть до различных типов кораблей римского времени, как военных и торговых, так и предназначенных для развлечений римской знати (знаменитые два прогулочных корабля Нерона, найденные на дне озера Неми).
Античное производство. За последнее столетие, когда в сферу археологического исследования включается все большее число не только крупных, но и мелких городов и сельских поселений, значи
тельно возрос объем материала, способствующего доскональному изучению античного производства, оставляемого, как правило, в тени древними авторами.
Производственные комплексы. Значительную ценность для изучения экономики древних государств имеют выявленные во многих городах остатки производственных комплексов (ремесленные мастерские, кузницы, рыбозасолочные чаны). Целиком эти памятники доходят до нас редко (за исключением почти повсеместно обнаруживаемых гончарных печей), и об их облике можно судить главным образом по изображениям на сосудах (единственно хорошо сохранившаяся мастерская по изготовлению орудий труда раскопана в Приене). Гораздо чаще находят отдельные предметы, связанные с ремесленным производством (например, использовавшиеся литейщиками еще с микенских времен каменные или гипсовые формы для отливки восковых моделей, открытые или разъемные), и орудия труда. Еще чаще в руки археологов попадают сами ремесленные изделия — из металла, стекла, фаянса, слоновой кости, янтаря. Их находят и в захоронениях, и на территории городов и сельских поселений. Благодаря им воссоздается картина жизни в мирное и военное время, неповторимая в своей специфичности для каждого из народов античного Средиземноморья.
Рудники и каменоломни. Добыча камня документирована сохранившимися древними каменоломнями; добыча металла — рудниками Испании, Тайгета (Спарта), Тавра (Малая Азия), уходившими на 120 метров в глубину серебряными рудниками Лавриона (Аттика); выплавка — плавильными печами. Наиболее знаменит огромный металлургический комплекс этрусков на о. Эфалия (совр. Эльба); изучение химического состава шлаков, оставленных античными металлургами, показывает, что значительное количество металла шло в отходы.
Орудия труда. Об уровне производства, в том числе и сельскохозяйственного, свидетельствуют орудия труда, производившиеся главным образом в городских, но порой и сельских мастерских и кузницах.
На территории греческих усадеб и римских сельских вилл постоянно находят ручные мельницы, зернотерки и те из орудий сельскохозяйственного труда, которые имеют металлические детали. Представление о несохранившихся бороне и древнейшем типе деревянного рала, использовавшегося для разрыхления земли до появления в V в. до н. э. плуга, мы имеем по изображениям на сосудах. Наиболее древний железный наральник, напоминающий лопату с загнутыми краями, найден в сицилийском святилище богинь плодородия Деметры и Коры (VI в. до н. э.). Несколько наральников V-III вв. до н. э., также железных и также лопатообразных, но без загнутых кра
ев, обнаружено на территории греческих колоний Северного Причерноморья.
Значительно чаще встречаются железные серпы, мотыги разного типа (широкие в виде квадрата, опущенного острием вниз, однозубые, двузубые). Сохранились также трехзубые вилы и косы.
Непременная принадлежность почти каждого как городского, так и сельского дома — ручные зернотерки и ручные мельницы. Несколько реже находят целиком или в отдельных деталях орудия труда столяров, каменотесов, строителей, ремесленников, занятых литьем и обработкой металла: топоры, одноручные и двуручные пилы, молоты, зубила, ломы, кувалды, рубанки, сверла, долота, напильники, линейки, циркули, отвесы. На местах древних монетных дворов сохранились формы для отливки металлических кружков и штемпели, превращавшие еще не остывший кружок металла в монету.
Вместе с тем это документальное подтверждение известных нам по литературным источникам войн и изменений в жизни общества, отражавшихся на военной организации и вооружении. Так, выделение родовой верхушки в раннегреческом обществе нашло отражение в резком различии в вооружении знатных воинов и рядовой воинской массы. Переход к демократическим государствам в военном деле отозвался введением гоплитского строя, который мы можем представить как по рисункам на вазах, так и по найденному оборонительному и наступательному оружию гоплитов; копья и дротики легковооруженных воинов также хорошо известны благодаря массовым находкам наконечников.
Среди различных видов вооружения наибольшую ценность для исследователя представляют мечи. В силу массовости находок и характерных для каждого народа особенностей формы клинка и рукоятки меча они позволяют прослеживать передвижения и торговые контакты народов в ранний период средиземноморской истории, не освещенный литературными источниками. Так, экспансия «народов моря» прослеживается по особой форме короткого меча, удостоверенного также изображением наемников-шарданов с этим мечом на египетском рельефе XIII в. до н. э. Появление в районах греческих колоний Северного Причерноморья новых кочевников — сарматов —
подтверждается находками длинных сарматских мечей, сменивших короткие скифские.
Керамические изделия. Керамика — один из самых ценных памятников материальной культуры. Изделия из обожженной глины, обладающие лучшей сохранностью, чем многое из того, что было создано человеческими руками, археологи находят в массовом количестве в любом из поселений. Их можно рассматривать как своего рода индикаторы культурных различий, развития и родственности культур; их форма и нанесенный на них рисунок — показатель творческих способностей и художественного вкуса изготовителей. Керамика прочерчивает пути переселений и торговых контактов народов, а также позволяет установить влияние, оказываемое одними народами на другие. В этом смысле особенно информативна керамика местного населения в районах, охваченных греческой колонизацией, запечатлевшая в одних случаях процесс постепенной эллинизации окружающих земель, в других — сохранение местным населением в противоборстве с пришельцами своей самостоятельности.
Керамику (за исключением самой дешевой грубой посуды) обычно расписывали, что дает твердую основу для верхней границы датировки. Вместе с тем расписная греческая, этрусская, карфагенская, римская керамика своим декором дополняет наши сведения по мифологии этих народов, наглядно иллюстрируя мифологические сюжеты. Изображения на сосудах становятся источником для изучения быта, ремесла, военного дела, спорта.
Среди расписанных керамических сосудов особенно примечательны так называемые панафинейские амфоры. Заполненные священным маслом, они выдавались победителям на панафинейских играх в Афинах.
Зерно, вино и оливковое масло хранили и перевозили в амфорах, глиняных остродонных сосудах крупных размеров с широким или узким корпусом, длинным горлом и двумя ручками. Они упомянуты уже Гомером. Города и сельские поселения, производственные комплексы, общественные и частные свалки, склады торговцев, остатки кораблекрушений — все это места их массовых находок. Различия в конфигурации сосудов, цвете и примесях глины служат критерием при определении места выработки амфор и, следовательно, показателем проделанного сосудом пути от производителя к потребителю. Дополнительную и более точную информацию дают амфоры с клеймами, удостоверяющими их соответствие определенным стандартам. В полном своем варианте клеймо содержало название города-изготовителя, имя должностного выборного лица (астинома), имя изготовителя амфоры, а также эмблемы обоих этих лиц. Амфоры, простые и особенно с клеймами, позволяют определять хронологию погребений, кораблекрушений, культурных слоев поселений; они дают сведения о
динамике торговли того или иного города, об участниках торгового обмена по отдельным историческим периодам, о развитии производства керамической тары и ее создателях, ставших для нас, благодаря клеймам, историческими лицами.
Изделия из стекла. Дошедших до нас стеклянных изделий значительно меньше, чем металлических и тем более керамических, однако их вполне достаточно для того, чтобы составить представление о развитии стекольного производства и о месте стекла в жизни античного человека. Среди стеклянных изделий сохранились и сосуды, и украшения, в которых стекло выступает в качестве замены ценных пород камня, и кусочки мозаики, а для более позднего времени — осколки оконного стекла. По находкам установлено, что литье (техника, известная задолго до изобретения выдувания), прессовка, обесцвечивание стекла (впрочем, применявшееся крайне редко из-за предпочтения цветных стекол) и изготовление мозаичных стекол относится к IV в. до н. э. (ранее использовался более примитивный способ обволакивания непрозрачной стеклянной массой глиняно-песчаной основы). Наибольшее распространение сосуды из высоко ценившегося в древности мозаичного стекла получили в Александрии. Количество изделий из стекла резко возрастает с середины I в. до н. э., когда стеклянные сосуды перестают быть предметами роскоши и входят в широкое употребление в связи с изобретением техники дутья. Среди предметов роскоши особенно великолепны имитации камей, характерные для эллинистического времени, и изготовлявшиеся в Италии в период империи резные и рельефные стекла и стекла с вплавленными в них гравюрами.
Существенные коррективы вносит археология в вопрос о времени применения оконных стекол. Вопреки бытовавшему на основании литературных источников мнению, раскопки Помпеи показали, что оконное стекло начали использовать не в поздней империи, а значительно раньше, уже в I в. н. э.
Кирпич. Клеймили не только керамическую тару, но часто и обожженные кирпичи, типичный строительный материал в римской архитектуре, полностью отсутствующий в греческом монументальном строительстве. Клейма на кирпичах позволяют с точностью установить время создания построек. Так, только благодаря клеймам было установлено, что здание Пантеона в том виде, в каком оно дошло до нас, возведено императором Адрианом, хотя на фасаде его значится имя сподвижника Ав
густа Агриппы; что при Адриане же отстроена большая часть римского порта Остии, в отношении которого можно проследить каждый этап строительства. Важны и находки кирпича необожженного, характерного для массового строительства в мелких городах и сельской местности, поскольку позволяют установить тип строительства. Так, спрессованные массы необожженного кирпича, впервые обнаруженные в середине XX в. в этрусском городе Рузеллах, позволили определить строительную технику, применявшуюся в этрусских городах при возведении жилых домов (стены из необожженного кирпича на фундаменте из речной гальки).
Черепица. Менее информативны находки черепицы. Ввиду стабильности ее формы (плоской или выпуклой, клавшейся вперемежку с плоской) она дает не столь точную хронологию, как керамическая посуда и кирпич; ее датировка к тому же трудоемка и не всегда доступна, поскольку производится специальной аппаратурой, фиксирующей электромагнитные поля времени обжига. Однако и в этом однообразном материале встречаются уникальные находки. Так, в руинах одного из зданий недавно раскопанного в современном местечке Акваросса этрусского города, оставленного жителями в VI в. до н. э., обнаружено значительное количество расписной черепицы со схематическими изображениями коней и птиц, чередовавшейся на крыше обрушившейся постройки с привычным типом черепицы выпуклой.
Фибулы. Об одежде греков, этрусков и римлян мы узнаем по изображениям на статуях, фресках, вазах, монетах. Сами одеяния за редчайшими исключениями не сохранились, но в огромном количестве дошли пряжки, скалывавшие края одежды, — фибулы, предшественницы современных булавок и пуговиц. Они изготовлялись из кости, металла, нередко драгоценного, и порой представляли собой высокохудожественные изделия. Различаясь по форме и украшениям, фибулы позволяют судить о перемещениях народов бронзового и железного веков, о распространении и взаимодействии культур (полагают, что изобрели их индоевропейцы), а также последовательности их развития.
Фибула, как и ее упрощенная предшественница — имевшая головку, но не снабженная застежкой булавка — представляет собой не менее массовый и не менее ценный датирующий материал, чем керамика. Появившись у индоевропейцев в III тысячелетии до н. э. и во II тысячелетии распространившись вместе с ними по Европе, Малой Азии и Ирану, к концу бронзового века примитивная булавка где-то на территории Центральной Европы или Балканского полуострова превращается в снабженную застежкой фибулу, которая стремительно распространяется с начала I тысячелетия по всей Европе, включая Пиренейский полуостров и Британские острова, и продвигается на
восток вплоть до Иранского нагорья. В остальные регионы Средиземноморья ее приносят сначала греки, затем римляне.
Разнообразие форм фибул, соответствующих определенному времени и определенному региону производства, способствует точной датировке всего содержащего их культурного слоя, особенно начиная с железного века, когда значительно увеличивается количество типов фибул и вариантов внутри каждого типа.
Пряслицы. Ткацкое ремесло, находившееся у греков под покровительством богини-ремесленницы Афины, не могло из-за хрупкости своего материала оставить столь же ясных следов, как гончарное. Но и оно, утратив деревянные части станков, нити и пряжу, сохранило глиняные или каменные пряслицы — кольца, надевавшиеся на веретено для придания ему при вращении устойчивости. Их находят едва ли не в каждом греческом и римском жилище, ибо прядение было домашним женским ремеслом, которым занимались все — сельские жительницы и горожанки, рабыни и дочери знати, даже в тех случаях, когда сами они носили ткани, изготовленные в специальных ремесленных мастерских.
Украшения. Украшения, среди которых особенно часто встречаются женские бусы (целиком или отдельными бусинами), серьги, подвески, а также употреблявшиеся и женщинами и мужчинами кольца и перстни (иногда с печатями) — обычный погребальный инвентарь многих захоронений. По украшениям можно судить не только о технике ювелирного ремесла, но и об уровне развития общества, а также и о торговых контактах между отдельными городами и целыми странами. Так, находки ювелирных изделий в могилах VHI-VII вв. до н. э. на территории Лация и Кампании, показали значительно более высокий уровень культуры этого региона в период раннеримской истории, чем это считалось прежде. Наиболее знаменитые из ювелирных изделий греческих мастеров найдены в курганах скифских царей; в пределах Апеннинского полуострова наибольшее количество украшений дали этрусские захоронения.
Зеркала. Чрезвычайно интересным источником являются бронзовые зеркала этрусков, в изобилии извлекаемые из погребений. Это не только свидетельство высочайшего мастерства, но и немая книга этрусской религии и мифологии. На них, как правило, располагаются по трем поясам изображения, связанные с сюжетами нижнего, земного и верхнего миров. Зеркала в значительной степени компенсируют отсутствие религиозных этрусских текстов. На основании нанесенных на них изображений мы получаем значительно больше информации, чем при изучении рисунков на стенках сосудов или статуй и многочисленных бронзовых фигурок богов. Помимо сцен, относя
щихся к этрусскому ритуалу и чисто этрусским богам, значительный интерес представляют интерпретированные этрусскими мастерами сюжеты, знакомые нам по греческой мифологии.
Цисты. По сюжетным изображениям к зеркалам близки цисты — небольшие ларцы для хранения драгоценностей или иных мелких предметов, распространенные, как и бронзовые зеркала, преимущественно в этрусской среде и, подобно зеркалам, развертывающие перед нами серии мифологических сцен.
Скульптура и рельефы. Скульптура и рельефы были первыми памятниками, попавшими в поле зрения людей нового времени, поскольку в значительном количестве сохранились в руинах храмов и на надгробиях. По мере расширения фронта археологических работ их количество постоянно увеличивается в ходе раскопок храмовых территорий, некрополей, городских площадей и домов (римский форум, форум и особняки Помпеи и особенно Олимпия, давшая около 2 000 статуй). Среди них немало шедевров знаменитых и безвестных мастеров, позволяющих раскрыть историку развития греческого, этрусского, римского, пунического искусства. Но и те памятники, которые созданы трудом рядовых ремесленников, имеют для историка не меньшую ценность, поскольку больше, чем какой-либо иной материал, служат источником для изучения этнического типа (что особенно важно для решения проблемы происхождения этрусков), внешнего облика, одежды, причесок, вооружения, наград, особенно широко распространенных в римской армии и тщательно высекавшихся на груди их изваянного обладателя.
Фрески. Первые образцы античной живописи стали известны в новое время благодаря раскопкам Геркуланума и Помпеи. Столетие спустя, с первой четверти XIX в., к ним присоединились фрески этрусских могил, число которых к настоящему времени исчисляется уже сотнями. Греческая живопись долгое время могла изучаться лишь в отраженном свете тех рисунков, которые наносились на керамические изделия. Фресковая живопись греков стала известна сравнительно недавно благодаря находке в Южной Италии среди луканских могил Пестума гробницы, расписанной греческим мастером. Одновременно массовые находки фресковой живописи в луканских гробницах показали, что греческое искусство, оказавшее влияние и на этрусскую, и на римскую живопись, проникло и в мир более примитивных племен, заселявших Южную Италию. Восприняв греческую технику фрески, они внесли в нее собственную художественную фантазию.
Фрески не только отражают пути развития античного искусства, но являются одновременно ценным источником для изучения мифологии и религиозных ритуалов, а порой и исторических событий (примером может служить фрагментарно сохранившаяся фреска с изображением последних мгновений жизни Спартака, найденная в Помпеях в доме, принадлежавшем участнику подавления спартаковского восстания).
Мозаика. Подобно рельефам и фрескам, мозаика — источник, изучаемый не только искусствоведами, но и историками. Как и другие памятники древнего декоративного искусства, она чрезвычайно информативна, особенно при изучении мифологии и быта. Наиболее насыщены мифологическими сюжетами, особенно связанными с Посейдоном, мозаики, обнаруженные на территории Туниса.
Этрусская скальная гробница в районе Тосканы
Захоронения. Немало могут рассказать о жизни народов и захоронения. Информацию несут не только находимые в них материалы, отражающие быт, культуру, уровень социального расслоения общества, и предметы, дающие возможность датировки, но и сами могилы, особенно когда в распоряжении науки оказывается не отдельное захоронение, а некрополь в целом. По обряду погребения и типу могилы определяется принадлежность к тому или иному народу, что позволяет проследить пути миграций, уточнить границы завоеваний времени образования империй. Антропологическое исследование черепов вносит вклад в уточнение этнического состава населения. Значимость памятника увеличивается, когда выявляются также и надгробные стелы с надписями и рельефами. Особенно информативны надписи на римских надгробиях.
Благодаря высеченным на камне именам, надписям и изображениям становится возможным не только установить этнический состав, религиозную принадлежность, круг занятий населения, степень расслоения общества, но очертить ареал распространения власти того или иного народа или расселения какой-то его части за пределами основной территории.
Для микенского периода греческой истории типичны шахто-
вые гробницы с коллективными захоронениями и гигантские толосы (круглые в плане купольные гробницы). В античный период греки хоронили своих покойников в небольших индивидуальных могилах с великолепно оформленными надгробиями. Для этрусков типичны покрытые фресками камеры, расположенные как в огромных тумуло- сах (покрытых землей искусственных каменных холмах, порой достигавших значительной высоты), так и в выбитых в скале помещениях и постройках в виде домов, расположенных на поверхности. Этрусские некрополи, в отличие от погребальных комплексов других средиземноморских народов, помогают восстановить облик города, поскольку большей частью этрусские города мертвых представляют собой как бы города живых в миниатюре — с тем же расположением «улиц», таким же архитектурным декором «домов».
Наряду с захоронениями в индивидуальных могилах, содержащих урну с пеплом или саркофаг с телом покойного, этруски с III-II вв. и римляне с I в. до н. э. практиковали неизвестный другим народам тип коллективного погребения в колумбариях, небольшие ячейки которых могли принять множество погребальных урн людей, не имевших средств на более дорогое посмертное место. Со II-III вв. н. э. у римлян вошли в употребление колумбарии, ниши которых вмещали целые саркофаги.
Для карфагенских могил, обычно коллективных, характерна их необычайная глубина с расположением праха покойников на разных этажах, доступ к которым обеспечивался выбитыми в стене ступенями.
Еще более специфический тип захоронений — финикийско-пунические тофеты. Тофет — типичное для финикийского населения кладбище для ритуальных захоронений младенцев, посвященных верховному богу. Прекрасная сохранность установленных над захоронениями стел знакомит нас с карфагенским изобразительным искусством, демонстрируя сосуществование в нем и реалистической и абстрактной традиций.
Монументальные памятники мировых столиц. До последнего времени наиболее известны были монументальные памятники Рима, значительная часть которых сохранилась на поверхности: это и грандиозный табулярий для хранения государственного архива, и храмы, и зрелищные сооружения, и императорские дворцы, и триумфальные арки, и мавзолеи Августа и Адриана. От знаменитого Пергамского алтаря остался только опоясывавший его рельеф с изображением битвы богов и гигантов, от не менее знаменитого Галикарнасского мавзолея, считавшегося одним из семи чудес света, — несколько разрозненных фрагментов рельефов, выполненных луч-
тими из греческих мастеров IV в. до н. э. Считалось, что и другое чудо света — Александрийский маяк — навсегда утрачено для науки, поскольку до последнего времени имелось лишь несколько извлеченных из турецкого бастиона плит, но недавно на морском дне близ Александрии были обнаружены его обломки, покрывавшие по крайней мере два квадратных километра подводной поверхности. Все эти памятники монументальной пропаганды древности свидетельствуют о радикальных изменениях в сфере идеологии, наступивших с установлением империй.
Оборонительные стены. Для понимания политической и военной истории античности большое значение имеет изучение древних фортификаций — от защитного пояса стен, окружавших города, до «лимеса» — линии укреплений вдоль границ Римской империи, следы которых, выявленные вдоль всей северной ее границы, яснее любого исторического труда демонстрируют перелом во внешней политике Рима во второй половине II в. н. э.
От древнейшего периода средиземноморской истории дошли руины стен Трои, Микен, Тиринфа, Афин и ряда поселений на Кикладских островах. В античное время лучше всего оборонительные сооружения сохранились в Херсонесе, Элее, Метапонте, Акраганте, среди городов римских провинций Востока — в Афродисии, Тимгаде, Пальмире, на Дунае — в Аполлонии; на территории провинции Германии — в Трире, где они отличаются особенной мощью, наглядно демонстрируя положение римских поселенцев в землях порабощенных германских племен. В Италии остатки стен, ставших ненужными с объединением полуострова под властью Рима, имеются в самом Риме (отдельные участки Сервиевой стены царского периода, Аврелиева стена времени империи, охватывающая значительную часть территории города) и в Помпеях.
Стены и рвы, окружавшие древние города, помогают воссоздать их политическую историю там, где не сохранилось свидетельств в нарративных источниках, и уточнить ее там, где имеется материал для сопоставления с трудами древних авторов. Особенно информативны стены Херсонеса, каждая перестройка которых становится новой главой, проясняющей взаимоотношения с окружающими воинственными племенами, и стены Помпеи, эта каменная летопись пережитых городом перипетий, хранящая следы каменных ядер из катапульт, наведенных на город Суллой в годы Союзнической войны.
Надписи. Начиная с XIX в. ни одно из сколько-нибудь серьезных исследований по истории античности не обходится без эпиграфического материала. Посвятительные надписи в честь богов, ис
пещрявшие стены храмов и алтарей или нанесенные на вотивные (приносимые в дар богу) предметы; надписи на надгробиях, порой довольно подробно повествующие о жизни покойного; на межевых и милевых столбах; строительные надписи с указанием инициаторов постройки или восстановления того или иного здания; надписи на сосудах и других предметах; декреты в честь различных лиц; официальные постановления народных собраний, выставлявшиеся на всеобщее обозрение; типичные для Рима краткие календарные записи и, наконец, разного рода объявления, а то и просто оставленные людьми на стенах замечания по различным поводам — все это не только дополняет литературные источники, но порой значительно их корректирует, позволяя увидеть факты античной истории не в субъективном изложении тех или иных авторов, а взятыми из жизни и сохранившими ее дыхание. Недаром основатель отечественной эпиграфики Ф. Ф. Соколов писал: «Внимая надписям, как бы слышишь голоса, отрывки разговоров дня, которому минуло две тысячи лет. Камни становятся краеугольными камнями науки о древности». И действительно, эпиграфика позволяет нам узнавать о событиях, которые никогда не попадали в свитки известных историков, будучи незначительными в общем потоке общегреческой истории, о заботах и радостях горожан, о выдающихся людях, которыми гордился полис. Так, в Херсонесе обнаружена надпись в честь местного историка Сириска, чье имя ни разу не проскользнуло в трудах дошедших до нас авторов.
Греческие и латинские надписи столь обильны, что стало возможным издавать их в виде тематических сборников, из которых наиболее интересны собрания текстов по отдельным городам Балканской Греции и побережья Малой Азии, по греческим колониям Северного Причерноморья, Африки, юга Италии и Сицилии, по римским провинциям в целом и по входящим в них городам, по истории христианства, по митраизму, по отдельным римским легионам, стоявшим в различных провинциях, по истории преторианских когорт и по многим, многим другим вопросам.
Этрусская надпись на модели гадательной печени из Пьяченцы
Этрусских надписей тоже немало — их насчитывается до 11 000, но среди них всего несколько крупных или сравнительно крупных текстов. В их числе письмена, нанесенные на льняные пелены, в которые была завернута найденная в Египте и ныне хранящаяся в музее Загреба мумия, а также несколько надписей на твердом материале — на терракотовой черепице из Капуи (около трех сотен слов, расположенных в 60 строк); на травертиновой плите из Перуджи (46 строк из 130 слов); на свинцовой пластине из Санта-Маринеллы (60 слов); на двух золотых пластинах из этрусских Пирг (52 слова) с параллельным финикийским текстом; на предназначенной для гаданий бронзовой модели печени из Пьяченцы (40 слов, в основном имен богов); на стене погребальной камеры одной из могил Перуджи (27 слов).
Эти надписи могли бы составить основу для дешифровки этрусского языка, но источником по истории этрусков, за исключением текста из Пирг и печени из Пьяченцы, служить не могут, не будучи (кроме надписи из Пирг) прочитанными. И напротив, для изучения этрусской религии, для понимания этнической картины населения этрусских городов, демографической, а порой и социальной ситуации определенный материал дают короткие эпитафии и посвятительные тексты, поскольку среди почти сотни прочитанных слов этрусского языка — числа, названия керамических изделий, термины родства, должности.
Изданы этрусские тексты были в виде семи выпусков «Корпуса этрусских надписей» еще в начале XX в., на современном уровне имеются сборник надписей, выпущенный в 1954 и переизданный в 1968 г., а также двухтомная «Сокровищница этрусского языка» с расположенными в алфавитном порядке словами с точным указанием надписей, в которых они встречаются, и научным комментарием.
Карфагенских надписей к настоящему времени обнаружено до 8 000 (больше, чем в восточнофиникийском мире), но, к сожалению, это в основном короткие эпитафии и посвятительные надписи богам, главным образом в тофетах. Они, конечно, тоже очень важны, потому что содержащиеся в них имена дают возможность определить, сколь далеко заходило смешение финикийского и местного населения. Но неизмеримо информативней менее обширная группа текстов, в той или иной связи дающая названия городов, что очень ценно в сочетании с нумизматическим материалом, поскольку литературная традиция чаще отмечает лишь те города, в которых разворачивались исторически значимые события, а если и сообщает о небольших городках (подобно Страбону, Плинию и Птолемею в отношении Тингия, Ри-
саддира, Русибиса и Цили), то без помощи нумизматики и эпиграфики их невозможно было бы идентифицировать. Еще важнее тексты финансовых отчетов, в которых указаны расходы, связанные с оплатой храмового персонала, и выставлявшиеся у входа в храмы тарифы со скрупулезным перечислением жертв, предписанных в тех или иных случаях.
Папирусы. C 70-х гг. XIX в. к эпиграфическому материалу добавляется богатейший и постоянно увеличивающийся папирологический. Достаточно сказать, что серия только папирусов, найденных в Оксиринхе, составляет 20 томов.
Изучение истории античного Средиземноморья ныне немыслимо без помощи этих папирусных текстов, находимых прежде всего в Египте, где их сохранности способствовал сухой климат, но также и в некоторых других местах, в частности в Италии, где в ходе раскопок Геркуланума, уничтоженного извержением Везувия, была обнаружена вилла с философской библиотекой.
Папирус — бумага древности, и точно так же, как бумага наших дней, он не рассчитан на длительное хранение. Но мир богат чудесами, и Египет наряду со своими пирамидами и храмами эпохи фараонов оправдал название «страны чудес», сохранив на окраинах городов и деревень в древних мусорных кучах десятки тысяч хрупких папирусных листков, исписанных преимущественно греческим письмом. Образованные люди часто приводили в письмах отрывки из любимых литературных произведений, а иногда переписывали эти произведения для себя или друзей целиком. Благодаря этому пополнились сборники стихов лирических поэтов Алкея, Сапфо, Коринны, Пиндара, Вакхилида, заполнились лакуны во многих трагедиях Софокла, Эврипида, вернулись в литературу утраченные комедии Менандра, ранее известные лишь по отдельным фрагментам. Но самым сенсационным открытием оказалась обнаруженная в конце прошлого века «Афинская полития» Аристотеля.
Порой встречаются целые папирусные архивы (например, архив одной из семей конца III — начала IV в. или военного легата поздней империи), законодательные сборники (в частности, сборник решений императора Септимия Севера по юридическим вопросам), сборники, связанные с различными религиозными культами (например, большой сборник с текстами литургий).
Вместе с тем, наряду с текстами, рассчитанными если не на вечность, то по крайней мере на ближайшие поколения, в папирусах неизмеримо больше, чем в эпиграфике, бытовых записей — писем, коротких заметок, чьи авторы и не подозревали о том, что будут прочитаны кем-либо кроме их адресатов. Это свидетели живой жизни про
стого люда, вводящие нас в историю их любви и семейных раздоров, их радостей и обид, в их денежные расчеты, в отношения между господами и рабами, друзьями и врагами — словом, во все мелочи повседневной жизни. Они воссоздают не обобщенно-хрестоматийный, а в подлинном смысле живой облик античного человека.
Монеты.* Исключительно важный материал для изучения истории Средиземноморья дают античные монеты, попавшие в распоряжение исследователей намного раньше не только папирологии, но и эпиграфики. Уже в XVIII в. в Вене, где оказалась огромная коллекция древних монет, была проделана гигантская работа, результатом которой явилась подробнейшая классификация 70 000 их видов. Отсюда необычайное богатство информации, которую дает и сам металл монет, и ареал распространения, раскрывающий торговые и культурные связи, и особенно нанесенные на них надписи (легенда монеты) и изображения. Они отражают состояние экономики и финансов городов, события политической и культурной жизни, происходящие в государствах перемены. Часто лишь по изображениям на монетах мы узнаем о знаменитых статуях (например, о том, как выглядел Зевс в храме Олимпии или Колосс Родосский), об архитектуре давно разрушенных храмов. Порой только монеты сохранили портретные изображения (например, Пифагора).
Архаические монеты греческих городов, чеканившиеся из серебра, чаще всего с эмблемой города и иногда первыми буквами его названия на лицевой стороне (аверсе) и ничем не заполненным вдавленным квадратом на оборотной стороне (реверсе), не столь информативны, как монеты более позднего времени, зато это информация, опередившая по крайней мере на столетие первые труды историков. Это первые свидетели греческой колонизации, способные рассказать и об интенсивности торговли, и о размахе колонизационного процесса, и о богах — покровителях полиса, а порой и об экономике тех городов, которые сочли нужным запечатлеть на металле то, что считали главным в процветании своего города: корабль, колос пшеницы, виноградную гроздь или пчелу. Одновременно они становятся свидетелями и независимости того или иного полиса (поскольку именно с независимостью связывалось право на выпуск собственной монеты) и культов его богов-покровителей.
В классический период греческой истории информативность монет значительно возрастает благодаря появлению названий городов, а подчас и имен магистратов, при которых производилась чеканка. В связи с включением в V в. до н. э. бронзы в число металлов, использу-
*∏aparpaφ написан А.И.Немировским.
емых для чеканки, возрастает и разнообразие монет, что расширяет возможности их использования как датирующего материала.
В эллинистическую эпоху греческие монеты постепенно из регистратора полисной истории превращаются в своего рода портретную галерею правителей держав, возникших на месте полисов, демонстрируя изменения в идеологии греческого общества и в то же время помогая нам заполнить пробелы в политической истории эллинистических государств.
Этрусские монеты — медные, золотые и серебряные — появились почти одновременно с греческими — тоже в VI в. Их начали чеканить практически все города Этрурии, что при отсутствии у этрусков письменной традиции особенно важно для исторической науки: многие из названий этрусских городов определяются только по монетам. Этрусские монеты, даже когда их находят в греческих городах, спутать с греческими невозможно — и потому, что на них стоят этрусские цифры, указывающие на их номинал, и по типичным для них изображениям (голова горгоны Медузы, якорь и дельфин, символизирующие морскую торговлю, колесо, свидетельствующее о торговле сухопутной, а также лев, слон, собака, петух, полумесяц, треножник, изображения богов — покровителей города, отличающиеся по иконографии от богов греческого пантеона).
Почти столетие спустя после лидийских и греческих появляются монеты финикийские и карфагенские — с 480 г. до н. э. в Панорме и Мотии, сицилийских колониях восточнофиникийских городов, постепенно перешедших под власть Карфагена, затем в восточнофиникийских центрах (с середины V в.) и, наконец, в самом Карфагене (с середины IV в.).
Если восточнофиникийская монета тесно связана с персидским влиянием, монетное дело Карфагена демонстрирует явную зависимость от греческого опыта — при всей враждебности карфагенян к главному торговому конкуренту. Изображение на монетах Карфагена и городов, входящих в Карфагенскую державу, Коры или греческой нимфы Аретузы, а также появление в образе чисто финикийского Мелькарта львиной шкуры и палицы греческого Геракла на монетах иберийского Гадеса и прилегающего к Иберии островка Эбисы, или надписи на греческом и пунийском языках на монетах Моции и Па- норма (Сицилия) и производимый в этих городах чекан, основанный на эвбейско-аттической системе веса, говорят о взаимосвязи с греками намного выразительней, чем дошедшие до нас литературные источники.
Карфагенских монет неизмеримо меньше, чем греческих и этрусских, да и разнообразием типов они не отличаются, но поскольку от Карфагена не сохранилось собственной литературной традиции, адо-
Греческие монеты Бактрийского царства
шедшие до нас авторы сообщают о жизни карфагенян до их столкновения с Римом еще меньше, чем об этрусках, эти сравнительно немногочисленные монеты приобретают для нас особое значение, позволяя, наряду с археологическим материалом, установить направления колонизационной деятельности Карфагенской державы, а порой и названия входивших в нее городов, о которых в литературной традиции нет никаких сведений.
Вместе с тем пуническая монета не в меньшей мере, чем греческая или этрусская, отражает картину торговых и культурных контактов, религиозной жизни и экономики, а также позволяет судить о степени зависимости или автономии отдельных частей Карфагенской державы от центра и происходящих в ее жизни политических изменениях.
Намного позднее, чем у греков, этрусков и финикийцев, лишь около 340 г. до н. э., появилась собственная монета у римлян, хотя в их орбите имели хождение монеты этрусских двенадцатиградий и греческие монеты городов Южной Италии и Сицилии. Первой римской монетой был сначала бронзовый, затем медный асе весом в фунт (327,45 г) с изображением на аверсе одного из наиболее почитаемых богов, чаще всего Януса или Юпитера, и кормой корабля на реверсе. И хотя в 289 г. появилась должность триумвиров по чеканке монеты, осуществлявшейся при храме Юноны Монеты (Наставительницы) на Капитолии, вплоть до 275 г. асе оставался единственной римской монетой — правда, имевшей деления (в половину, треть, четверть и шестую часть асса). Впрочем, одновременно с чисто римским ассом в завоеванной Римом Кампании, скорее всего, на монетном дворе Капуи, для римлян стали чеканить по местным греческим стандартам серебряные монеты с легендой ROMA, употреблявшиеся в торговле между городами на территории Италии и Сицилии.
При всем однообразии ранней римской монеты, она все же фиксирует наиболее значимые события — например, победу над Пирром в 275 г. Не отличаются большим разнообразием сюжетов монеты и после перехода в 269 г. до н. э. от литья к чеканке и появления первой римской серебряной монеты — денария. На первых денариях обычным изображением были: на аверсе голова богини Ромы, а на реверсе — братья Диоскуры, с которыми римляне связывали одну из своих побед во время завоевания Италии. Во II в. до н. э., особенно насыщенном войнами, Рому на аверсе вытесняет Марс, реверс украшается Викторией, стоящей на запряженной парой коней триумфальной колеснице; с конца II и вплоть до начала I в. до н. э. к этому стандарту добавляется несколько эмиссий, запечатлевших конкретные победы в ряде внешних войн, в частности над кимврами и тевтонами.
Познавательная ценность монет III—первой половины I в. до н. э. не столько в отражении наиболее значительных внешнеполитических событий, о которых мы знаем и из литературных источников, сколько в возможности датировать по ним другие находки: устанавливается не только общая хронология по характерным для разных периодов типам чекана, но становится возможной и точная датировка, благодаря именам монетных триумвиров, часто использовавших предоставленное им в 269 г. право ставить на монете свое имя.
Начиная с гражданской войны Цезаря и Помпея, монеты становятся подлинной летописью перипетий внутренней борьбы. Еще разнообразнее монеты империи, превращающиеся, с одной стороны, в орудие политической пропаганды, с другой — в портретную галерею не только императоров, но и членов императорского дома.
Италия была населена не только латинами; однако монетное дело у других ее народов появилось лишь тогда, когда они потеряли самостоятельность, и те монеты, которыми стали пользоваться в своих городах сабины, оски, венеты и другие народы Италии, были римскими монетами. Лишь один раз в римской истории появились на Апеннинском полуострове не римские, а италийские монеты — это были монеты вос-
ставших в 90—88 гг. италиков, выражавшие идею противостояния Риму, чей символ — волчицу — попирал на монете италийский бык.
Существуют своды античных монет, хранящиеся в отдельных музеях (среди них — многотомный Британского музея), своды монет по отдельным регионам античного мира и тематические собрания.
Тессеры. Особый вид источника представляют собой тессеры (в переводе с греч. — «четырехугольники») — керамические и металлические дощечки, не обязательно прямоугольной формы, использовавшиеся греками, этрусками и римлянами в военной сфере в качестве пароля, а в мирной жизни — как пропуска, входные билеты в театр, амфитеатр, публичный дом, а также и как своего рода лотерейные билеты на получение продовольствия. В императорскую эпоху по тес- серам, бросаемым императорами в толпу, можно было выиграть не только какой-либо малозначащий предмет вроде корзины с продовольствием или сосуда с вином, но порой и небольшое поместье. Нередко тессеры заменяли мелкую монету. Это массовый материал, поддающийся статистическому исследованию. Отдельные тессеры имеют надписи, что повышает их ценность для науки.
Печати. В ходе раскопок в Греции, Италии, Египте, на территории Карфагена обнаружены также печати, личные и государственные, использовавшиеся и как знак собственности, которым (на Крите уже с III тысячелетия до н. э.) метили предметы, и для запечатывания писем, наиболее ценных лекарств при их пересылке и свитков в архивах. Особое значение они приобретают в тех случаях, когда являются массовым материалом. При раскопках одного из храмов в Карфагене обнаружены сотни их оттисков с изображениями. Отпечатавшийся на оборотной стороне некоторых из них папирус указывает на то, что ими скреплялись храмовые документы, не подлежащие разглашению. На комок глины, скреплявший завязки свитка, прикладывалась та или иная печать, и свиток не мог быть открыт без ее повреждения. По печати же жрец, ведающий архивом, определял тип документа. Поразительно, что символами карфагенской глиптики[†] были в значительной мере образы греческой мифологии, что позволило исследователям назвать Карфаген II в. до н. э. «пунийским полисом в греческом одеянии».
Остраконы. Особый вид эпиграфического материала представляют собой остраконы — черепки, с помощью которых в период расцвета афинской демократии производился опрос граждан, называвших имя
ЧЄЛОВ ека ’ который мог бы, по их мнению, представлять опасность для государства. Эти нацарапанные на грубой глине имена, иногда с коротким обоснованием решения, найденные в Афинах в значительном количестве, — чрезвычайно важный источник для изучения политической борьбы и настроений афинского гражданского населения. Они дополняют известия гре- политиках, остракизму никогда не подвергавшихся, но оказавшихся внесенными частью сограждан в эти своеобразные бюллетени для голосования. Повествуют остраконы и о попытках подлогов, организуемых противниками популярных политиков (как в случае с находкой целой партии остраконов с именем Фемистокла, заранее подготовленных, но оставшихся неиспользованными).
Острокон с нацарапанным на нем именем Фемистокла (V в. до н. э.)
ческих авторов об изгнании ряда политических деятелей, сведениями о
Остраконы, впервые найденные в последние десятилетия за пределами Афин, дают уникальную информацию о распространении идеи остракизма в городах Афинского морского союза.
Таким образом, памятники материальной культуры в их чрезвычайном многообразии позволяют современному исследователю получить представление о многих сторонах истории и культуры народов античного Средиземноморья, раскрывая самые различные аспекты жизни в ее развитии на протяжении по крайней мере двух с половиной тысячелетий.