Что относится к оцди
Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества»
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статьей 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что виды особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений могут определяться:
а) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, а также федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;
б) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;
в) в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений.
2. Перечни особо ценного движимого имущества автономных учреждений определяются:
а) федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
б) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
в) в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
3. Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
4. Установить, что при определении перечней особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений подлежат включению в состав такого имущества:
а) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
б) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления;
в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.
5. Ведение перечня особо ценного движимого имущества осуществляется бюджетным или автономным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).
6. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2007 г. N 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст. 2802);
постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 639 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2007 г. N 337» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст. 4047).
7. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Приказ Минэкономразвития России от 20.02.2020 N 80 Об определении видов и перечней особо ценного движимого имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 февраля 2020 г. N 80
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВИДОВ И ПЕРЕЧНЕЙ
ОСОБО ЦЕННОГО ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ
МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с подпунктом 1 пункта 11 и пунктом 12 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2019, N 49, ст. 6966), подпунктом «е» пункта 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4236; 2019, N 10, ст. 971), подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4237) приказываю:
3. Ведение Перечня осуществляется Учреждениями на основании сведений бухгалтерского учета Учреждений с указанием полного наименования объекта, отнесенного к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и инвентарного (учетного) номера (при его наличии) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему приказу).
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Талыбова А.М.
к приказу Минэкономразвития России
от 20 февраля 2020 г. N 80
ОСОБО ЦЕННОГО ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ
МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Движимое имущество, балансовая стоимость которого равна или превышает 500 тыс. рублей.
2. Иное движимое имущество, без которого осуществление федеральными государственными бюджетными учреждениями предусмотренных их уставами основных видов деятельности будет существенно затруднено:
2.1. Движимое имущество вне зависимости от источника его приобретения (получения):
— транспортные средства независимо от балансовой стоимости;
— техника электронно-вычислительная, в том числе программно-технические комплексы, аппаратно-программные комплексы, рабочие (компьютерные) станции, ноутбуки и иное аналогичное оборудование, балансовая стоимость которого превышает 200 тыс. руб.;
— полиграфическое и печатное оборудование (сканеры, принтеры, плоттеры, многофункциональные устройства и иное оборудование), балансовая стоимость которого превышает 200 тыс. руб.;
— звукотехнические и проекционные комплексы или отдельное оборудование, балансовая стоимость которого превышает 200 тыс. руб.;
— источники бесперебойного питания, балансовая стоимость которых превышает 200 тыс. руб.;
— серверное оборудование, балансовая стоимость которого превышает 200 тыс. руб.;
— системы хранения данных, в том числе ленточные библиотеки, балансовая стоимость которых превышает 200 тыс. руб.;
— системы (сети), предназначенные для выполнения функций обеспечения безопасности объектов, или отдельные объекты системы, сети (охранно-пожарной, оповещения, видеонаблюдения, контроля доступа, виброакустической защиты помещений) и аналогичные системы, балансовая стоимость которых превышает 200 тыс. руб.;
— системы (сети), обеспечивающие эксплуатацию объектов (кондиционирования, вентиляции, канализации, обогрева кровли, наружного освещения, тепловые узлы, теплосети, электросети), или отдельные объекты систем, балансовая стоимость которых превышает 200 тыс. руб.;
— телекоммуникационные системы (сети), предназначенные для выполнения функций связи и информатизации, или отдельные объекты системы, в том числе отдельное телекоммуникационное оборудование и активное оборудование компьютерных сетей (за исключением телефонных аппаратов, в том числе IP-телефонов), балансовая стоимость которых превышает 200 тыс. руб.
2.2. Для федеральных государственных бюджетных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации, дополнительно к иному движимому имуществу относятся:
— медицинское оборудование, инструменты, приборы для научно-медицинских исследований, восстановительно-реабилитационное оборудование, балансовая стоимость которого превышает 200 тыс. руб.;
— медицинская мебель, балансовая стоимость которой превышает 200 тыс. руб.;
— имущество, предназначенное для обслуживания посетителей учреждений лечебно-оздоровительного назначения (проживания, питания, досуга), балансовая стоимость которого превышает 200 тыс. руб.
3. Имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.
Нюансы учета особо ценного имущества АУ
Автор: Сизонова О., главный редактор журнала
В статье напомним, какие требования установлены законодательством в части учета имущества автономных учреждений, которым оно не вправе распоряжаться самостоятельно.
В пункте 2 ст. 3 Федерального закона № 174н[1], а также в п. 2 ст. 298 ГК РФ определено, что автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
Напомним, к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, иное имущество, отнесенное к данной категории законом (ст. 130 ГК РФ).
Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды и перечни такого имущества определяются органами государственной власти в зависимости от того, на базе какого имущества (федерального имущества, имущества субъекта РФ, муниципального имущества) создано автономное учреждение, в установленном порядке в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее – Постановление № 538, Порядок № 538).
Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу.
Общие критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу определены Постановлением № 538. На основании этого документа в каждом ведомстве, субъекте РФ, муниципальном образовании для подведомственных учреждений установлены свои порядки, которыми, в частности, определены стоимостные критерии имущества и конкретные виды имущества, относящегося к ОЦДИ, а также порядок формирования перечня ОЦДИ.
Так, перечень ОЦДИ федеральных государственных автономных учреждений, подведомственных Минспорту, установлен Приказом Минспорта РФ от 02.02.2017 № 61. В данный перечень включаются следующие категории имущества:
Машины и иное оборудование.
Оборудование систем связи.
Производственный и хозяйственный инвентарь.
Средства измерения и управления.
Этим же приказом утверждена форма, по которой составляется перечень ОЦДИ учреждениями, подведомственными Минспорту. В ней выделены:
имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 000 руб.;
иное движимое имущество, без которого осуществление федеральным государственным бюджетным (автономным) учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;
имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Ведение перечней ОЦДИ производится учреждениями на основании сведений бухгалтерского учета о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии) (п. 5 Порядка № 538).
По общим правилам решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение (п. 4 ст. 3 Федерального закона № 174-ФЗ).
При этом необходимо обратить внимание на разъяснения Минфина, приведенные в Письме от 18.11.2011 № 02-03-10/5026: если ОЦДИ приобретено за счет собственных средств и используется учреждением для выполнения государственного (муниципального) задания, учредителем может быть рассмотрен вопрос о его закреплении за учреждением. Закрепление имущества за учреждением осуществляется по решению учредителя, принятому в порядке, установленном законодательством РФ. Таким имуществом учреждение без согласия собственника уже не вправе распоряжаться. Примером тому является случай, когда при изменении типа бюджетного учреждения – получателя бюджетных средств на автономное учреждение – получателя субсидий имущество, приобретенное за счет приносящей доход деятельности, закреплялось за учреждением и включалось в перечень ОЦДИ.
Отметим также, что Постановление № 538 не содержит ограничений для отнесения имущества автономных учреждений, приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доходы деятельности, к категории ОЦДИ уже после изменения типа. Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 13.01.2020 № 02-07-10/668, от 07.05.2019 № 02-07-05/33148, от 31.08.2017 № 02-06-10/56069. Таким образом, имущество, приобретенное за счет собственных средств, может быть отнесено к категории ОЦДИ (включено в перечень ОЦДИ) исходя из стоимостного или иного критерия в зависимости от того, какой порядок установлен учредителем учреждения.
Таким имуществом (приобретенным за счет приносящей доход деятельности, включенным в перечень ОЦДИ, но не закрепленным за учреждением в установленном порядке) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Согласно Письму Минфина РФ № 02-06-10/56069 учреждение при ведении перечня ОЦДИ может предусмотреть обособленно вести в нем два раздела:
ОЦДИ, которым учреждение распоряжается самостоятельно.
ОЦДИ, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.
Обособление в учете имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.
В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона № 174-ФЗ автономные учреждения обязаны вести в установленном порядке обособленный учет:
1) недвижимого имущества, закрепленного за автономным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;
2) особо ценного движимого имущества.
В целях бухгалтерского учета нефинансовых активов инструкциями № 157н[2], 183н[3] предусмотрены счета:
0 101 00 000 «Основные средства»;
0 102 00 000 «Нематериальные активы»;
0 104 00 000 «Амортизация»;
0 105 00 000 «Материальные запасы»;
0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».
К указанным счетам применяются аналитические группы синтетического счета объектов учета, в частности:
10 «Недвижимое имущество учреждения»;
20 «Особо ценное движимое имущество учреждения»;
30 «Иное движимое имущество учреждения».
Операции на указанных счетах отражаются в зависимости от источника приобретения имущества по соответствующим кодам вида финансового обеспечения, в частности:
2 – собственные доходы (приносящая доход деятельность);
4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
5 – субсидии на иные цели;
6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.
Если расходы, связанные с приобретением (созданием) основных средств или нематериальных активов, произведены по КВФО 5, 6, вложения в указанные объекты учета, отраженные на соответствующих счетах 5 (6) 106 20 000, необходимо перевести на КВФО 4 (счет 4 106 20 000). Принятие к учету объектов основных средств и нематериальных активов по КВФО 5, 6 не допускается, такие операции отражаются по КВФО 4 (по дебету счетов 4 101 20 000, 4 102 20 000 и кредиту счета 4 106 20 000).
Таким образом, на счетах бухгалтерского учета имущество, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, обособляется следующим образом:
закрепленное за автономным учреждением собственником этого имущества, в том числе при изменении типа учреждения, отражается на соответствующих счетах аналитического учета счетов 4 101 10 000, 2 101 10 000 (в части недвижимого имущества), 4 10х 20 000, 2 10х 20 000, 7 10х 20 000 (в части ОЦДИ);
приобретенное автономным учреждением за счет выделенных собственником имущества средств (учитывается на счетах 4 101 10 000 (в части недвижимого имущества), 4 10х 20 000 (в части ОЦДИ).
Помимо этого, инструкциями № 157н, 183н предусмотрено, что балансовая стоимость имущества, которым учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться, отражается на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем».
Корректировка показателей, отраженных на счете 0 210 06 000, осуществляется только в случае поступления или выбытия названного имущества при составлении годовой бухгалтерской отчетности (либо с иной периодичностью, установленной учреждением по согласованию с учредителем, но не реже чем один раз в год) и отражается в бухгалтерском учете следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Примечание
Увеличен показатель расчетов с учредителем
В сумме балансовой стоимости принятого к учету недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного учреждением за счет средств собственника
Уменьшен показатель расчетов с учредителем
В сумме балансовой стоимости выбывающего имущества (при выбытии недвижимого имущества и ОЦДИ, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, при передаче объектов основных средств, нематериальных активов учредителю, собственнику, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления)
Данные операции отражаются в бухгалтерском учете на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) и извещения (ф. 0504805). На суммы изменений показателей счетов 4 210 06 000 (2 210 06 000) учреждение направляет учредителю указанное извещение в порядке, установленном учредителем.
В отношении ОЦДИ, приобретенного учреждением за счет приносящей доход деятельности (включенного в перечень ОЦДИ), но не закрепленного в установленном порядке за учреждением (имущество, которое приобретено после изменения его типа), показатели по счету 2 210 06 000 формированию не подлежат (Письмо Минфина РФ № 02-07-10/60698).
В связи с этим показатели балансовой стоимости особо ценного движимого имущества, которым учреждение не может самостоятельно распоряжаться, отраженные на счете 2 210 06 000, и состав движимого имущества, включенного в перечень ОЦДИ, могут различаться (Письмо Минфина РФ № 02-07-10/668).
Автономное учреждение в текущем году приобрело имущество, относящееся к ОЦДИ:
за счет средств субсидий на иные цели – оборудование, балансовая стоимость которого составила 1 000 000 руб.;
за счет приносящей доход деятельности – автомобиль, балансовая стоимость которого равна 1 300 000 руб.
Все расчеты осуществлялись с коммерческими организациями.
В этом же году учреждение списало по согласованию с учредителем компьютерную технику (5 единиц), отнесенную к ОЦДИ по приносящей доход деятельности и закрепленную за учреждением при изменении его типа, балансовая стоимость которой составила 150 000 руб. (учтена по счету 2 101 24 000). На данные объекты амортизация начислена полностью, убытки от обесценения не начислялись.
В целях упрощения примера операции по начислению амортизации не приводятся.
В бухгалтерском учете отражены следующие операции:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Сформирована стоимость вложений в основные средства – ОЦДИ в части приобретенного оборудования
Переведены вложения в оборудование
с КВФО 5 на КВФО 4
Принято к учету оборудование по сформированной стоимости
Сформирована стоимость вложений в основные средства – ОЦДИ в части приобретенного автомобиля
Принят к учету автомобиль по сформированной стоимости
Списана компьютерная техника
Приняты на забалансовый учет выбывшие из эксплуатации компьютеры (до момента их демонтажа и (или) утилизации)
* Отражение в учете материальных ценностей учреждения, не соответствующих критериям активов, осуществляется в условной оценке «один объект – один рубль» (п. 335 Инструкции № 157н).
При отражении расчетов с учредителем необходимо учесть балансовую стоимость оборудования, приобретенного за счет средств целевой субсидии, и стоимость выбывшей компьютерной техники, приобретенной за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения. Автомобиль, приобретенный за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, не включается в данный показатель, так как учреждение вправе распоряжаться таким имуществом самостоятельно.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Увеличен показатель по расчетам с учредителем в сумме балансовой стоимости поступившего имущества (ОЦДИ)
Уменьшен показатель по расчетам с учредителем в сумме балансовой стоимости выбывшего имущества (ОЦДИ), закрепленного за учреждением при изменении его типа
Выбытие (списание) имущества, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника, осуществляется в порядке, установленном учредителем для своих подведомственных учреждений. В основном такие порядки разрабатываются в соответствии с Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834.
Согласно п. 4 данного положения выбытие (списание) недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником либо приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, осуществляется только по согласованию с органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится. Перед тем как направить соответствующие документы по списанию ОЦИ на согласование учредителю, в соответствии с п. 8 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ данное решение должно быть согласовано с наблюдательным советом автономного учреждения.
Подробнее о процедуре списания имущества расскажем на стр. 20.
[1] Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
Особо ценное движимое имущество: определение, перечень
Государственные, муниципальные предприятия – это не только обеспечение из бюджета, но еще и обилие требований, обязательств, отчетности. В частности, именно у таких юрлиц на первый план выходит понятие «особо ценное движимое имущество». Обуславливается тем, что муниципальные, госучреждения, предприятия не обладают собственным имуществом, а лишь распоряжаются тем, что закрепляется. В юрнауке это именуют правом оперативного управления.
Законы и правила
Если обратить внимание на второй пункт 298-й статьи ГК, можно найти ряд ограничений, накладываемых на распоряжение имуществом. Они налагаются на автономные учреждения, вынуждая их предварительно согласовывать операции с собственником. Подобные ограничения распространяются на два класса: особо ценное движимое имущество, недвижимость.
В равной степени ограничения распространяются на имущество, доставшееся предприятию от собственника, и на купленное юрлицом из финансовых резервов, предоставленных собственником. А вот если некоторый объект вошел в перечень особо ценного движимого имущества, тогда предприятие вправе распоряжаться им так, чтобы получать выгоду.
Бюджет: возможности и ограничения
С одной стороны, возможность существовать на бюджетные деньги существенно упрощает выживаемость предприятия в условиях рыночной конкуренции. В то же время обилие бумажек буквально душит любую инициативу. В частности, сильно ограничивает возможности учреждения невозможность по своему усмотрению быстро и эффективно использовать имеющееся в распоряжении юридического лица особо ценное движимое имущество.
С другой стороны, для казенных предприятий ограничения еще более строгие. Здесь нельзя отчуждать имущество и распоряжаться им другими способами даже не только в случае особо ценного, но любого. Лишь при оформлении согласия собственника, то есть казны страны, можно провести сделку. А это требует колоссальных запасов времени на документальное сопровождение операции.
О чем идет речь?
Каково корректное определение особо ценного движимого имущества? Этот термин обозначает движимую собственность, необходимую предприятию ради ведения уставной деятельности. Правило распространяется на автономные юридические лица и функционирующие за счет бюджета.
Что причислить к категории, а что можно посчитать для предприятия не столь «судьбоносным»? Есть специальные правила, декларированные Правительством страны. В них прямо прописаны некоторые виды особо ценного движимого имущества, дается опосредованное указание на ряд позиций.
Движимое имущество: необходимость
Исходя из законов, перечень особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения включает все позиции, оцениваемые в сумму 200-500 тысяч российских рублей. Для расчета берут стоимость баланса. В некоторых ситуациях ограничительной величиной, планкой выбирают стоимость, установленную фед. органами госвласти, являющейся учредителем предприятия.
Если некоторое имущество под указанное условие не подпадает, но считается жизненно необходимым для предприятия (автономного, от бюджета), если оно нужно ради ведения уставной деятельности, а отсутствие затруднит работу юрлица, его можно назвать особо ценным движимым имуществом учреждения. Сюда же причисляют позиции, подпадающие под первый пункт декларированного правительственного Порядка под регистрационным номером 538.
Отчуждение, отнесение к особо ценному движимому имуществу
В некоторых случаях необходима дополнительная регламентированная процедура отчуждения. Все эти ситуации контролируются действующим законодательством и касаются также рассматриваемой категории позиций. Приняты законодательные акты, дополнительно регулирующие инструментами юр. наук отнесение к категории особо ценного отчуждаемого имущества.
Речь идет о коллекционных и хранимых музеями предметах. Сюда причисляют и ряд объектов, числящихся в собственности государства, включенных в госфонды музеев. Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества включает архив книг нации, документацию, хранимую в государственных архивах.
Хочу – ворочу!
А кто распоряжается собственностью на свое усмотрение? Для начала – разнообразные автономные предприятия, приобретшие на собственные деньги некоторые позиции, в том числе классифицируемые как особо ценное движимое имущество. Также юрлица могут на свое усмотрение распоряжаться прочим имуществом, не классифицируемым как особо ценное – и не важно, чьими усилиями оно появилось на предприятии.
Особо ценное движимое имущество бюджетного учреждения может быть объектом, которым руководство юрлица распоряжается по собственному желанию. Это распространяется на позиции, купленные предприятием на собственные средства. Что касается прочего имущества, то тут нет ограничений, как и в описанном выше случае.
Можно или нет?
О том, каким образом согласовывать операции с особо ценным движимым имуществом бюджетного учреждения, гласит специальная документация, утвержденная собственником. Есть это юрлицо существует за счет федерального бюджета, тогда оно подчиняется изданному Правительством Положению под номером 537, опубликованному 26 июля 2010 года.
Движимое и недвижимое
Что касается распоряжения недвижимым имуществом, то его предоставляют учредителю предприятия. На практике это работает следующим образом: непосредственные руководители предприятия в официальном запросе формулируют, каким образом планируется использовать недвижимость, что это дает и какие перспективы несет в себе. Если учредитель согласовывает документ – все отлично, можно приступать к реализации задуманного.
В соответствии с последними нововведениями в законодательство на правилах договора аренды недвижимость может передаваться лишь в случае одобрения сделки Росимуществом, в чей адрес направляют проект документации. В ряде случаев это не требуется: когда решение принимают предприятия, подчиненные Росморречфлоту, Минобороны. На особом положении находятся юрлица Управления делами Президента.
Законы и трактовки
О том, что представляет собой особо ценное движимое имущество автономного учреждения в действующих законах нашей страны, рассказывает принятый в 1996 году седьмой ФЗ, посвященный некоммерциалам.
Именно ФЗ № 7 устанавливает: любой подвид особо ценного движимого имущества – это то, чем предприятие от бюджета управлять не вправе, но обязано запрашивать согласие. Здесь же дополнительно напоминают: имущество лишь закрепляется за юридическими лицами, а не дарится им, в силу чего и действуют указанные ограничения.
Кому решать?
ФЗ № 7 устанавливает инстанции, в чьей сфере ведения классификация имущества на особо ценное и остальное. В частности, таковые обязанности возлагаются на высшие исполнительные органы госвласти. Они контролируют работу бюджетных предприятий, что включает в себя слежение за имуществом и операциями с ним.
Когда речь идет о бюджетных предприятиях, принадлежащих к муниципальному уровню, контроль за их деятельностью возлагается на местную администрацию. Следовательно, перечень особо ценного имущества будет составляться и учреждаться уполномоченными на это представителями администрации.
В прочих случаях привилегии и ответственность в вопросах контроля возлагаются на федеральную исполнительную власть как основную инстанцию, вырабатывающую политику государства и контролирующую соблюдение законов.
Нормативное регулирование: новые условия
В 2010 году был принят новый федеральный закон, опубликованный 3 ноября под номером 174 и посвященный автономным учреждениям. В нем также раскрывается понятие особо ценного имущества, рассматриваются особенности взаимодействия с ним.
Из 174-го закона следует, что у автономного предприятия нет права на свое усмотрение распоряжаться недвижимостью или имуществом, включенным в перечень особо ценного, а придется сперва оформить согласование с учредителем, по чьей инициативе за учреждением закреплены позиции. Здесь дополнительно прописано, что имущество, оказавшееся у автономного предприятия не в рамках закрепления за ним позиций, находится в свободном пользовании этого юридического лица и сделки с ним не требуют специального согласования.
Имущество: формируем перечни
174-й ФЗ регламентирует, каким образом могут составляться перечни имущества, операции с которым требуют согласования с учредителями. К примеру, госорганы, являющиеся учредителями автономных предприятий, имеют все права по формированию таких перечней и включают в них позиции, числящиеся в федеральном бюджете.
Если некоторое учреждение сформировано при использовании имущества региона, города страны, тогда перечень позиций формируют, ориентируясь на установленные высшей исполнительной властью правила. А вот при формировании автономного юрлица с передачей имущества муниципалов права, обязанности по составлению перечня возлагаются на местную власть.
Классифицируем официально
Чтобы отнесение того или иного имущества к особо ценному не вызвало споров и разногласий, операцию проводят в официальном порядке, документируя ее на каждом этапе согласования. Одним из ключевых будет решение учредителя о том, какие именно позиции нужно включить в перечень. Такой документ составляют в сопровождении приказа о закреплении имущества за выбранным юридическим лицом. Если имущества в распоряжении учредителя нет, тогда одновременно с составлением перечня оформляют документ о выделении денег на покупку указанных позиций.
В нашей стране сложилась такая система управления обществом и процессами внутри него, когда госвласть детально контролирует буквально все происходящее, особенно если это более-менее близко к бюджету и финансовым интересам государства как учредителя, владельца. Поэтому и было введено законами рассматриваемое понятие, операции с которым столь существенно ограничены.
В рамках каждого учреждения, чьим учредителем выступают госорганы, необходимо вести отдельный учет всего имущества, отнесенного к упомянутому перечню. Это упорядочивает бухгалтерский учет и упрощает составление отчетной документации. Также это делает более наглядным определение возможностей по оперированию имуществом, которым располагает непосредственно руководящий состав предприятия.
Инструкции и ограничения
О правилах ведения учета особо ценного имущества гласят инструкции, на государственном уровне принятые под номерами 174н, 183н. Они были созданы, чтобы упростить определение того имущества, с которым нельзя работать на общих основаниях и делать что хочется. Кроме того, это позволяет наглядно показать, какие позиции нельзя взыскать по обязательствам юридического лица. Если содержание имущества сопряжено с затратами, таковые компенсируются субсидиями.
Перечень: на примерах
К списку особо ценного имущества всегда относят автомобильный транспорт. При этом не важна ни категория машины, ни ее стоимость по балансу. Также причисляют колесные, гусеничные машины, прицепы, тракторы.
На большинстве предприятий учетной политикой устанавливают границу в 50 тысяч рублей. Все имущество, оцененное в большую сумму, распоряжением руководителей с согласования учредителей относят к категории особо ценного. Здесь можно усмотреть расхождение с упомянутой ранее суммой в 200-500 тысяч: действительно, на практике часто прибегают к более низкой границе, что объяснятся особенностями практикуемого на бюджетных предприятиях бухгалтерского учета. Впрочем, подобное смещение границы лишь упрощает отчетность, а вместе с тем позволяет эффективно перераспределить ответственность, поэтому устоявшаяся практика ни у кого недовольства не вызывает.