Что относится к особо сложным погодным условиям
Приложение. Перечни аварийно-спасательных работ, относящихся к особо сложным и особо опасным условиям, и изолирующих средств, при работе в которых за проведение аварийно-спасательных работ в особо сложных и в особо опасных условиях, производится оплата из расчета десятикратной ставки (оклада) за каждый час работы
Приложение
к подпункту 4.1.1 пункта 4
Условий, размеров и порядка
осуществления выплат
компенсационного характера
работникам учреждений МЧС России
Перечень
аварийно-спасательных работ, относящихся к особо сложным и особо опасным условиям
1. Работа в зоне разрушенных зданий и сооружений в условиях опасности обрушения конструкций этих зданий (плит, блоков, камней и т.д.).
2. Работа в зоне разрушенных зданий и сооружений в условиях опасности повторных толчков землетрясения, взрывов газа и горючих жидкостей (паров).
3. Работа в условиях лесных, степных пожаров в населенной зоне, отнесенных к III и более сложной категории.
4. Работа в сложных погодных условиях:
при эффективной температуре (с учетом влажности и скорости ветра) ниже минус 20°С и выше плюс 30°С;
на открытом воздухе при скорости движения воздуха 20 м/сек.;
сильных (интенсивных) атмосферных осадков.
5. Работа в условиях опасности схода снежных лавин и селей, прорыва плотин и дамб.
6. Работа в горах на высоте свыше 3000 м или в лавиноопасной зоне с применением альпинистского снаряжения для преодоления сложных участков горного рельефа.
7. Работа в условиях глубоких пещер с применением спелеоснаряжения.
8. Работа по эвакуации из очагов чрезвычайных ситуаций трупов погибших людей и животных.
9. Работа с сильнодействующими ядовитыми и взрывчатыми веществами (агрессивными жидкостями и газами), в задымленных, загазованных и запыленных помещениях, в колодцах и замкнутых емкостях.
10. Работа в условиях ионизирующих излучений с интенсивностью выше предельно допустимой.
11. Работа в зоне ведения боевых действий.
12. Работа в зонах эпидемий (эпизоотии), радиоактивного, химического и бактериологического заражения местности.
Перечень
изолирующих средств, при работе в которых за проведение аварийно-спасательных работ в особо сложных и особо опасных условиях производится оплата из расчета десятикратной ставки (оклада) за каждый час работы
1. Респиратор замкнутого цикла дыхания (КИП, Р-30, Р-32, Р-34, и др. изолирующие дыхательные аппараты с более длительным циклом обеспечения дыхания).
2. Аппарат воздушный дыхательный (АСВ-2, Спироматик 90 ТМ, ДРЕГЕР, АУЭР и др. системы аналогичного типа).
3. Водолазные системы (УСВ-50 М, Диватор МК11, Подводник-2-4 АВМ-1, 5, 8 и другие системы подобного типа).
4. Гидрокостюмы, гидрокомбинезоны (УГК-1-2-3-4, Викинг, Арктик и др. системы подобного типа).
5. Теплозащитные костюмы (ИК-ТГЗ, Треллеборг-Акварекс-Каверс, АУЭР и др. аналогичные костюмы).
6. Химические изолирующие костюмы (Л-1, КИО-2М, ИК-АЖ, Треллеборг, ВТН, АУЭР, КС-АЗОТ и др. аналогичные костюмы).
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Что относится к особо сложным погодным условиям
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 марта 2009 г. № 13476
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 декабря 2008 г. № 532
Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды
В соответствии с пунктом 6 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 28, ст. 3432), приказываю:
Классификацию природной пожарной опасности лесов согласно приложению 1;
Классификацию пожарной опасности в лесах по условиям погоды согласно приложению 2;
Требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды согласно приложению 3.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 марта 2008 г. № 11302
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 6 февраля 2008 г. № 32
Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды
В соответствии с пунктом 6 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 28, ст. 3432), приказываю:
Классификацию природной пожарной опасности лесов согласно приложению 1;
Классификацию пожарной опасности в лесах по условиям погоды согласно приложению 2;
Требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды согласно приложению 3.
к Приказу МПР России
к Приказу Минсельхоза России
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИРОДНОЙ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ЛЕСОВ
Класс природной пожарной опасности лесов
Объект загорания (характерные типы леса, вырубок, лесных насаждений и безлесных пространств)
Наиболее вероятные виды пожаров, условия и продолжительность периода их возможного возникновения и распространения
Места сплошных рубок: лишайниковые, вересковые, вейниковые и другие типы вырубок по суходолам (особенно захламленные).
Сосняки лишайниковые и вересковые.
Расстроенные, отмирающие и сильно поврежденные древостои (сухостой, участки бурелома и ветровала, недорубы), места сплошных рубок с оставлением отдельных деревьев, выборочных рубок высокой и очень высокой интенсивности, захламленные гари.
Сосняки-брусничники, особенно с наличием соснового подроста или подлеска из можжевельника выше средней густоты.
Сосняки-кисличники и черничники, лиственничники-брусничники, кедровники всех типов, кроме приручейных и сфагновых, ельники- брусничники и кисличники.
Низовые и верховые пожары возможны в период летнего пожарного максимума, а в кедровниках, кроме того, в периоды весеннего и особенно осеннего максимумов.
Места сплошных рубок таволговых и долгомошниковых типов (особенно захламленные).
Сосняки, лиственничники и лесные насаждения лиственных древесных пород в условиях травяных типов леса.
Сосняки и ельники сложные, липняковые, лещиновые, дубняковые, ельники-черничники, сосняки сфагновые и долгомошники, кедровники приручейные и сфагновые, березняки брусничники, кисличники, черничники и сфагновые, осинники кисличники и черничники, мари.
Ельники, березняки и осинники долгомошники, ельники сфагновые и приручейные.
Ольшаники всех типов.
Возникновение пожара возможно только при особо неблагоприятных условиях (длительная засуха).
Примечания: Пожарная опасность устанавливается на класс выше:
для хвойных лесных насаждений, строение которых или другие особенности способствуют переходу низового пожара в верховой (густой высокий подрост хвойных древесных пород, вертикальная сомкнутость полога крон деревьев и кустарников, значительная захламленность и т.п.);
для небольших лесных участков на суходолах, окруженных лесными насаждениями повышенной природной пожарной опасности;
для лесных участков, примыкающих к автомобильным дорогам общего пользования и к железным дорогам.
Кедровники с наличием густого подроста или разновозрастные с вертикальной сомкнутостью полога относятся ко II классу пожарной опасности.
к Приказу МПР России
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ ПО УСЛОВИЯМ ПОГОДЫ
Класс пожарной опасности в лесах
Величина комплексного показателя
Степень пожарной опасности
Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды определяет степень вероятности (возможности) возникновения и распространения лесных пожаров на соответствующей территории в зависимости от метеорологических условий, влияющих на пожарную опасность лесов. Для целей классификации (оценки) применяется комплексный показатель, характеризующий метеорологические (погодные) условия.
В зависимости от величины комплексного показателя устанавливается класс пожарной опасности в лесах по условиям погоды.
Формула расчета класса природной пожарной опасности в лесах по условиям погоды определяется как сумма произведения температуры воздуха ( t ° ) на разность температур воздуха и точки росы ( n ) за n дней без дождя (считая день выпадения более 3 мм осадков первым (1) днем бездождевого периода):
к Приказу МПР России
ТРЕБОВАНИЯ К МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЛЕСОВ, ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИРОДНОЙ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ЛЕСОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ ПО УСЛОВИЯМ ПОГОДЫ
1. В целях пожарной безопасности в лесах осуществляются следующие мероприятия:
а) противопожарное обустройство лесов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
в) мониторинг пожарной опасности в лесах;
г) разработка планов тушения лесных пожаров;
д) тушение лесных пожаров;
е) иные меры пожарной безопасности в лесах.
2. Противопожарное обустройство лесов включает:
разграничение территории лесов по способам обнаружения и тушения лесных пожаров на зоны наземной и авиационной охраны;
распределение лесов по классам их природной пожарной опасности;
строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения;
устройство посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
прокладку просек, противопожарных разрывов;
устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам воды;
3. Меры по созданию и содержанию систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров заключаются в:
устройстве противопожарных минерализованных полос, мест отдыха и курения в лесу, стоянок автотранспорта, мест для разведения костров и тому подобных элементов благоустройства территории лесов;
приобретении и поддержании в исправном состоянии пожарной техники, оборудования, снаряжения и инвентаря;
организации системы связи и оповещения;
строительстве и содержании пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, пожарных химических станций;
снижении природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, своевременного проведения санитарных рубок, очистки лесов от захламленности и очистки лесосек от порубочных остатков;
проведении профилактического контролируемого противопожарного выжигания горючих материалов;
создании резерва горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в лесах;
выполнении других мероприятий.
4. Мониторинг пожарной опасности в лесах включает:
наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах;
организацию системы обнаружения лесных пожаров и наблюдения за их динамикой с использованием наземных, авиационных или космических средств в зависимости от зоны охраны и целевого назначения лесов;
своевременное оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах;
5. Разработка планов тушения лесных пожаров заключается в установлении:
мер по подготовке противопожарных систем и средств к пожароопасному сезону;
мероприятий по предупреждению лесных пожаров и противопожарному обустройству лесов;
порядка привлечения населения, противопожарной техники и транспорта к тушению лесных пожаров, обеспечения противопожарных формирований средствами передвижения, питанием, медицинской помощью;
состава лесопожарных формирований из числа лиц, привлекаемых на тушение лесных пожаров, и мер по обеспечению их готовности к немедленному выезду на тушение пожаров;
объема и мер по созданию необходимого на пожароопасный сезон резерва горюче-смазочных материалов;
мероприятий по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров.
6. Тушение лесных пожаров включает:
обследование (наземное или авиационное) очага лесного пожара с целью уточнения вида и интенсивности пожара, его границ, направления движения, выявления возможных опорных рубежей для локализации, источников воды, подъездов к ним и к очагу пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения огня;
доставку людей и средств к месту тушения пожара и обратно;
обеспечение радио или телефонной связи между всеми группами участников тушения пожара;
организацию питания, первой медицинской помощи и отдыха лиц, работающих на тушении пожара;
локализацию очага пожара;
окарауливание локализованного очага пожара и ликвидацию пожара.
7. К иным мерам пожарной безопасности в лесах относятся:
организация противопожарной пропаганды;
регулирование посещаемости лесов населением в зависимости от их класса природной пожарной опасности и пожарной опасности по условиям погоды с созданием системы контрольно-пропускных пунктов;
организация государственного контроля и надзора за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах;
организация пунктов приема донесений в зонах авиационной охраны лесов;
организация наземного и авиационного патрулирования лесов в целях своевременного обнаружения лесных пожаров, включая установление маршрутов, кратности и времени патрулирования в зависимости от целевого назначения, природной пожарной опасности лесов и пожарной опасности в лесу по условиям погоды;
создание пожарных формирований для тушения лесных пожаров;
подготовка руководителей тушения лесных пожаров;
обучение работников пожарных формирований тушению лесных пожаров, проведение тактических учений и тренировок;
оборудование помещений для временного проживания лиц, участвующих в тушении лесных пожаров;
9. В резервных лесах весь комплекс мероприятий по обеспечению пожарной безопасности выполняется на лесных участках, примыкающих к населенным пунктам и объектам экономики. На остальной территории резервных лесов ведется мониторинг пожарной опасности в лесах в части обнаружения лесных пожаров и наблюдения за их динамикой с использованием преимущественно космических и авиационных средств.
10. При I классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды:
наземное патрулирование проводится в местах огнеопасных работ в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах;
авиационное патрулирование и дежурство на пожарных наблюдательных пунктах не ведутся.
11. При II классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды:
наземное патрулирование проводится на лесных участках, отнесенных к I и II классам природной пожарной опасности лесов, а также в местах массового отдыха людей в лесах;
дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей патрульных самолетов и вертолетов осуществляется во время проведения наземного и авиационного патрулирования.
12. При III классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды:
наземное патрулирование проводится на лесных участках, отнесенных к первым трем классам природной пожарной опасности лесов, а также в местах проведения работ и в местах, наиболее посещаемых населением;
дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей патрульных самолетов и вертолетов осуществляется во время проведения наземного и авиационного патрулирования;
наземные и авиационные пожарные команды, если они не заняты на тушении пожаров, в полном составе находятся на местах дежурства;
по местным радиотрансляционным сетям и с помощью звукоусилительных установок на самолетах и вертолетах авиационной охраны лесов, особенно в дни отдыха, передаются напоминания о необходимости осторожного обращения с огнем в лесу;
может ограничиваться разведение костров и посещение отдельных участков лесов.
13. При IV классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды:
наземное патрулирование проводится с 8 до 21 часа;
авиационное патрулирование проводится не менее двух раз в день;
дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей патрульных самолетов и вертолетов ведется с 9 до 21 часа;
силы и средства пожаротушения, в том числе резервные, должны находиться в состоянии готовности к тушению пожаров;
организуется предупреждение населения о высокой пожарной опасности в лесах;
организуется ежедневное дежурство ответственных лиц с 9 до 24 часов;
у дорог при въезде в лес устанавливаются щиты, предупреждающие об опасности пожаров в лесах;
14. При V классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды:
авиационное патрулирование проводится не менее 3 раз в день;
дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей патрульных самолетов и вертолетов ведется с 9 до 21 часа;
силы и средства пожаротушения, в том числе резервные, должны находиться в состоянии готовности к тушению пожаров;
противопожарная пропаганда должна быть максимально усилена, передачи напоминаний об осторожном обращении с огнем в лесу по местным ретрансляционным сетям проводятся через каждые 2-3 часа;
максимально ограничивается въезд в леса средств транспорта, а также посещение леса населением, закрываются имеющиеся на дорогах в лес шлагбаумы, устанавливаются щиты, предупреждающие о чрезвычайной пожарной опасности, выставляются посты на контрольно-пропускных пунктах.
15. Привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
16. Для классификации пожарной опасности по условиям погоды могут использоваться местные шкалы, которые учитывают разнообразие местных природных условий, специфику динамики многолетних климатических данных и подлинный уровень пожарной опасности в лесах, что позволяет проводить дифференцированный лесопожарный мониторинг на всей территории лесного фонда.
Что относится к особо сложным погодным условиям
от 16 декабря 2008 года N 532
Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды
____________________________________________________________________
Утратил силу с 4 сентября 2011 года на основании
приказа Минсельхоза России от 27 июля 2011 года N 243
____________________________________________________________________
классификацию природной пожарной опасности лесов согласно приложению N 1;
классификацию пожарной опасности в лесах по условиям погоды согласно приложению N 2;
требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды согласно приложению N 3.
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
5 марта 2009 года,
регистрационный N 13476
Приложение N 1
КЛАССИФИКАЦИЯ
природной пожарной опасности лесов
Объект загорания (характерные
типы леса, вырубок, лесных
насаждений и безлесных
пространств)
Наиболее вероятные виды
пожаров, условия
и продолжительность периода
их возможного возникновения
и распространения
Хвойные молодняки
Места сплошных рубок: лишайниковые, вересковые, вейниковые и другие типы вырубок по суходолам (особенно захламленные).
Сосняки лишайниковые и вересковые.
Расстроенные, отмирающие и сильно поврежденные древостой (сухостой, участки бурелома и ветровала, недорубы), места сплошных рубок с оставлением отдельных деревьев, выборочных рубок высокой и очень высокой интенсивности, захламленные гари
Сосняки-брусничники, особенно с наличием соснового подроста или подлеска из можжевельника выше средней густоты.
Лиственничники кедрово-
стланиковые
Сосняки-кисличники и черничники, лиственничники-брусничники, кедровники всех типов, кроме приручейных и сфагновых, ельники-брусничники и кисличники
Низовые и верховые пожары возможны в период летнего пожарного максимума, а в кедровниках, кроме того, в периоды весеннего и особенно осеннего максимумов
Места сплошных рубок таволговых и долгомошниковых типов (особенно захламленные).
Сосняки, лиственничники и лесные насаждения лиственных древесных пород в условиях травяных типов леса.
Сосняки и ельники сложные, липняковые, лещиновые, дубняковые, ельники-черничники, сосняки сфагновые и долгомошники, кедровники приручейные и сфагновые, березняки брусничники, кисличники, черничники и сфагновые, осинники кисличники и черничники, мари
Ельники, березняки и осинники долгомошники, ельники сфагновые и приручейные.
Ольшаники всех типов
Возникновение пожара возможно только при особо неблагоприятных условиях (длительная засуха)
Примечание: Пожарная опасность устанавливается на класс выше:
для хвойных лесных насаждений, строение которых или другие особенности способствуют переходу низового пожара в верховой (густой высокий подрост хвойных древесных пород, вертикальная сомкнутость полога крон деревьев и кустарников, значительная захламленность и т.п.);
для небольших лесных участков на суходолах, окруженных лесными насаждениями повышенной природной пожарной опасности;
для лесных участков, примыкающих к автомобильным дорогам общего пользования и к железным дорогам.
Кедровники с наличием густого подроста или разновозрастные с вертикальной сомкнутостью полога относятся ко II классу пожарной опасности.
Приложение N 2
к приказу Минсельхоза России
от 16 декабря 2008 года N 532
КЛАССИФИКАЦИЯ
пожарной опасности в лесах по условиям погоды
Организация и обеспечение безопасности движения в сложных погодных условиях
Характерное состояние дорог по сезонам года. Влияние климата и погоды на состояние дорог, режим и безопасность движения ощущается на любой дороге, однако степень этого влияния во многом зависит от ее технического уровня, уровня содержания и организации движения. Наиболее значительно состояние дорог с точки зрения условий движения меняется по сезонам года, особенно осенью и зимой.
Все сезонные изменения транспортно-эксплуатационных характеристик дорог должны быть отмечены в графиках сезонных коэффициентов аварийности, которые позволяют выбрать и обосновать мероприятия по повышению безопасности движения для каждого сезона и прогнозировать условия движения в зависимости от прогноза погоды. На основании сезонных графиков можно установить количество, места и степень опасности аварийных участков дороги, которые значительно меняются в течение года. Эти изменения должны найти отражение в плане организационно-технических мероприятий дорожной службы по повышению безопасности движения.
Эффективная ширина проезжей части в осенне-весенний и зимний периоды колеблется в широких пределах в зависимости от типа покрытия проезжей части и обочин, инженерного оборудования дорог и уровня их содержания. При неукрепленных обочинах, съездах, въездах и переездах на покрытии вдоль кромки проезжей части образуются загрязненные полосы, вследствие чего фактически используемая для движения чистая ширина проезжей части уменьшается на ширину полос загрязнения (см. главу 4).
Ещё большее сужение проезжей части может произойти зимой. В зависимости от уровня зимнего содержания можно выделить три основных типа поперечного профиля дороги. При хорошем содержании на прямых участках и кривых большого радиуса фактическая ширина поверхности дороги, используемая для движения зимой, больше, чем летом, благодаря образованию полос снежного наката, и составляет 7,8-8,5 м, что способствует повышению скорости на отдельных участках. В то же время значительно сокращается эффективная ширина проезжей части на участках с затрудненными условиями снегоочистки. К ним относятся участки, где установлены ограждения; подходы к мостам, въезды и съезды; кривые малого радиуса; участки, где обочины заросли травой или кустарником; участки, где имеется большое количество опор знаков и других препятствий, мешающих очистке от снега. Протяжение таких участков составляет 15-20 % от всей длины дороги. На стесненных участках фактическая ширина проезжей части сокращается в среднем до 5-6 м. На снежных дорогах при отсутствии регулярной патрульной снегоочистки движение происходит по снежному накату с колеями или в снежных выемках.
Состояние проезжей части и обочин и их ширина также изменяется по периодам года.
Продолжительность различных состояний зависит от технического уровня дороги, интенсивности движения и уровня ее содержания (см. главу 4).
Существенно изменяется по сезонам года ровность покрытия (рис. 12.10). Вместе с изменением состояния поверхности дорог изменяются условия безопасности движения, повышается удельное количество происшествий.
Меры по повышению безопасности движения в сложных погодных условиях. Выбор конкретных решений для повышения безопасности движения в сложных погодных условиях производится с учетом погодно-климатической характеристики района проложения дороги, на основе анализа графиков коэффициентов обеспеченности расчётной скорости и сезонных коэффициентов аварийности. Все мероприятия направленные на повышение удобства и безопасности движения, могут быть разделены по длительности их действия на постоянные, временные (сезонные) и кратковременные.
К постоянно действующим относятся мероприятия, эффективность которых не меняется в течение всего года. Они обязательны на тех участках, где повышается опасность движения в течение всего года.
К временным (сезонным) относятся мероприятия, эффективность которых длится от одного месяца до одного сезона. Мероприятия временного (сезонного) характера предусматривают на тех участках, где заметно повышается опасность движения в отдельные периоды года.
К кратковременным относятся мероприятия, эффективность которых длится от нескольких часов до одного месяца. Они направлены главным образом на ликвидацию или нейтрализацию воздействия кратковременных факторов и, в первую очередь, погодно-климатических. Дорожной службой могут применяться все виды мероприятий, но чаще всего мероприятия временного (сезонного) и кратковременного действия. Выбор конкретных мероприятий производится в зависимости от действия метеорологического фактора, на ликвидацию которого это мероприятие рассчитано (табл. 12.7).
Возможные меры по предупреждению влияния метеорологических явлений на состояние дорог и безопасность дорожного движения
Метеорологическое явление | Меры по защите от воздействия | Принцип действия |
Гололёд | Укрывающие навесы, галереи | Устранение влаги с покрытия |
Теплообогрев | Устранение критической температуры замерзания воды | |
Регулирование теплотехнический свойств дорожной одежды | Сокращение диапазона критических температур замерзания воды на поверхности | |
Устройство гидрофобной поверхности покрытия | Ослабление примерзания воды к покрытию | |
Профилактическое распределение противогололёдных реагентов | Понижение температуры замерзания воды | |
Ликвидация гололёда химическими реагентами, механическими средствами, тепловым и другими видами воздействий | Удаление образовавшегося слоя льда | |
Устройство шероховатой поверхности покрытия | Ослабление влияния гололеда | |
Установка автоматически управляемых знаков предупреждения о гололеде | Предупреждение водителей о гололеде | |
Метель | Устройство снегонезаносимого профиля земляного полотна | Перенос снега через дорогу |
Устройство съёмного инженерного оборудования дороги (ограждения, направляющие устройства), установка направляющих тумб с отгибами | Облегчение условий снегопереноса через дорогу и снегоочистки | |
Защитные навесы (укрытия), галереи | Полное предохранение возможности попадания снега и воздействия ветра | |
Снегозащитные насаждения | Снижение скорости снеговетрового потока и выпадения снега в заданной зоне | |
Снегопередувающие заборы | Перенос снега за пределы земляного полотна | |
Снегозадерживающие заборы, щиты, стенки, снежные траншеи | Изменение скорости ветра на подходе к дороге и выпадение снега в местах её снижения | |
Патрульная снегоочистка | Предупреждение образования больших отложений снега на покрытии | |
Осадки в виде дождя | Устройство лёгких защитных навесов | Предохранение дороги и автомобилей от попадания воды |
Обеспечение требуемого поперечного уклона с учётом отвода воды с поверхности дороги | Снижение толщины слоя воды на покрытии и ускорение её стока | |
Устройство дренирующих конструкций дорожных одежд | Снижение толщины слоя воды на покрытии | |
Устройство шероховатой поверхности покрытия | Снижение активной толщины слоя воды на покрытии | |
Осадки в виде снега | Защитные навесы, галереи | Предохранение дороги и автомобилей от попадания снега |
Патрульная снегоочистка | Удаление выпавшего снега | |
Ветер | Устройство ветрозащитных насаждений и ограждений | Снижение скорости ветра над дорогой |
Увеличение ширины полосы движения с учетом возможности отклонения автомобиля | Предупреждение возможности выхода автомобиля за пределы своей полосы движения | |
Установка специальных знаков | Предупреждение о сильном ветре | |
Туман | Устройство специального искусственного освещения | Повышение видимости дороги в тумане |
Устройство осветлённого покрытия | Улучшение видимости дороги | |
Установка катафотов, устройство разметки, краевых полос, отличающихся по цвету от проезжей части | Тоже | |
Установка специальных автоматических управляемых знаков | Предупреждение водителей о тумане |
Для повышения безопасности движения рекомендуются следующие основные мероприятия, выполняемые по сезонам года.
В осенний период, когда интенсивность движения на большинстве дорог максимальная, а погодные условия ухудшаются, одной из главных задач становится борьба с загрязнением проезжей части и разрушением обочин. Это достигается систематической очисткой покрытия механическими щетками и промывкой поливомоечными машинами. Осенью на обочинах возможно устранение лишь отдельных наиболее крупных разрушений. Укрепление обочин выполняют летом.
Большое значение для обеспечения безопасности движения и ориентирования водителей имеют краевые укрепительные полосы. Устройство краевых полос и укрепление обочин требует разовых затрат, но значительно снижает последующие эксплуатационные расходы, так как предотвращает разрушение кромок дорожной одежды, сокращает количество ДТП, значительно облегчает снегоочистку.
В районах с большим количеством дождей большое значение имеет быстрый водоотвод с проезжей части. Этой цели служит повышение ровности покрытия, ликвидация ямочности, колей, наплывов и выбоин.
При невозможности принять меры к обеспечению требуемого коэффициента сцепления дорожная служба должна установить на опасных в дождливый период участках знаки ограничения скорости и дополнительные таблички с надписью «При влажном покрытии» или установить знаки со сменной информацией.
В зимний период суточная интенсивность движения снижается на 10-30 % по сравнению с летней. Однако среднечасовая интенсивность движения в светлое время суток может быть равна и даже больше, чем летом.
Главной задачей зимой является борьба со снежными отложениями на дороге и гололёдом.
Анализ графиков коэффициентов аварийности позволяет выявить целый ряд новых опасных участков. В то же время часть ранее опасных участков становится менее опасными и им можно уделять меньше внимания.
При регулярной снегоочистке перестают быть опасными участки дорог с неукреплённым обочинами. Часть съездов, въездов и пересечений с полевыми дорогами зимой перестает функционировать и заносится снегом. Помимо регулярной снегоочистки и борьбы с гололедом в зимний период рекомендуются следующие меры: снятие знаков «Перекресток» на подходах к занесенным пересечениям, съездам и въездам; установка новых знаков «Гололед» на опасных участках; снятие ограждений в конце затяжных спусков, если съезд в снег не представляет особой опасности; установка знаков «Сужение проезжей части» на опасных участках.
Организация движения по заснеженному покрытию. Во многих случаях возникает необходимость организации движения по покрытию, на поверхности которого имеется неубранный снег, при уплотнении образующий снежный накат. Механические свойства снега, особенно прочность, зависят от его физического состояния (рис. 12.11). На дорогах IV и V категорий с покрытием переходного типа оставление слоя плотного снега необходимо для того, чтобы не разрушить покрытие при удалении снега.
Снежный слой лучше создавать искусственно, разравнивая и уплотняя его толщиной 4-6 см. Хорошо уплотнённым считается снег, если при движении автомобиля по поверхности покрытия не остаются колеи глубиной более 2 см, а допустимой прочностью следует считать такую, когда от прохода расчётного грузового автомобиля колея не превышает 6 см. Установлено, что этим показателям соответствует прочность снега 0,35-0,6 МПа (рис. 12.12).
Рис. 12.12. Зависимость глубины колеи от прочности снега
На этих дорогах необходимо удалять излишний снег, выпавший во время метелей и снегопадов, а также вал, снежные комья, гребешки, образовавшиеся в результате проведения снегоочистительных работ; своевременно устранять колеи, выбоины и другие неровности на уплотненных снеговых покрытиях; придавать снежным откосам на обочинах и откосах земляного полотна пологие, обтекаемые для снеговетрового потока уклоны не более 1:10.
Если снегозаносимость дороги не обеспечена, необходимо ещё в осенний период подготовить объезды заносимых участков. Перерывы движения на дорогах возникают обычно из-за заноса выемок или мелких насыпей на сравнительно коротких участках, из-за чего может быть парализовано движение на большом протяжении дороги. Поэтому целесообразно предусмотреть различные варианты объезда заносимого участка с устройством временных дорог с использованием местных проездов или старых дорог (рис. 12.14).
В некоторых случаях при хорошо развитой дорожной сети можно пойти на закрытие движения зимой по отдельным местным дорогам. Однако для этого необходимо организовать бесперебойное движение по другим дорогам, связывающим эти населённые пункты.
Организация движения в сложных погодных условиях. На участках дорог I-III категорий, где наблюдается повышенное число случаев гололёда, целесообразно предусматривать специальные автоматические световые табло, предупреждающие водителей о гололёде.
Влияние туманов на безопасность движения необходимо особо учитывать при организации движения. Анализ данных метеорологических станций позволяет выявить участки местности с наибольшей повторяемостью туманов (котловины, поймы рек, заболоченные низины, озера, водоемы с теплыми водами и др.). На этих участках нельзя располагать кривые в плане, пересечения, примыкания и автобусные остановки. Если избежать этого нельзя, их нужно устраивать с канализацией, чтобы разделить зоны возможных столкновений транспортных средств и наездов на пешеходов.
Для туманоопасных участков необходимо разрабатывать комплекс мер, позволяющих водителю иметь точную информацию о направлении движения, о состоянии и занятости проезжей части и о наиболее целесообразном режиме движения. К важнейшим из них относятся: направляющие столбики и планки со светоотражающими катафотами или полосами пленки, дорожные знаки и указатели с рефлектирующей поверхностью или со специальной подсветкой, специальные сигнальные устройства и световые табло со сменной информацией, предупреждающие о тумане, гололёде, осадках, разметка проезжей части, втапливаемые в покрытие светоотражающие микрошарики, стационарное освещение на опасных участках, осветление покрытий, устройство краевых полос из цветных материалов, шероховатые поверхностные обработки, устранение неровностей и выбоин и принятие других мер для быстрейшего отвода воды с поверхности дорог.
На ветроопасных участках дорог высоких категорий необходимо предусматривать комплекс мероприятий: строительство ветрозащитных сооружений (насаждения, заборы, сетки, ограждения, галереи и др.); установку предупреждающей сигнализации на подходах к ветроопасным участкам, уширение полос движения на величину отклонения автомобиля под действием ветра.
Для организации и обеспечения безопасности движения в неблагоприятные периоды года и в сложных погодных условиях особое значение имеет информация работников дорожной службы, водителей и населения о состоянии дорог и метеорологических условиях. Для этого дорожная служба должна иметь постоянную связь с метеорологической службой, создавать свои метеорологические посты и принимать участие в ежедневных дорожно-информационных радиопередачах. Целесообразны выступления представителей дорожных органов в местной печати, по радио и телевидению.
Для информации водителей необходимо ввести систему временных дорожных знаков, специальные табло со сменной информацией, которая может заменяться вручную, с пульта управления или автоматически. Весьма эффективна установка знаков со сменной информацией, которые связаны с датчиками, регистрирующими опасные метеорологические явления. В этом случае имеется возможность автоматического управления знаками, указывающими рекомендуемое управление знаками, указывающими рекомендуемый режим движения в зависимости от метеорологических условий.
Целесообразно разрабатывать специальную схему организации движения по периодам года, которая включает в себя схему разметки дороги и расстановки знаков по периодам года, организацию получения и передачи метеорологической информации о проезжаемости дороги в сложных условиях погоды и другие сведения о функционировании дороги в этих условиях.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет