Что относится к основным задачам расследования пожаров на объектах эск

Что относится к основным задачам расследования пожаров на объектах эск

РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ

ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И УЧЕТУ ПОЖАРОВ

НА ОБЪЕКТАХ ЭНЕРГЕТИКИ

Член Правления РАО «ЕЭС Рос-сии»

ИНСТРУКЦИЯ
ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И УЧЕТУ ПОЖАРОВ
НА ОБЪЕКТАХ ЭНЕРГЕТИКИ
РД 153-34.0-20.802-2002

Срок введения в действие с 01.01.02 г.

Разработана

Департаментом генеральной инспекции по эксплуата-ции электрических станций и сетей с учетом предло-жений ГУГПС МВД РФ, РП «Энерготехнадзор» и АО-энерго.
Исполнители

Чичинский М.И., Замыслов Д.А., Иванов А.Н.Камышев В.Н.
Утверждена

Член Правления РАО «ЕЭС России» В.К.Паули 19.01.02 г.

Инструкция составлена на основании положений Федерального закона России «О пожарной безопасности» в части расследования причин и обстоятельств происшедших пожаров, организации обязательного учета и государственной отчетности по пожарам, а также разработки необходимых мер по обеспечению пожарной безопасности. Учтены отдельные положения утвержденной Министерством внутренних дел РФ «Инструкции о по-рядке статического учета пожаров и последствий от них в Российской Феде-рации».

Требования настоящей Инструкции обязательны для акционерных об-ществ энергетики и электрификации, их филиалов, дочерних и других зави-симых структурных подразделений электроэнергетической отрасли.

С вводом в действие настоящей Инструкции утрачивает силу «Инструкция по расследованию пожаров, происшедших на объектах энергетики» (РД 153-34.0-20.802-99).

Источник

Для уточнения и определения причин пожаров (короткое замыкание, поджог, неисправность оборудования, приборов и др.) к работе в комиссии по расследованию пожара могут привлекаться эксперты научно-исследовательских организаций.

— сообщение о происшедших пожарах;

— своевременное расследование и учет;

— возмещение ущерба и наказание виновных лиц в соответствии с действующим законодательством;

— устранение недостатков, выявленных при расследовании пожара;

— выполнение мероприятий по предупреждению пожаров.

В особых случаях, по представлению председателя комиссии, срок расследования может быть продлён организацией, назначившей комиссию по расследованию. В акте расследования об этом делается соответствующая запись.

5.1 . Государственная отчетность по пожарам:

На основании действующих положений филиалы, дочерние и зависимые акционерные общества и другие организации, ежеквартально до 10 числа следующего месяца после отчетного периода представляют в РП «Энерготехнадзор» РАО ЕЭС России сведения о происшедших пожарах по прилагаемой форме (приложение 3).

5.2 . Внутрифирменная отчетность по пожарам:

— подготовки необходимых материалов в государственные органы;

— разработки противопожарных мероприятий и внесения соответствующих изменений в действующие нормы и правила пожарной безопасности;

— разработки новых проектных решений;

— принятия мер по совершенствованию обучения персонала;

— подготовки циркуляров, предписаний и информационных писем.

Приложение № 1

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Приложение № 2

Форма АКТА РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРА

Дата и время возникновения пожара__________________________________

Классификационные признаки причин пожара_________________________

Недоотпуск энергии (тыс. кВтч/Гкал)_________________________________

Экономический ущерб (тыс. руб.)____________________________________

Дата и время ликвидации пожара:____________________________________

Описание возникновения пожара и его протекание.

Принятые персоналом объекта и пожарными подразделениями меры по тушению пожара. Недостатки и положительные стороны в тушении пожара.

Технологическое оборудование и строительные конструкции, которые способствовали возникновению, развитию или ограничению (локализации) пожара. Электротехническое оборудование (в том числе кабели и провода) и бытовые приборы, которые явились причиной возникновения пожара или его развития.

Эффективность работы средств противопожарной защиты: противопожарного водопровода, установок автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, устройств охлаждения ферм машзала, огнезащитных покрытий кабелей, первичных средств пожаротушения и т.п.

Недостатки и положительные стороны в работе средств противопожарной защиты.

Противопожарные мероприятия, изложенные в предписаниях органов пожарной охраны и РП «Энерготехнадзор» на основании требований норм и правил пожарной безопасности, невыполнение или частичное выполнение которых привело к возникновению пожара, его развитию и (или) вызвало недостатки в процессе тушения.

Последствия пожара: перечисляется поврежденное оборудование, здания и сооружения.

Указывается материальный ущерб.

Установленные причины возникновения и развития пожара. Прикладывается экспертное заключение специалистов (если проводилась экспертиза).

Сведения о пострадавших и погибших (если они имелись).

Мероприятия, рекомендуемые комиссией, направленные на предотвращение и развитие пожаров.

Состав комиссии, номер и дата приказа о назначении комиссии по расследованию пожара.

Подписи председателя и членов комиссии.

К акту расследования прикладываются: результаты опроса персонала, фотографии, поясняющие чертежи (схемы) распространения пожара, а также

Приложение № 3

Форма Госкомстата России по учету пожаров

20609430 стр. 1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Источник

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Основными задачами расследования пожаров на энергетических предприятиях являются:

1.1.1. Установление причин и обстоятельств возникновения и развития пожара;

1.1.2. Определение допущенных в период эксплуатации энергетического предприятия отступлений от требований норм проектирования, строительства, правил технической эксплуатации технологического оборудования и пожарной безопасности, которые способствовали возникновению и развитию пожара;

1.1.3. Разработка организационно-технических мероприятий по предупреждению аналогичных пожаров;

1.1.4. Оценка эффективности работы установок пожаротушения и пожарной сигнализации, подготовка предложений по их совершенствованию;

1.1.5. Анализ совместных действий персонала предприятия (организации) и объектовой пожарной охраны по тушению пожара для необходимых уточнений и корректировок оперативного плана пожаротушения;

1.1.6. Подготовка предложений и дополнительных требований пожарной безопасности для внесения их в нормативно-технические документы, а также для разработки более эффективных средств пожарной защиты энергетических объектов.

1.2. Расследованию и государственному статистическому учету подлежат все случаи пожаров, независимо от причин их возникновения и ущерба, за исключением:

1.2.1. Локальных очагов самовозгорания хранящегося запаса угля, сланца или торфа в штабелях склада твердого топлива при условии, что они не привели к возникновению и распространению горения по данному штабелю или пожару на объектах склада топлива, а также других сооружений энергетического предприятия;

1.2.2. Вспышек (хлопков) в системе пылеприготовления твердого топлива при условии, что они не привели к разрушению системы пылеприготовления и пожару на другом оборудовании;

1.2.3. Местного загорания топлива в котле при его растопке при условии, что это не привело к разрушению обмуровки и конструкции котла, а также к повреждению другого технологического оборудования или сооружений;

1.2.4. Контролируемого применения огня в специально отведенных местах для сжигания мусора, уничтожения выбракованных материалов, тары, списанных с баланса и подлежащих сносу строений и т.п.;

1.2.5. Пожара под линиями электропередачи (лесных массивов, строений, нефтепроводов и газопроводов), происшедших по вине сторонних организаций или физических лиц, если это не привело к отключению и повреждению оборудования;

1.2.6. Коротких замыканий в электроустановках электростанций, тепловых и электрических сетях без последующего их горения;

1.2.7. Горения сухой травы или тополиного пуха, если они не привели к отключению или изменению схемы состава оборудования, его повреждению, а также возникновению пожара в зданиях и сооружениях энергетического предприятия.

1.3. При составлении материалов расследования необходимо использовать терминологию согласно приложению 1.

1.4. Состав ведомственной комиссии по расследованию пожара на энергетическом предприятии устанавливается в зависимости от характера и тяжести происшедшего пожара и назначается приказом акционерного общества энергетики и электрификации или вышестоящей организации электроэнергетической отрасли.

1.5. В состав комиссии должны входить представители регионального предприятия «Энерготехнадзор», генеральной проектной организации, а в необходимых случаях (по согласованию) представители заводов-изготовителей технологического оборудования и пожарной охраны. Объектовая пожарная охрана (при наличии) участвует в работе комиссии в обязательном порядке.

Для уточнения и определения причин пожаров (короткое замыкание, поджог, неисправность оборудования, приборов и др.) к работе в комиссии по расследованию пожара могут привлекаться эксперты научно-исследовательских организаций.

1.6. Пожары, происшедшие по причине воздействия других организаций (проектных, монтажных, строительных, ремонтных, заводов-изготовителей и т.п.), должны расследоваться с приглашением представителей этих организаций, а копии актов расследования направляться в их адрес. При невозможности соблюдения этого требования в акте расследования должна быть сделана соответствующая запись и приложены заверенные копии приглашений.

1.7. Пожары, происшедшие в зданиях, помещениях, сооружениях и на территории энергетических предприятий, арендуемых сторонними организациями, расследуются комиссиями энергетических предприятий с привлечением представителей арендаторов.

1.8. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом «О пожарной безопасности» материалы ведомственного расследования пожара при поступлении запроса должны представляться в органы дознания, на которые по законодательству возложены обязанности по обнаружению преступлений и определению лиц, их совершивших, а также принятия мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления.

1.9. Администрация предприятия (организации), на котором расследуется пожар, обязана:

1.9.1. Предоставить документацию и другие материалы по требованию комиссии;

1.9.2. Выделить транспорт, средства связи, оргтехнику, помещение для работы комиссии по расследованию пожара;

1.9.3. Обеспечить фотографирование места пожара, предоставление и размножение технической документации и итоговых документов по результатам расследования.

1.10. Руководители филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ и других организаций РАО «ЕЭС России» в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» несут персональную ответственность за:

— сообщение о происшедших пожарах;

— своевременное расследование и учет;

— возмещение ущерба и наказание виновных лиц в соответствии с действующим законодательством;

— устранение недостатков, выявленных при расследовании пожара;

— выполнение мероприятий по предупреждению пожаров.

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРА

2.1. Пожар, явившийся причиной или следствием технологического нарушения в работе оборудования, расследуется в соответствии с «Инструкцией по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей». В этом случае отдельный акт расследования пожара не оформляется, однако основные положения обстоятельств его возникновения и тушения должны в полном объеме вноситься в акт расследования технологического нарушения.

В случаях, когда пожар не вызван технологическим нарушением работы оборудования, а также, если акт технологического нарушения на бумажном носителе не составляется, обстоятельства расследования возникновения и тушения пожара должны оформляться актом по форме приложения 2.

2.2. Администрация объекта до начала работы комиссии по расследованию пожара обязана принять следующие меры:

2.3.1. После ликвидации пожара обеспечить сбор объяснительных записок от очевидцев и участников тушения пожара, диаграммы регистрирующих приборов, записей оперативных переговоров и имеющиеся вещественные доказательства, относящиеся к причинам пожара, которые по описи должны передаваться в комиссию по расследованию;

2.3.2. Сохранить обстановку на месте пожара такой, какой она была сразу после его ликвидации. В случае невозможности ее сохранения зафиксировать обстановку с помощью видеоаппаратуры, составления схем, эскизов и других средств;

2.3.3. Прекратить в зоне пожара все работы, кроме работ, связанных со спасением и обеспечением безопасности людей или защиты материальных ценностей, а также работ по пуску оборудования, если это вызвано режимом работы объекта;

2.3.4. Запретить вскрытие и разборку технологического оборудования, которое явилось источником возникновения пожара, до прибытия комиссии или специалистов (экспертов), привлеченных к расследованию.

2.4. Члены комиссии имеют право в процессе расследования проводить дополнительный опрос (брать письменное объяснение) персонала, руководителей предприятий (организаций) и их структурных подразделений, а также знакомиться с записью переговоров персонала, оперативной, распорядительной и технологической документацией и другими материалами, имеющими отношение к пожару и противопожарному состоянию объекта.

2.5. Расследование пожара должно быть начато немедленно и закончено в десятидневный срок.

В особых случаях, по представлению председателя комиссии, срок расследования может быть продлен организацией, назначившей комиссию по расследованию. В акте расследования об этом делается соответствующая запись.

2.6. Работа комиссии должна проводиться в соответствии с регламентом, устанавливаемым ее председателем.

2.7. При расследовании пожара устанавливаются обстоятельства, связанные с его возникновением и развитием, процессом организации тушения, а также последствия пожара, которые должны отражаться в описательном блоке акта (приложение 2), а именно:

2.7.1. Принятые персоналом объекта и пожарными подразделениями меры по тушению пожара. Недостатки и положительные стороны в тушении пожара;

2.7.2. Состояние технологического оборудования и строительных конструкций, способствовавшее возникновению, развитию или ограничению (локализации) пожара;

2.7.3. Состояние электротехнического оборудования (в том числе кабелей и проводов) или приборов, которое явилось причиной возникновения пожара или его развития;

2.7.4. Эффективность работы средств противопожарной защиты: противопожарного водопровода, установок автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, устройств охлаждения ферм машинного зала, огнезащитных покрытий кабелей, первичных средств пожаротушения и т.п. Недостатки и положительные стороны в работе средств противопожарной защиты;

2.7.5. Противопожарные мероприятия, изложенные в предписаниях органов пожарной охраны и РП «Энерготехнадзор», на основании требований норм и правил пожарной безопасности, полное или частичное невыполнение которых привело к возникновению пожара, его развитию и (или) вызвало недостатки в процессе тушения;

2.7.6. Заключения соответствующих организаций или специалистов, которые подтверждают причины пожара и его развития (в необходимых случаях);

2.7.7. Указываются последствия пожара, которые должны учитывать:

2.7.7.1. Уничтоженное или поврежденное в ходе тушения пожара оборудование, здания и сооружения;

2.7.7.2. Материальный ущерб, который состоит из прямого и косвенного ущерба, определяется на основании документов бухгалтерской отчетности, сведений страховых компаний, документов собственников личного имущества;

2.7.7.3. Сведения о погибших и пострадавших в процессе тушения пожара от воздействия опасных факторов пожара (ожоги, отравления, телесные повреждения от обрушения строительных конструкций, оборудования, падения при пожаре, воздействие машин и механизмов и другое).

2.8. В акт расследования обязательно включаются мероприятия, рекомендуемые комиссией, направленные на предотвращение и развитие аналогичных пожаров.

2.10. К акту расследования должны быть приложены все необходимые документы, подтверждающие выводы комиссии (диаграммы регистрирующих приборов, стенограммы оперативных переговоров, выписки из оперативных журналов, объяснительные записки, схемы, чертежи, фотографии, результаты испытаний, приказы о наказании виновных лиц и т.п.).

2.12. По завершении расследования пожара руководством предприятия в обязательном порядке издается распорядительный документ с изложением в нем результатов расследования и организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности предприятия и наказанием лиц, не принявших мер по недопущению его возникновения и развития, а также по частичному возмещению причиненного ущерба на основании действующего законодательства.

2.13. По окончании расследования по одному экземпляру акта расследования пожара немедленно направляется в РП «Энерготехнадзор», Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России» и вышестоящую организацию по подчиненности.

2.14. По материалам расследования пожара вышестоящая организация может издавать распорядительный документ для принятия мер по предотвращению возникновения аналогичных пожаров и совершенствования пожарной безопасности на других подведомственных предприятиях отрасли.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЖАРОВ ПО ПРИЧИНАМ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

3.1. При расследовании должны быть квалифицированы причины возникновения и развития пожара, а именно:

3.1.1. Неисправность технологического оборудования;

3.1.2. Конструктивные недостатки оборудования или прибора;

3.1.3. Нарушение правил эксплуатации оборудования или приборов;

3.1.4. Нарушение правил пожарной безопасности;

3.1.5. Kopoткое замыкание в электроустановке;

3.1.6. Нарушение правил проведения огнеопасных работ;

3.1.7. Самовозгорание веществ и материалов;

3.1.10. Воздействие стихийных явлений;

3.1.11. Не установленные причины.

3.2. Классификационными признаками организационных причин пожаров являются:

3.2.1. Ошибочные или неправильные действия персонала, ответственного за противопожарное состояние объекта:

3.2.1.1. Административного персонала.

3.2.1.2. Оперативного персонала.

3.2.1.3. Неоперативного персонала.

3.2.1.4. Подрядных организаций.

3.2.2. Дефекты проекта.

3.2.3. Дефекты изготовления.

3.2.4. Дефекты монтажа.

3.2.5. Дефекты строительства.

3.2.6. Дефекты ремонта.

3.2.7. Воздействие посторонних лиц и организаций.

4. ПОРЯДОК СООБЩЕНИЯ О ПОЖАРЕ

4.2. При пожарах в зданиях проектных институтов, образовательных, оздоровительных, торговых, культурно-зрелищных учреждениях, а также на объектах строительства, промышленных предприятиях, других учреждениях и объектах энергетических предприятий (не связанных с выработкой и передачей энергии), оперативное сообщение передается только по подчиненности и в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России».

5. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПОЖАРАМ

5.1. Государственная отчетность по пожарам:

5.1.1. В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» и соответствующим постановлениям Государственного комитета по статистике в Российской Федерации установлена единая система учета пожаров и их последствий, которая обязательна для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, ведомствами и предприятиями.

На основании действующих положений филиалы, дочерние и зависимые акционерные общества и другие организации, ежеквартально до 10 числа следующего месяца после отчетного периода представляют в РП «Энерготехнадзор» РАО «ЕЭС России» сведения о происшедших пожарах по прилагаемой форме (приложение 3).

5.1.2. Региональные предприятия «Энерготехнадзор» до 15 числа месяца после отчетного квартала обязаны сводные данные направить в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России».

5.1.3. Статистическому учету подлежат случаи пожаров:

5.1.3.1. В зданиях, помещениях, на сооружениях тепловых и гидравлических электростанциях, сетевых предприятиях;

5.1.3.2. На технологическом оборудовании электростанций и подстанций, в том числе явившихся следствием или причиной технологических нарушений в работе оборудования;

5.1.3.3. В зданиях, сооружениях, помещениях и на других объектах энергетики, не связанных с выработкой и передачей электрической и тепловой энергии;

5.1.3.4. На подведомственных объектах строительства, промышленных и ремонтных предприятиях;

5.1.3.5. Во временных мобильных (инвентарных) зданиях, передвижных бытовых и другого назначения вагончиках, ведомственных общежитиях, гостиницах и предприятиях коммунального хозяйства;

5.1.3.6. В административных зданиях филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ, электростанций, сетевых предприятий, отраслевых научно-исследовательских и проектных институтах, учебных заведениях и других организациях РАО «ЕЭС России».

5.1.3.7. В зданиях и помещениях, расположенных на территории энергетических предприятий, арендуемых сторонними организациями.

5.1.4. Проектные и научно-исследовательские организации, самостоятельные оздоровительные, образовательные и другие учреждения РАО «ЕЭС России» до 15 числа месяца после отчетного квартала направляют сводные данные по форме (приложение 3) в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей «РАО ЕЭС России».

5.1.5. Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей проводит обобщения данных по Холдингу РАО «ЕЭС России» и до 20 числа месяца после отчетного квартала направляет статистический отчет в соответствующие государственные органы Российской Федерации в установленном порядке.

5.2. Внутрифирменная отчетность по пожарам:

5.2.1. О всех случаях пожаров, происшедших за месяц, сводная информация от акционерных обществ, электростанций, МЭС, ОДУ и других организаций должна передаваться до 3 числа после отчетного месяца в соответствующее РП «Энерготехнадзор».

5.2.2. РП «Энерготехнадзор» осуществляют полный учет пожаров на подведомственных региональных энергообъектах и направляют в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей сведения о происшедших пожарах, а именно:

5.2.3. Проектные и научно-исследовательские организации, самостоятельные оздоровительные, образовательные и другие учреждения РАО «ЕЭС России» до 5 числа после отчетного месяца направляют по электронной почте, факсом или письменно сведения в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей «РАО ЕЭС России» о происшедших пожарах, включающие: общее количество пожаров за месяц, материальный ущерб, количество уничтоженного и поврежденного оборудования и краткое описание каждого события.

5.2.4. Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей может запрашивать необходимые сведения о происшедших пожарах, происшедших на объектах Холдинга РАО «ЕЭС России».

5.2.5. На основании материалов расследования пожаров Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России» производит обобщение, анализ и разработку необходимых мер пожарной безопасности для:

— подготовки необходимых материалов в государственные органы;

— разработки противопожарных мероприятий и внесения соответствующих изменений в действующие нормы и правила пожарной безопасности;

— разработки новых проектных решений;

— принятия мер по совершенствованию обучения персонала;

— подготовки циркуляров, предписаний и информационных писем.

Приложение № 1

12. Причина пожара— явление или обстоятельство, которое непосредственно привело к возникновению пожара.

Приложение № 2

ФОРМА АКТА РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРА

Дата и время возникновения пожара ___________________________________________

Учетный признак ___________________________________________________________

Классификационные признаки причин пожара __________________________________

Недоотпуск энергии (тыс.кВтч/Гкал) __________________________________________

Экономический ущерб (тыс. руб.) _____________________________________________

Дата и время ликвидации пожара: _____________________________________________

Ключевые слова ____________________________________________________________

2. Описательный блок

Описание возникновения пожара и его протекание.

Принятые персоналом объекта и пожарными подразделениями меры по тушению пожара. Недостатки и положительные стороны в тушении пожара.

Технологическое оборудование и строительные конструкции, которые способствовали возникновению, развитию или ограничению (локализации) пожара. Электротехническое оборудование (в том числе кабели и провода) и бытовые приборы, которые явились причиной возникновения пожара или его развития.

Эффективность работы средств противопожарной защиты: противопожарного водопровода, установок автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, устройств охлаждения ферм машзала, огнезащитных покрытий кабелей, первичных средств пожаротушения и т.п.

Недостатки и положительные стороны в работе средств противопожарной защиты.

Противопожарные мероприятия, изложенные в предписаниях органов пожарной охраны и РП «Энерготехнадзор» на основании требований норм и правил пожарной безопасности, невыполнение или частичное выполнение которых привело к возникновению пожара, его развитию и (или) вызвало недостатки в процессе тушения.

Последствия пожара: перечисляется поврежденное оборудование, здания и сооружения.

Указывается материальный ущерб.

Установленные причины возникновения и развития пожара. Прикладывается экспертное заключение специалистов (если проводилась экспертиза).

Сведения о пострадавших и погибших (если они имелись).

Мероприятия, рекомендуемые комиссией, направленные на предотвращение и развитие пожаров.

Состав комиссии, номер и дата приказа о назначении комиссии по расследованию пожара.

Подписи председателя и членов комиссии.

К акту расследования прикладываются: результаты опроса персонала, фотографии, поясняющие чертежи (схемы) распространения пожара, а также

Приложение № 3

ФОРМА
Госкомстата России по учету пожаров

20609430 стр.1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *