Что относится к основным задачам государственной политики в области здорового питания

Что относится к основным задачам государственной политики в области здорового питания

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 917 была одобрена Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года, важным моментом реализации которой явилось принятие большинством субъектов Российской Федерации программ, направленных на улучшение структуры питания населения региона, а также организация в 4 федеральных округах и 26 субъектах Российской Федерации центров оздоровительного питания.

За прошедшие годы отмечены улучшения в области питания населения за счет изменения структуры потребления пищевых продуктов (увеличения доли мясных и молочных продуктов, фруктов и овощей), разработано свыше 4000 пищевых продуктов, обогащается биологически ценными компонентами до 40 процентов продуктов детского питания, около 2 процентов хлебобулочных изделий и молочных продуктов, а также безалкогольных напитков.

Произошли положительные сдвиги в организации детского и диетического (лечебного и профилактического) питания. В ряде регионов значительно возросла распространенность грудного вскармливания, однако в целом по России только 41 процент детей до 3 месяцев получают грудное молоко.

Налажено производство отечественных продуктов для вскармливания детей раннего возраста, в том числе адаптированных, и продуктов специального лечебного питания. С 2008 года в ряде субъектов Российской Федерации реализуются пилотные проекты, направленные на совершенствование системы организации школьного питания.

С 2009 года через центры здоровья реализуются мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у населения, включая сокращение потребления алкоголя и табака, а также на снижение заболеваемости и смертности от наиболее распространенных заболеваний.

Однако, несмотря на положительные тенденции в питании населения, смертность от хронических болезней, развитие которых в значительной степени связано с алиментарным фактором, остается значительно выше, чем в большинстве европейских стран.

Значительная часть работающего населения лишена возможности правильно питаться в рабочее время, особенно это касается малых и средних предприятий, что неблагоприятно сказывается на здоровье работающих.

Все это свидетельствует о необходимости развития программ, направленных на оптимизацию питания населения.

Источник

Здоровое питание – основа здоровья населения

Основными задачами Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.12.2007 № 1351, являются сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни.

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде.

Современное состояние технологий производства пищевых продуктов, использование их в производстве новых, зачастую нетрадиционных пищевых продуктов; расширение предприятий, в том числе малой мощности, по производству пищевых продуктов предопределяет постоянное развитие и совершенствование системы контроля их качества и безопасности.

Особую тревогу вызывает воздействие опасных химических веществ, попадающих в организм с пищей, на такие уязвимые категории, как беременные женщины, дети и лица пожилого возраста.

В рамках реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации, на территории Тамбовской области разработана Концепция государственной региональной политики в области здорового питания населения Тамбовской области на период до 2020 года, основными целями и задачами которой являются: сохранение и укрепление здоровья населения; профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием; расширение отечественного производства основных видов продовольственного сырья и пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям качества и безопасности; совершенствование организации питания различных групп населения, доведение структуры питания населения физиологическим потребностям человека в пищевых веществах и энергии.

Концепцией определены основные направления деятельности по безопасности пищевых продуктов и качества питания населения Тамбовской области.

По поручению администрации области координатором работ по разработке и основным исполнителем Концепции выступило Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области.

Концепция разработана на основе предварительно проведенного анализа ситуации, сложившейся на территории области по проблемам здорового питания населения, с учетом имеющихся в Управлении материалов социально-гигиенического мониторинга состояния питания и здоровья населения области, а также предложений заинтересованных ведомств – участников рабочей группы по разработке данной Концепции.

В качестве одних из основных направлений региональной политики в области здорового питания населения области Концепцией предусмотрено:

— расширение производства продуктов массового потребления, обогащенных микронутриентами, для различных групп населения;

— создание условий, способствующих заинтересованности действующих и вновь создаваемых предприятий пищевой промышленности в массовом производстве пищевых продуктов, обогащенных незаменимыми компонентами;

— разработка и реализация комплексных региональных программ в области здорового питания, обеспечивающих ликвидацию существующего дефицита витаминов и микроэлементов; профилактику и снижение распространенности заболеваний, связанных с питанием.

Приоритетными задачами в работе специалистов службы области являются: оценка структуры питания, его влияние на состояние здоровья, рационализация питания, включающая регулярное снабжение организма всеми необходимыми витаминами и минеральными веществами; контроль за безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов на этапах производства, транспортирования, хранения, реализации, потребления, который необходим для предупреждения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, связанных с питанием.

Отклонения в питании практически всех групп населения крайне отрицательно сказываются на здоровье – сокращается средняя продолжительность жизни, снижается устойчивость к заболеваниям и производительность трудоспособного населения, нарушается нормальный рост и развитие детей.

Анализ питания показывает, что структура и качество питания на протяжении последних лет остаются без изменений. В сравнении с медицинскими нормами отмечается дефицит почти по всем видам продуктов, витаминов, минеральных веществ.

Экономическое неблагополучие населения приводит к приобретению пищевых продуктов без учета их биологической ценности. Диетическое питание практически отсутствует.

Приоритетными задачами в работе санитарной службы остаются контроль за обеспечением безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов на всех этапах их производства и обращения с целью предупреждения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с питанием человека, рационализация питания, оценка пищевого статуса детей и взрослых и состояния здоровья населения.

Управлением Роспотребнадзора по Тамбовской области на постоянной основе проводится организационная и практическая работа по реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения в следующих направлениях:

-осуществление мониторинга медико-социальной информации состояния питания и здоровья населения;

— снижение дефицита микронутриентов в питании населения;

— проведение мониторинга загрязнения пищевых продуктов;

-повышение уровня образования населения в вопросах здорового питания с широким привлечением средств массовой информации.

Структура питания населения Тамбовской области не имеет существенных отличий от среднероссийских показателей. В то же время имеются различия в потреблении пищевых продуктов между группами населения в зависимости от доходов. Структура питания населения характеризуется недостаточным потреблением биологически ценных групп продуктов питания, являющихся источниками белка, незаменимых аминокислот, микроэлементов.

Несмотря на то, что последние 3 года характеризуются положительными тенденциями в изменении структуры потребления пищевых продуктов за счёт увеличения потребления основных продуктов питания: мяса, растительного масла, яиц, хлеба, общее состояние питания населения Тамбовской области, как и в целом населения России, свидетельствует о сохраняющихся серьёзных отклонениях от принципов здорового питания.

Несбалансированное питание является причиной роста алиментарно-зависимых неинфекционных заболеваний: в области на достаточно высоком уровне сохраняется заболеваемость среди взрослого населения болезнями эндокринной системы, ожирением, болезнями системы кровообращения, в том числе болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, анемиями, гастритами и дуоденитами, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки.

Причины нарушения организации здорового питания населения в Тамбовской области носят множественный характер и в значительной степени обусловлены низким уровнем образования по данному вопросу. Пищевые продукты приобретаются населением без учета их биологической ценности. Среди малоимущего населения имеет место недостаточность питания.

Остается недостаточным потребление продуктов массового потребления, обогащенных незаменимыми микронутриентами. Растет первичная заболеваемость населения области, связанная с йод-дефицитом (диффузный зоб, гипотиреоз).

Сложившаяся в Тамбовской области ситуация с распространением среди населения области йод-дефицитных состояний и патологии щитовидной железы является примером того, что может сформироваться серьезная медицинская и социальная проблема.

Вопросы состояния заболеваемости, обусловленной дефицитом различных микронутриентов, постоянно выносятся на рассмотрение органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Самый простой способ профилактики йод-дефицитных состояний – это использование в приготовлении пищи йодированной соли, которая постоянно находится на прилавках наших торговых предприятий.

Оптовыми предприятиями, занимающимися закупкой и реализацией йодированной соли в области, расположенными в г.Тамбове, Мичуринске, Моршанске и Рассказово, за период 2018 года было реализовано 162 тонны.

В соответствии с предписаниями Управления Роспотребнадзора на 9 хлебопекарных предприятиях области осуществляется выпуск хлебобулочных изделий, обогащенных витаминами и микроэлементами (батон «Нарезной Тамбовский» высшего сорта и багет «По-Тамбовски» с использованием витаминно-минерального премикса «Флагман-1», содержащего витамины В1, В2, В6, В12, РР, Е, фолиевую кислоту, железо; булочка «Облепиховый цвет», содержащая «Акван С» (В1, В2, РР, бета-каротин); батон «Облепиховый», содержащий «Веторон» (В1, В2, РР, бета-каротин); батон «Полезный» и хлеб «Здоровье», содержащие премикс «Витен-ТВ»; батон «От Михалыча» и «Хлеб свежий № 5 » с использованием витаминно-минерального премикса «Флагман», содержащего В1, В2, В6, В12, РР, Е, бета-каротин, фолиевую кислоту, железо; булочка «Умница» с использованием йодказеина, «Овсяный хлеб» с добавлением калия и магния, батон йодированный нарезной «Йоддар» с использованием добавки «Йоддар», хлеб с использованием йодата калия, тиреойода и йодированной соли).

Предприятие кондитерской промышленности (ОАО «ТАКФ») вырабатывает кондитерские изделия (вафли 1-ого наименования), конфеты «Eсo botanica» 3-х наименований, конфеты «ЛЕТО» 2-х наименований, обогащенные сухой смесью жирных кислот (Омега-3); печенье «Eсo botanica» 4-х наименований, обогащенные витаминным премиксом, содержащим витамины А, Е, В1, В2, В6, РР, В12, фолиевую кислоту, пантотеновую кислоту и биотин.

В ООО «Экспериментальный центр «М-КОНС-1» осуществляется выпуск консервов с использованием аскорбиновой кислоты: соус «Томатный Мичуринский классический».

За период 2018 года на территории Тамбовской области было выпущено 7952,6 т витаминизированной продукции, в том числе: 7206,5 т хлебобулочных изделий; 22 т консервированной продукции и 724,1 т кондитерских изделий.

В ассортиментный перечень реализуемых продуктов питания в предприятиях торговли включаются продукты, обогащенные йодом, железом, витаминами и другими микронутриентами.

Руководителям управления образования, образовательных и оздоровительных учреждений, учреждений социальной защиты рекомендовано организовать питание с использованием хлеба и других пищевых продуктов, обогащенных йодом, железом, витаминами и другими микронутриентами.

Специалистами Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области через средства массовой информации проводится широкая разъяснительная работа среди населения, направленная на профилактику железодефицитных состояний: за период 2018 года специалистами Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области подготовлено и опубликовано 26 статей в местных газетах, проведено 7 радиобесед, 8 выступлений по телевидению, прочитано 87 лекций, проведено 482 беседы на подконтрольных объектах.

Тема «Профилактика заболеваний, обусловленных дефицитом железа» включена в программу занятий декретированных контингентов.

Реализация положений основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания остается одной из главных задач специалистов управления Роспотребнадзора.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Разработка и продвижение сайта – FMF

Почтовый адрес:
392000, г. Тамбов, ул. Б. Васильева, д. 5

Источник

Что относится к основным задачам государственной политики в области здорового питания

от 25 октября 2010 года N 1873-р

2. Минздравсоцразвития России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 3-месячный срок разработать и внести в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании и осуществлении региональных программ социально-экономического развития учитывать положения Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 25 октября 2010 года N 1873-р

ОСНОВЫ
государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года

I. Общие положения

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 года N 917 была одобрена Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года, важным моментом реализации которой явилось принятие большинством субъектов Российской Федерации программ, направленных на улучшение структуры питания населения региона, а также организация в 4 федеральных округах и 26 субъектах Российской Федерации центров оздоровительного питания.

За прошедшие годы отмечены улучшения в области питания населения за счет изменения структуры потребления пищевых продуктов (увеличения доли мясных и молочных продуктов, фруктов и овощей), разработано свыше 4000 пищевых продуктов, обогащается биологически ценными компонентами до 40 процентов продуктов детского питания, около 2 процентов хлебобулочных изделий и молочных продуктов, а также безалкогольных напитков.

Произошли положительные сдвиги в организации детского и диетического (лечебного и профилактического) питания. В ряде регионов значительно возросла распространенность грудного вскармливания, однако в целом по России только 41 процент детей до 3 месяцев получают грудное молоко.

Налажено производство отечественных продуктов для вскармливания детей раннего возраста, в том числе адаптированных, и продуктов специального лечебного питания. С 2008 года в ряде субъектов Российской Федерации реализуются пилотные проекты, направленные на совершенствование системы организации школьного питания.

С 2009 года через центры здоровья реализуются мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у населения, включая сокращение потребления алкоголя и табака, а также на снижение заболеваемости и смертности от наиболее распространенных заболеваний.

Однако, несмотря на положительные тенденции в питании населения, смертность от хронических болезней, развитие которых в значительной степени связано с алиментарным фактором, остается значительно выше, чем в большинстве европейских стран.

Питание большинства взрослого населения не соответствует принципам здорового питания из-за потребления пищевых продуктов, содержащих большое количество жира животного происхождения и простых углеводов, недостатка в рационе овощей и фруктов, рыбы и морепродуктов, что приводит к росту избыточной массы тела и ожирению, распространенность которых за последние 8-9 лет возросла с 19 до 23 процентов, увеличивая риск развития сахарного диабета, заболеваний сердечно-сосудистой системы и других заболеваний.

Значительная часть работающего населения лишена возможности правильно питаться в рабочее время, особенно это касается малых и средних предприятий, что неблагоприятно сказывается на здоровье работающих.

Все это свидетельствует о необходимости развития программ, направленных на оптимизацию питания населения.

II. Цели и задачи государственной политики в области здорового питания

Целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием.

Основными задачами государственной политики в области здорового питания являются:

расширение отечественного производства основных видов продовольственного сырья, отвечающего современным требованиям качества и безопасности;

развитие производства пищевых продуктов, обогащенных незаменимыми компонентами, специализированных продуктов детского питания, продуктов функционального назначения, диетических (лечебных и профилактических) пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище, в том числе для питания в организованных коллективах (трудовые, образовательные и др.);

разработка и внедрение в сельское хозяйство и пищевую промышленность инновационных технологий, включая био- и нанотехнологии;

совершенствование организации питания в организованных коллективах, обеспечения полноценным питанием беременных и кормящих женщин, а также детей в возрасте до 3 лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины, совершенствование диетического (лечебного и профилактического) питания в лечебно-профилактических учреждениях как неотъемлемой части лечебного процесса;

разработка образовательных программ для различных групп населения по вопросам здорового питания;

мониторинг состояния питания населения.

III. Механизм реализации государственной политики в области здорового питания

Основными направлениями реализации государственной политики в области здорового питания являются:

разработка и принятие технических регламентов, касающихся продуктов питания;

законодательное закрепление усиления ответственности производителя за выпуск не соответствующей установленным требованиям и фальсифицированной пищевой продукции;

разработка национальных стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов, касающихся пищевых продуктов и продовольственного сырья;

совершенствование механизмов контроля качества производимых на территории Российской Федерации и поставляемых из-за рубежа пищевых продуктов и продовольственного сырья;

разработка комплекса мероприятий, направленных на снижение распространенности заболеваний, связанных с питанием;

законодательное обеспечение условий для инвестиций в производство витаминов, ферментных препаратов для пищевой промышленности, пробиотиков и других пищевых ингредиентов, продуктов массового потребления, обогащенных витаминами и минеральными веществами, продуктов функционального назначения, диетических (лечебных и профилактических) продуктов, продуктов для питания здоровых и больных детей;

обеспечение приоритетного развития фундаментальных исследований в области современных биотехнологических и нанотехнологических способов получения новых источников пищи и медико-биологической оценки их качества и безопасности;

разработка и внедрение единых форм государственной статистической отчетности о заболеваемости, связанной с нарушением питания, в том числе с анемией, недостаточностью питания, ожирением, болезнями органов пищеварения, а также о грудном вскармливании детей;

разработка и внедрение программ государственного мониторинга питания и здоровья населения на основе проведения специальных исследований индивидуального питания, в том числе групп риска (дети раннего возраста, беременные и кормящие женщины, малоимущее население), включая вопросы безопасности и развития распространенных алиментарно-зависимых состояний;

усиление пропаганды здорового питания населения, в том числе с использованием средств массовой информации.

IV. Ожидаемые результаты реализации государственной политики в области здорового питания

Ожидаемыми результатами реализации государственной политики в области здорового питания являются:

обеспечение 80-95 процентов ресурсов внутреннего рынка основных видов продовольственного сырья и пищевых продуктов за счет продуктов отечественного производства;

увеличение доли производства продуктов массового потребления, обогащенных витаминами и минеральными веществами, включая массовые сорта хлебобулочных изделий, а также молочные продукты, до 40-50 процентов общего объема производства;

обеспечение 80 процентов рынка специализированных продуктов для детского питания, в том числе диетического (лечебного и профилактического), за счет продуктов отечественного производства;

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
официальный электронный
текст НТЦ «Система»

Источник

Что относится к основным задачам государственной политики в области здорового питания

Распоряжение от 25 октября 2010 года №1873-р. Государственная политика в области здорового питания населения направлена на создание условий, обеспечивающих удовлетворение в соответствии с требованиями медицинской науки потребностей различных групп населения в здоровом питании. Цель государственной политики в области здорового питания – сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием.

Документ

Распоряжение от 25 октября 2010 года №1873-р

Подготовлено Минздравсоцразвития России.

Подписанным распоряжением утверждены Основы государственной политики в области здорового питания населения на период до 2020 года.

Государственная политика в области здорового питания населения направлена на создание условий, обеспечивающих удовлетворение в соответствии с требованиями медицинской науки потребностей различных групп населения в здоровом питании.

Цель государственной политики в области здорового питания – сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием.

Основные задачи государственной политики в области здорового питания:

— расширение отечественного производства основных видов продовольственного сырья, отвечающего современным требованиям качества и безопасности;

— развитие производства пищевых продуктов, обогащённых незаменимыми компонентами, специализированных продуктов детского питания, продуктов функционального назначения, диетических пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище;

— разработка и внедрение в сельское хозяйство и пищевую промышленность инновационных технологий, включая био- и нанотехнологии;

— совершенствование организации питания в организованных коллективах, обеспечения полноценным питанием беременных и кормящих женщин, детей в возрасте до трёх лет;

Источник

Постановление Правительства РФ от 10 августа 1998 г. N 917 «О Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 10 августа 1998 г. N 917
«О Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года»

С изменениями и дополнениями от:

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Одобрить Концепцию государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года (прилагается).

2. Утвердить прилагаемый план мероприятий первого этапа реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года.

3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и осуществлении социально-экономической политики учитывать положения Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года.

Концепция
государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года
(одобрена постановлением Правительства РФ от 10 августа 1998 г. N 917)

ГАРАНТ:

См. План мероприятий по реализации настоящей Концепции, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23 декабря 2003 г. N 1891-р

Под государственной политикой в области здорового питания понимается комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в рациональном, здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения, в соответствии с требованиями медицинской науки.

1. Характеристика состояния в области здорового питания населения

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде.

Вместе с тем в последнее десятилетие состояние здоровья населения характеризуется негативными тенденциями. Продолжительность жизни населения в России значительно меньше, чем в большинстве развитых стран и странах СНГ. Увеличение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний в определенной степени связано с питанием. У большинства населения России выявлены нарушения полноценного питания, обусловленные как недостаточным потреблением пищевых веществ, в первую очередь витаминов, макро- и микроэлементов (кальция, йода, железа, фтора, селена и др.), полноценных белков, так и нерациональным их соотношением.

Вследствие нарушения рационального питания снижается уровень грудного вскармливания, ухудшаются показатели здоровья и антропометрические характеристики детей.

Нарушения полноценного, рационального питания вызваны как кризисным состоянием производства продовольственного сырья и пищевых продуктов, так и резким снижением покупательной способности большей части населения страны. Остро стоит проблема качества пищевых продуктов и продовольственного сырья. Весьма низок уровень образования населения в вопросах здорового, рационального питания. В стране нет единой государственной политики в области здорового питания.

Исходя из значимости здоровья нации для развития и безопасности страны и важности рационального питания подрастающего поколения для будущего России, а также из необходимости принятия срочных мер по повышению уровня самообеспечения страны продуктами питания определены цели, задачи и этапы реализации государственной политики в области здорового питания.

2. Цели, задачи и этапы реализации государственной политики в области здорового питания

Целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых.

Основной задачей государственной политики в области здорового питания является создание экономической, законодательной и материальной базы, обеспечивающей:

производство в необходимых объемах продовольственного сырья и пищевых продуктов;

доступность пищевых продуктов для всех слоев населения;

высокое качество и безопасность пищевых продуктов;

пропаганду среди населения принципов рационального, здорового питания;

постоянный контроль за состоянием питания населения.

На первом этапе реализации Концепции (1998-1999 годы) совершенствуется нормативная база в сфере производства и реализации пищевых продуктов, определяется уровень дефицита пищевых веществ, создаются методические рекомендации по разработке региональных программ здорового питания.

В качестве неотложных мер по реализации Концепции осуществляется улучшение структуры питания за счет увеличения доли продуктов массового потребления с высокой пищевой и биологической ценностью, в том числе на 20-30 процентов продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами, на 30-40 процентов свежих овощей и фруктов, расширения применения биологически активных добавок.

Одновременно реализуются мероприятия по приведению в соответствие показателей качества и безопасности продовольствия с учетом рекомендаций международных организаций (Всемирная торговая организация, Всемирная организация здравоохранения и Всемирная продовольственная организация).

На втором этапе (2000-2002 годы) будет увеличено производство витаминов, биологически активных добавок к пище и других микроэлементов и разработана система экономического стимулирования отечественного производства продовольственного сырья пищевой продукции, витаминов и других микронутриентов. Субъектами Российской Федерации реализуются программы преодоления дефицита основных пищевых веществ и продуктов.

В научной сфере проводятся фундаментальные, комплексные и междисциплинарные исследования в области науки о питании и смежных областях, в том числе по уточнению потребностей человека в пищевых веществах и энергии, защитных свойств пищи, выполняются прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новейших технологий производства, переработки, хранения и транспортирования продовольственного сырья и пищевых продуктов.

На третьем этапе (2003-2005 годы) предусматривается совершенствование системы государственного контроля качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов на всех стадиях производства, формирование системы адресной помощи малоимущим слоям населения, преодоление негативных тенденций в состоянии здоровья нации, улучшение структуры потребления пищевых продуктов, в том числе обогащенных витаминами, микроэлементами, биологически активными добавками, стабилизация и снижение частоты заболеваний, обусловленных недостаточным потреблением пищевых веществ, улучшение антропометрических показателей детей и подростков, снижение распространенности анемии среди детей раннего возраста, женщин детородного возраста и беременных, преодоление последствий дефицита фтора и йода.

В последующий период будет стабилизироваться производство и потребление основных видов пищевых продуктов, витаминов и биологически активных добавок на основе укрепления экономики страны, повышения покупательной способности и культуры питания населения, создания новых, научно обоснованных рецептур продуктов для различных социальных и возрастных групп населения.

3. Основные принципы государственной политики в области здорового питания

Государственная политика в области здорового питания населения основывается на следующих принципах:

б) пищевые продукты не должны причинять ущерб здоровью человека;

в) питание должно не только удовлетворять физиологические потребности организма человека в пищевых веществах и энергии, но и выполнять профилактические и лечебные задачи;

г) рациональное питание детей, как и состояние их здоровья, должны быть предметом особого внимания государства;

д) питание должно способствовать защите организма человека от неблагоприятных условий окружающей среды.

Государственная политика в области здорового питания населения строится на основе постоянного наблюдения за состоянием питания и здоровья и прогнозов развития науки и техники в области производства сельскохозяйственного сырья, пищевых продуктов. Фундаментальные и прикладные научные исследования развиваются опережающими темпами в наиболее перспективных направлениях, расширяют познания человека о его потребностях в пищевых веществах и энергии, о свойствах сырья и продуктов, создают технологическую основу для совершенствования процессов производства продовольствия и являются важнейшим фактором государственной политики.

4. Основные направления государственной политики в области здорового питания

Определены следующие направления государственной политики в области здорового питания населения:

1) в области формирования нормативной базы предусматривается совершенствование этой базы, регулирующей производство, хранение, транспортирование, сбыт, реализацию, качество и безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов, повышающей заинтересованность отечественных предприятий в увеличении объемов производства и повышении качества продовольствия;

2) в области производства продовольственного сырья необходимо осуществить меры по:

развитию интегральных систем ведения земледелия, созданию высокопродуктивных и экологически сбалансированных агроэкосистем, обеспечивающих значительное повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных;

проведению исследований в области трансгенных форм растений и животных и созданию на их основе новых сортов и гибридов, пород и линий с высокой устойчивостью к экстремальным условиям среды, обеспечивающих стабильное производство качественного сырья для нужд человека;

разработке нового поколения диагностических и лечебных препаратов для борьбы с распространенными болезнями сельскохозяйственных животных, в том числе и вирусного происхождения;

разработке новых технологий и технических средств для увеличения производства сбалансированных кормов для животноводства;

выделению экологически чистых зон, обеспечивающих сырьем в первую очередь предприятия по производству детских пищевых продуктов;

совершенствованию экономического механизма природопользования, направленного на экологическое оздоровление природной среды и сельскохозяйственных угодий;

3) в области производства пищевых продуктов предусматривается:

а) совершенствование биотехнологических процессов переработки сельскохозяйственного сырья, включая:

получение новых видов пищевых продуктов общего и специального назначения с использованием ферментных препаратов и биологически активных веществ;

использование побочного сырья пищевой и перерабатывающей промышленности для производства полноценных продуктов питания и высококачественных кормов для животноводства;

б) создание технологий производства качественно новых пищевых продуктов с направленным изменением химического состава, соответствующим потребностям организма человека, в том числе:

продуктов питания массового потребления для различных возрастных групп населения;

продуктов лечебно-профилактического назначения для предупреждения различных заболеваний и укрепления защитных функций организма, снижения риска воздействия вредных веществ, в том числе для населения, проживающего в зонах экологически неблагополучных по различным видам загрязнений;

продуктов питания для военнослужащих и групп населения, находящихся в экстремальных условиях;

в) создание отечественного производства витаминов, минеральных веществ, микроэлементов и других пищевых веществ в объемах, достаточных для полного обеспечения населения, в частности путем обогащения ими пищевых продуктов массового потребления;

г) организация крупнотоннажного производства пищевого белка и белковых препаратов, предназначенных для обогащения пищевых продуктов;

д) совершенствование систем хранения продовольствия на всем пути продвижения сырья и готовой продукции от поля или фермы до потребителя, обеспечивающих сохранение качества и снижение потерь полезной продукции;

4) в области профилактики алиментарно-зависимых состояний и заболеваний требуется разработка и реализация комплексных программ, обеспечивающих:

ликвидацию существующего дефицита витаминов, макро- и микроэлементов (железа, кальция, йода, фтора, селена и др.) в первую очередь в экологически неблагополучных регионах;

профилактику распространенных неинфекционных заболеваний (гипертонической болезни, нарушения обмена веществ, онкологических заболеваний и др.);

повышение уровня образования специалистов в области науки о питании, а также населения в вопросах здорового питания с широким привлечением средств массовой информации;

расширение производства биологически активных добавок к пище;

5) в области обеспечения безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья намечается:

максимальное сохранение пищевой ценности и качества производимых продуктов за счет применения современных технологий и оборудования, исключающих возможности бактериального, химического и физического загрязнения;

осуществление наблюдения за объектами окружающей среды (почва, вода, воздух);

создание современной инструментальной и аналитической базы контроля качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов;

6) в области формирования у населения навыков здорового питания предусматриваются меры по:

ликвидации информационного дефицита в вопросах культуры питания и разработке программ обучения для специалистов, работающих в области медицины, образования, общественного питания, производства и переработки пищевых продуктов;

созданию образовательных программ для населения;

внедрению современных компьютерных систем сбора, хранения и обмена информацией, включая использование глобальных сетей;

созданию информационно-издательских программ;

7) в области рационализации детского питания намечается решение следующих задач:

разработка и реализация комплексной программы поддержки грудного вскармливания;

обеспечение детей раннего возраста специализированными продуктами;

обеспечение больных детей специализированными продуктами лечебного питания;

организация в установленном порядке горячего питания детей в учреждениях общего образования;

8) в области разработки медицинских аспектов здорового питания необходимо предусмотреть следующие меры:

осуществление постоянного наблюдения за состоянием питания, пищевым статусом, распространенностью алиментарно-зависимых заболеваний и состоянием здоровья различных групп населения в регионах Российской Федерации;

уточнение потребностей различных возрастных групп населения в пищевых веществах и энергии, разработка на их основе рекомендаций по питанию;

подготовка кадров в различных областях науки о питании в учебных заведениях медицинского и пищевого профиля;

9) в области обеспечения доступности пищевых продуктов для малоимущих слоев населения важно создать систему выявления нуждающихся в адресной помощи и разработать различные виды этой помощи, в том числе продуктами, обогащенными незаменимыми факторами и биологически активными добавками, а также механизм и методические подходы ее реализации.

5. Механизм реализации государственной политики в области здорового питания

Основными элементами механизма реализации государственной политики в области здорового питания населения являются следующие:

государственный контроль за качеством сельскохозяйственного сырья и готовой продукции на стадиях производства, транспортирования, хранения и сбыта в соответствии с законодательством Российской Федерации;

выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники в сфере производства и потребления продовольствия, формирование федеральных и региональных целевых, научно-технических и других программ, предусматривающих научно-технические и технологические решения по приоритетным проблемам питания, разработку принципиально новых техники и технологий, способных коренным образом повлиять на структурные изменения в сфере производства продовольствия, витаминов и пищевых добавок;

опережающее развитие фундаментальных исследований в перспективных направлениях производства и потребления продовольствия;

проведение постоянной пропаганды принципов здорового питания на основе современных требований медицинской науки;

совершенствование государственной системы стандартизации и сертификации продовольственного сырья, пищевых продуктов, добавок и производств, приведение ее в соответствие с требованиями международной практики;

создание системы анализа и оценки информации о достижениях и тенденциях развития отечественной и зарубежной науки и техники в области здорового питания и производства качественных пищевых продуктов и добавок, подготовки прогнозно-аналитических материалов, используемых для формирования и эффективного проведения государственной политики;

развитие системы подготовки и переподготовки кадров всех уровней в области сельскохозяйственного производства, пищевых технологий и гигиены питания.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 октября 1999 г. N 1119 в настоящий План внесены изменения

План
мероприятий первого этапа реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 августа 1998 г. N 917)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *