Что относится к основным видам деятельности по формированию электронной среды университета
Что относится к основным видам деятельности по формированию электронной среды университета
Информационная образовательная среда (ИОС) всегда была основой любой образовательной системы. Изменения в экономической и социальной жизни общества, стремительное развитие информационных технологий, изменения на рынке труда все эти процессы существенно влияют на формирование современной информационной образовательной среды учебного заведения и ее роль в системе образования.
Исторически, информационные ресурсы вуза концентрировались в печатных изданиях, хранящихся в библиотеках и читальных залах. Носителями информационных ресурсов вуза выступали педагоги, лекции последних в виде рукописных конспектов становились главным информационным ресурсом студента при подготовке к экзамену или зачету. Важную роль в информационном обеспечении студентов и особенно аспирантов играли городские библиотеки и система межбиблиотечного обмена. Основной информационной технологией в этот период была технология изготовления ксерокопий бумажных источников информации, а также технология микрофильмирования. Трудно переоценить роль издававшихся реферативных журналов по различным направления науки и техники. Такие журналы позволяли оперативно отслеживать новые научные публикации как отечественных так и зарубежных ученых.
Следующим этапом развития информационной образовательной среды вуза стало внедрение и развитие компьютерной техники. Появились постоянные запоминающие устройства, позволяющие хранить большие объемы информации в электронном виде. Появились специальные программы – текстовые редакторы, позволяющие создавать электронные документы и сохранять их в памяти компьютера. Ну и наконец для переноса файлов с одного компьютера на другой стали использоваться сначала магнитные дискеты, а затем оптические диски. Но стать значимым информационным ресурсом все это смогло только с появлением персональных компьютеров и внедрения их в учебных заведениях. Появление персональных компьютеров ознаменовало появление новых по форме информационных ресурсов – электронных образовательных ресурсов, хотя роль их в учебном процессе пока оставалась весьма скромной. На этом этапе большее значение приобрели компьютерные программы для управления учебным процессом такие как электронный деканат, электронная приемная комиссия и др. Основными функциями этих систем стали ведение базы данных контингента абитуриентов и обучающихся, фиксация в электронном виде результатов текущей и итоговой аттестации, печать учебных форм и разнообразной учебной документации. В основном программное обеспечение для этих целей разрабатывалось специалистами самого учебного заведения.
Что касается учебного контента, то по мере внедрения и совершенствования персональных компьютеров стали разрабатываться электронные копии учебников на компакт-дисках. Как правило этим занимались специализированные издательства. Электронные диски с учебным материалом имели специальный формат представления данных, средства навигации по материалу, мультимедийные вставки, наборы оценочных средств. Диски имели средства защиты от копирования и тиражирования. Такие диски приобретались учебными заведениями и использовались в качестве библиотечного фонда наравне с печатными изданиями. Кроме того, сами вузы стали разрабатывать и распространять на компакт-дисках учебные материалы для своих студентов.
Важным этапом информатизации учебных заведений стало внедрение в вузах локальных вычислительных сетей и создание общих информационных ресурсов. Появились новые понятия: информационная система вуза, система электронного документооборота, электронная библиотека. Произошли изменения и в учебном процессе. Сначала калькулятор заменил логарифмическую линейку, а затем на смену калькулятору пришел персональный компьютер. Стали внедряться программные средства для обработки лабораторных данных, программные средства моделирования различных процессов. Если для исследования электронной схемы до появления программ моделирования требовалось прежде собрать такую схему, то с появлением специальных программ такие исследования позволяли проектировать и исследовать самые разнообразные по сложности электронные узлы и схемы. У вузов появились возможности через виртуальные лаборатории познакомить студентов с самыми разнообразными технологиями, устройствами, процессами.
Наибольшее значение в превращении электронной информационно-образовательной среды вуза в главную инновационную область его развития сыграло появление и повсеместное внедрение глобальной вычислительной сети Интернет и новых телекоммуникационных технологий [3]. Это связано в первую очередь с обеспечением доступности к электронным образовательным ресурсам, а также с возможностью взаимодействия всех участников образовательного процесса через разнообразные средства телекоммуникаций.
Появляется новая технология обучения, получившая название дистанционное обучение. Утрачивается главенствующая роль лекционных занятий, материал учебной дисциплины размещается в электронной библиотечной системе вуза и открыт через дистанционные технологии для всех студентов учебного заведения. Роль преподавателя существенно меняется. Можно выделить две составляющие: разработка электронных курсов и проведение практических занятий и консультаций. Существенные изменения происходят и в организации учебного процесса. Появляются новые формы занятий, основанные на использовании достижений современных компьютерных и телекоммуникационных технологий. Это видеолекции и вебинары, онлайн консультации, групповые проекты, виртуальные лаборатории.
Сегодняшний этап развития ЭИОС характеризуется тем, что электронная информационно-образовательная среда превратилась в необходимый и обязательный элемент в образовательной системе. Это обстоятельство нашло отражение в федеральном законе об образовании и в последних образовательных стандартах бакалавриата, которые определяют основные элементы ЭИОС, задачи, которые она должна решать и критерии оценки ЭИОС.
Основным критерием оценки качества ЭИОС является удовлетворение информационных потребностей всех групп пользователей, взаимодействующих с этой средой. Можно выделить четыре основные группы (рис. 1).
Рис. 1. Основные группы пользователей электронной информационно-образовательной среды вуза
1. Со стороны студентов основными информационными запросами являются информационные материалы распространяемые через сайт учебного заведения, а также электронные информационные ресурсы электронной библиотеки вуза и внешней электронной библиотечной системы (ЭБС). Освоение учебной программы требует наличия современных компьютерных классов, системного и прикладного программного обеспечения. Все большее значение для обучающихся приобретает использование в учебном процессе дистанционных образовательных технологий [4]. Новым элементом ЭИОС является возможность создания и ведения интерактивного портфолио.
2. Преподаватель с одной стороны является участником создания ЭИОС (готовит электронные материалы, разрабатывает программы), с другой стороны использует эту среду для ведения образовательной деятельности. Для него важными критериями являются: наличие условий работы со студентами в ЭИОС (современные компьютеры, программное обеспечение, оборудованные проекторами лекционные аудитории), наличие доступа к современным ЭБС, наличие стимулов разработки электронных ресурсов и работы в ЭИОС.
3. Для сотрудников структурных подразделений вуза важнейшим критерием качества ЭИОС является наличие в ее составе системы электронного документооборота, обеспечивающей автоматизацию всех основных операций начиная от приемной комиссии и заканчивая оформлением выпуска студентов.
4. Категория внешних пользователей ЭИОС имеет несколько основных подгрупп, отличающихся по виду информационных потребностей. Прежде всего это потенциальные абитуриенты учебного заведения, для которых важна информация об образовательных программах, условиях приема и обучения, об организации учебного процесса. Как правило такая информация доступна через сайт учебного заведения. Другая подгруппа внешних пользователей выполняет функции контролирующих органов. В первую очередь проверяется открытость учебного заведения путем анализа материалов размещенных на его сайте. Перечень материалов обязательных для размещения на сайте определяется нормативными актами и приказами федеральных органов власти. Еще одной функцией ЭИОС является формирование разнообразных электронных отчетов по результатам деятельности учебного заведения.
Разные группы пользователей имеются разные приоритеты и критерии оценки ЭИОС. Чтобы ЭИОС вуза служила улучшению реализации образовательных программ, улучшению управления учебным процессом, она должна быть спроектирована в соответствии с этими критериями. На рис. 2 представлена структура основных элементов ЭИОС университета.
Рис. 2. Типовая структура основных составляющих ЭИОС
Успех внедрения ЭИОС зависит от целого ряда предпосылок, важнейшими из которых являются:
— наличие в учебном заведении технических и программных средств информатизации рабочих процессов и практического опыта их эксплуатации;
— эффективная система научного, методического и организационного обеспечения процессов информатизации;
— в учебном заведении должна быть реализована система подготовки и переподготовки кадров в области информационных технологий.
Сегодня десятки разработчиков предлагают учебным заведениям самые разнообразные программные продукты и системы управления обучением [1]. Выбор как технических средств информатизации, так и программного обеспечения является важнейшим и ответственным этапом внедрения ЭИОС. Предлагаемые разработчиками программные платформы как правило имеют близкие наборы функций, ориентированные на автоматизацию учебной деятельности учебных заведений. Поэтому в качестве критериев выбора можно выделить:
— Удобство использования программного обеспечения. Преподаватель или методист не должны читать толстое руководство по использованию программного обеспечения или тратить время на то, чтобы понять, как можно создать тест. Программное обеспечение должно быть простым и открытым.
— Совместимость предполагает возможность использования одних и тех же учебных материалов в различных системах управления обучением. Примером совместимости может служить стандарт SCORM.
— Возможность доступа в ЭИОС с помощью разных программных и технических средств.
Особенностью сегодняшнего этапа развития ЭИОС и ближайшей перспективы является мощное воздействие мировых информационных образовательных ресурсов на образовательную среду учебного заведения. Результатом глобализации научно-технического прогресса и переходом от индустриального общества к обществу знаний можно считать формирование глобальной электронной информационно-образовательной среды. Характерными проявлениями глобализации в образовании можно считать появление открытых образовательных ресурсов, унификации программных средств управления учебными заведениями, развитие технологий дистанционного обучения, все большее использование облачных сервисов [5]. Все эти процессы заставляют вырабатывать новые подходы к формированию ЭИОС учебного заведения. Ключевыми признаками нового подхода являются интеграция образовательных ресурсов с другими участниками образовательного пространства, открытость, переход на новые инновационные технологии, изменение роли преподавателя [2].
Формирование информационной образовательной среды технического университета
Введение
В этой статье предлагаются к обсуждению понятия «информационной образовательной» и «информационной обучающей среды» университета. Перечисляются цель и задачи, принципы формирования информационной образовательной среды (ИОС) университета. Рассматриваются вопросы организационного обеспечения и некоторые направления деятельности по формированию ИОС Новосибирского государственного технического университета. Обсуждается распределенный образовательный портал НГТУ, а также роль крупных университетов в создании региональной информационной образовательной среды.
1. Информационная образовательная среда университета
Формирование информационной образовательной среды за последние годы стало одной из определяющих тенденций развития современного образования. Понятие информационной обучающей среды в наше время повсеместного распространения информационных технологий более естественно, чем ранее возникшее понятие обучающей среды (learning environment). Процесс управления и обеспечения современного образования также все в большей степени реализуется на базе информационных и телекоммуникационных технологий, что привело к широкому распространению термина «Информационная образовательная среда (ИОС)». В России с 2002 года выполняется Федеральная целевая программа «Развитие единой информационной образовательной среды (2001-2005 гг.)», в рамках которой разрабатываются проекты, нацеленные на формирование федеральной ИОС и ее региональных фрагментов. Очевидно, что эти проекты и вся Программа будут успешны, если их реализация будет основываться на формировании ИОС отдельных учебных заведений и, в первую очередь, ИОС крупных университетов.
Под информационной обучающей средой университета понимается комплекс современных информационных образовательных ресурсов с необходимым методическим, технологическим и техническим (в том числе телекоммуникационным) обеспечением, предназначенный для обучения. Очевидно, информационную обучающую среду можно рассматривать как фрагмент информационной образовательной среды, реализующей на современном уровне функции не только обучения, но и управления процессом образования и его качеством (от набора студентов и слушателей и маркетинга образовательных услуг до формирования и реализации образовательных программ). На наш взгляд, встречающееся представление ИОС в виде «программно-телекоммуникационной среды, обеспечивающей едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в среде Интернет » недостаточно полно, так как акцентирует внимание на технологической составляющей, оставляя без внимания содержательное и методическое наполнение образования, т. е. собственно образовательные ресурсы в информационном пространстве.
Основная цель информационно-образовательной среды университета состоит в обеспечении возможности удаленного интерактивного доступа (в авторизованном режиме, ориентированном на разные группы пользователей) ко всем образовательным ресурсам университета. При этом удаленный доступ подразумевает доступность информации как для преподавателей и сотрудников, так и для студентов и слушателей, как в университете, так и за его пределами, в любое время, в режимах on- и off-line. Под образовательными ресурсами понимается учебная, методическая, справочная, нормативная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации и прохождения всего образовательного процесса с гарантированным уровнем качества.
Формирование ИОС университета основывается на следующих принципах:
ИОС университета формируется постепенно (в любом крупном российском университете информационные технологии являются необходимой составляющей учебного процесса в той или иной степени уже не один десяток лет). Построение ИОС в современном ее понимании требует выполнения целого ряда задач, основными из которых являются следующие:
Данная статья посвящена опыту работы НГТУ по решению некоторых из перечисленных задач в соответствии с поставленными целями, а также перспективам развития ИОС университета.
2. Организационная структура, обеспечивающая создание, поддержку и развитие ИОС университета
Роль координатора деятельности по созданию ИОС в НГТУ выполняет Координационный Совет по дистанционному образованию под председательством проректора по учебной работе.
В Совет входят руководители подразделений, в наибольшей степени задействованных в решении вышеперечисленных задач, а именно: института дистанционного образования (ИДО), научно-методического центра (НМЦ), факультета повышения квалификации преподавателей (ФПКП), центра информационных технологий, центра лингвометодических информационных ресурсов, библиотеки, издательства.
В Совет также входят представители факультетов (кафедр)-«разработчиков», т. е. тех факультетов и кафедр, преподаватели и студенты которых по уровню своей квалификации способны быть разработчиками информационных образовательных ресурсов, например, факультетов автоматики и вычислительной техники, прикладной математики и информатики, кафедр экономической информатики (факультет бизнеса), оптических информационных технологий (радиотехнический факультет).
Такой состав Совета позволяет не только инициировать мероприятия по формированию ИОС, но и отслеживать складывающуюся ситуацию и координировать деятельность подразделений университета в соответствии с поставленной целью и сформулированными принципами.
За последние годы Совет организовал и провел 3 конкурса внутриуниверситетских грантов на электронные учебники с общим объемом финансирования из общеуниверситетского фонда более 300 тыс. руб. с предварительным согласованием технического задания и последующим приемом работ по этапам. Проведено 3 конкурса web-сайтов (и их разделов) образовательных подразделений (с объемом общеуниверситетского финансирования более 150 тыс. руб. ), что значительно стимулировало развитие общеуниверситетской сети web-сайтов.
Проведение конкурсов, выполнение грантов сопровождалось разработкой необходимой нормативно-методической документации: положение о конкурсах, типовое техническое задание, типовой договор с разработчиком и т. д. (представлено на сайте ИДО http://edu.nstu.ru), а также обсуждением результатов работы в сети и на семинарах. Совет инициировал и поддерживает работы по формированию медиатеки университета, в которых участвуют издательство, библиотека и ИДО. Медиатека создается из информационных образовательных ресурсов НГТУ, в том числе из электронных версий всех учебных изданий университета за последние годы, а также из ресурсов, закупаемых университетом. Деятельность медиатеки регулируется соответствующим положением.
При Совете функционирует семинар «Информационные образовательные технологии», на котором обсуждаются разработки сотрудников и студентов НГТУ, а также общие направления и тенденции в этой области. Создан и функционирует институт экспертов в области информационных образовательных технологий. Эксперты активно привлекаются к участию в семинарах, осуществлению экспертизы при проведении конкурсов и приемке готовых разработок, выполнению проектов, финансируемых Министерством образования РФ и международными организациями.
Совет координирует работы по формированию образовательного портала НГТУ. В настоящее время создается межфакультетское студенческое конструкторское бюро, в первоочередные задачи которого входит разработка электронных учебных материалов и web-сайтов для подразделений-«пользователей».
3. Повышение квалификации преподавателей для работы в информационной образовательной среде
Под руководством профессора Скок Г. Б. разработана образовательная программа по повышению квалификации специалистов в области открытого образования (3).
Дальнейшим развитием работ в этом направлении является полноценное обеспечение общения членов преподавательского сообщества на базе образовательного портала университета.
4. Распределенный портал НГТУ
Создание информационной образовательной среды университета в значительной степени обеспечивается формированием и поддержкой сетевых образовательных ресурсов, представленных с помощью веб-сайтов его факультетов, кафедр, научных и учебно-исследовательских лабораторий.
Разработка и поддержка образовательных сайтов, а следовательно, их структура, функции, обеспечивающие технологии, как правило, определялись и определяются отдельными энтузиастами и в недостаточной степени соответствуют задачам сегодняшнего дня.
Как уже было сказано выше, в НГТУ в течение нескольких лет проводились конкурсы веб-сайтов образовательных подразделений с целью стимулировать разработки в этом направлении, привлечь к этой работе квалифицированных преподавателей и студентов (информация о конкурсах представлена на сайте института дистанционного образования НГТУ: http://edu.nstu.ru).
Анализ образовательных сайтов университета, их обсуждение показали, что от отдельных разработок необходимо переходить к системному решению этого вопроса, к созданию университетского образовательного портала.
При этом у разработчиков этих сайтов остаются значительные степени свободы при решении программно-технологических и дизайнерских вопросов, при формировании информационного и методического наполнения сайтов, что позволяет не только обеспечивать постоянное развитие портала, но и поддерживать его в конкурентоспособном состоянии.
Существенным элементом распределенного портала является «инструментальный» веб-сайт, представляющий набор сервисов, позволяющих автору, не имеющему квалификацию программиста, выстроить образовательный сайт необходимой конфигурации по одному из предложенных дизайнерских решений.
Одной из серьезных проблем при формировании порталов является его целевая направленность. Желание предоставлять соответствующую информацию и соответствующие сервисы различным группам пользователей (от студентов и слушателей курсов до преподавателей и администраторов) приводит к необходимости построения и поддержки разнообразных «рабочих столов».
Существующие программные системы управления обучением, такие как WebCT, Catalyst, Blackboard и другие, обеспечивающие формирование такого рода «рабочих столов», вряд ли могут быть применимы в условиях российского образования.
Таким образом, возникает задача создания программной системы, которая не только позволяет формировать образовательные сайты для подразделений университета из некоторых «заготовок», но и дает возможность настраивать «рабочие столы» для различных групп пользователей в соответствии с желаемой конфигурацией. Такая задача решается в настоящее время в НГТУ.
5. Роль крупных университетов в создании региональной информационной образовательной среды
Тенденции современного образования таковы, что крупные университеты, традиционно являясь базой высшего и послевузовского профессионального образования, приобретают и новые функции, а именно:
Качественное выполнение университетом всех этих разнообразных функций невозможно вне информационной образовательной среды (2). На базе НГТУ при содействии программы Европейского Союза DELPHI создан региональный Центр ресурсов дистанционного образования (4). В рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой информационной образовательной среды (2001-2005 гг.)» разработан проект Новосибирского отделения регионального Центра ресурсов Сибирского федерального округа, создаваемого на базе НГТУ. В составе этого Центра создан Центр лингводидактических информационных ресурсов (6), планируется создание Центра тестовых технологий, что, в свою очередь, интенсифицирует формирование ИОС университета и способствует повышению конкурентоспособности университета на рынке образовательных услуг.
Литература
1. Афанасьев Ю. А., Казанская О. В. Элементы информационной обучающей среды в НГТУ // Открытое дистанционное образование. 2001. N 1(3). С. 42-45.
2. Востриков А. С., Гужов В. И., Казанская О. В. Роль технического университета в формировании информационной образовательной среды (проблемы, решения, перспективы) // Открытое и дистанционное образование, 2002. N 3(7). С. 20-24.
3. Образовательная программа для повышения квалификации специалистов в области открытого образования / Н. И. Лыгина, Г. Б. Скок, Л. Г. Макаревич и др. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002. 70 с.
4. Востриков А. С., Казанская О. В., Никитина Н. Ш. Региональный центр ресурсов открытого и дистанционного образования // Рабочие матер. к совещанию российских и европейских экспертов «Политика ОДО в Европейском Союзе и РФ». TACIS Services D61A, European Comission. М., 2001. С. 104-109.
5. Афанасьев Ю. А., Гужов В. И., Казанская О. В. Направления научной, научно-методической, инновационной и институциональной деятельности университета в контексте дистанционного образования // Открытое и дистанционное образование: анализ опыта и перспективы развития. Мат-лы межд. конф. Барнаул: Изд-во АГУ, 2002. С. 27-29.
6. Бовтенко М. А. Условия эффективной интеграции компьютерных технологий в процесс обучения иностранным языкам // Тез. 3-й междунар. конф. «Язык в поликультурном пространстве: теоретические и прикладные аспекты». Томск: Изд-во ТПУ, 2003. С. 16-18.
Информационно-образовательная среда
1.1. Понятие информационно-образовательной среды
Понятия «образовательная среда» и «информационная образовательная среда» не тождественны. Современный этап развития образования отличает информатизация, вследствие чего образовательная среда стала информационной – информационно-образовательной средой (ИОС). ИОС является продуктом информатизации образовательной сферы.
Основная цель ИОС – обеспечение перехода образования в новое качественное состояние, соответствующее информационному обществу.
ИОС – это средство осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным.
ИОС является многоуровневой иерархической средой. Выделяют следующие уровни:
— ИОС образовательного учреждения,
ИОС содержит ресурсы социально-информационной среды, используемые в образовании, специализированные ресурсы – информационно-образовательные (ИОР) и электронно-образовательные (ЭОР) ресурсы, методические ресурсы, ресурсы ИКТ. В современном образовании они стали средством поддержки преподавания любого учебного курса в образовательных учреждениях всех уровней.
Отметим, что ФГОС – часть образовательной среды. Это правовой документ, выражающий заказ общества, порядок и условия его реализации. При этом он регламентирует не только осуществление и развитие образования, но и развитие самой образовательной среды.
Основным компонентом образовательной среды является ИОС образовательного учреждения. Данный уровень ИОС поддерживает реализацию целей образования в конкретном образовательном учреждении с учетом специфики территориального расположения, условий, характеристиками реальных субъектов образования.
За основу понятия ИОС выберем ее определение, данное в Стандарте, пункт 26 (2, с. 49):
«Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».
В соответствии с данным Стандартом, каждое образовательное учреждение должно создавать собственную образовательную среду, как внутренний образ общей образовательной среды.
Общая образовательная (общеобразовательная) среда имеет следующую особенность: в отличие от локальных (школьных, вузовских и т. п.) образовательных сред она абстрактна, в ней абстрактно выражены и представлены на информационном языке все ее средства, ресурсы, технологии, методики. Это универсальная информационная модель реальной образовательной среды. Образы (проекции) этой универсальной модели составляют множество конкретных сред образовательных учреждений, создаваемых с учетом их специфики.
Создание эффективной (с точки зрения ее позитивного воздействия) ИОС является одной из важнейших задач образовательного учреждения. Согласно Стандарту ИОС ОУ «должна обеспечивать:
· информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
· планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
· мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
· мониторинг здоровья обучающихся;
· современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
· электронное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
· дистанционное взаимодействие школы с различными организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности» (2, с.49).
Личная информационно-образовательная среда – ИОС конкретной личности (ученика, педагога) как субъекта образования. Одной из задач ИОС школы является опосредованное управление личной информационной средой каждого ученика.
Возникают дополнительные требования к ИОС: организованность, упорядоченность, структурированность, наличие формализованных систем идентификации, адресов и ссылок, доступных субъектам образования, наличие «путеводителей» в многомерном пространстве ресурсов, чтобы неопытный субъект образования смог ориентироваться в этом пространстве, «не утонул в море информации».
Основное содержание ИОС составляют информационно-образовательные ресурсы – ИОР, в том числе электронно выраженные ИОР: электронно-образовательные ресурсы – ЭОР. Состав этих ресурсов определяет степень полноты и насыщенности ИОС.
Каждый информационно-образовательный ресурс, являясь целенаправленным средством обучения в предметной области, имеет определенное назначение, которое обусловливает требования к нему, содержание, форму выражения и порядок документирования.
ИОР и ЭОР являются предметами авторского и другого информационного права, имеют социальную значимость и в этом качестве подлежат защите и правовой охране.
Экспертная оценка, сертификация ИОР, проверка его на соответствие определенным требованиям и свойствам могут быть как обязательными (для учебников, учебно-методических пособий), осуществляемыми в порядке, установленном государством (законодательством, министерством), так и добровольными, проводимыми авторитетными, компетентными организациями.
Однако информационные ресурсы ИОС не исчерпываются множеством ИОР и ЭОР, составляющих ее первый и главный уровень. Второй уровень ресурсов ИОС составляют информационные ресурсы, имеющие образовательное значение. Информационными ресурсами образовательного значения являются печатные и электронные носители социокультуры, литературные источники (художественные, критические, научно-познавательные произведения), источники права, хранящиеся в открытых фондах и вовлекаемые в учебные процессы в соответствии с их целями и методами их реализации. Это ресурсы библиотек, Интернет, радио и телевидения, научно-познавательная литература, электронные документы.
Насыщение образовательной среды открытой информацией, необходимой для обучения и удовлетворения познавательных потребностей субъектов обучения, обеспечение ее доступности является одной из важнейших задач информатизации образования.
Методические ресурсы составляют научно-практические разработки по актуальным темам общего образования и предметного обучения. Эти документированные разработки, распространяемые в открытой печати, направлены на учебно-методическую сферу, учителей, студентов педагогических вузов. Следовательно, это тоже информационно-образовательные ресурсы, имеющие вполне определенное назначение и открытую сферу применения.
Информационными ресурсами в сфере образования и, следовательно, в ИОС являются источники права, законодательные документы. Никакие описания и комментарии не могут заменить первоисточники права. Поэтому каждый субъект образования должен уметь работать со стандартными автоматизированными правовыми системами.
Выделим базовые компоненты ИОС школы (1, стр. 89).
Учебная компонента. Одним из наиболее значимых компонентов среды является программно-методический комплекс, нацеленный на информатизацию учебной деятельности учебного заведения.
Учебная компонента ИОС взаимосвязана со средствами ИКТ, собранными в организационно-управленческой компоненте ИОС. Организационно-управленческая компонента ИОС – это система внутреннего управления ИОС и организации прямой и обратной связи с другими ее компонентами и пользователями – субъектами образования. В автоматизации организационно-управленческой деятельности школы получает применение множество программных систем, таких как планировщики занятий, системы бухгалтерского учета, средства расчета учебной нагрузки и тарификации, электронные базы данных о преподавателях, школьниках, средствах обучения и многие другие.
Учебная компонента ИОС содержит систему информационно-образовательных ресурсов – ИОР, в том числе, систему ЭОР, структурированных в соответствии с предметным обучением, тематикой и направлениями познавательной деятельности. Но возможно выделение специализированной ресурсной компоненты ИОС, интегрирующей информационные ресурсы образовательного применения.
Компонента оценки результатов обучения включает в себя средства измерения, оценки и контроля знаний, умений и навыков учащихся. Современные технологии, модели, формы оценки и контроля уровня учебной подготовки учащихся образуют самостоятельную систему. Широкий класс компьютерных и коммуникационных средств, предназначенных для автоматизации диагностики и контроля знаний, не укладывается в систему функционирования учебной компоненты среды. Поэтому целесообразно выделение этой системы в качестве самостоятельной компоненты ИОС.
Методическая компонента аккумулирует методические ресурсы, классифицированные по тематике и предметам обучения, в том числе имеющие электронное представление. Электронная библиотека методических ресурсов ИОС должна иметь свободный доступ и быть открытой для расширения. Она может как включаться в учебную компоненту ИОС, так и выделяться в самостоятельную компоненту.
Одной из существенных сфер деятельности образовательного учреждения являются научно-методические исследования педагогов, а также и учащихся. Целесообразно выделение специальной компоненты ИОС, интегрирующей средства информатизации научно-исследовательской деятельности, продукты творческого труда педагогов. Возможно ее включение в качестве подсистемы в методическую компоненту ИОС.
Внеучебная компонента ИОС. Информационные технологии способны поднять на более высокий уровень внеучебные мероприятия, непосредственно не связанные с содержанием основной учебной деятельности. Целесообразно использование компьютерных телекоммуникаций и в межличностном внеучебном общении.
Административная компонента ИОС. В административной компоненте ИОС образовательного учреждения должны быть представлены существенные факторы внешней среды, создающие условия образования и обучения в данном учреждении. Это, в частности, регламентирующие, нормативные документы, стандарты, ФГОС, законодательная база образования, правовые системы. Должна быть обеспечена их общедоступность.
Проектирование ИОС образовательного учреждения должно заранее предусматривать возможность ее последующего объединения с другими ИОС учебных заведений в единое информационно-образовательное пространство. На сегодня реальной и эффективной реализацией требования системной интеграции ИОС образовательных учреждений является создание общеобразовательной ИОС в телекоммуникационном web-пространстве Интернета.
Информационные и коммуникационные технологии ИОС смогут оказать положительное воздействие на процесс обучения только при условии грамотного использования их возможностей. Педагог приводит «механизм» ИОС в действие, вовлекая в него своих учеников и необходимые для этого информационные объекты – ресурсы и технологии ИОС. Педагог регулирует как процессы потребления ресурсов ИОС, так и процессы их дополнения своими собственными технологиями и ресурсами, включая ЭОР собственной разработки.
Общие тенденции развития социально-информационной среды – информатизация, глобализация, коммуникация – определяют и тенденции развития ИОС. Одна из тенденций – ориентация на общемировую коммуникационную сеть Интернет, вхождение в ее сферу на правах подсистемы. Интернет является интегрированным информационно-технологическим ресурсом общемирового значения. Он объединяет непрерывно расширяемое множество информационных объектов, учебных, методических и социокультурных ресурсов, ИОР, ЭОР. Правильное использование этого потенциала в образовательной сфере, как показывает практика, приносит положительные результаты.
Но следует учитывать, что виртуальный компьютерный мир кроме множества «плюсов» имеет и свои «минусы». При попадании в виртуальное познавательное пространство складывается ощущение доступности любой информации. Однако полагая, что любые конкретные знания можно получать средствами коммуникации по мере их необходимости, пользователи не уделяют должного внимания их усвоению и воспроизведению в памяти. В результате есть риск остаться только потребителями, имеющими лишь «виртуальные» знания.
Цель ИОС не в удовлетворении информационных потребностей любознательного человека и предоставление информации в готовом для этого потребления виде, а формирование личности, умеющей создавать производную информацию.
Следует рассматривать Интернет как интегрированный ресурс познания, образования и самообразования, обучения и самообучения, духовного и культурного развития человека.
1.2. Сетевые ресурсы для формирования электронной образовательной среды.
Современный учитель должен уметь конструировать электронную образовательную среду и направлять деятельность ученика в потоке информации. Индивидуальный маршрут и индивидуальные образовательные программы невозможно осуществить без электронной среды. Повышается ценность ИКТ-компетентности учителя, владения максимально возможным набором информационных инструментов, понимания что без электронной среды работа невозможна (стандарт ЮНЕСКО).
Облачные технологии последние несколько лет активно используются в образовательной практике. Они становятся альтернативой традиционной IT-инфраструктуры. Модель облачных вычислений обеспечивает доступ через Интернет к различным ресурсам: сетям, серверам, системам хранения данных, приложениям.
Часто крупные компании предлагают отдельные условия сотрудничества для образовательных учреждений, как например Microsoft или Google.
Облачные технологии в образовании используются в основном для: редактирования файлов, хранения данных, организации совместной работы, управления приложениями.
Редактирование файлов
В настоящее время разнообразие облачного инструментария позволяет редактировать файлы практически любого формата. Комплексы средств редактирования файлов представляют такие сервисы как Office Web Apps, Adobe Acrobat, Google Docs, Zoho и ThinkFree Online. В таблице 1.1. представлены некоторые примеры облачных программных продуктов для редактирования различных файлов – от текстовых до видео.