Что относится к основным процессам

Производственный процесс

Производство промышленной материальной продукции – сложнейший процесс, состоящий из множества этапов, от приема и хранения сырья, до реализации готового товара. В экономике совокупность всех этапов называется производственным процессом.

Производственный процесс (ПП) – комплекс действий, этапов, оборудования и орудий труда, применяемых на предприятии. Если он организован неправильно, качество товара снижается с одновременным увеличением себестоимости, что со временем приведет к банкротству.

Что относится к основным процессам

Классификация производственных процессов

Процесс изготовления товаров на предприятиях состоит из отдельных компонентов. Производственный процесс делится на несколько компонентов:

Группа основных процессов делится на нескольких подвидов:

Что относится к основным процессам

Количество вспомогательных отделов зависит от типа предприятия и особенностей производственного процесса. Они могут полностью отсутствовать, увеличиваться или уменьшаться при расширении номенклатуры или сложности изготовления.

Очень важно, чтобы вспомогательное производство было хорошо налажено, так как от него напрямую зависит бесперебойность основного процесса. Малейший сбой может привести к простою и убыткам предприятия.

По характеру протекания ПП делится на:

По характеру протекания ПП разделяется на:

Что относится к основным процессам

По степени механизации ПП бывают:

Исходя из типа взаимосвязи между процессами формы организации ПП бывают:

Принципы организации

Организация производственного процесса на предприятии основывается на различных принципах. Основные принципы организации ПП следующие:

Применяется на крупных предприятиях и предусматривает разделение всего процесса на операции, переходы и приемы. С помощью таких методов можно оптимизировать процесс, с учетом характеристик и особенностей оборудования, инструментов и трудовых ресурсов. Исходя из этого, работники концентрируются на отдельной операции, выполняя ее качественнее, быстрее, не распыляя внимание на выполнение других работ. Постепенный переход продукта от одной операции к другой, позволяет выполнять весь процесс производства, от начала до конца, без сложного обучения сотрудников.

Что относится к основным процессам

Предусматривает закрепление за производственным участком отдельной ограниченной группы продуктов, производство которых предусматривает выполнение однородных работ, незначительно отличающихся друг от друга.

С помощью принципа специализации можно повысить эффективность производства, уменьшить количество производственных участков, объединяя похожие операции на одном. Также можно эффективнее использовать территорию предприятия, уменьшить затраты на оборудование и заработную плату работников. Также работников легче обучить выполнять новые операции, так как они похожи на те, которые выполнялись ими ранее. За счет этого себестоимость и производительность труда значительно растет.

Принцип параллельности предусматривает изготовление отдельных элементов готового продукта одновременно в разных цехах или отделах производственной линии. Это позволяет сократить время от начала обработки сырья до получения готового товара.

Предусматривает расчет ПП таким образом, чтобы пропускная способность различных элементов предприятия была на одном уровне. Это позволяет различным линиям работать в нормальном режиме, без простоев и переработок. Если это принцип не соблюдается, главная линия может простаивать из-за недостатка вспомогательных компонентов.

Принцип непрерывности основывается на сведении к минимуму технологические остановки и паузы производственного процесса. Это позволяет значительно снизить время производства единицы продукции, а также повышение производительности труда и эффективности использования финансовых ресурсов. Данный принцип применяется на предприятиях массового производства, где объем заказов позволяет сохранять производственную норму на протяжении длительного периода. На некоторых предприятиях, где изготавливается товар сезонного характера, непрерывность производства может применяться в определенные периоды по определенной формуле.

Что относится к основным процессам

Этот принцип основан на принципе непрерывности, но предусматривает паузы. Применяется на предприятиях, объем производства которых сильно зависит от заказчиков. Позволяет быстро и эффективно увеличивать уровень выпуска и также быстро его снижать. Это очень важно, когда требуется удовлетворить требования заказчика к объему и качеству товара. Соблюдения этого принципа обеспечивает рациональность использования ресурсов и эксплуатации трудовых ресурсов.

Заключается в особой организации ПП и территории предприятия. Согласно этому принципу, предметы труда должны проходить минимальное расстояние за кратчайшее время между этапами обработки, и не должны возвращается на уже пройденный этап. Это достигается на этапе планирования помещений предприятия.

Основывается на автоматизации ПП, когда за счет автоматического оборудования снижаются затраты на оплату труда. Ручная работа заменяется специальным оборудованием и интеллектуальной работой операторов, следящими за системой показателей.

Этот принцип предусматривает возможность быстрого приспособления предприятия к изменениям экономической, политической и конкурентной ситуации. Обеспечивает быстрый, без значительных затрат, переход на изготовление похожей или кардинально другой продукции. Схема производственного процесса предусматривает то, что оборудование, в таком случае, легко переналадить, изменить его характеристики, убрать или добавить некоторые компоненты.

Предусматривает организации ПП таким образом, чтобы в случае возникновения форс-мажорных или дестабилизирующих ситуации, система саморегулировалась и возвращалась в норму без значительного управленческого вмешательства.

Это достигается за счет постоянного оперативного контроля и планирования, а также создания резервных запасов.

Компоненты производственного процесса

Производственный процесс из этапов и компонентов. Основные компоненты:

Основные стадии

При подготовке к выпуску товара стоит разделить стадии производственного процесса, количество и последовательность которых зависит от желаемого результата.

Что относится к основным процессам

Производственный процесс изготовления может состоять из следующих фаз:

Производственный процесс очень сложный, поэтом он дополнительно делится на стадии, фазы и операции.

Операции производственного процесса – часть ПП, которые выполняются рабочими на одном рабочем месте, с использованием различных инструментов, не изменяющихся со временем.

Операции разделены на 3 типа:

Правильное соблюдение очередности операций гарантирует стабильность и эффективность производства. Малейшее отклонение от процедуры может привести к застою производственной линии. Это недопустимо, так как может привести к убыткам предприятия.

Источник

Какие типы бизнес-процессов существуют?

Что относится к основным процессам

Основные процессы

Основные процессы — это процессы которые образуют сквозную цепочку создания ценностей для клиентов, начиная с закупки материалов до конечного продукта..

Основные процессы выстроены хорошо, если клиент полностью удовлетворен качеством продукта или услуги.

Давайте приведем пример основных процессов для некой производственной компании. Это могут быть такие процессы, как: закупка материалов для производства продукции, продвижение товаров на рынке, деятельность связанная с рекламой и увеличением числа клиентов, маркетинг.

Что относится к основным процессам

Результатом маркетинговой деятельности является клиенты, которые хотят что-то у нас приобрести, тогда появляется процесс продажи продукта, процесс доставки товаров клиентам и послепродажное обслуживание, может быть какой-то особенный сервис.

= >> Напишите в комментариях, какие основные процессы существуют в вашей компании?

Обеспечивающие процессы

Если основные процессы все выводят на конечного клиента на рынке, то для обеспечивающих клиентом является какой-то внутренний потребитель: сотрудники подразделения компании и внутренние основные процессы. Так, например, один отдел в компании будет внутренним клиентом для другого отдела компании.

Можно сказать, что это процессы, которые обеспечивают нормальную бесперебойную работу компании.

Что относится к основным процессам

Обеспечивающих процессов в каждой компании не меньше, чем основных. Обеспечивающие процессы могут влиять на конечный результат, который получает клиент, только опосредованно, не напрямую.

Процессы развития

Если основные процессы дают результат в виде продукта для клиента, то процессы развития дают результат в виде продукта для бизнеса, то есть каждый процесс развития создает какой-то актив, который нужен бизнесу, для того чтобы улучшить какие-то бизнес-характеристики.

Например, улучшить конкурентоспособность, повысить прибыльность, снизить затраты, повысить эффективность на каких-то участках и так далее.

Новые продукты и услуги — это типичный процесс развития, в который мы инвестируем, неся определенные риски, за это платят акционеры и компания. То есть в конечном счете компания инвестирует свою прибыль в создание новых продуктов, создание новых брендов. Всегда создается какой-то актив — материальный и нематериальный.

Здесь перечислены виды активов, которые могут создаваться в различных процессах

Что относится к основным процессам

Очень удобно структурировать процессы развития по видам активов: создание нового

бренда, создание каких-то новых структурных подразделений и филиалов в новых регионах, создание новых направлений в бизнесе, диверсификация, внедрение или модернизация новых информационных систем, создание каких-то организационных систем, внедрение системы планирования и т.д.

Цель процессов развития — улучшить показатели бизнеса.

Важное отличие: основные процессы делаются за счет средств клиента, и клиент оплачивает нам товары и услуги, а процессы развития финансируются за счет прибыли компании или привлеченных внешних инвестиций, то есть это всегда инвестиционные процессы.

=>> Напишите в комментариях, какие процессы развития вы выделили в вашей компании?

Процессы управления

В отличие от всех предыдущих типов процессов, процессы управления ничего не производят, в них нет никакого продукта, но без них ничего не работает.

Это деятельность над деятельностью, как говорил Георгий Щедровицкий.

Практически всем процессам — основным и обеспечивающим, процессам развития, соответствуют какие-то процессы управления. Еще одна особенность процесса управления в том, что они все имеют одинаковую структуру.

Все остальные типы процессов имеют различную структуру, а в процессах управления одинаковая последовательность действий. Один процесс управления от другого будет отличаться только по содержанию.

То есть любой процесс управления, на каком бы уровне он не происходил: стратегическом, тактическом или оперативном, к какой бы функциональной области не относился, имеет определенные основные элементы: определение целей, планирование, мониторинг тех показателей, которые мы поставили, как целевые, анализ, как важный элемент, позволяющий нам понимать, что происходит в нашей системе, и служит основой для принятия решений и пр.

Что относится к основным процессам

Процессы развития больше похожи на проекты, потому что они обычно не цикличные, а единоразовые. Например, внедрение новой системы управления, на мой взгляд следует рассматривать, как процесс, и управлять соответственно.

Надо понимать, что в основе проекта лежит процесс, есть 12-15 базовых процессов управления проектами, то есть проектами управляют через процесс, поэтому о процессах развития правомерно говорить, но понимая, что на самом-то деле каждая конкретная задача развития решается в форме проекта.

Источник

Классификация бизнес-процессов организации

Что относится к основным процессам

Что относится к основным процессам

Виды процессов

Большинство руководителей совершенно не задумываются о бизнес-процессах. И это вполне естественно. Хотят они того или нет в их бизнесе процессы происходят постоянно: процессы маркетинга и продаж, производственные процессы, процессы закупки и логистики, финансовые процессы. Чем крупнее бизнес, тем большее количество процессов происходит в единицу времени и тем острее становится вопрос регламентации таких процессов. Особенно это становится актуальным если компания решает произвести их автоматизацию.

Хаос невозможно автоматизировать. Автоматизация хаоса приводит к еще большему хаосу. Дм.Потапенко

Давайте представим, что наша компания это организм в котором происходят множество бизнес-процессов. Наша компания занимается оптовой и розничной торговлей. Компания небольшая – всего несколько человек. Клиенты приезжают в офис компании, небольшой склад находится в том же здании что и основной офис.

Мы только что описали процесс продажи товара постоянному покупателю и этот процесс можно представить в виде 3 шагов:

Схематически это выглядит так:

Что относится к основным процессам

Только что мы с вами описали сквозной бизнес-процесс.

Сквозной (или межфункциональный) бизнес-процесс – бизнес-процесс, полностью или частично включающий деятельность, выполняемую структурными подразделениями организации, имеющими различную функциональную подчиненность.

Рассмотрим процесс обслуживания клиента или, другими словами, процесс сбыта. С одной из точек зрения можно отнести к этому процессу следующие виды деятельности:
– анализ рынка (отдел маркетинга);
– анализ заявки клиента и подготовка договора (отдел сбыта);
– согласование договора (юридический отдел);
– анализ возможностей производства (производственный отдел);
– расчет плановой себестоимости заказа (планово-экономический отдел);
– анализ состояния расчетов с клиентом (финансовый отдел);
– мониторинг состояния заказа в производстве (отдел сбыта);
– отгрузка готовой продукции (склад);
– фактурирование (бухгалтерия);
– и проч.
Таким образом, рассматриваемый сквозной процесс будет включать деятельность, выполняемую в следующих подразделениях: отдел маркетинга, отдел сбыта, юридический отдел, производственный отдел, планово-экономический отдел, финансовый отдел.

Внутри сквозного процесса находятся подпроцессы, которые находятся в каждом шаге сквозного процесса. И этих подпроцессов есть свои участники: продавец и клиент, бухгалтер и клиент, кладовщик и клиент. Каждый из участников совершает определенный набор действий которые приводят к определенному результату.

Вложенный бизнес-процесс (подпроцесс) – cамостоятельный бизнес-процесс, инициируемый в ходе выполнения некоторого родительского бизнес-процесса.

Сами по себе подпроцессы “висят в воздухе” и без понимания того на каком они находятся месте в сквозном процессе у них нет привязки к результату деятельности компании. Многие руководители не понимают этого и зацикливаются исключительно на части процессов которые происходят в их подразделениях тем самым укрепляя межфункциональные барьеры внутри организации.

Только что мы рассмотрели классификацию процессов по их видам, теперь же давайте перейдем к классификации по их категориям.

Категории процессов

Категория процесса определяется по его цели и добавочной ценности создаваемой в ходе процесса.

Для определения категории процессов можно пользоваться разными подходами:

Для определения того к какой категории относится наш процесс надо ответить на 3 вопроса:

По ответам на эти вопросы можно выделить три категории процессов: основные, вспомогательные и управления

Что относится к основным процессам

КатегорияЦельЦенностьКлиент
Основные1. Удовлетворить потребность клиента в продукте компании

2. Заработать, продавая свой продукт

Потребительская ценность от продукта, который получает клиентВнешний покупатель
Вспомогательные1. Удовлетворить потребность клиента БП в добавочной ценности, создаваемой в БП

2. Снизить затраты на сам БП

3. Повысить эффективность участников БП

Добавочная ценность, которая создается участниками БП для клиента1. Внутренний клиент БП – сотрудник компании

Управления1. Удовлетворить потребность сотрудников компании в управленческих целях

2. Принять управленческое решение

3. Реализовать управленческое решение

Управленческое решение, принятое и реализованноеСотрудники или руководители компании

Теперь давайте дадим определение того, кто является клиентом процесса и каким (внешним или внутренним)

Клиент (потребитель) процесса – субъект использующий результаты процесса. Для клиента процесса важно качество, стоимость и время предоставления результата

Что относится к основным процессам

Внешние клиенты рассматриваются по отношению к организации в целом, при этом ими являются не только потребители ее продукции или услуг. Можно выделить пять основных групп лиц, которые заинтересованы в том, что деятельность организации была успешной:

Внутренними клиентами процесса являются подразделения (исполнители процессы) использующие результат выполнения (выход) процесса

Основные бизнес-процессы

Основные бизнес-процессы – это процессы зарабатывания денег. Без этих процессов нет бизнеса. Такие процессы могут совершаться разными центрами финансовой ответственности, в том числе и центрами затрат.

Основные процессы направлены на производство товаров и услуг для конечного потребителя, т.е. именно для того, кто в итоге покупает и использует результаты процесса. Основные процессы создают добавочную стоимость. Результат процесса (его продукт) добавляет ценность конечному продукту. К примеру, помимо непосредственно производства, нам необходимо еще “упаковать” жидкость для мыльных пузырей так, чтобы это понравилось клиенту. Упаковка добавляет ценность продукту, а значит, данный процесс является основным.

Каждый основной бизнес-процесс можно рассматривать как решение определенной задачи или проблемы клиента. Но как определить является ли процесс основным? Для этого есть несколько критериев:

Пример процесса “Отгрузка товара клиенту с отстрочкой платежа”

ШагДокументыОтветственный
1Прием и обработка заявки клиентаЗаявка клиента

Счет на предоплату

Менеджер по работе с клиентами
2Получение предоплаты от клиентаБанковская выпискаБухгалтер-кассир
3Подготовка документов на отгрузкуПакет отгрузочных документовОперационист
4Подготовка заказа к отгрузкеРасходная накладнаяКладовщик
5Передача продукции клиенту и погрузка на машинуРасходная накладная

Кладовщик
6Напоминание о сроке оплатыКарточка клиента в CRMОперационист
7Обеспечение полной оплаты клиентомКарточка клиента в CRMМенеджер по работе с клиентами
8Получение окончательной оплаты от клиентаБанковская выпискаБухгалтер-кассир
9Завершение сделки и получение обратной связиЗаявка клиента

Карточка клиента в CRM

Менеджер по работе с клиентами

Вспомогательные бизнес-процессы

Вспомогательные бизнес-процессы необходимы для обеспечения нормальной и стабильной работы основных бизнес-процессов. Эти процессы не только помогают бизнесу зарабатывать деньги, но и способствуют наведению в нем порядка. Но вспомагательные процессы – это всегда издержки и их необходимо оптимизировать для повышения рентабельности бизнеса. Таких процессов в компании может быть очень много и их нужно научиться видеть.

К таким процессам можно отнести:

Все эти процессы клиент не готов оплачивать, потому что они ему не нужны, а нужны лишь самому предприятию. Однако без них оно существовать не способно.

Например, бухгалтерия есть в каждой компании, однако она не создаёт никакой ценности для клиента. Тем не менее, услуги бухгалтеров потребуются для того, чтобы предприятие могло нормально работать и производить свои основные ценности.

Критерием выделения вспомагательного процесса может являться использование результатов этого процесса многими подразделениями и процессами. Вспомагательные процессы не являются в организации менее важными и второстепенными. И при этом надо помнить что разделение на основные и вспомогательные тоже может быть достаточно условным.

Процессы управления

Эта группа бизнес-процессов необходима для принятия и реализации управленческих решений, а также для управления ресурсами компании. Эти процессы менее очевидны чем основные и вспомагательные.

Выделение в качестве объектов описания процессов управления требует измерения их эффективности и результативности. Но для большинства организаций (до 300-500 сотрудников) выделение таких процессов будет нецелесообразным и большинство таких процессов будут выступать в роли вспомагательных.

Выводы

Классификация бизнес-процессов на предприятии важна по нескольким причинам:

В рамках устоявшейся практики принято выделять основные, вспомогательные и процессы управления.

Основной процесс – процесс, преобразующий ресурсы для создания продукта, который используется внешними потребителями.

Вспомогательный процесс – процесс, поставляющий на вход других процессов обеспечивающие ресурсы.

Процесс управления – процесс, поставляющий на вход других процессов ресурсы по управлению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *