Что относится к основным обязанностям работников энергообъектов
1.1.7. Работники энергообъектов обязаны:
поддерживать качество отпускаемой энергии – нормированную частоту и напряжение электрического тока, давление и температуру теплоносителя;
соблюдать оперативно-диспетчерскую дисциплину;
содержать оборудование, здания и сооружения в состоянии эксплуатационной готовности;
обеспечивать максимальную экономичность и надежность энергопроизводства;
соблюдать правила промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений;
выполнять правила охраны труда;
снижать вредное влияние производства на людей и окружающую среду;
обеспечивать единство измерений при производстве, передаче и распределении энергии;
использовать достижения научно-технического прогресса в целях повышения экономичности, надежности и безопасности, улучшения экологии энергообьекта и окружающей среды.
Энергосистемой вырабатывается, передается и распределяется электрическая и тепловая энергия для удовлетворения нужд потребителей, бесперебойное снабжение которых является обязанностью работников электростанций, предприятий тепловых и электрических сетей, а также персонала ремонтных предприятий, обслуживающих энергетические объекты.
Ущерб от перерыва энергоснабжения, аварийного недоотпуска электрической и тепловой энергии оценивается не только тем количеством продукции, которая может быть недовыработана в результате недостаточного отпуска энергии. Перерыв в подаче энергии может вызывать невозместимые потери, расстроив на длительное время нормальный режим работы предприятий промышленности и сельского хозяйства, нормальную жизнь населенных пунктов. Так, на алюминиевом заводе прекращение подачи электроэнергии к электролитическим ваннам вызывает их выход из строя и необходимость проведения ремонта или влечет за собой серьезное нарушение режима работы ванн, требующее длительного времени на его восстановление. На цементном заводе внезапная остановка туннельной печи вызывает разрушение ее огнеупорной футеровки. На целом ряде химических производств прекращение подачи электроэнергии вызывает либо повреждение оборудования, либо порчу продукции. Нарушение электроснабжения животноводческих ферм, птицефабрик может повлечь за собой заболевание, и даже гибель животных и птиц. Особо важным потребителем электроэнергии являются электрифицированные железные дороги; прекращение электроснабжения не только влечет за собой нарушение графика движения и убытки от несвоевременной доставки груза, но и может привести к аварии на транспорте.
Выдерживание нормального качества отпускаемой энергии – частоты и напряжения электрического тока, давления и температуры пара и воды — имеет очень большое значение, как для потребителей энергии, так и для работы самих энергетических предприятий. Отклонение качества отпускаемой энергии от установленных норм должно рассматриваться как нарушение ПТЭ, за которое энергопредприятие, энергосистема и их работники несут ответственность.
Частота. Отклонение частоты электрического тока от нормального значения (50 Гц) означает для потребителей электроэнергии изменение частоты вращения всех электроприводов переменного тока и, следовательно, отклонение от нормального режима работы станков и агрегатов и изменение их характеристик. На электростанциях снижение частоты может вызвать повреждение лопаток паровых турбин из-за вибрации, привести к уменьшению производительности агрегатов собственных нужд. Повышение частоты может вызвать разрушение вращающихся механизмов.
Напряжение. При понижении напряжения в энергосистеме у электродвигателей уменьшается вращающий момент (в результате чего увеличивается скольжение у асинхронных двигателей) и возрастает потребляемый электродвигателем ток. Увеличение потребляемого тока ведет к возрастанию потерь активной мощности в электродвигателях и сети. Понижение напряжения в сети ведет к ухудшению освещенности рабочих мест и населенных пунктов, нарушает нормальную работу электроприборов. Кроме того, при значительном падении напряжения нередко происходит повреждение электродвигателей из-за перегрузки по току.
Отклонение частоты и напряжения в энергосистеме, как правило, происходит одновременно вследствие того, что мощность находящихся в работе агрегатов электростанций не соответствует нагрузке потребителей.
Одной из задач в электроэнергетике является приведение систем регулирования частоты и мощности к западным стандартам для обеспечения возможности параллельной работы с энергосистемами западных стран.
Давление и температура пара и воды. Режимы работы потребителей тепловой энергии рассчитаны на определенное количество тепла, давление пара и его температуру. Количество тепла, получаемого потребителем в паре в единицу времени, зависит от массового расхода пара, поступающего к потребителю, и от теплосодержания этого пара.
При уменьшении начального давления пара на электростанции снижаются его теплосодержание и температура насыщения. В этом случае для передачи неизменного количества тепла необходимо увеличить количество поставляемого потребителю пара, что не всегда возможно из-за ограниченной пропускной способности паропровода. Положение осложняется еще тем, что при снижении начального давления растет удельный объем пара, приводящий к дополнительному росту скорости и перепаду давления в паропроводе. В результате потребитель получает пар в недостаточном количестве и при пониженных температуре и давлении, что может полностью нарушить его технологический процесс.
Недоотпуск тепла с паром при неизменном давлении возникает и в том случае, когда снижается начальная температура перегретого пара.
Когда тепло передается горячей водой, то при неизменном количестве подаваемой потребителю воды получаемое им количество тепла прямо пропорционально температуре воды. Уменьшение количества тепла, получаемого потребителем, против установленных норм ухудшает работу его технологических аппаратов и может вызвать брак продукции. Снижение температуры воды против нормы может вызвать нарушение теплового режима у потребителей (расстройство циркуляции, снижение температуры помещений, замораживание участков сети и пр.).
Производство электрической и тепловой энергии во времени совмещается с процессом потребления энергии. Непрерывность процесса производства, распределения и потребления энергии предъявляет повышенные требования к надежности и согласованности работы всех звеньев энергосистемы. Поэтому электростанции, сети и установки потребителей связаны между собой общностью режима. Любое отклонение от нормального режима в какой-либо части сразу сказывается на всей энергосистеме. Поэтому в электроэнергетике первостепенной обязанностью персонала является строгое выполнение диспетчерских графиков нагрузки каждой электростанцией, а также обеспечение перетоков электроэнергии между энергосистемами. Нарушение графиков неизбежно влияет на бесперебойность энергоснабжения.
Основой бесперебойного энергоснабжения является обеспечение надежной работы основного и вспомогательного энергетического оборудования, которое достигается тщательным соблюдением требований ПТЭ, инструкций и других нормативно-технических документов по эксплуатации и ремонту оборудования. Важным фактором для обеспечения бесперебойного энергоснабжения является поддержание в исправном состоянии производственных зданий, в которых размещается оборудование и которые защищают его от внешних неблагоприятных воздействий, создают нормальные условия для технического обслуживания и ремонта оборудования. Исправное состояние технологических сооружений (топливоподачи, систем технического водоснабжения, золоудаления, дымовых труб, градирен плотин, каналов и др.) создает условия для нормальной работы энергетических агрегатов без ограничений по подаче топлива, подводу воды и т.п. Исправность коммуникаций (водо-, тепло- и электроснабжение) обеспечивает нормальное функционирование всех участков энергетического хозяйства и также оказывает влияние на бесперебойность энергоснабжения потребителей.
Основной задачей хозяйственной деятельности является обеспечение эффективности производства. Факторами, определяющими повышение эффективности производства и всей хозяйственной деятельности, являются: рост производительности труда, снижение материальных затрат и улучшение использования капитальных вложений. Для энергетиков важнейшей задачей является экономное расходование топлива. Электростанции являются крупнейшими потребителями топлива, и снижение его удельного расхода на 1 кВт∙ч отпущенной электроэнергии всего на 1 г дает в целом по стране около 0,6 млн т условного топлива в год.
Для гидроэлектростанций важнейшим показателем является удельный расход воды на отпущенную гидроэлектростанцией электроэнергию.
Электростанции являются крупными потребителями электроэнергии на привод механизмов, участвующих в производстве электроэнергии. Поэтому экономия электроэнергии на собственные нужды является также важным фактором повышения эффективности производства.
Для электрических сетей главным экономическим показателем является технологический расход электроэнергии на ее транспорт; для тепловых сетей — расход электроэнергии на циркуляцию сетевой воды и потери тепла в теплопроводах через тепловую изоляцию и с течами и парениями. Их снижение является важной задачей персонала электрических и тепловых сетей. На тепловых электростанциях в качестве топлива используются горючие газы, жидкое топливо (мазут, газотурбинное топливо) и твердое топливо (уголь, сланец, торф). Все виды этого топлива, за исключением антрацитового штыба, являются взрыво- и пожароопасными. Последствия взрывов и пожаров носят весьма тяжелый характер и сопровождаются разрушениями оборудования и зданий, не исключается возможность человеческих жертв. Поэтому знание и соблюдение требований правил безопасности труда в газовом хозяйстве, правил хранения, транспортирования и сжигания жидкого и твердого топлива, а также режимных требований, определяемых соответствующими разделами ПТЭ и эксплуатационными инструкциями, является обязательным.
Высокая насыщенность цехов электростанций электротехническим оборудованием в сочетании с повышенной температурой на рабочих местах и перечисленными выше другими факторами риска характеризует энергетическое производство как производство повышенной опасности. Поэтому первейшей обязанностью всех работников энергетических предприятий является также выполнение правил промсанитарии и безопасности труда. Небрежное отношение к соблюдению требований этих правил может привести к травмированию не только нарушившего правило, но и окружающих его людей.
Одной из важнейших государственных задач являются охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
1.1.8. На каждом энергообъекте между структурными подразделениями должны быть распределены функции и границы по обслуживанию оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций.
См. пояснения к п. 1.1.2 настоящего. Пособия.
05. Организационные мероприятия по обеспечению безопасного проведения работ в электроустановках.
5.1. Организационными мероприятиями, обеспечивающими безопасность работ в электроустановках, являются:
5.2. Работниками, ответственными за безопасное ведение работ в электроустановках, являются:
5.3. Работник, выдающий наряд, отдающий распоряжение, определяет необходимость и возможность безопасного выполнения работы. Он отвечает за достаточность и правильность указанных в наряде (распоряжении) мер безопасности, за качественный и количественный состав бригады, состоящей из двух работников и более, включая производителя работ, и назначение ответственных за безопасность выполнения работ, за соответствие выполняемой работе групп перечисленных в наряде работников, а также проведение целевого инструктажа ответственному руководителю работ (производителю работ, наблюдающему).
В случае отсутствия работников, имеющих право выдачи нарядов и распоряжений, при работах по предотвращению аварий или ликвидации их последствий допускается выдача нарядов и распоряжений работниками из числа оперативного персонала, имеющими группу IV. Предоставление оперативному персоналу права выдачи нарядов и распоряжений должно быть оформлено письменным указанием руководителя организации.
5.5. Работник, выдающий разрешение на подготовку рабочих мест и на допуск к работам в электроустановках, отвечает:
Допускается право выдачи разрешений на подготовку рабочих мест и допуск к работам на объектах электросетевого хозяйства предоставлять работникам из числа административно-технического персонала, уполномоченным на это письменным указанием руководителя (руководящего работника) эксплуатирующей организации (обособленного подразделения) при эксплуатации электроустановок, находящихся в оперативном управлении других субъектов электроэнергетики.
5.7. Ответственный руководитель работ отвечает за выполнение всех указанных в наряде мероприятий по подготовке рабочего места и их достаточность, за принимаемые им дополнительные меры безопасности, необходимые по условиям выполнения работ, за полноту и качество целевого инструктажа бригады, в том числе проводимого допускающим и производителем работ, а также за организацию безопасного ведения работ.
Ответственный руководитель работ должен назначаться при выполнении работ в одной электроустановке (ОРУ, ЗРУ):
Необходимость назначения ответственного руководителя работ определяет работник, выдающий наряд, которому разрешается назначать ответственного руководителя работ, и при других работах в электроустановках, помимо выше перечисленных.
5.9. Производитель работ отвечает:
Производитель работ, выполняемых по распоряжению, должен иметь группу III при работе во всех электроустановках, кроме случаев, указанных в пунктах 7.7, 7.13, 7.15, 25.5, 39.21 Правил.
Наблюдающим назначается работник, имеющий группу III.
Ответственным за безопасность, связанную с технологией работы, является работник, возглавляющий бригаду, который входит в ее состав и должен постоянно находиться на рабочем месте. Его фамилия указывается в строке «Отдельные указания» наряда.
5.11. Член бригады отвечает за соблюдение требований настоящих Правил, инструкций по охране труда соответствующих организаций и инструктивных указаний, полученных при допуске к работе и во время работы.
5.12. Организационно-распорядительным документом должно быть оформлено предоставление прав работникам, выдающим наряд, распоряжение, выдающим разрешение на подготовку рабочего места и допуск в случаях, определенных в пункте 5.14 Правил, допускающему, ответственному руководителю работ, производителю работ (наблюдающему), а также права единоличного осмотра.
5.13. Работникам, ответственным за безопасное ведение работ, разрешается выполнять одну из дополнительных обязанностей в соответствии с таблицей N 2.
Правомерно выполнение работником обязанностей допускающего и выдающего разрешение на подготовку рабочего места и допуск, при наличии у допускающего прав оперативного управления оборудованием, которое необходимо отключать и заземлять в соответствии с мерами безопасности для производства работ, и прав ведения оперативных переговоров с работниками, выполняющими необходимые отключения и заземления оборудования на объектах, не находящихся в оперативном управлении допускающего.Допускающий из числа оперативного персонала имеет право выполнять обязанности члена бригады.
На ВЛ всех уровней напряжения правомерно ответственному руководителю или производителю работ из числа ремонтного персонала выполнять обязанности допускающего в тех случаях, когда для подготовки рабочего места требуется только проверить отсутствие напряжения и установить переносные заземления на месте работ без оперирования коммутационными аппаратами.
5.14. Выдача разрешения на подготовку рабочего места и допуск осуществляются при необходимости производства отключений и заземлений электроустановок, относящихся к объектам электросетевого хозяйства, находящегося в эксплуатации субъектов электроэнергетики или иных собственников, в отношении которых осуществляется оперативное управление при оказании услуги по передаче электрической энергии потребителям.
5.15. Численность бригады и ее состав с учетом квалификации членов бригады по электробезопасности должны определяться исходя из условий выполнения работы, а также возможности обеспечения надзора за членами бригады со стороны производителя работ (наблюдающего).
Член бригады, руководимой производителем работ, при выполнении работ должен иметь группу III, за исключением выполнения работ на ВЛ в соответствии с пунктом 38.23 Правил, выполнять которые должен член бригады, имеющий группу IV.
В состав бригады на каждого работника, имеющего группу III, допускается включать одного работника, имеющего группу II, но общее число членов бригады, имеющих группу II, не должно превышать трех.
5.16. Оперативный персонал, находящийся на дежурстве, по разрешению работника из числа вышестоящего оперативного персонала разрешено привлекать к работе в бригаде с записью в оперативном журнале и оформлением в наряде.
Таблица N 2
Дополнительные обязанности работников, ответственных
за безопасное ведение работ.
Приказ Министерства энергетики РФ от 22 сентября 2020 г. N 796 «Об утверждении Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации»
2. Признать приказ Минтопэнерго России от 19 февраля 2000 г. N 49 «Об утверждении Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 16 марта 2000 г., регистрационный N 2150) не подлежащим применению.
3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
4. Настоящий приказ действует до 1 марта 2027 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 января 2021 г.
Регистрационный N 62115
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минэнерго России
от 22.09.2020 г. N 796
Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации
субъекты электроэнергетики и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии, в том числе объектами, функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
субъекты электроэнергетики и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства;
потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании иными (кроме указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта) электроустановками, функционирующими в составе электроэнергетической системы, на которых распространяется действие Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утверждаемых Минэнерго России в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Требования Правил также распространяются на работников указанных организаций, в том числе на персонал диспетчерских центров, центров управления сетями сетевых организаций, центров управления ветровыми (солнечными) станциями, персонал структурных подразделений потребителей электрической энергии, осуществляющих функции оперативно-технологического управления, персонал объектов электроэнергетики, ответственных за электрохозяйство потребителей электрической энергии и их заместителей.
3. Требования Правил не распространяются на потребителей электрической энергии и владельцев объектов электроэнергетики, являющихся физическими лицами.
4. Положения Правил распространяются на организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании атомными электростанциями, а также их персонал с учетом особенностей функционирования атомных электростанций, установленных законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии.
В случае если организация осуществляет эксплуатацию объектов по производству электрической энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, требования Правил применяются как в отношении работников такой организации, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией энергетического и электротехнического оборудования, так и в отношении работников, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией тепломеханического оборудования объектов по производству электрической энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и входящих в их состав тепловых сетей.
5. В Правилах используются термины и определения в значениях, установленных Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2020, N 31 (ч. I), ст. 5040) и Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 34, ст. 5483, N 51, ст. 8007), а также термины и определения, приведенные в приложении N 1 к Правилам.
II. Общие требования к организации работы с персоналом в организациях
6. В организациях должна быть организована и проводиться работа с персоналом в отношении работников, относящихся к следующим категориям:
Работа с персоналом, совмещающим профессии (должности), должна проводиться в полном объеме по его основной и совмещаемой профессии (должности).
В случае если организацией (ее филиалом, представительством) определены в отношении принадлежащих ей объектов электроэнергетики лица из числа административно-технического персонала, которым предоставлены полномочия оперативного персонала, оперативно-ремонтного персонала, на таких лиц распространяются требования, установленные Правилами для оперативного, оперативно-ремонтного персонала.
Порядок проведения работы с персоналом должен быть разработан на основании требований Правил, предусматривать проведение обязательных форм работы с персоналом, установленных настоящими Правилами, и учитывать обязательные мероприятия по подготовке персонала организации, предусмотренные иными нормативными актами, включая:
пожарно-технический минимум в порядке, установленном Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденными приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. N 645 (зарегистрирован Минюстом России 21 января 2008 г., регистрационный N 10938), с изменениями, внесенными приказами МЧС России от 27 января 2009 N 35 (зарегистрирован Минюстом России 25 февраля 2009 г., регистрационный N 13429), от 22 июня 2010 г. N 289 (зарегистрирован Минюстом России 16 июля 2010 г., регистрационный N 17880);
стажировку (включая обучение безопасным методам и приемам выполнения работ) для работников, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации и Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
Организации вправе вводить дополнительные формы работы с персоналом при условии обеспечения выполнения требований Правил и требований к квалификации персонала, установленных трудовым законодательством Российской Федерации, в том числе профессиональными стандартами.
8. Руководитель организации обязан обеспечить организацию и проведение работы с персоналом в организации.
Должностные лица организации, которым руководителем организации были переданы полномочия по организации и проведению работы с персоналом, обязаны в соответствии с объемом переданных полномочий организовать и проводить работу с персоналом в организации в соответствии с требованиями Правил и порядком проведения работы с персоналом.
9. Работники организации обязаны выполнять требования Правил и порядка проведения работы с персоналом, принятого в организации, в том числе своевременно проходить установленные для них обязательные формы работы с персоналом и мероприятия по подготовке персонала.
10. В отношении работников организаций в установленном Правилами порядке должны проводиться следующие обязательные формы работы с персоналом:
а) для административно-технического персонала:
предэкзаменационная подготовка и проверка знаний;
б) для диспетчерского персонала:
стажировка (включая ознакомление с особенностями функционирования объектов электроэнергетики);
подготовка по новой должности (рабочему месту);
предэкзаменационная подготовка и проверка знаний;
в) для оперативного и оперативно-ремонтного персонала:
стажировка (включая обучение работников рабочих профессий безопасным методам и приемам выполнения работ);
подготовка по новой должности (рабочему месту);
предэкзаменационная подготовка и проверка знаний;
г) для ремонтного персонала:
стажировка (включая обучение безопасным методам и приемам выполнения работ);
подготовка по новой должности (рабочему месту);
предэкзаменационная подготовка и проверка знаний;
д) для вспомогательного персонала:
предэкзаменационная подготовка и проверка знаний.
11. В отношении ответственного за электрохозяйство потребителя электрической энергии и его заместителей должны проводиться обязательные формы работы с персоналом и мероприятия по подготовке персонала, указанные в пункте 7 и подпункте «а» пункта 10 Правил в отношении административно-технического персонала.
В случае если ответственному за электрохозяйство потребителя электрической энергии или его заместителям предоставлены полномочия оперативного персонала, оперативно-ремонтного персонала, на таких лиц распространяются требования, установленные Правилами для оперативного, оперативно-ремонтного персонала.
В отношении работников потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании только объектами электросетевого хозяйства классом напряжения 0,4 кВ и ниже, присоединенными к объектам электросетевого хозяйства субъекта электроэнергетики на уровне напряжения 0,4 кВ, и (или) энергопринимающими установками, должны проводиться обязательные формы работы с персоналом и мероприятия по подготовке персонала, указанные в пунктах 7 и 10 Правил, с учетом особенностей, установленных Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утверждаемыми Минэнерго России в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
12. В каждой организации должны быть созданы и поддерживаться функционирование помещений для проведения работы с персоналом (технических кабинетов, учебных классов, полигонов, центров (пунктов) тренажерной подготовки), обеспечено оснащение их необходимыми средствами обучения, в том числе программно-техническими средствами, создана и поддерживаться в актуальном состоянии в бумажном и (или) электронном виде техническая библиотека.
В организациях, в которых в силу численности работников отсутствуют условия для создания и функционирования помещений для проведения работы с персоналом, допускается проводить работу по поддержанию и повышению профессионального уровня персонала с использованием материальной базы другой организации.
13. Для вводимых в работу новых и реконструируемых объектов электроэнергетики должно осуществляться опережающее обучение персонала. До начала проведения пробных пусков и комплексного опробования оборудования объекта электроэнергетики персонал должен пройти подготовку по новой должности (рабочему месту) и быть допущен к самостоятельной работе.
В указанных случаях стажировку и дублирование для персонала допускается проводить на других, однотипных с вводимыми в работу новыми и реконструируемыми объектами электроэнергетики или с применением заранее разработанных тренажерных комплексов.
14. Оформление, ведение, использование и хранение документов по организации и проведению работы с персоналом в организации должно осуществляться в бумажном и (или) электронном виде с соблюдением требований к ведению и хранению документации, необходимой для осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и оперативно-технологического управления, утверждаемых Минэнерго России в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
III. Подготовка по новой должности (рабочему месту) в организациях
16. Порядком проведения работы с персоналом в организации с учетом особенностей объекта электроэнергетики могут быть установлены дополнительные требования к условиям допуска и подготовке по новой должности как вновь принятого работника, так и работника, переводимого на новую должность внутри организации.
18. Для диспетчерского, оперативного и оперативно-ремонтного персонала программа подготовки по новой должности должна разрабатываться уполномоченным должностным лицом организации (ее филиала, представительства) индивидуально для каждого работника.
19. Программа подготовки по новой должности должна включать все этапы подготовки работника по соответствующей должности (рабочему месту) с указанием сроков их прохождения.
Длительность и объем каждого этапа подготовки должны определяться в зависимости от квалификации работника, в том числе уровня профессионального образования работника, наличия у него стажа работы по смежным должностям (профессиям), уровня его знаний и технической сложности объекта.
20. Программа подготовки по новой должности должна быть утверждена уполномоченным должностным лицом организации (ее филиала, представительства).
21. Подготовка по новой должности должна предусматривать этапы и проводиться в следующей последовательности:
предэкзаменационная подготовка и проверка знаний;
дублирование (для диспетчерского, оперативного и оперативно-ремонтного персонала);
противоаварийные тренировки (для диспетчерского, оперативного и оперативно-ремонтного персонала);
противопожарные тренировки (для диспетчерского, оперативного, оперативно-ремонтного и ремонтного персонала).
Подготовка по новой должности должна оканчиваться допуском к самостоятельной работе.
Теоретическая подготовка в период подготовки по новой должности должна являться частью предэкзаменационной подготовки и проводиться в режиме самоподготовки или иными способами, установленными в организации.
23. Аттестация работника по вопросам безопасности (для оперативного и оперативно-ремонтного персонала), аттестация работников, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике (для диспетчерского персонала), должны проводиться до допуска работника к дублированию.
IV. Стажировка в организациях
24. Стажировку должен пройти диспетчерский, оперативный, оперативно-ремонтный и ремонтный персонал.
25. Стажировка должна проводиться в объеме, определенном программой подготовки по новой должности.
27. Для руководителей смены объекта (начальник смены электростанции (группы электростанций), начальник смены цеха или иное лицо, осуществляющее оперативное руководство в отношении персонала, осуществляющего оперативное обслуживание выделенного оборудования электростанции, старшего в смене подстанции), оперативного персонала центра управления сетями программа подготовки по новой должности должна предусматривать прохождение стажировки на своем рабочем месте, а также стажировку на отдельных рабочих местах подчиненного оперативного персонала объекта (объектов) электроэнергетики такой организации, которые определяются в зависимости от особенностей объекта управления и организационной структуры организации.
28. Стажировка должна проводиться под руководством работника, ответственного за стажировку, назначенного организационно-распорядительным документом в порядке, предусмотренном организацией.
29. Местами стажировок должны являться:
30. В процессе стажировки работник должен:
отработать ориентирование на рабочем месте;
приобрести навыки при выполнении производственных операций;
изучить приемы и условия безаварийной, безопасной и экономичной эксплуатации обслуживаемого оборудования.
31. Допускается совмещение стажировки, проводимой в соответствии с настоящей главой, с видами стажировок, предусмотренных иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в пункте 7 Правил.
32. Допуск работника к стажировке должен быть оформлен организационно-распорядительным документом уполномоченного должностного лица организации (ее филиала, представительства), в котором указываются сроки стажировки и работник(и), ответственный (ые) за проведение стажировки.
33. Продолжительность стажировки устанавливается индивидуально. Минимальный срок стажировки должен составлять 2 рабочих дня (смены) на каждом рабочем месте, но не должен превышать 14 рабочих дней (смен).
34. Ознакомление диспетчерского персонала с особенностями функционирования объектов электроэнергетики должно проводиться на подстанциях, электростанциях, объектах потребителей электрической энергии, на которых имеются объекты диспетчеризации, в центрах управления сетями, выполняющих функции технологического управления и ведения в отношении объектов диспетчеризации.
Ознакомление диспетчерского персонала с особенностями функционирования объекта электроэнергетики должно проводиться под руководством работника объекта электроэнергетики, сетевой организации.
35. В процессе ознакомления с особенностями функционирования объектов электроэнергетики диспетчерский персонал должен ознакомиться с:
особенностями организации эксплуатации и оперативно-технологического управления оборудованием;
технической документацией, регламентирующей организацию производства переключений в электроустановках и ликвидацию нарушений нормального режима в электрической части объектов электроэнергетики.
36. Для организации ознакомления диспетчерского персонала с особенностями функционирования объектов электроэнергетики субъект оперативно-диспетчерского управления не позднее 3 рабочих дней до даты ознакомления должен в письменной форме направить уведомление о необходимости такого ознакомления в организацию, эксплуатирующую такие объекты электроэнергетики, с указанием их перечня.
Организация при получении указанного уведомления должна организовать ознакомление диспетчерского персонала с особенностями функционирования объектов электроэнергетики, указанных в уведомлении.
37. Оформление организационно-распорядительным документом ознакомления диспетчерского персонала с особенностями функционирования объекта электроэнергетики не требуется.
38. Продолжительность ознакомления диспетчерского персонала с особенностями функционирования объекта электроэнергетики определяется по согласованию между субъектом оперативно-диспетчерского управления и организацией (ее филиалом), эксплуатирующей такой объект электроэнергетики, и должна составлять не менее 1 рабочего дня.
39. В случае если порядком работы с персоналом, принятым субъектом оперативно-диспетчерского управления, дополнительно предусмотрена необходимость ознакомления с особенностями функционирования объектов электроэнергетики работников субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, не относящихся к категории диспетчерского персонала, такое ознакомление проводится по согласованию между субъектом оперативно-диспетчерского управления и организацией (ее филиалом), эксплуатирующей такие объекты электроэнергетики.
Порядок взаимодействия субъекта оперативно-диспетчерского управления и организаций по указанным в настоящем пункте вопросам определяется договорами возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, соглашениями о технологическом взаимодействии в целях обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России (технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы) или иными документами, подписываемыми указанными лицами и регулирующими порядок технологического взаимодействия между ними.
V. Предэкзаменационная подготовка, проверка знаний и аттестация работников в организациях
40. Проверка знаний должна проводиться в отношении персонала организаций, относящегося к категориям работников, указанным в пункте 10 Правил, и включать проверку знаний требований отраслевых актов и инструктивно-технических документов в сфере электроэнергетики, необходимых для исполнения работниками их должностных обязанностей (трудовых функций).
Для административно-технического, оперативного, оперативно-ремонтного, ремонтного и вспомогательного персонала организаций, эксплуатирующих объекты по производству электрической энергии, функционирующие в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, если в соответствии с должностными обязанностями (трудовыми функциями) данного персонала предусмотрена необходимость знания требований отраслевых актов и инструктивно-технических документов в сфере теплоснабжения, проверка знаний также должна включать проверку знаний требований указанных актов и документов.
Перечни документов для проверки знаний должны разрабатываться и утверждаться в порядке, установленном руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом. Работники должны быть предварительно ознакомлены с перечнем документов для проверки знаний.
Объем знаний для проверки по каждой должности (профессии) должен определяться на основании должностных обязанностей (трудовых функций).
42. Проверка знаний работников подразделяется на первичную, очередную и внеочередную.
43. Первичная проверка знаний должна проводиться у работников:
впервые поступивших на работу в организацию;
при перерыве в работе более трех лет.
44. Проверка знаний работников должна проводиться после прохождения предэкзаменационной подготовки.
Программы предэкзаменационной подготовки должны разрабатываться и утверждаться в порядке, установленном руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом.
При подготовке по новой должности предэкзаменационная подготовка должна проводиться в соответствии с программой подготовки по новой должности, отдельная программа предэкзаменационной подготовки в указанном случае не утверждается.
Проверка знаний диспетчерского, оперативного, оперативно-ремонтного и ремонтного персонала при подготовке по новой должности должна проводиться в сроки, установленные программой подготовки по новой должности.
Первичная проверка знаний работников, относящихся к категории административно-технического персонала или вспомогательного персонала, должна проводиться не позднее одного месяца после назначения на должность.
Перед первичной проверкой знаний работников, относящихся к категории вспомогательного персонала, в соответствии с утвержденными программами должна проводиться предэкзаменационная подготовка по требованиям отраслевых актов и инструктивно-технических документов.
Предэкзаменационная подготовка работников должна проводиться в специализированных образовательных организациях или в организации по месту работы. Допускается проводить предэкзаменационную подготовку в режиме самоподготовки.
45. Очередная проверка знаний работников (за исключением работников, указанных в абзаце первом пункта 52 Правил) должна проводиться:
Допуск персонала, указанного в абзаце втором настоящего пункта, к самостоятельной работе без прохождения очередной проверки знаний запрещается.
46. Очередная проверка знаний в организации должна осуществляться по графикам проверки знаний, ежегодно утверждаемым председателями комиссий, в которых будет проводиться проверка знаний. Работники должны быть ознакомлены с графиком проверки знаний.
47. Внеочередная проверка знаний должна проводиться независимо от срока проведения предыдущей проверки знаний в следующих случаях:
при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний работников. В указанном случае осуществляется проверка знаний требований, связанных с такими изменениями;
по решению руководителя или иного уполномоченного должностного лица организации (ее филиала, представительства) при установлении фактов нарушений работниками требований к обслуживанию и эксплуатации оборудования, требований охраны труда и пожарной безопасности;
если необходимость проведения внеочередной проверки знаний указана в качестве противоаварийного мероприятия в акте расследования причин аварии в электроэнергетике или предусмотрена актом расследования несчастного случая на производстве, произошедшего с работниками организации или на принадлежащих организации объектах электроэнергетики;
на основании предписания, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по результатам осуществления в отношении организации федерального государственного энергетического надзора;
при перерыве в работе по данной должности (рабочему месту) более 6 месяцев.
48. Объем и порядок проведения в отношении работника внеочередной проверки знаний должны быть определены председателем комиссии по проверке знаний.
49. Внеочередная проверка знаний не отменяет сроков проведения очередной проверки знаний в соответствии с утвержденным графиком проверки знаний (за исключением внеочередной проверки знаний, связанной с переводом работника на новую должность (рабочее место), повышением группы по электробезопасности).
50. Для проведения проверки знаний различных категорий работников в организации организационно-распорядительными документами должны создаваться постоянно действующие комиссии по проверке знаний следующих уровней:
центральная постоянно действующая комиссия по проверке знаний организации;
постоянно действующие комиссии по проверке знаний филиалов, представительств организации.
Допускается создание в организации:
постоянно действующих комиссий по проверке знаний структурных подразделений;
специализированных постоянно действующих комиссий для проверки знаний в отдельных областях, для отдельных категорий персонала или для отдельных структурных подразделений.
В зависимости от численности и функций филиалов, представительств организации допускается осуществлять проверку знаний их работников в центральной постоянно действующей комиссии по проверке знаний организации. В указанном случае комиссии по проверке знаний филиалов, представительств могут не создаваться.
Иерархия комиссий по проверке знаний, созданных в организации, должна определяться порядком проведения работы с персоналом.
51. Комиссия по проверке знаний должна состоять не менее чем из пяти человек, включая председателя и заместителя(ей) председателя комиссии. В состав комиссии по проверке знаний должны включаться работники из числа административно-технического персонала организации (ее филиала, представительства) по направлениям проверки знаний.
В случае если численность работников организации не позволяет образовать комиссию по проверке знаний в соответствии с указанными требованиями, проверка знаний должна проводиться в комиссии, формируемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора (его территориальным органом).
52. В случае если это предусмотрено нормативными правовыми актами по вопросам аттестации, указанными в абзаце втором пункта 7 Правил, председатель, заместители председателя и не менее двух членов центральной постоянно действующей комиссии организации по проверке знаний должны пройти аттестацию по вопросам безопасности в соответствующей области аттестации в порядке, установленном нормативными правовыми актами по вопросам аттестации, в аттестационной комиссии, формируемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора (его территориальным органом).
Остальные члены центральной постоянно действующей комиссии по проверке знаний организации должны проходить проверку знаний в центральной постоянно действующей комиссии организации.
В случае если в соответствии с нормативными правовыми актами по вопросам аттестации работники обслуживающих организаций, указанных в абзаце пятом пункта 2 Правил, не относятся к категориям лиц, подлежащим аттестации в аттестационной комиссии, формируемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора (его территориальным органом), все члены комиссии по проверке знаний такой организации должны проходить проверку знаний в созданной ею комиссии.
В случае если это предусмотрено организационно-распорядительными документами субъекта электроэнергетики (потребителя электрической энергии), владеющего на праве собственности или ином законном основании объектами электроэнергетики, в отношении которых обслуживающей организацией осуществляется выполнение работ или оказание услуг, или условиями договора между таким субъектом электроэнергетики (потребителем электрической энергии) и обслуживающей организацией, проверка знаний председателя, заместителя председателя и не менее двух членов центральной постоянно действующей комиссии по проверке знаний обслуживающей организации должна проводиться в комиссии по проверке знаний, формируемой указанным субъектом электроэнергетики (потребителем электрической энергии).
53. Председатель, заместители председателя и не менее двух членов постоянно действующей комиссии по проверке знаний филиала, представительства, структурного подразделения организации должны проходить проверку знаний в вышестоящей комиссии по проверке знаний, созданной в организации.
Проверка знаний остальных членов постоянно действующей комиссии по проверке знаний филиала, представительства, структурного подразделения организации должна проводиться в постоянно действующей комиссии по проверке знаний такого филиала, представительства, структурного подразделения.
54. При проведении проверки знаний должно присутствовать не менее трех членов комиссии по проверке знаний, включая председателя (заместителя председателя), при этом:
при проведении проверки знаний в центральной постоянно действующей комиссии по проверке знаний организации непосредственно членов данной комиссии, состав комиссии должен включать председателя комиссии (заместителя председателя) и не менее двух членов комиссии, прошедших аттестацию в аттестационной комиссии, формируемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора (его территориальным органом);
при проведении проверки знаний в постоянно действующей комиссии по проверке знаний филиала, представительства, структурного подразделения организации непосредственно членов данной комиссии состав комиссии должен включать председателя комиссии (заместителя председателя) и не менее двух членов комиссии, прошедших проверку знаний в вышестоящей комиссии организации.
55. Состав комиссии по проверке знаний должен быть подобран таким образом, чтобы области знаний, в которых в соответствии с пунктом 54 Правил проведена проверка знаний членов комиссии, охватывали все области знаний и направления компетенции члена комиссии или иного работника, у которого проводится проверка знаний.
56. Прохождение проверки знаний должно осуществляться в соответствии с порядком и формами проверки знаний, предусмотренными принятым в организации порядком проведения работы с персоналом.
57. Проверка знаний каждого работника должна проводиться индивидуально.
59. Если проверяемый работник не дал правильного ответа на более чем тридцать процентов вопросов от общего числа вопросов всех членов комиссии или на более чем тридцать процентов вопросов от общего числа вопросов по одной из областей проверки знаний требований отраслевых актов и инструктивно-технических документов, указанных в пункте 40 Правил, и знание которых требуется в соответствии с его должностными обязанностями (трудовыми функциями), то работнику должна устанавливаться общая оценка знаний «неудовлетворительно».
Решение об общей положительной оценке знаний работника (оценка «удовлетворительно», «хорошо», «отлично») должно приниматься большинством голосов членов комиссии по проверке знаний.
60. Допускается использование программного обеспечения для автоматизированной проверки знаний работников организации. В случае проведения проверки знаний с использованием программного обеспечения и получения неудовлетворительной оценки автоэкзаменатора итоговая оценка должна устанавливаться комиссией по проверке знаний по результатам устного опроса работника.
61. Результат проведения проверки знаний должен оформляться протоколом проверки знаний и удостоверением и фиксироваться в журнале учета проверки знаний.
Форма индивидуального протокола проверки знаний приведена в приложении N 2 к Правилам.
По решению председателя комиссии по проверке знаний и в соответствии с установленным в организации порядком проведения работы с персоналом допускается оформлять общий протокол проверки знаний группе работников филиала, представительства, структурного подразделения организации. Форма общего протокола проверки знаний приведена в приложении N 3 к Правилам.
Форма журнала учета проверки знаний приведена в приложении N 4 к Правилам. Страницы журнала учета проверки знаний должны быть пронумерованы и защищены от изъятий и вложений. Внесение записей в журнал учета проверки знаний должно осуществляться на основании протокола проверки.
Форма удостоверения приведена в приложении N 5 к Правилам.
62. Порядок хранения протоколов проверки знаний и журнала учета проверки знаний должен быть определен организацией с учетом требований пункта 14 Правил.
63. Работник, получивший неудовлетворительную оценку по результатам проверки знаний, к самостоятельной работе не допускается и обязан в срок не более одного месяца пройти повторную проверку знаний.
При получении работником неудовлетворительной оценки по итогам повторной проверки знаний работник к самостоятельной работе не допускается. В указанном случае принятие руководителем организации (ее филиала, представительства) решения о возможности продолжения с работником трудовых отношений, необходимости перевода работника на другую работу (должность), соответствующую его квалификации, или расторжения с работником трудового договора должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
64. Удостоверение о проверке знаний с записью результатов проверки знаний должно находиться у работника во время выполнения им должностных обязанностей (трудовых функций) и предъявляться по требованию контролирующих лиц.
65. В случае если в соответствии с нормативными правовыми актами по вопросам аттестации в отношении работников организации требуется проведение аттестации по вопросам безопасности в соответствующей области, для целей проведения указанной аттестации в организации должна быть сформирована центральная аттестационная комиссия.
По решению организации для проведения аттестации по вопросам безопасности могут создаваться:
аттестационные комиссии в обособленных подразделениях организации (ее филиалах, представительствах);
специализированные аттестационные комиссии для одной или нескольких областей аттестации по вопросам безопасности.
По решению организации допускается совмещение функций комиссий по проверке знаний, сформированных в порядке, установленном Правилами, с функциями аттестационных комиссий и прохождение аттестации по вопросам безопасности работников организации в комиссии по проверке знаний.
Допускается совмещение аттестации по вопросам безопасности работника, проводимой в аттестационной комиссии, созданной в организации, с проведением проверки знаний.
Прохождение аттестации по вопросам безопасности в комиссии организации должно осуществляться в порядке, аналогичном предусмотренному настоящей главой Правил для проведения проверки знаний. Результаты аттестации по вопросам безопасности работника должны оформляться протоколом заседания аттестационной комиссии. При совмещении аттестации по вопросам безопасности работника, проводимой в аттестационной комиссии организации, с проведением проверки знаний допускается оформлять результаты проверки знаний и аттестации по вопросам безопасности единым протоколом с обязательным включением в него сведений, предусмотренных приложением N 2 к Правилам.
66. Дублирование должно являться одним из этапов подготовки по новой должности для диспетчерского, оперативного и оперативно-ремонтного персонала, а также обязательной формой работы с указанным персоналом после перерыва в работе.
Дублирование должно проводиться:
после перерыва в работе от 60 календарных дней до 6 месяцев.
67. Продолжительность дублирования конкретного работника должна составлять:
Программу дублирования после перерыва в работе допускается не разрабатывать.
68. Допуск к дублированию при подготовке по новой должности должен быть оформлен организационно-распорядительным документом организации (ее филиала, представительства), содержащим сроки дублирования, указание лиц, ответственных за дублирование работника, допущенного к дублированию, предоставленные работнику, допущенному к дублированию, права (ведения оперативных переговоров, переключений) на период дублирования.
Допуск к дублированию после перерыва в работе более 30 календарных дней должен быть оформлен в порядке, определенном организацией.
О допуске к дублированию при подготовке по новой должности диспетчерского, оперативного и оперативно-ремонтного персонала должны быть уведомлены соответствующий персонал своей организации, а также персонал субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, с работниками которых осуществляется технологическое взаимодействие.
За действия работника, допущенного к дублированию на рабочем месте, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, в равной мере как сам работник, допущенный к дублированию, так и работник, под руководством и контролем которого проводится дублирование.
69. В период дублирования при подготовке по новой должности с работником должны быть проведены:
71. Если в период дублирования при подготовке по новой должности работник не приобрел достаточных производственных навыков, в том числе были выявлены ошибки в применении им отраслевых актов и (или) инструктивно-технических документов, являющихся обязательными для использования в работе и исполнения согласно его должностным обязанностям (трудовым функциям), или работник получил неудовлетворительную оценку по результатам контрольной противоаварийной или противопожарной тренировки, допускается продление срока его дублирования (но не более основной продолжительности) и дополнительное проведение контрольных противоаварийных и противопожарных тренировок. Продление дублирования должно быть оформлено организационно-распорядительным документом организации (ее филиала, представительства).
72. Если в период дублирования при подготовке по новой должности будет установлена профессиональная непригодность работника к выполнению требуемых по данной должности трудовых функций, процедура подготовки по новой должности должна быть прекращена. В указанном случае принятие руководителем организации (ее филиала, представительства) решения о возможности продолжения с работником трудовых отношений, необходимости перевода работника на другую работу (должность), соответствующую его квалификации, или расторжения с работником трудового договора должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
VII. Допуск к самостоятельной работе
73. Относящиеся к категориям диспетчерского, оперативного, оперативно-ремонтного и ремонтного персонала вновь принятые работники организации, работники, переводимые на новую должность (рабочее место), и работники, имевшие перерыв в работе более 6 месяцев, допускаются к самостоятельной работе после прохождения этапов подготовки в соответствии с индивидуальной программой подготовки по новой должности.
74. Первичный допуск к самостоятельной работе после прохождения подготовки по новой должности должен оформляться организационно-распорядительным документом организации (ее филиала, представительства).
75. О допуске к самостоятельной работе диспетчерского, оперативного, оперативно-ремонтного персонала, имеющего право ведения оперативных переговоров, должны быть уведомлены субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, с которыми организацией осуществляется технологическое взаимодействие.
76. Допуск к самостоятельной работе действует до срока очередной проверки знаний.
Оформление повторного допуска к самостоятельной работе диспетчерского, оперативного и оперативно-ремонтного персонала после проведения очередной проверки знаний не требуется.
77. Допуск к самостоятельной работе может быть отозван (прекращен) решением уполномоченного должностного лица организации (ее филиала, представительства) на основании:
неудовлетворительной оценки, полученной работником по результатам проверки знаний;
неудовлетворительной оценки, полученной работником повторно на индивидуальной противоаварийной или противопожарной тренировке;
нарушения работником требований отраслевых актов и (или) инструктивно-технических документов, являющихся обязательными для использования в работе и исполнения согласно его должностным обязанностям (трудовым функциям);
заключений (актов) комиссий, расследовавших несчастные случаи, аварии в электроэнергетике, пожары, инциденты;
принятых к исполнению предписаний, выданных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по результатам осуществления в отношении организации федерального государственного энергетического надзора.
78. Повторный допуск работника к самостоятельной работе в случае отзыва (прекращения) такого допуска в соответствии с пунктом 77 Правил должен осуществляться в соответствии с порядком проведения работы с персоналом, принятым в организации.
79. Перед допуском к самостоятельной работе персонала, имевшего перерыв в работе, независимо от проводимых форм подготовки в соответствии с занимаемой должностью он должен быть ознакомлен:
с изменениями в оборудовании, схемах и режимах работы энергоустановок;
VIII. Производственный инструктаж
80. Работникам организации, относящимся к категории диспетчерского, оперативного, оперативно-ремонтного и ремонтного персонала, должен проводиться производственный инструктаж.
В отношении административно-технического персонала производственный инструктаж проводится по решению руководителя или иного уполномоченного должностного лица организации (ее филиала, представительства).
81. Производственный инструктаж подразделяется на:
82. Плановый производственный инструктаж должны проходить работники, относящиеся к категории диспетчерского, оперативного, оперативно-ремонтного и ремонтного персонала.
83. Плановый производственный инструктаж должен проводиться по программам, разработанным и утвержденным уполномоченным должностным лицом организации (ее филиала, представительства). Программа планового производственного инструктажа должна разрабатываться (актуализироваться) ежегодно.
84. В объем программы планового производственного инструктажа должны включаться:
особенности и режимы эксплуатации оборудования в период его пуска, нормальной работы, останова, консервации;
принципы работы оборудования и устройств (комплексов) РЗА;
вопросы управления электроэнергетическим режимом и иные технологические вопросы.
85. Плановые производственные инструктажи для диспетчерского, оперативного и оперативно-ремонтного персонала должны проводиться ежемесячно.
Плановые производственные инструктажи для ремонтного персонала должны проводиться не реже одного раза в квартал.
86. Допускается проведение планового производственного инструктажа при проведении специальной подготовки для диспетчерского, оперативного и оперативно-ремонтного персонала.
87. Внеплановый производственный инструктаж должен проводиться:
при принятии новой или внесении изменений в действующую инструктивно-техническую документацию диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления, инструктивную документацию организации по вопросам, указанным в пункте 84 Правил, а также при принятии новой инструктивной документации организации, определяющей порядок технологических процессов и связанных с ними действий персонала при эксплуатации линий электропередачи, оборудования, устройств и автоматизированных систем управления, являющейся обязательной для использования в работе и исполнения согласно должностным обязанностям (трудовым функциям) работника;
по решению руководителя или иного уполномоченного должностного лица организации (ее филиала, представительства) при внесении изменений в обслуживаемые персоналом технологические схемы и оборудование, вводе в эксплуатацию новых или реконструированных (модернизированных, технически перевооруженных) линий электропередачи, оборудования, устройств (комплексов) РЗА, автоматизированных систем управления;
по решению руководителя или иного уполномоченного должностного лица организации (ее филиала, представительства) при установлении нарушений работниками требований отраслевых актов и (или) инструктивно-технических документов;
в случае непрохождения работником планового производственного инструктажа (по темам пропущенного инструктажа).
88. Производственный инструктаж допускается проводить как индивидуально с каждым работником, так и с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование.
89. Производственный инструктаж проводится непосредственным руководителем работника или уполномоченными для проведения инструктажа лицами.
90. Качество усвоенного при производственном инструктаже материала должно проверяться опросом инструктируемого работника.
91. Проведение производственного инструктажа регистрируется в журнале регистрации проведения производственных инструктажей. Форма журнала регистрации проведения производственных инструктажей приведена в приложении N 6 к Правилам.
Допускается регистрация проведения производственного инструктажа в одном журнале с регистрацией первичного на рабочем месте, повторного и внепланового инструктажей по охране труда. Допускается регистрация плановых производственных инструктажей диспетчерского, оперативного, оперативно-ремонтного персонала в индивидуальной программе специальной подготовки.
IX. Противоаварийные и противопожарные тренировки
92. Для работников, относящихся к категориям диспетчерского, оперативного, оперативно-ремонтного персонала, должны проводиться учебные и контрольные противоаварийные тренировки.
Организация и проведение противоаварийных тренировок, в том числе определение периодичности, объема и метода проведения противоаварийных тренировок, должны осуществляться в порядке, установленном Правилами проведения противоаварийных тренировок.
93. Для работников, относящихся к категориям диспетчерского, оперативного, оперативно-ремонтного и ремонтного персонала, должны проводиться учебные и контрольные противопожарные тренировки. Организация и проведение противопожарных тренировок должны осуществляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности, с учетом требований настоящей главы Правил.
94. Допускается совмещать проведение контрольных противоаварийных тренировок и контрольных противопожарных тренировок.
95. Работникам из числа диспетчерского, оперативного и оперативно-ремонтного персонала должны быть проведены:
Для ремонтного персонала, постоянное рабочее место которого находится на объекте электроэнергетики, периодичность и объем контрольной противопожарной тренировки должны определяться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности.
96. Контрольные, учебные противоаварийные и противопожарные тренировки должны проводиться в свободное от дежурства время, за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта.
По решению руководителя тренировки допускается проведение тренировки в течение дежурной смены, если это не препятствует выполнению участвующим в тренировке персоналом его основных должностных обязанностей (трудовых функций).
Время, затраченное на проведение тренировок, включается в рабочее время тренирующихся.
97. Оценка результатов проведения противоаварийных тренировок, прохождение работником, получившим неудовлетворительную оценку при проведении контрольной противоаварийной тренировки, повторной противоаварийной тренировки, а также принятие организацией решения о допуске работника к самостоятельной работе по результатам прохождения противоаварийной тренировки должны осуществляться в соответствии с Правилами проведения противоаварийных тренировок.
Работник, получивший неудовлетворительную оценку действий при проведении контрольной противопожарной тренировки, должен пройти повторную контрольную противопожарную тренировку в сроки, определяемые уполномоченным должностным лицом организации (ее филиала, представительства), но не позднее одного месяца.
При повторной неудовлетворительной оценке по результатам проведения контрольной противопожарной тренировки работник не допускается к самостоятельной работе. Допуск работника к самостоятельной работе в указанном случае осуществляется после предэкзаменационной подготовки, внеочередной проверки знаний и проведения с ним контрольной противопожарной тренировки.
X. Специальная подготовка
98. Специальная подготовка должна проводиться в отношении работников, относящихся к категории диспетчерского, оперативного и оперативно-ремонтного персонала.
99. Специальная подготовка персонала должна проводиться в рабочее время с отрывом от выполнения работником его основных должностных обязанностей (трудовых функций).
Продолжительность специальной подготовки работника должна составлять не менее 5 и не более 20 процентов рабочего времени. Конкретная продолжительность специальной подготовки, а также порядок или способ учета рабочего времени определяются в соответствии с порядком проведения работы с персоналом, принятым в организации.
100. Специальная подготовка должна проводиться по программам, утвержденным уполномоченным должностным лицом организации (ее филиала, представительства).
101. В объем специальной подготовки с диспетчерским, оперативным и оперативно-ремонтным персоналом должны входить следующие виды подготовки:
учебные противоаварийные и противопожарные тренировки;
теоретические занятия (лекции) по вопросам устройства и эксплуатации обслуживаемого оборудования;
плановый производственный инструктаж.
В объем специальной подготовки дополнительно могут включаться:
проработка изменений, внесенных в технологические схемы и оборудование;
ознакомление с текущими организационно-распорядительными документами и информацией по вопросам аварийности в электроэнергетике и травматизма;
изучение устройства и принципа работы оборудования и устройств (комплексов) РЗА;
проработка характерных ошибок и недостатков, выявленных по результатам проведения контрольных противоаварийных тренировок и обходов и осмотров рабочих мест;
изучение новых программно-аппаратных комплексов и программного обеспечения;
иные мероприятия, предусмотренные порядком проведения работы с персоналом, принятым в организации.
Объем специальной подготовки определяется руководителем или иным уполномоченным должностным лицом организации (ее филиала, представительства).
102. Специальная подготовка должна быть отражена в графике оперативных дежурств (сменности) диспетчерского, оперативного и оперативно-ремонтного персонала.
103. Порядок проведения и оформления специальной подготовки персонала определяется в соответствии с порядком проведения работы с персоналом, принятым в организации.
В период специальной подготовки могут проводиться иные формы работы с персоналом, предусмотренные Правилами и порядком проведения работы с персоналом, принятым в организации.
XI. Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации)
104. Повышение квалификации персонала организации должно осуществляться посредством реализации программ дополнительного профессионального образования (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) и носить непрерывный характер.
Руководитель организации или иное должностное лицо, которому руководителем организации переданы полномочия по организации и проведению работы с персоналом, обязан организовать повышение квалификации персонала.
105. Краткосрочное обучение работников, относящихся к категории административно-технического персонала, должно проводиться в порядке, продолжительностью и с периодичностью, установленными руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом, по месту работы работника или в специализированных образовательных организациях.
Продолжительность дополнительного профессионального образования должна определяться в соответствии с образовательной программой, разработанной образовательным подразделением (филиалом) организации или образовательной организацией.
107. Диспетчерский персонал субъектов оперативно-диспетчерского управления должен проходить периодическое ознакомление с особенностями функционирования объектов электроэнергетики. Основания, периодичность прохождения такого ознакомления, его объем и продолжительность должны определяться в соответствии с порядком работы с персоналом, принятым субъектом оперативно-диспетчерского управления.
Сроки ознакомления диспетчерского персонала с особенностями функционирования объекта электроэнергетики должны определяться по согласованию между субъектом оперативно-диспетчерского управления и организацией, с объектом которой проводится ознакомление.
XII. Обходы и осмотры рабочих мест
108. Для обеспечения готовности персонала к работе на объектах электроэнергетики в организации в отношении рабочих мест диспетчерского, оперативного, оперативно-ремонтного персонала должны осуществляться обходы и осмотры рабочих мест.
По решению руководителя или иного уполномоченного должностного лица организации (ее филиала, представительства) обходы и осмотры рабочих мест могут проводиться в отношении рабочих мест иных категорий персонала.
109. Периодичность, порядок организации и проведения обходов и осмотров рабочих мест, ответственные за их проведение лица определяются руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом.
110. При обходах и осмотрах рабочих мест должна осуществляться проверка:
выполнения работниками требований отраслевых актов и инструктивно-технических документов, поддержания установленного технологического режима работы оборудования;
своевременного выявления работниками имеющихся дефектов и неполадок в работе оборудования и оперативного принятия необходимых мер для их устранения;
правильного применения работниками установленной системы нарядов-допусков при выполнении ремонтных и специальных работ;
поддержания работниками гигиены труда на рабочем месте;
исправности и наличия на рабочих местах инструмента, защитных средств и приспособлений.
111. Результаты обходов и осмотров рабочих мест должны фиксироваться в порядке, установленном руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом.
В случае выявления в ходе обходов и осмотров рабочих мест нарушений уполномоченным должностным лицом организации (ее филиала, представительства) должны быть приняты меры по их устранению и недопущению их появления в будущем.
Приложение N 1
к Правилам работы с персоналом в организациях
электроэнергетики Российской Федерации,
утвержденным приказом Минэнерго России
от 22.09.2020 г. N 796
Термины и определения, используемые в Правилах работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации
Приложение N 2
к Правилам работы с персоналом в организациях
электроэнергетики Российской Федерации,
утвержденным приказом Минэнерго России
от 22.09.2020 г. N 796