Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии

ПАМЯТКА ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ И РАДИОАКТИВНОМ ЗАГРЯЗНЕНИИ МЕСТНОСТИ

ПАМЯТКА

ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ И РАДИОАКТИВНОМ ЗАГРЯЗНЕНИИ МЕСТНОСТИ

В случае аварии на радиационно опасном объекте подается сигнал «Радиационная опасность», затем передается информация о сложившейся обстановке и конкретные рекомендации, в соответствии с которыми и действуют персонал предприятий, учреждений и население.

Если в поступившей информации отсутствуют рекомендации по действиям, необходимо защитить органы дыхания от радиоактивной пыли (респираторами, ватно-марлевыми повязками или подручными средствами — шарфами, платками, другими тканевыми изделиями) и по возможности быстро укрыться в ближайшем здании, лучше всего в собственной квартире.

Войдя в помещение, снять и поместить верхнюю одежду и обувь в пластиковый пакет или пленку, закрыть окна и двери, отключить вентиляцию, включить телевизоры, радиоприемники и радиорепродукторы, находиться подальше от окон, быть готовым к приему информации и указаний. Провести герметизацию помещения и защиту продуктов питания. Для этого подручными средствами заделать щели в окнах и дверях, заклеить вентиляционные отверстия. Продукты поместить в полиэтиленовые пакеты или завернуть в полиэтиленовую пленку. Сделать запас воды в закрытых сосудах. Продукты и воду поместить в холодильники и закрываемые шкафы (кладовки).

Получив указания по средствам массовой информации или телефону, провести профилактику препаратами стабильного йода (йодистый калий), а при их отсутствии использовать раствор Люголя или 5%-ную настойку йода: 20-22 капли для взрослых и 10-11 капель для детей от 5 лет на 100 мл молока или воды 2 раза в день. Детям до 5 лет применять 2,5%-ную настойку йода путем нанесения на кожу в виде полос на предплечье, голени.

При приготовлении и приеме пищи все продукты, выдерживающие воздействие воды, промывать. Строго соблюдать правила личной гигиены, предотвращающие или значительно снижающие внутреннее облучение организма.

По необходимости (загрязненность радиоактивными веществами (РВ) помещения) — защитить органы дыхания имеющимися СИЗ: надеть маски противогазов, респираторы, ватно-марлевые повязки, противопыльные тканевые маски или применить подручные средства.

Помещения оставлять только при крайней необходимости и на короткое время. При выходе защищать органы дыхания, а также применять плащи, накидки из подручных материалов и табельные средства защиты кожи. После возвращения — переодеваться.

Подготовиться к возможной эвакуации, для этого приготовить:

При эвакуации перед выходом из помещения: очистить холодильники, отключить все электро- и газовые приборы, вынести в мусоросборники быстропортящиеся продукты, жидкости, мусор. Подготовить информационное сообщение «В помещении (квартире) N ___ никого нет». При убытии закрыть квартиру и вывесить лист с информацией.

При посадке на транспорт или формировании пешей колонны зарегистрироваться у представителя эвакуационной комиссии.

Находясь на открытой загрязненной местности, не снимать СИЗ, избегать поднятия пыли и движения по высокой траве и кустарнику, без надобности не садиться и не прикасаться к посторонним предметам. Запрещается пить, курить, принимать пищу. Периодически необходимо проводить частичную дезактивацию средств защиты кожи, одежды и вещей путем их осторожного обтирания или обметания, а также частичную санитарную обработку смыванием или обтиранием открытых участков тела.

По прибытии в район размещения эвакуированных сдать средства индивидуальной защиты и одежду на дезактивацию или утилизацию, либо дезактивацию провести самостоятельно путем их вытряхивания или выколачивания, при этом следует находиться с наветренной стороны и в средствах защиты органов дыхания. Промыть глаза 2% раствором питьевой соды или чистой водой, прополоскать рот и горло, дважды обмыть все тело водой с мылом. После прохождения дозиметрического контроля надеть чистые белье, одежду, обувь.

При проживании на местности, степень загрязненности которой превосходит фон, но не превышает опасных пределов, необходимо соблюдать специальный режим поведения, принимать меры по профилактике пылеобразования при ведении сельских работ в личных хозяйствах и по профилактике поступления РВ с продуктами питания и водой в организм. На приусадебном участке следует выкосить траву; по утрам территорию участка целесообразно увлажнять. В. помещениях должна проводиться влажная приборка с тщательным стиранием пыли с мебели и подоконников. Ковры, половики и другие тканые покрытия необходимо чистить пылесосом или влажной тряпкой, но не вытряхивать. Уличную обувь оставлять за порогом дома и протирать влажной ветошью. При наличии условий желательно оставлять вне квартиры (дома) и верхнюю уличную одежду. Мусор из пылесоса и использованную при уборке ветошь необходимо сбрасывать в специально отрытую яму глубиной не менее 50 см.

При проведении полевых работ обязательно пользоваться ватно-марлевыми повязками, противопыльными тканевыми масками или респираторами, сменными спецодеждой и головными уборами. В конце рабочего дня обязательно принимать душ. При ведении приусадебного хозяйства для уменьшения радиоактивного загрязнения выращиваемых продуктов в почву вносятся известь, калийные и другие удобрения, а также торф. Во время уборки урожая плоды, овощи, корнеплоды непосредственно на почву не складируются. Выращенные сельскохозяйственные продукты подвергаются выборочному дозиметрическому контролю. При установлении их загрязненности они промываются (очищаются) и, в зависимости от результатов вторичного контроля, применяются по назначению или на корм скоту.

Вся продукция, получаемая от сельскохозяйственных животных, птиц и пчел также подвергается выборочному дозиметрическому контролю. При обнаружении загрязнения молоко, яйца, мед, убойный скот подлежат обезвреживанию или утилизации. Не рекомендуется употреблять в пищу рыбу и раков из местных водоемов, особенно мелких, способных накапливать РВ. Заготовка дикорастущих ягод, грибов, лекарственных трав осуществляется по разрешению местных властей с определенных территорий после выборочного дозиметрического контроля.

Источник

Официальный сайт города Сосновый Бор (Ленинградская область)

Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии. Смотреть фото Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии. Смотреть картинку Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии. Картинка про Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии. Фото Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии

Last update 01:16:46 PM

ЧТО ПРОИСХОДИТ ПРИ АВАРИИ НА РАДИАЦИОННО-ОПАСНОМ ОБЪЕКТЕ?

Поражение человека производится ионизирующим излучением (поток гамма, альфа, бета–лучей и нейтронов). Последствия воздействия на организм: возникновение лучевой болезни, злокачественных опухолей.

Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии. Смотреть фото Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии. Смотреть картинку Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии. Картинка про Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии. Фото Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии

ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ АВАРИИ НА АТОМНОЙ СТАНЦИИ

Серьёзную опасность представляет внутреннее облучение от радиоактивного йода, который может попасть в организм при вдыхании пыльного воздуха и при употреблении зараженных продуктов питания и воды. Радиоактивный йод поражает в первую очередь щитовую железу человека, что приводит к образованию злокачественной опухоли.

Защита от радиационного заражения сводится к недопущению попадания радиоактивных веществ, в том числе и радиоактивного йода, вовнутрь организма человека и на открытые участки тела.

Об опасности радиационного заражения население немедленно будет оповещено всеми имеющимися техническими средствами оповещения (электросиренами, уличными громкоговорителями, по радиотрансляции, телевещанию, подвижными громкоговорящими установками и др.).

Сигнал сирены подаётся для привлечения внимания населения и означает: «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». После этого сигнала последует текстовое сообщение по одному или нескольким перечисленным средствам оповещения и будут даны рекомендации населению по действиям.

При объявлении сигнала «РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ!» необходимо выполнить следующие меры:

1. Укрыться в убежище, в ПРУ. Если защитного помещения в близи нет, укрыться в помещении (служебном, производственном, жилом). После укрытия в помещении закрыть окна и двери, загерметизировать щели, закрыть вентиляционные проёмы. Находиться в помещении минимум 4 часа.

2. Включить имеющиеся средства технической информации: телевизор на канале СТВ или ТЕРА, радиоточку, радиоприёмник на волне 103 FМ и слушать дальнейшие сообщения.

3. Срочно провести йодную профилактику. Препарат йода необходимо принимать один раз в течении 7 последующих суток.

4. Сделать запасы воды, продукты питания убрать в холодильник или в герметичную тару.

5. Подготовиться к эвакуации: упаковать в полиэтиленовые мешки документы, деньги и драгоценности, предметы первой необходимости, лекарства, минимум белья и одежды, запас продуктов на несколько дней. Общий вес вещей не должен превышать 50 кг на одного человека.

6. Приготовить средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки и др.) и средства от загрязнения поверхностей тела: накидки, плащи, головные уборы, резиновую обувь (сапоги).

Об опасности радиационного заражения население немедленно будет оповещено всеми имеющимися техническими средствами оповещения (электросиренами, уличными громкоговорителями, по радиотрансляции, телевещанию, подвижными громкоговорящими установками и др.).

Сигнал сирены подаётся для привлечения внимания населения и означает: «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». После этого сигнала последует текстовое сообщение по одному или нескольким перечисленным средствам оповещения и будут даны рекомендации населению по действиям.

Эвакуация населения проводится в три этапа:

Расчет размещения эваконаселения г. Сосновый Бор в муниципальных районах Ленинградской области

Источник

Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии

Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии. Смотреть фото Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии. Смотреть картинку Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии. Картинка про Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии. Фото Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии. Смотреть фото Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии. Смотреть картинку Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии. Картинка про Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии. Фото Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии. Смотреть фото Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии. Смотреть картинку Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии. Картинка про Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии. Фото Что относится к основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварииОбзор документа

Методические рекомендации МР 2.6.1.0050-11 «Санитарно-гигиенические требования к мероприятиям по ликвидации последствий радиационной аварии» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 25 декабря 2011 г.)

Методические рекомендации МР 2.6.1.0050-11
«Санитарно-гигиенические требования к мероприятиям по ликвидации последствий радиационной аварии»
(утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 25 декабря 2011 г.)

Дата введения с момента утверждения

I. Область применения

1.2. Рекомендации не распространяются на радиационные аварии на объектах ядерного оружейного комплекса, на ядерных реакторах, предприятиях ядерного топливно-энергетического цикла.

1.3. Рекомендации предназначены для органов и организаций Роспотребнадзора, ими могут руководствоваться федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления организации, учреждения, физические и юридические лица, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, при планировании и осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий радиационных аварий.

II. Общие положения

2.1. Методические рекомендации разработаны в развитие требований Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», основных положений СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)» и СанПиН 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)» в форме требований к мероприятиям по ликвидации последствий радиационной аварии, расследованию радиационных аварий, оценке доз аварийного облучения пострадавших.

2.2. Целью методических рекомендаций является выработка алгоритма действий органов и организаций Роспотребнадзора по осуществлению надзора и контроля за выполнением санитарно-гигиенических требований к мероприятиям по ликвидации последствий радиационной аварии.

2.3. В каждой организации, использующей источники ионизирующего излучения, в которой потенциально возможна радиационная авария, разрабатывается план мероприятий по защите персонала.

На радиационных объектах в случаях радиационной аварии персонал руководствуется инструкцией по действиям персонала в аварийных ситуациях, которая разрабатывается с учетом особенностей технологии, используемой на объекте.

2.4. К проведению работ по ликвидации аварии и ее последствий привлекаются прежде всего персонал группы «А» радиационного объекта или организации, лицензию на осуществление деятельности в области использования атомной энергии.

2.5. Ликвидация последствий аварии и расследование ее причин при необходимости проводятся на федеральном, региональном, территориальном и объектовом уровнях.

2.6. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:

предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;

виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за вычетом вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.

III. Характеристика радиационных аварий

3.1. Источники ионизирующего излучения по возможному пути радиационного воздействия на персонал, население и окружающую среду могут быть систематизированы в соответствии с видом источника следующим образом:

Основные типы работ с источниками ионизирующего излучения и характер возможного воздействия

Таблица 1 не приводится

3.2. В зависимости от технологического назначения оборудования наиболее часты следующие причины аварий:

— нарушение правил транспортировки радиоактивных веществ, материалов и радиоактивных отходов, а также материалов, содержащих природные источники ионизирующего излучения;

— нарушение правил сбора и оборота металлолома;

— расплавление источника при переплавке металлолома;

— прямое воздействие ионизирующего излучения на человека (облучение коллимированным пучком отдельных частей тела);

— обнаружение неизвестного источника.

3.3. Основные пути облучения людей при радиационной аварии:

— внешнее облучение непосредственно от источника и/или от радионуклидов, присутствующих в окружающей среде, на коже и одежде человека;

— внутреннее облучение от радионуклидов, поступивших в организм с воздухом, водой, пищевыми продуктами, через кожу и раны, с загрязненных рук, одежды, поверхностей объектов окружающей среды.

IV. Организации расследования радиационной аварии

4.1. Органы и организации Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, задействованные в ликвидации последствий радиационной аварии, в кратчайшие сроки решают следующие задачи:

4.1.1. информирование Роспотребнадзора (центральный аппарат) о факте аварии;

4.1.2. обеспечение контроля и принятие участия в разработке рекомендаций и мер с целью:

— минимизации (предотвращения) возможности дальнейшего воздействия ионизирующего излучения на персонал и население;

— выявления всех возможных очагов радиоактивного загрязнения и путей возможного облучения людей;

— минимизации (предотвращения) дальнейшего распространения радиоактивных веществ в окружающую среду;

— организации мероприятий по восстановлению контроля над источником радиационной аварии;

— ликвидации последствия радиационной аварии.

4.2. Для решения вышеуказанных задач органам и организациям Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации необходимо:

4.2.1. При получении информации о факте радиационной аварии:

— получить сведения о радиационной ситуации на месте аварии (характеристиках источника ионизирующего излучения, режиме его использования, обстоятельствах аварии);

— провести предварительную оценку радиационной обстановки на месте аварии;

— подготовить необходимые измерительные приборы и индивидуальные средства защиты для лиц из числа специалистов Роспотребнадзора, учитывая конкретные условия аварии.

4.2.2. На месте аварии:

Провести измерения мощности дозы и подготовить предложения об ограждению периметра по значению мощности дозы на внешней границе не выше 10 мкЗв/час или при обнаружении пятен радиоактивного загрязнения.

На основании результатов измерений оценить радиационную опасность и необходимость немедленных защитных мероприятий (например, вывод людей из зоны аварии).

Подготовить предложения об организации пункта дозиметрического контроля людей (рук, одежды и обуви) на границе аварийного участка. Одежда и обувь, на которой при дозиметрическом контроле будет обнаружено радиоактивное загрязнение, должны быть оставлены в аварийной зоне с целью её дальнейшей дезактивации. Лица, у которых выявлено превышение допустимых уровней радиоактивного загрязнения кожных покровов, указанных в НРБ-99/2009, п. 8.10 (приложение 4) должны пройти санитарную обработку и повторный радиационный контроль.

Если предполагается радиоактивное загрязнение воздуха, следует произвести отбор проб воздуха и их исследование.

Следует осуществлять надзор за проведением защитных мероприятий и контроль доз облучения. Проводить радиационный мониторинг согласно рекомендациям в таблице 2.

Рекомендации по проведению мониторинга

Таблица 2 не приводится

По ходу получения новых данных оценивать эффективность защитных мероприятий и корректировать их в соответствии с изменением ситуации.

Когда ход аварийных событий взят под контроль, следует принять решение о необходимости проведения мероприятий по:

— восстановлению места аварии, удалению или дезактивации радиоактивного загрязнения (материала, почвы, помещений);

— дезактивации людей, одежды, личных вещей и оборудования (в т.ч. канализации, воздуховодов);

— установлению гигиенических требований по уровням очистки места аварии и удаления радиоактивных отходов.

4.2.3. Действия в период ликвидации последствий аварии:

— установить круг лиц участвовавших и находившихся в зоне действия аварии, в т.ч. детей;

— оценить ориентировочно уровни облучения наиболее пострадавшего персонала и населения с прогнозом на 1-3 дня, 10 дней;

— оценить необходимость долговременных защитных мероприятий;

— получить объяснения заинтересованных и ответственных лиц о причинах аварии и ходе ликвидации её последствий;

— подготовить отчет по результатам работ во время аварии;

— провести анализ действий по ликвидации аварии и разработать рекомендации по совершенствованию плана аварийного реагирования и других организационных вопросов (если это необходимо).

4.2.4. При расследовании и ликвидации последствий радиационной аварии орган Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации выполняет следующие задачи:

— осуществляет контроль за соблюдением обязательных требований по обеспечению радиационной безопасности населения;

— проводит радиационный контроль за уровнями радиоактивного загрязнения производственной и окружающей среды, источников водоснабжения, продуктов питания;

— проводит гигиеническую оценку радиационной обстановки и индивидуальных доз облучения персонала и отдельных групп населения, а также лиц, принимавших участие в аварийных работах;

— осуществляет контроль за обеспечением радиационной безопасности лиц, принимающих участие в расследовании и ликвидации аварии;

— осуществляет оценку эффективности дезактивации и санитарной обработки;

— проводит контроль за сбором, удалением и захоронением радиоактивных отходов;

— контролирует обеспечение медицинской помощи и медицинского наблюдения.

V. Ликвидация последствий радиационной аварии и мероприятия по защите персонала и населения

5.3. На основании исходной информации об аварии ответственный за радиационную безопасность или старший на участке:

— проводит предварительный контроль радиационной обстановки (радиационную разведку),

— устанавливает (обозначает) предварительные границы зоны аварии;

— прекращает работы в зоне аварии;

— организует вывод людей из зоны радиационной аварии и проводит мероприятия по ограничению доступа посторонних лиц в эту зону;

— организует оказание медицинской помощи пострадавшим;

— дает предварительную оценку типа и масштаба аварии;

— определяет первоочередные защитные мероприятия и назначает их исполнителей;

— организует доставку защитных средств, дозиметрической аппаратуры, другого оборудования и материалов, необходимых для проведения первоочередных защитных мероприятий;

— организует индивидуальный дозиметрический контроль и обеспечивает исключение или сведение к минимуму облучение людей при проведении защитных мероприятий.

5.4. Ограничение зоны радиационной аварии следует осуществлять немедленно после предположения о возможной радиационной опасности, на основании первоначальной информации об обстоятельствах и возможных масштабах аварии, результатов дозиметрических и радиометрических измерений. Ограничение зоны радиационной аварии производится таким образом, чтобы мощность дозы гамма-излучения за ее пределами для лиц, не участвующих в выполнении конкретных аварийных работ, не превышала 10 мкЗв/ч для персонала (в производственных помещениях и на территории радиационного объекта) и 1 мкЗв/ч для населения (в местах нахождения людей вне производственных помещений и территории радиационного объекта). На существующих физических барьерах (стены, двери, заборы и т.п.) и специальных ограждениях вывешивают предупреждающие надписи, извещающие о радиационной опасности и о запрете входа в зону. При больших размерах зоны, при необходимости, ее границы поддерживаются с помощью вспомогательного персонала, органов внутренних дел, военнослужащих и пр. По мере уточнения радиационной обстановки, границы зоны радиационной аварии корректируют.

5.5. Контроль доступа в зону радиационной аварии и выхода из нее вводится сразу после ограничения зоны. Контроль доступа предотвращает облучение непричастных к аварии людей и сводит до минимума количество людей, которые могут быть облучены или стать переносчиками радиоактивного загрязнения, сокращает трудоемкие и дорогостоящие работы по радиационному контролю и дезактивации людей, их одежды и личных вещей. В зоне аварии могут находиться только члены аварийной бригады, выполняющие конкретные, предусмотренные планом, противоаварийные работы. Лица, не выполняющие в данный момент противоаварийные работы, должны на это время покинуть зону аварии либо перейти в укрытие.

5.6. Сокращение длительности контакта с источником посредством тщательного планирования и грамотной организации противоаварийных работ позволяет существенно снизить индивидуальные и коллективную дозы облучения. Следует исключить все работы, кроме действительно необходимых, и отрепетировать в чистой зоне выполнение наиболее радиационно-опасных операций.

5.7. При выполнении работ по ликвидации радиационной аварии и её последствий запрещается:

— при наличии радиоактивного загрязнения выполнять работы без средств индивидуальной защиты (респираторов, комбинезонов, спец. обуви, резиновых перчаток, головных уборов);

— находиться в зоне радиационной аварии без средств индивидуального дозиметрического контроля;

— выносить из зоны радиационной аварии любые предметы без предварительного радиационного контроля;

— курить, принимать пищу и использовать косметику в зоне радиационной аварии.

5.8. Для защиты людей от внешнего гамма-излучения экранирование включает использование существующих (стены, оборудование и т.п.) или специально созданных защитных барьеров, поглощающих излучение.

5.9. Все работающие в зоне аварии должны быть оснащены индивидуальными (желательно термолюминесцентными) дозиметрами и прямопоказывающим дозиметром интегрирующего типа, позволяющими во время работы следить за накопленной дозой и предотвращать облучение свыше планируемого уровня.

5.10. Защита от внутреннего облучения при высоких уровнях радиоактивности воздуха в зоне аварии должна быть обеспечена применением средств индивидуальной защиты органов дыхания: респираторов, противогазов или простейших ватно-марлевых масок. Защита кожных покровов обеспечивается использованием комбинезонов, рабочей одежды, резиновой обуви, перчаток, головных уборов.

5.11. Санобработка людей, смена одежды и дезактивация рабочих поверхностей проводятся при превышении допустимых уровней радиоактивного загрязнения поверхностей, указанных в НРБ-99/2009 (таблица 8.9 и 8.10).

5.12. Дезактивационные работы на территории и в помещениях начинают после установления управления радиационным контролем и оценки радиационной обстановки. При загрязнении короткоживущими радионуклидами целесообразнее выждать некоторое время, обеспечив охрану зоны, чем проводить дезактивацию.

5.13. К проведению работ по ликвидации аварии и ее последствий привлекаются, прежде всего, работники радиационного объекта, аварийно-спасательных формирований и члены специализированных аварийных бригад, прошедшие аттестацию и имеющие разрешение на участие в конкретных видах работ.

5.14. Планируемое повышенное облучение, предусмотренной разделом 3.2. НРБ-99/2009, допускается лишь в исключительных случаях при необходимости спасения людей и (или) предотвращения их облучения, если соответствующие защитные меры не могут быть обеспечены без проведения технологических операций, связанных с превышением пределов доз для персонала группы А.

5.15. Перед началом работ по ликвидации последствий аварии проводится инструктаж персонала по вопросам радиационной безопасности с разъяснением характера и последовательности работ. При необходимости следует проводить предварительную отработку предстоящих операций на макетах или муляжах.

5.16. Работы по ликвидации последствий аварии и выполнение других мероприятий в зоне с мощностью дозы гамма-излучения выше 100 мкЗв/ч проводятся по специальному допуску, в котором предусматриваются продолжительность работы, средства защиты и радиационного контроля, фамилии участников и лица, ответственного за выполнение работ.

5.19. В случае потери или возможного хищения источника следует немедленно уведомить органы внутренних дел для проведения специального расследования с целью выявления причастных лиц и розыска источника, а также информировать население о потере источника и контактных данных для обратной связи (телефон, адрес электронной почты и др.) при обнаружении источника гражданами.

5.20. Для поиска источника организуется поисковая бригада из персонала группы А или сотрудников службы радиационной безопасности радиационного объекта. Перед выездом бригады анализируются наиболее вероятные места нахождения источника и определяется маршрут движения.

Для радиационной разведки обширных территорий применяют аэро- или/и автомобильную гамма-съемку. Скорость движения автомобиля не должна превышать 10 км/час. При обнаружении повышенного уровня гамма-излучения проводится наземный пешеходный поиск с помощью переносных приборов.

5.22. После того, как источник помещен в контейнер, проводится тщательное радиометрическое обследование места обнаружения для выявления радиоактивного загрязнения или подтверждения его отсутствия.

5.23. При перевозке контейнера с источником должны соблюдаться требования СанПиН 2.6.1.1281-03 «Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ)». Если перевозка контейнера с источником может вызвать облучение персонала и населения выше основных пределов доз, установленных в НРБ-99/2009 для условий нормальной эксплуатации источников излучения, следует оставить контейнер на хранение в надежных условиях, выставив охрану и предупреждающие знаки, и разработать безопасный вариант транспортировки.

5.24. Следует принять меры к выявлению лиц, которые имели или могли иметь контакт с источником. При наличии радиоактивного загрязнения вследствие повреждения оболочки закрытого источника нужно провести контроль поверхностного и внутреннего загрязнения лиц, имевших контакт с источником.

5.25. Если источник не найден, то решение о приостановке или прекращении поиска принимается комиссией при администрации территории субъекта Российской Федерации по согласованию с органами Роспотребнадзора в субъекте Российской Федерации и органами внутренних дел.

VI. Анализ действий администрации радиационного объекта

Анализ действий администрации радиационного объекта включает в себя рассмотрение следующих вопросов:

6.1. При обнаружении радиационной аварии администрация радиационного объекта:

— проводит предварительное расследование причин, обстоятельств и возможных последствий аварии;

— принимает меры по минимизации и ликвидации последствий радиационной аварии, восстановлению контроля над источником ионизирующего излучения и предупреждению развития или повторения радиационной аварии;

— сообщает в орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и в вышестоящую (по ведомственной принадлежности) организацию о характере и причинах аварии и принимаемых мерах по устранению нарушений, приведших к аварии в возможно короткие сроки;

— осуществляет материально-техническое обеспечение мероприятий по ликвидации последствий радиационной аварии.

6.2. В сообщении администрации радиационного объекта в орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, включаются следующие сведения:

— название и адрес радиационного объекта;

— номер контактного телефона и фамилия ответственного лица;

— краткая характеристика радиационной аварии, например: утерян источник, радиоактивное загрязнение в результате разрушения источника и т.п.;

— время возникновения или (и) идентификации аварии;

— наименование источника излучения и радионуклида, (тип, заводской номер, год выпуска, активность по документации);

— величина активности источника (в случае радиоактивного загрязнения приводят, кроме того, предварительную оценку активности, вышедшей из источника);

— физическое состояние источника (твердое, жидкое или газообразное вещество);

— наименование химического соединения (если известно);

— результаты измерения мощности дозы гамма-излучения и/или радиоактивного загрязнения территории и оборудования (если измерения проводились);

— количество людей, оказавшихся в зоне радиационной аварии (из персонала и из населения);

— количество людей, получивших ранения, ожоги и т.п.;

— какая требуется помощь.

VII. Радиационный контроль

7.1. Радиационный контроль при ликвидации последствий радиационной аварии и её расследовании включает контроль радиационной обстановки и индивидуальный контроль доз внешнего и внутреннего облучения персонала и населения, вовлеченных в аварию.

Предварительный контроль (радиационная разведка) проводится перед началом проведения аварийно-спасательных работ и защитных мероприятий с целью их планирования, ограничения доз облучения и установления зоны загрязнения.

Текущий радиационный контроль осуществляется в ходе выполнения аварийных работ в очаге аварии, на границе радиационно-опасной зоны и на загрязненных территориях с целью своевременного получения информации о формировании доз облучения лиц, вовлеченных в аварию, ограничения доз облучения и контроля эффективности защитных мероприятий.

Заключительный радиационный контроль предназначен для оценки возможности завершения работ по ликвидации последствий аварии, эффективности выполненных защитных мероприятий и оценки индивидуальных и коллективных доз облучения в результате произошедшей аварии, для выявления лиц, подлежащих направлению на медицинское обслуживание.

7.2. Порядок радиационного контроля определяется с учетом характера аварии и условий выполняемых работ по ликвидации последствий радиационной аварии и согласовывается с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в области обеспечения радиационной безопасности.

7.3. В зависимости от вида источника излучения и характера аварии радиационный контроль включает измерение следующих параметров:

— мощность дозы гамма- и рентгеновского излучения;

— плотность потока бета-частиц, альфа-частиц, нейтронов;

— плотность поверхностного радиоактивного загрязнения оборудования, рабочих и других помещений, территории, транспортных средств;

— объемная или удельная активность радионуклидов в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде и пр.);

— уровни загрязнения кожных покровов и одежды людей, средств индивидуальной защиты;

— содержание радионуклидов в организме пострадавших.

В случае радиоактивного загрязнения окружающей среды наряду с прямыми измерениями излучения от аварийного источника и в зоне радиоактивного загрязнения производится отбор проб объектов производственной и окружающей среды с последующим их анализом в лабораторных условиях.

При контроле поверхностной загрязненности применяется также метод мазков, позволяющий определить наличие и уровень снимаемого (нефиксированного) загрязнения радионуклидами.

7.4. Для проведения радиационного контроля используются средства измерения, предназначенные для измерения соответствующих радиационных параметров, внесенные в Государственный реестр средств измерений и имеющие действующее свидетельство о поверке.

7.5. Все результаты радиометрических измерений и анализов необходимо документально зафиксировать. Записи включают фамилию и должность исполнителя, название организации, время измерения, анализа или поступления данных. При большом объеме радиационного контроля следует пользоваться заготовленными формами протоколов для регистрации данных. Результаты радиационного контроля помещений и территории следует наносить на план помещения и карту местности.

7.6. Контроль за дозой внешнего облучения персонала, вовлеченного в аварию, осуществляется по данным индивидуальной дозиметрии и измерений мощности дозы гамма-излучения переносными и (при наличии дозиметрических систем в помещении или на территории) стационарными приборами. Участники ликвидации последствий радиационной аварии, работающие в зоне аварии, должны быть снабжены индивидуальными прямопоказывающими и термолюминесцентными дозиметрами.

7.8. По результатам расследования обстоятельств аварии и выполнения работ по ее ликвидации производится оценка индивидуальных и коллективных доз облучения лиц из персонала и населения, подвергшихся аварийному радиационному воздействию. Такая оценка выполняется на основании:

— результатов индивидуального дозиметрического контроля и радиометрического контроля окружающей среды, а при наличии систем производственного контроля также и по зарегистрированным показаниям соответствующих средств измерения;

— сведений о месте и времени нахождения вовлеченных лиц из персонала и населения в зоне аварийного радиационного воздействия, что особенно важно для определения доз облучения в период до начала выполнения радиационного контроля по плану мероприятий по ликвидации аварии;

— расчетного моделирования формирования доз облучения с использованием указанных выше сведений и данных радиационного контроля;

— информации, которая может быть получена методами ретроспективной дозиметрии (ЭПР и термолюминесцентной дозиметрии, биологической дозиметрии).

7.9. Сведения об индивидуальных дозах облучения лиц из персонала и населения вследствие радиационной аварии заносятся в форму федерального государственного статистического наблюдения N 2-ДОЗ.

Сведения о количестве вовлеченных в аварию лиц из персонала и населения, облученных с превышением основных пределов дозы и коллективных дозах облучения персонала, участников аварийных работ и населения учитываются при заполнении радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий.

Сведения о лицах, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате радиационных аварий и инцидентов вносятся в региональный и федеральные банки данных ЛПРВ.

Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации
Г.Г. Онищенко

Категорирование закрытых радионуклидных источников по потенциальной опасности при аварии

— сценарии облучения от недиспергированного (герметизированного) радиоактивного вещества, в которых предполагалось, что человек носил незащищенный источник в кармане, что приводило к локальным повреждениям мягких тканей в результате внешнего контактного облучения; или человек находился поблизости от незащищенного источника в течение периода времени от нескольких дней до недели, что приводило к внешнему облучению всего тела человека. Для этих сценариев вычислялась величина *;

— сценарии облучения от диспергированного радиоактивного вещества, в которых предполагалось ингаляционное поступление радиоактивных аэрозолей; или поступление радионуклидов с пищей и питьевой водой; или контактное облучение вследствие радиоактивного загрязнения кожных покровов, для которых вычислялось значение величины *.

В качестве значения D-величины для каждого радионуклида выбиралось минимальное значение для рассмотренных сценариев облучения.

В табл. П 1.1 даны значения *-, *- и D-величин для некоторых радионуклидов, нашедших широкое применение в промышленности, медицине, исследованиях и других видах деятельности.

Минимальные значения активности радионуклидов, которые могут приводить к серьезным детерминированным эффектам

Радионуклид*-величина, ТБк*-величина, ТБкD-величина, ТБк
*Нет20002000
*102010
*0,03300,03
*411
*0,20,20,2
*0,1200,1
*0,08200,08
*80000,060,06
*3000,060,06
*10,060,06
*80,060,06
*0,020,10,02
*-**10,060,06
*-**10,060,06

Примечание: * нейтронный источник.

Библиографический список

1. Категоризация радиоактивных источников. Серия норм по безопасности N RS-G-1.9, МАГАТЭ, Вена, 2006.

2. Опасные количества радиоактивного материала (D-величины). МАГАТЭ, Вена, 2010.

Нормативные ссылки

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 N 52-ФЗ

Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 N 170-ФЗ

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 N 3-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22 июня 2004 N 122-ФЗ).

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 122-ФЗ следует читать как «22 августа 2004»

СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)».

СанПин 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)».

СанПиН 2.6.1.1281-03 «Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ)».

Методические рекомендации МР 2.6.1.0050-11 «Санитарно-гигиенические требования к мероприятиям по ликвидации последствий радиационной аварии» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 25 декабря 2011 г.)

Текст документа приводится по изданию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Москва, 2011 г.)

1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (А.А. Горский, В.С. Степанов, О.В. Липатова), ФБУН Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева (Ю.О. Константинов) и ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены (М.Н. Савкин, В.В. Романов, А.Г. Базазьян)

2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко «25» декабря 2011 г.

3. Введены в действие с момента утверждения

Обзор документа

Установлено, как органы и организации Роспотребнадзора контролируют выполнение санитарно-гигиенических требований к мероприятиям по ликвидации последствий радиационной аварии. Речь идет и об обеспечении радиационной безопасности населения и персонала при обнаружении, расследовании и ликвидации такой аварии.

В каждой организации, использующей источники ионизирующего излучения, где возможна радиационная авария, разрабатывается план действий по защите персонала.

Названные органы и организации Службы при получении информации о факте радиационной аварии должны узнать о характеристиках источника ионизирующего излучения, режиме его использования, обстоятельствах случившегося. Им следует предварительно оценить обстановку на месте аварии. Подготовить необходимые измерительные приборы и индивидуальные средства защиты для лиц из числа специалистов Роспотребнадзора, учитывая конкретные условия аварии.

На месте происшествия проводятся измерения. На основании полученных результатов оцениваются радиационная опасность и необходимость немедленных защитных мероприятий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *