Что относится к основным компонентам научного мировоззрения
Что относится к основным компонентам научного мировоззрения
11.3. Формирование научного мировоззрения
Научное мировоззрение позволяет человеку правильно воспринимать и осмысливать факты и явления окружающего мира, давать им правильную научную оценку.
Мировоззрение есть обобщенная система научных знаний, взглядов, убеждений и идеалов человека, в которых выражается его отношение к развитию природы, общества и человеческого мышления. Оно выполняет следующие функции:
Свои взгляды и убеждения, свое отношение к происходящим в природе и обществе явлениям имеются у каждого человека. Но в зависимости от научной подготовки человека, его опыта эти взгляды, убеждения и отношения могут быть различными. В этой связи выделяют:
Структурными компонентами мировоззрения выступают: система научных знаний, взгляды, убеждения и идеалы человека. Научные знания составляют объективный компонент мировоззрения, а взгляды, убеждения и идеалы – субъективный.
Знания представляют собой систему научных истин. Они связаны с осмыслением объективной стороны происходящих природных и общественных явлений. Овладение научными знаниями и заключенными в них мировоззренческими идеями создает основу для формирования у учащихся других компонентов научного мировоззрения: взглядов, убеждений, идеалов.
Взгляд есть суждение человека, связанное с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, выражением своего отношения к этим явлениям.
Взгляды как субъективный компонент мировоззрения не всегда определяют соответствующие поступки и поведение человека. Очень часто правильные взгляды и оценочные суждения не подкрепляются соответствующими действиями и поступками.
Определяющее влияние на деятельность и поведение, личностное формирование человека оказывают его убеждения.
Убеждения есть совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, которые определяют жизненную позицию человека, характер и направленность его деятельности и поведения. Они представляют собой продукт жизненного опыта, т.е. интеллектуально-эмоциональных и волевых процессов, в результате которых усвоенные мировоззренческие идеи становятся мотивами деятельности и поведения человека.
Идеал – это осознанное высшее совершенство, то, что становится целью жизни, деятельности, устремлений личности.
На формирование научного мировоззрения учащихся оказывают влияние все изучаемые предметы. Философские, научные, политические, экономические, правовые, этические, эстетические знания дают обобщенную научную картину окружающего мира, которая складывается в процессе усвоения ими учебного материала.
Работа по формированию у учащихся научного мировоззрения на занятиях должна дополняться и расширяться в процессе внеучебной деятельности.
Формированию мировоззрения учащихся способствуют следующие дидактические и воспитательные условия:
1) развитие активности и познавательной самостоятельности учащихся как предпосылки прочного усвоения знаний и мировоззренческих идей;
2) обеспечение научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости теоретических выводов и фактов мировоззренческого характера;
3) осуществление в процессе обучения межпредметных связей;
4) придание обучению мировоззренческой направленности, которая обеспечивается:
* четким выделением и подчеркиванием мировоззренческих выводов и обобщений;
* показом той борьбы, которая велась и ведется между учеными и представителями религиозного культа;
* разоблачением религиозной идеологии;
5) соблюдение принципа историзма при изучении программного материала;
6) обеспечение связи обучения с жизнью, вовлечение учащихся в активную общественно полезную деятельность.
Целенаправленная работа по формированию у учащихся мировоззрения начинается с первого класса. Однако в отношении младших школьников вряд ли можно говорить о их мировоззрении как стройной системе взглядов и убеждений. Содержание начального образования охватывает изучение простейших природных и общественных явлений на уровне представлений. Младшие школьники в силу возрастных особенностей не в состоянии иметь устойчивые суждения и тем более убеждения. Поэтому в младших классах работа по формированию мировоззрения носит скорее предварительный характер и создает основу для последующего воспитания у учащихся мировоззренческих взглядов и убеждений.
В процессе организации учебно-познавательной деятельности педагогам необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся накапливался запас хорошо осмысленных фактов и примеров по вопросам развития природы и общества, побуждать их делать обобщающие выводы, вытекающие из изучаемых явлений.
Формирование научного мировоззрения учащихся
Мировоззрение является важнейшим элементом духовного мира человека Мировоззрение – система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей ( Фил. Словарь, с.334
В духовном мире личности мировоззренческие формы по-разному представлены интеллектуальным и эмоциональным опытом людей. Мироощущение охватывает эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств. Мировосприятие представляет собой опыт формирования духовных образов с использованием ощущений, восприятий и представлений. Под миропониманием предполагают интеллектуальную сторону мировоззрения.Включаясь в мировоззрение, элементы сознания личности приобретают новый статус: они содержат в себе отношение, активную или пассивную позицию человека, окрашиваются эмоциями и социальными чувствами, сочетаются с волей к действию, соотносятся с деловитостью или нейтральностью, с воодушевлением или трагизмом.
Духовные качествалюдей — производные сознания, мировоззрения и обстоятельств действительной жизни. Имеют нацеленность на духовность человека, удовлетворение потребностей личности в приобретении знаний, формировании идеалов, ценностных ориентации, убеждений и верований, в художественно-образном воспроизведении действительности, в развитии духовного мира через сопоставление добра и зла, а также в воспроизводстве духовной культуры общества.
Обобщенно под мировоззрением понимается единство знаний и убеждений, оно является определяющей деятельно-мотивационной стороной духовного мира личности, для которого будет характерна комплексность мировосприятия, наличие оценочной составляющей, выражающейся в определенном отношении людей к окружающей действительности.
Выделяют четыре виды мировоззрения: обыденное, религиозное, научное, гуманистическое (Филос. словарь.)Обыденное мировоззрение это понимание мира отдельным индивидом, сформированное его индивидуальностью, образованием, воспитанием, деятельностью и т.д. Делает каждого человека творцом его собственного мира. Отличается тем, что формируется стихийно, и является результатом пережитого опыта человеком. Такой вид мировоззрения присущ каждому человеку. Отличительными чертами его являются субъективность, ненаучность и доходчивость.
Религиозное мировоззрение — это мировоззрение, основанное на понимании, осознании и принятии человеком определенного религиозного, и выстроением религиозной картины мира вследствие этого учения. Любое явление этого мира определяется в зависимости от отношения его к Богу. Человек создан по подобию Бога, является Его высшим творением, человек принадлежит к двум мирам: физическому и духовному. Такое мировоззрение отражает общечеловеческие ценности, универсальные важнейшие морально-нравственные нормы, но игнорирует, а иногда и противоречит научным взглядам на мир.
Научное мировоззрение — базируется на научной картине мира и опирается на последние достижения в области науки и техники. Отличительными особенностями такого мировоззрения являются упорядоченность явлений по строго определенным правилам с использованием особого языка и замкнутость системы знаний, выстроенной на основе аксиом и правил, которые подтверждаются эмпирически. Главным недостатком является недостаточная вовлеченность человека в конструируемый им образ мира.
Гуманистическое мировоззрение — мировоззрение будущего, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью. Такое мировоззрение противопоставляется религиозному, не признаёт существования сил, стоящих выше человека и природы. Представляет собой оптимальный синтез отдельных качественно отличных проявлений мировосприятия человека.
В структуре мировоззрении как правило представляются три подсистемы духовного мира личности, которые находятся в постоянной взаимосвязи:
·познавательная;
· ценностная;
· деятельностная подсистемы .
В структуре мировоззрения в целом, выделяются следующие наиболее важные элементы (Шаронова, 2011):
2. Идеалы и ценностные ориентации. Знания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. В мировоззрении осмысливается и оценивается уклад человеческой жизни, формируется определенная система экономических, нравственных, художественно-эстетических и других идеалов, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения и общения.
3. Принципы и нормы жизни.Они позволяют человеку определить линию поведения, общения и деятельности, отношение к обществу, его материальной и духовной культуре, а также к себе. Основное значение приобретают нравственные, правовые, экономические нормы жизни, принципы гуманизма, справедливости, трудолюбия, социального равенства.
4. Убеждения. В них выражается отношение человека к природе и обществу, к своему месту в обществе. Убеждения могут быть индивидуальными или ориентированными на других людей, положительными и отрицательными, реальными и идеализированными. Убеждения определяют личностную позицию человека.
Дмитриева Н.В. выделяет следующие компоненты научного мировоззрения (таблица 6) ( Дмитриева Н.В., 2011, Шаронова, 2011).
Таблица 6. Содержание компонентов научного мировоззрения
Компоненты научного мировоззрения | Содержание компонентов |
1. Научные знания | Система научных знаний. Знание эволюции возникновения мира и человека; знания о Вселенной, о солнечной системе, о Земле; осознание роли человека в преобразовании природы и развитии человеческой цивилизации. |
2. Научные взгляды | Сформированность научной физической картины мира; мотивированное (активное) отношение к учебе, получению новых знаний, стремление осмысливать, анализировать, систематизировать полученные знания |
3. Научно-нравственные идеалы и ценностные ориентации. | Наличие в системе ценностных ориентаций личности школьников научных и нравственных эталонов в области науки: отношение к природе и цивилизации на основе общечеловеческих ценностей, гуманизма, нравственности. |
4. Научные убеждения | Уверенность в своих знаниях, основанных на научно доказанных фактах, обоснованная убеждённость во взглядах и идеалах, критическое отношение к действительности, побуждение к деятельности согласно научным и нравственным идеалам. Отстаивание своих научных и нравственных идеалов в социальных отношениях. |
Соответственно, в качестве критериев, по которым можно судить о сформированности научного мировоззрения рассматриваются: 1) усвоение мировоззренческих знаний и приобретение способности применять усвоенные знания в процессе изучения нового материала; 2) наличие научных взглядов; 3) наличие научно-нравственных идеалов; 4) наличие убеждений, адекватных научному мировоззрению. К основным показателям сформированности научного мировоззрения учащихся относятся уровень усвоения именно научных мировоззренческих идей и знаний, взглядов и убеждений учащихся.
Академик Стёпин В.С. в в структуре мировоззрения выделяет 3 компонента (Стёпин, 2007 ):
В базовом учебнике по методике физике (Теория и методика, 2000, с. 251) мировоззрение имеет структуру из трёх компонентов, одним из которых является уже диалектическое мышление (Табл. 7 )
Табл. 7 Компоненты мировоззрения и уровни их сформированности
Компонент мировоззрения |
| II | III | ||
Знания | Воспроизведение | Применение без философской терминологии | Применение с формулировкой философского положения | ||
Взгляды и убеждения | Уверенность в истинности знаний | Готовность отстаивать свои взгляды | Применение знаний при наличии препятствий | ||
Диалектическое мышление | Работа спротиворечием «и-и» | Работа с противоречиями «и-и», «ни-ни» | Работа с противоречиями «и—и», «ни-ни» одновременно |
Задания по проверке сформированности мировоззрения должны включать группы философских обобщений о материальности мира, его познаваемости, диалектичности.
В учебнике подробно методика диагностирования каждого уровня в виде заданий разных типов. Выполнение третьего задания предполагает умение «видеть» противоречия «и – и» и «ни – ни». Этому требованию отвечают вопросы типа: «Что такое свет?» Варианты ответов:
Разные подходы к делению мировоззрения на компоненты обусловлены отсутствием жесткого понятийного аппарата в методологии гуманитарных наук, что относит их к слабой версии науки в отличие от фундаментальных наук.
Как сказано выше, структуру мировоззрения формируютпознание, ценности, идеалы убеждения, верования, нормы и т.д., а также реализация ценностей и норм в практических поступках, превращение норм в личные взгляды, убеждения. Практический элемент, т.е. реальное поведение человека в определенных обстоятельствах важно, так как без практической составляющей мировоззрение носит абстрактный, отвлеченный характер.
Поэтому выделяются два уровня мировоззрения:
1. Жизненно-практический уровень, основывается на здравом смысле и повседневном опыте, зависит от воспитания, национальных и религиозных традиций, образования, интеллектуальной и духовной культуры, профессиональной деятельности их носителей, содержит не только богатые традиции, но и предрассудки, не отличается продуманностью и систематичностью.
2. Теоретический уровень преодолевает недостатки жизненно-практического уровня. К решению мировоззренческих проблем здесь наряду с наукой стоит философия, претендующая как на теоретическую обоснованность содержания, так и на обоснованность способов достижения обобщенных знаний о действительности. Философия не только содержит мировоззренческие системы, но и анализирует мировоззрение как таковое.
Таким образом, мировоззрение это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения людей. Ядром мировоззрения человека являютсяценности специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное значение для человека и общества.
Основные компоненты «научного мировоззрения»
Рассмотрение вопроса о возможности построения «научного мировоззрения» приводит нас к проблеме однородности “научного мировоззрения”, конкретнее – к вопросу о том, в какой степени научны различные компоненты научного мировоззрения. Особое внимание при этом необходимо уделить прояснению природы аксиологической (ценностно-смысловой) составляющей научного мировоззрения. Иначе говоря, следует попытаться ответить на вопросы: формируется ли эта составляющая собственно научными средствами либо ее формирование осуществляется преимущественно вненаучными средствами.
Проблема научности “научного мировоззрения” представляется нам чрезвычайно актуальной. Актуальность ее определяется, в частности, весьма прискорбным фактом широкого распространения в наши дни антисциентистских настроений. Понятно, что современный антисциентизм имеет множество источников. Но одним из самых мощных его источников является перенесение на науку ответственности за то, что творилось в советскую эпоху в нашей стране и далеко за ее пределами от лица марксизма-ленинизма, называемого тогда научным мировоззрением.
Обсуждение указанной проблематики, несомненно, предполагает предварительную характеристику состава и структуры научного мировоззрения. Разные авторы, говоря о научном мировоззрении, имеют в виду существенно различающиеся феномены. Однако основной массив представлений о научном мировоззрении может быть сгруппирован в два варианта его понимания.
Первый вариант – очевидно неудовлетворительный – истолковывает научное мировоззрение как совокупность (систему) наиболее существенных, обобщенных научных знаний о мире, человеке и их взаимоотношениях. В рамках этого варианта научное мировоззрение состоит, в сущности, из одного – знаниевого (когнитивного) – компонента и, по сути, тождественно научной картине мира(в определенном ее понимании). Понятно, что в рамках этого варианта отрицается само наличие в научном мировоззрении ценностно-смысловой (аксиологической) составляющей. Поэтому вопрос о природе этой составляющей снимается. Неудовлетворительность этого варианта понимания научного мировоззрения определяется тем, что с помощью такого “мировоззрения” невозможно даже подступиться к решению самых важных мировоззренческих проблем: к проблеме смысла жизни человека, к проблеме счастья, к проблеме свободы. Поэтому научное мировоззрение, сведенное к знаниевой составляющей, к научной картине мира, хотя оно было бы научным в полном смысле этого слова, недостойно, на наш взгляд, звания мировоззрения.
Второе понимание научного мировоззрения является принципиально иным. Сторонники этого понимания сущности научного мировоззрения совершенно справедливо указывают на то, чтомировоззрение в принципе не может сводиться к совокупности (и даже системе) знаний о мире, человеке и их взаимоотношениях. Любое мировоззрениедля них— это специфическое духовное образование, включающее, наряду с особого рода знаниями о мире, человеке и их взаимоотношениях, убеждения, ценностные ориентации, идеалы и т.п. Иначе говоря, в состав такого мировоззрения входят не только знаниевая (когнитивная) компонента, но и другие. Для простоты будем считать, что, кроме знаниевой компоненты, в состав научного мировоззрения (на данной стадии рассуждения мы полагаем, что такое мировоззрение существует или может существовать) входит еще только одна составляющая: ценностно-смысловая (аксиологическая).
Указанные понимания сущности научного мировоззрения необходимо иметь в виду и при рассуждении о характере знаниевой компоненты такого мировоззрения. Дело в том, что характер знаниевых составляющих мировоззрения, наличие которых признается сторонниками обоих пониманий научного мировоззрения, существенно различен. Если в рамках первого понимания эта составляющая, являющаяся единственной, действительно включает в себя научные знания как таковые, то в рамках второго понимания она включает в себя научные знания в существенно переработанном виде.
Далее, говоря о научном мировоззрении, мы будем, как правило, иметь в виду второе из указанных выше его пониманий.
Предварим разговор о ценностно-смысловой составляющей научного мировоззрения кратким обсуждением его знаниевого компонента.
Рассмотрим, прежде всего, вопрос о том, какие именно научные знания входят в знаниевый компонент научного мировоззрения. Очевидно, что в состав знаниевой составляющей научного мировоззрения входят не все знания (о природе, обществе, человеке и их взаимоотношениях), полученные научным способом. Необходим принцип, критерий отбора, с помощью которых мы сможем из всего массива научных знаний выбрать те, которые достойны вхождения в состав научного мировоззрения. Простого рецепта здесь нет. В самом общем плане эту задачу можно решить следующим образом.
Мировоззрение – это совокупность мировоззренческих проблем и их решений (или подходов к их решению). Если исходить из этого, тогда из всего массива научных знаний в состав научного мировоззрения войдут те, которые необходимы для решения сформулированных на данной стадии развития культуры мировоззренческих проблем. Можно, конечно, оспорить предложенный принцип отбора, поскольку он в некоторой мере тавтологичен, поскольку он не раскрывает того, какие именно проблемы являются мировоззренческими. Однако существует достаточно устоявшийся перечень мировоззренческих проблем (некоторые из них были указаны выше), который, можно сказать, инвариантно воспроизводится ныне авторами самых различных мировоззренческих ориентаций. К таким проблемам относят обычно проблему смысла жизни человека, вопросы о месте человека в мире, о его познавательных и преобразовательных возможностях, о происхождении человека и его перспективах… Так что предложенный нами принцип отбора из всего массива научных знаний тех знаний, которые следует включить в состав знаниевого компонента научного мировоззрения, в определенной степени работоспособен. Другое дело, что его конкретное использование не является простым. Но, видимо, простоты в таком сложном деле ожидать не следует. Сложность применения указанного принципа состоит, в частности, в том, что мировоззренческие проблемы, по сути, “пронизывают” весь духовный мир человека, они чрезвычайно многогранны и многоуровневы, имеют различные формулировки, предстают в различные эпохи и в различных ситуациях в разных формах. Поэтому для своего решения они могут, как представляется, востребовать любой или почти любой элемент научного знания. Причем этот элемент может быть весьма частным. И в другое время, в другой ситуации он (этот элемент научного знания) уже перестанет быть существенным для решения мировоззренческих проблем.
К примеру, знания, полученные основоположником науки Нового времени Г. Галилеем (1564-1642) с помощью телескопа (о существовании у Юпитера системы спутников, об их движении вокруг Юпитера, о наличии фаз у Венеры и т.д.), в то время, несомненно, имели выдающееся мировоззренческое значение. Они обосновывали гелиоцентрическую систему мира, серьезно меняли представления о положении человека в мире. В наше время, разумеется, такого рода знания почти полностью потеряли свое мировоззренческое значение. Другой пример: установление геологией и палеонтологией того обстоятельства, что наша планета и жизнь на ней имеют историю, длящуюся многие миллионы лет. В свое время эти знания имели колоссальное мировоззренческое значение, ибо опровергали буквальное истолкование господствовавшего в мировоззрении европейцев на протяжении веков библейского повествования о сотворении Богом Земли и жизни на ней в течение нескольких дней. Ныне знания такого рода опять-таки в значительной мере утеряли свою мировоззренческую актуальность. Хотя, надо сказать, что и в наше время находятся авторы, стремящиеся доказать, что возраст Вселенной и нашей планеты составляет несколько тысячелетий. (Такая попытка предпринимается, например, в книге: Вертьянов С. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2006.)
Таким образом, в состав научного мировоззрения следует включать те научные знания, которые более или менее непосредственно используются для решения каких-либо мировоззренческих проблем.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)
Формирование научного мировоззрения. Умственное образование
Просмотр содержимого документа
«Формирование научного мировоззрения. Умственное образование»
Тема: Формирование научного мировоззрения. Умственное образование.
Сущность, виды, структура и функции мировоззрения.
Формирование у школьников основ научного мировоззрения в учебно-воспитательном процессе.
Экономическое воспитание как часть формирования мировоззрения учащихся.
Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников.
Дидактические и воспитательные условия формирования научного мировоззрения учащихся.
Опорные понятия и термины: Мировоззрение, научное мировоззрение, религиозное мировоззрение, обыденное или житейское мировоззрение, знания, взгляды, убеждения, идеалы, экономическое воспитание, экологическое воспитание.
Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. – Львов, 1986.
Буянов В.С. Научное мировоззрение. Социально-философский аспект. – М., 1987.
Вернадский В.И. Научное мировоззрение // Философия и мировоззрение \ Сост. П.В. Алексеев.- М., 1990.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Р.-на-Д., 1996.
Журавлев И.К. Через доказательства к убеждениям. – М., 1980.
Кукушин В.С. Экологическое воспитание // Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2002. – С.109 – 125.
Кукушин В.С. Экономическое воспитание // Теория и методика воспитательной работы: Учеб пособие. – Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2002. – С. 125 – 149.
Сущность, виды, структура и функции мировоззрения. Уровень личностного развития человека во многом определяется тем, насколько он овладел научным мировоззрением. Осмысливая сущность мировоззрения как важнейшей личностной характеристики человека, следует прежде всего обратить внимание на лексическую структуру этого термина. Он состоит из двух слов «мир» и «воззрение». Последнее означает «взгляд, взирание» вокруг, то есть осознание окружающего. В общем плане мировоззрение – это специфическая форма сознания человека, его взгляды на окружающий мир и свое место в нем. В философском понимании «мировоззрение – это система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности» В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире, его возникновении и развитии. Какие-то свои представления и взгляды, свое отношение к происходящим в природе и обществе явлениям имеются у каждого человека. Но их качественная характеристика различна в зависимости от житейского опыта и научной подготовки. В связи с этим различают два основных вида мировоззрения: — обыденное или житейское мировоззрение (оно есть на разных уровнях у каждого человека, основано на здравом смысле и житейском опыте); научное мировоззрение (в его основе лежит теоретическое осмысление сущности и причинно-следственных связей, т.е. закономерностей, характеризующих развитие природных и общественных явлений. Можно говорить о различных полноте и глубине научного мировоззрения. В процессе школьного обучения и воспитания необходимо формировать именно научное мировоззрение как специфическую форму сознания человека, в которую включены система научных знаний, взглядов, идеалов и убеждений, выражающих его отношение к развитию природы и общества, определяющих жизненную, гражданскую позицию. Можно выделить и такие виды мировоззрения, как религиозное (понимание человеком окружающей действительности с точки зрения веры в бога, глубокой убежденности в божественном происхождении жизни на земле, в существовании божественного предопределения жизни каждого человека), политическое (видение сущности всего происходящего через призму определенных политических взглядов и убеждений). Система взглядов человека на окружающую действительность может носить сугубо художественно-эстетический характер, когда человек воспринимает мир через призму определенных художественно-эстетических воззрений. Существует гуманистическое мировоззрение как совокупность идей, в основе которых лежит признание человека, его жизни и личностного достоинства центром всего сущего. Все виды мировоззрений имеют право на существование, кроме тех систем восприятия и понимания мира, которые лежат в основе поступков, деятельности, наносящих непоправимый ущерб жизни на земле, личности человека. В этом смысле можно говорить о технократическом мировоззрении, в соответствии с которым цель оправдывает любые средства ее достижения и этой целью является не развитие личности человека, а, допустим, средства достижения материального благополучия. Печально известны такие системы взглядов, как нацизм и расизм, допускающие возможность уничтожения людей только за то, что они не принадлежат к определенной нации или расе. Приведенные определения сущности мировоззрения и примеры его видов позволяют представить его общую структуру. В качестве важнейших структурных компонентов мировоззрения выступают: а) система знаний (мы определили как наиболее востребованное обществом на современном этапе научное мировоззрение, поэтому речь идет о системе научных знаний); б) взгляды; в) убеждения; г) идеалы. Знания являются объективным компонентом мировоззрения и представляют собой систему научных истин и фактов, которые воспринимаются и осмысливаются, понимаются как объективные проявления природы и общества. В этом смысле эти истины, факты, информация воспринимаются людьми одинаково (как, например, законы природы, описание исторических событий). Но не объективные знания определяют мировоззрение человека. Иоганн Гете писал: «То, что я знаю, знать может каждый, а сердце такое лишь у меня». Иными словами, знания приобретают для каждого человека субъективный смысл и становятся взглядами и убеждениями, в которых и проявляется мировоззрение. Взгляды – это суждения, основанные на знаниях и выражающие собственное отношение человека к тому, что он познал. Убеждение – качественно более высокое состояние взглядов. Это такие знания, идеи, теории, концепции, в которые человек верит как в непреложную истину и которые являются для него руководством к действию. Взгляды, несомненно, имеют большое значение для миропонимания человека и оказывают влияние на его поведение, но прямой переход от взгляда к поступку, к действию может и не произойти, если взгляды не превратились в убеждения. Убеждения – это не нечто «знаемое» и «понимаемое», это знания и отношение к ним, перешедшие во внутреннюю позицию человека. Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности – ее направленность, ценностные ориентации, интересы, желания, чувства, поступки. Убеждения заключают в себе веление действовать в соответствии с познанной человеком необходимостью. Убеждения в рамках научного мировоззрения основывается на понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, которые отражают наиболее существенные, закономерные связи и отношения объективной действительности. Они основываются на достоверных научных фактах (элементах научного знания). Факты действительности становятся фактами науки как основы научного мировоззрения, если они поднимаются до уровня теоретических обобщений. Отражая общие и наиболее существенные стороны множества явлений, обобщения служат средством их объяснения и предвидения, дают принципы решения не только тех задач, на основе которых они были выведены, но и всех других, относящихся к данной целостности. На протяжении формирования научного мировоззрения у школьников необходимо вырабатывать именно мировоззренческие обобщения. Среди мировоззренческих обобщений чрезвычайно важная роль принадлежит методологическим идеям, в которых с наибольшей полнотой и глубиной раскрываются внутренние законы действительности. Отражая не только сущностное, но и должное, такого рода идеи выступают одним из механизмов организации и получения научного знания, лежащего в основе научного мировоззрения. Поэтому в процессе формирования научного мировоззрения учащихся надо уделять особое внимание формированию методологических понятий, обобщений, идей, характеризующих действительность и ее теоретические описания. Научное мировоззрение во всей полноте его структуры выполняет ряд важных функций:
просветительная функция состоит в том, что научное мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует просвещенное сознание, избавляет от социальных, политических, религиозных предрассудков и пережитков, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентаций;
воспитательная функция мировоззрения реализуется в результате того, что принятые на основе познанного взгляды и убеждения требуют от человека формирования у себя определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности (воспитывается воля, твердость характера, гуманизм, чувства ответственности и долга, формируются эстетические идеалы общественной и личной жизни);
развивающая функция заключается в том, что работа по усвоению мировоззрения включает в активную деятельность мышление, делает его гибким, творческим, изучающим явления в движении, взаимосвязи. Развивается способность к новым обобщениям, к творческому осмыслению явлений природы и общества;
организационная функция мировоззрения проявляется в том, что оно является исходной позицией в практической деятельности людей. Научное мировоззрение является активным организующим началом в жизни человеческого общества, в эволюционном преобразовании экономики, образа жизни;
прогностическая функция научного мировоззрения, основывающегося на знании законов природного и общественного развития, проявляется в научно-теоретическом и практическом осмыслении направлений, тенденций общественного бытия, в выдвижении идей по созиданию будущего в настоящем.
Формирование у школьников основ научного мировоззрения в учебно-воспитательном процессе. Формирование мировоззрения – это долговременный и сложный процесс развития в органическом единстве и одновременно научного сознания, базирующегося на научных знаниях, культуры мышления, чувств и эмоциональных отношений, целеустремленности и культуры волевых действий. Педагогика исходит из научно-философских основ учебного плана, которыми обусловливается отбор основных предметов, способных в совокупности достаточно полно раскрыть перед учениками мировоззренческую картину мира и обеспечить научной базой их практическую деятельность. Этим обеспечивается внутренняя логика взаимосвязи и взаимозависимости подлежащих изучению школьниками наук. Все учебные предметы имеют две педагогические задачи:
раскрытие законов и изучение фактов конкретной науки (прямая педагогическая задача);
включение фактов и законов изучаемого учебного материала в целостную систему научного мировоззрения школьника (косвенная педагогическая задача). Косвенная задача педагогического процесса и профессиональной деятельности учителя, воспитателя является не менее важной, чем прямая, можно утверждать, что она предстает как одна из важнейших для учителя. Научное мировоззрение формируется прежде всего в процессе изучения учащимися предметов естественно-математического цикла. Учитывая возрастные особенности детей, учителя математики, физики, информатики, химии и т.д. имеют возможности раскрыть перед ними идею материальности мира природы. На основе учета принципа межпредметных связей в процессе обучения можно показать единство материальной действительности, взаимосвязь и взаимозависимость различных форм существования и движения материи. Необходимо теоретически и на практике показать учащимся непреложный факт постоянного развития, движения и изменения материи и бесконечность процесс познания ее человеком. В ходе научного познания естественного мира как диалектически развивающейся, целостной материальной системы у школьников формируется диалектическое мышление, совершенствуются познавательные процессы, развивается интеллект Важное значение для формирования мировоззрения как совокупности знаний, взглядов, убеждений, чувств, воли имеют предметы общественно-гуманитарного цикла. История, обществоведение, основы государства и права, как и естественные предметы, имеют единую философскую и историческую основы. Изучая их, школьники усваивают определенную сумму фактов из жизни человеческого общества, основные законы и перспективы его развития. Рассматривая вместе с педагогом общественные явления с точки зрения истории, учащиеся узнают, почему они возникали, как взаимосвязаны, какое место занимают в жизни человеческого общества и в каком направлении развиваются. Нужно учить детей видеть противоречивость общественных событий, понимать противоречия как движущую силу развития. Конкретно-историческое мышление позволяет детям уже в школе овладевать способностью грамотно оценивать общественно-политические события в стране и за рубежом, самостоятельно разбираться в потоке научной и политической информации. Центральное место в формировании мировоззрения учащихся занимают предметы гуманитарно-художественного цикла (они рассматриваются скорее как искусство, а не как учебные предметы). Литература, изобразительное искусство, музыка и танцы проникают в содержание различных учебных предметов. Наиболее важные проблемы преподавания искусства в школе связаны с идеей целостного освоения детьми художественных произведений. Реализация данной идеи в педагогическом процессе содействует выработке взглядов и убеждений, способствует формированию эстетических идеалов как структурных компонентов мировоззрения. Спроецированное во всей полноте в сознание школьника художественное произведение (в литературе, живописи, кино и т.д.) порождает мысли, чувства, переживания, которые способствуют выработке мировоззренческих взглядов и убеждений. Огромную роль в формировании мировоззрения школьников играет собственная практическая, творческая деятельность в различных видах искусства, поэтому необходимо не только развивать у школьников способность восприятия художественных произведений, но и учить детей овладевать языком искусства, вооружать творческими умениями и навыками в соответствии с их склонностями и способностями. Практически действенному утверждению мировоззрения детей активно способствует их общественно-полезный и производительный труд. Трудовая деятельность, участие в производственных отношениях, достижение успеха в труде (в том числе и в учебном) дают возможность детям убедиться в правильности своих взглядов, реализовать себя как личность, действующую в соответствии с убеждениями. В связи со сказанным выше необходимо отметить большую роль в формировании научного мировоззрения школьников внеклассной учебно-воспитательной деятельности, в процессе организации которой учитываются принципы добровольного участия в ней, учета индивидуальных особенностей учащихся. Педагогу необходимо знать о специфике формирования научного мировоззрения школьников в учебно-воспитательном процессе в соответствии с их возрастными особенностями. Уже в начальных классах существует принципиальная возможность раскрывать идеи, дающие знания общих законов, которым подчинено движение и развитие. Пониманию младших школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер. К ним относятся начальные представления о жизни природы, в частности, о сезонных изменениях, о материальном единстве мира и его постоянном развитии и т.д. Интенсивное формирование личности в подростковом возрасте делает учебно-воспитательный процесс достаточно благоприятным для овладения диалектико-материалистической концепцией мира. Актуальная потребность в подростковом возрасте – стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы индивидуального опыта, дает толчок к установлению жизненных установок и идеалов. Вместе с тем учитель должен давать себе отчет в том, что подростковый возраст называют «кризисным», подросткам характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватность самооценки, большая склонность к подражанию. Учитывая все это, необходимо направлять педагогические усилия в процессе формирования научного мировоззрения не только на полноценное усвоение школьниками-подростками учебного материала, но и на развитие их инициативы и самостоятельности в суждениях, к обоснованной и аргументированной оценке событий и фактов. В юношеском возрасте школьники в основном достигают физической и духовной зрелости, которая определяет их готовность к усвоению научного мировоззрения во всем объеме и полноте. В этом возрасте проявляются такие особенности молодых людей, как философская направленность мышления (поиски смысла жизни и своего в ней места всегда присущи молодым людям), познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в сущность и систему всех вещей и явлений. Это создает основу для формирования у старшеклассников методологических идей высокого уровня обобщенности; твердых взглядов и убеждений, позволяющих правильно ориентироваться в жизни; принципов поведения и деятельности. В юношеском возрасте происходит самосознание личности, формируется уровень притязаний на основе адекватной самооценки, достаточно четко определяются идеалы и ценностные ориентации, жизненные планы. С определенных мировоззренческих позиций осуществляется в этом возрасте профессиональное самоопределение. Основным средством формирования научного мировоззрения в учебно-воспитательном процессе является создание условий для усвоения учащимися системы знаний, которая отражает, насколько это возможно, структуру современного научного знания, организуется вокруг и на основе методологических идей, теорий и принципов. Чтобы знания переросли во взгляды и убеждения, нужно, чтобы они проникли в сферу чувств и переживаний учащихся. В этом смысле важным средством формирования научного мировоззрения предстает создание в педагогическом процессе положительного эмоционального состояния учащегося и воспитание его воли для преодоления препятствий и трудностей, возникающих в учении. Наряду с интеллектуальным и эмоционально-волевым компонентом в состав мировоззрения входит практическо-действенный. В связи с этим значимым средством формирования научного мировоззрения школьника можно назвать организацию разнообразной воспитательной деятельности, причем сфера практических действий учащихся должна быть достаточно широкой. Наиболее общими критериями сформированности научного мировоззрения школьника являются:
наличие фактических учебных знаний, их глубина и объединенность в целостную систему, объясняющую сущность и закономерности явлений природы, общества, мышления;
развитая способность диалектического осмысления действительности, обнаруживающаяся в умениях учащихся анализировать природные и общественные явления, обобщать их, делать выводы на основе познанного;
проявление социальной активности школьников, сформированность гражданской позиции, экономического и экологического мышления.
Экономическое воспитание как часть формирования мировоззрения учащихся. Под экономическим воспитанием понимают специально организованную педагогическую деятельность, продуманную систему воспитательной работы, направленной на формирование эккономического сознания учащихся (Б.Т. Лихачев). Экономическое сознание – важнейшая составная часть научного мировоззрения. Оно обеспечивает знание и понимание устройства экономической жизни государства, активное творческое участие каждого гражданина в производственных процессах. Экономическое сознание включает в себя знания об основных законах рыночной экономики, о структуре основных производств, о системе управления экономикой и методах хозяйствования. Важной частью экономического сознания является экономическое мышление, позволяющее осуществлять творческий поиск путей производительности труда, достижения высококачественного производительного результата при наименьших затратах, осмысливать явления экономической жизни с учетом новейших достижений науки и техники. Оно позволяет понимать экономику как целостное социальное явление, в котором эффективность всего народного хозяйства зависит от эффективности каждого отдельного производственного звена, от трудолюбия и рачительности каждого отдельного специалиста. Экономическое воспитание в школе осуществляется на уроках по всем основным предметам. Общественно-гуманитарный цикл предметов обеспечивает усвоение учащимися основных понятий экономики (понятия об экономическом базисе как совокупности производственных отношений, о производительных силах и их размещении; о различных экономических системах, основанных на тех или иных формах собственности и способах распределения материальных благ и т.д.). На уроках математики необходимо предлагать учащимся решения задач экономического содержания. На уроках физики, химии, биологии можно демонстрировать использование в производстве достижений науки и техники, которые обеспечивают рост производительности труда. Прямо связано с задачами интенсификации производства изучение школьниками информатики и вычислительной техники, обеспечение компьютерной грамотности. Особое значение в экономическом воспитании приобретает специальное изучение ими общих вопросов экономического развития страны на уроках истории, обществоведения, законов государства, права. В деятельности классного руководителя экономическое воспитание осуществляется в вовлечении школьников в общественно полезную работу по сбору макулатуры и металлолома, сохранению общественных богатств. Эта деятельность должна быть хорошо организованной, давать реальный экономический эффект, быть оплачиваемой. Низкое качество производительного труда, бесхозяйственность и бесплатность не только не способствуют формированию экономического сознания как части мировоззрения, но и разлагают нравственное сознание учащихся. В системе экономического воспитания школьников большое значение имеют производственные экскурсии, встречи с руководителями образцовых предприятий и хозяйств, передовиками производства, с представителями арендных хозяйств, семейного подряда. Содержание этих форм экономического воспитания должно тщательно планироваться с целью последовательного и систематического ознакомления учащихся с актуальными экономическими проблемами, образцовым ведением экономических дел, хозяйств. Просчеты и недостатки экономического воспитания оборачиваются экономической безграмотностью будущих граждан, неготовностью к выбору профессии, пренебрежением к труду, безалаберностью и отсутствием трудовой дисциплины. Все это переносится детьми из школы во взрослую жизнь. Несформированность экономического сознания у выпускников школ наносит большой урон развитию общества, не способствует их самореализации в личной жизни. Механизмы, средства и способы экономического воспитания школой разнообразны. Как уже отмечалось, содержание общественного экономического сознания учащиеся усваивают в процессе учебно-познавательной деятельности. Главным механизмом формирования экономического сознания школьников является непосредственная, доступная им экономическая деятельность. Экономическое воспитание осуществляется также в процессе экономических отношений, в которые необходимо вовлекать детей. Они должны взаимодействовать с родителями и проявлять свое отношение к бюджету семьи, к вещам личного пользования, формировать в своем характере такие важные качества, как экономность, рачительность, трудолюбие. В общественно полезном труде ученики вступают во взаимоотношения друг с другом, со взрослыми участниками производства, учатся бережно относиться к орудиям труда, мебели, инвентарю, школьным учебникам и учебному оборудованию. Экономическое познание, деятельность и отношения – механизмы, которые формируют экономическое сознание учащегося как значимую часть его научного мировоззрения. Критериями эффективности экономико-воспитательной работы с учащимися являются:
знание ими основных экономических понятий и ведущих экономических идей в РБ; умение подойти с экономическими мерками к вопросам организации труда;
проявление бережного отношения к личной и общественной собственности;
трудолюбие, отношение к труду как основе жизни человека, осознание долга и ответственности перед обществом за состояние и развитие народного хозяйства, то есть сформированность гражданской позиции;
бережное отношение к природным ресурсам и богатствам Республики Беларусь. Данный критерий в большой мере относится к определению результативности экологического воспитания. Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников. Экология как форма общественного сознания является частью биологической науки, изучающей закономерности взаимодействия и взаимоотношений внутри фауны и флоры, их представителей между собой и с окружающей средой. Термин «экология» в 1866 г. впервые употребил немецкий биолог Э. Геккель, образовав его от греческих слов «ойкос» (дом, жилище) и «логос» (слово, мысль). Под экологией Геккель понимал «общую науку об отношениях организмов к окружающей среде, куда относятся в широком смысле все «условия существования». В столетии экологию определяют как биологическую науку об организации и функционировании надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоцинозов и биосферы. Часто ее рассматривают также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Современная экология интенсивно изучает проблемы взаимодействия человека и биосферы. Мир природы – это среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия. Вместе с тем человек, преобразовывая окружающую действительность, вмешивается в естественные процессы, нарушает их, использует богатства природы в своих интересах, иногда забывая, что он сам – тоже часть природы. Если деятельность человека протекает бесконтрольно, без учета экологических закономерностей и возобновления восстановимых природных ресурсов, биологический баланс природе может быть разрушен, что неизбежно повлечет за собой гибель человеческого сообщества. Сегодня уже существуют значительные экологические проблемы как общечеловеческого масштаба, так и региональные. Только усилиями всего человечества можно сохранить чистоту атмосферы, спасти от загрязнения Мировой океан, разумно использовать земные недра, предотвращая их полное истощение. Вместе с тем каждое отдельное государство должно проявлять заботу о чистоте своих природных регионов, бороться с истреблением лесов, флоры и фауны, способствовать культуре земледелия, сохранению почв. Природа является для людей средой обитания, объектом познания и эстетического отношения. Ее явления эстетически совершенны и доставляют человеку глубокое духовное наслаждение. Проникновение в ее тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлена необходимость осуществления экологического образования и воспитания, которые способствуют формированию экологического сознания, экологической культуры человека. Экологическое сознание включает в себя экологические знания (факты, сведения, выводы и обобщения об окружающей среде и взаимодействии с ней живых организмов), эстетические чувства и экологическую ответственность. Использование человеком природы требует от него развитого экологического мышления, проявляющегося в умении экономно и эффективно использовать экологические знания при создании промышленных и сельскохозяйственных объектов, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий некоторых технологических процессов производства. В состав экологического сознания входят также волевые устремления человека, направленные на охрану природы. Таким образом, экологическое сознание – это знания об экологических закономерностях, переживание эстетических чувств от наблюдения за природой, ответственность за ее сохранение; экологическое мышление, способствующее поддержанию природного баланса, и добрая воля человека, позволяющая реализовать экологические знания и мышление. Экологическое сознание выполняет функции, присущие научному мировоззрению: просветительную (изучение природы как среды обитания человека и как эстетическое совершенство); развивающую (развитие умений осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных); воспитательную (формирование у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе); организующую (стимулирование природоохранительной деятельности школьников); прогностическую (развитие умений предвидеть возможные последствия тех или иных действий человека в природе). Эффективная реализация данных функций обусловливает формирование у учащихся экологической культуры как совокупности экологического сознания и экологической деятельности, поведения. Экологическая культура как важная часть научного мировоззрения формируется в процессе экологического воспитания. Экологическое воспитание – это целенаправленная, специально организованная, систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие экологической образованности и воспитанности детей. Под экологической образованностью и воспитанностью понимается:
сформированность экологических знаний, умений и навыков природоохранительной деятельности;
развитие нравственно-эстетических чувств по отношению к природе;
осознание детьми положения о том, что человек – это часть природы, природа – среда обитания человека;
наличие твердой воли к осуществлению природоохранительной работы.
Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения в школе. В ходе нравственного и эстетического воспитания вырабатываются бережное отношение учащихся к окружающей природной среде, любовь ко всему живому, умения наслаждаться красотой природы. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания. Она реализуется на уроках естественно-математического и гуманитарно-эстетического циклов. Так, биология и география рисуют детям картину экологического состояния современного мира растений, животных, всей окружающей среды. Физика и химия дают учащимся комплекс политехнических знаний, научные основы современного производства. История, обществоведение, основы государства и права показывают недопустимость варварского отношения к природе, ее хищнической эксплуатации. Учащиеся узнают о недостатках законодательства, регулирующего отношения к природе государственных и общественных организаций, отдельных личностей. Литература, языки, изобразительное искусство, музыка раскрывают эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, оказывающую огромное влияние на развитие духовности и нравственности человека. В системе экологического воспитания большая роль принадлежит туристско-краеведческой работе, созданию школьных лесничеств, уголков природы в Домах и Дворцах школьников, объединений учащихся-экологов, кружков юных натуралистов и т.д. Эффективное осуществление экологического воспитания зависит от разрешения некоторых противоречий. Во-первых, школьникам важно осознать, что поскольку природа является источником всех материальных благ, люди стремятся взять от нее как можно больше. Вместе с тем ее запасы не бесконечны, поэтому их использование должно быть разумным. Противоречие преодолимо, если деятельность человека в природе направлена одновременно на ее использование и сохранение. Во-вторых, природа – это важнейший фактор воспитания детей, их интеллектуального, эстетически-нравственного и физического развития. Но урбанизация, широкое применение техники, автоматизация производства и быта отчуждают детей от природы, подменяют духовно-эстетическое отношение к ней утилитарно-прагматическим. Противоречие разрешимо только при условии эффективного экологического воспитания в результате познавательной и практической деятельности в природе, эстетического освоения природной среды. Основными показателями экологической образованности и воспитанности (а следовательно, в достаточной мере сформированности научного мировоззрения) являются:
знание и понимание детьми современных экологических проблем;
осознание ими ответственности за сохранение природы;
активная природоохранная деятельность в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
развитое чувство любви к природе;
умение видеть и понимать красоту природы, любоваться и наслаждаться ею.