Что относится к основным гигиеническим требованиям которые предъявляются местам занятий физкультурой

Что относится к основным гигиеническим требованиям которые предъявляются местам занятий физкультурой

Прием обращений граждан

Обращение к руководителю

Инструкции для пользователей

Требования к организации занятий физкультурой школьников

Физическая культура в школьный период жизни человека является основой в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это способствует гармоничному развитию личности. Установлено, что у 50 % детей в возрасте 6–7 лет возникает дефицит двигательной активности. У школьников 9–12 лет эта цифра достигает еще больших размеров — 60 %, а у школьников старшего возраста — 70 %.

Физическое воспитание оказывает положительное воздействие на организм ребенка только в том случае, если оно методически правильно построено и если учитываются состояние здоровья детей, их возраст, анатомо-физиологические особенности детей каждой возрастной группы и соблюдается последовательность и постепенность увеличения физической нагрузки.

Формы проведения таких занятий:

Уроки физической культуры в школе проводят в объеме 3 часов в неделю в разные дни. Занятие состоит из 3 частей: подготовительная (разминка, разогрев мышц) — 5–7 мин, основная (спортивные игры, бег и др.) — 35 мин., заключительная (упражнение на восстановление дыхания, упражнения на расслабление) — 3–5 мин. Последняя необходима для приведения деятельности органов дыхания и кровообращения к норме. Благодаря такой организации занятия нагрузки нарастают в начале, снижаются к концу.

Большое значение имеет соблюдение гигиенических требований к местам проведения занятий физкультурой. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах. Освещение должно быть равномерным и обеспечивать необходимый уровень освещенности в соответствии с установленными нормами. Пол должен быть ровным, без выбоин и выступов, нескользким, легко моющимся. Оборудование и инвентарь спортивных залов должны быть исправны и соответствовать росто-возрастным особенностям занимающихся. В спортивных залах необходимо ежедневно проводить влажную уборку. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами.

Физические упражнения для школьников важны не меньше, чем умственные нагрузки. Именно благодаря спорту дети легче справляются с умственными нагрузками, а их организм развивается без каких-либо отклонений, лучше всего, если ребенок дополнительно будет посещать какую-нибудь спортивную секцию.

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.

Источник

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Гигиенические требования к организации физического воспитания детей в дошкольных образовательных организациях

Гигиенические требования к организации физического воспитания детей в дошкольных образовательных организациях

Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.

Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.

В объеме двигательной активности воспитанников 5-7 лет следует предусмотреть в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных образовательных организаций.

Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.

Длительность занятия с каждым ребенком составляет 6-10 минут.

Начиная с 9 месяцев, помимо комплексов гимнастики и массажа, с детьми проводят разнообразные подвижные игры в индивидуальном порядке. Допускается объединение детей в небольшие группы (по 2-3 ребенка).

Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:в младшей группе – 15 мин., в средней группе – 20 мин., в старшей группе – 25 мин., в подготовительной группе – 30 мин.

Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы дошкольной образовательной организации. При организации закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы – постепенность систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.

Работа по физическому развитию должна проводиться с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников.

Источник

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Санитарный надзор

Гигиенические требования к спортивной одежде

Гигиенические требования к спортивной одежде

Спортивная одежда должна поддерживать оптимальное тепловое равновесие организма во время занятий физическими упражнениями и спортом, обеспечивать эффективную спортивную деятельность, защиту от травм и механических повреждений. Она должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать по росту и полноте. Современная спортивная одежда отличается большой степенью прилегания к телу, без припусков на свободу облегания, что связано с лучшими аэродинамическими свойствами плотно облегающей эластичной одежды.

Важное значение имеют теплозащитные, гигиенические свойства одежды, а также гигиенические свойства тканей, из которых она изготавливается (воздухопроницаемость, паропроницаемость, испаряемость, водоемкость, гигроскопичность, гибкость, сминаемость и др.).

Теплозащитные свойства одежды зависят, прежде всего, от теплопроводности тканей, а также от пористости, структуры, вида волокон и их переплетения. В толстых и пушистых тканях между волокнами имеется много пор, где задерживается воздух, являющийся плохим проводником тепла. Такие ткани обладают высокими теплозащитными свойствами. Например, пористость шерсти и фланели составляет 92%, сукна – 89%, шерстяного одеяла – 88%. Еще большей пористостью отличаются меха. Хорошими теплозащитными свойствами обладают изделия из лавсана, нитрона, поливинилхлоридных волокон.

Теплозащитные свойства одежды во многом зависят от ее покроя. Высокими теплозащитными свойствами обладает покрой типа «комбинезон», представляющий собой максимально замкнутую конструкцию. Манжеты на рукавах, закрытый воротник, капюшон, пояс препятствуют проникновению холодного воздуха в пододежное пространство. При низкой температуре воздуха для усиления теплозащитных свойств в одежде используется несколько слоев. Чем их больше, тем больше воздуха в одежде, а значит, теплопроводимость меньше.

Для спортивных изделий необходим как можно более мягкий и гибкий материал. К таким материалам относится биэластик. Эта новая ткань изготовляется из полиуретановых смол. Она крепка, эластична, может растягиваться почти на четверть своей длины, хорошо пропускает воздух. Биэластик – очень легкая ткань, костюм из нее весит всего несколько десятков граммов.

В настоящее время в спортивной одежде широко используются ткани из искусственных волокон и синтетических материалов. Синтетические ткани относительно дешевы и обладают рядом ценных свойств: легкостью, прочностью, стойкостью к различным воздействиям. Основными недостатками большинства из них являются низкие гигроскопичность, способность электризоваться и другие.

Одежда физкультурника и спортсмена должна состоять из майки, трусов, а также хлопчатобумажного или шерстяного трикотажного костюма. Во время занятий зимними видами спорта применяется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Это хлопчатобумажное белье, шерстяной костюм или свитер с брюками, шапочка. При сильном ветре сверху надевается ветрозащитная куртка. Различные виды спортивной одежды из синтетических тканей рекомендуется применять лишь для защиты от ветра, дождя, снега и т.п. Негигиенично пользоваться спортивной одеждой в повседневной жизни.

Источник

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах

При 6-дневной неделе, не более

При 5-дневной неделе, не более

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, в котором продолжительность регламентируется настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60- 80%.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

— учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену

— рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут

— обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий

— дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.

Наполняемость классов-комплектов

Классы, объединяемые в класс-комплект

Количество обучающихся в классе-комплекте

В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков не должна превышать 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающегося каждого возраста.

Для облегчения и сокращения периода адаптации к образовательному процессу обучающихся компенсирующих классов следует обеспечить медико-психологической помощью, осуществляемой педагогами-психологами, врачами-педиатрами, учителями-логопедами, другими специально подготовленными педагогическими работниками, а также с применением информационно-коммуникационных технологий, наглядных пособий.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

— физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений

— организованных подвижных игр на переменах

— спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня

— внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья,

— самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и туристских походов обучающихся допускают с разрешения медицинского работника. Его присутствие на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно.

На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2 дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа, необходима организация питания обучающихся.

Источник

Санитарно-эпидемиологические требования к объектам спорта.

Что относится к основным гигиеническим требованиям которые предъявляются местам занятий физкультуройФедеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 26.07.2019 г.) статьей 24. предписывается обеспечение безопасных для человека условий труда, быта и отдыха, осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в зданиях общественного назначения в соответствии с санитарными правилами. Эти требования в полной мере относится к объектам спорта.

Санитарно-эпидемиологические требования к объектам спорта регламентированы санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СП 2.1.2.3304-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта» (далее – Санитарные правила, СП 2.1.2.3304-15).

Статья 2 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 03.07.2019 г.) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет объекты спорта как объекты недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения. Под спортивным сооружением понимается инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных и спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы. К ним относятся стадионы, дворцы спорта, спортивные площадки, специально оборудованные под спортивные залы нежилые помещения, бассейны.

Требования СП 2.1.2.3304-15 на бассейны не распространяются, проектирование, строительство, режим эксплуатации бассейнов регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества». В данной статье рассматриваются требования к объектам спорта за исключением бассейнов.

Санитарные правила предназначены для нормативного регулирования обеспечения безопасных условий людей при нахождении на объектах спорта и направлены на охрану здоровья граждан, занимающихся физкультурой и спортом, в том числе детей, подростков и лиц с ограниченными возможностями здоровья при использовании ими объектов спорта.

Санитарные правила включают:

-требования к участку размещения объекта спорта;

— требования к открытым плоскостным объектам спорта;

— требования к крытым спортивным сооружениям: зданиям и помещениям;

— требования к водоснабжению, канализации, воздушно-тепловому и питьевому режиму объектов спорта;

— требования к санитарному содержанию помещений и территорий объектов спорта;

— требования к организации производственного контроля за эксплуатацией объектов спорта.

Рассмотрим основные положения Санитарных правил подробнее.

Обязательным требованием является размещение объекта спорта на земельном участке за пределами промышленных объектов и производств, их санитарно-защитных зон, за пределами первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, санитарных разрывов от автомагистралей, автостоянок, объектов железнодорожного транспорта, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.

Хозяйственная зона объекта спорта должна размещаться изолированно от мест проведения физкультурных и спортивных мероприятий, иметь отдельный въезд. Для сбора мусора устанавливаются контейнеры с крышками на расстоянии не менее 25 м до зданий, спортивных площадок.

Территория объекта спорта должна иметь наружное искусственное освещение.

2.Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям. Что относится к основным гигиеническим требованиям которые предъявляются местам занятий физкультурой

Открытые объекты спорта размещаются вблизи лесных, лесопарковых массивов на обособленных земельных участках, в местах массового отдыха населения, а также на территориях жилых микрорайонов. При размещении открытого спортивного сооружения в жилом районе крайне важно предусмотреть мероприятия по защите от шума проживающих в жилых помещениях. Уровни шума в жилых помещениях жилых домов при эксплуатации открытых плоскостных объектов спорта не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых зданий и территории жилой застройки.

(Для сведения, согласно СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» регламентируемыми уровнями шума на территории жилой застройки в дневное время суток являются 55 дБА эквивалентного уровня звука и 70 дБА максимального уровня звука, в жилых помещениях квартир 40 дБА и 55 дБА соответственно).

Открытые плоскостные объекты спорта оборудуются специальным не пылящим покрытием, материалы для искусственных покрытий должны быть безвредными для здоровья человека, т.е. не выделять в воздух вредные вещества и запахи.

В составе вспомогательных помещений лыжных баз и ледовых катков, в том числе для массового катания, предусматриваются отапливаемые вестибюли, гардеробные, помещения для отдыха, хранения и сушки обуви.

3. Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям.

Что относится к основным гигиеническим требованиям которые предъявляются местам занятий физкультурой

Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям рассмотрим на примере наиболее распространенных сооружений – спортивных залов. Спортивные залы могут размещаться в отдельно стоящих зданиях, спортивных комплексах или в составе общественных зданий. Необходимо знать, что не допускается размещение помещений физкультурно-спортивного назначения для детей в цокольных и подвальных этажах зданий. Размещение физкультурно-спортивных залов во встроенных и пристроенных к жилым зданиям помещениях допускается при условии соблюдения нормативов по шуму и вибрации, проникающих в жилые помещения, а также при условии организации изолированного от жилой части дома отдельного входа.

Здания объектов спорта должны быть оборудованы необходимым набором вспомогательных помещений: раздельными для мужчин и женщин туалетами, душевыми и раздевалками. Предусматриваются наличие медицинского пункта, комнат тренеров, инструкторов, помещения для хранения спортивного инвентаря, гардеробных, помещений для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих средств, а также гардеробные, раздельные санитарные узлы для посетителей.

Помещения в здании спортивного зала должны быть взаимосвязаны таким образом, чтобы обеспечивалось движение занимающихся спортом в следующей последовательности: вестибюль с гардеробной верхней одежды – раздевальные мужские и женские с душевыми и туалетами – спортивный зал, что исключает встречные потоки одетых и раздетых спортсменов. Для зрителей предусматриваются места, специальные проходы, фойе и другие помещения, изолированные от помещений для спортсменов.

Существуют определенные нормы размеров спортивных залов, обеспечивающие наиболее эффективное осуществление учебно-тренировочного процесса, а также поддержание необходимого уровня физико-химического состояния воздушной среды.

Нормативно-расчетные показатели, требования к планировочной организации, набору и размерам помещений, площади помещений, а также единовременная пропускная способность физкультурно-спортивных сооружений исходя из расчета площади на одного занимающегося спортом регламентированы строительными нормами и правилами СНиП 11-76-78 «Спортивные сооружения».

Исходя из опыта работы по контролю за содержанием мест занятий по физической культуре и спорту в рамках ранее действовавших «Санитарных правил устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту» (ред. от 31.10.1996 г.) № 1567-76 от 30.12.1976 г. отмечается, что немаловажное значение имеет внутренняя отделка помещений. Стены должны быть ровными, без выступов и лепных украшений, устойчивыми к ударам мяча и допускающими уборку влажным способом. Радиаторы центрального отопления располагают в нишах под окнами и укрываются защитными решетками. При окраске стен следует учитывать степень отражения света и влияние цвета на физиологические функции (успокаивающее и благотворно влияющее на орган зрения зеленого цвета, бодрящего и вызывающего ощущение тепла оранжевого и желтого цветов, возбуждающего красного цвета, угнетающего синего и фиолетового цветов). Пол должен быть ровным, без выбоин и выступов, нескользким, теплым и легко моющимся.

В спортивных залах и помещениях физкультурно-спортивного назначения должно быть естественное и искусственное освещение. Без естественного освещения допускается размещение вспомогательных помещений: туалеты, душевые, раздевалки, помещения для хранения уборочного инвентаря. Осветительные приборы необходимо оборудовать защитной арматурой. Уровни искусственного и естественного освещения в помещениях объектов спорта должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному т совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

Оборудование и инвентарь спортивных залов должны быть исправны и соответствовать определенным стандартам по форме, весу и качеству материалов, а также соответствовать росто-возрастным особенностям лиц, занимающихся спортом.

Раздевальные оборудуются скамьями, шкафами, умывальниками, электросушителями для рук, мылом. В раздевальных при душевых должны быть установлены фены для сушки волос.

В спортивном или тренажерном зале, а также в душевых и раздевалках не должен храниться уборочный инвентарь, средства для уборки помещений, мусор, неисправное оборудование и перегоревшие осветительные приборы – для этого в составе спортивного учреждения должны быть специальные помещения.

4.Требования к водоснабжению, канализации, воздушно-тепловому и питьевому режиму.

Здания объектов спорта должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и канализацией. Вода хозяйственно-питьевого холодного и горячего назначения должна соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем водоснабжения, регламентированным СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества, Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

При отсутствии в населенном месте централизованной канализации допускается на объектах спорта устройство внутренней канализации с выпуском стоков на локальные очистные сооружения, а также оборудование надворных туалетов с водонепроницаемым выгребом или установка биотуалетов на расстоянии не менее 20 м от спортивных площадок, мест общественного питания и жилой застройки.

При отсутствии централизованного водоснабжения допустима автономная система горячего водоснабжения с установкой водонагревателей.

Особое гигиеническое значение имеет создание на объектах спорта оптимальных микроклиматических условий, что обеспечивается функционированием систем отопления, вентиляции и /или кондиционирования воздуха. Системы вентиляции механической приточно-вытяжной, кондиционирования должны быть паспортизированы с ежегодной проверкой эффективности работы, очисткой и дезинфекцией.

4.1.Организация питьевого режима.

На объектах спорта предусматривается централизованное обеспечение лиц, занимающихся спортом, питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям. Возможна организация питьевого режима в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики, вода, расфасованная в емкости (установка кулеров). Конструктивное решение стационарного питьевого фонтанчика должно предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, высота которой регламентируется не менее 10 см. При организации питьевого режима с использованием воды, расфасованной в емкости, должны быть установки с дозированным розливом воды, достаточное количество одноразовых стаканчиков, контейнеры для сбора использованной посуды одноразового применения.

5. Требования к санитарному содержанию помещений и территорий объектов спорта:

— ежедневная влажная уборка всех помещений с применением моющих, чистящих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в жилых и общественных зданиях;

— хранение моющих, чистящих и дезинфицирующих средств в соответствии с инструкцией по их применению;

— генеральная уборка всех помещений не реже одного раза в месяц;

— ежемесячное очищение вентиляционных решеток от пыли:

— ежедневная очистка с использованием пылесоса спортивных ковров, не менее 3-х раз в месяц – влажная очистка с использованием моющего пылесоса;

— ежедневная влажная обработка и дезинфекция спортивных матов;

— среди способов ухода за оборудованием и спортивным инвентарем актуальным является дезинфекция с помощью бактерицидных ламп, а для дополнительной обработки наиболее загрязненных поверхностей – использование передвижных установок, совмещающих действие пылесоса и бактерицидной лампы;

— очистка оконных стекол по мере загрязнения, но не реже 2-х раз в год;

— хранение промаркированного уборочного инвентаря в зависимости от назначения помещений и видов уборочных работ в специально выделенном помещении или специально оборудованном шкафу;

— проведение профилактических дезинсекционных и дератизационных мероприятий против насекомых и грызунов;

-ежедневная уборка территории объекта спорта.

6.Требования к организации производственного контроля.

Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими объекты спорта, осуществляется организация и проведение производственного контроля за соблюдением требований Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, что регламентировано санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (с изменениями от 27.03.2007 г.).

Производственный контроль включает:

— наличие текста Санитарных правил на объекте спорта и доведение их содержания до работников учреждения;

осуществление (организацию) лабораторных исследований, проведение лабораторных исследований и измерений обеспечивается специализированными аккредитованными организациями (лабораториями);

— организацию медицинских осмотров (личные медицинские книжки), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации персонала;

— контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений и иных документов, подтверждающих безопасность используемого оборудования, инвентаря, питьевой воды, расфасованной в емкости;

— визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами за соблюдением санитарных правил, разработкой и реализацией мер, направленных на устранение выявленных нарушений;

— организация производственного контроля оформляется программой (планом) производственного контроля и утверждается руководителем объекта спорта. Ответственность за своевременность, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут руководители объектов спорта.

К объектам производственного лабораторного контроля согласно рассмотренным Санитарным правилам относятся:

1.контроль за качеством питьевой воды из разводящей сети холодного водоснабжения по микробиологическим показателям;

2. контроль за качеством бутилированной питьевой воды;

3.контроль за качеством воды из разводящей сети горячего водоснабжения;

4.контроль за параметрами микроклимата и освещенности;

5.для оценки эффективности текущей уборки и дезинфекции проведение бактериологического и паразитологического анализов смывов с объектов окружающей среды на присутствие общих колиформных бактерий и обсемененность яйцами гельминтов;

6. по завершению текущих ремонтных работ, замене покрытия полов, стен, установке пластиковых окон контроль за содержанием загрязняющих веществ в воздухе помещений объектов спорта.

Таким образом, проведение лабораторно-инструментальных исследований является объективным подтверждением выполнения на объектах спорта требований санитарного законодательства в целях обеспечения стабильной санитарно-эпидемиологической безопасности.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия», являясь экспертной организацией, имеющей аттестат аккредитации испытательного лабораторного центра № RA. RU.21НЕ18 от 15.05.2018 г. и аттестат аккредитации органа инспекции (экспертной организации) № RА. RU. 710004 от 08.04.2015 г., имеет возможность предоставления услуг по организации и проведению лабораторно-инструментальных исследований на любом объекте спорта.

Виды исследований и измерений, показатели лабораторных и инструментальных испытаний, стоимость проведения лабораторных исследований и экспертных работ по оценке соответствия проведенных лабораторно-инструментальных исследований требованиям санитарного законодательства определяются в каждом конкретном случае, возможно предоставление скидок.

Телефоны для контакта: 8(8342) 24- 80-13, 8(8342) 47- 17- 20.

Врач по коммунальной гигиене

высшей квалификационной категории Т.И. Бурлакова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *