Что относится к основным функциям внеурочной деятельности обучающихся с зпр
Организация внеурочной деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития
Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
Сообщение
по дисциплине МДК 02.02 Основы организации внеурочной деятельности в условиях инклюзивного образования
«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Выполнила:
студентка 2 курса группы Вкш
школьного отделения
Довгаленко Анастасия Павловна
Преподаватель:
Латкина Оксана Сергеевна
Внеурочная деятельность и ее принципы.
Для социализации детей в обществе учителя организовывают мероприятия, направленные на их взаимодействие с внешним миром. В школе есть как учебная деятельность – уроки, так и внеучебная (внеурочная) деятельность.
Обучение и воспитание это единый процесс, который неотделим друг от друга. И важной составляющей в этом процессе является организация внеурочной деятельности учащихся.
Согласно ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она должна быть ориентирована на воспитательные результаты.
«Внеурочная деятельность учащихся – деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных Государственных образовательных стандартов общего образования».
Основные принципы внеурочной деятельности обучающихся:
добровольность в выборе форм и направления занятия
системность и комплексный подход в реализации цели и воспитания;
инициатива и самостоятельность детей;
сочетание массовых, коллективных и индивидуальных форм работы;
преемственность и взаимодействие всех видов внеурочной воспитательной работы.
Психологические особенности детей с задержкой психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР)- это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время очень хорошо чувствует себя в игре.
ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.
Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
Характерные особенности детей с ЗПР:
Недостаточность произвольной памяти;
Отставание в развитии мышления.
Организация внеурочной деятельности с обучающимися с ЗПР
Проблемным сегментом в образовании детей с ОВЗ всегда была внеурочная деятельность: в кружках и секциях ребенок с ОВЗ нежелателен ввиду своих особенностей, они же становятся препятствием для участия во внеклассных мероприятиях в школе, поэтому после уроков «особый» ребенок, как правило, находился дома без присмотра. О педагогической ценности данной ситуации говорить не приходится.
Традиционно используются следующие основные виды и формы деятельности с обучающимися: интеллектуальные игры («Что? Где? Когда?»), спортивные соревнования («Веселые старты»), музыкально-театральные встречи (музыкальная гостиная для ветеранов педагогического труда и родителей), научно-практические конференции, логопедические конкурсы (логопедическая олимпиада), тематические викторины («Мой город», космическая «Эврика»).
При подготовке к очередному мероприятию творческая группа педагогов составляет задания, готовит аудиовизуальное сопровождение (презентации, музыкальное сопровождение), пригласительные билеты и грамоты, подбирает костюмы и другие атрибуты выступления. К работе подключаются классные руководители, учителя музыки, физической культуры, ритмики, родители учеников, что несомненно способствует объединению и умножению творческих сил всех участников совместного дела. Благодаря такому «совместному производству» за учебный год удается подготовить и провести немалое количество мероприятий различной направленности, что было бы крайне сложно для педагогов и родителей в рамках одной школы.
Для конкурсов и викторин отбираются задания, которые дети объективно могут выполнить (однако, это не просто облегченные задания), при этом учитываются возможности и интересы обучающихся. Задания адаптивного типа поднимают самооценку детей, их настроение, повышают готовность участвовать в работе, привносят в мероприятие обучающий характер, способствуют положительному отношению к деятельности. Кроме того, использование адекватных методов и при проведении обеспечивает успешность мероприятий.
Участвуя в тех или иных мероприятиях, многие дети становятся «открытиями» не только для одноклассников и педагогов, но и для родителей: придя на игру или концерт, они удивлены, что их ребенок, оказывается, хорошо танцует или может четко организовать работу команды. Ценно, что школьники с задержкой психического развития учатся не пассивно воспринимать общественный опыт, а начинают адекватно представлять собственные возможности, проявлять инициативу, расширяют круг социальных контактов, активизируя личностный потенциал.
Педагоги и специалисты коррекционной службы школы, взаимодействуя, обеспечивают условия успешности обучения, воспитания и социального развития обучающихся с задержкой психического развития. Такое сотрудничество обеспечивает равные возможности социального развития и получения школьного образования детьми с задержкой психического развития, независимо от характера и степени выраженности ограничений.
1. Внеурочная деятельность и ее принципы.
2. Психологические особенности детей с задержкой психического развития.
3. Организация внеурочной деятельности с обучающимися с ЗПР.
Список использованных источников
2. ФГОС – http//standart.edu.ru
3. Григорьев Д. В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2013.
Статья на тему «Программа внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями, имеющих ЗПР.»
Реутова Е.В., учитель начальных
классов МБОУ «Средняя обще-
образовательная школа № 19»
Программа внеурочной деятельности обучающихся
с ограниченными возможностями, имеющих ЗПР.
И ведь действительно, еще качая своего малыша в колыбели, мать рассказывает, каким сильным и смелым будет ее сын, когда вырастет. Каким он будет великим врачом или строителем… Он будет успешным бизнесменом и хорошим мужем. Какой хорошей хозяйкой будет дочь, умной, доброй, нежной… Наши предки воспитывали своих детей с младенчества, программируя их на определенные нормы поведения, стиль жизни. Это и есть истоки социализации.
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Для социализации таких детей в обществе организовываются мероприятия, направленные на взаимодействие детей с внешним миром. В школе есть как учебная деятельность – уроки, так и внеучебная (внеурочная) деятельность.
Программа внеурочной деятельности обучающихся с ЗПР обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей детей через организацию внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с ЗПР, организации их свободного времени.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для
творческой самореализации обучающихся с ЗПР в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся разных категорий (с ОВЗ и без таковых), различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности подбираются с учетом возможностей и интересов как обучающихся с задержкой психического развития, так и обычно развивающихся сверстников.
Основными целями внеурочной деятельности являются
-создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
-создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с ЗПР,
— создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
-коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с ЗПР с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
-развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
-развитие возможных избирательных способностей и интересов обучающегося в разных видах деятельности;
-формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
-расширение представлений обучающегося о мире и о себе, расширение его социального опыта;
-формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
-формирование умений, навыков социального общения людей;
-расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;
-развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
-укрепление доверия к другим людям;
-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Функции внеурочной деятельности обучающихся:
Контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и т.д.
Направления внеурочной деятельности:
Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни формировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.
Виды и формы внеурочной деятельности:
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение),
социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность),
трудовая (производственная) деятельность,
В нашей школе до внедрения ФГОС для детей с ОВЗ, имеющих ЗПР, используется системно-деятельностный подход. Обучающиеся с ЗПР посещают внеурочные занятия по различным направлениям:
Направления развития личности
Наименование рабочей программы
Этика: азбука добра
Ярмарка русских традиций
Подружись с природой
Волшебный мир оригами
Образовательная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять формы её организации с учетом реальных условий, особых образовательных потребностей обучающихся (в том числе индивидуальных), пожеланий родителей (законных представителей).
Внеурочная деятельность организуется в образовательной организации во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта)
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования обучающихся. Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности с учётом этнических, социально-экономических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов.
Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека. В этом плане внеурочная деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным.
Правильно организованная внеурочная деятельность обязательно принесёт свои положительные результаты.
Таким образом, для ребёнка с ОВЗ система внеурочной деятельности становится важнейшим ресурсом развития и успешной социализации.
Организация внеурочной деятельности учащихся специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития
Более двух десятилетий функционирования специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития в нашем городе свидетельствуют не только о стабильности и востребованности системы поддержки и помощи детям с особыми возможностями здоровья, но и перспективности в развитии нашей образовательной модели. Открывая в начале 90-х в наших школах первые классы VII вида, мы ставили перед собой соответствующие инновационные задачи. В итоге мы получили системные преобразования не только трёх образовательных учреждений, решившихся на столь смелый шаг, но и всей системы образования в городе: оно приобрело выраженный адаптивный характер. Социальная защищённость детей с задержкой психического развития приобрела прикладную ценность. Сегодня наши «особые» ученики приходят в созданные для них классы, к понимающим учителям, имеют возможность получать необходимую помощь.
Не удивительно, что за долгие годы единые идейные и педагогические подходы в школах, где функционируют специальные (коррекционные) классы для детей с задержкой психического развития, создали и питали среду для профессионального роста педагогов, а также для общения родителей учащихся. Взаимодействие педагогов по обмену опытом работы и по организации совместных мероприятий приобрело со временем организованный сетевой характер, и сегодня мы можем говорить о сложившейся инфраструктуре.
Проблемным сегментом в образовании детей с ОВЗ всегда была внеурочная деятельность: в кружках и секциях ребенок с ОВЗ нежелателен ввиду своих особенностей, они же становятся препятствием для участия во внеклассных мероприятиях в школе, поэтому после уроков «особый» ребенок, как правило, находится дома без присмотра. О педагогической ценности данной ситуации говорить не приходится.
Для организации регулярных познавательных (игровых, спортивных и т.д.) мероприятий для детей с задержкой психического развития нами, группой учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах в трех разных общеобразовательных школах, в начале нового учебного года составляется Договор о сотрудничестве (Приложение 1), на основании которого мы стараемся решить проблему занятости «особых» детей во внеурочное время. Договор содержит подробный план мероприятий на текущий учебный год, прописываются ответственные, назначается место проведения.
Традиционно нами используются следующие основные виды и формы деятельности с учащимися: интеллектуальные игры («Что? Где? Когда?» и т.п.), спортивные соревнования («Веселые старты»), музыкально-театральные встречи (музыкальная гостиная для ветеранов педагогического труда и родителей и т.п.), научно-практические конференции (Приложение 2), логопедические конкурсы (логопедическая олимпиада и т.п.), тематические викторины («Мой город», космическая «Эврика» и т.п.).
При подготовке к очередному мероприятию творческая группа педагогов составляет задания, готовит аудиовизуальное сопровождение (презентации, музыкальное сопровождение), пригласительные билеты и грамоты, подбирает костюмы и другие атрибуты выступления. К работе подключаются классные руководители, учителя музыки, физической культуры, ритмики, родители учеников, что несомненно способствует объединению и умножению творческих сил всех участников совместного дела. Благодаря такому «совместному производству» за учебный год удается подготовить и провести немалое количество мероприятий различной направленности, что было бы крайне сложно для педагогов и родителей в рамках одной школы.
Для конкурсов и викторин отбираются задания, которые дети объективно могут выполнить (однако, это не просто облегченные задания), при этом учитываются возможности и интересы обучающихся. Задания адаптивного типа поднимают самооценку детей, их настроение, повышают готовность участвовать в работе,привносят в мероприятие обучающий характер, способствуют положительному отношению к учебе. Кроме того, использование адекватных методов и приемов (игровые формы и т.п.) при проведении обеспечивает успешность мероприятий.
Участвуя в тех или иных мероприятиях, многие дети становятся «открытиями» не только для одноклассников и педагогов, но и для родителей: придя на игру или концерт, они удивлены, что их ребенок, оказывается, хорошо танцует или может четко организовать работу команды. Ценно, что школьники с задержкой психического развития учатся не пассивно воспринимать общественный опыт, а начинают адекватно представлять собственные возможности, проявлять инициативу, расширяют круг социальных контактов, активизируя личностный потенциал.
За несколько лет существования сетевого взаимодействия педагогов произошло значительное расширение охвата обучающихся организованной внеурочной деятельностью. Если поначалу мы проводили мероприятия только для учащихся начального звена, то постепенно к ним присоединились 5-6 классы, а с прошлого учебного года в мероприятиях принимают участие уже школьники 1-9 классов.
Таким образом, наш опыт показывает, что педагоги и специалисты коррекционной службы школ, взаимодействуя, обеспечивают условия успешности обучения, воспитания и социального развития обучающихся с задержкой психического развития не только в условиях своей образовательной организации, но и за ее пределами, расширяя образовательное пространство. Такое сотрудничество обеспечивает равные возможности социального развития и получения школьного образования учащимися с задержкой психического развития, независимо от характера и степени выраженности ограничений, пола, нации, языка, социального статуса. Сегодня мы вправе рассматривать наше сетевое взаимодействие как педагогическую технологию, дающую прямой неотсроченный результат.
Эффекты сетевого сотрудничества педагогов по организации внеурочной деятельности учащихся специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития:
Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях фгос ноо обучающихся с зпр
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
Просмотр содержимого документа
«Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях фгос ноо обучающихся с зпр»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
по специальности Коррекционная педагогика в начальном образовании
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
студентка 2 курса группы «Вкш»
Башинская Анна Павловна
Латкина Оксана Сергеевна
1.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ НОО ………………………..…………….
1.1 Понятие и сущность внеурочной деятельности с точки зрения ФГОС НОО и НОО обучающихся с ЗПР…………………………………………….
1.2 Направления организации внеурочной деятельности обучающихся на уровне НОО.……………………………………………………………………..
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….
Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает особую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации для достижения планируемых результатов начального общего образования.
Цель: изучение особенностей организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения данной цели необходимо решить такие задачи, как:
Описать требования к организации внеурочной деятельности предусмотренные ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ;
Охарактеризовать направления и содержание внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС НОО ОВЗ.
1. теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. эмпирические: изучение опыта педагогов-практиков по организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ НОО
1.1 Понятие и сущность внеурочной деятельности с точки зрения ФГОС НОО и НОО обучающихся с ЗПР.
ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Важно отметить, что в основе ФГОС лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает, достижение основных образовательных результатов, а именно:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, в том числе в семье;
проектирование и конструирование социальной среды и развития обучающихся в системе образования и семейного воспитания;
воспитательный процесс должен строиться с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся (в том числе семейных традиций).
ФГОС ориентирован на становление личностных качеств ученика, особую роль в развитии которых играют родители, как субъекты образовательного процесса. Основные личностные результаты: обучающиеся должны любить свой край, свое Отечество, уважать свой народ, его культуру и духовные и семейные традиции; обучающиеся должны осознавать и принимать ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества; активно и заинтересованно познавать мир, осознавать ценность труда и творчества; обучающиеся должны уметь учиться, осознавать важность самовоспитания и самообразования для жизни и деятельности, должны проявлять умение применять полученные знания на практике; обучающиеся должны проявлять уважение к своим родителям и другим людям; выполнять правила здорового и экологического образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
В условиях введения ФГОС НОО следует говорить о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Согласно теме реферата, следует остановиться подробнее на вопросах организации внеурочной деятельности обучающихся.
В научно-методической литературе внеурочная деятельность рассматривается как проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
Как отмечают создатели методического пособия для учителей Д. В. Григорьев и П. В. Степанов, внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявление инициативы, самостоятельности, ответственности, применение полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
В соответствии с содержанием нормативных правовых документов в качестве задач внеурочной деятельности можно представить следующее:
обеспечение условий для благоприятной адаптации обучающихся в образовательном учреждении;
обеспечение условий достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;
оптимизация условий для общего развития обучающихся;
создание условий для закрепления и практического использования знаний и умений, приобретенных обучающимися в урочной деятельности;
создание условий для выявления и реализации интересов, склонностей и способностей обучающихся;
развитие опыта творческой деятельности обучающихся во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в разновозрастной детской среде;
развитие опыта неформального общения обучающихся с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом;
удовлетворение потребностей, обучающихся в содержательном досуге.
При планировании внеурочной нагрузки для каждого обучающегося рекомендуется предусматривать в течение учебного года ее равномерное распределение по видам и объемам. Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
9 декабря 2014 г. Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Они разработаны на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конвенции ООН о правах инвалидов Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012 1, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и отражают согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей Организаций, специалистов системы образования, семей детей с ограниченными возможностями здоровья и широкой общественности.
Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт, как нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования, выдвигает требования по организации внеурочной деятельности обучающихся. Внеурочная деятельность, по мнению разработчиков Стандарта, является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
1.2 Направления организации внеурочной деятельности обучающихся на уровне НОО.
Изучение нормативных документов позволяет утверждать, что для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.
Рассмотрим требования к организации внеурочной деятельности, выдвинутые ФГОС. Данный нормативный документ содержит следующие требования к организации внеурочной деятельности:
При организации внеурочной деятельности обучающихся Организацией используются возможности организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ и других.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, «веселые старты», олимпиады, лагеря, походы, проекты и т.д.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет за четыре года обучения до 1350 часов.
Таким образом, направления организации внеурочной деятельности являются необходимым элементом для реализации внеурочных занятий, так как каждое из направлений предполагает определенный круг интересов и каждый обучающийся в праве выбрать свой. В заключении отметим, что в процессе реализации различных направлений внеурочной деятельности у обучающихся формируются базовые национальные ценности и личностные универсальные учебные действия, поэтому считаем целесообразным уточнить сходства и различия внеурочной деятельности и духовно-нравственного развития воспитания обучающихся.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с различными нарушениями. Так, в классификации А.Р. Маллера, основой которой является характер нарушения, недостатка, различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, незрячие, слабовидящие, лица с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата, лица с нарушением эмоционально-волевой сферы, лица с нарушением интеллекта, дети с задержкой психического развития, лица с тяжелыми нарушениями речи, лица со сложными недостатками развития.
Биологическое неблагополучие ребёнка, по мнению Выготского, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребёнка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения.
Психологи утверждают, что уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичных проблем здоровья, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с выраженными нарушениями развития. От ребёнка, способного при специальной поддержке успешно обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формировании элементарных жизненных навыков на протяжение всего школьного возраста.
Задержка психического развития – понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. ХХ в. на основе и в результате начавшегося на десятилетие раньше изучения детей, как испытывающих стойкие трудности в обучении в обычной (массовой) школе, так и таких, которые, будучи диагностированными как умственно отсталые, через непродолжительный период обучения в специальной (вспомогательной) школе начинали весьма успешно продвигаться вперед и обнаруживали большие потенциальные возможности.
Наиболее информативной для психологов и педагогов является классификация К.С. Лебединской. На основе комплексного клинико-психолого-педагогического изучения неуспевающих младших школьников автор разработала клиническую систематику задержки психического развития.
Классификация К.С. Лебединской строится, исходя из этиологического принципа, и включает четыре основных варианта задержки психического развития:
задержку психического развития конституционального происхождения;
задержку психического развития соматогенного происхождения;
задержку психического развития психогенного происхождения;
задержку психического развития церебрально-органического генеза.
Представленные К.С. Лебединской клинические типы наиболее стойких форм ЗПР в основном отличаются друг от друга именно особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: структурой инфантилизма и особенностями развития психических функций.
Задержка психического развития – это особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. В медицине ЗПР относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. С точки зрения клиницистов это состояние характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. К.С. Лебединская предложила клиническую систематику детей с ЗПР. Эти варианты отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов данной аномалии развития: типом инфантилизма и характером нейродинамических расстройств. С учетом структуры дефекта обучающихся с ЗПР разработана Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа, которая содержит Программы курсов коррекционно-развивающей области. Содержание коррекционно – развивающей области ориентировано на преодоление затруднений детей.
Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся с задержкой психического развития
9 декабря 2014 г. Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, они разработаны на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конвенции ООН о правах инвалидов Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012 1, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации.
Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей Организаций, специалистов системы образования, семей детей с ограниченными возможностями здоровья и широкой общественности.
Стандарт утверждает основные принципы:
создания благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями;
взаимодействия обучающихся с ОВЗ со здоровыми сверстниками;
приобщения обучающихся с ОВЗ к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Стандарт преследует следующие цели:
обеспечение государством равенства возможностей для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий для получения качественного школьного образования;
обеспечение государством гарантий получения школьного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение государственных гарантий реализации заданных Стандартом дифференцированных уровней и вариантов школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно школьного образования обучающихся с ОВЗ;
обеспечения равных возможностей социального развития и освоения школьного образования обучающимися с ОВЗ независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм школьного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.
Согласно ФГОС НОО ОВЗ часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает 10 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении (из них не менее 5 часов в неделю отводится на коррекционно-развивающую работу). При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей. Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу.
Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Программа внеурочной деятельности по ФГОС НОО ОВЗ предполагает такие направления, как духовно-нравственное, общекультурное общеинтеллектуальное, социальное, спортивно-оздоровительное, такие формы, как индивидуальные и групповые занятия, кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.
Необходимо учитывать, что внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, способна сформировать учебную мотивацию. Виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений, кроме коррекционно-развивающей, не закреплены в требованиях ФГОС.
При моделировании системы внеурочной деятельности в образовательном учреждении и проектировании курсов внеурочной деятельности обучающихся и непосредственной организации внеурочной деятельности необходимо иметь четкое представление о планируемых результатах внеурочной деятельности.
В процессе определения планируемых результатов внеурочной деятельности возможна реализация одного из подходов, которые представлены ниже.
Первый подход состоит в определении планируемых результатов внеурочной деятельности исходя из личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования.
Личностные результаты включают сформированность у обучающихся мотивации к обучению и познанию, сформированность социально значимых личностных качеств, основ гражданской идентичности, сформированность ценностно-смысловых установок и навыков нормативного поведения.
Метапредметные результаты включают сформированность у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность их самостоятельного применения в учебной и познавательной деятельности, социальной практике.
Второй подход к определению планируемых результатов внеурочной деятельности обучающихся заключается в заимствовании подхода к планируемым результатам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Воспитательный результат – духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности классифицируют по трем уровням.
Первый уровень – приобретение знаний об общественном устройстве, о социально одобряемые и не одобряемых формах поведения в обществе и т.д. Для достижения данного уровня результатов внеурочной деятельности особую значимость имеет взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со взрослыми как носителями социального опыта.
Второй уровень – приобретение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым национальным ценностям. Особое значение для достижения данного уровня результатов имеет взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в близкой социальной среде, дружественной ребенку, в которой дети получают практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить либо отвергать.
Третий уровень – приобретение опыта самостоятельного общественного действия за пределами дружественной обучающимся среды образовательного учреждения, в самостоятельном действии в открытом социуме.
В процессе организации внеурочной деятельности обучающихся, осваивающих основную образовательную программу основного общего образования, целесообразно ориентироваться на создание условий для достижения обучающимися второго и третьего уровня результатов.
В соответствии со вторым подходом на основе изучения нормативных правовых документов (ФГОС НОО ОВЗ, ПАООП НОО) можно определить результаты внеурочной деятельности обучающихся.
Первый уровень результатов внеурочной деятельности. Учащиеся, осваивающие программу курса внеурочной деятельности:
имеют представление о мужчине как умном, решительном, смелом, благородном – а о женщине как о добром, внимательном к людям, любящим детей и умеющем прощать человеке;
имеют представление о настоящем сыне и дочери как готовых помочь старшим в работе по дому, умеющих держать данное слово, заботящихся о своей семье, оберегающих покой членов семьи;
знают этические нормы взаимоотношений в семье;
знают символику Российской Федерации;
знают значимые страницы истории страны, примеры исполнения гражданского и патриотического долга, традиции и культурное достояние своего края;
обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Второй уровень результатов внеурочной деятельности. Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:
принимают общечеловеческие ценности жизни, здоровья, справедливости, уважения человеческого достоинства, милосердия и др.;
осознают роль знаний в жизни человека;
проявляют интерес к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать людям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
проявляют интерес к историко-культурному прошлому своей страны, малой Родины;
проявляют бережное отношение к природе.
Третий уровень результатов внеурочной деятельности. Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:
соблюдают этические нормы взаимоотношений в семье;
следуют в поведении правилам;
имеют опыт ролевого взаимодействия, реализации гражданской и патриотической позиции, взаимодействия с людьми различного возраста;
имеют опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе и за ее пределами.
Таким образом, изучение нормативных документов и опыта педагогов-практиков по проектированию программ курсов внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО показывает, что оптимальным является определение планируемых результатов внеурочной деятельности с учетом личностных и метапредметных результатов.
Создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:
организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;
организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;
использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:
привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса;
организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
Повышение профессиональной компетенции:
постоянное отслеживание в литературе, в Интернете, на различных совещаниях и конференциях передового педагогического опыта использования технологий для работы в инклюзивной образовательной среде, составление банка данных;
составление портфолио достижений, обучающихся имеющих различные степени и виды нарушений здоровья, «методических копилок»;
посещение курсов повышения квалификации.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.
Итак, внеурочная деятельность это одна из форм организации свободного времени обучающихся, которая реализуется в спортивно-оздоровительном, духовно-нравственном, социальном, общеинтеллектуальном и общекультурном направлениях, способствует интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, приобретению обучающимися позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявлению инициативы, самостоятельности, ответственности, применению полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Таким образом, для того чтобы грамотно организовать внеурочную деятельность на уровне начального общего образования, необходимо иметь представление о понятие и сущности внеурочной деятельности с точки зрения ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ, знать направления организации внеурочной деятельности, а также уметь различать и находить сходства между внеурочной деятельностью и духовно-нравственным развитием и воспитанием обучающихся.
Важнейшим основанием для организации процесса обучения детей с ЗПР в современной школе является удовлетворение их Конституционного права на школьное образование, с учетом как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Целью данной работы было изучение особенностей организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях ФГОС НОО ОВЗ.
Для ее решения были изучены особенности требования ФГОС НОО ОВЗ, ПАООП; описана сущность внеурочной деятельности; охарактеризованы особенности внеурочной деятельности в условиях ФГОС ОВЗ младших школьников. В ходе исследовательской работы были проанализированы труды В.И. Лубовского, В.В. Ковалева, Д.В. Григорьева и П.В. Степанова, М.И. Кузнецовой, К. С. Лебединской, Г. Е. Сухаревой, А.Д. Гонеева, современные нормативные документы в области образования (ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, Федеральный закон «Об образовании» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Эта работа позволила осознать всю необходимость проведения внеурочной, понять сущность и особенности организации внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, цель данной работы достигнута, задачи реализованы, в дальнейшем предполагается продолжить изучение темы в курсовой работе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»[Текст]: от29.12.2012 N 273-ФЗ; принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года; одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития [Текст]: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564
Специальная литература (книги)
Акимова О. И. Федеральные государственные образовательные стандарты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: проблемы внедрения в образовательных организациях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56315.htm.
Андреева, Л.В. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России: аналитический обзор / под ред. акад. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016
Бгажнокова, И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015
Публикации в периодической печати
Штраус, А. Психопатология и обучение ребенка с повреждениями мозга: монография/ А. Штраус, Л. Летинен. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А. Я. Данилюк, А. А. Логинова. — М. : Просвещение, 2012. — 32 с. — (Работаем по новым стандартам).