Что относится к основным функциям внеурочной деятельности обучающихся с овз
Внеклассная работа с детьми с ОВЗ
Педагогическая классификация детей с ОВЗ
Особенности внеклассной работы с детьми с ОВЗ связаны со спецификой их заболеваний. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке. На основе педагогической классификации выделяются несколько категорий нарушений.
Нарушение слуха (глухие и слабослышащие). Имеют стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, делающее речевое общение с окружающими посредством устной речи затрудненным или невозможным.
Нарушение зрения (слепые, слабовидящие). Имеют органическое поражение зрительного анализатора, не дающее использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
Нарушения опорно-двигательного аппарата. Имеют органическое поражение двигательных центров головного мозга, приводящее к невозможности или частичному нарушению движений скелетно-мышечной системы во времени и пространстве.
Тяжелые нарушения речи. Имеют психофизические отклонения, вызывающие расстройства коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи.
Задержка психического развития. Имеют замедленный темп формирования высших психических функций, приводящий к стойкому состоянию незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности.
Нарушения интеллектуального развития. Имеют органическое поражение головного мозга, обусловливающее нарушение высших познавательных процессов и стойкое необратимое нарушение психического развития, в первую очередь, интеллектуального.
Нарушение эмоционально-волевой сферы (разнородная группа, в т.ч аутизм) Имеют различные клинические симптомы и психолого-педагогические особенности, ведущие к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыков.
Комплексное нарушение развития. Имеют сочетание двух или более первичных нарушений (слабовидящий с ЗПР, слабослышащий с ДЦП)
Задачи внеклассной работы
Реабилитация и социальное воспитание детей с ОВЗ идет по трем направлениям.
1. «Я как самоценность». Проблемы: неадекватная самооценка, отсутствие устойчивой иерархии мотивов и целеполагания. Задачи: сформировать положительную Я-концепцию, то есть уверенность в доброжелательном отношении других людей, убежденность в успехе в разных видах деятельности и чувства собственной значимости.
2. «Я и ты». Проблемы: нарушения речи, импульсивность, необдуманность поступков и неумение их критически осмыслить. Неумение договариваться, сосредотачиваться на собеседнике. Задача: развить речь, научить осознано общаться, сотрудничать, договариваться, распределять обязанности, хорошо относиться к другим людям и помогать им.
3. «Я и мир». Проблемы: психологическая, моральная, духовная незрелость и отсутствие профессиональных интересов. Задачи: через участие в продуктивной социально полезной деятельности снизить тревогу и страх, развить моральные и духовные качества, помочь определиться с профессией.
Формы внеклассной работы
Индивидуальная. Стимулирует формирование навыка самостоятельной работы через беседы с педагогами и психологами, подготовку научно-исследовательских и творческих проектов, сольных выступлений, подбор экспонатов к тематическим выставкам, изготовление пособий.
Кружковая. Развивает врожденные задатки и способности к творческой, научно-технической, спортивной деятельности. Главное, чтобы дети осознавали реальный результат своей работы.
Прикладные кружки. Вязание крючком, бисероплетение, шитье, столярное дело, вырезание по дереву, флористика (создание коллажей-аппликаций из засушенных растений). Желательно участие работ в выставках, конкурсах, ярмарках. В результате:
Школьные музеи: исторические, краеведческие, природоведческие, историко-литературные, художественные. Собирая материал для экспозиций, дети участвуют в походах и научных экспедициях, работают в архивах, ведут переписку. Материалы используются на уроках, с ними знакомят родителей, гостей школы, жителей региона. Так, несколько лет назад на городском конкурсе в Москве победил проект, полнометражный фильм «Что такое Холокост?», созданный на базе школьного музея двумя десятиклассницами, одна из них с ОВЗ.
Объединения по типу групп по интересам, групп здоровья, групп выходного дня, использующие мультисенсорную среду: сенсорные интерактивные комнаты, корректирующие нарушения каналов восприятия.
Массовая. Развивает эмоционально-волевую сферу, познавательные интересы, творческие способности, охватывая одновременно большое количество учащихся и родителей. Формы массовой работы — школьные и региональные концерты и праздники, смотры, предметные декады, олимпиады, военно-спортивные, физкультурно-оздоровительные мероприятия с привлечением родителей. Участие в общероссийских проектах (например, «Лыжи мечты»).
Развивающие, ролевые, творческие, подвижные игры, игры-квесты — тоже массовая работа:
Конкурс методических разработок «Всемирный день здоровья»
«Праздник детства» для ребят школьного возраста в отделении детской травматологии
Задачи духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания решают экскурсии в музеи, картинные галереи, посещение спектаклей, концертов. Но необходимо заранее узнавать о наличии специального оборудования для людей с ОВЗ в помещениях и оговаривать с экскурсоводами особенности подачи информации.
В систему коррекционных мероприятий по экологическому воспитанию и здоровьесбережению входят походы, экскурсии в заповедники и, как анималотерапия, в дельфинарии и океанариумы, посещение конюшен и центров ездовых собак.
Классные часы и беседы. Воспитывают нравственно, духовно, в духе ЗОЖ. Например, цикл классных часов «Питание и здоровье». Дети выступают с докладами «Полезные продукты», «Витамины в нашей жизни», «Правильное питание и интеллект». Приглашаются для беседы врач-диетолог, шеф-повар.
Организация внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.
Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.
Нормативные правовые основания
организации внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ
В качестве нормативных правовых оснований организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования выступают следующие документы:
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ: приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.
№ 373: приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241.
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.
№ 373: приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357.
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Разъяснения по отдельным аспектам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03 255.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяет Программу внеурочной деятельности как организационный механизм реализации АООП НОО. Программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, обще-культурное в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и т.д. Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности. (пункт II.9.10).
Одним из документов, который достаточно детально раскрывает особенности моделирования внеурочной деятельности в образовательных организациях, является письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Понятие, цель и задачи внеурочной деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Внеурочная деятельность в аспекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования понимается как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-
урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования.
В научно-методической литературе внеурочная деятельность рассматривается как проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
Как отмечают Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
В соответствии с содержанием нормативных правовых документов в качестве задач внеурочной деятельности можно представить следующие:
-создание условий для закрепления и практического использования знаний и умений, приобретенных обучающимися в урочной деятельности;
-развитие опыта неформального общения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом.
Принципиальные положения организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В качестве основных принципов организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья можно представить следующие:
-принцип соответствия содержания и организационных форм внеурочной деятельности возрастным особенностям детей и особенностям психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-принцип преемственности технологий организации внеурочной деятельности обучающихся с технологиями деятельностного типа, реализуемыми в урочной деятельности;
-принцип тематической взаимосвязанности внеурочной и урочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-принцип учета ценностей воспитательной системы образовательного учреждения при проектировании содержания и организационных форм внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-принцип опоры на традиции дополнительного образования детей;
-принцип учета потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, запросов их родителей (законных представителей);
-принцип направленности содержания программ курсов внеурочной деятельности на достижение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;
-принцип реализации свободного выбора курсов внеурочной деятельности на основе личных интересов и склонностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-принцип разнообразия направлений и организационных форм внеурочной деятельности;
-принцип реализации коррекционно-компенсирующей направленности внеурочной деятельности;
-принцип социально-адаптирующей направленности программ внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, помимо решения задач общего развития обучающихся в процессе внеурочной деятельности необходима реализация принципов, обеспечивающих коррекцию и компенсацию психофизических недостатков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также определение профессиональных планов обучающихся и их успешную социальную адаптацию.
Внеурочная деятельность с детьми с ОВЗ выполняет следующие функции:
-контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.
Направления организации внеурочной деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В качестве основных направлений внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определены следующие: духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное и спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное).
С целью качественного содержательного наполнения программ курсов внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представим характеристику каждого направления.
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности. Содержание программ в рамках данного направления внеурочной деятельности обеспечивает присвоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья системы ценностей, получение обучающимися опыта определения актуальных для них смысложизненных и нравственных проблем, приобретение опыта разрешения нравственных проблем на основе морального выбора, опыта индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства. Помимо этого содержание программ должно обеспечивать возможности для приобретения обучающимися опыта определения и реализации собственных ценностных приоритетов в искусстве, духовно-практической деятельности (творчество, помощь людям, благотворительность, добровольчество, волонтерство и др.).
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть представлено следующими программами: «Дорогами добра», «Духовное богатство России», «Музыка и движение», «Театральная азбука» и другие.
Общекультурное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции, народные традиции и др.), а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др. Программы внеурочной деятельности по данному направлению имеют своей целью развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах, умений строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения. Не менее значимо в рамках реализации данного направления освоение обучающимися знаний в области общечеловеческой культуры, традиций, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья практически их применять в системе социальных отношений, а также создание условий для приобретения обучающимися опыта деятельности в области освоения культурного пространства. Общекультурное направление внеурочной деятельности возможно реализовать посредством разработки программ следующей тематики: «Азбука этикета», «Школьный этикет», «Великие изобретатели», «Мир профессий» и другие.
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения познавательных задач, анализом ситуаций, сопоставлением различных данных, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, строить и проверять гипотезы, формирование пространственных представлений, пространственного воображения, умений рассуждать. Не менее важной является стимулирование познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности могут быть подготовлены такие программы, как «Клуб почемучек», «Хочу все знать», «Юный исследователь», «За страницами учебника математики», «Интеллектуальные игры», клуб «Эрудит», клуб «Юный исследователь», «Волшебные звуки», «Экономика вокруг нас», «Занимательная информатика», «Математика вокруг нас», научное общество учащихся «Первые шаги моего исследования» и другие.
Социальное направление внеурочной деятельности предполагает направленность на развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыков общения со сверстниками и в разновозрастной детской среде,
включение обучающихся в процессы преобразования окружающей среды, присвоение и отработку ими различных социальных ролей, приобщение к ценностям гражданственности, социальной солидарности, развитие умений принимать групповые нормы. Реализация программу курсов внеурочной деятельности в рамках социального направления будет направлена на обеспечение условий интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общество. В рамках социального направления могут быть представлены такие программы, как «Народы мира», «Детская риторика», «Человек среди людей», «Они прославили наш город», «Наш героический город», «История и культура Урала», «Азбука права», клуб «Лидер», «Мы и окружающий мир», игра-путешествие «Мой родной город» и многие другие.
Спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное) направление внеурочной деятельности предполагает приобщение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности, а также включение обучающихся в спортивно-зрелищные мероприятия (турниры, марафоны, спортивные праздники, встречи с выдающимися спортсменами и др.). Спортивно-оздоровительное направление может быть представлено такими программами внеурочной деятельности, как «Азбука здоровья», «Юные олимпийцы», «Ритмика», подвижные игры « Академия досуга» и другими.
В процессе организации внеурочной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, получающими образование на ступени начального общего образования, можно использовать известные программы и учебно-методические комплекты. Например:
-программа Н. П. Слободяник В«Уроки общенияВ» (Слободяник, Н. П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: практическое пособие / Н. П. Слободяник. –М. : Айрис-Пресс, 2004);
-программа С. В. Крюковой и Н. П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, хвастаюсь и радуюсь» (Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое руководство / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. – М. : Генезис, 2002. – 208 с.);
-учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черногоВ» (Безруких, М. М. Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: пособие для педагогов / М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. – М. : Вентана-граф, 2002. – 64 с.);
-программа С. И. Гин В«Мир человекаВ» (Гин, С. И. Мир человека / С. И.Гин. – М. : Вита-Пресс, 2003. – 140 с.);
-программа С. И. Гин В«Мир логикиВ» (Гин, С. И. Мир логики / С. И. Гин. – М. : Вита-Пресс, 2003. – 143 с.);
-программа С. И. Гин В«Мир фантазииВ» (Гин, С. И. Мир фантазии / С. И. Гин. – М. : ИВЦ Минфина, 2007. – 177 с.);
Ряд перечисленных выше программ имеет опыт успешной реализации во внеурочной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
При моделировании системы внеурочной деятельности в образовательном учреждении и проектировании программ курсов внеурочной деятельности обучающихся и непосредственной организации внеурочной деятельности необходимо иметь четкое представление о планируемых результатах внеурочной деятельности.
В процессе определения планируемых результатов внеурочной деятельности возможна реализация одного из подходов, которые представлены ниже.
Первый подход состоит в определении планируемых результатов внеурочной деятельности исходя из личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования. Требования к личностным и метапредметным результатам обучающихся, освоивших основные образовательные программы начального и основного общего образования, определены в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.
При определении личностных и метапредметных результатов программ внеурочной деятельности следует принимать во внимание такой раздел основной образовательной программы образовательного учреждения, как планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья основных образовательных программ начального и основного общего образования.
Личностные результаты включают сформированность у обучающихся мотивации к обучению и познанию, сформированность социально значимых личностных качеств, основ гражданской идентичности, сформированность ценностно-смысловых установок и навыков нормативного поведения.
Метапредметные результаты включают сформированность у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность их самостоятельного применения в учебной и познавательной деятельности, социальной практике.
Рассмотрим некоторые примеры определения планируемых результатов внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с первым подходом.
Личностные результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности могут быть представлены следующим образом. Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:
-понимают и принимают общечеловеческие ценности жизни, здоровья, справедливости, уважения человеческого достоинства, милосердия и др.;
-умеют следовать в поведении установленным правилам;
-осознают роль знаний в жизни человека;
-владеют этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик – ученик»;
-проявляют интерес к историко-культурному прошлому своей страны, малой Родины.
Метапредметные результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности возможно сформулировать следующим образом. Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:
-умеют определить проблему;
-умеют формулировать вопросы для решения проблемной ситуации;
-умеют выдвигать элементарные гипотезы;
-умеют наблюдать, классифицировать, формулировать выводы;
-умеют структурировать материал с помощью взрослого;
-умеют готовить тексты собственных докладов с помощью взрослых;
-умеют аргументировано защищать свои идеи с помощью взрослого;
-умеют распределять обязанности в процессе работы в парах, группах;
-умеют инициировать взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе поиска решения проблемной ситуации.
Второй подход к определению планируемых результатов внеурочной деятельности обучающихся заключается в заимствовании подхода к планируемым результатам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Воспитательный результат – духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности классифицируют по трем уровням.
Первый уровень результатов внеурочной деятельности – приобретение обучающимися знаний об общественном устройстве, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д. Для достижения данного уровня результатов внеурочной деятельности особую значимость имеет взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со взрослыми как носителями социального опыта.
Второй уровень результатов – приобретение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым национальным ценностям.
Особое значение для достижения данного уровня результатов имеет взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в близкой социальной среде, дружественной ребенку, в которой дети получают практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить либо отвергать.
Третий уровень результатов внеурочной деятельности – приобретение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия за пределами дружественной обучающимся среды образовательного учреждения, в самостоятельном действии в открытом социуме.
Как отмечают Д. В. Григорьев и П. В. Степанов, при организации внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста необходимо учитывать, что поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую социальную реальность. Педагогам следует учитывать эту особенность в процессе организации внеурочной деятельности, ориентируя программы курсов внеурочной деятельности на достижение обучающимися первого уровня результатов.
Во втором и третьем классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, происходит активизация межличностного взаимодействия обучающихся друг с другом. Данная ситуация развития младших школьников создает благоприятные условия для достижения в процессе внеурочной деятельности второго уровня воспитательных результатов.
К поступлению обучающихся в четвертый класс необходимо создание условий выхода обучающихся в пространство реального общественного действия. Тем самым в процессе внеурочной деятельности осуществляется достижение третьего уровня воспитательных результатов.
В процессе организации внеурочной деятельности обучающихся, осваивающих основную образовательную программу основного общего образования, целесообразно ориентироваться на создание условий для достижения обучающимися второго и третьего уровня результатов.
Приведем примеры определения результатов внеурочной деятельности обучающихся в соответствии со вторым подходом.
Первый уровень результатов внеурочной деятельности. Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:
-имеют представления о настоящем мужчине как умном, решительном, смелом, благородном человеке, о женщине как о добром, внимательном к людям, любящим детей и умеющем прощать человеке;
-имеют представления о настоящем сыне и дочери как готовых помочь старшим в работе по дому, умеющих держать данное слово, заботящихся о своей семье, оберегающих покой членов семьи;
-знают этические нормы взаимоотношений в семье;
-знают символику Российской Федерации;
-знают значимые страницы истории страны, примеры исполнения гражданского и патриотического долга, традиции и культурное достояние своего края;
-обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Второй уровень результатов внеурочной деятельности. Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:
-принимают общечеловеческие ценности жизни, здоровья, справедливости, уважения человеческого достоинства, милосердия и др.;
-осознают роль знаний в жизни человека;
-проявляют интерес к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать людям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
-проявляют интерес к историко-культурному прошлому своей страны, малой Родины;
-проявляют бережное отношение к природе.
Третий уровень результатов внеурочной деятельности. Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:
-соблюдают этические нормы взаимоотношений в семье;
-следуют в поведении правилам;
Опыт проектирования программ внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации дополнительных профессиональных образовательных программ для педагогов показывает, что оптимальным является определение планируемых результатов внеурочной деятельности с учетом личностных и метапредметных результатов.
Выбор модели внеурочной деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В процессе организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении Е. Н. Степанов выделяет три этапа:
Первый этап – проектный – включает диагностику интересов, увлечений, потребностей обучающихся, запросов их родителей (законных представителей) и проектирование на основе анализа ее результатов модели внеурочной деятельности в образовательном учреждении. На данном этапе можно проводить анкетирование, опрос участников образовательного процесса. Полученные сведения можно применять в процессе проектирования индивидуальных маршрутов участия детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности. На данном этапе важно согласовать мнения всех участников образовательного процесса по вопросам моделирования внеурочной деятельности в образовательном учреждении. От этого во многом зависят качественные показатели внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то есть результаты освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования.
Второй этап – организационно-деятельностный, который предполагает создание и функционирование в образовательном учреждении системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения. Предполагает создание кадровых условий, материально-технических условий, разработку программно-методического обеспечения внеурочной деятельности и др.
Третий этап – аналитический, в процессе которого осуществляется анализ действующей в образовательном учреждении модели внеурочной деятельности с позиции содержания, организационных форм и достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования.
Кратко раскроем характеристику каждой модели внеурочной деятельности обучающихся.
Базовая организационная модель внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность может осуществляться через:
-учебный план начального/основного общего образования (часть, формируемая участниками образовательного процесса): спецкурсы, школьные научные сообщества, учебно-исследовательская деятельность, проводимые в формах, отличных от урочной;
-внутришкольную систему дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта;
-организацию деятельности групп продленного дня;
-классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики);
-деятельность других педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, старшего вожатого);
-инновационную деятельность по разработке, апробации и внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Модель дополнительного образования реализуется посредством использования ресурсов внутришкольной системы дополнительного образования детей, а также использования возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей. С целью решения задач внеурочной деятельности обучающихся учреждения дополнительного образования могут планировать образовательный процесс под заказ образовательных учреждений. Следует отметить, что взаимодействие с образовательными учреждениями дополнительного образования детей должно строиться исходя из реализации основных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
Важно помнить, что внеурочная деятельность и дополнительное образование детей не тождественны по направлениям, целям и содержанию.
Внеурочная деятельность, как неоднократно отмечалось, направлена преимущественно на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального и основного общего
образования. Дополнительное образование детей имеет целью реализацию дополнительных образовательных программ по определенным направленностям (научно-техническое, художественное, физкультурно- спортивное, туристко-краеведческое, эколого-биологическое, военно- патриотическое и другие).
Достоинством модели дополнительного образования является обеспечение обучающимся с ограниченными возможностями здоровья условий для выхода за пределы специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения и интеграции их среду нормально развивающихся сверстников.
У данной модели организации внеурочной деятельности обучающихся имеют место определенные недостатки: учреждения дополнительного образования детей находятся вне реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, а также имеют свои лицензионные нормы приема детей и количество ставок педагогов дополнительного образования, в связи с чем такие учреждения не всегда могут заниматься организацией внеурочной деятельности.
Модель «школы полного дня». Реализация данной модели внеурочной деятельности осуществляется преимущественно воспитателями групп продленного дня и воспитателями групп специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и школ-интернатов.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями, и организована в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей.
Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен основной образовательной программой), а после самоподготовки
– участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).
Следовательно, проведение занятий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации программ курсов внеурочной деятельности целесообразно после самоподготовки.
Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.
Оптимизационная модель предполагает включение в разработку и реализацию программ курсов внеурочной деятельности обучающихся учителей, учителей логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов и других педагогических работников.
Инновационно-образовательная модель внеурочной деятельности. Реализация данной модели осуществляется в процессе разработки и апробации инновационных программ курсов внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Эта модель реализуется на основе научно-методического сопровождения разработки содержания и методического инструментария программ курсов внеурочной деятельности со стороны специалистов муниципальных методических служб, учреждений дополнительного профессионального образования, учреждений высшего профессионального образования.
Проектирование модели внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья можно осуществлять с учетом вариантов, представленных выше.
Модель внеурочной деятельности следует детально представить в пояснительной записке основной образовательной программы. Целесообразно предложить модель организации внеурочной деятельности, основанную на методе проекта (организация проектной деятельности обучающихся).
Содержание проектной деятельности определяется в соответствии с основными направлениями развития личности (общекультурное, духовно- нравственное и др.). Содержание каждого проекта может обеспечивать реализацию всех направлений развития личности с выделением приоритетных среди них.
Каждый проект должен иметь свои целевые установки, формы организации деятельности детей, а также формы представления результатов проектной деятельности. Проекты могут быть реализованы последовательно или параллельно в течение учебного года. Сроки реализации проектов определяются в зависимости от их содержательного наполнения.
В проектную деятельность может быть включен класс, одновозрастная группа детей из числа обучающихся одной параллели классов, а также разновозрастная группа детей.
Приведем примеры проектов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на ступени начального общего образования. Проект «Учусь учиться» интегрирует общеинтеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности. Проект «Учусь сотрудничать» предполагает реализацию социального, общекультурного и духовно-нравственного направлений развития личности. Проект «Стану олимпийцем» – спортивно-оздоровительное и общекультурное направления развития личности.
Участие детей с ОВЗ во внеурочной деятельности положительно влияет на развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД). Прежде всего, это касается таких УУД как коммуникативные и регулятивные. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий позволяет ребенку с ОВЗ развивать социальную компетентность, формировать продуктивные формы взаимодействия с социумом путем учета позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, успешно интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с субъектами общения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечивают ребенку с ОВЗ развитие произвольного поведения, направленного на организацию своей учебной деятельности.
Таким образом, внеурочная деятельность детей с ОВЗ должна быть направлена на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной компетенции, адаптацию в обществе.