Что относится к основным функциям семьи освоение новых
Основные функции семьи
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Что такое семья?
Семья — это малая социальная группа, ячейка общества, которая основана на браке и кровном родстве, а ее члены связаны общим бытом и ответственностью друг перед другом.
Есть и второе определение. Семья — это социальный институт, с помощью которого люди удовлетворяют важнейшие человеческие потребности.
В жизни каждой семьи есть несколько этапов. Разберем их в таблице.
Важно помнить, что у каждой семьи свой путь, и не обязательно она будет проходить через все этапы. К примеру, бывают бездетные пары, которых не коснется 2,3 и 4 ступени. О них мы поговорим чуть позже.
Какие функции выполняет семья?
Давайте разберемся, почему люди начали создавать семьи и какую пользу обществу приносят главные функции этого союза.
Человек формируется как личность
Репродуктивная (производственная) функция семьи
Родители воспроизводят население и удовлетворяют личное желание продолжить род
Хозяйственно-экономическая (бытовая) функция семьи
Члены семьи вместе ведут домашнее хозяйство, ухаживают за детьми и пожилыми родственниками, распределяют семейный бюджет
Функция первичного социального контроля (регулятивная)
Человек учится жить в обществе на примере родителей
Члены семьи морально поддерживают друг друга, помогают справиться с трудностями
Люди в семье получают одинаковый социальный статус в обществе по их национальности, религии и т. д.
Члены семьи защищают друг друга физически, морально и экономически
Человек перенимает нормы морали и нравственности от родителей
Досуговая функция семьи
Люди в семье проводят время вместе, могут иметь общие интересы
В браке люди удовлетворяют сексуальные потребности друг друга
Какими бывают семьи и отношения в них?
Как мы отмечали раньше, семьи бывают разные. Давайте разберемся в их видах и критериях, которые отличают эти малые социальные группы друг от друга.
Традиционная — решения принимает мужчина.
Эгалитарная — мужчина и женщина вместе принимают решения.
Распределение домашних обязанностей
Патриархальная — домашними обязанностями занимается женщина, но работает и ответственность за семью несет мужчина.
Матриархальная — домашними делами занимается мужчина, но работает и ответственность за семью несет женщина.
Эксплуататорская — работают оба супруга, но домашними делами занимается женщина.
Партнерская — домашние дела, работу и ответственность за семью супруги делят поровну.
Нуклеарная — состоит из супругов и их детей.
Расширенная — состоит из супругов, их детей и родственников, которые живут с ними.
Полигамная — у мужа есть несколько жен, либо у жены — несколько мужей.
Бездетная — у пары нет детей.
Малодетная — у супругов есть 1–2 ребенка.
Многодетная — у пары есть 3 и более детей.
Полная — у детей в семье есть оба родителя.
Неполная — у детей в семье есть только один родитель.
Авторитарная — родители — главный авторитет, дети обязаны выполнять их требования.
Либеральная — интересы одного члена семьи стоят выше интересов других людей и общества в целом.
Демократическая — дети и родители сотрудничают и договариваются.
Открытая — семья общается и проводит время с другими людьми, а не только между собой.
Закрытая — семья проводит досуг в своем внутреннем кругу.
Теперь давайте разберемся в отношениях семей разных типов. То, как люди будут ощущать себя в этом союзе, зависит от его психологического климата.
Психологический климат — это условия, которые возникают в семье и зависят от отношений между ее членами. Они влияют на психологическое самочувствие человека, а также сплачивает членов семьи, либо отталкивает их друг от друга.
Всего бывает 2 вида психологического климата — теплый и тяжелый. Разберем их все в таблице.
Виды психологического климата
Забота, внимание, сотрудничество
Семья наполнена любовью, ее члены доверяют, уважают и понимают друг друга
Безразличие, неуважение чужих границ, эгоизм
В семье напряженная атмосфера, частые конфликты, мало совместных положительных эмоций
Что такое семейный долг?
Семья — это не только опора, защита, но и ответственность людей друг перед другом. Для этого явления есть специальный термин — семейный долг. Разберемся в нем подробнее.
Семейный долг — это нравственные требования к людям внутри семьи и личные правила, которые ее члены договариваются соблюдать.
Виды семейного долга
Долг родителей перед обществом
Долг родителей перед детьми
Долг детей перед родителями
Заботиться о детях и создавать комфортные условия для их развития
Распределить между собой равные права и обязанности в воспитании детей, заботиться об их здоровье, психологическом развитии, защищать и материально обеспечивать до 18 лет
Во взрослом возрасте заботиться о родителях, их благополучии и семейном быте
Как развиваются современные семьи?
Со временем общество меняется, а вместе с ним — и представления людей о том, какой должна быть семья. В XXI веке наметились тенденции, которые меняют привычный взгляд на этот союз.
Положение женщин в семье меняется, т. к. растет их авторитет в обществе.
Традиционных или патриархальный семей становится все меньше.
На первый план выходят партнерские семьи, в которых супруги делят между собой обязанности, вместе принимают решения и поддерживают друг друга.
Разрушается многопоколенная (или расширенная) концепция семьи, когда все родственники живут под одной крышей.
Преобладают нуклеарные семьи, которые состоят из супругов и детей.
Понятия «брак» и «семья» становятся менее связаны. Многие люди годами живут вместе и воспитывают общих детей без штампа в паспорте.
Растет количество разводов, неполных семей и повторных браков.
Проверь себя
Давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал об основных функциях семьи и других ее характеристиках. В этом блоке мы собрали 5 заданий, которые помогут узнать это.
Задание 1
Рассмотрим вымышленную ситуацию.
Михаил и Оксана не женаты, но живут вместе уже 10 лет и в строгости воспитывают общего ребенка — 5-летнего Сашу. В одной квартире с ними живет Антонина Васильевна — мать Оксаны. Сама Оксана занимается воспитанием сына, хозяйничает по дому и вечером подрабатывает мастером ногтевого сервиса. Михаил же работает таксистом и не помогает Оксане с домашними делами, потому что это, по его мнению, не мужское дело. Он зарабатывает меньше гражданской супруги, но все равно принимает все решения и считает себя главой семьи.
Подумайте и отнесите эту семью к какому-либо типу по категориям, которые мы изучили в статье. Предположите: какой психологический климат может царить в этом союзе? Аргументируйте свое мнение.
Задание 2
Ниже мы перечислили 5 утверждений об основных функциях семьи в жизни общества и других ее характеристиках. Разделите их на верные и неверные.
Тот или иной психологический климат — это результат отношений между членами семьи.
По количеству детей семьи делятся на 2 группы.
Родители обязаны содержать своего ребенка материально до 16 лет, пока он не найдет работу.
При рождении ребенок перенимает социальный статус своих родителей.
Все семьи проходят одинаковый жизненный цикл.
Задание 3
Еще раз перечитайте раздел о функциях и чертах современных семей. Подумайте, какие из них вы считаете положительными, а какие — отрицательными? Аргументируйте ответ.
Задание 4
Подумайте, почему в наши дни устарела расширенная модель семьи, которая была повсеместной в обществе раньше? Расскажите о своем отношении к этой тенденции.
Задание 5
Расскажите о своем отношении к понятию «семейный долг». Как к нему относятся в вашей семье?
Семья — не только часть жизни каждого человека, но и тема ряда вопросов на экзаменах по обществознанию. Если вы хотите подтянуть знания по этому предмету и получить больше баллов, советуем заниматься с грамотным наставником. Мы создали курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию, которые помогут заполнить пробелы, стать увереннее в себе и подготовиться к экзамену без стресса. Попробовать обучение на платформе Skysmart можно на бесплатном вводном уроке.
Что относится к основным функциям семьи освоение новых
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о взаимосвязи репродуктивной и творческой деятельности в процессе получения знаний.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Прочитайте текст и выполните задания 17−20.
Для познавательной деятельности необходимо наличие потребности в познании. Важной особенностью потребности в познании является её направленность не только на результат, но и на сам процесс получения нового знания. Субъект познавательной деятельности испытывает положительные эмоции в ходе её осуществления, и благодаря этому сама потребность в познании в развитой форме становится ненасыщаемой. Это отличает познавательную потребность от других побудителей умственной деятельности (например, от потребности в достижении и потребности в признании).
Субъектом познавательной деятельности является ученик, и поэтому в центре учения стоит его личность, сознание, отношения и к познаваемому миру, и к самому процессу познания, и к соучастникам познавательной деятельности: к школьникам и учителям, организующим и направляющим его учение. Другой отличительной особенностью познавательной деятельности школьника является характер её протекания. Процесс учения, в который включается ученик, может протекать по-разному, с различным
приложением сил, активности, самостоятельности субъекта (школьника). В одних случаях этот процесс протекает как подражательный, репродуктивный, в других — как творческий.
Познавательная деятельность характеризуется целями и мотивами.
Целями ученика могут быть: познание нового, неизвестного ученику, установление связи известного с неизвестным, создание новых образов, понятий, объектов, применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности, необходимость решить практическую или интеллектуальную задачу.
Мотивами познавательной деятельности могут являться разнообразные психические состояния, побуждающие ученика получить информацию о внешнем мире и о самом себе. К таким побуждениям относится стремление исследовать окружающую среду, желание удовлетворить любопытство и любознательность, проявить пытливость, интерес и увлечённость.
(По О. М. Дементьевой)
Как в тексте охарактеризована особенность потребности в познании? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Почему, по мнению автора, потребность в познании в развитой форме становится ненасыщаемой? От каких факторов зависит различное протекание процесса учения, в который включается ученик? (Укажите три фактора.)
1. Ответ на первый вопрос: важной особенностью потребности в познании является её направленность не только на результат, но и на сам процесс получения нового знания.
2. Ответ на второй вопрос: субъект познавательной деятельности испытывает положительные эмоции в ходе её осуществления.
3. Ответ на третий вопрос: различное приложение сил, активность, самостоятельность субъекта.
Автор пишет о том, что в центре учения стоит личность ученика. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «личность». (В объяснении смысла/ определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/ определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Человек как носитель социально обусловленных, индивидуально выраженных и социально значимых качеств.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером три любые цели познавательной деятельности, названные в тексте (всего три примера). (В каждом случае сначала укажите цель познавательной деятельности, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) познание нового, неизвестного: ученик узнает о действии закона всемирного тяготения;
2) установление связи известного с неизвестным: ученик – житель Великого Новгорода узнает, почему памятник Тысячелетию России был установлен именно в этом городе;
3) применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности: ученик находит свой способ доказательства теоремы, отличающийся от использованного на уроке.
1) Творческая деятельность осуществляется не на пустом месте, для создания или открытия нового бывает необходимо овладеть набором знаний и умений, усвоение которых могло проходить и репродуктивным путем;
2) Наличие различных знаний, усвоенных репродуктивным путем, помогает посмотреть на изучаемое явление или процесс с разных точек зрения и, возможно, мыслить более широко;
3) Привычка ориентироваться только на образец может помешать творчеству, ограничить потребности в познании.
Выберите верные суждения о функциях семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В организации внутрисемейного общения и контактов членов семьи с природной и социальной средой проявляется коммуникативная функция семьи.
2) Первичный социальный контроль, осуществляемый в семье на основе авторитета родителей, иллюстрирует регулятивную функцию семьи.
3) Семья, как правило, кормит, одевает, обувает, и в этом проявляется её воспитательная функция.
4) Ведение своего бюджета, организация потребительской деятельности иллюстрирует экономическую функцию семьи.
5) Уход за детьми вплоть до достижения ими социальной зрелости отражает репродуктивную функцию семьи.
Репродуктивная — биологическое воспроизводство населения, удовлетворение потребности в детях.
Воспитательная — социализация молодого поколения, поддержка культурного воспроизводства общества, удовлетворение потребности в отцовстве, контактах с детьми, самореализация в детях.
Хозяйственно-бытовая — поддержка физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми, предоставление хозяйственно-бытовых услуг членами семьи друг другу.
Экономическая — экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности, в обмен на услуги и т. п.)
Сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в разных сферах жизни, формирование и поддержка правовых и моральных санкций при нарушении норм членами семьи.
Духовного общения — развитие личности членов семьи, духовное взаимообогащение, поддержка дружеских отношений в браке и в семье.
Социально- статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизведение социальной структуры, удовлетворение нужд в социальном продвижении.
Досуговая — организация рационального досуга, удовлетворение нужд в общем досуге, взаимообогащении интересов.
Эмоциональная — эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия, получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье, удовлетворение нужд в счастье и любви.
Сексуальная — сексуальный контроль, удовлетворение сексуальных потребностей, снятие сексуального напряжения.
1) В организации внутрисемейного общения и контактов членов семьи с природной и социальной средой проявляется коммуникативная функция семьи — да, верно.
2) Первичный социальный контроль, осуществляемый в семье на основе авторитета родителей, иллюстрирует регулятивную функцию семьи — да, верно.
3) Семья, как правило, кормит, одевает, обувает, и в этом проявляется её воспитательная функция — нет, неверно.
4) Ведение своего бюджета, организация потребительской деятельности иллюстрирует экономическую функцию семьи — да, верно.
5) Уход за детьми вплоть до достижения ими социальной зрелости отражает репродуктивную функцию семьи. — нет, неверно.
Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Репродуктивная функция проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта.
2) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.
3) Семья является одним из субъектов социального контроля.
4) Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.
5) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу.
Социальные функции семьи имеют два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменениемкакмасштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства. Итак, семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:
Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: cколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.
Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.
Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.
Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи — социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.
Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.
Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.
Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.
Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
1) Репродуктивная функция проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта — нет, неверно.
2) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью — да, верно.
3) Семья является одним из субъектов социального контроля — да, верно.
4) Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка — да, верно.
5) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу — да, верно.
Что относится к основным функциям семьи освоение новых
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой функции семьи.
1) экономическая; 2) эмоциональная; 3) репродуктивная; 4) активная; 5) досуговая; 6) правовая.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Из логического ряда выпадают 4 и 6, это не функции семьи.
Каким образом благополучие семьи влияет на благополучие всего общества? Опираясь на обществоведческие знания, приведите три объяснения.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.
Под «воспитательным потенциалом семьи» понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.
В качестве показателей, дающих возможность охарактеризовать воспитательный потенциал, выступают: ценности, сложившиеся в семье, в том числе ориентации на семейный образ жизни, досуг, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др. возможности «социального участия» семьи в делах общества и государства. Важнейшим условием успешности реализации воспитательного потенциала семьи являются содержание и характер внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношение к ребенку.
Совокупность факторов, под воздействием которых идет формирование и реализация воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы: 1) внешние, имеющие макросоциальный характер; 2) внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи. Кроме того, можно учесть социально-демографические показатели (состав семьи, стадия жизненного цикла семьи и др.), а также социально-экономические условия (уровень жизни, занятость, социальная инфраструктура); распространенность социальных аномалий в обществе; образ жизни; образовательный потенциал; характер взаимоотношений в семье; бюджет времени.
В чём отличие воспитательного потенциала от воспитательной функции? В чём важнейшее условие благополучия семьи? Считают ли авторы воспитательную функцию свойственной только современной семье? Опираясь на текст, приведите доказательство.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) Ответ на первый вопрос:
— в отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.
2) Ответ на второй вопрос:
— содержание и характер внутрисемейных отношений, в первую очередь отношение к ребенку.
3) Ответ на третий вопрос:
— нет, авторы не считают воспитательную функцию свойственной только современной семье.
4) Можно привести следующее доказательство:
— на протяжении веков семья вносила решающий вклад в социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций.
Какие группы факторов различает автор? Опираясь на обществоведческие знания, выскажите предположения какие явления влияют на изменение характера взаимоотношений внутри семьи.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) Две группы факторов:
— внешние, имеющие макросоциальный характер;
— внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи;
— Уровень жизни. У каждой семьи различный доход, разный доступ к материальным благам, поэтому многие родители не могут предоставить ребенку возможность посещения дополнительных кружков и секций для развития;
— Распространенность социальных аномалий в обществе. В связи с распространением алкоголизма, наркомании и других социальных аномалий, родители строже относятся к детям, проводят с ними воспитательную работу, объясняя элементарные нормы поведения.
Опираясь на текст и обществоведческие знания назовите три функции семьи и проиллюстрируйте каждую из них примером.
В правильном ответе могут быть указаны следующие функции и примеры к ним:
1) Репродуктивная. Например, в семье N. родились близнецы.
2) Экономическая (хозяйственно-экономическая). Например, родители школьника Васи купили ему новую одежду, заплатили за ускоренный курс изучения иностранного языка.
3) Социализация (воспитательная). Например, в семье К. Маша получила первичные навыки поведения в обществе, теперь она может общаться и находить общий язык со сверстниками.
Могут быть названы и проиллюстрированы другие функции.
Какие группы факторов различает автор? Используя обществоведческие знания, выскажите предположения какие явления влияют на изменение характера взаимоотношений внутри семьи.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) Две группы факторов:
— внешние, имеющие макросоциальный характер;
— внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи;
— Уровень жизни. У каждой семьи различный доход, разный доступ к материальным благам, поэтому многие родители не могут предоставить ребенку возможность посещения дополнительных кружков и секций для развития;
— Распространенность социальных аномалий в обществе. В связи с распространением алкоголизма, наркомании и других социальных аномалий, родители строже относятся к детям, проводят с ними воспитательную работу, объясняя элементарные нормы поведения.
В правильном ответе могут быть указаны следующие объяснения:
1) Правильное социальное поведение внутри семьи ведет к моральному здоровью всего общества в целом. Ребенок извлекает из внутрисемейных отношений принципы, которые он пронесет через всю жизнь.
2) Сплоченная семья развивает в человеке и в обществе в целом желание объединиться в группы для совместной деятельности, для взаимопомощи и взаимоподдержки, что благотворно повлияет и на развитие общества.
3) Выполнение социокультурных функций семьи ведет к распространению значимости образования, культурной образованности в государстве.
Могут быть приведены другие объяснения.
Семья Петровых состоит из четырёх человек: Анна, Фёдор и двое их сыновей. Супруги работают, дети учатся в школе. Средства расходуются в первую очередь на приобретение еды, одежды, лекарств, оплату транспортных и коммунальных услуг. Оставшиеся средства вкладываются на депозит в банке.
Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример? Почему семья Петровых относится к нуклеарному типу? Какая информация Вам необходима для того, чтобы установить, является семья Петровых патриархальной или демократической? (Сформулируйте два вопроса, необходимых для получения данной информации.) Каковы источники доходов семейного бюджета семьи Петровых? (Назовите два типа источников.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: хозяйственно-экономическая (или экономическая, или хозяйственная, или бытовая, или хозяйственно-бытовая);
2) ответ на второй вопрос: потому что семья Петровых состоит из представителей двух поколений — родителей и детей:
(Ответ, который представляет собой простое перечисление членов семьи, или указание числа «4», не засчитывается).
3) ответ на третий вопрос, например:
— как распределяются домашние обязанности;
— как принимаются решения в семье.
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при наличии двух или более сформулированных вопросов, ответы на которые характеризуют семьи данного типа.)
— проценты по депозиту.
(Данный элемент ответа засчитывается только при указании двух типов источников дохода.)
Элементы ответа могут быть приведены в других формулировках, адекватно отражающих их сущность
Назовите и проиллюстрируйте примерами три функции семьи. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
В правильном ответе могут быть названы функции и приведены соответствующие примеры:
1) экономическая (например, супруги Ивановы решили поместить часть сбережений в сберегательный банк для обеспечения стабильного дохода от банковского процента);
2) репродуктивная (например, в семье Сколовых родились близнецы);
3) рекреационная (например, супруги Кадовы с детьми любят проводить выходные на даче, проводя много времени на открытом воздухе).
Могут быть названы и проиллюстрированы другие функции, приведены другие примеры
В чём отличие воспитательного потенциала от воспитательной функции? В чём важнейшее условие благополучия семьи? Считают ли авторы воспитательную функцию свойственной только современной семье? Опираясь на текст, приведите доказательство.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.
Под «воспитательным потенциалом семьи» понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.
В качестве показателей, дающих возможность охарактеризовать воспитательный потенциал, выступают: ценности, сложившиеся в семье, в том числе ориентации на семейный образ жизни, досуг, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др. возможности «социального участия» семьи в делах общества и государства. Важнейшим условием успешности реализации воспитательного потенциала семьи являются содержание и характер внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношение к ребенку.
Совокупность факторов, под воздействием которых идет формирование и реализация воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы: 1) внешние, имеющие макросоциальный характер; 2) внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи. Кроме того, можно учесть социально-демографические показатели (состав семьи, стадия жизненного цикла семьи и др.), а также социально-экономические условия (уровень жизни, занятость, социальная инфраструктура); распространенность социальных аномалий в обществе; образ жизни; образовательный потенциал; характер взаимоотношений в семье; бюджет времени.
Какие группы факторов различает автор? Опираясь на обществоведческие знания, выскажите предположения какие явления влияют на изменение характера взаимоотношений внутри семьи.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) Две группы факторов:
— внешние, имеющие макросоциальный характер;
— внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи;
— Уровень жизни. У каждой семьи различный доход, разный доступ к материальным благам, поэтому многие родители не могут предоставить ребенку возможность посещения дополнительных кружков и секций для развития;
— Распространенность социальных аномалий в обществе. В связи с распространением алкоголизма, наркомании и других социальных аномалий, родители строже относятся к детям, проводят с ними воспитательную работу, объясняя элементарные нормы поведения.
Опираясь на текст и обществоведческие знания назовите три функции семьи и проиллюстрируйте каждую из них примером.
В правильном ответе могут быть указаны следующие функции и примеры к ним:
1) Репродуктивная. Например, в семье N. родились близнецы.
2) Экономическая (хозяйственно-экономическая). Например, родители школьника Васи купили ему новую одежду, заплатили за ускоренный курс изучения иностранного языка.
3) Социализация (воспитательная). Например, в семье К. Маша получила первичные навыки поведения в обществе, теперь она может общаться и находить общий язык со сверстниками.
Могут быть названы и проиллюстрированы другие функции.
Каким образом благополучие семьи влияет на благополучие всего общества? Опираясь на обществоведческие знания, приведите три объяснения.
В правильном ответе могут быть указаны следующие объяснения:
1) Правильное социальное поведение внутри семьи ведет к моральному здоровью всего общества в целом. Ребенок извлекает из внутрисемейных отношений принципы, которые он пронесет через всю жизнь.
2) Сплоченная семья развивает в человеке и в обществе в целом желание объединиться в группы для совместной деятельности, для взаимопомощи и взаимоподдержки, что благотворно повлияет и на развитие общества.
3) Выполнение социокультурных функций семьи ведет к распространению значимости образования, культурной образованности в государстве.
Могут быть приведены другие объяснения.
Какие группы факторов различает автор? Используя обществоведческие знания, выскажите предположения какие явления влияют на изменение характера взаимоотношений внутри семьи.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) Две группы факторов:
— внешние, имеющие макросоциальный характер;
— внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи;
— Уровень жизни. У каждой семьи различный доход, разный доступ к материальным благам, поэтому многие родители не могут предоставить ребенку возможность посещения дополнительных кружков и секций для развития;
— Распространенность социальных аномалий в обществе. В связи с распространением алкоголизма, наркомании и других социальных аномалий, родители строже относятся к детям, проводят с ними воспитательную работу, объясняя элементарные нормы поведения.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) Ответ на первый вопрос:
— в отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.
2) Ответ на второй вопрос:
— содержание и характер внутрисемейных отношений, в первую очередь отношение к ребенку.
3) Ответ на третий вопрос:
— нет, авторы не считают воспитательную функцию свойственной только современной семье.
4) Можно привести следующее доказательство:
— на протяжении веков семья вносила решающий вклад в социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций.
Какие группы факторов различает автор? Опираясь на обществоведческие знания, выскажите предположения какие явления влияют на изменение характера взаимоотношений внутри семьи.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.
Под «воспитательным потенциалом семьи» понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.
В качестве показателей, дающих возможность охарактеризовать воспитательный потенциал, выступают: ценности, сложившиеся в семье, в том числе ориентации на семейный образ жизни, досуг, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др. возможности «социального участия» семьи в делах общества и государства. Важнейшим условием успешности реализации воспитательного потенциала семьи являются содержание и характер внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношение к ребенку.
Совокупность факторов, под воздействием которых идет формирование и реализация воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы: 1) внешние, имеющие макросоциальный характер; 2) внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи. Кроме того, можно учесть социально-демографические показатели (состав семьи, стадия жизненного цикла семьи и др.), а также социально-экономические условия (уровень жизни, занятость, социальная инфраструктура); распространенность социальных аномалий в обществе; образ жизни; образовательный потенциал; характер взаимоотношений в семье; бюджет времени.
В чём отличие воспитательного потенциала от воспитательной функции? В чём важнейшее условие благополучия семьи? Считают ли авторы воспитательную функцию свойственной только современной семье? Опираясь на текст, приведите доказательство.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) Ответ на первый вопрос:
— в отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.
2) Ответ на второй вопрос:
— содержание и характер внутрисемейных отношений, в первую очередь отношение к ребенку.
3) Ответ на третий вопрос:
— нет, авторы не считают воспитательную функцию свойственной только современной семье.
4) Можно привести следующее доказательство:
— на протяжении веков семья вносила решающий вклад в социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций.
Опираясь на текст и обществоведческие знания назовите три функции семьи и проиллюстрируйте каждую из них примером.
В правильном ответе могут быть указаны следующие функции и примеры к ним:
1) Репродуктивная. Например, в семье N. родились близнецы.
2) Экономическая (хозяйственно-экономическая). Например, родители школьника Васи купили ему новую одежду, заплатили за ускоренный курс изучения иностранного языка.
3) Социализация (воспитательная). Например, в семье К. Маша получила первичные навыки поведения в обществе, теперь она может общаться и находить общий язык со сверстниками.
Могут быть названы и проиллюстрированы другие функции.
Каким образом благополучие семьи влияет на благополучие всего общества? Опираясь на обществоведческие знания, приведите три объяснения.
В правильном ответе могут быть указаны следующие объяснения:
1) Правильное социальное поведение внутри семьи ведет к моральному здоровью всего общества в целом. Ребенок извлекает из внутрисемейных отношений принципы, которые он пронесет через всю жизнь.
2) Сплоченная семья развивает в человеке и в обществе в целом желание объединиться в группы для совместной деятельности, для взаимопомощи и взаимоподдержки, что благотворно повлияет и на развитие общества.
3) Выполнение социокультурных функций семьи ведет к распространению значимости образования, культурной образованности в государстве.
Могут быть приведены другие объяснения.
Какие группы факторов различает автор? Используя обществоведческие знания, выскажите предположения какие явления влияют на изменение характера взаимоотношений внутри семьи.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) Две группы факторов:
— внешние, имеющие макросоциальный характер;
— внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи;
— Уровень жизни. У каждой семьи различный доход, разный доступ к материальным благам, поэтому многие родители не могут предоставить ребенку возможность посещения дополнительных кружков и секций для развития;
— Распространенность социальных аномалий в обществе. В связи с распространением алкоголизма, наркомании и других социальных аномалий, родители строже относятся к детям, проводят с ними воспитательную работу, объясняя элементарные нормы поведения.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) Две группы факторов:
— внешние, имеющие макросоциальный характер;
— внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи;
— Уровень жизни. У каждой семьи различный доход, разный доступ к материальным благам, поэтому многие родители не могут предоставить ребенку возможность посещения дополнительных кружков и секций для развития;
— Распространенность социальных аномалий в обществе. В связи с распространением алкоголизма, наркомании и других социальных аномалий, родители строже относятся к детям, проводят с ними воспитательную работу, объясняя элементарные нормы поведения.
Автор упоминает институт семьи. Используя текст, факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте выполнение семьёй любых трёх социальных функций.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Одной из важных черт социального института является его соответствие «социальной потребности». Люди, видимо, не могут существовать без коллективных объединений — общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция, наверное, обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов, а также исключительной способностью людей взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Но, несмотря на явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи ввели понятие «социальных потребностей», или «социальных функций».
Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать.
Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер, сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в «активной обороне» (речь идёт о военном деле) для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования» (сельское хозяйство, производство одежды)‚ потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).
Наконец, более современные исследователи составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:
1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.
2. Производство товаров и услуг‚ необходимых для выживания членов общества.
3. Распределение этих товаров и услуг.
4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.
5. Замена выбывающих членов общества путём биологического размножения и посредством усвоения индивидами определённой культуры в процессе социализации.
6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.
Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются институтами. Экономические институты, включающие рынки и такие производственные объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей. Семья и учебные институты связаны с организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности. И наконец, правовые и правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за поведением членов общества.
Какие биологические и социальные черты обуславливают, по мнению автора, существование социальных институтов? Используя текст, укажите одну биологическую и одну социальную черту.
В правильном ответе должны быть указаны черты:
1) биологическая: биологическая зависимость людей друг от npyra, преимущества сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов;
2) социальная: наличие социальных потребностей.
Черты могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Какие социальные потребности, по мнению автора, выделили К. Маркс и Г. Спенсер? Чем этот перечень потребностей дополнили современные учёные?
Правильный ответ должен содержать следующие группы потребностей:
1) потребность, выделенная К. Марксом: в материальном обеспечении выживания;
2) потребности, выделенные Г. Спенсером: в «активной обороне» для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования», потребность в обмене и потребность в координации этих различных видов деятельности;
3) дополнения современных учёных: потребность в коммуникации, в замене выбывающих членов общества, контроль за поведением членов общества.
Потребности всех групп могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три аргумента в поддержку мнения о том, что не только правовые и правительственные институты осуществляют контроль за поведением членов общества.
Могут быть приведены такие аргументы:
1) правила поведения устанавливаются в семье, которая контролирует их исполнение домочадцами;
2) в политической жизни современного общества функцию социального контроля осуществляют свободные СМИ;
3) определённые правила и стандарты поведения устанавливают работодатели для своих сотрудников, образовательные учреждения — для своих учеников;
4) наряду с формальными санкциями применяются и являются весьма действенными неформальные санкции.
Могут быть приведены другие аргументы
Какие социальные потребности, по мнению автора, выделили К. Маркс и Г. Спенсер? Чем этот перечень потребностей дополнили современные учёные?
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Правильный ответ должен содержать следующие группы потребностей:
1) потребность, выделенная К. Марксом: в материальном обеспечении выживания;
2) потребности, выделенные Г. Спенсером: в «активной обороне» для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования», потребность в обмене и потребность в координации этих различных видов деятельности;
3) дополнения современных учёных: потребность в коммуникации, в замене выбывающих членов общества, контроль за поведением членов общества.
Потребности всех групп могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Могут быть приведены такие примеры:
1) в семье А. родились близнецы-тройняшки (функция биологического воспроизводства);
2) семья Т. держит в подсобном хозяйстве корову, коз и птицу, а на приусадебном участке выращивает овощи и фруктовые деревья (функция производства необходимых товаров);
3) в семье П. родители объясняют детям, как себя вести в разных ситуациях, рассказывают об окружающем мире (функция социализации).
Могут быть проиллюстрированы другие функции, приведены иные примеры
Автор говорит: «Семья является для ребенка микромоделью общества». Назовите три положения, подтверждающие данное высказывание.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Развитие и формирование личности начинается с момента ее рождения. Для ребенка семья является первым воспитателем, ближайшей средой передачи ему духовного богатства, культурных традиций, формирования ценностных ориентаций, практических умений и навыков. Семья несет ответственность за весь процесс воссоздания человека и является для ребенка той микромоделью общества, через которую усваивается его духовная культура, национальные и общечеловеческие ценности.
Под «воспитательным потенциалом семьи» понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.
На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.
Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.
Вся система воспитания детей в семье строится на определённых принципах. Например, наличие авторитета родителей. Что же такое авторитет? Это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.
Традиции в семье также весьма важны. Семья — это небольшой коллектив, и его, конечно же, скрепляют традиции – устойчивые формы. Они могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок. Традиции всегда поддерживаются определенными членами семьи. Традиции очень важны, поскольку благодаря ним молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи. Следует также учитывать важность участия старшего поколения в воспитании детей.
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья — это первая школа общения ребенка. Семья — это главный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев, выставок и т. д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего вида самого ребенка и его родителей.
Какие функции семьи автор рассматривает в своем тексте? Укажите три функции. Какие, по мнению автора, основные условия успеха в воспитании детей?
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) Функции, рассмотренные автором:
2) Указаны условия успеха:
— это наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня.
Какую роль семейные традиции играют в семейной жизни? Используя текст и обществоведческие знания, объясните, насколько важно участие старшего поколения в воспитании детей.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) Ответ на первый вопрос:
— Автор считает, что семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое, а также учат молодое поколение ценить и уважать семейную атмосферу и понимать ценность семьи. Участие старшего поколения в воспитании детей имеет первостепенное значение.
2) Ответ на второй вопрос:
— Важность участия старшего поколения в воспитании детей существенно, так как именно оно обеспечивает первичную социализацию детей, помогает формировать их сознание и характер, учит моральным и нравственным ценностям.
Назовите субъекты, влияющие на развитие личности детей (кроме семьи) и проиллюстрируйте каждый примером.
Могут быть названы следующие субъекты и приведены примеры:
1. Школа. Пример: на уроке этики учитель объяснил детям правила поведения за столом.
2. Церковь. Пример: каждое воскресенье Петя вместе с бабушкой ходит в церковь, приобщается к религиозным учениям.
3. СМИ. Пример: по выходным мама своим детям включает программу «В мире животных», учит детей оберегать природу.
4. Друзья. Пример:14-летний Максим по примеру друзей решил заняться спортом и записался в секцию самбо.
Какую роль семейные традиции играют в семейной жизни? Используя текст и обществоведческие знания, объясните, насколько важно участие старшего поколения в воспитании детей.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) Ответ на первый вопрос:
— Автор считает, что семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое, а также учат молодое поколение ценить и уважать семейную атмосферу и понимать ценность семьи. Участие старшего поколения в воспитании детей имеет первостепенное значение.
2) Ответ на второй вопрос:
— Важность участия старшего поколения в воспитании детей существенно, так как именно оно обеспечивает первичную социализацию детей, помогает формировать их сознание и характер, учит моральным и нравственным ценностям.
Семья является для ребёнка микромоделью общества:
1. Именно в семье у ребёнка складываются первые межличностные отношения, происходит обмен эмоциями и мыслями, что обеспечит использование таких навыков в обществе.
2. Также в семье ребёнок познаёт, что такое конфликт. Он учится разрешать его, достигая компромисса. В обществе эти навыки чрезвычайно важны.
3. Осваивает основные социальные роли. В семье ребёнок выполняет определённую социальную роль, он понимает, что от него требуется. Таким образом, в обществе ему будет легче понимать суть своих действий, он будет выполнять социальную роль в зависимости от его социального статуса.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
С точки зрения демографической науки, ______________(А) – это основанное на _______________(Б) или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной ответственностью и поддержкой. Таким образом, это достаточно мобильная социальная группа, состав которой может изменяться по разным причинам. Её важнейшей функцией традиционно считается __________________(В), то есть функция деторождения и воспроизводства населения. _________________(Г) функция подразумевает организацию труда, потребления и быта среди членов группы. _________________(Д) функция предполагает осуществление первичной социализации детей, формирование у них определённой системы знаний, навыков, взглядов и ценностей. __________________(Е) функция семьи позволяет реализовать потребность человека в общении.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Единственно правильным вариантом является: 4, 8, 6, 2, 9, 1.
Автор полагает, что «семья является для ребёнка микромоделью общества». Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три объяснения этого мнения.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Развитие и формирование личности начинаются с момента рождения человека. Для ребёнка семья является первым воспитателем, ближайшей средой передачи ему духовного богатства, культурных традиций, формирования ценностных ориентаций, практических умений и навыков. Семья является для ребёнка микромоделью общества.
Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое.
Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов: произошло нарушение статуса семьи, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.
Суть семьи – рождение и воспитание детей. Она может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки, – не относятся к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин. Малодетность семьи уже во многих поколениях: воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сёстрами. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, его опыт остаётся невостребованным и др.
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребёнка к книге и чтению, к труду. Семейные традиции очень важны, поскольку благодаря им молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать ценность семьи.
Какие две функции семьи рассмотрены автором? Назовите любые три основных, по мнению автора, условия успеха в воспитании детей в семье.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) две функции (ответ на первый вопрос):
— репродуктивная (биологическое воспроизводство) / рождение детей;
— первичная социализация новых поколений / семейное воспитание / воспитание детей;
(Функции могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.)
— наличие нормальной семейной атмосферы;
— авторитета родителей, правильного режима дня;
— своевременного приобщения ребёнка к книге и чтению, к труду.
(Условия могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующего фрагмента текста.)
Как автор характеризует семейные традиции (приведите любые две характеристики)? Опираясь на обществоведческие знания, объясните важность участия старшего поколения в воспитании детей.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) характеристики семейных традиций:
— семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое;
— благодаря семейным ценностям молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать ценность семьи;
(Характеристики могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.)
2) объяснение, например:
— бабушка и дедушка входят в число самых близких людей, которые любят ребёнка и заботятся о нём; представители старшего поколения передают ребёнку свой опыт.
(Может быть приведено другое объяснение.)
Автор рассмотрел роль семьи в воспитании детей. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите любые другие три субъекта, влияющих на развитие личности детей, и проиллюстрируйте примерами влияние каждого из них.
В правильном ответе должны быть названы субъекты и приведены примеры их влияния, допустим:
1) система образования / образовательные организации (например, в детском саду дети разучивали с воспитателем к празднику национальные танец и песни);
2) средства массовой информации (например, ребёнок стал копировать фразы и манеру поведения ведущего своей любимой детской телепередачи);
3) государство (например, парламент принял закон о защите детей от информации, причиняющей вред их нравственному развитию).
Могут быть приведены иные примеры, названы и проиллюстрированы примерами другие субъекты
Как автор характеризует семейные традиции (приведите любые две характеристики)? Опираясь на обществоведческие знания, объясните важность участия старшего поколения в воспитании детей.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) характеристики семейных традиций:
— семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое;
— благодаря семейным ценностям молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать ценность семьи;
(Характеристики могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.)
2) объяснение, например:
— бабушка и дедушка входят в число самых близких людей, которые любят ребёнка и заботятся о нём; представители старшего поколения передают ребёнку свой опыт.
(Может быть приведено другое объяснение.)
Могут быть приведены такие объяснения:
1) в семье ребёнок исполняет определённую социальную роль, семья осуществляет функции социального контроля, т. е. проецируется модель функционирования общества в целом;
2) в семье ребёнок учится продуктивно взаимодействовать с людьми разных возрастов для удовлетворения своих потребностей, т. е. выстраиваются определённые модели общественных отношений;
3) семья является носителем определённых субкультур, отражающих её социальное положение, эти субкультуры постепенно осваивает ребёнок, т. е. через семью он осознаёт социальную структуру общества и своё место в ней.
Могут быть приведены другие объяснения
Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Репродуктивная функция проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта.
2) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.
3) Семья является одним из субъектов социального контроля.
4) Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.
5) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу.
Социальные функции семьи имеют два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменениемкакмасштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства. Итак, семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:
Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: cколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.
Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.
Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.
Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи — социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.
Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.
Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.
Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.
Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
1) Репродуктивная функция проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта — нет, неверно.
2) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью — да, верно.
3) Семья является одним из субъектов социального контроля — да, верно.
4) Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка — да, верно.
5) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу — да, верно.