Что относится к основным физическим способностям
Физические качества
Содержание
Сила, мощность и мышечная выносливость в спорте [ править | править код ]
Источник: «Программы тренировок», научное изд.
Автор: профессор, доктор наук Тудор Бомпа, 2016 г.
Конечно, способность выполнять те или иные упражнения неодинакова для разных спортсменов, а на способность спортсмена выступать на высоком уровне влияют наследственные (или генетические) показатели силы, скорости и выносливости. Эти способности можно назвать условными двигательными способностями, общими физическими качествами или биомоторными способностями. Понятие «моторный» относится к движению, а приставка «био» обозначает биологическую (телесную) природу этих способностей.
Сочетание силы, скорости и выносливости в разных видах спорта [ править | править код ]
Этап специализированных тренировок с учетом конкретного вида спорта, следующих после ранних лет тренировок и характеризующихся многосторонними тренировками, является ключевым для всех спортсменов национального и элитного уровня, которые стремятся к достижению четкого тренировочного эффекта. Специфические упражнения в этот период позволяют спортсменам адаптироваться к своей специализации. В случае элитных спортсменов взаимосвязь между силой, скоростью и выносливостью зависит не только от вида спорта, но и от индивидуальных нужд спортсмена.
В каждом виде спорта существует определенный физиологический профиль и характеристики. Все тренеры, разрабатывающие и применяющие тренировочные программы с учетом особенностей того или иного вида спорта, должны разбираться в энергетических системах организма и в том, как их можно использовать в тренировках. Хотя цель данной книги заключается в обсуждении науки, методологии и задач силового тренинга применительно к спорту, физиологическая сложность каждого вида спорта также требует четкого понимания доминирующих в том или ином виде спорта энергетических систем и их реакции на тренировки.
Организм вырабатывает энергию, необходимую для тренировки нервной системы (сила, мощность, скорость) и метаболической тренировки посредством переработки пищи и конвертации ее в готовый для использования вид топлива, известный как аденозинтрифосфат (АТФ). Поскольку запасы АТФ необходимо постоянно пополнять и использовать заново, организм полагается на три основные системы восполнения энергии с целью способствования продолжительным тренировкам: анаэробная алактатная система (АТФ-КФ), анаэробная лактатная система и аэробная система. Эти три системы не зависят друг от друга, но взаимодействуют друг с другом на основании физиологических требований того или иного вида спорта. Разработка программы с учетом особенностей того или иного вида спорта всегда должна иметь в центре внимания тренировку доминирующей энергетической системы (или систем) в выбранном виде спорта.
Специальное развитие биомоторной способности должно быть методичным. Кроме того, развитая доминирующая способность прямо или косвенно влияет на другие способности; уровень этого влияния зависит строго от схожести применяемых методов и специфики спорта. Следовательно, развитие доминирующей биомоторной способности может привести либо к положительному, либо (в редких случаях) отрицательному эффекту. Например, когда спортсмен развивает силу, это может положительно сказаться на его скорости и выносливости. С другой стороны, программа силовой тренировки, направленная только на развитие максимальной силы, может отрицательно сказаться на развитии аэробной выносливости. Тренировочная программа, направленная исключительно на развитие аэробной выносливости, также может иметь отрицательное воздействие на силу и скорость. Поскольку сила является ключевой в спортивной деятельности, ее всегда нужно тренировать вместе с другими навыками.
Сочетание силового тренинга и тренировки выносливости с параметрами нагрузки, учитывающими особенности того или иного вида спорта, не влияет на аэробную мощность или мышечную силу, то есть не оказывает отрицательного эффекта. Программы силового тренинга также не мешают развитию гибкости, если включить в общую тренировочную программу растяжки. Таким образом, спортсмены, занимающиеся видами спорта, требующими главным образом выносливости, как-то: велоспорт, гребля, бег на лыжах по пересеченной местности, гребля на каноэ, могут спокойно заниматься силовым тренингом и тренировкой выносливости в сочетании с остальными тренировками.
Что касается скоростно-силовых видов спорта, мощность на самом деле прекрасно улучшает скорость. Быстрый спринтер исключительно силен. Сильные мышцы, которые быстро и мощно сокращаются, приводят к высокой скорости, быстрому движению членов и высокой частоте. В экстремальных ситуациях, однако, максимальные нагрузки могут влиять на скорость: например, если скоростная тренировка стоит в расписании после утомительной тренировочной сессии с максимальными нагрузками. В данном случае усталость нервной системы и мышц мешает нервному импульсу и деятельности. Поэтому макроциклы, нацеленные на развитие максимальной силы, должны включать развитие скорости и субмаксимальной скорости, тогда как максимальную силу лучше развивать вместе с мощностью. В плане тренировочных разделов скоростной тренинг всегда должен предшествовать силовому.
Сочетание силы (F) и выносливости (Е) приводит к развитию мышечной выносливости (ME). В спорте мышечная выносливость может потребоваться на короткий, средний или долгий срок. Прежде чем продолжить обсуждение данной темы, мы должны вкратце оговорить два термина: циклические и ациклические. Циклические движения повторяются беспрерывно; они характерны для бега, ходьбы, плавания, гребли, катания на коньках, бега на лыжах по пересеченной местности, велоспорта и гребли на каноэ или байдарках. В данных видах спорта, как только спортсмен запоминает один цикл моторных действий, он может повторять его в той же последовательности снова и снова. Ациклические движения, в свою очередь, представляют комбинацию различных двигательных шаблонов. Сюда относятся метательные действия, гимнастика, борьба, фехтование и многочисленные технические движения в командных видах спорта.
Ось F-E [ править | править код ]
Силовая выносливость занимает место на вершине оси F-E из-за важности силы в таких действиях, как подбор мяча в баскетболе, атака в волейболе, прыжок с целью поймать мяч в австралийском футболе и регби и прыжок для удара головой в футболе. Во всех этих действиях доминирует мощность. То же относится и к некоторым навыкам в теннисе, боксе, борьбе и боевых искусствах. Чтобы постоянно успешно выполнять подобные действия, спортсмены должны тренировать не только мощность, но и выносливость, поскольку эти действия выполняются от 50 до 200 раз в течение соревнования.
Мышечная выносливость средней продолжительности типична для циклических видов спорта, в которых действие продолжается от двух до восьми минут и требует аэробной мощности. Среди них плавание на 200 и 400 метров, скоростной бег на коньках на 3000 метров, бег на среднюю дистанцию, гребля на каноэ на 1000 метров, борьба, боевые искусства, фигурное катание, синхронное плавание и велогонки.
Ось S-E [ править | править код ]
Концентрация молочной кислоты (ммоль)
Развитие переносимости молочной кислоты (LATT)
Развитие максимального потребления кислорода (V02 maxT)
Тренировка анаэробного порога (АnТТ)
Аэробная мощность и работоспособность
Тренировка аэробного порога (ATT)
Ось F-S [ править | править код ]
Мощность, необходимая для того, чтобы контролировать приземление, зависит от высоты прыжка, массы тела спортсмена и от того, осуществляется ли приземление путем амортизации или с согнутыми, но негибкими суставами. Исследования показали, что для приземления с амортизацией спортсмены используют силу, которая в три или четыре раза больше массы их тела, тогда как приземление на негибких суставах производит силу в шесть-восемь раз больше массы тела. Например, спортсмен, который весит 60 килограммов, вырабатывает силу, эквивалентную от 180 до 240 килограммов, чтобы приземлиться с амортизацией. Тот же спортсмен вырабатывает силу в размере от 360 до 480 килограммов, чтобы приземлиться на негибкие суставы. Точно так же, когда спортсмен приземляется на одну ногу, как в фигурном катании, сила в момент приземления составляет в три-четыре раза больше массы тела при приземлении с амортизацией и в пять-семь раз больше при приземлении на негибкие суставы.
Можно распланировать специальные тренировки мощности приземления так, чтобы они позволяли спортсмену постепенно повышать напряжение в мышцах ног по сравнению с тренировкой специальных навыков. Посредством периодизации тренировки силы мы можем лучше, быстрее и более последовательно тренировать мощность приземления. Более высокое напряжение улучшает мощность приземления. Кроме того, специальные силовые тренировки приземления, особенно эксцентрические тренировки, позволяют спортсмену создать запас силы, которая больше, чем требуемая для правильного и контролируемого приземления мощность. Чем выше запас силы, тем легче спортсмену контролировать приземление и тем безопаснее само приземление.
Толчковая мощность является ключевой во всех дисциплинах, в которых спортсмены пытаются прыгнуть как можно выше, либо перепрыгнуть через перекладину (как в прыжке в высоту), либо достичь высочайшей точки для исполнения спортивного действия (например, поймать или отбить мяч). Высота прыжка напрямую зависит от вертикальной силы, направленной против земли, чтобы преодолеть притяжение. В большинстве случаев прилагаемая при толчке вертикальная сила по крайней мере вдвое больше массы тела спортсмена. Чем выше прыжок, тем сильнее должны быть ноги. Сила ног развивается посредством периодизации силовой тренировки.
И ускорение, и торможение требуют высокой мощности ног и плеч. Для торможения используются те же мышцы, что и для ускорения (четырехглавые мышцы, подколенные сухожилия и икры), но в случае торможения они сокращаются эксцентрически. Чтобы усилить способность тормозить и быстро двигаться в другом направлении, спортсмены должны тренировать конкретно силу торможения.
Таблица 2. Развитие силы с учетом разных видов спорта
Физические способности человека
а) в основе воспитания физических качеств лежит развитие физических способностей. Чем более развиты способности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно проявляется в решении двигательных задач;
б)развитие физических способностей обуславливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем более надежно функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем более устойчиво выражение соответствующих физических способностей в двигательных действиях;
Физические качества
Выносливость выражается через совокупность физических способностей, поддержание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций органов и структур организма. Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей, включающих:
а) быстроту двигательных реакций;
б) скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением;
в) частоту (темп) движений.
Многие физические способности, характеризующие быстроту, входят составными элементами в другие физические качества, особенно в качество ловкости. Быстроту воспитывают посредством решения многообразных двигательных задач, успех решения которых определяется минимальным временем выполнения двигательного действия. Гибкость определяется, как физическая способность человека выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Она характеризует степень подвижности в суставах и состояние мышечной системы.
Заключение
Список литературы
Физические качества и способности
Физические качества и способности
Физические качества и способности.
К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, гибкость, быстроту и ловкость и др.
Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врождённые и приобретённые функциональные возможности органов и структур организма. Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма (психодинамические задатки) и социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям). В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.
При развитии силы используют специальные упражнения с отягощениями. Их отличительная особенность заключается в том, что они вызывают значительные напряжения мышц.
Силовые способности определяются мышечными напряжениями. Мышечные напряжения проявляются в динамическом и статическом режиме сокращения, где первый характеризуется изменением длины мышц и присущ преимущественно скоростно-силовым способностям, а второй — постоянством длины мышц при напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей. В практике физического воспитания данные режимы сокращения мышц обозначаются терминами «динамическая сила» и «статическая сила». В качестве примера проявления статической силы можно привести удержание веса штанги на вытянутых руках, а динамической—прыжок в глубину.
Собственно силовые способности проявляются преимущественно в условиях изометрического (статического) напряжения мышц, обеспечивая удержание тела и его звеньев в пространстве, сохранение поз при воздействии на человека внешних сил.
Степень проявления собственно силовых способностей человека зависит от количества мышц, вовлеченных в работу, или от особенностей их сократительных свойств. В соответствии с этим различают два метода в развитии силовых способностей: использование упражнений с максимальными усилиями и использование упражнений с непредельными отягощениями.
Основным методом, позволяющим воспитывать силу, является метод повторного упражнения с использованием непредельных отягощений в упражнениях, выполняемых до отказа. Этот метод позволяет одновременно улучшать показатели силы и увеличивать мышечную массу. Упражнения с непредельными отягощениями характеризуются выполнением двигательных действий с максимальным числом повторений при относительно небольших отягощениях (до 50—60% от предельных). Это позволяет выполнять большой объем работы и обеспечивает увеличение физиологического поперечника мышц. Кроме того, непредельные отягощения не затрудняют контроля за техникой движений. При этом режиме работы тренировочный эффект достигается в течение длительного времени. В условиях урока ускорить этот процесс позволяет использование непредельных отягощений после развития скоростных или координационных способностей, когда появляются первые признаки утомления. Подбираются упражнения на различные группы мышц. Сначала прорабатывается одна группа мышц, затем переходят к другой мышечной группе. В одном занятии можно проработать 3-4 мышечные группы. Упражнения на силу рекомендуется сочетать с упражнениями на растягивание. Для проработки всех мышечных групп на одном занятии используют метод круговой тренировки.
Упражнения с максимальными усилиями предполагают выполнение двигательных действий с предельными или околопредельными (90—95% от максимальной величины) отягощениями. Эта обеспечивает максимальную мобилизацию нервно-мышечного аппарата и наибольший прирост силовых способностей. При воспитании абсолютной силы наиболее популярен метод переменного упражнения.
Одним из основных подходов в воспитании общей выносливости является метод равномерного непрерывного упражнения. Работу необходимо начинать с 10-15-минутного равномерного бега, постепенно увеличивая его продолжительность до 30-40 мин. Бег осуществляется на частоте пульса 125-130 уд/мин. Эта методика направлена на развитие сердечно-сосудистой и дыхательных систем, развивает и совершенствует аэробные механизмы энергообеспечения.
Для воспитания быстроты простой двигательной реакции используют метод повторного выполнения двигательных действий (старт в беге, плавании), действий по звуковому сигналу в разминке (остановки, выпрыгивания, рывки, приседания и т.п.).
Воспитание быстроты сложной двигательной реакции (реакции на движущийся предмет и реакции выбора) в основном осуществляется в спортивных играх: волейбол, баскетбол, теннис и др. Можно использовать и подвижные игры.
Для воспитания скорости движений используются упражнения, выполняемые с максимальной скоростью.
Для воспитания ловкости в основном используется метод повторного упражнения. Подбираются упражнения, которые способствуют развитию ловкости:
. изучение совершенно новых форм движений;
. выполнение освоенных движений, но в различных необычных условиях (обычный прыжок в длину с места, правым (левым) боком, спиной вперед, из приседа, со взмахом рук и без и т.п.);
. упражнения на совершенствование точности движений в пространстве, во времени и по усилиям (прыжки с места на точность, бросание набивного мяча различного веса, метание малого мяча в цель, выполнение упражнения в заданное время);
. упражнения на совершенствование чувства равновесия (тренировка вестибулярного аппарата) в различных условиях опоры (выполнение упражнений на широкой плоскости гимнастической скамейки, а затем на узкой; прыжковые упражнения на одной ноге, двух, попеременно с одной на другую и т.п.);
. упражнения, в которых в зависимости от создаваемой ситуации или сигнала необходимо быстро менять направление движения;
. упражнения, в которых расслабление сменяется быстрым напряжением мышц и наоборот;
.упражнения, предъявляющие высокие требования к координации движений (жонглирование, прыжки на малых батутах, упражнения с различными предметами, акробатические упражнения и т.п.).
Пассивная гибкость характеризуется максимальной амплитудой движения, достигнутой приложением как внутренних, так и внешних сил.
Активная гибкость определяется величиной амплитуды движений, достигнутой только за счет усилий мышц, производящих данное движение.
Методика воспитания гибкости предусматривает использование как динамических, так и статических упражнений, выполняемых стоя, сидя и лежа. При этом могут использоваться простейшие тренажеры: гимнастические палки и обручи, шведская стенка, гимнастическая скамейка.
Упражнения для развития гибкости должны выполняться после предварительного общего разогревания. Игнорирование этого требования может привести к травмам. Интенсивность выполнения упражнений должна быть такой, чтобы она не вызывала сильных и длительных болевых ощущений. Упражнения, направленные на развитие гибкости, выполняются сериями, повторным методом. Количество повторений в серии определяется наступлением утомления и уменьшением амплитуды движений. В каждой серии амплитуда должна увеличиваться постепенно. При развитии гибкости необходимо соблюдать следующие методические требования: упражнения для воспитания гибкости можно давать в любой части занятия, но обязательно после хорошей разминки; преимущественно развивать подвижность в тех суставах, которые играют наибольшую роль в жизненно необходимых действиях (кисти, плечевые, тазобедренные, голеностопные суставы); амплитуду движений следует увеличивать постепенно, сохраняя преемственность и последовательность воздействий на соответствующие мышцы и суставы; между сериями упражнений на растягивание необходимо выполнять упражнения на расслабление мышц.
Закономерности развития физических способностей.
Для успешного развития физических качеств используются подготовительные упражнения. Нагрузка физических упражнений характеризуется величиной их воздействия на организм, а величина нагрузки обусловлена сочетанием объёма и интенсивности двигательных действий. Чем больше объём (количество повторений) нагрузки, тем меньше должна быть интенсивность и наоборот. Таким образом, соотношение между объёмом и интенсивностью характеризуется обратно пропорциональной зависимостью. Для дозирования физической нагрузки существуют и другие параметры: продолжительность выполнения, интервал отдыха между повторами, характер отдыха. Основой методики развития физических качеств является постепенное повышение силы воздействия.
Важна также последовательность воздействий на физические качества на отдельно взятом занятии. Сначала выполняются упражнения на координацию (из-за высокой концентрации внимания), быстроту (работа в зоне максимальной мощности), затем упражнения на гибкость, силу и, в конце занятия, на выносливость.
Уровень развития физических качеств определяется тестированием. Челночный бег используется для определения уровня развития ловкости, 12-минутный бег – выносливости, подтягивание – силы, наклон вперёд из положения сидя – гибкости, бег 30м. – быстроты.
Определить соответствие нагрузки функциональному состоянию организма позволяет измерение частоты сердечных сокращений. При нагрузке низкой интенсивности (малая нагрузка) ЧСС не превышает 130 ударов в минуту. Средняя интенсивность (средняя нагрузка) – 130-160уд/мин; большая интенсивность (большая нагрузка) – 165-180уд/мин; высокая интенсивность (высокая нагрузка) – свыше 180 уд/мин. У нетренированного человека диапазон предельно допустимой ЧСС во время нагрузки не должен превышать 170-180уд/мин.
Существуют так называемые сенситивные возрастные периоды предпочтительного воздействия на определенные физические качества человека Периоды онтогенеза, в рамках которых обеспечиваются наиболее значительные темпы развития определённых способностей человека, складываются особо благоприятные предпосылки формирования определённых умений и навыков называются сенситивными.
Росто-весовые ппоказателипоказатели и физические качества
Двигательные физические качества
Источник:
Учебное пособие для ВУЗов «Спортивная физиология».
Автор: И.И. Земцова Изд.: Олимпийская лит-ра, 2010 год.
Содержание
Морфо-функциональные и метаболические основы двигательных качеств [ править | править код ]
Одной из основных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, полностью проявляющаяся в целенаправленной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Быстрота [ править | править код ]
Делится на 2 группы:
Ловкость [ править | править код ]
Делиться на две группы:
Ловкость развивается в необычных положениях, которые выполняются при изменении внешних условий выполнения упражнения.
Сила [ править | править код ]
Гибкость [ править | править код ]
Разница между активной и пассивной гибкостью называется «запас гибкости»
Выносливость [ править | править код ]
Основным средством развития выносливости является упражнения, достаточно длительной нагрузки.
Относительно динамики изменений показателей физических качеств используют термины «развитие» и «воспитание». Термин «развитие» характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин «воспитание» предусматривает активное и целенаправленное влияние на рост показателей физического качества.
В современной литературе пользуются терминами «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они не тождественны. В общем двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие двигательные возможности человека.
Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления—двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специальную выносливость. Следует помнить, что, когда речь идет о развитии силы мышц или скорости, под этим нужно подразумевать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.
У каждого человека двигательные способности развиты по-разному. В основе развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков:
На проявление двигательных способностей влияют также психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний).
О способностях человека судят не только по его достижением в процессе обучения или выполнения какой-нибудь двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает умения и навыки.