Что относится к основным элементам финансовой системы

Раздел 1. Основы финансов

Оглавление

Цель: рассмотрение финансов как экономической категории, изучение их сущности, функций и роли в современной экономике. Определение системы финансов и ее основных звеньев. Изучение денег как основной единицы финансовых отношений.

Задачи

1. Финансы как экономическая категория

1.1. Сущность финансов

Финансы (фр. Finance от ср.-лат. Financia) — в переводе означают наличность, доход; в широком смысле — денежные средства, денежные обороты.

Такое определение финансов часто дает повод отождествлять их с понятием «деньги». Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги — обязательное условие существования финансов. Они являются материальным носителем финансовых отношений, которые опосредованы движением потоков денежных средств.

Финансово-кредитный словарь дает понятию «финансы» следующее толкование.

Финансы — специфическая сфера экономических отношений, определяемых движением денег. В их основе лежат процессы, происходящие в результате создания, распределения, обмена и использования валового внутреннего продукта и национального дохода, а также денежных доходов и поступлений предприятий. Финансы связаны с функционированием денежных фондов и денежных потоков предприятий и государства.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образует финансовые отношения.

Финансовые отношения — это отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:

Субъектами финансовых отношений в рыночной экономике могут выступать:

Первые четыре вида образуют внутреннюю систему объектов финансов каждой страны, последние три — международную сферу.

Но финансовые отношения охватывают не все денежные отношения и не все денежные отношения являются финансовыми. Финансовые отношения охватывают только ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием фондов денежных средств.

Объектом финансов являются финансовые ресурсы. Они охватывают реальные и фиктивные ценности, имеющие стоимостное выражение, это:

Финансы обладают следующими основными признаками:

Свою сущность финансы раскрывают через свои основные функции.

1.2. Функции и роль финансов в рыночном хозяйстве

Функция есть «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений» (Философский словарь). Функции являются всегда производными от сущности, которую они выражают, и показывают, как, каким образом реализуется общественное назначение этой экономической категории.

Для финансов как экономической категории характеры две функции:

Распределительная функция выражается в распределении и перераспределении национального дохода государства. Материальной основой создания национального дохода государства служит воспроизводство общественного продукта (валового внутреннего продукта). На всех стадиях воспроизводства ВВП и его распределения непосредственно используются финансы.

На стадии первичного распределения выручка распадается на косвенные налоги, заработную плату, собственный оборотный капитал, прибыль и амортизационные отчисления.

Перераспределительные процессы заключаются в дальнейшем распределении прибыли и заработной платы, а также использовании амортизационных отчислений с помощью присущих исключительно финансам механизмов:

В бюджетной сфере происходит перераспределение аккумулированных ресурсов между уровнями бюджетной системы, звеньями государственных финансов, а также финансирование государственных расходов.

Результатом действия распределительной функции финансов является формирование финансовых ресурсов (собственных и заемных) организаций, домашних хозяйств (граждан) и государства.

Финансовые ресурсы — это совокупность всех денежных средств, финансовых активов, которыми располагает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

Объективно присущее финансам свойство, заключающееся в их способности «сигнализировать» о течении распределительного процесса, проявляется через другую их функцию — контрольную. Она порождается распределительной функцией и проявляется, прежде всего, в контроле за распределением совокупного общественного продукта и национального дохода по денежным фондам и их целевому расходованию.

Финансы связаны с распределением реализованного конечного продукта нации и обладают свойством количественно (через объемы финансовых ресурсов экономической системы в целом, секторов экономики, отраслей, организаций) отражать результаты воспроизводственного процесса.

Финансовые отношения позволяют систематически контролировать складывающиеся в обществе пропорции распределения ВНП (на микроуровне — выручка) и тем самым сигнализировать о ходе и результатах процесса воспроизводства.

Объективно присущее финансам свойство контроля используется контролирующими структурами при проведении государственного, внутрихозяйственного аудиторского финансового контроля.

Контрольная функция финансов действует одновременно с распределительной. Таким образом проявляется сущность финансов как экономической категории.

Функции финансов реализуются через функциональный механизм, складывающийся из денежных потоков формирования и использования различных фондов.

Денежный (стоимостной) фонд представляет определенную сумму денег (стоимости) целевого назначения (фонд рабочей силы, фонд заработной платы, амортизационный фонд, резервный фонд и т. д.), принадлежащую конкретному экономическому субъекту (собственнику).

Под первоначальным (исходным) капиталом понимаются средства, поступающие индивиду независимо от какой-либо его деятельности. Они складываются из ценностей, передаваемых в порядке наследования, даримых отечественными и зарубежными экономическими субъектами, денежных поступлений от государственных и негосударственных структур. Их носителями выступают: недвижимое имущество (земельные участки, предприятия, здания, сооружения и т. д.), движимое имущество (мебель, техника, транспортные средства, антиквариат, предметы роскоши и т. д.), денежные средства, ценные бумаги, а также нематериальное состояние (патенты, лицензии и другие права).

Потребительские фонды — средства, предназначенные для индивидуального и общественного потребления.

Страховые фонды — средства, выделяемые на возмещение социально-экономических потерь в результате несчастных случаев, природных и других бедствий в жизнедеятельности людей, организаций и государства.

Инвестиционные фонды — это первоначальный капитал, вкладываемый в организацию производства. В деятельности организаций они воплощаются в собственных средствах.

Внеоборотные фонды (активы) — превращенная форма инвестиционных фондов, отражаемая в активах экономических субъектов со сроком службы более одного года. Внеоборотные активы могут быть потребительского (жилье, земля и другие ценности) и производственного назначения (здания, земля и другие средства производства).

Оборотные фонды (активы) — превращенная форма инвестиционных фондов, отражаемая в активах экономических субъектов со сроком службы менее одного года. Оборотные активы могут быть потребительского (пища, одежда и другие ценности) и производственного назначения (МБП, готовая продукция и т. п.).

Финансовые фонды охватывают денежные средства, опосредующие формирование и реализацию новой стоимости, а также перенос овеществленной стоимости (фонд амортизации, фонд заработной платы и др.).

Итоговым структурным элементом финансов служат фонды специального назначения. Среди них особую роль играют фонды потребления и накопления.

Фонд накопления — часть национального дохода, используемая на расширенное воспроизводство: прирост основных фондов, материальных оборотных средств и резервов.

Фонд потребления — часть национального дохода, используемая для удовлетворения личных потребностей населения, а также на содержание учреждений и организаций непроизводственной сферы. В состав фона потребления включаются материальные блага, предназначенные для непроизводительного потребления.

Схематично механизм связей и взаимодействия важнейших фондов представлен на рис. 2.

Что относится к основным элементам финансовой системы

Рис. 2. Система важнейших фондов финансов

На рис. 2 четко прослеживается общая направленность движения финансовых ресурсов от исходного первоначального капитала через производственную сферу к фондам специального назначения, часть которых (фонд накопления и резервный) при сохранении закономерностей кругооборота возвращается на исходный уровень. При этом чем быстрее осуществляется оборот средств, тем меньший требуется первоначальный капитал.

Процессы функционирования (метаморфоза, трансформация, распределение, формирование и т. д.) денежных ресурсов составляют денежные потоки, образующие «кровеносную систему» финансов. Под денежным потоком понимается движение стоимости от одного субъекта к другому.

Денежные фонды и потоки всегда находятся в движении. Остановки делают их безжизненными и ненужными. Сами по себе бумажные и металлические деньги не потребляются, а электронные вообще отсутствуют.

Описанный функциональный механизм финансов относится к внутреннему объективному содержанию финансов. Свое реальное выражение он получает в финансах как субъективном стоимостном инструменте жизнедеятельности субъектов и складывается из финансовой политики, финансового права и финансового менеджмента.

Таким образом, роль финансов в общественном воспроизводстве проявляется в следующем:

1.3. Система финансов и ее звенья

Под системой финансов понимается совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды (доходы). Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов связана с различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании доходов. Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы формирования и использования денежных фондов и доходов.

Вся система финансов России в целом состоит из двух укрупненных подсистем:

Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья), показанные на рис. 3.

Что относится к основным элементам финансовой системы

Рис. 3. Подсистемы (звенья) системы финансов

Финансовая система, в свою очередь, представляет собой совокупность финансовых рынков, посредников организаций (учреждений) и финансовых инструментов и обеспечивает перераспределение (переток) ограниченных финансовых ресурсов от экономических субъектов, имеющих избыток этих ресурсов в определенный период времени, к экономическим субъектам, испытывающим недостаток в них. Перераспределение средств с помощью различных финансовых инструментов и институтов принято называть движением финансовых потоков.

2. Деньги как основной элемент финансовых отношений

2.1. Происхождение денег

Деньги появились очень давно. Исторические памятники свидетельствуют, что деньги функционировали уже 4-6 тыс. лет тому назад. Они возникли стихийно в результате развития товарного производства и товарного обращения. Развитие товарного обмена привело к тому, что из массы всех прочих товаров выделился специфический товар, за которым закрепилась общественная функция всеобщего эквивалента.

Она проявляется в том, что с помощью денег определяется стоимость любого товара и обеспечивается обмен одних товаров на другие. Обладая свойством всеобщей непосредственной обмениваемости на все другие товары, деньги разрешают заключенные в товаре противоречия и становятся самостоятельной экономической категорией.

До появления денег у разных народов в качестве всеобщего эквивалента выступали разные товары: скот, меха и т. п. В конечном счете функция всеобщего эквивалента перешла к драгоценным металлам — золоту, серебру. По сравнению с другими эквивалентами они обладали многочисленными преимуществами:

Таким образом, закрепление функции всеобщего эквивалента за каким-то одним товаром явилось следствием естественного отбора, в основе которого лежали физические свойства товара, природные условия страны, ее географическое и историческое положение, традиции. Так возникли деньги.

С появлением денег экономические отношения в обществе усложнились. Натуральный обмен между производителями товаров был заменен двумя самостоятельными актами:

1) Т-Д — реализация товара за деньги;

2) Д-Т — приобретение товара за деньги.

В условиях рыночной экономики основным является первый акт — реализация товара за деньги, поскольку преимущественное положение на рынке занимает покупатель. Приобретая или отвергая товар, он с помощью денег от имени общества контролирует количество, качество и ассортимент товаров. Товары, не соответствующие требованиям покупателей, или остаются непроданными, или продаются по сниженным ценам. Производители несут соответствующие убытки. Подчиняясь законам рынка, производители вынуждены сокращать производство ненужных товаров, улучшать их качество и разнообразить ассортимент. В этом, прежде всего, и проявляется активная роль денег в организации общественного производства.

2.2. Сущность и значение денег. Функции денег

Наиболее полно сущность денег проявляется в их функциях. Взгляды на функции денег были разными во все времена.

Сторонники металлической теории денег, подчеркивая их товарную природу, выделяют функции денег как меры стоимости, сокровища и мировых денег.

Основоположники классической экономической теории А. Смит и Д. Риккардо считали, что главная функция денег — средство обращения, а все остальные функции — производные от функции средства обращения.

В марксистской теории денег и основанной на ней традиционной трактовке функций денег в российской экономической науке за деньгами признано выполнение следующих функций:

В отличие от товаров, которые, реализовав свою стоимость, уходят из сферы обращения, деньги в качестве средства обращения всегда находятся в ней, непрерывно обслуживая акты обмена товарами. Движение товаров при этом является исходным, движение денег — производным, но необходимым. Причем происходит одновременное перемещение товара и денег, только в противоположных направлениях: товара — от продавца к покупателю, денег — от покупателя к продавцу. И акт передачи товара покупателю совпадает с актом передачи денег продавцу товара, т. е. движение товара и денег совпадает во времени и в пространстве.

Особенность функции денег как средства обращения заключается с том, что:

В качестве сокровища могут выступать только полноценные и реальные деньги — золото и серебро, которые имеют собственную стоимость. Деньги в функции сокровища выступали в качестве регулятора их количества в сфере обращения. В первой трети ХХ в. произошла демонетизация золота. Золотые деньги были вытеснены из внутреннего обращения кредитными и бумажными деньгами. Однако сложился и функционирует мировой рынок слиткового металла. Золотые запасы государств концентрируются или в центральных эмиссионных банках, или непосредственно в руках государства: в министерстве финансов, в казначействе. Золотой запас как часть золото-валютных резервов используется государством для регулирования денежного обращения в стране, погашения международной задолженности. Это так называемый стратегический резерв. Кредитные и бумажные деньги выполняют данную функцию. Денежные накопления в стране включают в себя денежные накопления граждан (как в виде наличных денег, так и на счетах в банке) и накопления предприятий и организаций. В функции средства накопления деньги являются необходимым условием развития кредитных отношений. Денежные накопления аккумулируются банками, государством и направляются на дальнейшее развитие производства, покрытие государственных расходов. Благодаря кредиту достигается ускорение оборачиваемости денежных средств в народном хозяйстве, укрепляется денежное обращение, снижаются издержки обращения в стране.

1) всеобщего покупательного средства. Здесь мировые деньги используются при прямой покупке товаров за границей и их оплате наличными;

2) всеобщего платежного средства. Здесь деньги выступают при расчетах по погашению сальдо платежного баланса;

3) материализации общественного богатства. В этой форме деньги используются при платежах, не связанных с товарным обращением, например, при уплате контрибуций, репараций, предоставлении займов.

В настоящее время в связи с ростом международной торговли деньги во все более широком масштабе применяются в качестве международного платежного средства. Наряду с этим в связи с увеличением вывоза капитала усиливается значение мировых денег как всеобщего воплощения общественного богатства и средства его перемещения из одних стран в другие.

Состояние денежного обращения в странах с развитой рыночной экономикой зависит от многих факторов, но в конечном счете — от соотношения между товарной и денежной массами. Закон денежного обращения, сформулированный К. Марксом, гласит: количество денег, необходимых для товарного обращения, зависит от:

Так как каждая денежная единица за определенный промежуток времени обслуживает несколько сделок, то при определении количества денег следует учитывать скорость их обращения.

2.3. Денежная масса

Важнейшим количественным показателем денежного обращения является показатель величины денежной массы.

Денежная масса включает в себя всю совокупность покупательных и платежных средств, обслуживающих экономический оборот в стране. Всю денежную массу разбивают с учетом ликвидности покупательных и платежных средств на следующие агрегаты:

В процессе организации и управления денежным обращением денежную массу делят на активные и пассивные деньги. Активные деньги обслуживают наличные и безналичные расчеты в народном хозяйстве. К пассивным деньгам относят квазиденьги, которые создают потенциальную возможность увеличения активных денег в денежном обороте.

При ускорении оборота денег удается обслужить больший экономический оборот с меньшей суммой денег в качестве средства обращения и средства платежа. Таким образом, ускорение обращения денег (при прочих равных условиях) равнозначно увеличению денежной массы. Увеличение скорости обращения денежной массы способствует формированию инфляционных тенденций в экономике. Скорость обращения денег в налично-денежном обороте исчисляется как отношение суммы поступлений и выдачи наличных денег к среднегодовой массе денег в обращении. Кроме того, определяется скорость возврата денег в кассы учреждений ЦБ РФ как отношение суммы поступлений денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обращении.

Сущность и типы денежных систем. Объективная основа существования денежной системы страны — товарно-денежные отношения. Субъективные стороны ее существования — правовые акты государства, регламентирующие различные стороны организации денежного обращения, которые составляют в целом понятие денежной системы.

Для денежной системы характерны:

Стабильность, или устойчивость, денежной системы, которая выражается в относительном постоянстве стоимости денежной единицы.

Эластичность денежной системы — это способность денежного обращения расширяться или сужаться в соответствии с потребностями экономического оборота в деньгах.

Различают два типа денежных систем:

При металлическом обращении различают два вида денежных систем:

В зависимости от характера обращения и обмена денежных знаков на золото в теории денег различают три вида денежных систем:

С 1930-х годов утвердились денежные системы неразменных на золото и не обеспеченных золотом кредитных и бумажных денег. Знаки стоимости — банкноты, чеки, векселя, казначейские билеты — вытеснили золото из обращения. Поэтому стали различать денежные системы, при которых функционируют полноценные и неполноценные деньги.

Полноценные деньги — это монеты из денежного металла. Номинальная стоимость монеты соответствует стоимости содержащегося в ней металла. В процессе обращения монеты стирались, теряя свой вес, а следовательно, и часть стоимости. И деньги становятся неполноценными.

В настоящее время государство чеканит и выпускает в обращение разменную монету для обслуживания мелких платежей, размена банкнот и полноценных монет. Разменная монета изготавливается из различных неденежных металлов. Номинальная стоимость разменных монет устанавливается государством. Она гораздо выше стоимости содержащегося в них металла и затрат по изготовлению этих денег. Поэтому разница между номинальной стоимостью разменных монет и затрат по их изготовлению составляет эмиссионный доход государства.

Элементы денежной системы. Понятие «денежная система» включает в себя следующие элементы:

Формирование денежной системы государства начинается с установления названия монет и определения денежной единицы. Затем определяется масштаб цен, т. е. природа денежного товара (золото, серебро) и весовое содержание металла в денежной единице. Масштаб цен устанавливается государством с учетом покупательной способности денег на внутреннем рынке и существующих цен на золото и серебро на мировом рынке.

Государство определяет виды денег и денежных знаков. В настоящее время ни в одной стране нет золотого обращения. Появление кредитных денег было предопределено развитием производственных отношений, в том числе кредитных — кредитной системой во главе с центральным эмиссионным банком, расширением коммерческого и банковского кредита.

Важный элемент денежной системы — порядок эмиссии неразменных на золото кредитных и бумажных денег.

Эмиссию кредитных денег осуществлял изначально эмиссионный банк. Выпущенные в обращение кредитные деньги обеспечивались «золотым запасом» эмиссионного банка, валютными резервами, векселями.

Эмиссию бумажных денег осуществляло государство (государственное казначейство). Эти деньги не имели специального обеспечения.

Сейчас эмиссия неразменных на золото денежных знаков монополизирована государством. Независимо от вида денежных знаков их эмиссию осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. При этом кредитные и бумажные деньги являются обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые из валют — на внешнем рынке (конвертируемые валюты). И те, и другие выступают в виде банковских билетов.

Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков, государства, операций, связанных с покупкой иностранной валюты, государственных ценных бумаг.

Определяя элементы денежной системы, государство в законодательном порядке предусматривает экономические инструменты регулирования денежной массы в обращении. К ним относятся:

Роль денег в рыночной экономике. По мнению многих авторов, она заключается в следующем:

Выводы

Таким образом, в рассмотренной теме было определено место и роль финансов и кредита в современной экономической теории и практике. Определен предмет и объект изучения дисциплины «Финансы и кредит», место дисциплины в системе наук.

Раскрыта сущность финансов как экономической категории, и содержание основных функций, которые выполняют финансы:

Определено понятие системы финансов и ее основных подсистем и звеньев.

Кроме того, рассмотрено понятие денег, их значение и основные функции. Рассмотрены сущность и типы денежных систем:

Раскрыто содержание основных элементов денежной системы.

Источник

Финансовая политика и современная система управления финансами

Оглавление

Цель — изучить содержание и значение финансовой политики, определить субъекты и объекты органов управления финансами, как на государственном уровне, так и на уровне предприятия. Рассмотреть организацию финансового планирования и прогнозирования, их значение и функции. Изучить порядок проведения финансового контроля на всех уровнях. Изучение сущности, функций, структуры и роли финансового рынка.

Задачи

1. Содержание и значение финансовой политики

Государство в целях осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы, при этом важную роль играет правильно организованная финансовая политика.

Следовательно, финансовая политикаэто особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

Государство в целях осуществления финансовой политики разрабатывает финансовую стратегию, определяет тактику действий на предстоящий период. Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач. Финансовая тактика — это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны.

Финансовая политика государства базируется на следующих основных принципах:

Все это обеспечивает хорошо отлаженный финансовый механизм, который определяется как совокупность способов организации финансовых отношений. Он включает:

Фискальная политика — это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны.

Для функционирования финансовой системы государства важное значение имеют:

Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов.

Финансовая политика имеет место на двух уровнях: государства и предприятия (организации).

2. Субъекты и структура органов управления государственными финансами

Управление — целенаправленное воздействие субъекта на объект для достижения определенного результата в рамках конкретной экономической системы.

Управление финансами направлено на улучшение системы отношений, призванных оптимизировать денежные фонды, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. Оно является сложным процессом, представляющим единство управляемой (объект) и управляющий (субъект) систем.

Управляющая система (финансовый аппарат) — это совокупность финансовых институтов (учреждений). При этом процесс управления финансами неоднозначен, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовый аппарат, деятельность которого строится в соответствии со следующими принципами:

Принципы управления финансами:

Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в:

Система управления финансами представлена на рис. 1

Что относится к основным элементам финансовой системы

Рис. 1. Система управления финансами

Методы и формы управления финансами:

Субъекты управления

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:

Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Основными задачами Министерства финансов РФ является:

Министерство финансов выполняет следующие функции:

Важнейшими департаментами Министерства финансов являются:

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу и ее органы на местах — налоговые инспекции.

Налоговые инспекции обязаны:

За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ, который обязан:

3. Финансовое планирование и прогнозирование

Одним из инструментов управления финансами выступает планирование. Его характеризует ряд признаков:

Планирование — процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения.

Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Результатом планирования является план либо совокупность (система) планов. План — это результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства.

В ходе планирования субъект хозяйствования выполняет следующие задачи:

На уровне государства и его субъектов центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления.

Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, органов местного самоуправления могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расходов. Эти сметы представляют собой не что иное, как финансовые планы внебюджетных фондов.

На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, балансов финансовых ресурсов, а также балансов движения доходов и расходов населения.

Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты и скорректировать направления финансовой политики.

В балансе денежных доходов и расходов населения отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровне. Используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов.

Денежные доходы населения формируются из трех источников:

Расходы подразделяются на:

а) потребительские расходы;

б) налоги, другие обязательные платежи и добровольные взносы;

в) денежные накопления и сбережения.

Для финансового планирования особое значение имеет информация о положении дел в будущем, т. е. прогностическая информация. Процесс получения такой информации называется прогнозированием.

Прогноз — это вероятностное представление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.

Финансовое прогнозирование — это обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5—10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимыми элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики.

В теории и на практике используются различные методы прогнозирования, это:

Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих субъектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и других факторов. Для коммерческих организаций основным предполагаемым финансовым результатом деятельности является прибыль.

Выделяют различные типы финансовых планов хозяйствующих субъектов: стратегические и текущие, долгосрочные и краткосрочные.

Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политике государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т. п. Такой план может давать ответы на следующие вопросы:

Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятий.

Главными функциями текущего планирования являются:

Долгосрочные и краткосрочные планы.

Главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы.

Целью краткосрочного планирования является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.

Выделяют следующие этапы финансового планирования:

Современные методы планирования в качестве одного из подходов включают разработку бизнес-планов, которые представляют собой модели реализации определенной идеи, программы, проекта и т. д.

Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес-плана. В нем планы по маркетингу, оперативной деятельности, правам собственности и другим аспектам функционирования предприятия выражаются в стоимостных показателях.

Финансовый план в составе бизнес-плана разрабатывается по следующим основным направлениям:

4. Финансовый контроль

Успешно реализовать финансовую политику государства, обеспечить процессы формирования и эффективного использования финансовых ресурсов в значительной степени помогает финансовый контроль.

Финансовый контроль — это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов. Он включает: контроль, за соблюдением финансово-экономического законодательства, в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности хозяйственно-финансовых операций и целесообразность произведенных расходов.

Финансовый контроль — это стоимостной контроль, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводственного процесса и сопровождает весь процесс движения денежных фондов.

Объектом финансового контроля являются денежные, перераспредилительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов.

Предметом проверок являются стоимостные показатели: прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения.

Финансовый контроль включает проверку:

Задачи финансового контроля:

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий, банков и корпораций.

Финансовый контроль государства негосударственных сфер экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоговые и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведение учета и отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью организации включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:

Виды финансового контроля классифицируют следующим образом:

3. По методам проведения:

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различают ревизии:

В зависимости от степени охвата финансово-хозяйственных операций различают:

Органы, осуществляющие финансовый контроль:

В состав Министерства финансов РФ также входят: Федеральная налоговая служба и Государственный таможенный комитет РФ и др.

Аудиторский и внутрихозяйственный контроль

Аудиторский контроль вместе с внутрихозяйственным контролем относится к негосударственным видам финансового контроля.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента — за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Он подразделяется на:

Аудиторские службы могут оказывать другие услуги:

Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счет проверяемой организации, по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности — за счет средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной (добровольной). Если инициативная (добровольная) проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 7.12.94 г. Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды; предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые показатели которых не соответствуют критериям, установленным Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов — прокуратуры, казначейства, налоговой службы. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

5. Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Выделяют различные модели государственного устройства, обусловленные политическими, экономическими, демографическими и другими факторами.

Так, экономике социалистических стран был присущ патернализм государства, проявляющийся в попытке взять на себя отеческую заботу о благополучии всего населения. Также для социализма характерно практическое отсутствие рыночных отношений в социальной сфере.

Другой, близкой по целям к социалистической, является шведская модель благосостояния, которая характеризуется значительной степенью государственного регулирования и реализует идею солидарности различных слоев населения, их сближения и достижения высокого уровня жизни. В результате регулирующих мер при таком виде экономических отношений развертывается широкая сеть бесплатных социальных услуг, на оказание которых направляется примерно 40% всех расходов государственного бюджета. Такой социально ориентированной модели придерживаются Австрия, Германия, Норвегия, Швеция, Япония.

Либеральная модель регулирования социально-экономических процессов сложилась в США, Великобритании, Австралии, где взамен широкого вмешательства в развитие экономики и социальной сферы патернализм государства распространяется на наименее обеспеченные и социально уязвимые категории граждан. Участие его в решении социальных задач проявляется в создании условий для развития рыночных элементов хозяйствования, в том числе и в сфере жизнедеятельности людей.

В основе современного экономического курса Российской Федерации лежит концепция социального рыночного хозяйства. Политические установки направлены на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетания регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.

К стратегическим задачам России на предстоящее десятилетие в области социальных отношений относятся следующие:

Поставленные цели не могут быть достигнуты без коренной модернизации экономики. Коррекция современных форм государственного вмешательства в экономику нашей страны, направленная на либерализацию, предполагает ослабление бюрократического давления на бизнес, повышение уровня экономической свободы для всех участников хозяйственной деятельности, создание финансовых стимулов для социально-экономического развития.

Существующая на сегодняшний день модель государственного устройства и формы государственного регулирования экономики и социальной сферы представляют собой единый комплекс целей, задач и мер, основанных на правовых, финансовых и организационных аспектах.

Правовое регулирование порядка реализации принятой экономической и социальной концепции обеспечивается комплексом законодательных актов и программных документов.

Приоритетная составляющая ГРСЭП (системы государственного регулирования социально-экономических процессов)финансовое регулирование, основные параметры которого отражаются в балансе финансовых ресурсов, финансовом плане-прогнозе по бюджетным показателям и бюджетном плане.

Непосредственное (прямое) регулирование рыночных процессов осуществляется с помощью взимания общегосударственных налогов, в процессе финансирование расходов из бюджета развития, посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и централизованные внебюджетные фонды, при изменении размеров нормативов государственных расходов, в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины.

К опосредованным (косвенным) формам регулирования, способствующим справедливому распределению в обществе и в то же время не оказывающим резкого воздействия на развитие рынка, относят косвенное общегосударственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготные налогообложение и финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов государственных предприятий и организаций.

В систему государственного регулирования также входит бюджетное регулирование. В ходе его реализации решаются следующие основные задачи:

Таким образом, бюджетная политика способствует регулированию темпов и пропорций распределения бюджетных средств между отраслями экономики и социальной сферой, как в государственном масштабе, так и в отдельно взятом регионе.

Реформирование социальной сферы предусматривает расширение разнообразия и объема социальных услуг населению, предоставляемых на платной основе, формирование системы государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) с учетом необходимости приближения социальных гарантий к уровню прожиточного минимума, обеспечение оптимального соотношения платности и бесплатности услуг, разработку нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг.

Государственные минимальные социальные стандарты будут включать в себя наиболее важные, обобщающие и долговременные социальные показатели: денежные доходы населения, наиболее массовые виды пособий и выплат населению, номенклатуру бесплатных и общедоступных услуг, норм и нормативов материального, кадрового, технического и финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений социальной сферы.

К приоритетным бюджетным расходам отнесены также финансирование судебной системы и затраты на национальную оборону. Что касается производственных отраслей экономики, то бюджетная политика и бюджетная реформа предусматривают их значительную реструктуризацию. Прежде всего это коснется субсидий предприятиям жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.

Также в сфере регулирования социально-экономических процессов важное значение имеет ее организационное построение. Наличие государственных органов управления, способных эффективно осуществлять финансовое регулирование, является залогом успешного продвижения социально-экономических реформ.

6. Финансовый рынок и его основные участники

Финансовый рынок представляет собой систему купли-продажи финансовых инструментов. Он выступает в качестве экономической категории и субъективного стоимостного инструмента.

Как экономическая категория финансовый рынок охватывает отношения между субъектами по поводу купли продажи финансовых инструментов. В качестве субъективного инструмента рынок выражает специфический механизм рыночного хозяйствования.

К факторам развития финансового рынка относятся:

Экономическую основу возникновения финансового рынка составляет многообразие форм собственности.

Субъектами рынка выступают всевозможные субъекты экономических отношений, подразделяющиеся на покупателей (инвесторов), продавцов (должников) и посредников.

Объект — специфический товар, называемый финансовым активом. В качестве финансового актива могут выступать различные финансовые ценности, в том числе: иностранная валюта; национальная валюта; ценные бумаги; страховые документы и др.

Финансовый рынок выполняет три основные функции:

В финансовом рынке участвуют различные субъекты: физические и юридические лица, государства и международные структуры. Решающую роль среди них играют физические лица. Следовательно, главное назначение финансового рынка — обеспечение дохода физических лиц. Оно происходит или через финансирование производства жизненных ценностей, или через перераспределение ценностей экономических субъектов.

Современный финансовый рынок представляет собой систему относительно самостоятельных четырех сегментов: валютного, кредитного, страхового и рынка ценных бумаг (см. рис. 2).

Что относится к основным элементам финансовой системы

Рис. 2. Состав финансового рынка

1. Валютный рынок — это система купли-продажи валют. На валютном рынке предлагаемая (продаваемая) валюта выступает в виде специфического товара, а покупаемая становится реальными деньгами. Акт обмена денег имеет определенную цену, а поэтому совершается за конкретную плату.

Характерная особенность валютного рынка заключается в его обусловленности международной экономической деятельностью, рыночными контактами субъектов разных стран.

Валютный рынок подразделяется на международный и внутренний, которые, в свою очередь, могут быть организованными и неорганизованными (неформальными).

2. Кредитный рынок охватывает отношения экономических субъектов по поводу купли-продажи специфического товара — временного пользования ссудным фондом (валютой или другими ценностями). При этом продавец является кредитором, покупатель — заемщиком, а объект отношений — ссудный фонд, цена использования которого называется ссудным процентом. Кредиторами и заемщиками могут быть физические и юридические лица, государственные структуры и международные организации.

Суть кредитной сделки заключается

в предоставлении одним субъектом другому ссудного фонда на условиях возвратности, срочности и платности.

Кредит выступает в пяти основных формах: гражданской, коммерческой, банковской, государственной и межгосударственной — и может быть организованным и неорганизованным.

В кредитном рынке различаются рынок банковских ссуд (ссудного фонда) и денежный рынок.

Рынок ссуд — это средне- и долгосрочные операции, обеспечивающие воспроизводство внеоборотных активов организаций и предметов длительного потребления населения.

Денежный рынок — рынок краткосрочных операций, опосредует движение оборотных активов экономических субъектов.

Инструментами кредитного рынка служат вексель, банкнота, чек, кредитная карта, закладное свидетельство, ипотечная облигация и др.

3. Рынок ценных бумаг охватывает совокупность отношений между экономическими субъектами по поводу купли-продажи ценных бумаг.

Ценная бумага — это документ, удостоверяющий имущественные права владельца. Выпуск ценных бумаг называется эмиссией. Ценные бумаги бывают эмиссионные, требующие специальной эмиссии, и неэмиссионные, осуществляемые без проспекта эмиссии. Эмиссию осуществляют юридические лица и институциональные структуры.

В настоящее время существует множество классификаций ценных бумаг. В целом они подразделяются на основные и вспомогательные.

К основным ценным бумагам относятся акции и облигации.

Акциями называются ценные бумаги, закрепляющие права их владельцев на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, участие в управлении обществом и долю имущества после ликвидации общества.

Облигации — это ценные бумаги, удостоверяющие право их держателей на получение в предусмотренный срок номинальной стоимости и фиксированного процента. Облигации служат формой займа денежных средств. Продавцы облигаций выступают должниками, покупатели — кредиторами.

К вспомогательным ценным бумагам относятся опционы, чеки, сертификаты, фьючерсы и др.

Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный.

Первичный рынок — сфера обращения ценных бумаг, где происходит формирование субъектов (инвесторов и должников) как таковых и первая купля-продажа. При этом:

1) на рынке ценных бумаг появляется финансовый инструмент;

2) эмитент (выпускающий), продавая его, привлекает нужные ему средства. Реализация может быть по эмиссионной цене, равной номиналу или отклоняющейся от него.

Вторичный рынок — процесс обращения ранее размещенных ценных бумаг, переход их во вторые, третьи и следующие руки. Здесь нет получения дополнительных денежных средств эмитентом. Ценная бумага просто меняет владельца. Основной смысл вторичного рынка — спекулятивное перераспределение фиктивного капитала.

Размещение бумаг на первичном рынке может быть частным и публичным.

При частном размещении ценные бумаги продаются ограниченному кругу заранее отобранных инвесторов (т. е. без публичного предложения всем желающим). При публичном размещении дается публичное объявление и бумаги продаются всем желающим.

Эмитентами на первичном рынке являются корпорации, правительственные и муниципальные органы. Покупателями фондовых ценностей выступают индивидуальные инвесторы и кредитно-финансовые институты (институциональные инвесторы). В России покупателями являются предприятия, финансовые институты, население.

Вторичный рынок ценных бумаг складывается из двух составных частей: рынка фондовой биржи и внебиржевого рынка ценных бумаг.

Многообразие ценных бумаг можно классифицировать по нескольким признакам: эмитентам, владельцам, экономической природе, срокам функционирования и др.

По эмитентам выделяют три группы: государство, частный сектор, иностранные субъекты.

Государственные ценные бумаги выпускаются и гарантируются правительством, министерствами и ведомствами или муниципальными органами власти.

Ценные бумаги частного сектора подразделяются на корпоративные и частные. Корпоративные ценные бумаги выпускаются негосударственными организациями, частные — физическими лицами (например, векселя или чеки).

В зависимости от владельцев ценные бумаги подразделяются на:

По экономической природе выделяются:

По сроку функционирования ценные бумаги делятся на краткосрочные (депозитные сертификаты, приватизационные чеки); долгосрочные (облигации, закладные) и бессрочные (акции).

Многие виды ценных бумаг обращаются на фондовых (биржевых) рынках. Но решающую роль играют акции и облигации.

Биржа представляет собой организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже товаров, ценных бумаг, других активов.

Организационно биржа на финансовом рынке представлена как хозяйствующий субъект, занимающийся организацией обращения иностранной валюты и ценных бумаг в валюте (валютная биржа); фондовых ценных бумаг (фондовая биржа); фьючерсами и опционами (фьючерсная биржа); драгоценными металлами (биржа драгоценных металлов).

Биржа не является коммерческой организацией, т. е. она не должна извлекать прибыль из своей биржевой деятельности. Биржа создается в форме некоммерческого партнерства, которое организует торговлю только между членами биржи. Другие лица могут совершать операции на бирже лишь через ее членов.

Биржа выполняет две функции:

1) мобилизация временно свободных денежных средств путем обмена их на биржевой товар;

2) установление рыночного курса финансового актива (валюты, ценной бумаги, золота).

4. Страховой рынок. Субъектами страхового рынка выступают страхователи (покупатели, инвесторы), страховщики (должники) и посредники. Объектом служат страховые полисы.

Страховые компании осуществляют пассивные и активные операции.

Пассивные заключаются в продаже страховых полисов.

По характеру пассивных операций различают следующие типы страховых компаний:

Активные операции аналогичны операциям коммерческих банков. Приоритетное направление — долгосрочное финансирование: вложение средств в высокодоходные ценные бумаги, облигации правительства и местных органов власти и т. д.

Выводы

Таким образом, в теме раскрыты основные положения финансовой политики на уровне государства, ее принципы. Рассмотрены субъекты и структура органов управления государственными финансами. Подробно раскрыты функции органов управления государственными финансами.

Также раскрыты вопросы, касающиеся финансового планирования и прогнозирования. Дается понятие финансового планирования на уровне государства и на уровне предприятия. Раскрывается содержание финансовых планов. Определяется место прогнозирования при подготовке финансовых планов.

Рассматривается понятие финансового контроля, его виды и порядок проведения. Дается характеристика органам, осуществляющим финансовый контроль. Особое внимание уделяется порядку проведения внутрихозяйственного и аудиторского контроля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *