Что относится к основным частям вагона

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ВАГОНА

Независимо от назначения и типа все вагоны состоят из четырех основных элементов (узлов):

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Кузов вагона предназначен для размещения пассажиров или грузов. Конструкция кузова зависит от типа вагона. Все кузова имеют устройства, необходимые для обеспечения сохранности перевозимого груза или комфорта пассажиров. У большинства нагонов основанием кузова является рама.

Кузов пассажирского вагона состоит из рамы, боковых и торцовых стен, пола, крыши, дверей, окон и соответствующего внутреннего оборудования (систем электрооборудования, отопления, вентиляции, освещения, водоснабжения, диванов для лежания или сидения, багажных полок и др.). Кузова грузовых вагонов открытого типа имеют раму с настилом пола, боковые и торцовые стены или борта, а закрытого типа — дополнительно еще крышу. У цистерн безрамной конструкции кузовом является котел, рамной конструкции — рама с котлом. Кузова пассажирских, изотермических и некоторых специальных грузовых вагонов имеют теплоизоляцию для поддержания необходимого температурного режима Особенностью вагонов-хопперов является кузов, имеющий наклонные торцовые стены для выгрузки груза самотеком и разгрузочные бункера в нижней части. Вагоны-думпкары имеют кузов, наклоняющийся при выгрузке груза, и борта, откидывающиеся при наклоне кузова.

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Тормозное оборудование предназначено для уменьшения скорости движения или остановки поезда, а также удержания его на месте. Тормоза бывают ручные и автоматические. Вагоны грузового и пассажирского парков оборудованы автоматическими тормозами, а часть вагонов — дополнительно и ручными. Автоматические тормоза обычно приводятся в действие с локомотива, а в случае необходимости из вагона (стоп-краном). При разрыве состава тормоза срабатывают автоматически, без участия человека. Тормозное оборудование установлено частично на раме кузова и частично на тележках вагона.

Источник

Что относится к основным частям вагона

Любые вагоны независимо от их назначения и конструкции имеют следующие общие элементы:

Ходовая часть вагона включает в себя колесные пары, буксы с подшипниками и рессорное подвешивание, объединенные рамой в тележки.

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Колесная пара, состоящая из оси и двух наглухо закрепленных на ней колес диаметром 950. 1050 мм, воспринимает все нагрузки, передающиеся от вагона на рельсы. Поверхность катания колес имеет коническую форму, что способствует сохранению во время движения среднего положения колесной пары в колее, облегчает прохождение в кривых и обеспечивает более равномерный прокат по ширине колеса. С внутренней стороны поверхность катания ограничена гребнем, не допускающим схода колесной пары с рельсов.

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Для передачи давления от вагона на шейки осей колесных пар, а также ограничения продольного и поперечного перемещения колесной пары служат буксы.

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Для смягчения ударов и уменьшения амплитуды колебаний вагона при прохождении по неровностям пути между рамой вагона и колесной парой размещают систему упругих элементов и гасителей колебаний (рессорное подвешивание). В качестве упругих элементов применяют винтовые пружины, листовые рессоры, резино-металлические элементы и пневматические рессоры (резинокордовые оболочки, заполненные воздухом).

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Рессоры изготавливают из специальных сортов стали и подвер­гают термической обработке. Наиболее распространены цилиндрические пружинные рессоры с круглым сечением витков и одним или двумя рядами пружин. По сравнению с листовыми рессорами они при меньших габаритах и массе обеспечивают необходимую упругость и совместно с гасителями колебаний способствуют плавному ходу вагона.
Листовые рессоры составляют из нескольких наложенных одна на другую стальных полос разной длины и соединенных посередине шпилькой и хомутом. По форме листовые рессоры подразделяют на незамкнутые и замкнутые, или эллиптические, состоящие из нескольких незамкнутых листовых рессор, соединенных друг с другом концами коренных листов.
Гасители колебаний предназначены для создания сил, обеспечивающих устранение или уменьшение амплитуды колебаний вагона или его частей. На дорогах России наиболее широкое применение находят гидравлические и фрикционные гасители колебаний. Принцип действия гидравлических гасителей заключается в последовательном перемещении вязкой жидкости под действием растягивающих или сжимающих сил с помощью поршневой системы из одной полости цилиндра в другую. Такие гасители устанавливают в тележках пассажирских вагонов совместно с пружинными рессорами.
В тележках грузовых вагонов с фрикционными гасителями колебаний силы трения возникают при вертикальном и горизонтальном перемещениях клиньев гасителя, трущихся о фрикционные планки, укрепленные на колонках боковин тележек.

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Для смягчения боковых толчков от набегания гребня колес на рельсы при входе в кривые тележки пассажирских вагонов оборудуют возвращающими устройствами (люльками). Вагоны с такими тележками, снабженными гидравлическими амортизаторами, успешно эксплуатируются на пассажирских поездах, развивающих скорость до 160 км/ч.

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Тележки грузовых вагонов не имеют люлечного устройства. В таких вагонах широко применяются тележки типа ЦНИИ-ХЗ-0 с фрикционными клиновыми гасителями колебаний.
Тележки грузовых вагонов имеют, как правило, одинарное рессорное подвешивание, размещаемое под поперечной балкой, а тележки пассажирских вагонов — двойное, обеспечивающее большую плавность хода.
Рама вагона является основанием кузова и несущей конструкцией, состоящей из жестко связанных между собой продольных и поперечных балок. К раме крепят ударно-тяговые приборы и тормозное оборудование.

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Форма кузова вагона зависит от его назначения. Боковые стены кузова опираются на раму, имеют стальную обрешетку, к которой крепится металлическая обшивка. В грузовых вагонах металлическая обрешетка стен и жестко связанная с ними рама составляют несущую конструкцию, находящуюся под воздействием вертикальных сжимающих и растягивающих сил. В пассажирских цельнометаллических вагонах несущими элементами являются боковые стены, пол и крыша. Для придания большей жесткости стенам вагона их изготавливают из гофрированных полос стали.
Ударно-тяговые приборы служат для сцепления вагонов и локомотивов, удерживания их на определенном расстоянии друг от друга, ослабления растягивающих и сжимающих усилий, возника­ющих при перемещении подвижного состава, и передачи их от одного вагона к другому.
В качестве объединенных ударного и тягового устройств на подвижном составе железных дорог России принята автоматическая сцепка типа СА-3.

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Поглощающий аппарат автосцепки ослабляет сжимающие и растягивающие усилия, передаваемые на раму вагона. В грузовых вагонах обычно применяют пружинно-фрикционный, а в пассажирских — резинометаллический поглощающий аппарат автосцепки.
Тормоза и тормозное оборудование служат для уменьшения скорости движения поезда или его остановки. Для железнодорожного подвижного состава характерны три вида торможения:

Основным видом торможения является фрикционное с пневматическим приводом. Принцип действия пневматических фрикционных тормозов заключается в том, что сжатый до давления 500. 550 кПа воздух, вырабатываемый компрессором локомотива, подается по тормозной магистрали поезда в тормозные цилинд­ры, имеющиеся в каждом вагоне, и, воздействуя на их поршни, обеспечивает через рычажную передачу прижатие тормозных ко­лодок к ободьям вращающихся колес.
Управление тормозами осуществляется машинистом с помо­щью крана, находящегося в кабине локомотива. Основной запас сжатого воздуха, интенсивно расходующегося при зарядке и от­пуске (оттормаживании) тормозов, накапливается в главном ре­зервуаре, расположенном на локомотиве. Кроме того, в каждом вагоне имеется запасной резервуар с воздухом для питания тормозного цилиндра. Если при торможении главный резервуар сооб­щается с запасными резервуарами, то такой тормоз называется прямодействующим, если же отключается от них — непрямодействующим.
Принцип работы непрямодействующего автоматического тормоза, применяемого в пассажирских вагонах, поясняет схема, при­веденная на рисунке.

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Компрессор 1 нагнетает воздух в главный резервуар 2, откуда он по питательной магистрали 3 подводится к крану машиниста 4. В поезде с отпущенными тормозами этот кран, переведенный в положение I, соединяет главный резервуар с тормозной магистралью 5, в которой устанавливается и постоянно поддерживается
давление воздуха 500. 550 кПа. При таком давлении воздухораспределитель 7 с помощью имеющегося в нем поршня с золотником соединяет магистраль с запасным резервуаром 9, а тормозной цилиндр 8 — с атмосферой. Запасной резервуар заряжается воздухом, а тормоза остаются отпущенными, так как пружина, находящаяся в тормозном цилиндре, через рычажную передачу оттягивает колодки от колес.
При торможении поезда кран машиниста установлен в положение III, при котором магистраль отключена от главного резервуара и сообщается с атмосферой. При уменьшении давления в магистрали поршень с золотником воздухораспределителя перемещается и соединяет запасной резервуар с тормозным цилиндром. В этом случае сжатый воздух, поступая в тормозной цилиндр, перемещает поршень и через связанную с ним рычажную передачу прижимает колодки к колесам — происходит торможение.
Для последующего отпуска тормозов и новой зарядки запасного резервуара давление в магистрали необходимо вновь повысить до 500. 550 кПа. В этом случае машинист устанавливает кран в положение I (отпуск и зарядка), как описано ранее.
Рассмотренный тормоз является автоматическим, так как при разрыве поезда и разъединении междувагонных соединительных рукавов магистрали, а также при открытии стоп-крана 6 давление воздуха в магистрали резко падает и тормоз приходит в действие. Недостаток тормозов этого типа — отсутствие прямодействия. В процессе торможения запасные резервуары не пополняются сжатым воздухом из магистрали, поэтому при длительном торможении давление воздуха в тормозных цилиндрах и запасном резерву­аре постепенно уменьшается, т. е. происходит истощение тормоза.
Прямодействующий автоматический тормоз, применяемый на локомотивах и в вагонах грузовых поездов, при длительном торможении на затяжных спусках не истощается, так как конструкция воздухораспределителя и крана машиниста обеспечивает постоянную связь главного резервуара с тормозными цилиндрами.
Недостатком пневматических тормозов является неодновременность действия, вызываемая низкой скоростью распространения воздушной тормозной волны и в наибольшей мере проявляющаяся в длинносоставных поездах, которые получают все большее распространение на сети железных дорог.
Указанного недостатка лишены электропневматические тормоза, устанавливаемые на электропоездах и пассажирских поездах. Хотя и в этом случае торможение осуществляется сжатым воздухом, но благодаря электрическому управлению оно происходит почти одновременно по всему составу и значительно быстрее. Поэтому тормозной путь поезда с электропневматическими тормозами меньше, чем с обычными пневматическими, что особенно важно при высокой скорости движения.
Торможение может быть служебным и экстренным. В обычных условиях машинист применяет служебное торможение, при выполнении которого давление в главной магистрали понижается ступенчато. Такой режим обеспечивает плавное уменьшение скорости поезда и его остановку в заранее предусмотренном месте.
Для немедленной остановки поезда используют экстренное торможение, которое происходит в результате быстрого и полного выпуска воздуха из магистрали с помощью крана машиниста или крана экстренного торможения, устанавливаемого на всех пасса­жирских и некоторых грузовых вагонах.
Вагоны и локомотивы оборудуют не только автоматическими, но и ручными тормозами, которые необходимы для удержания поезда на месте в случае его остановки на уклоне при неисправности автоматических тормозов. В ручных тормозах сила нажатия тормозных колодок на колеса передается от тормозной рукоятки, помещаемой в тамбуре вагона.

Источник

Основные части вагона

Все типы вагонов различного назначения, не зависимо от их типа состоят:

кузов, ходовые части, ударно –тяговые устройства и тормозное оборудование.

Вагоны бывают: пассажирского и грузового типа.

Кузов служит для размещения различных грузов, пассажиров, его конструктивные особенности зависят от типа вагона. пассажирские вагоны, вагоны-рестораны, багажные, почтовые, почтово-багажные и специальные, платформы, вагоны, полувагоны, цистерны, рефрижераторы, изотермические, хопперы, транспортеры, думпкары.

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Все вагоны имеют устройства, обеспечивающие сохранность груза и комфорт пассажиров. У большинства вагонов основанием кузова является рама. Кузов пассажирских вагонов состоит из рамы, боковые и торцовые стены, пол, крыша, двери, окна и внутреннее и подвагонное оборудование. Кузов грузового вагона состоит из рамы, боковые и торцовые стены или борта, если вагон закрытого типа, то кузов имеет крышу. Цистерны с безрамной конструкцией кузов это котел, у цистерн с рамной конструкции — рама и котлом. Кузов пассажирских, изотермических и специальные грузовые вагоны имеют специальную изоляцию для поддержания необходимой температуры. У Вагонов-думпкаров кузов с наклоняющимся механизмом для выгрузки и откидные борта при наклоне кузова.

Ходовые части являются опорой для кузова. Эти части служат направляющими для движения вагонов по рельсам и обеспечивают плавность хода вагонов. Ходовые части состоят из: телеги (колесные пары, буксы, рессорное подвешивание, рамы, балки надрессорные, тормозная рычажная передача, гасители колебаний, поводки тележек пассажирского вагона, и др.

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Ударно-тяговые приборы нужны для сцепления (соединения) вaгoнoв друг с другом (между сoбoй) и с локомотивом, a также для передачи силы тяги от локомотива к вагонам и для cмягчeний рывкoв и удaрoв, которые вoзникaют во время сцепления и изменении скорости движения. К ударно тяговым устройствам относятся: Автосцепки, поглощающее аппараты.

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Тормозное оборудование предназначено для снижения скорости движения и остановки вагонов и для удержания поезда на месте во время стоянки. Тормоза вагонов бывают ручного и автоматического типов. Грузовые и пассажирские вагоны снабжены автоматическими тормозами, а на некоторые вагоны дополнительно установлены ручные тормоза. Автоматический тормоз приводит в действие локомотив, а в необходимых случаях (стоп-кран) из вагона. При разъединении состава поезда срабатывают (автоматически) автоматические тормоза.

Источник

Основные элементы вагонов

Любые вагоны независимо от их назначения и конструкции имеют следующие общие элементы:

• ходовую часть, воспринимающую нагрузку от вагона и обеспечивающую его безопасное и плавное движение;

• раму, воспринимающую нагрузку от кузова вместе с грузом и передающую на ходовую часть вертикальное и горизонтальное усилия, действующие на вагон;

• кузов, предназначенный для размещения в нем пассажиров или грузов;

• ударно-тяговые приборы, служащие для сцепления вагонов друг с другом и с локомотивом и ослабления растягивающих и сжимающих усилий, передаваемых от локомотива и от одного вагона другому;

• тормоза и тормозное оборудование, обеспечивающие уменьшение скорости движения или остановку поезда.

Ходовая часть вагона включает в себя колесные пары, буксы с подшипниками и рессорное подвешивание, объединенные рамой в тележки.

1 — бандажное колесо; 2 — вагонная ось; 3 — средняя часть; 4 — подступичная часть; 5 — цельнокатаное колесо; 6 — предподступичная часть; 7 — шейка оси; 8 — бурт, 9 — колесный центр; 10 — кольцо для закрепления бандажа; 11 — бандаж

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Колесная пара, состоящая из оси и двух наглухо закрепленных на ней колес диаметром 950. 1050 мм (рис. 14.9), воспринимает все нагрузки, передающиеся от вагона на рельсы. Поверхность катания колес (рис. 14.10) имеет коническую форму, что способствует сохранению во время движения среднего положения колесной пары в колее, облегчает прохождение в кривых и обеспечивает более равномерный прокат по ширине колеса.

С внутренней стороны поверхность катания ограничена гребнем, не допускающим схода колесной пары с рельсов.

Для передачи давления от вагона на шейки осей колесных пар, а также ограничения продольного и поперечного перемещения колесной пары служат буксы (рис. 14.11).

Для смягчения ударов и уменьшения амплитуды колебаний вагона при прохождении по неровностям пути между рамой вагона и колесной парой размещают систему упругих элементов и гасителей колебаний (рессорное подвешивание). В качестве упругих элементов применяют винтовые пружины, листовые рессоры, резинометаллические элементы и пневматические рессоры (резинокордовые оболочки, заполненные воздухом).

Рессоры изготавливают из специальных сортов стали и подвергают термической обработке. Наиболее распространены цилиндрические пружинные рессоры с круглым сечением витков и одним или двумя рядами пружин (рис. 14.12). По сравнению с листовыми рессорами они при меньших габаритах и массе обеспечивают необходимую упругость и совместно с гасителями колебаний способствуют плавному ходу вагона.

Листовые рессоры составляют из нескольких наложенных одна на другую стальных полос разной длины и соединенных посередине шпилькой и хомутом. По форме листовые рессоры подразделяют на незамкнутые и замкнутые, или эллиптические (рис. 14.13), состоящие из нескольких незамкнутых листовых рессор, соединенных друг с другом концами коренных листов.

Гасители колебаний предназначены для создания сил, обеспечивающих устранение или уменьшение амплитуды колебаний вагона или его частей. На дорогах России наиболее широкое применение находят гидравлические и фрикционные гасители колебаний. Принцип действия гидравлических гасителей заключается в последовательном перемещении вязкой жидкости под действием

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Рис. 14.10. Профиль бандажа и поверхности катания колеса

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Рис. 14.11. Букса с роликовым подшипником: 1 — корпус; 2 — ролик; 3 — смотровая крышка

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагонаЧто относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

1 — колесная пара; 2 — боковина; 3 — рессорный комплект; 4 — клиновой гаситель колебаний; 5 — букса растягивающих или сжимающих сил с помощью поршневой системы из одной полости цилиндра в другую. Такие гасители устанавливают в тележках пассажирских вагонов совместно с пружинными рессорами.

В тележках грузовых вагонов с фрикционными гасителями колебаний силы трения возникают при вертикальном и горизонтальном перемещениях клиньев гасителя, трущихся о фрикционные планки, укрепленные на колонках боковин тележек (рис. 14.14).

Для смягчения боковых толчков от набегания гребня колес на рельсы при входе в кривые тележки пассажирских вагонов оборудуют возвращающими устройствами (люльками). Вагоны с такими тележками (рис. 14.15), снабженными гидравлическими амортизаторами, успешно эксплуатируются на пассажирских поездах, развивающих скорость до 160 км/ч.

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Рис. 14.15. Тележка пассажирского вагона КВЗ-ЦНИИ:

1 — тормозная колодка; 2 — буксовое рессорное подвешивание; 3 — скользун; 4 — подпятник; 5 — рама; 6 — букса; 7 — центральное рессорное подвешивание; 8 —

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Рис. 14.16. Схемы рессорного подвешивания тележек: а — одинарное; б — двойное

Тележки грузовых вагонов не имеют люлечного устройства. В таких вагонах широко применяются тележки типа ЦНИИ-ХЗ-0 с фрикционными клиновыми гасителями колебаний (см. рис. 14.14).

Тележки грузовых вагонов имеют, как правило, одинарное рессорное подвешивание, размещаемое под поперечной балкой (рис. 14.16, а), а тележки пассажирских вагонов — двойное (рис. 14.16, б), обеспечивающее большую плавность хода.

Рама вагона является основанием кузова и несущей конструкцией, состоящей из жестко связанных между собой продольных и поперечных балок (рис. 14.17). К раме крепят ударно-тяговые приборы и тормозное оборудование.

Форма кузова вагона зависит от его назначения. Боковые стены кузова опираются на раму, имеют стальную обрешетку, к которой крепится металлическая обшивка. В грузовых вагонах металлическая обрешетка стен и жестко связанная с ними рама составляют несущую конструкцию, находящуюся под воздействием вертикальных сжимающих и растягивающих сил. В пассажирских цельнометаллических вагонах несущими элементами являются боковые стены, пол и крыша. Для придания большей жесткости стенам вагона их изготавливают из гофрированных полос стали.

Ударно-тяговые приборы служат для сцепления вагонов и локомотивов, удерживания их на определенном расстоянии друг от друга, ослабления растягивающих и сжимающих усилий, возникающих при перемещении подвижного состава, и передачи их от одного вагона к другому.

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Рис. 14.17. Схема рамы и кузова вагона:

1 — шкворневые балки; 2 — хребтовая балка; 3 — концевые поперечные балки; 4 — промежуточная поперечная балка; 5 — продольная боковая балка; Тс — продольные силы; Л — реакция пути

В качестве объединенных ударного и тягового устройств на подвижном составе железных дорог России принята автоматическая сцепка типа СА-3.

Автоматическая сцепка (рис. 14.18) размещается посередине поперечной балки на конце рамы вагона и имеет следующие основные части: корпус и расположенный в нем механизм сцепления, расцепной привод, ударно-центрирующий прибор, упряжное устройство с поглощающим аппаратом и опорные части.

Сцепление вагонов друг с другом или с локомотивом происходит автоматически при нажатии или соударении, расцепление же осуществляется поворотом расцепного рычага, расположенного сбоку вагона или локомотива.

Корпус автосцепки представляет собой пустотелую стальную отливку, состоящую из головной части, в которой помещается механизм сцепления, и хвостовика, предназначенного для соединения с упряжным устройством.

Ударно-центрирующий прибор воспринимает сжимающие усилия от корпуса автосцепки, а также возвращает отклоненный корпус из крайних положений в среднее при прохождении вагоном кривых малого радиуса.

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Рис. 14.18. Автоматическая сцепка вагона:

1 — кронштейн; 2 — задний упор; 3 — расцепной рычаг; 4 — поддерживающая планка; 5 — поглощающий аппарат, 6 — тяговый хомут; 7 — упорная плита; 8 клин; 9 — передний упор; 10 — ударная розетка; 11 — державка; 12 — маятниковая подвеска; 13 — центрирующая балка; 14 — корпус автосцепки, 15 — цепь; 16 — упор, 17 — малый зуб; 18 — замок; 19 — большой зуб

Поглощающий аппарат автосцепки ослабляет сжимающие и растягивающие усилия, передаваемые на раму вагона. В грузовых вагонах обычно применяют пружинно-фрикционный (рис. 14.19), а в пассажирских — резинометаллический поглощающий аппарат автосцепки.

Тормоза и тормозное оборудование служат для уменьшения скорости движения поезда или его остановки. Для железнодорожного подвижного состава характерны три вида торможения:

• фрикционное с пневматическим приводом, основанное на действии силы трения между тормозными колодками или дисками и вращающимися колесами;

• реверсивное (электрическое), связанное с использованием силы инерции поезда для выработки электровозом энергии, которая либо поглощается специальными резисторами, либо возвращается в контактную сеть;

• электромагнитное, которое происходит вследствие воздействия электромагнитных устройств на рельсы.

Основным видом торможения является фрикционное с пневматическим приводом. Принцип действия пневматических фрикционных тормозов заключается в том, что сжатый до давления 500. 550 кПа воздух, вырабатываемый компрессором локомотива, подается по тормозной магистрали поезда в тормозные цилиндры, имеющиеся в каждом вагоне, и, воздействуя на их поршни, обеспечивает через рычажную передачу прижатие тормозных колодок к ободьям вращающихся колес.

Управление тормозами осуществляется машинистом с помощью крана, находящегося в кабине локомотива. Основной запас сжатого воздуха, интенсивно расходующегося при зарядке и отпуске (оттормаживании) тормозов, накапливается в главном резервуаре, расположенном на локомотиве. Кроме того, в каждом вагоне имеется запасной резервуар с воздухом для питания тор-

Рис. 14.19. Пружинно-фрикционный поглощающий аппарат автосцепки грузового вагона:

1 — нажимной конус; 2 — клин; 3 — нажимная шайба; 4 — корпус; 5, 6— пружины

Что относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагонаЧто относится к основным частям вагона. Смотреть фото Что относится к основным частям вагона. Смотреть картинку Что относится к основным частям вагона. Картинка про Что относится к основным частям вагона. Фото Что относится к основным частям вагона

Рис. 14.20. Схема непрямодействующего автоматического тормоза пассажирского поезда:

а — зарядка и отпуск; б — торможение; 1 — компрессор; 2 — главный резервуар; 3 — питательная магистраль; 4 — кран машиниста; 5 — тормозная магистраль; 6 — стоп-кран; 7 — воздухораспределитель; 8 — тормозной цилиндр; 9 — запасной резервуар; I— III — рабочие положения крана машиниста мозного цилиндра. Если при торможении главный резервуар сообщается с запасными резервуарами, то такой тормоз называется прямодействующим, если же отключается от них — непрямодействующим.

Принцип работы непрямодействующего автоматического тормоза, применяемого в пассажирских вагонах, поясняет схема, приведенная на рис. 14.20.

Компрессор 1 нагнетает воздух в главный резервуар 2, откуда он по питательной магистрали 3 подводится к крану машиниста 4. В поезде с отпущенными тормозами этот кран, переведенный в положение I, соединяет главный резервуар с тормозной магистралью 5, в которой устанавливается и постоянно поддерживается давление воздуха 500. 550 кПа. При таком давлении воздухораспределитель 7 с помощью имеющегося в нем поршня с золотником соединяет магистраль с запасным резервуаром 9, а тормозной цилиндр 8— с атмосферой. Запасной резервуар заряжается воздухом, а тормоза остаются отпущенными, так как пружина, находящаяся в тормозном цилиндре, через рычажную передачу оттягивает колодки от колес (рис. 14.20, а).

При торможении поезда кран машиниста установлен в положение III, при котором магистраль отключена от главного резервуара и сообщается с атмосферой. При уменьшении давления в магистрали поршень с золотником воздухораспределителя перемещается и соединяет запасной резервуар с тормозным цилиндром. В этом случае сжатый воздух, поступая в тормозной цилиндр, перемещает поршень и через связанную с ним рычажную передачу прижимает колодки к колесам — происходит торможение (рис. 14.20, б).

Для последующего отпуска тормозов и новой зарядки запасного резервуара давление в магистрали необходимо вновь повысить до 500. 550 кПа. В этом случае машинист устанавливает кран в положение I (отпуск и зарядка), как описано ранее.

Рассмотренный тормоз является автоматическим, так как при разрыве поезда и разъединении междувагонных соединительных рукавов магистрали, а также при открытии стоп-крана 6 давление воздуха в магистрали резко падает и тормоз приходит в действие. Недостаток тормозов этого типа — отсутствие прямодей-ствия. В процессе торможения запасные резервуары не пополняются сжатым воздухом из магистрали, поэтому при длительном торможении давление воздуха в тормозных цилиндрах и запасном резервуаре постепенно уменьшается, т. е. происходит истощение тормоза.

Прямодействующий автоматический тормоз, применяемый на локомотивах и в вагонах грузовых поездов, при длительном торможении на затяжных спусках не истощается, так как конструкция воздухораспределителя и крана машиниста обеспечивает постоянную связь главного резервуара с тормозными цилиндрами.

Недостатком пневматических тормозов является неодновремен-ность действия, вызываемая низкой скоростью распространения воздушной тормозной волны и в наибольшей мере проявляющаяся в длинносоставных поездах, которые получают все большее распространение на сети железных дорог.

Указанного недостатка лишены электропневматические тормоза, устанавливаемые на электропоездах и пассажирских поездах. Хотя и в этом случае торможение осуществляется сжатым воздухом, но благодаря электрическому управлению оно происходит почти одновременно по всему составу и значительно быстрее. Поэтому тормозной путь поезда с электропневматическими тормозами меньше, чем с обычными пневматическими, что особенно важно при высокой скорости движения.

Торможение может быть служебным и экстренным. В обычных условиях машинист применяет служебное торможение, при выполнении которого давление в главной магистрали понижается ступенчато. Такой режим обеспечивает плавное уменьшение скорости поезда и его остановку в заранее предусмотренном месте.

Для немедленной остановки поезда используют экстренное торможение, которое происходит в результате быстрого и полного выпуска воздуха из магистрали с помощью крана машиниста или крана экстренного торможения, устанавливаемого на всех пассажирских и некоторых грузовых вагонах.

Вагоны и локомотивы оборудуют не только автоматическими, но и ручными тормозами, которые необходимы для удержания поезда на месте в случае его остановки на уклоне при неисправности автоматических тормозов. В ручных тормозах сила нажатия тормозных колодок на колеса передается от тормозной рукоятки, помещаемой в тамбуре вагона.

Контрольные вопросы 1. Назовите основные типы вагонов пассажирского и грузового парков.

2. Чем принципиально отличаются пассажирские вагоны от вагонов грузового парка?

3. Для перевозки каких грузов используют контейнеры?

4. Перечислите основные технико-экономические показатели вагонов.

5. Что такое коэффициент тары вагона?

6. Назовите основные элементы вагона.

7. Как осуществляется управление тормозами вагона?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *