Что относится к осенним явлениям в неживой природе 2 класс

Презентация по окружающему миру для 2 класса на тему «В гости к осени»

Что относится к осенним явлениям в неживой природе 2 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

В гости к осени
«Школа России»
Окружающий мир, 2 класс
Выполнила учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 77» г.Кемерово
Ломиворотова Дарина Игоревна

Описание слайда:

Солнце скрыто за тучами. Идёт мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зелёному наряду.
Какое это время года?

Описание слайда:

По календарю осень наступает первого сентября.
Но это календарные сроки. В природе таких четких сроков нет. Где-то листья опадают раньше, где-то позже,
где-то птицы улетают на юг раньше, а где-то позже.

Описание слайда:

Осень делят на два периода.
Первый — от первых заморозков до конца листопада,
второй — от конца листопада до начала зимы.

Описание слайда:

Назови объекты неживой природы.
небо
облака
осадки
ветер
солнце
вода в водоёмах
Сравни погоду летом и осенью.
летом
осенью

Описание слайда:

Какие осенние явления не относятся к неживой природе?
листопад

Описание слайда:

Назовите главный признак осени.
последняя гроза затяжные дожди
первые заморозки появление инея
густые туманы
первый снег ледостав

Описание слайда:

растения грибы
рыбы птицы
насекомые звери
бактерии человек
Осенние изменения в живой природе
Вспомните и назовите
объекты живой природы

Описание слайда:

Какие изменения происходят осенью
в жизни деревьев и кустарников?

Описание слайда:

Листопад
С приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску и начали опадать.
С понижением температуры
воздуха, изменение окраски листьев идёт всё интенсивнее. Быстрее идёт и листопад.
Особенно сильно опадают листья после заморозков.

Описание слайда:

Почему в природе
происходит листопад?
С наступлением холодов почва охлаждается, а
вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую
воду корни растений не всасывают.
Кроме того оставшиеся на зиму листья послужили
бы для растений источником бедствия: ветви
ломались бы от снега.

Описание слайда:

Какие изменения
происходят осенью
в жизни насекомых?
У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменениями в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, а другие зимуют в стадии личинок

Описание слайда:

Жизнь птиц осенью
Чем питаются птицы?

Описание слайда:

Питание птиц осенью

Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян.

Описание слайда:

ОСЕНЬ
ПОХОЛОДАНИЕ
исчезают
насекомые
увядают
травы
замерзают
водоёмы
УЛЕТАЮТ ПТИЦЫ

Описание слайда:

Какие птицы называются перелётными?

Описание слайда:

Птицы, совершающие осенние перелёты из наших мест в тёплые страны и весенние возвращения
называются перелётными

ласточки стрижи кукушки
Птицы, постоянно живущие в нашей местности, называются осёдлыми

Описание слайда:

Работа по учебнику
Стр.36-39, читать

Описание слайда:

Работа по учебнику
Стр.36-39, читать

Описание слайда:

Работа по учебнику
Стр.36-39, читать

Описание слайда:

Работа по учебнику
Стр.36-39, читать

Описание слайда:

1) Как изменяется осенью высота солнца в небе и продолжительность дня? К чему это приводит?
Осенью солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, чем летом.
Это приводит к тому, что земле достается меньше солнечного тепла. Деревья сбрасывают листву и готовятся к зиме, птицы улетают в теплые края, многие животные погружаются в спячку.
2) Назови несколько осенних явлений в неживой и живой природе.
Примеры осенних явлений в неживой природе: заморозок, первый снег, ледостав, уменьшение продолжительности дня.
Примеры осенних явлений в живой природе: листопад, отлет перелетных птиц, созревание и опадение плодов, залегание животных в спячку, засыхание травы.
3) Подумай, как связаны между собой осенние явления в неживой и живой природе.
На нашей планете живая природа всегда связана с неживой. Как известно, осенью начинает холодать, выпадает множество осадков и меняется погода. Все эти негативные явления заставляют многих зверей впадать в спячку, а птиц — перелетать в теплые края. Так неживая природа (низкое солнце и дожди) влияет на живую (звери и птицы).

Описание слайда:
Описание слайда:

Итог урока
О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

Какие происходят изменения в живой природе с приходом осени?

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что относится к осенним явлениям в неживой природе 2 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что относится к осенним явлениям в неживой природе 2 класс

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Что относится к осенним явлениям в неживой природе 2 класс

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация по окружающему миру для 2 класса на тему «В гости к осени» состоит из 25 слайдов. На слайдах дана загадка про осень, два периода осени, объекты неживой природы, осенние явления, главный признак, жизнь насекомых, птиц, работа по учебнику, чтение темы и ответы на вопросы после темы, итог урока, письменные задания в тетради, домашняя работа.

Источник

Окружающий мир

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

В гости к осени

Каждое время года по-своему красиво и уникально:

Разнообразие времен года

Однако одним из самых необычных периодов является осень – одно из четырёх времён года, а также переходный сезон между летом и зимой. В это время:

Картина «времена года – осень» Джузеппе Арчимбольдо

Время года осень

Осень – красивое время года, особенность которого заключается в ярких красках окружающего мира. Осенью мир живой и неживой природы преображается.

Так, например, один раз в год люди наблюдают удивительное явление – листопад. Листья теряют зелёный цвет, приобретая различные яркие оттенки. Этот процесс происходит из-за того, что питательные вещества исчерпываются и образуются пигменты желтого, красного и оранжевого цветов.

Какие есть осенние месяцы

Осень складывается из трёх «этапов», каждый из которых имеет свои отличительные особенности:

Месяц сентябрь

Сентябрь – первый осенний месяц. В это время:

Однако холода, характерные для поздней осени, ещё не наступают. Земля сохраняет летнее тепло и сухость, по-прежнему светит солнце и летают птицы.

Также для сентября характерно «бабье лето». Это – период, когда летние жара и сухость затягиваются. Средняя продолжительность «бабьего лета» – две недели. Иногда этот срок составляет тридцать дней, а порой – полтора месяца, в зависимости от местоположения территории.

Месяц октябрь

Это – самый яркий осенний месяц. Именно в октябре:

Для октября в средней полосе России характерно такое явление как «Золотая осень». В эту пору природа пестрит яркими красками: листья на деревьях и земле становятся позолоченными, контрастируя с ярко-голубым небом.

Пейзаж И. Левитана «Золотая осень»

Месяц ноябрь

Погода поздней осенью не отличается яркостью. В этом месяце Земля идёт на «покой»:

В некоторых регионах в конце ноября выпадает снег. Вся живая и неживая природа готовится к наступающей холодной зиме.

Названия осенних месяцев происходят от латинских слов:

Названия осенних месяцев в языках народов

В старину и по сей день название каждого месяца имеет своё особенное значение:

Погода осенью

Осень – самое яркое и прекрасное время года. В этот период температура воздуха меняется, вследствие чего происходят перемены в погоде в целом.

Поздней осенью природа меняется в неблагоприятную сторону. В заключительном этапе сезона на реках образуются льдины, которые движутся по течению. Это явление также бывает весной и называется ледоходом.

Движущиеся потоки воздуха становятся сильнее и порывистее. Северо-западный ветер приносит осадки и холода, характерные для осени.

Осенью ненастья в погоде учащаются. Холодный порывистый ветер приносит неблагоприятные явления: усиливаются дожди, появляется иней (застывшая роса), выпадает снег.

Гололедом называется слой льда, который образуется на деревьях, земле, зданиях и проводах во время заморозок и после дождя.

Осенние изменения в живой и неживой природе

Осень – переходный период между жарким летом и холодной зимой. Именно в это время года все объекты живой и неживой природы готовятся к затяжным заморозкам.

Основные явления неживой природы осенью

Из-за отдаления земли от солнца температура воздуха осенью понижается. Небесное светило находится не высоко над горизонтом, а дни становятся заметно короче, чем летом. Ясных дней почти нет, облачно и пасмурно.

Несмотря на то, что снег ещё не выпадал, на земле, траве и крышах домов образуется небольшой ледяной покров, который называется инеем.

Также осенью выпадает дождь и снег, на землю спускается туман, оставляя после себя влагу – росу.

Наблюдения за неживой природой осенью показывают, что изменения окружающей среды происходят не случайно: она словно создаёт благоприятные условия для живых организмов.

Так, осенние холода приходят на Землю постепенно, что помогает животным и растениям приспособиться к текущим условиям и подготовиться к будущим холодам.

Явления живой природы в осеннюю пору

Осенью мир живой природы преображается. Человек наблюдает чудесную картину: деревья и земля словно покрыты золотом, в небе кружат стаи перелетных птиц, а некоторые культуры дают свои плоды.

Несмотря на то, что в ноябре наступает «затишье» (листья полностью опадают, учащаются дожди и туманы, а птицы улетают на юг), природа в этом месяце по-своему красива и уникальна.

Животные и растения чувствуют наступление осенних холодов и заранее начинают готовиться к приближающейся зиме. Для этого медведи, ежи, барсуки, летучие мыши, белки, еноты и другие лесные жители впадают в спячку.

Осенью у этих животных замедляется обмен веществ, они усиленно питаются, тем самым откладывают «запасы» в виде жира. Этот процесс помогает им выжить зимой, так как на протяжении трёх месяцев в организм животных не поступают питательные вещества.

Также перед сезонной спячкой животные находят подходящее место с необходимыми для выживания условиями (комфортная температура, отсутствие света и безопасное местоположение). Обычно ими являются дупла, берлоги и норы.

Некоторые царства и классы живой природы (такие, как млекопитающие, деревья, кустарники) имеют свойство менять свой цвет в переходный сезон (осенью и весной). Так, например, окрас шубки зайца, песца и ласки меняется с серого на белый, а белки – с рыжего на серо-коричневый.

Помимо красочного пейзажа, природа радует человека и сезонными продуктами.

— Так, из овощей осенью созревают баклажан, кабачок, капуста, перец и морковь;

— Из фруктов – арбуз, виноград, груши, персики и яблоки;

— Из ягод – рябина, клюква, голубчика, брусника, боярышник и калина;

— Из зелени – шпинат, шалфей и другие.

В сентябре деревья покрыты легкой позолотой, в октябре (в период «золотой осени») они принимают яркие оттенки. В ноябре же человек наблюдает слой темно-коричневых листьев на земле. Верхушки деревьев «оголяются», полностью избавляясь от летней «одежды».

Связь между неживой и живой природой осенью заметна: температура и изменение климата «предупреждают» животных и растения о скором наступлении похолоданий. Они, в свою очередь, используют ресурсы неживой природы в качестве места для ночевки (берлоги, опавшие листья и норы).

Перелетные птицы

Особой приметой в неживой природе осенью является перемещение птиц из северных краев в южные. Некоторые из них приспособлены к выживанию в холодной среде:

Зимуют также распространённые в России виды птиц:

Каждую осень группы перелетных птиц собираются в стаи и летят на юг. Дело в том, что многие виды пернатых покрываются пухом, который защищает их от заморозок. Однако некоторые виды птиц не имеют этого покрова, поэтому не приспосабливаются к холодам. Такими видами птиц являются:

Фото перелетных птиц, летящих на юг

Иногда большие стаи зимующих перелетных птиц «рисуют» в небе различные фигуры. Такое явление называется мурмурацией.

Наблюдения за изменениями в живой природе и погоды осенью всегда интересны и полезны для вдохновения и познания окружающего мира. Пейзажи, характерные для этого сезона не оставляли равнодушными многих известных поэтов и писателей.

Источник

Окружающий мир 2 класс 1 часть. В гости к осени стр. 36 – 39

Из этой темы учебника «Окружающий мир» второклассник узнаёт, что значит отправиться в гости к осени и чем отличается это время года.

1) По своим наблюдениям расскажи, какая погода была летом. Как она изменилась к осени, с её приходом?

Летом в нашем городе погода была очень жаркой. Ярко светило солнце, иногда шли тёплые дожди и грозы. Пару раз шёл град.

С приходом осени ночи стали холодней, часто по утрам на лужах образовывается ледяная корка, днём идут затяжные дожди, часто дуют пронзительные ветра.

2) Какие птицы называются перелётными?

Перелётными называются птицы, которые с приходом осени улетают на юг, в тёплые края. Весной перелётные птицы возвращаются.

3) Расскажите, какие осенние явления в неживой природе родного края вам удалось пронаблюдать

Мне удалось наблюдать, как на лужах появляется лёд, как падает первый снег, как солнце всё ниже поднимается над горизонтом, а ночи становятся всё длиннее и холоднее. Поздней осенью можно наблюдать ледостав, когда реки и озёра покрываются слоем льда.

4) Расскажите, какие явления осенью в живой природе вашего родного края вам удалось наблюдать

Я видела, как собираются в стаи и улетают многие перелётные птицы. Я наблюдала, как деревья становятся жёлтыми и сбрасывают листья. Я наблюдала, как белочка собирает орехи и утаскивает их в своё гнездо.

Домашнее задание

1) Как изменяется осенью высота солнца в небе и продолжительность дня? К чему это приводит?

С наступлением осени высота солнца в небе уменьшается, оно всё ниже восходит над горизонтом. Из-за этого продолжительность дня уменьшается, а ночь становится длиннее.

Это приводит к тому, что земле достаётся меньше солнечного света и тепла, она остывает. Деревья сбрасывают листву и готовятся к зиме, птицы улетают в тёплые края, многие животные погружаются в спячку.

2) Назови несколько осенних явлений в неживой и живой природе

Примеры явлений в неживой природе: заморозок, первый снег, ледостав, уменьшение продолжительности дня.

Примеры явлений в живой природе: листопад, отлёт перелётных птиц, созревание и опадение плодов, залегание животных в спячку, засыхание травы.

3) Подумай, как связаны между собой явления осенние в природе неживой и живой

Все явления в природе живой зависят от солнечного тепла. Осенью земля получает меньше солнечного тепла, и живые организмы начинают готовиться к зиме. Деревья избавляются от листвы, птицы улетают в тёплые края, животные готовятся к спячке. Все эти перемены в природе происходят из-за уменьшения продолжительности светового дня, похолодания воздуха.

Источник

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «В гости к осени»

Тема: «В гости к осени»

Класс, предмет: 2 «А» класс, Окружающий мир

Цель урока: создание условий для изучения осенних явлений в неживой и живой природе.

— актуализировать знания об объектах и явлениях неживой и живой природы;

— содействовать усвоению знаний обучающихся о характерных признаках осени в неживой природе, об осенних изменениях в жизни растений, животных и птиц;

— формировать умения наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе;

— способствовать развитию устной речи, памяти, мышлению, воображению, способности сопоставлять, анализировать, делать выводы.

— воспитывать осознание ценности природы для жизни человека;

Л1: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

Л2: понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

Р1: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

Р2: фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

ПУУД:
П1:
понимать содержание текста, интерпретировать смысл;

П2: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

К1: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

К2: формулировать ответы на вопросы;

различать объекты и явления неживой и живой природы;

Межпредметные связи: Литературное чтение, экология.

Для учителя: технологическая карта, учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс 1 часть, презентация, раздаточный материал

Для учащихся: учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс 1 часть, письменные принадлежности, карточки, листочки

1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учеников, представляется и настраивает на урок.

— Здравствуйте, меня зовут Дарья Алексеевна, и урок окружающего мира сегодня проведу у вас я.

— Сегодня, я шла к вам на урок и наблюдала за облаками, за листочками, которые начинают понемногу желтеть, слушала пение птиц и моё настроение сразу же улучшилось. Я думаю, что вы тоже любовались красотой природы и у вас тоже хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее и с удовольствием будем работать на уроке.

Организует проверку готовности к уроку у детей.

— Давайте проверим, всё ли у вас готово для урока: учебник, рабочая тетрадь, пенал.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Принимают установку учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Л2: понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»

Формирование готовности восприятия учебного материала

2. Актуализация опорных знаний

Актуализирует уже имеющиеся знания детей.

— На уроках «Окружающего мира» мы открываем перед собой все разнообразие природы.

— Ребята, давайте вспомним, какая бывает природа?

— Хорошо, а напомните мне, пожалуйста, что относится к живой природе?

— А чем отличается живая природа от неживой природы?

— Ребята, чтобы убедиться, в том, что вы надёжно запомнили этот материал, давайте немного поиграем. Игра называется «живое – неживое».

Повторяют необходимые уже имеющиеся знания.

— Растения, звери, птицы, рыбы, человек, насекомые.

— Живые существа: дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.

Слушают объяснение учителя.

Выполняют в ходе игры определенные действия.

К1: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

Л1: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

3. Организация познавательной деятельности.

Подводит к теме и цели урока.

— Мы с вами вспомнили, какой бывает природа. И сегодня мы, не покидая класса отправимся с вами в гости, а к кому вы узнаете после того как отгадаете загадку.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

— Ребята, так к кому мы с вами сегодня на уроке отправимся в гости?

— Верно! Что вы хотите узнать из нашего с вами небольшого путешествия?

— Всё верно, мы пойдём в гости к осени, для того чтобы узнать, как изменяется погода с приходом осени, какие изменения происходят в живой и неживой природе.

Совместно с учителем определяют тему и цель урока.

— Мы хотим узнать, какие явления происходят осенью, как меняется живая и неживая природа осенью.

Л1: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

К1: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

3.2. Открытие нового знания

Организует работу по теме урока.

— Ребята, давайте все вместе перечислим названия осенних месяцев по порядку.

— Отлично! Теперь мы можем начать наше знакомство с осенью.

В начале урока мы вспомнили с вами, что природа бывает живой и неживой. А сейчас мы с вами узнаем, какие изменения происходят с неживой природой осенью.

— Откройте учебники на с. 36 – 37, рассмотрите картинки на этих страницах, прочитайте информацию об явлениях в неживой природе осенью, после мы с вами поговорим об этих явлениях поподробнее.

— Итак, ребята, какие же осенние явления происходят в неживой природе?

— Ребята, а вы знаете, что такое заморозки и иней?

— Заморозки – лёгкий морозец.

Демонстрирует иллюстрацию на экране.

— Иней – маленькие кристаллики льда, намёрзшие на траве, деревьях, почве.

Демонстрирует иллюстрацию на экране.

— Ребята, скажите мне, что такое туман и ледостав?

— Туман – это маленькие капельки воды, которые образуются при охлаждении пара в воздухе и повисают в нём.

Демонстрирует иллюстрацию на экране.

— Ледостав – это когда реки, озёра, пруды покрываются льдом.

— А теперь мы с вами узнаем, какие изменения происходят с осенью в живой природе.

— Рассмотрим жизнь растений осенью.

Летом деревья и кустарники были зелёные, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.

— Ребята, а вы замечаете насекомых? Больше или меньше их стало с приходом осени?

— С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом. Источников питания для птиц становится всё меньше и поэтому птицы улетают туда, где есть корм.

— Откройте учебники на с. 38, рассмотрите изображения некоторых птиц.

— Все ли птицы улетают осенью в тёплые страны?

— Какие птицы остаются дома?

— С приходом осени меняется жизнь и у животных. Они готовятся к зиме: переодевают свои шубы – осенью шерсть вырастает густая и пушистая, некоторые меняют цвет шерсти, например, белка и заяц. Некоторые животные, такие как медведь и ёж – осенью они усилено питаются, чтобы на всю зиму залечь в спячку до самой весны.

— Итак, ребята, вот мы с вами узнали, как меняется жизнь с приходом осени в живой природе и неживой природе.

— А теперь мы немного передохнём и выполним физминутку (видео).

Совместно с учителем называют осенние месяца по порядку.

Источник

Урок по окружающему миру во 2 классе на тему «Осень в неживой природе»

«Осень в неживой природе»

Ф.И.О: Тимербулатова Флюза Фаниновна

Место работы : ФМБОУ Толбазинская башкирская гимназия «ОШ д. Турсугали», Аургазинский район, РБ

Должность: учитель начальных классов

Предмет: окружающий мир

Тема и номер урока в теме: Тема: «Осень в неживой природе», второй урок

Базовый учебник: Плешаков А.А., М.Ю. Новицкая «Окружающий мир», Москва «Просвещение» 2012г

Цель: показать зависимость осенних изменений в неживой природе от наклона оси вращения Земли по отношению к орбите

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера её освещенности; усвоят названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, замарозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучатся к наблюдениям за изменениями погоды.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, работа в парах

Необходимое техническое оборудование: компьютеры, интерактивная доска, мультипроектор, карточки с пословицами и поговорками об осени, картины с изображением природы осенью и летом.

l . Организационный момент

ll . Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

— Назовите осенние месяцы.

— Как они назывались в старину у русского народа, на языке нашего края?

— Расскажите о старинном русском празднике капустнике.

— Про какие старинные осенние праздники татарского, башкирского народов вы знаете? (Уныш бэйрэмэ (Праздник урожая), Сонбел (Дева), приуроченный к дням осеннего равноденствия 21-23 сентября)

3. Ответы на вопросы в рубрике «Вспомним» с. 58 учебника

lll . Самоопределение к деятельности

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

– Ребята, какому времени года посвящены эти строки?

– Почему вы так решили?

– Какова, по-вашему, будет тема сегодняшнего урока? На какие вопросы мы можем ответить сегодня?

lV . Работа по теме урока.

– Назовите предметы, относящиеся к неживой природе. По мере того, как дети называют, на доске появляется надпись:

– Вспомните погоду летом (дети опираются на слова, записанные на доске) Как она изменилась с приходом осени?

– Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

– Летом дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

– Летом погода тёплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

2. Работа с демонстрационным материалом.

Презентация «Осень» (ЭОР №1 )

После просмотра презентации делаются выводы по материалам презентации.

– О каких осенних явлениях природы вы узнали по материалу, который мы просмотрели?

Многие птицы улетели в южные страны. ( отлёт птиц в тёплые края)

Мелкий осенний дождь непрерывно стучит по крыше.(затяжные дожди) Падают листья.

Деревья стоят нарядные — в жёлтом, красном. Но скоро начнется листопад… (листопад) Не все деревья сбрасывают листья осенью. Сосны и ели по-прежнему зелёные. Они меняют свои листья-иголочки постепенно, не сбрасывая их сразу.
Холодное, но солнечное утро. Трава украшена серебряным инеем. (появление инея, заморозки)

Пожухла и выцвела трава.

Ночи становятся всё холоднее.
Поэтому с утра от тёплой ещё воды поднимается пар. (густые туманы)

Рано наступают сумерки. Темны осенние вечера.

Дни становятся короче.

Лужи по утрам замерзают, покрываясь тонкой корочкой льда. (ледостав)

По мере того, как делаются выводы, на доске появляется надпись:

Отлёт птиц в тёплые края, листопад, затяжные дожди, заморозки, появление инея, густые туманы, ледостав

3. Работа с демонстрационным материалом.

Зачитывается текст «Послушаем листопад»

– Представьте, что мы остановились на поляне среди дубов и берёз и долго, тихо, внимательно слушаем осенний лес… Шорох кругом, иногда такой громкий, что кажется – кто-то идёт. А это падают большие дубовые листья. Слышно, как они ударяются о ветки, как приземляются на такие же шумные листья. Ведь земля вся уже покрыта жёлто-бурым хрустящим ковром. Берёзовые же листья падают почти бесшумно… Но вдруг – порыв ветра. И сразу много – много листьев срывается с деревьев. А те, что пока ещёдержатся, вздрагивают. И громкая волна сухого шелеста прокатывается по веткам… Очень, очень интересно не только смотреть, но и слушать листопад!

Просмотр видеофрагмента «Листопад» (ЭОР №2)

Игра «Мы листики осенние». Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снов набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил

И на землю опустил.

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по классу, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся

V . Работа по теме урока ( Продолжение).

2. Работа с текстом в учебнике (с.58-59). Учитель читает вслух текст «Неживая природа осенью». После чтения ещё раз выделяются осенние явления в неживой природе, о которых не говорилось ранее (заморозки, иней, туман, листопад, ледостав)

3. Работа в парах. Работа с иллюстрацией в учебнике на сравнение.

– На каком рисунке показана ранняя осень, а на каком – поздняя? Объясни, почему так думаешь.

4. Групповая работа.

Дети должны ознакомиться с пословицами про осень и выбрать:

1-я группа – пословицы о ранней осени;

2-я группа – пословицы о поздней осени;

Поговорки и пословицы про осень. (раздаются на листочках).

Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.

Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.

Холоденек октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

Октябрь месяц первых снегов, первых холодов.

К октябрю березы оголяются.

В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.

В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

В ноябре зима с осенью борется.

5. Подведение итогов групповой работы.

– Какие изменения происходят в природе с наступлением осени?

Иллюстрация слайда «Картины известных художников (ЭОР №5)

Если встанешь на заре-

Крыша в синем серебре…

Длинно тень ложится,

Долго лист кружится.

Если выйдешь поутру-

Галки стынут на ветру…

Вслед за тракторами.

В полдень сядешь на пенёк,

Смотришь на припеке

А в обед совсем теплынь –

Пахнет горькая полынь,

Только этому не верь…

Осень всё-таки теперь!

Небо холоднее. Е. Благинина.

Vll . Подведение итогов урока

Чем вызвано осеннее похолодание?

— Назовите осенние явления в неживой природе.

2. Выполнить рисунок на тему «Осень в моем родном крае» ;

3. Подготовить загадки про осень для соседа по парте.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

«Природа, человек, общество.»

(№ 215506) Явления природы: половодье, гроза, листопад, перелёты птиц и др.

Видеофрагмент «Листопад» (№182088)

«Окраска листьев» (№181959),

интерактивное задание (задание на построение рядов)

«Окрашенность листьев» (№181898)

интерактивное задание (задание на построение рядов)

Художественное описание времён года. «Осень. Её признаки» Картины художников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *