Что относится к организации личностно ориентированного классного часа

Статья на тему «ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС: ОСОБЕННОСТИ 1. СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ»

Выступление на МО классных руководителей

«ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС: ОСОБЕННОСТИ 1. СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ»

«ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС: ОСОБЕННОСТИ 1. СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ»

Двадцать пять лет назад вышла в свет замечательная брошюра «Классный час и его организация». Ее авторы Н.Е. Щуркова и Н.С. Финданцевич впервые попытались дать научно обоснованную характеристику классного часа как формы воспитательной работы.

I. Характерные черты личностно-ориентированного классного часа

Классный час это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

1) обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;

2) формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;

3) развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;

4) содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей;

5) формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Сравнительная характеристика традиционного и
личностно-ориентированного классного часа

Личностно-
ориентированный классный час

Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения.

Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности и субъективности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Содержание классного часа регламентируется нормативно- программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа

становится педагог, и лишь в редких случаях субъектную роль выполняют члены ученического самоуправления.

Содержание классного часа включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъективными полномочиями обладает большинство учащихся.

Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило, жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом классного часа

При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися.

II. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного
классного часа

Алгоритм совместной деятельности классного руководителя и его воспитанников по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа можно представить в виде следующих действий:

1) составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;

2) уточнение темы личностно-ориентированного классного часа по его подготовке и проведению;

3) выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий;

4) индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;

5) составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;

6) проведение классного часа;

7) анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа.

В определении тем классных часов должны принимать участие учащиеся и их родители.

У классных руководителя существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъективную позицию учащихся и их родителей в составлении тематики классных часов. 2.

1. Методы социологического опроса . В ходе анкетирования, беседы, интервью можно выяснить мнение учеников и родителей по следующим вопросам:
Что следует в первую очередь обсудить в нашем классе?
На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на классном часе?
Какая тема классного часа будет интересной для большинства одноклассников?
Коллективное обсуждение каких вопросов необходимо продолжить?
2. Методики «Незаконченное предложение» и «Недописанный тезис».
Юным и взрослым членам классного сообщества предлагается за небольшой промежуток времени завершить такие фразы:

4 . Методика «Строим новый классный дом». Учащимся предлагается положить в «строящееся» на классной доске здание свой «кирпичик» с темой классного часа на новый учебный год.

5. Метод «брейнсторминга» («мозговой штурм»). На одном из родительских собраний или классных часов микрогруппы учащихся или родителей выполняют течение 5-7 минут задание: определить наиболее злободневные проблемы в деятельности класса.

6. Журнал-эстафета «Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир дел». Учащиеся вместе с родителями заполняют дома отведенные для них строки журнала рассказами о своих увлечениях, интересах, друзьях, а классный руководитель анализирует полученную таким образом информацию и использует её при составлении тематики классных часов.

7. Методика «Памятник проблеме века». Творческим группам школьников предлагается определить самую острую проблему жизни классного сообщества и «соорудить» ей живую скульптурную композицию.

В подготовительной работе чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов, как инициативная группа, совет дела, творческая группа.
При их формировании важно соблюдать принципы добровольности и интереса.

Целевые ориентиры классных часов :

содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;

побуждать девочек к творческой деятельности по созиданию себя и окружающего пространства;

выявлять склонности детей к различным видам человеческой деятельности;

содействовать формированию у ребенка способности сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности;

способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся. 3.

В сценарном плане классного часа надо обязательно выделять время для действий, которые заранее не программируются, а разворачиваются в соответствии с ситуацией, непосредственно возникающей в ходе проведения классного часа.

Заключительную часть классного часа необходимо использовать для анализа совместной деятельности и подведения ее итогов, для составления плана действий по решению обсужденных проблем, для определения индивидуальных и групповых заданий.

Критериальный аппарат для выявления результативности личностно- ориентированного классного часа может включать следующие критерии:

1) личностная значимость для учащихся;

2) благоприятный психологический климат;

3) возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей школьников;

4) обогащенность жизненного опыта учащихся;

5) духовно-нравственная ценность;

6) вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа.

Источник

Статья «Личностно-ориентированный классный час»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

личностно ориентированного подхода

в организации современного

Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть картинку Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Картинка про Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа

Классный руководитель: Зуева Марина Павловна

 Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке;

 Формирование умений и навыков мыслительной и практической деятельности;

 Развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;

 Содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей;

 Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности обучающихся

Создание ситуации выбора и успеха

Целенаправленное осмысление с детьми проблем жизни

Характерные черты классного часа:

Во-первых, это внеурочная воспитательная деятельность;

Во-вторых, это фронтальная (массовая) работа с детьми;

В-третьих, это гибкая по составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

В-четвѐртых, это общение классного руководителя с детьми, где приоритетную роль играет педагог.

Основным объектом размышлений и осмысления на классном часе является Жизнь

Логика развёртывания мысли на классном часе подчиняется последовательности вопросов « Что? Почему? Где? Когда? Как?»

Организация классного часа базируется на материале аккумуляторов культуры: науки,морали,искусства,персоналей выдающихся личностей, продуктов цивилизации.Отбор средств должен производиться строго и тщательно.

Целевой компонент личностно-ориентированного классного часа:

Развитие индивидуальности, креативности и субъективности ребёнка, проектирование и становление уникального образа его жизнедеятельности.

Содержательный компонент личностно-ориентированного классного часа:

Содержание является личностно значимым. Оно включает материал необходимый для строительства, самореализации и самоутверждения личности ребёнка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъективными полномочиями обладает большинство учащихся.

Организационно-деятельностный компонент личностно-ориентированного классного часа:

Оценочно-аналитический компонент личностно-ориентированного классного часа:

Критерии оценки- проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность учащихся в классном часе.

Обязательные константы речевого взаимодействия с детьми:

Обращение по имени

Приглашение высказать мнение

Структура классного часа

«Пролог»- обеспечивает психологическую готовность к работе благодаря тому, определяет цель, мотивируется деятельность, раскрывается значимость материала для жизни, указывается объём и время работы.

«Этюд»- этап предоставления ученикам «картинки», образного восприятия изучаемого явления.

«Практикум»- организация упражнений и тренинга для овладения умениями.

Успех классного часа зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи, принципы личностно-ориентированного подхода поняты и приняты классным руководителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.

Смысл педагогической деятельности класного руководителя – в стимулировании и поддержке внутренних сил детей и стремлении к саморазвитию.

Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть картинку Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Картинка про Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть картинку Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Картинка про Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть картинку Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Картинка про Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа

Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть картинку Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Картинка про Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа

Номер материала: ДБ-1238977

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть картинку Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Картинка про Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть картинку Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Картинка про Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть картинку Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Картинка про Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть картинку Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Картинка про Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа

АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования

Время чтения: 2 минуты

Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть картинку Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Картинка про Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть картинку Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Картинка про Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа

В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков

Время чтения: 2 минуты

Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Смотреть картинку Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Картинка про Что относится к организации личностно ориентированного классного часа. Фото Что относится к организации личностно ориентированного классного часа

Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Личностно-ориентированный классный час в системе воспитания школьников

Личностно-ориентированный классный час в системе воспитания школьников

Современная жизнь с её социально-экономическими реалиями требует высокоорганизованных, инициативных и предприимчивых молодых людей. Поэтому выпускники средней школы должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, должны быть нравственно стойкими, социально закалёнными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам; должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности. И главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию.

Педагогическим кредо в системе воспитания школьников каждого педагогического коллектива должны стать слова Василия Александровича Сухомлинского: « Нужно осторожными прикосновениями пробуждать и утверждать волевые силы ребёнка, побуждая его думать о себе, видеть и оценивать себя. И самое главное верить в себя».

Стремительно завоёвывают образовательное пространство России личностно- ориентированные технологии обучения и воспитания, которые и обеспечивают развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.

Личностно-ориентированный подход – это общепедагогическая технология, которая даёт возможность обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности. Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы:

· идею развития личности;

· общечеловеческие принципы гуманизма;

· идею демократизации педагогических отношений;

· углубление индивидуального подхода;

· идею активизации учащихся.

Шаг за шагом, действие за действием – и становятся более отчётливыми наши представления о характерных чертах личностно-ориентированного классного часа. Вот наиболее яркие отличия его от традиционного классного часа.

Если при традиционном классном часе целевые установки связаны с усвоением учащимися принятых в обществе ценностей, образцов поведения, то личностно-ориентированный классный час связан прежде всего с развитием индивидуальности, проектированием и становлением уникального образа её жизнедеятельности.

Если при традиционном классном часе тему и содержание чаще определяет сам педагог, то при личностно-ориентированном классном часе содержание является личностно значимым, так как в определении темы и содержания наряду с педагогом участвуют учащиеся и их родители.

При личностно- ориентированном классном часе учащиеся являются полноправными организаторами, акцент делается на активном участии каждого ребёнка. В то время как при традиционном классном часе главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель.

Если при анализе и оценке эффективности традиционного классного часа обращается внимание на объём информации, передаваемой детям, то при анализе эффективности личностно-ориентированного классного часа в первую очередь учитывается обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение информации, влияние на развитие его творческих способностей.

Проведение таких классных часов требует серьёзной предварительной подготовки. Необходимо выявить интересы детей, сформировать рабочие группы, определить форму и место проведения, поставить целевые установки, обеспечить эмоционально-психологический настрой и мотивационную готовность ребёнка к участию в коллективной деятельности. Следует обратить внимание на то, что при подготовке особенно учитывается целевая направленность классного часа. Классный час строится так, чтобы ребёнок был поставлен в ситуацию решения проблемы, выбора, самоанализа- самооценки. Здесь наиболее успешными являются такие методы как метод социологического опроса, метод мозгового штурма, метод незаконченного предложения, задания самому себе. Данные приёмы дают возможность классному руководителю как освещать проблемы, интересующие детей, так и выполнять социальный заказ родителей. Такой классный час носит не назидательный характер, а является личностно значимым для каждого ученика, а значит, и более результативным.

Несмотря на то, что в положениях личностно-ориентированного подхода звучат мотивы доброты и мягкости, любви и уважения, следует предостеречь от крайностей: нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение, заискивание или панибратство с учащимися. Должна соблюдаться индивидуальная мера положительного стимулирования: одному ребёнку необходима нежность, ласка, другому – одобрение, деловое уважение, доверие. Если у ребёнка положительная Я-концепция, то учитель может действовать по максимуму: максимум требований – максимум уважения. Однако, при чрезмерной похвале, излишнем выделении успехов такого ребёнка на фоне других самооценка его может стать завышенной. Поэтому не перехвалите! Учащиеся с отрицательной Я-концепцией требуют максимума внимания, так как они склонны к психологической изоляции, застенчивости, уходу от действительности.

Хочется отметить, что форма и место проведения таких классных часов могут быть различны. На первых этапах освоения данной методики особенно успешно классные часы проходят в форме мастерской общения, которые проводятся непосредственно в классном кабинете. В последующем, учитывая пожелания детей и особенности избранного содержания, это могут быть дискуссия в актовом зале, игра-путешествие – в музее, в библиотеке или на экологической тропе, диагностическая игра как в классном кабинете, так и на лесной поляне.

При составлении личностно-ориентированного классного часа необходимо искать ответы на следующие вопросы:

Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально- психологический настрой и мотивационная готовность учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?

Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?

В какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности?

Кто из учащихся сможет выполнить роль «солиста» (главного героя) в данном классном часе?

Каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность детей по самопознанию и саморазвитию?

В результате этого у учителя появится сценарный план проведения предстоящего классного часа.

Можно отметить, что наиболее успешно проходят классные часы на такие темы, как «За что меня можно любить», «Считаешь ли ты себя культурным человеком?», «Я чувствую себя счастливым, когда. », «Кому нужна моя помощь?», «От чего зависит настроение», «Все ли мои привычки мне на пользу?», круговая беседа-представление «Я и мои таланты», час нравственного разговора «Что такое хорошо» и другие.

Каждая четверть начинается с классного часа на тему «Задачи на новую учебную четверть», где мы учим детей как анализировать результаты учебной деятельности, так и ставить цели, искать пути их достижения. Для этого используется методика «Задания самому себе». Берётся чистый лист бумаги, учащийся вписывает предмет, ставит полученные отметки за четверть, затем получает задание подумать, какую отметку он постарается получить по конкретному предмету в следующей четверти и что для этого надо предпринять. Дети самостоятельно думают, решают. Всё это каждый складывает в свой конверт и передаёт классному руководителю на сохранение. Возвращается конверт через две недели после окончания следующей четверти, к нему добавляется открытый дневник и чистый листок. На листке снова задание: «Проанализируй, что получилось или не получилось и почему. Что необходимо делать дальше?» Опять каждый самостоятельно оценивает себя, делает выводы и предлагает пути решения возникшей проблемы. Классный руководитель выходит на диагностику внимания, памяти, мышления, воображения и проводит серию классных часов по данной проблеме. Это не назидание, это классные часы тренинга, деловые игры и просто игры, развивающие память, мышление, внимание. Работы – непочатый край. Всё ещё в будущем. Но благодаря диагностике каждый ученик постепенно познаёт и совершенствует самого себя (по крайней мере, это цель нашей работы). Учитывая методику личностно-ориентированного подхода к воспитанию, стараемся анализировать деятельность каждого только в сравнении с самим собой.

Итак, личностно-ориентированный подход учитель может реализовать, если будет придерживаться следующих правил:

Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё.

Организовать «атмосферу успеха», помогать детям обретать уверенность в своих силах и способностях.

Исключать принуждение, не выделять отставание и другие недостатки ребёнка, а устранять их, не нанося ущерба личному достоинству учащегося.

Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих.

Завоёвывать уважение и доверие учеников.

Как скоро может быть осуществлён переход к модели личностно- ориентированной школы? Это процесс достаточно длительный и зависит он от нас с вами. Для создания личностно-ориентированного взаимодействия педагог должен не только освоить технологию его организации, понять и принять идеи, принципы личностно- ориентированного подхода, он должен верить и доверять ученикам, видеть смысл педагогической деятельности в стимулировании и поддержке внутренних сил учеников, что позволит им стать конкурентноспособными, найти достойное место в обществе.

Источник

Личностно ориентированный классный час «С чего начинается Родина?»

Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, специально организованной деятельности, способствующей к формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. Это форма воспитательной работы, которая направлена на развитие личности ребёнка.

Личностно-ориентированный классный час – это, прежде всего, подход к каждому ученику, позволяющий поддерживать процессы самопознания личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Основные понятия личностно-ориентированного подхода – это индивидуальность, самовыражение, субъектность, выбор и педагогическая поддержка.

Чтобы подготовить личностно-ориентированный классный час, нужно вместе с детьми выбрать тему (интересна ли она для них?). В подготовке классного часа должны принимать участие все учащиеся класса (групповая и индивидуальная деятельность).

Педагог старается сделать все для того, чтобы готовящееся дело было полезным и интересным для каждого.

Классный руководитель должен подумать, что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и готовность учащихся к участию в коллективном разговоре; в какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности; каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность.

Анализ и оценка результативности классного часа – это обогащение жизненного опыта, личностное значение, комфортность и активность детей в классном часе.

Критерии эффективности личностно-ориентированного классного часа:

— личная значимость для учащихся
— благоприятный психологический климат
— возможность для проявления и развития индивидуальных способностей школьников
— обогащённость жизненного опыта
— духовно-нравственная ценность
— вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа

Когда мы готовили наш классный час, ребята проделали большую работу.

Одной из групп было дано задание оформить фотовыставку «Мой город». (Ребята сами сфотографировали самые красивые места города, исторические здания, парки и т.д.) Другая группа занималась организацией ещё одной фотовыставки «Природа родного края».

Узнали об улицах города, почему они так называются.

Дети побеседовали дома с родителями, с бабушками и дедушками и выяснили интересные сведения о своих родственниках.

Написали сочинения «С чего начинается Родина?».

После всей этой работы и был проведён классный час.

Уважаемые коллеги, опираясь на эту разработку, вы можете подготовить и провести свой классный час. Желаю творческих успехов и удачи.

— привить чувство патриотизма и гордость за свою Родину
— воспитывать добрые чувства к Отечеству и уважение к её защитникам

1) «Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия»
К.Ушинский

2) «Человек счастлив, пока у него есть Родина»
В.Беляев

Оборудование: рисунки детей на тему; фотовыставка «Природа родного края», «Мой город» (фотографии современного города Бийска)

Вступительное слово учителя (на фоне музыки)

Родина. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

Родина. Это наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и сёла.

Родина. Наша Родина – это родина Пушкина и Лермонтова, Гагарина и Королёва.

О том, что такое Родина для каждого человека, сказано в мудрой русской песне: «Человек без родины, что соловей без песни». Своей песней соловей зажигает сердца, пробуждает любовь, заставляет плакать, он наполняет мир несказанной красотой. И как соловей – песней, лишь Родиной силён, одухотворён, добр и красив человек.

2) Читают стихотворения дети

На Родине крушина зацвела,
От запаха её хмелеют сосны,
И снова от села и до села,
Берёзы бродят разнотравьем рослым.
По берегам лопочут тальники,
Склоняясь над неторопливою волною,
И коростель-отшельник у реки
Непримиримо спорит с тишиною.
У сельской школы светлой и большой
Шумит моё несбывшееся детство,
И на душе моей так хорошо,
Как будто мир я получил в наследство,
И хочется неодолимо мне
С любым прохожим дружески обняться,
Здесь от любви к родимой стороне,
Родное сердце может разорваться.
(Н.Некрасов)

Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя.

Руки матери твоей,
Звон, звон дождей, и шум ветвей,
И в лесу смородина –
Это тоже Родина.
(М.Пляцковский)

Сколько знаменитых поэтов земли русской воспели Родину в прекрасных стихотворениях. Как сказал А.С.Пушкин: «Тебе, Отчизна, посвятим души прекрасные порывы…»

Наш классный час называется «С чего начинается Родина?», мы сегодня поговорим о нашей родине.

3) Работа с первым эпиграфом

«Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия» К.Ушинский

— Как вы понимаете эти слова?
— Почему Ушинский назвал Россию Отечеством?
— Что такое Отечество? (Страна, где родился человек и к гражданам которой принадлежит. Где жили наши деды и прадеды)
— Почему Россию он назвал Родиной? (В России мы родились, говорим на родном русском языке и т.д.)
— Почему Россия – Матушка? (Она вскормила нас своим хлебом и т.д.)

Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств, но одна у человека мать – одна у него Родина.

Россия – Родина очень многих людей. У нас есть родной город, улица, дом, семья – всё это тоже родина. Всё это мы любим, даже если и не задумываемся об этом. И русский язык, на котором мы говорим – это часть нашей Родины.

У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, и где всё кажется ему особенным, родным. Может быть, чужому человеку покажется всё здесь обыкновенным и простым, но нашему сердцу должна быть дорога каждая мелочь.

— Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово «Родина»? (С домом, с двором, с мамой, с русской берёзкой и т.д.)

6) Посмотрите на фотографии города Бийска. Они были сделаны ещё тогда, когда нас не было на свете. Самая старая фотография – это улица Советская. Другие были сделаны позднее. (Обсуждение фотовыставки «Бийск купеческий»)

— Сравните, каким был город и каким стал. (Обсуждение фотовыставки «Мой город»). Что изменилось?

— Почему считают Алтайский край – жемчужиной Сибири? (Очень красивая природа). Рассматриваем фотографии «Природа родного края».

7) Готовясь к этому классному часу, мы проделали огромную работу и узнали много нового о нашем городе. Я попрошу ребят рассказать нам историю города Бийска. (Ребята рассказывают в каком году и как был основан город Бийск; о самых известных зданиях города).

Уносят краны солнце к небосводу,
К вершинам дальних дремлющих снегов…
Люблю тебя в любое время года,
Таёжный Бийск на кромке берегов.

Среди вольных просторов Алтая,
На слиянии ласковых рек,
Городок наш, огнями играя,
Порастает уже третий век.
Есть, наверное, земли и краше,
Пусть на карте почти не видна,
Только малая Родина наша
Среди русских просторов одна.

Плывут над Бией утренние зори,
Звонки трамваев льются над водой.
Встаёт мой горд юношей задорным
На новый, славный подвиг трудовой.
Тайга глаза зелёные раскрыла,
Шагнула в город, к людям на поклон,
Над Бией мост раскинул руки-крылья,
Ветром открытый с четырёх сторон.

Такой не встретишь бесконечной шири,
Нет, несравненны вольные края.
Не зря Алтай жемчужиной Сибири
Зовёт Россия гордая.

— Что ещё вам нравится в нашем городе? (Зимний ледяной городок, парки и т.д.)

А ещё наш город славится людьми. Мы посетили музей «Боевой славы», нам очень интересно рассказывали о людях, которые ушли на фронт и погибли, защищая своё Отечество. Кого из них вы можете назвать? (Трофимов, Васильев, В.Максимова и т.д.)

— Почему в честь этих людей назвали улицы нашего города? (Учитель рассказывает о подвиге В.Максимовой, подготовленный ученик – о Васильеве).

Да, самым весомым словом «Родина» становится для каждого, когда его родному краю угрожают враги.

9 мая исполняется 62 года со дня победы нашего народа над фашистами.

62 года назад советские люди отмечали великую победу. И нам с вами есть с кого брать пример, учиться храбрости, стойкости, мужеству. В первую очередь, конечно, с наших дедов и прадедов.

— Много наших сограждан погибло, защищая Родину на Афганской и Чеченской войнах. Александр Штейзель был учеником нашей школы, он погиб в Чечне в городе Грозном. На фасаде нашей школы находится мемориальная доска памяти Александра.(Учитель рассказывает о гибели А.Штейзеля, показывает его фотографию).

— Мы всегда будем гордиться такими людьми и помнить о них. Защищать Родину всегда было почётной обязанностью каждого. Я думаю, наши мальчики будут достойными продолжателями дел отцов и дедов.

Учитель выразительно читает стихотворение, написанное матерью А.Штейзеля

Мать растила сыночка,
И надежда была только в нём,
Но Чечня забрала его
И беда пришла в дом.

Эту страшную весть
В Рождество сообщили мне,
Сын геройски погиб,
В той ненужной войне.

Потемнело в глазах,
Все поплыло кругом,
И как будто на все
Опрокинулся дом.

Опустела квартира,
Жизнь пошла кувырком.
Нет родного сыночка,
Только память осталась о нём.

Никогда он не прятался
За чужой спиной,
Был он смелым и сильным
И с открытой душой.

Он писал в своих письмах,
Что попал в Ленинград,
Что служит на отлично,
Что хороший комбат.

А потом написал он
Тревожные строчки:
«Не пугайтесь, родные,
Нас готовят в горячие точки».

«Не тревожьтесь, любимые,
Всё будет ОКЕЙ,
Не могу я остаться и бросить друзей».

И поехал с дивизией
Он служить на Кавказ,
Далеко, далеко
Он уехал от нас.
Замрите, матери, не плачьте,
В день памяти погибших сыновей,
Зажгите свечи на могилах павших,
И поклонитесь матушке земле.

Простых рабочих отцов и матерей,
За тех, кто занимает место в свете,
Кто прячет за границей сыновей.

Они богаты, знамениты,
Большие должности захапали в Кремле,
Как могут эти люди жить на свете?
Ходить спокойно по земле?

Где же совесть их была?
Когда ребята призывались
В Российской Армии служить.
Они лишь тем и занимались,
Как своё чадо откупить.

Как за границу их отправить,
Как в ВУЗ старались протащить.
В России всё теперь доступно,
За деньги можно всё купить.

Проклятье всем кто был повинен
В развязывании войны,
Прощения от нас не будет
Им никогда не снять с себя вины.

11) Вы написали сочинения на тему нашего классного часа.

Я хочу зачитать некоторые фрагменты:

1. Чанцева Оля: «Родина. Это короткое, но дорогое слово. Оно звучит, как музыка. С чего начинается Родина?

Может, с «заветной скамьи у ворот, с той самой берёзки, что в поле под ветром склоняясь, растёт…». Да, всё это Родина. Это всё то, что нам дорого и близко.

Любовь к своей Родине, к своему отечеству поднимала людей на подвиг. Много героев погибло, защищая свою страну. Их имена стали для нас символом мужества и чести. Родина начинается и с памяти о них».

3. Терентьев Паша: «С чего начинается Родина? На этот вопрос каждый отвечает по-своему. Но смысл каждого ответа один – любовь, патриотизм, нежность… Родина, можно сказать, начинается с малого – с детской кроватки, в которую нас клали мамины нежные руки, колыбельные песни и прочитанные сказки, весёлые игры во дворе. Со школы, где дорогие наши учителя дают нам знания. Ведь всё это тоже Родина».

4. Радина Яна: «Щедра земля алтайская и на таланты. Пример тому является известный актёр, режиссёр и писатель В.М.Шукшин. Далеко за его пределами прославил Шукшин наш край. Я очень горжусь тем, что мне довелось жить на этой земле».

12) Заключительный этап.

— Послушайте ещё одно высказывание В.М.Шукшина: «Родина… Я живу чувством, что когда-нибудь я вернусь на Родину навсегда… Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание этого вот – есть куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живёт там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу…».

— Как вы понимаете выражение «врачуют душу»? (Родина силы даёт, исцеляет, помогает, врачует – лечит).

— Что такое «чувство Родины»? (Гордость за свою страну и т.д.)

Люди, которые уезжают за границу, всю жизнь испытывают чувство грусти и печали по родным краям.

Даже птицы не могут навсегда оставить родные просторы ради тёплых, но чужих стран. Они летят через моря и пустыни, выбиваясь из сил, чтобы хоть ненадолго вернуться к своим полям и лесам.

Человеку на всё хватит сил, если дело его делается ради своей Родины.

13) Работа со вторым эпиграфом.

«Человек счастлив, пока у него есть Родина» В.Белов

(Родина – основа всего существования. Только Родиной жив человек, только Родиной он силён, одухотворён, добр и красив).

14) Заключительное слово учителя

Чувство Родины весомо.

Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны. И совершите много добрых и полезных дел, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране, своей Родине.

Учитель выразительно читает стихотворение Александрова «Если скажут слово – Родина…».

На этом мероприятие завершается. (Можно включить запись песни «С чего начинается Родина…»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *