Что относится к органам управления юридического лица
Статья 53. Органы юридического лица
Статья 53. Органы юридического лица
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 53 ГК РФ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ в пункт 1 статьи 53 настоящего Кодекса внесены изменения
1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.
Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ в пункт 2 статьи 53 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2014 г.
2. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ пункт 3 статьи 53 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.
3. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Такую же обязанность несут члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.).
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ статья 53 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4, вступающим в силу с 1 сентября 2014 г.
4. Отношения между юридическим лицом и лицами, входящими в состав его органов, регулируются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами о юридических лицах.
Органы юридического лица
Понятие органа юридического лица
Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с правовыми актами и учредительным документом. Юридическое лицо через свои органы реализует свою правоспособность.
Действующее законодательство не содержит определения органа юридического лица. Большинство современных правоведов рассматривают орган юридического лица как часть юридического лица, которая формирует и выражает вовне его волю. Действие органа юридического лица считается действием самого юридического лица.
Можно дать такое определение органа юридического лица: это организационно оформленная (структурно обособленная) часть юридического лица, представленная одним либо несколькими лицами, создаваемая в соответствии с порядком, установленным законом и учредительным документом, обладающая компетенцией, определенной законом и учредительным документом, через действия которых юридическое лицо формирует и выражает вовне свою волю и тем самым принимает на себя права и обязанности.
Важно разграничивать орган юридического лица и представителя юридического лица. Орган не является представителем юридического лица с точки зрения гражданского законодательства (в процессуальном законодательстве единоличный исполнительный орган юридического лиц назван в числе его процессуальных представителей). Действия органа юридического лица рассматриваются как действия самого юридического лица.
Орган юридического лица является структурно обособленной частью юридического лица. Как правило, состоит орган из физических лиц и с ними не отождествляется. Состав органа юридического лица может измениться, но это не означает изменения самогооргана. Согласно последним изменениям ГК РФ в качестве единоличного исполнительного органа управления может выступать юридическое лицо (конечно, от его имени реализовывать функции органа будут конкретные физические лица).
Обычно среди органов юридического лица выстраивают иерархическую систему. Это может быть сделано с определенной долей условности, так как каждый орган обладает определенной компетенцией, и никакой другой орган не вправе принимать решения по вопросам компетенции другого органа. Компетенция – это предмет деятельности органа юридического лица, т. е. перечень вопросов, по которым он уполномочен принимать решения. Понятием «компетенция» охватываются также права, которые необходимы органу для осуществления его функций, и обязанности, которые возложены на него законом и учредительным документом. Формирование компетенции органов осуществляется от высшего органа к низшему (не может быть определена компетенция совета директоров, если не определена компетенция общего собрания). Круг вопросов, относящихся к компетенции каждого органа, должен быть определен исчерпывающим образом. Компетенции разных органов не могут включать одинаковые составляющие. Компетенция единоличного исполнительного органа формируется по остаточному принципу, хотя есть вопросы, которые в соответствии с законодательством решает только этот орган.
Виды органов юридического лица
Органы юридического лица можно поделить на определенные виды в соответствии с разными классификационными критериями.
1. По функциям и характеру компетенции:
– единоличные органы; они состоят из одного лица, которое единолично принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции. Как правило, это физическое лицо (директор, ревизор), хотя, как уже указывалось, в роли единоличного исполнительного органа управления может выступать юридическое лицо (управляющая компания);
– коллегиальные органы – группа лиц, которые вправе на основании совместного обсуждения и с соблюдением определенной процедуры голосования принимать решение по вопросам своей компетенции (общее собрание участников, совет директоров, коллегиальный исполнительный орган управления, ревизионная комиссия).
3. По порядку формирования:
4. В зависимости от роли при формировании и выражении воли юридического лица:
Следует обратить внимание на то, что такие структуры юридического лица, как счетная комиссия, президиум общего собрания акционеров органами юридического лица не являются. Они существуют и действуют для того, чтобы в техническом отношении обеспечивать работу органа юридического лица.
Общее собрание учредителей (участников)
Общее собрание участников, как правило, является высшим органом управления любой корпорации (как отмечалось выше, в некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах это могут быть конференция или съезд). Рассмотрим компетенцию и некоторые правила проведения общего собрания участников на примере хозяйственных обществ.
Общее собрание участников, общее собрание акционеров являются высшими органами управления хозяйственных обществ.
Компетенцию общего собрания участников (акционеров) образуют важнейшие вопросы, связанные с деятельностью общества.
Например, внесение изменений в устав общества, реорганизация и ликвидация общества, увеличение или уменьшение уставного капитала, образование других органов общества и т. д. Компетенция общего собрания акционеров носит преимущественно исключительный характер, так как вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания, не могут быть переданы на рассмотрение исполнительному органу. Эти вопросы также не могут быть переданы для решения совету директоров, за исключением случаев, предусмотренных этим же законом (так, например, выбор генерального директора может быть отнесен к компетенции как общего собрания, так и совета директоров).
У общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью есть исключительная компетенция, поскольку в законе определен перечень вопросов, которые не могут быть переданы другим органам управления, например определение основных направлений деятельности, решение об участии в каких-либо обществах и другие. Кроме того, существует общая компетенция, связанная с тем, что законом определен ряд вопросов, которые могут быть переданы на рассмотрение другим органам общества (например, образование исполнительных органов, досрочное освобождение их от должности и т. д.). Таким образом, участники общества с ограниченной ответственностью могут более гибко определять объем компетенции своих органов.
Общие собрания акционеров в зависимости от периодичности проведения делятся на годовые и внеочередные. В Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» нет понятия годового собрания, можно говорить об очередных и внеочередных собраниях, при этом очередное общее собрание участников проводится в сроки, предусмотренные уставом, но не реже одного раза в год.
Порядок созыва и проведения внеочередных собраний детально урегулирован законом. Они проводятся в тех случаях, когда этого требуют интересы общества и его участников. Закон определяет перечень лиц и органов общества, которые вправе инициировать внеочередное собрание, это, например, исполнительные органы, совет директоров, акционеры, владеющие не менее чем 10 % голосующих акций.
Собрания могут проводиться в очной или заочной форме.
Для проведения собрания должна быть подготовлена повестка дня, участники должны быть заблаговременно проинформированы о дате, месте и повестке общего собрания. Для акционеров важным является надлежащее определение круга лиц, имеющих право на участие в собрании. В Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» отсутствуют какие-либо специальные требования к составлению списка участников. Для того чтобы осуществлять работу, общее собрание должно иметь кворум, иначе его решения не правомочны. Решения принимаются путем голосования Голосование на общем собрании акционеров осуществляется по принципу «одна акция – один голос». В обществах с ограниченной ответственностью каждый участник обладает количеством голосов, пропорциональным его доле в уставном капитале, но законом может быть предусмотрено исключение из этого правила. Решения формируются путем оформления протокола общего собрания, в котором должны быть указаны основные положения выступлений, вопросы, поставленные на голосование, итоги голосования по ним, решение, принятое собранием.
Принятие решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, должны особым образом подтверждаться. Для акционерных обществ это делает держатель реестра, он же выполняет функции счетной комиссии. Непубличному акционерному обществу вместо этого разрешено нотариальное удостоверение решений и состава участников собрания. В обществах с ограниченной ответственностью нотариальное удостоверение является основным способом подтверждения, однако уставом общества или единогласным решением общего собрания может быть предусмотрен иной способ удостоверения: подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону.
Совет директоров (наблюдательный совет) и иной коллегиальный орган управления
Совет директоров – коллегиальный орган управления, осуществляющий общее руководство деятельностью юридического лица.
Он относится к представительным органам юридического лица в том смысле, что представляет и обеспечивает права и интересы его участников в периоды между проведениями общего собрания, а также осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов.
Создание совета директоров обязательно в акционерных обществах с числом акционеров более пятидесяти. В акционерных обществах, где владельцев голосующих акций менее пятидесяти, устав может предусматривать, что функции совета директоров будет осуществлять общее собрание акционеров. В обществах с ограниченной ответственностью совет директоров может создаваться по инициативе участников.
Заседание совета директоров созывается председателем совета директоров по собственной инициативе либо по требованию лиц, определенных в законе, таких, как член совета директоров, ревизионная комиссия, аудитор, исполнительный орган.
Кворум для проведения совета директоров определяется на основании действующего законодательства. Для совета директоров акционерного общества, например, кворум должен составлять не менее 50 % от числа избранных членов совета. Решение принимается большинством голосов, если уставом общества не предусмотрено иное.
Структура совета директоров регулируется законодательством, уставом и иными внутренними документами. В него могут входить профессионалы в сфере экономики, управления, в других вопросах и другие лица. Председатель совета директоров организует работу данного органа, созывает заседание. В обществах со сложной структурой могут создаваться комитеты внутри совета директоров, например по стратегическому планированию, по аудиту, по урегулированию корпоративных конфликтов.
Исполнительные органы юридического лица
Исполнительные органы осуществляют управление текущей деятельностью. В большинстве юридических лиц обязательно создание лишь единоличного исполнительного органа управления, который может иметь разные наименования: генеральный директор, директор, президент и другие. Именно этот орган выступает от имени юридического лица вовне без доверенности, остальные лица, представляющие интересы юридического лица, должны иметь доверенность, подписанную единоличным исполнительным органом управления. Это касается совершения сделок и иных юридических действий. Единоличный исполнительный орган также представляет юридическое лицо как работодателя, управляет работниками юридического лица, принимает их на работу и увольняет.
Функции единоличного исполнительного органа на основании договора могут быть переданы управляющей организации или управляющему. Единоличных исполнительных органов может быть несколько, при этом они могут действовать совместно или по отдельности (разделение проводится, например, по видам и территории деятельности юридического лица, по сферам и видам управленческих функций).
Коллегиальный исполнительный орган может создаваться по усмотрению учредителей. Это могут быть правление, дирекция и другие. В связи с тем, что законодательство не определяет компетенцию этого органа, по большому счету она формируется путем передачи этому органу некоторых полномочий единоличного органа управления.
Исполнительный орган подотчетен совету директоров (если он создан) и общему собранию участников. Решение об избрании и досрочном прекращении полномочий исполнительного органа отнесено к компетенции общего собрания участников, но закон разрешает передать решение этого вопроса в соответствии с уставом совету директоров.
Является обязательным органом для акционерных обществ, в обществах с ограниченной ответственностью она может создаваться по усмотрению учредителей, однако если общество насчитывает более пятнадцати участников, то образование ревизионной комиссии обязательно.
Система управления в корпорациях на примере хозяйственных обществ
Особое место в системе органов занимают органы управления.
Управление – это процесс планирования, руководства, координации и контроля над действиями юридического лица. Закон устанавливает определенную иерархию органов управления и предусматривает существование нескольких моделей управления хозяйственным обществом. Каждая модель характеризуется определенным набором органов управления. При этом система органов выбирается исходя из требований действующего законодательства и усмотрения учредителей. Рассмотрим модели управления хозяйственным обществом.
Минимально необходимый набор органов управления для общества – это система двух органов: общего собрания участников, которое осуществляет общее руководство деятельностью общества, и единоличного исполнительного органа управления (директора), который занимается управлением текущей деятельности.
Для крупных акционерных обществ (с числом акционеров более пятидесяти), где общее собрание акционеров нецелесообразно собирать часто и оно не может выполнять функции профессионального управленца, обязательно создание совета директоров (наблюдательного совета), который будет осуществлять общее руководство деятельностью общества в периоды между проведениями общих собраний акционеров. В остальных обществах существование такого органа, как совет директоров, зависит от усмотрения учредителей. Соответственно может существовать трехзвенная система органов управления, которая является достаточно традиционной: общее собрание участников, совет директоров, единоличный исполнительный орган управления.
Учредители могут предусмотреть для своего общества иную трехзвенную систему органов управления, состоящую из общего собрания участников и двух исполнительных органов: коллегиального и единоличного (например, дирекция и директор, правление и председатель правления). Формирование коллегиального исполнительного органа не является обязательным для подавляющего большинства юридических лиц.
Самая многозвенная система органов управления такова: общее собрание участников, совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган, единоличный исполнительный орган. Такая система управления обязательна, например, для кредитных организаций. Учредители остальных юридических лиц могут создать такую систему по своему желанию.
Дополнительные варианты системы управления допускается использовать по желанию учредителей в связи с существованием разных видов единоличного исполнительного органа. Как уже указывалось, им может быть не только физическое лицо, но и юридическое лицо. Кроме того, могут существовать несколько единоличных исполнительных органов управления, действующих совместно или отдельно.
Особая ситуация – это хозяйственное общество, созданное одним лицом, в этом случае функции общего собрания участников выполняет единственный учредитель. При этом он вправе сам себя назначить единоличным исполнительным органом.
Обжалование решений общего собрания участников корпорации
Федеральным законом от 7 мая 2013 г. в ГК РФ внесена новая глава 9.1 «Решение собраний», в том числе предусматривающая возможность обжалования решений общего собрания любого гражданско-правового сообщества, к которому можно отнести и общее собрание участников юридического лица. Аналогичные правила обжалования содержатся в специальных законах, например в ст. 49 Федерального закона «Об акционерных обществах», ст. 43 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Решение собрания следует признать юридическим фактом, а соответственно – недействительным в связи с его незаконностью.
Недействительное решение не порождает юридических последствий с момента его принятия.
Решение общего собрания может быть обжаловано участником юридического лица, который не участвовал в общем собрании или голосовал против принятия данного решения. Основаниями для признания решения недействительным являются следующие (должны существовать в совокупности):
Недействительное решение может быть ничтожным или оспоримым. Ничтожное решение недействительно само по себе, независимо от признания его таковым судом, оспоримое решение признается недействительным только по решению суда.
Законодательство предусматривает презумпцию оспоримости незаконных решений. Это означает, что если решение нарушает требования закона или устава, оно считается оспоримым, если в законе прямо не предусмотрено, что оно ничтожно. Таким образом, если решение оспоримое, то вопрос о признании его недействительным зависит от усмотрения участников; до того момента, пока они не обратятся в суд, а суд не примет решения о признании его недействительным, решение будет считаться действительным.
А если закон предусматривает, что решение ничтожное, это означает, что оно недействительно независимо от желания участников юридического лица.
Закон признает недействительными решения, принятые со следующими нарушениями:
Все остальные нарушения ведут к оспоримости решения. Нарушения могут быть, например, такие: нарушение порядка созыва, проведения собрания, которое могло повлиять на волеизъявление участников; у лица, выступающего от имени участника, отсутствуют полномочия; допущено нарушение равенства прав участников при проведении собрания; допущено нарушение правил составления протокола, в том числе требования к форме.
Признание решения недействительным может иметь достаточно серьезные негативные последствия, поэтому суду дано право с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение (это относится только к оспоримым решениям) при наличии в совокупности следующих условий:
Подобные правила предусмотрены для обжалования решений совета директоров, например, в п. 3 ст. 43 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», в п. 6 ст. 68 Федерального закона «Об акционерных обществах».
Так, в частности, акционер вправе обжаловать в суд решение совета директоров, принятое с нарушением требований закона, устава, в случае, если указанным решением нарушены права или законные интересы общества или этого акционера. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если оно не повлекло за собой причинения убытков обществу или акционеру и допущенное нарушение не является существенным. Решения совета директоров, принятые с нарушением компетенции или при отсутствии кворума, не имеют силы независимо от обжалования их в судебном порядке. Право на обжалование решения совета директоров дано и члену совета директоров, который не принимал участия в голосовании или голосовал против принятого решения.
Иски об оспаривании решений общего собрания корпораций подаются в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица. При этом участник, оспаривающий решение собрания, должен заблаговременно уведомить в письменной форме других участников и само юридическое лицо о намерении обратиться с таким иском в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Участники корпорации, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к такому иску, в том числе имеющие иные основания для оспаривания данного решения, в последующем не вправе обращаться в суд с требованиями об оспаривании данного решения, если только суд не признает причины этого обращения уважительными.
Гражданско-правовая ответственность руководителей юридического лица
Общей обязанностью лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица, и членов коллегиальных органов юридического лица является обязанность действовать добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ). В ходе реформы гражданского законодательства в ГК РФ была включена ст. 53.1, предусматривающая ответственность руководителей юридического лица. При этом под руководителями понимаются лица, уполномоченные выступать от имени юридического лица, члены коллегиальных органов юридического лица, а также лица, формально не являющиеся руководителями, но фактически определяющие действия юридического лица.
Мерой ответственности, предусмотренной ст. 53.1, является возмещение убытков. Соответственно основания ответственности таковы:
В случае совместного причинения убытков юридическому лицу убытки возмещаются солидарно.
Члены коллегиальных органов юридического лица не несут ответственности, если они голосовали против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимали участия в голосовании.
Соглашение об устранении или ограничении ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица за совершение недобросовестных действий (а в публичном обществе – за совершение недобросовестных и неразумных действий) ничтожно. В отношении лица, имеющего фактическую возможность определять действия юридического лица, любое соглашение об устранении или ограничении его ответственности ничтожно.
Требование о возмещении убытков к руководителю может подать само юридическое лицо, а также его учредители (участники), выступающие в интересах юридического лица (т. е. истцом по указанному делу является в любом случае юридическое лицо).
Согласно п. 2 ст. 65.2 ГК РФ участник корпорации или корпорация, требующие возмещения причиненных корпорации убытков, должны принять разумные меры по заблаговременному уведомлению других участников корпорации и в соответствующих случаях – самой корпорации о намерении обратиться с такими требованиями в суд, а также предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Порядок уведомления о намерении обратиться в суд с иском может быть предусмотрен законами о корпорациях и учредительным документом корпорации. Участники корпорации, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к иску о возмещении причиненных корпорации убытков, в последующем не вправе обращаться в суд с тождественными требованиями, если только суд не признает причины этого обращения уважительными.
Что относится к органам управления юридического лица
Статья 41. Органы местного самоуправления как юридические лица
1. От имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
2. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:
3. Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)