Что относится к органам социальной защиты
Понятие организации социальной защиты населения
Значение организации социальной защиты населения
Организация социальной защиты населения является ключевым фактором формирования социальной безопасности на территории муниципального образования. В свою очередь, социальная безопасность и социальная защита населения выступают одними из важнейших условий эффективности государственного управления.
Организация социальной защиты населения на территории муниципальных образований, является одной из функций управления, реализуемой органами муниципального образования на подконтрольной им территории.
В настоящее время, проблемы организации социальной защиты населения на территории муниципальных образований, являются значимыми, в связи с чем, требуется проводить более детальный анализ факторов возникновения этих проблем, тенденций развития и последствий к которым они могут привести. Местные органы власти в лице администрации муниципальных образований, являются основными субъектами, исполняющими функции по решению данных проблем, выявлению «слабых» мест и разработке профилактических мер по оптимизации самого процесса организации социальной защиты населения, однако, в силу различных обстоятельств, органам местного самоуправления, не всегда удается реализовывать анализируемую функцию управления в полной мере.
Организация социальной защиты населения выступает одним из составляющих общего механизма реализации социальной политики.
Под данным термином следует понимать вид управленческой деятельности, направленный на реализацию органами муниципальной власти в рамках своих полномочий, определенных функций по обеспечению законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий граждан, обеспечению соблюдения важнейших социальных прав и достижению приемлемого уровня жизни населения.
В целом, рассматривая организацию социальной защиты населения как функцию органов муниципального управления социальной защиты населения, необходимо отметить, что социальная защита населения является одним из приоритетных направлений внутренней политики государства, а следовательно, и политики, проводимой на определенных муниципальных территориях, органами местного самоуправления.
Существует несколько факторов, которые определяют необходимость возникновения потребности человека в социальной защите, к таким факторам можно отнести:
Понятие социального государства увязывается не только с понятием социальной защиты, но и с понятием социального обеспечения. Организация социального обеспечения является более узким понятием по сравнению с социальной защитой населения. Это обуславливается тем, что основным способом реализации политики в области социального обеспечения, является перераспределение ВВП, путем предоставления гражданам материальных благ, способствующих улучшить их материальное положение и социальный статус в обществе.
Субъекты и объекты социальной защиты населения
Организация социальной защиты населения реализуется органами муниципальной власти в более широком смысле и она включает в себя не только прямую социальную защиту семьи, материнства и детства, охрану здоровья, но и косвенно, охрану окружающей среды, медицинскую помощь, образование, занятость, охрану труда, предоставление отдельных видов социального обеспечения, предоставление образовательных услуг, регулирование МРОТ, прожиточного минимума, государственный контроль за ценами, налогообложение и т.д. В связи с чем, необходимо определить субъектов и объектов социальной защиты населения. На рисунке 1 представлена характеристика субъектов и объектов социальной защиты населения.
Существует несколько подходов к определению и характеристике понятия «социальная защита».
Первый подход называется системным, с позиции данного подхода организация социальной защиты населения рассматривается как определенная система гарантий, мероприятий и действия со стороны органов муниципальной власти.
Следующий подход называется институциональным, данный подход основан на представлении социальной защиты населения как социального института, призванного решать проблемы населения определенно муниципальной территории.
Действенный подход характеризуется через соотношение защиты населения с принятием и реализацией определенных решений по социально значимым вопросам в области социальной защиты населения на территории муниципального образования. И последний, инструментальный подход характеризуется отношением социальной защиты населения как одного из инструментов общей социальной политики, проводимой в муниципальном образовании, органами местного самоуправления.
Все приведенные подходы к определению понятия «социальная защита населения», на наш взгляд, в той или иной степени отражают определенные аспекты или составляющие данного понятия, при этом некоторые понятия ориентированы не на раскрытие сущности категории, а на комплекс мер по реализации конкретных гарантий, что является недостатком этих понятий. Исходя из представленных выше подходов, можно сформировать единое, в полной мере отражающее точное и полное определение социальной защиты населения понятие.
Организация социальной защиты населения – это функционально – институционная система, определяющая основные направления в области реализации государственной и региональной социальной политики, местными органами власти, направленной на обеспечение достойной жизни населения, развития личности и формирования социальной стабильности общества за счет создания соответствующими его субъектами форм и видов защиты от наступления негативного воздействия и последствий социально – экономических рисков, на территории определенных муниципальных образований.
Структура системы социальной защиты населения
Рассматривая структуру социальной защиты населения, следует выделить ее следующие сферы (рис.2).
Рассмотрим каждую сферу, представленную на рисунке более подробно.
1. Сфера производства материальных услуг, включает в себя область социально-ответственного бизнеса, способствующая созданию условий, которые позволяют индивиду самостоятельно заработать доход и снизить зависимость от поддержки муниципальными органами власти.
2. Сфера государственных социальных услуг направлена на организацию мероприятий по формированию условий в области воспроизводства населения, обеспечения его достойным уровнем жизни, укрепление семьи, сохранением здоровья, увеличением лет продолжительности жизни, а также профессиональной и гуманитарной подготовке, организации здорового и культурного досуга, отдыха, социальной безопасности.
3. Сфера негосударственных социальных услуг представляет собой совокупность различных видов социальных услуг, которые реализуются силами общественных объединений и некоммерческих организаций, а их прямое и косвенное влияние можно проследить в изменениях социальных процессах, связанных с организацией социальной защиты населения.
В рамках организации социальной защиты населения, управление социальной защитой населения должно быть направлено на граждан, в т.ч., на незащищенные слои населения (дети, пенсионеры, дети, оставшиеся без попечения родителей), а также на участников военных действий, людей имеющих ограничения в физических возможностях, людей с низким уровнем дохода, находящемся на уровне ниже прожиточного минимума, людей имеющих трех и более детей, вынужденных переселенцев и т.п. Таким образом, это все те категории людей, которые действительно нуждаются в дополнительной поддержке общества и государства.
При этом стоит отметить, что организация социальной защиты населения направлена не только на защиту выше перечисленных категорий граждан, по сути, являющихся или имеющих статус незащищенных слоев населения, но и на такие категории населения как: студенты, безработные и т.д., являющихся обычными гражданами, именно поэтому Россия провозглашается социальным государством, в Конституции РФ термин «социальная защита» можно встретить в статье 7.
Элементы системы социальной защиты населения
Основные элементы системы социальной защиты населения представлены на рисунке 3.
Все элементы в совокупности составляют единую систему социальной защиты населения, организация управления которой осуществляется муниципальными органами власти на подконтрольных им территориях.
Более подробно каждую составляющую элементов системы социальной защиты населения рассмотрим ниже.
1. Социальное обеспечение. В законодательстве нашей страны в силу отсутствия закона о социальном обеспечении, ни в одном нормативно-правовом акте не отражено определение понятия «социальное обеспечение». В свою очередь, социальное обеспечение является инструментом социальной защиты населения, выраженной в предоставлении отдельным гражданам различных видов выплат и помощи. В состав социального обеспечения относят, в т.ч.: пенсии, пособия (по беременности и родам, по утрате трудоспособности, по потере кормильца и т.п.), а также иные пособия, предусмотренные законодательством к выплате в случае сложившейся с гражданином определенной ситуации, существенно ухудшающей его материальное и социальное положение в обществе. В то же время, стоит отметить тот факт, что возможность претендовать на меры социальной защиты населения в виде социального обеспечения не зависит от уровня доходов трудящегося, от фактического его официального трудоустройства, а также от участия гражданина в общественно – полезной деятельности.
2. Социальное страхование. Основным нормативно – правовым актом, регулирующим отношения в области социального страхования, является принятый еще в 1999 году и действующий по сегодняшний день федеральный закон № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». В котором социальное страхование подразделяется на два вида: обязательное и добровольное. Социальное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на реагирования последствий изменения социального положения граждан.
3. Пенсионное страхование. Пенсионное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), достигших пенсионного возраста, либо имеющих иные права на получение пенсии.
4. Государственное пенсионное обеспечение. В своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), в связи с назначением им пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
5. Здравоохранение. Система мер, осуществляемая органами государственной власти, органами региональной власти и органами местного самоуправления, направленная на охрану здоровья граждан, путем организации различных мероприятий – организационного, экономического, правового, социального и иного характера.
Кроме того, следует отметить, что отдельные элементы, которые могут являться составными частями организации системы социальной защиты населения, содержаться и в других системах, регулирующих общественные отношения, таких как: культура, спорт, образование и т.п. В частности, косвенным воздействием на уровень социальной защиты отдельного гражданина, может выступать, предоставляемое ему на бесплатной основе место в общежитии учебного заведения или бесплатных часов занятия спортом в спортивном зале, бассейне и т.п. Примером организации социальной защиты населения, а именно одним из ее элементов, являлось предоставление малообеспеченным слоям населения возмещения за оплату питания ребенка в школе. С начала следующего учебного года, такая мера поддержки будет осуществляться по отношению ко всем ученикам начальных школ в нашей стране, в связи с чем, можно задаться вопросом о статусе такой меры поддержки. Ведь, если ее будут получать в т.ч. граждане не нуждающиеся в ее получении по критериям материальной составляющей, то можно ли будет назвать такую поддержку одним из элементов социальной защиты населения.
Инструменты социальной защиты населения
В целях осуществления социальной защиты населения, могут быть использованы несколько инструментов, в частности к инструментам и способам денежного обеспечения граждан необходимо отнести:
Кроме этого вида денежного обеспечения граждан, существует система льгот, которая включает:
Таким образом, необходимо отметить, что социальная защита не сводится к оказанию только материальной помощи тем, кто в ней нуждается. Социальная защита представляет собой комплексный инструмент, реализуемый органами местного самоуправления в рамках осуществления взаимодействия местных органов власти с обществом.
Социальная поддержка населения: список служб и фондов
Социальная поддержка (социальная защита) населения – это комплекс мер, направленных на удовлетворение социальных потребностей человека. Особенно она важна для социально уязвимых категорий граждан: пенсионеров, инвалидов, участников ВОВ, многодетных семей, детей, оставшихся без родителей, работников вредных производств и т. д.
Меры по социальной поддержке населения
Оказание различных услуг, льготы и выплаты нуждающимся составляют основу социальной поддержки. Среди предпринимаемых мер большое значение для населения имеют:
Основным инициатором таких действий является государство.
Социальная поддержка населения включает такие меры, как:
Социальная поддержка включает в себя такие формы, как: социальная помощь, социальное страхование и социальное обеспечение.
Какие категории граждан могут рассчитывать на бесплатную социальную поддержку?
Социальная поддержка населения осуществляется в отношении следующих категорий нуждающихся:
Особенности социальной помощи в России
Правительство России разрабатывает проекты по поддержке малоимущих граждан, не способных обеспечить себя своими собственными силами и средствами. Такая поддержка действует для людей любого возраста, пола и места проживания. Для того, чтобы ее получить, требуется наличие российского гражданства и документы, подтверждающие трудную жизненную ситуацию.
Сейчас система социальной поддержки граждан находится в состоянии формирования и постепенно превращается в самостоятельную многопрофильную отрасль государственного хозяйства. Сейчас в ней задействовано примерно 400 000 сотрудников и свыше 16 000 учреждений. Отделения социальной помощи есть почти в каждом городском районе. Такие центры существуют и в некоторых сельских поселках.
Социальная поддержка регулируется как федеральным, так и местным законодательством. Также есть негосударственные фонды социальной поддержки населения, которые функционируют на идейных началах.
Социальное страхование населения
Социальным страхованием называют один из видов социальной защиты населения, главная цель которого – выполнение конституционного права людей на материальную помощь в случае утраты здоровья или трудоспособности, безработицы и других подобных проблем.
Социальное страхование может быть коллективным, государственным или смешанным. В отличие от государственного, коллективное страхование организуется профсоюзами. По времени возникновения оно является более древним, чем государственное.
В России обязательное социальное страхование является одним из инструментов по реализации социальных программ государства. Оно финансируется из внебюджетных фондов социального страхования и других источников. Социальное страхование предусматривает выплаты государственных пособий и пенсий.
Среди пособий наиболее часто используется пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для его выплат является выписка, получаемая в медицинском учреждении. Еще одним видом пособий является пособие по беременности и родам. Его размер приравнивается к размеру заработной платы. Также есть пособие по уходу за маленьким ребенком.
Среди других выплат можно выделить пособие по безработице, которое не пользуется популярностью у населения, вследствие чисто символического размера выплаты.
По каким направлением осуществляется поддержка?
В центрах социальной защиты населения любому желающему может быть уделено внимание, а меры помощи будут соответствовать той ситуации, в которой человек оказался. Наиболее часто в такие центры обращаются за помощью, связанной с материнством и детством. Многодетные семьи получают такие виды поддержки, как:
В разных регионах этот список может несколько различаться, поэтому его следует уточнить в региональном отделении по месту проживания.
Определенный вклад в обеспечение реализации программ социальной поддержки вносит департамент труда. Его работники занимаются следующими мероприятиями:
Совсем другой вид государственной поддержки предназначается для пожилых людей и инвалидов. Прежде всего, это различные виды помощи на дому (уборка квартиры, доставка на дом продуктов), либо в условиях стационара. Во втором случае нуждающихся помещают в дома-интернаты, дома престарелых или пансионаты, где бесплатно оказываются различные услуги, в том числе реабилитационные и медицинские.
Дополнительные виды социальной помощи
Дополнительным видом социальной поддержки населения является распространение гуманитарной помощи среди нуждающихся граждан. Такая помощь оказывается частными фондами. Сбор пожертвований ведется среди бизнесменов и обычных граждан на добровольной основе.
Помощь по предоставлению квартиры может быть оказана сиротам после достижения ими 18-летнего возраста. На льготную ипотеку могут претендовать молодые семьи. Для многодетных семей предусмотрено выделение земельной площади под застройку жилья.
Источники финансирования социальной помощи
Финансирование мероприятий по социальной поддержке населения осуществляется по закону №131 («Закон о социальной поддержке»). Социальная помощь является одной из статей российского бюджета. При ее наполнении исходят из следующих затрат:
Для расчета используют, прежде всего, данные за предшествующий год, по которым определяется эффективность мероприятий. Местные фонды, которые не справляются с задачей социальной поддержки населения, могут обратиться за соответствующей помощью в федеральные органы. Управление расходами на социальную помощь является сложной задачей, решение которой до конца не отрегулировано.
Пособие на погребение
Это денежное пособие выплачивается в качестве компенсации расходов, связанных с похоронами умерших лиц. Размер данной выплаты соответствует величине затрат, связанных с организацией этого дела. Пособие по погребению предусмотрено Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», но оно не может превышать 10 минимальных размеров оплаты труда. Условием для выплаты данного пособия является срок не более 6 месяцев со времени смерти.
Средства для выплаты пособия на погребение берутся из Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, регионального бюджета субъектов РФ.
В 2015 году размер пособия на погребение составлял 5277 рублей.
Фонд социального страхования Российской федерации
Эта организация была создана 1 января 1991 года. В 2016 году бюджет фонда составлял 614,5 млрд руб. (0,78 % от ВВП страны).
Данный фонд выполняет следующие функции:
Государственные органы социальной помощи населению
Департамент социальной поддержки населения имеет 2 основных подразделения: пенсионный отдел и отдел по трудовым и социальным вопросам. Также в его состав входит бухгалтерия.
Управление социальной поддержки населения реализует свои задачи и функции на основании «Положения об управлении социальной защитой населения». Городское управление социальной защитой населения – это муниципальный орган в составе администрации города, который подчиняется как непосредственно ей, так и отделу социальной поддержки населения администрации области или края.
Функции городского управления по социальной защите граждан
Задачи центра социальной поддержки
Центр социальной поддержки населения призван решать следующие задачи:
В заключение
Таким образом, социальная поддержка граждан страны является неотъемлемой частью социальной политики, как федеральной, так и региональной. Прежде всего, помощь оказывается таким категориям граждан, как пенсионеры, ветераны, инвалиды, малоимущие, дети, семьи с низким достатком. Для реализации программ социальной помощи созданы специальные отделения – центры социальной поддержки населения района, которые работают в большинстве населенных пунктов РФ.
Что относится к органам социальной защиты
Статья 12. Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания
1. Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции:
1) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений;
3) внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.
2. Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
1) предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.12.2004 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;
3) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
3. Должностные лица органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания имеют право:
1) в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.
(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)
Понятие и система органов социальной защиты населения.
Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.
Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.
Социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.
Под социальным обеспечением понимаются различные формы помощи общества своим членам.
Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному государственному социальному страхованию.
Для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь создаются федеральные внебюджетные фонды.
К данным фондам относятся:
ü Фонд социального страхования РФ,
ü Пенсионный фонд РФ,
ü Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Другой организационной формой социального обеспечения является прямое ассигнование из федерального бюджета (например, пенсии военнослужащим, государственным служащим, предоставление социальных услуг престарелым и т. д.).
Наряду с централизованными формами в последнее время получают распространение и формы негосударственного социального обеспечения. К их числу можно отнести:
1. Муниципальное социальное обеспечение
Осуществляется многоплановая социальная политика, направленная на улучшение жизни граждан всех социальных слоев и категорий. В этих целях ежегодно утверждается комплексная программа мер социальной защиты граждан. В числе этих мер можно назвать выплату компенсации (или доплаты) неработающим пенсионерам (и отдельным категориям работающих) до социальной нормы.
2.Негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
Эти фонды осуществляют свою деятельность на основании Федерального Закона от 07.05.98г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». В настоящее время в России функционирует свыше 250 НПФ, имеющих лицензию.
Исключительным видом деятельности НПФ является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность НПФ заключается в аккумулировании пенсионных взносов, размещении пенсионных резервов, учете пенсионных обязательств фонда и выплате негосударственных пенсий участникам фонда.
3. Благотворительную деятельность граждан и юридических лиц.
Правовое регулирование осуществляется на основании Федерального закона от 11.08.95г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»,
4.Предоставлениеработникам предприятий (в т.ч. и вышедшим на пенсию) за счет прибыли различных льгот и компенсаций.
Следует различать понятия «социальное обеспечение» и «социальная защита«.
Вместе с тем, основные вопросы социальной защиты населения относятся к праву социальное обеспечение.
Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», а социальное обеспечение является составной частью социальной защиты.
Систему органов, осуществляющих социальную защиту населения,возглавляет Министерство труда исоциального развития РФ (Минтруд России).
В регионах России: автономных республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге вопросы социальной защиты находятся в ведении Департаментов или Комитетов администрации соответствующей территории, а вопросы пенсионного обеспечения – в Отделениях Пенсионного фонда РФ (за исключением отдельных регионов, где пенсионная служба относится к органам социальной защиты).
3. Понятие и виды социальной защиты. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения.
Социальная защита – это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Виды социальной защиты:
1. обеспечение пенсиями;
2. обеспечение пособиями;
3. бесплатное медицинское обслуживание;
4. предоставление санаторно-курортного лечения;
5. социальная помощь семьям, имеющим детей;
6. обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.
Право социального обеспечения (ПСО) – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.
Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.
В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения:
ü Отношения по пенсионному обеспечению;
ü Отношения по социальному обслуживанию;
ü Отношения по выплате пособий;
ü Отношения по бесплатному медицинскому обслуживанию и т.д.
Кроме того, к названным выше отношениям относятся также:
процессуальные отношения – это отношения по разрешению споров, возникающих между участниками отношений по пенсионному обеспечению;
процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности).
Метод ПСО имеет следующие отличительные признаки:
1) сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов (на федеральном уровне закрепляется определенный социальный стандарт, который ни при каких условиях не может быть понижен субъектами РФ, а может быть только повышен за счет собственных источников (например, установление доплаты к пенсии в г. Москве);
2) права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем (например, в коллективном договоре на конкретном предприятии могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством: досрочный уход на пенсию, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение и т.д.). Но условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными.
3) все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;
4) специфика санкций, применяемых к правонарушителям, и способы защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).
Специфика санкций заключается,
во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно излишне получили суммы выплат по социальному обеспечению.
во-вторых, санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают только излишне полученную сумму и дополнительных лишений не испытывают.
ПСО можно разделить на 3 части:
К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы ПСО. Т.е. в общую часть входят понятие, предмет, метод, система, принципы, источники права социального обеспечения, а также история отечественного законодательства о социальном обеспечении.
Особенная часть отрасли права социального обеспечения состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условия и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения: пенсионное, пособия и компенсации, медицинская помощь и лечение, социальное обслуживание, льготы по системе соц. обеспечения.
Говоря о нормах, регулирующих пенсионные отношения, следует отметить, что они многочисленны, разнообразны и подразделяются на несколько институтов. Так, нормы о пенсиях делятся на следующие группы:
В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсии.
Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты:
— социальное обслуживание и т.д.
В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство зарубежных стран.
4. Источники права социального обеспечения:
Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.
В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.
Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:
1. по юридической силе (по степени важности и субординации),
2. по сфере их действия;
3. по органам, принявшим нормативный акт;
5. по правовым институтам.
При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.
1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.
В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
В качестве примера кодификационного акта в области социального обеспечения являются Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.
Текущие законы касаются отдельных институтов ПСО.
2. По форме акта источники ПСО делятся на:
ü законы (примеры приводились выше);
ü указы и распоряжения Президента РФ
(например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 «О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров»);
ü постановления и распоряжения Правительства РФ
(например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510 «Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ»);
ü постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств
(например, постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. N 17/19пб, которым утверждены «Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении»);
ü другие нормативные акты.
3. По сфере действия источники ПСО делятся на:
· общефедеральные (например, Закон РФ «О занятости населения РФ» от 19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России),
· республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые)
(например, Указ Президента Республики Адыгея от 21.08.96г. N 145 «О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей»).
4. Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. Здесь можно выделить 3 группы:
1. по пенсионному обеспечению граждан,
2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.
3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.