Что относится к опорным видам спорта
Виды спорта
Виды спорта
Вид спо́рта — совокупность видов спортивных соревнований, объединённых по признакам схожести правил, одной спортивной федерации и т. п.
Содержание
Игровые виды спорта
В игровых видах спорта структурной единицей состязания является игра (матч, встреча). Прямой физический контакт ограничен или запрещён. Задача каждой из двух противоборствующих сторон — добиться превосходства по количеству определённых игровых действий (гол, попадание) за установленное время либо первой совершить определённое действие (напр. в шахматах — поставить мат) или установленное количество действий.
Индивидуальные
Индивидуальные игровые виды спорта подразумевают в рамках одной игры сопоставление отдельных спортсменов. Исключением являются парные игры (теннис, бадминтон), не подменяющие ведущего индивидуального характера этих видов спорта.
Командные
В командных игровых видах спорта в каждой игре участвуют две группы — команды спортсменов. Каждая команда имеет единую соревновательную цель. Отличительная черта командных игр — заменяемость игроков в команде, для чего число членов команды, как правило, превышает максимально допустимое для непосредственного участия в игре.
Спортивные деловые игры
Игровые виды спорта, представляющие собой деловые игры, созданные на основе спортивных интеллектуальных игр (шахматы, шашки, го, рэндзю, сёги и другие).
Циклические виды спорта
Цикличное повторение движений для перемещения собственного тела в пространстве — суть циклических видов спорта. В определении победителя решающую роль играет скорость перемещения.
Спортивные единоборства
В единоборствах обязателен физический контакт между двумя соревнующимися.
Борьба
Силовые виды спорта
В силовых видах спорта соревнование сводится к сопоставлению силовых качеств участников.
Сложнокоординационные виды спорта
Выявление победителя в сложнокоординационных видах спорта — это сравнение сложности, качества и эстетичности исполнения двигательных действий спортсменами. Название обуславливается постоянным усложнением двигательной координации в выступлениях для наиболее вероятной победы.
Экстремальные виды спорта
Атрибутами экстремальных видов спорта являются критичные для человека условия внешней среды, высокая степень риска для здоровья и жизни.
Технические виды спорта
Основу технических видов спорта составляет взаимодействие спортсмена с различной сложности техническими устройствами.
Прикладные виды спорта
Содержательную основу прикладных видов спорта определяют военные, хозяйственные и прочие прикладные навыки, по владению которыми и проводятся состязания.
Авиационные виды спорта
Киберспорт
Киберспорт — соревнования по видеоиграм. При этом соревнование происходит не с компьютером, а с другими спортсменами.
Прочие виды спорта
См. также
Ссылки
Примечания
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Виды спорта» в других словарях:
Виды спорта — Имена существительные АЛЬПИНИ/ЗМ, горовосхожде/ние, скалола/зание. Подъём, восхождение на труднодоступные горные вершины со спортивной или познавательной целью. КУЛЬТУРИ/ЗМ, атлети/зм, бодиби/лдинг. Вид спорта, включающий систему… … Словарь синонимов русского языка
Олимпийские виды спорта — В программу современных Олимпийских игр входят 28 летних (41 дисциплина) и 7 зимних (15 дисциплин) видов спорта. По двум из них (гольф и регби) соревнований в рамках олимпийских игр на текущий момент не проводится, и впервые после долгого… … Википедия
Портал:Моторные виды спорта — Начинающим · Сообщество · Порталы · Награды · Проекты · Запросы · Оценивание География · История · Общество · Персоналии · Религия · Спорт · Техника · Наука · Искусство · Философия … Википедия
Зимние виды спорта — Горнолыжник Зимний спорт совокупность видов спорта, проводящихся на снегу или на льду, то есть преимущественно зимой. Основные зимние виды … Википедия
Моторные виды спорта — Автокросс Моторные виды спорта это собрание видов спорта где участие принимают на машинах с мотором. Эти виды спорта были включены в демонстрационное событие на олимпийских игр … Википедия
Зимние виды спорта (монеты) — Памятные монеты Центрального банка Российской Федерации, посвящённые олимпийским зимним видам спорта. Основная статья: Памятные монеты России Серия: «Спорт» Зимние виды спорта Серия «Зимние виды спорта», выпускавшаяся в 2009 2010 годах, состоит… … Википедия
Водные виды спорта — … Википедия
Интеллектуальные виды спорта — (англ. Mind Sports) сложившаяся система организации соревнований и специфической подготовки к ним в логических играх, которые подверглись институционализации англо саксонского образца в виде создания глобальной сети международных… … Википедия
Паралимпийские игры. История и виды спорта — Из истории Паралимпийских игр Паралимпиада олимпийские игры инвалидов в мире считается практически таким же выдающимся событием, как и сама Олимпиада. Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Единая всероссийская классификация видов спорта: особенности, требования и правила
Без спорта жизнь невозможна. Люди изобрели разновидности, подходящие для игр группами, индивидуальные, экстремальные. Чтобы систематизировать существующие спортивные развлечения, введена единая всероссийская классификация по видам спорта.
Это не единственная систематика спортивных разновидностей, известны:
С кем играем
Классифицируют спорт по признаку состава игроков: индивидуальный, командный.
Индивидуальные виды требуют от спортсмена принятия на себя ответственности за ход и результат. Итоги вносятся в индивидуальные классификационные книжки. Насколько хорошим будет результат, определяется навыками, умениями, физической формой выступающего на соревнованиях. В индивидуальном спорте все соперничают. Тренеры указывают на объективность таких соревнований, позволяющих выявить наиболее подготовленного, сильного человека, чей результат наглядно демонстрирует – он достоин награды.
Когда играет команда из нескольких человек, классификация видов спорта выделяет мероприятие в число командных. В группе могут быть двое и больше людей. Успех зависит от вклада участников, взаимодействие внутри коллектива определяет результат. Нередки случаи, когда в слабой команде оказался сильный спортсмен. Всеми силами вытягивая коллектив к победе, в одиночку сделать многого он все равно не сможет, поэтому команда проиграет. В итоге этот самый единственный талантливый игрок не получает за свои старания ни наград, ни дипломов. Некоторые виды спорта допускают медаль «За стремление к победе» или «За стойкость духа». Сильный игрок слабой команды рассчитывает только на удачу в этой номинации.
Психология в спорте
Единая классификация видов спорта уделяет немалое внимание индивидуальным видам. Они привлекают многочисленных зрителей, но спортсмены, выбирающие эти дисциплины, находятся под сильным психологическим давлением. Что бы человек ни сделал, это скажется на итоге, помощи ждать неоткуда.
Если всероссийская классификация видов спорта определяет игру как командную, то есть выступает двое, трое, больше спортсменов, при ошибке одного участника другие подстраховывают его. Конечно, серьезный промах сводит на нет усилия всех членов команды. Умение работать в группе, осознание себя частью коллектива – обязательные требования к спортсмену.
У всего есть преимущества
Какая разновидность требует психически большей стойкости, неизвестно. Длительные тренировки эффективно готовят к психологической нагрузке, ответственности, разочарованиям, тем не менее, в среде спортсменов нередки срывы.
У индивидуалов есть шанс опробовать себя в командной работе: речь об эстафетах. Максимальная отдача гарантирует успех человека, командная работа ведет к победе группы в сложных условиях. Эстафета позволяет тасовать людей внутри команды.
Неоднозначно оценивает всероссийская классификация видов спорта теннис, бадминтон. Эти игры одновременно считаются командными, индивидуальными, так как присутствует парный разряд.
Спорт: такой разный
Как подсказывает спортивная классификация, виды спорта исчисляются сотнями: уже сейчас их больше 200. В России распространено около 150. Определённые разновидности объединяют несколько дисциплин. Каждой свойственны особенные методы борьбы, состав действий, правила поведения.
Олимпийское определение вида спорта: тип соревновательной деятельности, сформировавшийся за долгое время, ставший самостоятельным и включающий в себя одну или более дисциплин. Классификация олимпийских видов спорта очень важна на мировом уровне, так как Олимпийские игры регулярно объединяют все страны, все население планеты.
Российское разделение на виды
Наиболее широко в России применяется классификация спортивных развлечений, изобретенная в 1977, дополненная в 1999 Л. Матвеевым. Выделяют 6 групп:
Дополнительные группы
Современная классификация видов спорта, оценивая физические, технические особенности конкретного развлечения, выделяет 6 подгрупп:
Распределение на группы на примере
Индивидуальные спортивные игры:
Сложные координационные игры:
Спорт для себя: какой выбрать
Для повседневной жизни человеку не нужны олимпийские подвиги, но спорт для поддержания себя в тонусе полезен. Популярность двигательной активности растет последние 10 лет. Подбирая свой тип, уделяют внимание доступности инвентаря, сложности организации площадки, тому, какая команда нужна.
Первое место по распространенности в последние года заняла скандинавская ходьба. Это прохождение длинных маршрутов с поддерживающими палками. Скорость небольшая, человек гуляет в свое удовольствие, устав, возвращается домой довольным. Специальное снаряжение не нужно, даже треккинговые палки можно заменить лыжными.
Простой вариант для новичка – поднимать гантели. Необходимого снаряжения – минимум, можно практиковаться дома. Гантели должны весить один, максимум полтора килограмма. Дополнительного утяжеления не нужно. Спорт положительно влияет на работу сердца.
Помните, некоторые нагрузки запрещены состоянием здоровья. Это зависит от болезней человека. Варикозное расширение вен запрещает приседать, выполнять занятия на пресс из положения стоя. Миома матки накладывает запрет на силовые упражнения любого типа, так как это оказывает дополнительное давление на малый таз.
Заинтересовавшись спортом в период лечения, реабилитации, имея ограниченные возможности, уделите внимание духовному развитию. Например, йога позволяет сочетать умеренную нагрузку, медитацию, успокоение. Альтернатива – тай-ци. Из снаряжения пригодятся коврик или лоскут нескользкого материала, удобная одежда, не стесняющая движений. Тай-ци и йога фокусируются на развитии равновесия. Начинают с простейшего: асан-йога.
Не менее приятно танцевать. Танцы нагружают мышцы, помогают развить спортивные качества – стремление быть лучшим, ловкость, выносливость. Говоря об эффективных тренировках, спортивные танцы упоминают в начале. Уместны они и в программе похудания, модной среди современных женщин. Зажигательные современные танцы принесут радость, улучшат настроение, приведут организм в порядок, заставят кровь быстрее бежать по венам. Стоит только попробовать, и любовь к танцам поселится в душе на всю жизнь.
Классификация видов спорта по характеру их влияния на опорно-двигательный аппарат спортсмена и некоторые рекомендации по рациональной ориентации детей в спорте
Доцент Г. Е. ЕГОРОВ
Кафедра лечебной физкультуры, физиотерапии и курортологии Новокузнецкого института усовершенствования врачей, Новокузнецк, Россия
Версия для печати.doc
Современная спортивная классификация включает в себя более чем 60 видов спорта. Многообразие видов спорта и разновидностей физических упражнений не позволяет рассматривать каждое из упражнений в отдельности. В этом и нет необходимости, так как многие виды спорта близки друг к другу по различным признакам, в частности, по влиянию их на опорно-двигательный аппарат спортсмена. Учет особенностей влияния различных видов спорта на опорно-двигательный аппарат необходим для профилактики различных ортопедических заболеваний позвоночника у юных спортсменов, особенно при наличии у них нарушения осанки и сколиоза начальных форм. Существующие классификации видов спорта (А. Б. Гандельсман, К. М. Смирнов, 1963; В. С. Фарфель, 1975, А. Г. Дембо, 1980) не учитывают это положение. В связи с этим мы предлагаем разделить все виды спорта по характеру их воздействия на связочно-мышечный и костно-суставный аппараты спортсмена, по степени участия тех или иных групп мышц в работе и особенностям спортивной рабочей позы при выполнении специфических физических упражнений избранного вида спорта на три группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта.
I. Симметричные виды спорта
Симметричные виды спорта, при занятиях которыми правая и левая половины тела спортсмена выполняют одновременно или попеременно одни и те же движения или действия. При этом позвоночник спортсмена занимает строго срединное положение, тело спортсмена находится в устойчивом равновесии во фронтальной плоскости. Мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей получают равно- мерную физическую нагрузку (спортивная гимнастика, конькобежный спорт, беговые виды легкой атлетики, лыжные гонки, плавание, тяжелая атлетика и др.).
2. Асимметричные виды спорта
Асимметричные виды спорта, при занятиях которыми обе половины теля спортсмена выполняют разные действия. При этом спортсмен, как правило, находится в вынужденной асимметричной позе. Кроме того, в связи с особенностями техники того или иного вида спорта позвоночник часто совершает однообразные наклонные движения в одну и ту же сторону или же происходит скручивание его вдоль вертикальной оси. В связи с этим одна половина тела испытывает нагрузку значительно в большей степени, чем другая. Равномерность развития мышц нарушается. При занятиях асимметричными видами спорта (бадминтон, баскетбол, бокс, метание, стрельба, настольный теннис, фехтование и др.) равновесие тела спортсмена во фронтальной плоскости не обладает устойчивым характером.
3. Смешанные виды спорта
Смешанные виды спорта, при занятиях которыми происходит частая смена спортивной рабочей позы, обе половины тела спортсмена испытывают постоянно и часто меняющиеся симметричные и асимметричные нагрузки. Положение позвоночника также постоянно меняется, отсутствует вынужденная спортивная поза, а если она возникает, то бывает кратковременной. Мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей развиваются равномерно (все веды борьбы, волейбол, многоборья, регби, ручной мяч, футбол, хоккей и др.).
Многолетние наблюдения за юными спортсменами свидетельствуют о том, что наиболее благоприятное влияние на формирование осанки и позвоночника оказывают симметричные и смешанные виды спорта. Они, равномерно развивая мышцы обеих половин тела спортсмена, предупреждают возникновение вновь приобретенных нарушений осанки во фронтальной плоскости у здоровых детей, исправляют имеющиеся нарушения осанки во фронтальной плоскости, предотвращают прогрессирование сколиозов I степени и даже способствуют устранению начальной степени сколиотической деформации позвоночника. По нашим данным, при занятиях этими видами спорта уже в течение одного года происходят благоприятные изменения в осанке детей. В течение 5 лет занятий из 587 детей с нарушением осанки во фронтальной плоскости у 531 (90.5%) осанка стала правильной. При сколиозе I степени у 26 юных спортсменов из 143 отмечено полное устранение дуги искривления позвоночника, хотя признаки торсии позвонков сохранились.
При занятиях асимметричными видами спорта мы наблюдали обратную картину. При занятиях этими видами спорта уже в течение I—2 лет у 20,1% из 409 здоровых детей отмечено появление нарушений осанки, чаще во фронтальной плоскости. Через 5 лет занятий этот показатель увеличивается до 38,6%. Имеющиеся нарушения осанки становятся стойкими, а у 25% из 216 имели тенденцию к ухудшению. Из 54 юных спортсменов со сколиозом I степени у 13% наблюдалось медленное прогрессирование сколиоза. Это свидетельствует о том, что многолетние занятия асимметричными видами спорта, особенно при узкой ранней специализации, нарушая равномерное развитие мышц правой и левой половин тела, неблагоприятно отражаются на процессе правильного формирования осанки.
У спортсменов, начинающих специализацию в асимметричных видах спорта в возрасте 14-—15 лет, нарушения осанки у здоровых детей не возникало, а прогрессирование имеющихся нарушений осанки отмечалось в значительно меньшей степени. Сколиозы I степени практически не менялись. Мы объясняем это тем, что у подростков 14—15 лет осанка практически сформирована, и она способна оказывать достаточное сопротивление неблагоприятному влиянию спортивной позы при занятиях асимметричными видами спорта.
Сказанное позволяет рекомендовать рабочую таблицу по рациональной ориентации детей в спорте в зависимости от исходного состояния осанки и позвоночника (табл.1).
Что относится к опорным видам спорта
Лекция №2. Место и значение спортивных игр
Лекция № 2
Место и значение спортивных игр в системе физического воспитания.
Вопрос по лекции №1:
Какие спортивные игры вы знаете? (исправить ошибки, если возникнут)
Объяснение для, студентов-какие виды двигательной деятельности можно отнести к спортивным играм:
Спортивные игры – это индивидуальные или командные виды игр, в которых действия соперников направлены на овладение и действия (определяемые правилами игры) с общим для всех участников предметом игры с целью достижения победы над соперником.
Такое определение будет соответствовать принятому в теории спорта определению понятия «вид спорта», под которым понимается «…сформировавшийся в ходе развития спорта вид (разновидность) соревновательной деятельности, отличающийся своим конкретным предметом состязания…»
Близкое по значению определение спортивных игр дается в немецком толковом словаре спортивных терминов, где под «спортивными играми» понимается «… социальная двигательная активность, свойственная людям, в которой объединены компоненты спорта (соревнования) и собственно игра». (8,c.485-486). В предлагаемой формулировке определения спортивных игр присутствуют два существенных признака. Один позволяет выделять и отличать спортивные игры от других видов спорта – это наличие общего для всех участников предмета игры (суть игры), посредством, которого набираются необходимые для победы в соревновании очки, баллы, голы, шайбы и т.п. Второй – определяющий существенный признак спортивной игры (суть спорта), позволяет выделить из всей массы разнообразных игр, игровой деятельности наличие специфической спортивной цели игры – победы над соперником, которая соответствует узкому определению спорта как собственно соревновательной деятельности
Может интеллектуальная игра стать спортивной? Да!
Может ли подвижная игра стать спортивной? Да!
Пляжный волейбол-средство активного отдыха – олимпийский вид спорта
Может ли спортивная игра стать подвижной? Да!
например: гандбол 11х11, как спортивная игра, прекратил существование, а как игровая форма физических упражнений (двигательной активности) продолжает использоваться в оздоровительных занятиях
1.Спортивные игры в системе физического воспитания
В нашей стране большую популярность уже в первые годы Советской власти с/и, и в частности баскетбол, были включены в программу подготовки бойцов Красной Армии в организации Всевобуча, а несколько позже – и в программу общеобразовательных школ. После окончания гражданской войны разнообразие с/и превратились в массовые виды спорта и стали отличаться средним привлечением трудящихся к регулярным занятиям культурой и спортом. Через секции и ДЮСШ к с/и потянулась учащаяся молодежь. Так как с/и были включены в нормативы всесоюзного комплекса ГТО. Наибольшее количество успехов представители игровых видов спорта начали добиваться в 50-х годах и стали постоянно участниками международных соревнованиях. С/и занимают ведущее место в ФВ. Они способствуют полноценному решению задач всестороннего массового воспитания. С помощью с/и, выполняющих роль важнейшего средства и метода ФВ, успешно реализуются воспитательно-образовательные, оздоровительно-гигиенические, пропагандистические задачи. Обучение с/и позволяет значительно расширять двигательные возможности занимающихся, воспитывать у них ловкость, совершенствовать жизненно важные двигательные навыки. С/и это незаменимое средство Общей физической подготовки. Разнообразие игровых действии, их соревновательный характер обеспечивают полноценное физическое развитие, и способствует достижению разносторонней физической подготовленности занимающихся. Тренировки и соревнования по с/и, где необходимо преодолеть сопротивление соперника, совершенствуют способность к инициативным действиям. Коллективный характер развивает такие ценные морально-волевые качества, как умение подчинить личные интересы коллективу, взаимопомощь, уважение к партнерам и сопернику, чувство ответственности. Оздоровительно-гигиенические задачи. с/и отличаются прерывисто-переменным характером, и в cвязи с этим способны сами регулировать степень своей активности, это создает благоприятные предпосылки ССС и дыхательную системы и повышает их работоспособность. Тренировки и соревнования проходят в различных погодных условиях, что дает закаливающее для восстановления деятельности органов и оказывает положительное влияние на влияние природных факторов укрепления здоровья.
Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне.
Практически во всех образовательных учреждениях спортивные игры включены в учебные программы. Они широко практикуются во внеклассной и внешкольной работе, используются в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, в подготовке спортсменов. На основе спортивных игр сформировались игровые виды спорта, занимающие достойное место среди других видов на всех уровнях, включая Олимпийские игры.
В структуре высшего образования в сфере физической культуры и спорта спортивные игры входят в цикл базовых физкультурно-спортивных дисциплин в соответствии с государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами.
2.Значение занятий спортивными играми.
Спортивные игры имеют большое оздоровительное значение благодаря разнообразным естественным движениям, широкой возможности проведения их на свежем воздухе. Они способствуют креплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, деятельности всех органов и систем организма человека и служат полезным средством активного отдыха, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью. Правильно организованные занятия с детьми содействуют формированию растущего организма, гармоническому развитию; занятии со взрослыми— пй, сохранению здоровья и трудоспособности.
Спортивные игры имеют и большое образовательно-воспитательное значение. Они отличаются быстрыми, разнообразными действиями участников. Обстановка, в которой происходят эти действия, постоянно изменяется, что требует от игроков быстрых, самостоятельных решений. Им часто приходится варьировать скоростью, направлением и интенсивностью передвижения, использовать двигательные навыки в различных связках и сочетаниях. Спортивные игры являются хорошим средством развития у занимающихся быстроты, ловкости, выносливости, ориентировки, самостоятельности, инициативности и творческой активности.
Действуя быстро в условиях неожиданно изменяющейся обстановки, игрок должен видеть расположение своих партнеров и противников, наблюдать за движением мяча, шайбы, хорошо ориентироваться в отношении ворот, корзины, сетки. Все это требует умении концентрировать внимание, правильно распределять и быстро переключать его. Хорошо организованные занятия спортивными играми и соревнования способствуют воспитанию таких положительных черт, как умение подчинять личные интересы воле коллектива, уважение противника, смелость, решительность, сознательная дисциплина, ответственность перед командой, трудолюбие и др. Не менее велико и агитационное значение спортивных игр. Хорошо организованные соревнования по спортивным играм являются действенным средством пропаганды спорта. На развитие спортивных игр большое влияние оказывает качество подготовки преподавателей, тренеров и особенно учителей, так как основы спортивных игр закладываются на уроках физической культуры и во время внеклассной работы по спортивным играм в школе.
3.Возникновение спортивных игр
4. Характеристика спортивных игр, их специфические признаки
В командных играх выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены. Как бы хорошо ни играл отдельный спортсмен, если команда проиграла, то проиграл и он. И наоборот, как бы плохо спортсмен ни играл, если команда выиграла, то выиграл и он. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта.
Такая специфика командных игр определяет ряд требований к спортсменам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. В идеале основной психологической установкой спортсмена на игру должно быть стремление к полному подчинению собственных действий интересам команды (даже вопреки личному благополучию, может быть и «во вред себе» в том или ином отношении). При отсутствии такой установки у каждого спортсмена команды не может быть и сильной, слаженной команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически подготовленных игроков.
5.Спортивные игры как средство физического воспитания
1AppDataLocalTempmsohtmlclip11clip_image001.gif» /> 1AppDataLocalTempmsohtmlclip11clip_image001.gif» />
Контрольные вопросы и задания