Что относится к обязательствам по распределению
Ответы на вопросы по бухгалтерскому учёту (к)
К коммерческим организациям относятся:
К некоммерческим организациям относятся:
К особенностям бухгалтерского учета относят:
Сплошное и непрерывное отражение хозяйственных процессов
К краткосрочным обязательствам организации относят:
Краткосрочные кредиты и займы
К обязательствам по расчетам относят долги:
К обязательствам по распределению относятся долги:
Работникам организации по начисленной заработной плате
К собственным источникам образования активов относят:
К оборотным активам сферы обращения относятся:
Долги подотчетных лиц
К долговым требованиям относят:
К долгосрочным активам относятся:
Основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения
К специфическим элементам метода бухгалтерского учета относят: Двойная запись
К общим элементам метода бухгалтерского учета относят:
Какие разделы содержит активная часть баланса:
Оборотные и внеоборотные активы
Какой из разделов содержится в пассивной части баланса:
Корреспонденция счетов – взаимосвязь между:
Дебетом одного и кредитом другого счета
К счету для учета собственных источников относятся :
Сч. «Добавочный капитал»
Калькуляционные счета используются для:
Учета затрат и исчисления себестоимости продукции, работ, услуг
Какие операционные счета конкретно используются для расчета финансовых результатов по направлениям их формирования:
Калькуляция – это способ:
Косвенные затраты на производство продукции, работ и услуг учитываются на счете:
Сч. 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредитовый оборот по счету 20 «Основное производство» показывает величину:
Фактической производственной себестоимости готовой продукции
Коммерческие расходы учитываются на счете:
Сч.44 «Расходы на продажу»
К условным фактам хозяйственной деятельности относятся:
Решение о реорганизации хозяйствующего субъекта
К методическому аспекту учетной политики относится:
Выбор формы бухгалтерского учета
К оборотным средствам сферы производства относят:
Денежные средства в кассе
Корректировка меньшей суммы на большую при правильной корреспонденции счетов осуществляется способом: Дополнительной проводки
Корректировка большей суммы на меньшую осуществляется способом: Корректурным
Обязательства по распределению
4. Обязательства по распределению
— задолженность предприятия по начисленной, но еще не выданной зарплате;
— задолженность по начисленным, но еще не перечисленным налогам и сборам в бюджет;
— задолженность по начисленным, но еще не перечисленным платежам во внебюджетные фонды (ПФ, ФСС, ФОМС)
Имущество организации изменяется под влиянием свершившихся хозяйственных событий (хозяйственных фактов). Подтверждают свершившиеся хозяйственные события (хозяйственные факты) бухгалтерские документы.
Тема 2. Бухгалтерские документы
2.1. Понятие о бухгалтерских документах, их классификация
Документы является исходным пунктом бухгалтерского учета.
Бухгалтерская документация это часть системы управленческой документации организации в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документацией (ОКУД), утвержденной постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 года №299.
Документы бухгалтерского учета можно разделить на три уровня: первичная учетная документация, регистры бухгалтерского учета и отчетная бухгалтерская документация.
Остановимся на первичной бухгалтерской документации. Это документы, фиксирующие факты совершения хозяйственной операции. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не предоставляется возможным – непосредственно после её окончания.
Образцы форм документов утверждаются правительственными органами. Такие формы документов называются типовыми или унифицированными.
Бухгалтерские документы классифицируют по нескольким признакам:
— Распорядительные. Например: Приказы об учетной политике, о предоставлении отпуска, о проведении инвентаризации и т. д.
— Оправдательные (исполнительные). Например: приходные и расходные кассовые ордера, товарно-транспортные, счет-фактуры, накладные, акты, накладные и т.д. счет фактуры – это приложения к товарно – транспортным накладным. Составляются в интересах налоговой инспекции
— Документы бухгалтерского оформления. Например: расчетно-платежные ведомости, расчет отпускных, расчет пособия по временной нетрудоспособности, расчет амортизации и другие.
— Комбинированные документы – содержат те и другие элементы. Например, расходные кассовые ордера.
2. По месту составления:
— внутренние. Например: накладная на внутреннее перемещение, ПКО, РКО, акты.
3. По степени обобщения хозяйственных операций;
— первичные. Например: ПКО, РКО, ТТН, акты, накладные.
— сводные. Например: Кассовый отчет, товарный отчет, авансовый отчет, материальный отчет.
4. По порядку использования;
— разовые. Например: ПКО, РКО, акты.
— накопительные. Например: дневной заборный лист, лимитно-заборная карта.
2.2. Реквизиты бухгалтерских документов
Документы состоят из отдельных показателей, которые называются реквизиты (от латинского слова «требуемое, необходимое»).
Совокупность реквизитов документа определяют его форму.
Чтобы документ отвечал своему назначению, он должен быть составлен в соответствии с формой, принятой для данной категории документов.
Но в любом случае документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:
— Наименование документа (формы)
— Наименование организации составившей документ
— Содержание хозяйственной операции
— Измерители хозяйственной операции
— Фамилии и должности ответственных лиц, их личные подписи.
Если документ является внешним документом, то помимо личных подписей на документе должна быть проставлена круглая печать организации.
Электронный документ содержит ту же самую информацию, что и бумажный Содержание электронного документа можно просмотреть на экране компьютера. Электронный документ можно распечатать в бумажном виде. Электронный документ можно размножить в огромном количестве совершенно идентичных экземпляров, можно мгновенно переслать на другой компьютер в другой точке земного шара с помощью электронной почты.
Но электронный документ проще подделать, чем бумажный, если, конечно, не предпринимать специальных мер защиты.
Проблемы защиты от подделки электронных документов решаема. В России, как во многих других странах мира, принят Закон об электронной подписи, направленный на решение указанной проблемы.
Электронные документы уже широко используются в общении предприятий с банками и с налоговыми органами.
Все документы в бухгалтерии тщательно проверяют с трех сторон: юридической, с точки зрения оформления, арифметической.
Проверенные документы регистрируют в журнале регистрации документа.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
В настоящее время особое внимание уделяется унификации и стандартизации документов. Унификация документов – это разработка единой формы документов России для оформления однородных хозяйственных операций в различных организациях. В России унифицированы формы кассовых документов, банковских документов и др.
Они обязательны для всех сфер деятельности. Наряду с унификацией важное значение имеет стандартизация документов. Стандартизация- это установление одинаковых стандартных размеров бланков типовых документов. При ведении бухгалтерского учета важно наладить рациональный документооборот, т.е. оптимальную систему формирования бухгалтерских документов, принятие их к учету, перемещения по предприятию, их текущего хранения и передачи в архив. Это обеспечивает высокую степень надежности учета при минимальных затратах времени и средств.
Основные типы хозяйственных операций в бухгалтерском учете
Хозяйственная операция в бухгалтерском учете — это…
Хозяйственная операция в бухгалтерском учете — это фиксирование фактов хозяйственной жизни предприятия. Отражение хозяйственных операций оказывает постоянное влияние на баланс активов и пассивов предприятия. Но ни одна хозяйственная операция не может нарушить его. Все фиксации деятельности происходят на основании первичных документов, заполненных в установленном порядке. Они и подтверждают факт совершенных операций.
Хозяйственные операции являются частью хозяйственного учета. Что собой представляет хозяйственный учет, читайте в статье «Хозяйственный учет — это. ».
Документирование хозяйственных операций и ведение бухучета
Важным элементом бухгалтерского учета является документирование. Его применяет каждое предприятие для наблюдения за своей хозяйственной деятельностью и первичного контроля. Документирование состоит из упорядоченного сбора первичных документов. Это является начальным этапом учета.
Первичный документ составляется в момент совершения той или иной хозяйственной операции. Существуют формы документов, которые утверждаются только законодательно, но основная масса — такие, которые может утвердить само предприятие. Каждый такой документ имеет юридическую силу и устанавливает ответственных за выполнение той или иной хозяйственной операции. Недопустимо принимать к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются несуществующие, мнимые сделки (ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Только наличие правильно оформленных первичных документов поможет предприятию отстаивать свои интересы в суде или гарантировать сохранность своего имущества. Правильное документирование хозяйственных операций можно использовать для объективного анализа результатов работы предприятия как его собственниками, так и налоговыми органами.
Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета
После того как первичные документы собраны и проверены, они фиксируются на счетах бухгалтерского учета в хронологическом порядке. Каждое событие финансово-хозяйственной деятельности имеет двойственный характер. Суть этой двойственности сводится к тому, что при записи одного события используется 2 счета бухучета, которые указывают на состав, место размещения имущества и источники его образования.
Как правильно отражать хозяйственные операции с использованием двойных записей, читайте в статье «Понятие и сущность двойной записи в бухгалтерском учете».
Связь этих счетов называется корреспонденцией, а сами счета корреспондирующими.
Отражение операций с использованием корреспонденции счетов называют бухгалтерской проводкой.
Подробнее о том, какие бывают проводки, читайте в статье «Основные проводки по бухучету — примеры».
Также рекомендуем справочник «16 700 БУХГАЛТЕРСКИХ ПРОВОДОК С КОММЕНТАРИЯМИ», который вы найдете в КонсультантПлюс, если получите бесплатный пробный доступ к системе.
Типы хозяйственных операций в бухгалтерском учете — примеры
Хозяйственные операции разделяют на 4 типа. Все они оказывают влияние на баланс, при этом равенство баланса не нарушается.
На расчетный счет ООО «Звезда» были перечислены денежные средства в размере 5 000 рублей в счет оплаты за полученный товар.
Проводка: Дт 51 Кт 62 — 5 000.
В результате такой операции валюта баланса осталась неизменной, изменения произошли только в статьях актива баланса. Статья «Расчетный счет» увеличилась на 5 000 рублей, а статья «Расчеты с покупателями и заказчиками» уменьшилась на эту же сумму.
ООО «Звезда» в конце отчетного периода получило прибыль. Участники общества решили рассчитать и начислить дивиденды в размере 10 000 руб.
Проводка: Дт 84 Кт 75 — 10 000.
В результате валюта баланса опять остается неизменной, а вот статьи пассива баланса изменились. Статья «Расчеты с учредителями» увеличилась, статья «Нераспределенная прибыль» уменьшилась на 10 000 руб.
На склад ООО «Звезда» поступили товары от поставщика ООО «Розмарин» на сумму 3 000 руб.
Проводка: Дт 41 Кт 60 — 3 000.
Результатом будет увеличение валюты баланса, т. к. в данном случае изменения произошли в обеих частях баланса (в активе и пассиве). Статья пассива «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и статья актива «Товары» были увеличены на 3 000 руб.
После того как товар был поставлен на склад, ООО «Звезда» произвела перевод денежных средств на расчетный счет ООО «Розмарин» в сумме 3 000 руб.
Проводка: Дт 60 Кт 51 — 3 000.
В результате валюта баланса снова изменилась, только в сторону уменьшения. Изменения произошли и в активе, и в пассиве баланса. Статья пассива «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и статья актива «Расчетный счет» уменьшились на 3 000 руб.
Итоги
Важно помнить, что каждая совершенная хозяйственная операция должна пройти путь от подтверждения ее первичным документом до отнесения к одному из 4 типов операций и получить свое отражение на счетах бухучета. Ни одна из операций при правильном ее оформлении не может нарушить равенство баланса.
Активы и обязательства в бухучете. Понятная методичка для бухгалтера
В бухгалтерской отчетности активы в зависимости от оборачиваемости делятся на оборотные и внеоборотные. Такое деление обусловлено их сутью, что подтверждает разная методология учета, описанная в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и 6/01 «Учет основных средств». Хотя в стандартах это не предусмотрено, но методологи БМЦ считают, что имущество может менять категорию как актив (оборотный или внеоборотный).
О долгосрочных материальных запасах
Предположим, организация использует в своем обычном производственном цикле руду или другое сырье. На складе хранятся запасы руды или другого сырья, которые производитель продукции планирует переработать через год и более после составления финансовой отчетности или за рамками обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев (долгосрочная руда). У предприятия отсутствуют планы и возможность реализовать долгосрочную руду в исходном состоянии без дополнительной переработки.
Главный вопрос состоит не в оценке данной руды, а в выборе места для указания о ней в финансовой отчетности. Эксперты БМЦ допускают отражение этой руды в составе как оборотных, так и внеоборотных активов. Ведь нормативные документы по бухгалтерскому учету в РФ не содержат запретов на представление в бухгалтерской (финансовой) отчетности запасов в составе внеоборотных активов. В подобных случаях как раз могут пригодиться международные стандарты финансовой отчетности. В одном из стандартов представлены критерии квалификации актива как оборотного.
Бухгалтер представляет актив в таком качестве, если (п. 66 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»):
– предполагается реализовать актив, или продать, или потребить его в рамках своего обычного операционного цикла;
– компания удерживает этот актив главным образом для целей торговли;
– предполагается реализовать стоимость этого актива в пределах 12 месяцев после окончания отчетного периода;
– этот актив представляет собой денежные средства или эквивалент денежных средств (в значении, определенном в МСФО (IAS) 7), кроме случаев, когда существуют ограничения на его обмен или использование для погашения обязательств, действующие в течение минимум 12 месяцев после окончания отчетного периода.
Согласно п. 68 МСФО (IAS) 1 к оборотным относятся активы (такие как запасы и торговая дебиторская задолженность), продажа, потребление или реализация которых осуществляется в пределах обычного операционного цикла, даже когда не предполагается, что их стоимость будет реализована в течение 12 месяцев после окончания отчетного периода. То есть запасы, используемые в рамках операционного цикла длительностью больше года, включаются в состав оборотных активов.
Все иные активы следует квалифицировать как внеоборотные. Согласно п. 67 МСФО (IAS) 1 термин «внеоборотные» используется для обозначения материальных, нематериальных и финансовых активов долгосрочного характера. Стандарт не запрещает использовать альтернативные обозначения при условии, что их смысл очевиден.
В национальном ПБУ 4/99 «Отчетность организации» нет такого разделения, хотя в самом балансе устаревшей формы приводится перечень того, что может являться внеоборотными, а что оборотными активами. Но вряд ли данные рекомендации имеют достаточную легитимность в рамках действующего законодательства.
На основании изложенного эксперты выделяют краткосрочную и долгосрочную руду. Первая согласно планам переработки будет переработана в течение года, вторая подлежит переработке через год и более после отчетного периода. Информация о таких запасах руды (сырья) раскрывается в разных разделах баланса: в составе оборотных и внеоборотных активов соответственно.
На конец года у добывающей организации остатки руды составляют 100 т на общую стоимость 600 тыс. руб. Из них согласно единому календарному плану 3/4 планируется переработать в течение предстоящего года, а 1/4 – в следующем году.
Исходя из условий примера, выделим:
– «краткосрочную» руду, ее объем будет равен 75 т, а стоимость – 450 тыс. руб.;
– «долгосрочную» руду, ее объем будет равен 25 т, а стоимость – 150 тыс. руб.
В бухгалтерском балансе (отчете о финансовом положении) данные виды руды будут отражены в следующих позициях:
– оборотные активы «Запасы» – 75 т;
– внеоборотные активы, отдельной позицией, – 25 т.
В бухгалтерском учете предприятия будут сделаны такие проводки:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Принята на учет в составе запасов вся руда
Краткосрочная руда отражена в составе оборотных активов
Краткосрочная руда отражена в составе оборотных активов
Для отделения краткосрочной руды от долгосрочной использованы субсчета (10-К и 10-Д), открытые к счету 10 «Материалы».
Какая разница между рудой и катализаторами, ядерным топливом? Ведь последняя группа активов тоже может быть отражена в составе:
– МПЗ, стоимость которых списывается на расходы производства в момент отпуска в эксплуатацию;
– или объектов ОС, по которым амортизация начисляется линейным способом исходя из установленного срока использования.
Однако руда списывается как материальные запасы в процессе отпуска в эксплуатацию, а не как объекты ОС через равномерную амортизацию, что допустимо в отношении катализаторов и ядерного топлива. Тот факт, что руда может быть разделена на краткосрочную и долгосрочную, нужен для правильной классификации, но отнюдь не означает, что также должны быть различными способы списания этих видов руды.
Долгосрочная руда используется при производстве продукции и, следовательно, удовлетворяет критериям признания в качестве МПЗ, обозначенных в п. 2 ПБУ 5/01. И именно по правилам данного стандарта должна оцениваться и долгосрочная, и краткосрочная руда. Согласитесь, нетривиальное решение – учет вести по одному стандарту, а в отчетности отражать по-разному. Причем делается это не просто так, а в силу предписаний другого стандарта, правда, он взят из международного бухучета.
Здесь уместно сказать о том, что на сайте финансового ведомства выложен проект изменений действующего ПБУ 1/2008 «Учетная политика». В нем есть норма: если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из ПБУ1/2008 и иных положений по бухгалтерскому учету, а также МСФО.
Минфин предлагает обновить формулировки согласно действующему Закону о бухгалтерском учете и немного изменить алгоритм поиска решения в не урегулированных ПБУ ситуациях. Бухгалтер руководствуется последовательно:
– международными стандартами финансовой отчетности;
– положениями федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
– рекомендациями в области бухгалтерского учета.
Как видим, приоритет отдан международному опыту представления финансовой информации. Ведь именно МСФО в большей степени преследуют цель дать объективную оценку активам и обязательствам компании, ее расходам и доходам. Национальные федеральные и отраслевые стандарты не столь независимы и преследуют также цель представления информации для государственных и контролирующих органов.
О краткосрочных внеоборотных активах
По данному вопросу эксперты БМЦ выпустили другую рекомендацию – РекомендациюР-84/2017-КпР. Это документ о переклассификации объектов ОС в активы для продажи. В документе ясно и четко обозначена проблема. Если организация приняла решение продать объект, в таком случае его балансовая стоимость будет возмещена в основном за счет продажи, а не посредством продолжающегося использования. Различие не только в том, что данный объект меняет позицию в финансовой отчетности, но и в уточнении его балансовой цены.
Поскольку нормативными документами по бухгалтерскому учету ОС не предусмотрен порядок переклассификации объектов ОС при изменении модели получения будущих экономических выгод, в силу п. 7 ПБУ 1/2008 для целей повышения достоверности финансовой отчетности указанные объекты должны быть квалифицированы в качестве активов, предназначенных для продажи. Отражению в отчетности таких активов посвящен отдельный МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность».
В рамках данного стандарта рассматриваются долгосрочные активы, предназначенные для продажи, информацию о которых следует представлять отдельно в отчете о финансовом положении организации. Суть рассматриваемого международного стандарта в том, чтобы из долгосрочных активов выделить особую группу, в которую включаются внеоборотные активы на продажу. Несмотря на название, группа таких активов находится в разделе оборотных (краткосрочных) активов баланса.
Переместить выбывающий в скором времени актив из одной группы в другую недостаточно, нужно его еще и оценить правильно. Оценка заключается в том, что выбирается наименьший из показателей: балансовая стоимость актива или его справедливая стоимость (некий аналог рыночной стоимости) за вычетом расходов на продажу. После того, как соответствующая оценка произведена, начисление амортизации на объект прекращается, так как он уже не используется в деятельности.
Критерии квалификации актива на продажу (условия, которые должны выполняться одновременно) следующие:
– имущество готово к немедленной продаже, то есть все мероприятия предпродажной подготовки (в том числе ремонт) закончены;
– вероятность продажи (выбытия) объекта высока.
Возникает вопрос, как оценить соответствие последнему из по-именованных критериев. Для признания продажи в высшей степени вероятной нужно, чтобы:
– руководством был принят план продажи;
– осуществлялась активная программа поиска покупателя и выполнения плана;
– продажа актива планировалась по разумной цене;
– совершение сделки ожидалось в течение 12 месяцев.
Какое же имущество промышленных предприятий может быть признано внеоборотными активами, предназначенными для продажи? На наш взгляд, это оборудование, производственные линии, которые устаревают и прекращают использоваться в деятельности по причине модернизации производства. Указанное имущество – не товары первой необходимости, и продажа может затянуться.
Тем не менее это не мешает квалифицировать актив в качестве предназначенного для продажи, если причиной задержки являются события или обстоятельства, не контролируемые предприятием, и существуют достаточные подтверждения того, что предприятие будет продолжать выполнять план по продаже актива. Причем операции продажи включают не только реализацию долгосрочных активов, но и обмен их на другие долгосрочные активы, которые будут приносить компании экономические выгоды.
У предприятия имеется оборудование, которое можно еще использовать, но принято решение провести модернизацию и заменить его. На дату принятия такого решения балансовая стоимость оборудования – 200 тыс. руб. Оставшийся срок полезного использования – 20 мес. Однако для того, чтобы оборудование полностью было готово к продаже, его нужно демонтировать и провести предпродажную подготовку. Стоимость работ – 50 тыс. руб., осуществлены они в течение месяца после принятия решения о выведении из эксплуатации и продаже устаревшего оборудования. По оценке экспертов, рыночная (справедливая) стоимость подобного оборудования, бывшего в употреблении, составляет 180 тыс. руб. (без НДС, который уплачивается в бюджет и не отражается в составе возможных экономических выгод организации в финансовой отчетности).
В бухгалтерском учете предприятия в национальной корреспонденции счетов будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Переведено ОС по остаточной стоимости в состав внеоборотных активов
Включено в прочие расходы снижение стоимости имущества, выбывающего по причине реализации
Отражена реализация объекта ОС покупателю
Начислен НДС при реализации объекта
Произведены расчеты по проданному имуществу
Списано проданное имущество
Если читатель проверит сальдо прочих доходов и расходов, то увидит, что оно нулевое, что говорит об отсутствии прибыли от данной хозяйственной операции. Это объясняется тем, что имущество было уценено до рыночной стоимости, по которой и продано – то есть компания не получила ни прибыли, ни убытков.
Отметим: если бы балансовая стоимость оборудования после того, как оно подготовлено к продаже, была меньше справедливой стоимости за вычетом расходов на продажу, актив достаточно было бы просто перевести из состава ОС в отдельную группу внеоборотных активов, предназначенных для продажи. При этом в дальнейшем до момента продажи амортизация оборудования в учете не начисляется и в отчетности не показывается.
О каких показателях еще нужно помнить?
Как может заметить читатель, все вышесказанное касалось активов, переводимых из внеоборотных в оборотные и наоборот. Однако нужно помнить и об обязательствах, срок исполнения которых также может приходиться на разные периоды. В бухгалтерском балансе, форма которого утверждена Приказом Минфина от 02.07.2010 № 66н, долгосрочные и краткосрочные обязательства выделены в особые разделы по аналогии с тем, как в другой части выделены внеоборотные и оборотные активы.
Более подробные рекомендации по выделению рассматриваемых «пассивных» финансовых показателей даны в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Бухгалтер квалифицирует обязательство как краткосрочное, когда:
– он предполагает урегулировать это обязательство в рамках своего обычного операционного цикла;
– он удерживает это обязательство преимущественно для целей торговли;
– это обязательство подлежит урегулированию в течение 12 месяцев после окончания отчетного периода;
Все иные обязательства должны быть представлены в отчетности как долгосрочные.
Некоторые краткосрочные обязательства, такие как торговая кредиторская задолженность и некоторые начисления по затратам на персонал и прочим операционным затратам, составляют часть оборотного капитала, используемого в рамках обычного операционного цикла организации. Организация квалифицирует эти операционные статьи как краткосрочные обязательства, даже если они подлежат погашению по прошествии более 12 месяцев после окончания отчетного периода.
Для целей квалификации активов и обязательств организации применяется один и тот же обычный операционный цикл. В случаях, когда обычный операционный цикл организации не поддается четкой идентификации, принимается допущение, что его продолжительность составляет 12 месяцев.
Финансовые обязательства, обеспечивающие долгосрочное финансирование (то есть не составляющие часть оборотного капитала, используемого в рамках обычного операционного цикла организации) и не подлежащие погашению в пределах 12 месяцев после окончания отчетного периода, представляют собой долгосрочные обязательства. Рассмотрим следующую ситуацию. Организация привлекла долгосрочный кредит, его небольшая часть подлежит погашению в течение ближайшего операционного цикла. Нужно ли ее выделять в учете и отчетности как краткосрочное обязательство? Обратимся к п. 71МСФО (IAS) 1: в нем банковские овердрафты, а также краткосрочная часть долгосрочных финансовых обязательств определены как краткосрочные обязательства, не предполагающие погашение в рамках обычного операционного цикла. Это финансовые обязательства, обеспечивающие долгосрочное финансирование.
Как видим, в международном стандарте нет четкого ответа на поставленный выше вопрос. Однако мы придерживаемся мнения, что между активами и обязательствами есть определенная экономическая взаимосвязь. Как правило, внеоборотные активы приобретаются за счет долгосрочного заемного финансирования, в то время как оборотные активы финансируются за счет текущей задолженности, подлежащей погашению в течение операционного цикла. Если с этим согласиться, то краткосрочная часть долгосрочных финансовых обязательств остается все же в составе таких обязательств, а в примечаниях к отчетности для составления бюджета на текущий год целесообразно выделить краткосрочный долг длительного займа.
И еще – если по займам, квалифицированным как краткосрочные обязательства, когда в период между датой окончания отчетного периода и датой одобрения финансовой отчетности к выпуску происходят указанные ниже события, эти события подлежат раскрытию как некорректирующие:
– рефинансирование на долгосрочной основе;
– исправление нарушения условий долгосрочного кредитного соглашения;
– предоставление кредитором льготного периода для исправления нарушения условий долгосрочного кредитного соглашения, который заканчивается не ранее чем через 12 месяцев после окончания отчетного периода.
Информация подлежит представлению либо в отчете о финансовом положении, либо в примечаниях. Таким образом, можно утверждать, что для перевода задолженности из долгосрочной в краткосрочную и наоборот нужны очень веские основания. В противном случае необходимо исходить из первоначальной квалификации обязательств.
Итак, срок использования актива и погашения обязательства играет важную роль в квалификации данных финансовых показателей. Причем переквалификация возможна в редких случаях, когда пользователям бухгалтерской отчетности важно не только знать, как долго показатель будет присутствовать в отчетности, но и быть уверенными в его достоверной стоимостной оценке. Все это говорит о том, что бухгалтеру следует серьезно подходить к квалификации названных показателей и подготовке отчетности.
[1] Условия обязательства, в соответствии с которыми оно может быть по усмотрению контрагента урегулировано путем выпуска и передачи долевых инструментов, не влияют на квалификацию этого обязательства.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.